Глава 88 Характер Божий, открытый во Христе

Спаситель сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Господь заявил через пророка: «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно мне, говорит Господь» (Иер. 9:23, 24).

Без божественной помощи ни один человек не может получить такое знание. Апостол говорит: «Мир своею мудростью не познал Бога» (1 Кор. 1:21). Христос «был в мире, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Иоан. 1:10). Иисус сказал Своим ученикам: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» (Матф. 11:27). В Своей последней молитве за Своих последователей, пока еще тени Гефсимании не окутали Его, Спаситель поднял Свои глаза к небу и, глубоко тронутый невежеством павших людей, молился: «О, праведный Отче, мир не познал Тебя, но Я познал Тебя».

[738]

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира» (Иоан. 17:25-26).

С самого начала сатана действовал по своему тщательно разработанному плану, чтобы заставить людей забыть Бога и привлечь их к себе. Он пытался оклеветать Бога и внушить им неправильное представление о Нем. Он представил Творца как высшую силу зла; как сурового, жестокого, деспотичного, непрощающего Бога, чтобы люди боялись Его, сторонились, избегали и даже ненавидели. Сатана надеялся в такой мере смутить сознание обманутых им людей, чтобы они устранили Бога из своего познания. Тогда он смог бы окончательно стереть в человеке божественный облик и отобразить в его душе свой образ; он смог бы тогда вселить в сердце человека свой дух и сделать его пленником своей воли.

Ложно представляя характер Бога и возбуждая недоверие к Нему, сатана искусил Еву согрешить. Посредством греха сознание наших прародителей было омрачено, их естество унижено, и их представление о Боге начало формироваться под влиянием их ограниченности и эгоизма. И по мере того, как люди становились все более смелыми во грехе, познание о Боге и любовь к Нему постепенно исчезали из их разума и сердца. «Но как они, познавши Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце» (Римл. 1:21 ст.).

Временами даже казалось, что все усилия сатаны приобрести власть и контроль над человеческой семьей увенчались успехом. В течение всех веков до первого пришествия Христа казалось, что почти весь мир находился под властью князя тьмы, и он управлял им с деспотичной властью, ибо грех наших прародителей дал сатане «а это право. Даже народ завета, которого Бог избрал, чтобы он сохранял в мире истинное познание о Нем, настолько далеко отошел от Него, что утратил всякое истинное представление о Его характере.

Христос пришел в мир, чтобы открыть Бога как Бога любви, полного милосердия, нежности и сострадания.

[739]

Густейший мрак, каким сатана пытался окутать престол Божества, был рассеян Искупителем мира, и Отец вновь был явлен людям как Свет жизни.

Когда Филипп подошел к Иисусу с просьбой: «Покажи нам Отца и довольно для нас», Спаситель ответил ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел и Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца?» (Иоан. 14:8-9). Христос сказал о Себе, что Он был послан в мир как представитель Отца. В Своем благородстве характера, в Своем милосердии, в любви, сострадании и доброте Он стоит сегодня перед нами как воплощение божественного совершенства, как образ невидимого Бога.

Апостол говорит: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор. 5:19). Только рассуждая над великим планом искупления, мы сможем выработать правильное представление о характере Бога. Его творение свидетельствует о Его любви, но только дар Божий в спасении виновного и погибающего человечества может открыть безграничную глубину божественной нежности и сострадания. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Когда закон Божий соблюдается и его справедливые требования удовлетворены, грешник получает прощение. Небо отдало самое драгоценное, чтобы Бог «мог быть праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римл. 3:26). Посредством этого дара люди извлекаются из руин греха и становятся детьми Божьими. Ап. Павел говорит: «Вы приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва Отче» (Римл. 8:15).

