Библиотека soteria.ru
Молитва
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 37631 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 18. Молитва и богослужение
Молитва и богослужение необходимы для духовного роста. — Используйте всякую возможность быть там, где обыкновенно возносятся молитвы к Богу. Те, кто действительно ищет общения с Господом, будут посещать молитвенные собрания и добросовестно выполнять свои обязанности. Они будут полны желания получить все обещанные благости. Они будут полны желания получить все обещанные благословения и использовать всякую возможность быть там, где лучи небесного света могут озарить их сердца (Путь ко Христу, с. 98).
Личная молитва, семейная молитва, общественная молитва на богослужениях — все это крайне нужно. И нам надо воплощать наши молитвы в жизнь. Нам следует сотрудничать со Христом в Его деле (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 239).
В молитве и прославлении Бога на богослужениях наши голоса должны выражать благоговение к нашему Небесному Отцу, чтобы все узнали, что мы поклоняемся Богу в простоте, истине и красоте святости (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 245).
Вечером, в полдень или рано утром людям надо собираться небольшими группами и изучать Библию. Пусть у них будет молитвенный час, в течение которого они укреплялись бы, просвещались и освящались Святым Духом. Христос хочет, чтобы эта работа происходила в сердце каждого труженика. Если вы сами откроете дверь своего сердца для принятия Духа Святого, то испытаете огромные благословения. Ангелы Божьи прилетят в ваше собрание. Вы будете питаться листьями с дерева жизни. Сколько интересного и назидательного вы сможете потом рассказать о духовном общении со своими коллегами в духе любви в те драгоценные минуты, когда просите Бога о благословении! Пусть каждый как можно проще рассказывает о своих переживаниях. Это сильнее утешит и порадует душу, чем самые мелодичные и приятные музыкальные инструменты, звучащие в церквах. Христос поселится в вашем сердце. Только так вы сможете сохранить свою чистоту (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 195).
Готовься к вечности с такой ревностью, которую ты еще никогда не проявлял. Взращивай в себе любовь к Библии, любовь к молитвенным собраниям, любовь к размышлениям и превыше всего прочего любовь к молитвенному общению с Богом. Если ты хочешь присоединиться к небесному хору в вышних обителях, стремись к Небу (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 267).
Когда Дух Божий воздействует на сердце, очищая храм души от скверн этого мира и от любви к удовольствиям, обладатель такого сердца не пропустит ни одного молитвенного собрания; он останется верен своему долгу и будет жаждать и стремиться пожать все преимущества, которые только можно получить. Верный труженик на ниве Божьей использует любую возможность, чтобы на себе испытать прямое воздействие лучей света, исходящих от престола Божьего, и освещать этим светом окружающих (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 461).
Божье присутствие делает время молитвы и публичное служение священными. — Истинное благоговение перед Богом вдохновляется сознанием Его безграничного величия и реальности Его присутствия. Присутствие Невидимого должно глубоко запечатлеться в сердце каждого ребенка. Нужно научить детей благоговейно относиться ко времени и месту молитвы и считать богослужения священными, потому что там присутствует Бог. Когда благоговение будет проявляться в отношении и манерах, то чувство, вдохновляющее его, будет углубляться (Воспитание, с. 242, 243).
Общественная молитва приводит нас в присутствие Самого Бога. — Где бы ни возносилась молитва: в собрании, у семейного алтаря или в потаенной комнате, молящийся оказывается в непосредственном присутствии Бога. Через постоянную молитву молодежь может обрести такие твердые принципы, что никакие искушения, как бы сильны они ни были, не смогут увести их от верности Богу (Моя жизнь сегодня, с. 18).
Публичная молитва не должна быть длинной и сухой. — Вы как дети Небесного Царя должны научиться свидетельствовать ясно, отчетливо и в такой манере, чтобы ни у кого не сложилось впечатления, будто вы с неохотой говорите о милостях Господа. В общественных встречах молитва должна произноситься так, чтобы научены были все, а возносящий молитву должен следовать примеру, данному нам в прекрасной молитве Господа для мира. Молитва Иисуса является простой, ясной, понятной, содержательной и не длинной, как сухие молитвы, которые часто произносятся публично. Эти бездуховные молитвы лучше бы не произносились, ибо они не служат для благословения и поучения, а являются простой формой, лишенной силы (Христианское воспитание, с. 129).
