Глава 23 Провозглашение истины среди расового антагонизма

Меня тяготит тяжелое бремя относительно работы среди цветного населения. Благая весть должна быть донесена до угнетенной негритянской расы. Но, прилагая усилия для воспитания этих людей, необходимо проявить большую предосторожность. Среди белых людей во многих местах существует сильное предубеждение против негритянского населения. Наше искреннее желание — против такого предубеждения, но мы не можем не принять его во внимание. Если бы мы действовали так, как будто не существует подобного предубеждения, мы не смогли бы представить свет истины белым людям. Мы должны оценить положение таким, как оно есть, и относиться к нему разумно и с пониманием дела.

В течение многих лет у меня на сердце лежало тяжелое бремя относительно состояния негритянского населения. Мое сердце болит при виде все увеличивающейся вражды против этой расы, и в виду положения, когда многие Адвентисты седьмого дня явно не способны понять необходимость срочного выполнения важной работы. Годы уходят в вечность, а сделано очень мало, чтобы помочь тем, кто недавно был расой рабов.

Одна из трудностей в этой работе заключается в том, что многие белые люди, живущие среди многочисленного цветного населения, не желают применить особые усилия для их воспитания. При виде школ, организованных для негров; при виде того, как их учат быть самостоятельными, осваивающими какую-либо профессию; при виде того, как они строя для себя удобные дома вместо лачуг, они видят во всем этом опасность, которая будет препятствовать их эгоистичным планам, — они уже больше не смогут нанимать негров за жалкие гроши; и из-за этого их неприязнь еще более возрастает. Они чувствуют себя униженными и оскорбленными.

[205]

И потому некоторые действуют так, как будто рабство никогда не было отменено. Этот дух все более возрастает по мере того, как Дух Божий оставляет землю, и во многих местах теперь невозможно выполнить ту работу, которую можно было совершить для цветного населения в прошлые годы.

Американский народ мог бы сделать многое, если бы правительство и христианские церкви приложили соответствующие усилия в пользу свободы сразу же после отмены рабства. В то время, как цветные сильно нуждались в помощи, для их воспитания и поднятия жизненного уровня необходимо было выделить порядочные средства. Но правительство, не проявив значительных усилий, оставило негров в одиночку бороться со своими трудностями. Некоторые из прогрессивных христианских церквей начали хорошую работу, но, к сожалению, достигли сравнительно немногого; и церковь Адвентистов седьмого дня также не смогла выполнить свою роль. Все же отдельные личности и целые общества приложили настойчивые усилия, чтобы поднять цветных людей на более высокий уровень, и через таковых была выполнена благородная работа. Но как мало участвовало в этой работе, в которой всё должны были проявить сочувственное участие и помощь!

Некоторые из Адвентистов седьмого дня также применили благородные усилия для выполнения работы среди цветных людей. Если бы занятые в этой работе получили поддержку и сотрудничество всех служителей, результат их работы был бы совсем другим, чем мы имеем сегодня. Но большая часть наших работников не проявила должного сотрудничества, за Исключением немногих собратьев, которые, борясь с трудностями, осуществляли такую необходимую работу в трудном поле.

С течением времени сопротивление возрастет; обстоятельства предупреждают нас, что в таких условиях рассудительность лучше доблести. Если в работе для цветных людей были допущены

[206]

неразумные действия, причина заключается в том, что своевременно не были даны предостережения. Из Австралии, через широкую гладь Тихого океана, было послано предостережение: в каждом действии остерегаться, чтобы работники не допускали никаких политических речей и не поощряли социального сближения белых и черных.

На совете, проходившем в 1895 г: в Армадейле, пригороде Мельбурна (штат Виктория), я говорила по этому поводу в ответ на вопросы собратьев и настаивала на осмотрительности и осторожности. Я сказала, что впереди — опасные времена, и мнения, которые могли быть высказаны в прошлом относительно того. что необходимо сделать в миссионерском отношении для цветных людей, в будущем не смогут быть высказаны без того, чтобы не подвергнуть опасности свою жизнь. Я прямо заявила, что работа, совершаемая для цветных людей, должна осуществляться по методам, совершенно отличным от тех, которым мы следовали в некоторых местах страны в прошлые годы.

Пусть как можно меньше говорится о цветной линии, и пусть цветные работники трудятся преимущественно для своей расы.

Относительно совместного богослужения белых и цветных людей в одном молитвенном доме можно сказать, что такой метод нельзя принять как всеобщий обычай с пользой для какой-либо группы, особенно на Юге. Самое лучшее — предусмотреть цветным людям, принявшим истину, собственные места поклонения, в которых они могут сами проводить служение. Это особенно необходимо на Юге, чтобы работа, проводимая для белых людей, могла продвигаться без серьезных препятствий.