Дорогие братья! Вместе с возлюбленным Иоанном я обращаюсь к вам, прося обратить ваше внимание на «любовь, какую дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими» (1Иоан. 3:1). О, какая безграничная любовь! Чтобы все грешники, подобно нам, могли вновь вернуться к Богу и были приняты в Его семью! Мы

[740]

можем обращаться к Нему, называя Его «Отче наш» — имя, которое говорит о нашей любви к Нему и о Его клятвенной верности и родстве нам. И Сын Божий, глядя на наследников благодати, «не стыдится называть их Своими братьями». Они даже состоят в более святом родстве с Богом, чем непавшие ангелы.

Вся сила родительской любви, текущая из поколения в поколение через каналы человеческих сердец, вся глубина нежности в душе человека — все это ничтожный ручеек в безбрежном океане безграничной, неистощимой любви Божьей. Наш язык не в состоянии выразить ее, перо бессильно описать ее. Вы можете размышлять об этом каждый день в течение всей своей жизни; вы можете очень старательно исследовать Писание, чтобы понять ее; вы можете призвать на помощь все дарования и способности, данные вам Богом, чтобы понять любовь и сострадание Небесного Отца, и, тем не менее, она по-прежнему будет оставаться недосягаемой и непонятной. Вы можете отдать исследованию этого вопроса целые столетия, и, тем не менее, вы никогда вполне не поймете широты, долготы, глубины и высоты любви Бога, отдавшего Своего Сына на смерть за наш грешный мир. Даже сама вечность никогда вполне не откроет ее свойств. Однако, исследуя Библию и размышляя над жизнью Христа и планом искупления, мы, конечно, все больше и больше понимаем эти величественные вопросы. И все же мы обязаны постигнуть те благословения, о каких ап. Павел желал, чтобы их имела Ефесская церковь, когда он молился, «чтобы Бог нашего Господа Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие Его могущества в нас, верующих по действию державной силы Его» (Ефес. 1:17-19).

Сатана постоянно заботится о том, чтобы занимать разум людей вопросами, отвлекающими их от познания Бога. Он стремится

[741]

заинтересовать людей тем, что способно омрачить их душу и разочаровать ее. Мы живем в мире греха и растления, будучи окружены влиянием обольщения и разочарования. Спаситель сказал: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мат. 24:12). Многие сосредотачивают все свое внимание на окружающем их ужасном беззаконии, отступлении, нечестии и говорят об этом до тех пор, пока их сердца не наполняются печалью и сомнением. Они подавлены огромным влиянием великого обманщика, разочарованы своими поражениями в борьбе с ним и практически утратили из вида могущество Небесного Отца и Его безмерную любовь. Именно это и есть то состояние, которого добивается сатана. Это ошибка — думать о враге праведности как об обладающем большой силой, в то время как мы так мало размышляем о любви Божьей и Его могуществе. Мы должны говорить о могуществе Христа. Мы почти бессильны избавиться сами по себе от сатаны, но Бог определил путь избавления. Сын Всемогущего обладает достаточной силой, чтобы сражаться за нас, и через Него, возлюбившего нас, «мы можем выйти более, чем победители».

Мы не укрепляемся духовно, если постоянно думаем о наших немощах и поражениях и сокрушаемся о силе сатаны. В нашем сознании и сердце должна утвердиться одна великая истина как живой принцип, а именно: сила и влияние жертвы, принесенной ради нас, что Бог может и спасет всякого, кто приходит к Нему, подчиняясь при этом всем условиям, данным в Его Слове. Наша работа состоит только в том, чтобы мы определили нашу волю на сторону воли Божьей. Тогда через кровь искупления мы становимся причастниками божественной природы; через Христа мы — дети Божьи и имеем заверение, что Бог любит нас так же, как Он любит и Своего Сына. Мы становимся одно с Иисусом. Мы идем туда, куда ведет нас Христос; Он обладает силой рассеять мрак, которым сатана покрывает наш путь, и вместо мрака и разочарования в наших сердцах будет сиять солнечный свет Его славы.