Общественная молитва должна быть краткой и конкретной. Бог не требует от нас длительных прошений, делающих молитву скучной… Несколько минут — достаточно продолжительное время для любой обычной общественной молитвы (Евангелизм, с. 146).
Наша молитва и общественные собрания должны быть благоприятным временем для особой помощи и ободрения. Каждый должен трудиться, чтобы сделать эти собрания как можно более интересными и полезными. Лучше всего это можно сделать, делясь своими ежедневными опытами с Богом, говоря о Его любви на собраниях. Если вы не допустите тьму или неверие в свои сердца, то они не проявятся и на ваших собраниях.
Наши собрания надо сделать очень интересными. На них должна ощущаться небесная атмосфера. Воздерживайтесь от длинных, сухих речей и формальных молитв просто ради того, чтобы занять время (Христианское служение, с. 211).
Пусть дети принимают участие в семейном богослужении в субботу. Пусть все принесут свои Библии и каждый прочитает стих или два. Затем можно спеть какой-нибудь семейный гимн, за которым последует молитва. Пример подобного богослужения дал Христос. Молитву Господню нельзя повторять просто как форму, она является примером истинной нашей молитвы — простой, искренней и всеобъемлющей. В скромном обращении поведайте Господу свои нужды и выразите благодарность за Его милость. Так вы пригласите в свои дома и сердца Иисуса — желанного гостя. В семье неуместны длинные молитвы, преследующие какие-то отдаленные цели. Они делают время молитвы утомительным, тогда как его надо считать преимуществом и благословением. Делайте молитвенное время интересным и радостным (Воспитание детей, с. 524).
Долгие, избитые разговоры и молитвы не уместны нигде, и особенно во время общественных собраний. Они утомляют ангелов, а также людей, которые их слушают. Наши молитвы должны быть короткими и конкретными. Пусть Святой Дух наполнит сердца поклоняющихся Богу, и это удалит всякую формальность и унылость (Ревью энд Геральд, 10 октября 1882 г.).
Одной или двух минут вполне достаточно для любой обычной молитвы (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 581).
Длинные молитвы делают богослужение утомительным. — В каждой семье должно быть установлено определенное время для утренней и вечерней молитвы. Как это уместно — родителям собирать своих детей до завтрака, чтобы вместе возблагодарить Небесного Отца за Его защиту в ночи и просить Его о помощи, руководстве и попечении на протяжении дня! Хорошо, чтобы и вечером родители и дети еще раз собрались перед Ним и возблагодарили Его за благословения прошедшего дня!
Отец, а в его отсутствии мать должны проводить богослужение, выбирая интересный и легкий для понимания отрывок из Писания. Служение должно быть кратким. Если читается длинная глава и произносится длинная молитва, служение становится утомительным, и в конце его все испытывают большое облегчение. Бог бесчестится, когда молитвенный час проходит сухо и скучно, когда он становится настолько занудным и неинтересным, что дети начинают бояться его.
Отцы и матери, делайте молитвенный час необычайно интересным. Ничто не мешает сделать его самым приятным и запоминающимся событием дня. Если вы заранее продумаете его и подготовитесь, он может стать чрезвычайно интересным и полезным. Надо стараться разнообразить служение. Можно поставить интересные вопросы по прочитанной главе из Писания и сделать несколько серьезных и своевременных комментариев. Можно спеть хвалебный гимн. Молитву надо совершать коротко и по существу. Пусть молящийся славит Бога за Его благость в простых и искренних словах и просит Его о помощи. Если обстоятельства позволяют, пусть дети участвуют в чтении и молитве.
Только вечность откроет, какую пользу принесут такие молитвенные часы (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 43, 44).
Наши общественные молитвы должны быть короткими и выражать только насущные нужды души. В простоте и детской вере мы должны просить именно о том, в чем нуждаемся. Молитва, исходящая из смиренного, сокрушенного сердца, есть живое дыхание души, жаждущей праведности (Знамения времени, 3 декабря 1896 г.).