Пусть цветным людям будут предоставлены аккуратные, со вкусом оформленные дома. При этом им необходимо пояснить, что все это делается не для того, чтобы они не поклонялись совместно с белыми людьми из-за цвета их кожи, но ради прогресса

[207]

истины. Пусть они поймут, что этому плану необходимо следовать, пока Господь не укажет нам лучший путь.

Способных и опытных работников среди цветного населения следует поощрять проводить служения среди своего народа; и их голоса должны быть слышны на представительных собраниях.

Среди цветных верующих есть многие, которые могут трудиться для пользы своего народа, есть работники, обладающие хорошими способностями, которым Господь дал свет познания истины. Такие люди должны настойчиво трудиться самым эффективным образом. Они должны использовать нашу литературу и проводить лагерные собрания, а также собрания в закрытых помещениях. И иногда (где это возможно) белые работники должны помогать им. Особые усилия необходимо приложить, чтобы увеличить силу цветных работников. Цветные люди должны быть тщательно обучены и подготовлены, чтобы они могли преподавать библейские чтения и проводить лагерные собрания среди своего народа. Есть много способных людей, которые должны быть подготовлены к этой работе.

Мы должны быть глубоко заинтересованы в организации школ для цветных людей. И наряду с этим мы не должны упускать из виду важность представления настоящей истины учителям и студентам в крупных колледжах, организованных мирскими людьми для цветного населения.

Для цветных людей необходимо организовать школы и санатории, и в этих учреждениях цветную молодежь должны учить и готовить к служению самые лучшие учителя, которые могут быть взяты на эту работу.

Цветные работники должны прилагать наибольшие усилия, чтобы помочь своему народу понять истину настоящего времени. С течением времени расовые предубеждения возрастут, и вскоре во многих местах белые работники

[208]

почти не смогут трудиться для цветных людей. Временами белые люди, незаинтересованные в нашей работе, будут объединяться с цветными людьми, чтобы оказать нам сопротивление, утверждая, что наше учение направленно на подрыв авторитета церкви, и. приведут к. скорби посредством субботнего вопроса. Белые и цветные работники будут представлять ложные обвинения, возбуждая в умах людей такое чувство антагонизма, что они будут готовы уничтожать и убивать защитников истины.

Силы ада действуют со всей своей изобретательностью, чтобы помешать провозглашению последней вести благодати среди цветного населения. Сатана особенно трудится над тем, чтобы служителям Евангелия и учителям было трудно пренебречь предубеждениями, существующими между белыми и цветными людьми.

Давайте последуем мудрому совету. Не станем допускать ничего, что может вызвать ненужное сопротивление, ничего, что может воспрепятствовать провозглашению вести Евангелия. Там, где этого требует обычай или будет достигнут больший успех в служении, пусть белые и цветные верующие собираются для поклонения в отдельных молитвенных домах. Давайте развивать в себе кротость Христа. Он был Величием Неба, единственным в Своем роде Сыном Божьим. И все же «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Если для того, чтобы спасти погибающий мир, Бог снизошел к жертве, чтобы отдать Своего Сына на мучительную и позорную смерть, не должны ли миссионеры Божьи приложить все усилия со своей стороны, чтобы обратить к истине и помочь находящимся во мраке, чтобы они познали, что есть истина? Чтобы достичь нас и поднять павшее человечество, Христос облек Свою божественность в человеческую природу.

[209]

Не пожелают ли Его последователи ради Него охотно подчиниться и перенести многие несправедливости и огорчения, чтобы помочь всем нуждающимся в помощи? Пусть работа осуществляется таким образом, чтобы не возбуждать предубеждений, которые могут закрыть двери, открытые сейчас для провозглашения истины.

Талантливые люди среди цветных верующих должны быть соработниками с Богом для своего народа. В свое время им представится возможность засвидетельствовать об истине в лагерных и других великих собраниях, и многие души примут истину. Такие возможности представится во время работы в Южном поле, когда прозвучит Громкий клич. Когда изольется Св. Дух, в человеческой природе будут побеждены предрассудки, и их место займет стремление спасти погибающие души. Бог будет управлять мыслями людей. Человеческие сердца будут любить так, как любил Христос. И отношение к цветным расам будет рассматриваться в совершенно другом свете, нежели сегодня. Если мы будем любить так, как любил Христос, наши мысли будут пребывать в чистой, небесной, бескорыстной атмосфере.

Тот, кто тесно связан со Христом, поднимется выше предрассудков, касающихся цвета кожи и касты. Его вера будет основана на вечной, непреходящей действительности. Божественный Автор истины должен быть превознесен. Наши сердца должны быть преисполнены веры, действующей любовью и очищающей душу. Дело доброго самарянина является примером, которому мы должны следовать.