[742]

Наша надежда состоит в том, чтобы постоянно укреплять себя знанием того, что Христос есть наша праведность. Пусть наша вера покоится на этом основании, и она останется вечной. Вместо того, чтобы быть подавленным мраком сатаны и бояться его силы, мы должны открыть наши сердца для получения света, исходящего от Христа, и разрешить Ему сиять перед миром, свидетельствуя о том, что Он выше всякой силы сатаны и что Его поддерживающая рука будет охранять всех доверяющихся Ему.

Иисус сказал: «Сам Отец любит вас». Если наша вера обращена к Богу через Христа, она окажется «якорем безопасным и крепким и войдет во внутреннейшее за завесу, куда Предтечею за нас вошел Иисус». Да, конечно, нам не избежать разочарований; нас ожидают неприятности, испытания, но мы должны все малое и великое отдать в руки Божьи. Его не приведет в замешательство и не поставит в тупик горе, переживания, наши многочисленные заботы. Он не отступит назад под бременем наших забот. Его бдительное око охватывает каждую семью и взирает на каждого человека в отдельности; Он интересуется всеми нашими делами и переживаниями. Он отмечает каждую слезу; Он тронут нашим бессилием и беспомощностью. Все, что мы переносим, все наши муки и страдания — все это с любовью допущено Им, чтобы «мы могли стать причастниками Его святости» и таким путем принять участие в полноте той радости, которая может быть только в Его присутствии.

«Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор. 4:4). Но Библия в сильнейших выражениях указывает нам на важность познания о Боге. Ап. Петр говорит: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2Петр. 1:2-3). И Св. Писание повелевает нам: «Сблизься же с Ним и будешь спокоен; и чрез это придет к тебе добро» (Иов. 22:21).

[743]

Бог повелел нам: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Петр. 1:16), и вдохновенный апостол говорит, что без святости «никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Святость — это союз с Богом. По причине греха, образ Божий был извращен и почти уничтожен в человеке; работа Евангелия состоит в том, чтобы вернуть утерянное, и мы должны сотрудничать с божественной силой в этой работе. И сможем ли мы быть в союзе с Богом, получить Его подобие, если не будем обладать познанием о Нем? Именно это знание и явил Христос нам, когда пришел в этот мир.

Ограниченные взгляды, которые столь многие имеют о возвышенном характере и о работе Христа, в большой степени препятствуют их росту в духовной жизни. Духовность нашего народа находится на очень низком уровне. Слишком много у нас формальной, механической религии, религии только на словах, но в нашей духовной жизни должен найти место более глубокий религиозный опыт. Со всеми нашими благоприятными условиями, нашими издательскими домами, школами, санаториями и многими другими преимуществами мы должны продвинуться неизмеримо дальше вперед. Работа христианина в этой жизни состоит в том, чтобы представить Христа миру в своей жизни и характере. Если Бог дает нам свет, это говорит о том, что мы должны открыть его другим. Но по сравнению с полученным нами светом и представленными нам возможностями и преимуществами в достижении людей мы совершили очень мало. Бог желает, чтобы истина, которую Он сделал доступной нашему пониманию, принесла больше плодов. Но если наш разум наполнен мраком и печалью по причине окружающей нас тьмы и беззакония, каким же образом мы сможем представить Христа этому миру? Каким образом наше свидетельство сможет иметь силу в обращении душ? Мы нуждаемся в том, чтобы познать Бога и силу Его любви, открытой во Христе путем нашего личного опыта и учебы. Мы должны исследовать Св. Писание старательно, с молитвой; Наше понимание должно быть освежено силой Св. Духа,

[744]

и наши сердца должны быть вознесены к Богу в вере, надежде и постоянной признательности.

Через заслуги Христа, через Его праведность, которая верой вменяется нам, мы должны достигнуть совершенства христианского характера. Наша ежедневная и ежечасная работа определена в словах апостола: «Взирая на Иисуса, Начальника и Совершителя нашей веры» (Евр. 12:2). Если мы начнем поступать так, тогда наше сознание будет становиться все светлее, наша вера — более сильной, наша надежда — тверже; мы настолько будем поглощены Его чистотой, любвеобильностью и жертвой, принесенной Им ради того, чтобы привести нас в тесное общение с Богом, что у нас не останется желания, поползновения произносить слова сомнения и разочарования.