Из того света, который мне был дан по этому вопросу, я сделала вывод, что, когда мы собираемся на богослужения, Бог не требует, чтобы мы делали это время нудным и утомительным, долго стояли на коленях и слушали несколько длинных молитв. Люди со слабым здоровьем не могут выдержать такого напряжения. Они крайне утомляются. Тело устает от такого длительного коленопреклонения, и, что еще хуже, разум настолько устает из-за постоянного сосредоточения на молитве, что не получает никакого отдохновения, и такое собрание не только становится для них потерянным временем, но и приносит вред. Люди ослабевают умственно и физически и не обретают никакой духовной силы.
Собрания для изучения Слова и молитвы не должны быть нудными. Если возможно, все должны приходить к назначенному часу, и если кто-то опаздывает на полчаса или даже на пятнадцать минут, их не следует ожидать. Если присутствуют только два человека, они могут молиться по обетованию. Собрание необходимо по возможности начинать в назначенное время, независимо от количества собравшихся. Нужно избегать формализма и холодной чопорности, и всем следует своевременно исполнять долг. Молитва не должна длиться дольше десяти минут. После этого нужно переходить к пению или духовному наставлению, чтобы избежать однообразия, но если еще кто-то хочет помолиться, пусть молится.
Все должны считать своим христианским долгом молиться кратко. Просто скажите Господу о своей нужде, не вдаваясь в подробности. В личной молитве каждый может молиться столько, сколько хочет, перечисляя все необходимые детали. Можно молиться за всех своих родственников и друзей. Закрывшись в своей комнате, можно рассказывать Богу о всех своих личных затруднениях, испытаниях и искушениях. Но общее молитвенное собрание — не то место, где следует открывать тайны своей личной жизни.
Какова цель совместных встреч? Для того ли, чтобы сообщать Богу в молитве все, что нам известно, и наставлять Его? Мы собираемся, чтобы назидать друг друга, обмениваясь мыслями и чувствами, накапливать силу, свет и мужество, знакомясь с надеждами и стремлениями друг друга; и посредством искренних, чистосердечных молитв, которые возносятся с верой, мы получаем отраду и бодрость из Источника нашей силы. Эти собрания следует сделать самым ценным временем; они должны быть интересны всем, кто думает о духовных предметах.
Я боюсь, что некоторые из нас не рассказывают Богу о своих несчастьях в тайной молитве, откладывая все до молитвенного собрания, на котором молятся сразу за несколько прошедших дней. Таких людей можно назвать убийцами молитвенных собраний. Они не излучают света и никого не назидают. Их холодные, безжизненные молитвы и длинные исповеди бросают тень на все собрание. Я получила свет о том, что наши собрания должны быть духовными и социально направленными, но не слишком длинными. Холодность, гордыню, тщеславие и страх перед человеком следует оставить дома. Не нужно приносить с собой на собрания мелкие затруднения и предрассудки. В сердцах братьев и сестер, которые встречаются для получения отрады и духовной энергии благодаря слиянию своих светильников, должны царить простота, кротость, доверие и любовь, ибо они — единая семья (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 577-579).
Публичные молитвы должны произноситься правильно и разборчиво. — Тот, кто молится и проповедует, должен говорить правильно и разборчиво. Молитва, совершаемая должным образом, — это сила к добру, это одно из средств, используемых Господом для передачи людям драгоценных сокровищ истины. Но молитва не становится тем, чем она должна быть, поскольку речь произносящих ее весьма далека от совершенства. Сатана радуется, когда молитвы, возносимые к Богу, почти невозможно разобрать. Пусть народ Божий учится говорить и молиться таким образом, чтобы правильно излагать великие истины, которыми он владеет. Пусть свидетельство приносится и молитвы совершаются ясно и отчетливо. Таким образом Бог будет прославлен (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 382).
Используйте простые слова, когда молитесь публично. — Высокопарный язык неуместен в молитве, независимо от того, произносится ли прошение за кафедрой, в семейном кругу или в личной молитве. Тот, кто произносит общественную молитву, в особенности должен использовать простые слова, чтобы слушающие могли понимать сказанное и присоединиться к прошению.
Именно исходящая из сердца молитва веры будет услышана на небесах и ответ на нее будет получен на земле (Служители Евангелия, с. 177).