Мы не должны возбуждать вопрос, касающийся цветного населения, и таким образом возбуждать предубеждение и создавать кризисную ситуацию. Свет трехангельской вести необходимо возвестить всем нуждающимся в этом свете. Мы должны трудиться спокойно и верно, доверяясь нашему Старшему Брату. Мы не должны действовать опрометчиво, точно определяя курс, которому необходимо следовать в будущем относительно взаимоотношений между белыми

[210]

и цветными людьми. Истина настоящего времени должна быть провозглашена многим тысячам людей в Южных штатах. Насколько возможно, путь для этого должен быть освобожден от всяких препятствий. Пусть Евангельская весть будет представлена народу. Пусть белые и цветные люди трудятся в отдельных, различных сферах, а Господь пусть позаботится об остальном. Истина должна быть также возвещена белым мужчинам и женщинам в Южных штатах. Тогда в их семьях будет выполнена работа, которая приведет к спасению многих душ.

«Со всякой мудростью и благоразумием»

Время идет, и пока люди стараются разрешить вопрос относительно цветных, души уходят в могилу не предостереженными и не спасенными. Такое состояние не должно продолжаться дальше. Пусть мужчины и женщины направятся на труд под побуждением Святого Духа. Мы нуждаемся в каждом таланте цветных верующих, каким бы ничтожным он ни казался в этой работе. Пусть цветные работники, когда этого требуют обстоятельства, трудятся для своего народа, пользуясь поддержкой белых работников. Они часто будут нуждаться в консультации и совете. Пусть цветные верующие имеют свои молитвенные дома для поклонения, а белые — свои. Пусть каждая группа будет ревностной в совершении истинной миссионерской работы для своего народа, где им только представляется такая возможность.

Когда в некоторых местах провозглашается истина и многие белые, услышав, принимают ее, нередко для белых работников представляется возможность в спокойной обстановке провозглашать весть для цветных людей. Такие возможности не должны быть упущены.

Но мы не должны без всякой необходимости возбуждать предрассудки, закрывающие дверь для провозглашения трехангельской вести белым людям. Они нуждаются в этой вести,

[211]

ибо нас ожидает такая скорбь, какой еще никогда не было с тех пор, как люди существуют на земле.

Большое внимание необходимо уделить тому, чтобы никакое слово или дело не могло возбудить чувства цветных людей против белых. Давайте не осложнять уже существующие трудности. Однако как бы благоразумно ни трудились работники, они все же встретятся с сопротивлением, даже и не создавая возбуждения против цветного населения. Поэтому освободим путь Господу. Предоставим Ему возможность трудиться. Пусть люди сойдут с Его пути, ибо Он Сам будет планировать и приводить в исполнение Свои планы лучше, чем это могут сделать люди. Будем помнить, что наша первая великая работа — проповедовать Слово Божье, провозглашая библейские предостережения.

Господь призывает всех приняться за труд в смиренном духе. Не все служители освящены истиной. Господь призывает всех отложить споры и разногласия. Пусть люди остерегаются делать то, что может лишить нас последней надежды проникнуть в трудные поля, где существуют расовые предубеждения и антагонизм.

Необходимо проводить медицинско-миссионерскую работу как средство преодоления предубеждения и лучший путь к разуму людей; эту работу следует проводить не в одном или двух местах, но во многих местах, где еще не была провозглашена истина. Мы должны трудиться как медики-миссионеры, исцеляя пораженные грехом души и возвещая им весть спасения. Эта работа, как никакая другая, устранит всякие предубеждения.

Суббота

Субботний вопрос при его представлении требует великой осторожности и мудрости. Много благодати и силы Божьей необходимо, чтобы свергнуть идола, возведенного в виде ложной субботы. Поднимите знамя, по поднимите его все выше и выше. Укажите людям на 20-ю главу книги Исход, в

[212]

которой записан закон Божий. Первые четыре из десяти заповедей определяют наши обязанности по отношению к нашему Творцу. Неверный по отношению к своему Богу не может быть верен и к своему ближнему. Тот, кто любит Бога превыше всего, будет любить и ближнего своего, как самого себя. Гордость превозносит себя в тщеславии и ведет человека к тому, что он делает из себя бога. Благая весть Христа освящает душу, изгоняя всякое себялюбие.

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). Суббота была установлена в Едеме после того, как Бог сотворил мир: «Так совершены были небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил вдень седьмой от всех дел Своих, которые делал». (Быт. 2:1-3).

«И сказал Господь Моисею, говоря: «Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я — Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, должна быть истреблена из среды народа своего. Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу. Всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти. И пусть хранят сыны Израилевы субботу в роды свои как завет вечный (Исх. 31:12- 16). 19 окт. 1908 г.

[213]