Проявление Божьей любви, Его милосердия и доброты, освещающее, обновляющее действие Св. Духа на сердце приведет нас через веру к такой тесной связи со Христом, что, имея точное и определенное представление о Его характере, мы будем в состоянии понимать и различать самые коварные уловки сатаны. Взирая на Иисуса и доверяясь Его заслугам, мы присваиваем себе благословения света, мира, радости во Святом Духе. И, под влиянием всего соделанного Христом для нас, мы готовы воскликнуть: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими» (1Иоан. 3:1).

Дорогие братья и сестры! «Взирая на Иисуса», мы изменяемся. Размышляя над любовью Бога и нашего Спасителя, над совершенством божественного характера, и путем веры присваивая себе праведность Христа, мы должны преобразиться в тот же образ. Не будем копить в своем сознании всякого рода неприятные картины: плоды беззакония, разложения, разочарования, говоря другими словами, свидетельства силы сатаны, чтобы все это развешивать в залах нашей памяти, говорить и сокрушаться об этом, пока наши сердца не наполнятся разочарованием. А разочарованная душа — это место обитания мрака, и такой человек не только сам не может принять свет Божий, но и другим препятствует сделать это. Сатана любит наблюдать за проявлениями своего триумфа,

[745]

лишая людей веры и ввергая их в разочарование.

Благодарение Богу за то, что мы имеем также и более радужные картины, представленные нам Всевышним. Соберем же в своей душе все благословенные доказательства Его любви как драгоценные сокровища и будем постоянно взирать на них. Сын Божий оставил престол Своего Отца, облек Свою божественность в человеческое естество, чтобы таким путем спасти человека от силы сатаны; Его победа открыла перед человеком небо, представляя человеческому взору славное место обитания Божества; падшее человечество, поднятое из бездны погибели, куда грех вовлек его, вновь получило доступ к безграничному Богу, и посредством веры, оделось в праведность Христа и вознеслось до Его престола, — вот те картины, которыми Бог повелевает нам украсить залы нашей души. «Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:18, 17).

На небе Бог — все во всем. Там святость царит над всем; там ничто не оскверняет совершенную гармонию с Богом. Если мы действительно идем туда, в таком случае дух неба должен обитать в нашем сердце уже здесь, на земле. Но если мы сегодня не находим удовольствия в размышлении над небесными вещами, если у нас нет интереса к тому, чтобы расширять наши познания о Боге; если созерцание характера Христа не доставляет нам никакой радости; если святость не привлекает нас к себе, тогда мы можем быть абсолютно уверены, что наша надежда быть на небе тщетна. Совершенное согласие с волей Божьей — вот та высшая цель, которая должна постоянно находиться перед христианином. Он будет любить разговоры о Боге, об Иисусе, о родине счастья и чистоты, которую Христос приготовил для любящих Его. Размышления над этими вопросами, когда душа наслаждается благословенными заверениями Бога, апостол представляет как предвкушение «сил будущего века» (Евр.6:5).

[746]

Нас ожидает тяжелая борьба, когда со «всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» (2Фес. 2:9-10) сатана будет пытаться ложно представить характер Бога, чтобы, если возможно, «обольстить и избранных». И если когда-либо и жил народ, нуждающийся в постоянном увеличении света с небес, то это наш народ, живущий в опасное время, народ, которого Бог призвал быть хранителем Своего святого закона, задача которого оправдать Его характер перед миром. И те, кому поручена эта святая задача, должны быть проникнуты, возвышены и обновлены теми истинами, в которые они верят. Никогда еще церковь не испытывала такой острой нужды, и никогда еще Бог так сильно не желал, чтобы она пережила опыт, описанный апостолом в послании к Колоссянам: «Не перестанем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком добром деле и возрастая в познании Бога» (Кол. 1:9-10).