Порядок в молитве. — Я видела, что неразбериха не нравится Господу и что должен быть порядок как в молитве, так и в пении. Нам не следует приходить в дом Божий, чтобы молиться о своих семьях, если только у нас не будет особого внутреннего побуждения, когда мы знаем, что Дух Божий работает над ними. Вообще для молитвы о семье самое подходящее место — семейный алтарь. Если тот, о ком мы молимся, находится далеко, лучшее место для моления Богу о нем — уединенная комната. Но в доме Божьем нам следует молиться о насущном благословении и уповать на то, что Бог услышит наши молитвы и ответит на них. Такие собрания будут живыми и интересными (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 145, 146).
В молитве к Богу следует обращаться в благоговении. — Кое-кто полагает, что молитва, возносимая к Богу обычным тоном, которым мы разговариваем с другими людьми, является знаком смиренности. Они оскверняют Его имя, постоянно упоминая в молитве — без всякой на то нужды и неуместно обращение «Боже Всевышний» — благоговейные, святые слова, которые позволительно произносить лишь смиренным голосом и с чувством преклонения (Служители Евангелия, с. 176).
Когда мы молимся публично, необходимо преклонить колени. — Всякий раз, когда мы возносим к Богу наши молитвы, будь то публично или наедине с собой, наш долг — преклонять колени. Тем самым мы показываем, что признаем свою зависимость от Бога (Избранные вести, т. 2, с. 312).
Мне был дан свет, что Богу угодно, чтобы служители преклоняли колени, вступая на кафедру, и торжественно просили Бога о помощи. Какое впечатление это должно производить? Люди будут вести себя серьезно и благоговейно. Их служитель общается с Богом; он не осмеливается предстать перед людьми, пока не посвятит себя Богу. Люди чувствуют торжественность момента, и ангелы Божьи приближаются к ним. Служителям, поднимаясь на кафедру, следует первым делом обращать свой взор к небу, и тем самым они всем будут говорить: Бог — источник моей силы (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 613).
Служителю следует выходить на проповедь с достоинством и с торжественным выражением лица. Как только он поднимается на кафедру, ему надо склониться в тихой молитве и искренне просить Бога о помощи. Какое впечатление это произведет на собравшихся! Людьми овладеет благоговение и торжественное настроение — ведь их служитель общается с Богом, он отдает себя в распоряжение Бога и только потом осмеливается стоять перед народом. На всех присутствующих покоится торжественность, и ангелы Божьи становятся особенно близко к молящимся. Всем присутствующим в собрании и боящимся Бога следует склонить голову и в тихой молитве объединиться со служителем, прося Бога удостоить это собрание Своим присутствием и вдохнуть силу в Свою истину, когда она будет возвещаться человеческими устами. Когда собрание начинается с молитвы, всякое колено должно склониться в присутствии Святого и каждое сердце должно вознестись к Богу в тихой молитве. Молитвы верных, искренне поклоняющихся будут услышаны, и служение Словом окажется успешным. Безразличное отношение поклоняющихся в доме Божьем — одна из главных причин, по которой служение не приносит большой пользы. Мелодичное пение, внятное и отчетливое произношение слов, изливающихся из многих сердец, — это одно из Божьих средств в деле спасения душ. Все богослужение надо проводить с торжественным благоговением, как если бы Господь собраний зримо присутствовал на нем (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 492, 493).
Когда мы дома или в церкви с мольбой обращаемся к Богу, стать на колени перед ним — наше преимущество. Иисус, подавая нам пример, «преклонив колени, молился» (Лк. 22:41). О Его учениках говорится, что они также молились, преклоняя колени (см. Деян. 9:40). Павел говорит: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 3:14). Исповедуя перед Богом грехи Израиля, Ездра стоял на коленях. Даниил «преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Дан. 6:10) (Пророки и цари, с. 48).
Публичная молитва важна, но сама по себе недостаточна. — Одной только семейной или общественной молитвы недостаточно. Очень важна тайная молитва. В тишине и уединении душа раскрывается перед всевидящим оком Божьим, и каждое побуждение внимательно исследуется. Тайная молитва! Как она драгоценна! Душа общается с Богом! Тайную молитву внемлет только Бог, видящий и знающий тайное. Ни одно любопытное ухо не должно слышать этих настойчивых просьб (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 189, 190).