Библиотека soteria.ru
Молитва
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 37630 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 19. Поза во время молитвы
Правильная поза во время публичной молитвы. — Я получила письмо, в котором у меня спрашивают о том, какое положение надо занимать во время молитвы Правителю Вселенной. Откуда наши братья взяли, что молиться нужно стоя? Одного человека, который пять лет проучился в Батл-Крике, попросили помолиться перед проповедью сестры Уайт. Но когда я увидела, что он стоит перед Богом и уста его вот-вот откроются для молитвы, душа моя возмутилась, и я открыто обличила его. Назвав его по имени, я сказала: «Преклони колени». Это самое правильное положение тела во время молитвы во всех случаях…
Правильное положение тела во время молитвы Богу — это стоять коленопреклоненно. Такого же поклонения требовали от трех еврейских пленников в Вавилоне… Но только одному Богу можно было поклоняться таким образом, ибо Он есть Владыка миров и Властелин Вселенной; и трое иудейских юношей отказались воздать почести идолу, хотя он и был отлит из чистого золота. Если бы они это сделали, то поклонились бы царю вавилонскому. Отказавшись выполнить царское повеление, они были подвергнуты наказанию и брошены в раскаленную печь. Но Сам Христос сошел с небес и ходил с ними в огне, и они не понесли никакого вреда.
Всякий раз, когда мы возносим к Богу наши молитвы, будь то публично или наедине с собой, наш долг — преклонять колени. Тем самым мы показываем, что признаем свою зависимость от Бога…
«Где этот брат получил образование?» В Батл-Крике. Но как могут служители и учителя наших учебных заведений учить молодых людей стоять, как фарисеи, во время молитвы, получив свет, который Бог дал Своему народу по вопросу о благоговении? Должны ли мы расценивать это как признак большого самомнения и самодовольства? Не следует выставлять напоказ эти дурные черты характера…
Мы надеемся, что наши братья, когда приближаются к единственно истинному и живому Богу, будут проявлять не меньше почтительности и благоговения, чем язычники к своим идолам. Иначе эти люди окажутся нашими судьями в день окончательного решения. Я бы хотела обратиться ко всем, кто работает учителями в наших учебных заведениях. Братья и сестры, не бесчестите Бога своей непочтительностью и напыщенностью. Не стойте, словно фарисей, когда возносите молитву Богу. Не уповайте на свою силу, не полагайтесь на нее, но почаще преклоняйте колени перед Богом и поклоняйтесь Ему.
Когда вы собираетесь на богослужение, обязательно преклоняйте перед Богом колени. Тем самым вы засвидетельствуете, что ваша душа, дух и тело всецело покорились Духу истины. Кто внимательно исследовал Священное Писание по этому вопросу? Кому из учителей в наших американских и зарубежных учебных заведениях мы можем доверять? Могут ли студенты после долгих лет учебы возвращаться к себе домой с искаженными представлениями об уважительном отношении к Богу, о почтительности и благоговении и не считать нужным отдавать дань уважения убеленным сединами опытным мужам, избранным слугам Божьим, которые трудились на ниве Божьей долгие годы своей жизни? Я советую всем, кто учится в наших учебных заведениях в Америке или в других странах: не заражайтесь духом непочтительности. Утвердитесь в понимании того, какое образование вам нужно, чтобы затем научить и других, как развить в себе уравновешенный характер и устоять в грядущие дни испытания, которое постигнет всех, живущих на земле. Общайтесь со здравомыслящими христианами. Сторонитесь тех наставников и студентов, у которых слишком высокое самомнение, но общайтесь с теми, кто имеет настоящее благочестие и разумение Божьей истины.
Мы живем в опасное время. Адвентисты седьмого дня по своему исповеданию являются народом Божьим, чтущим заповеди; однако они теряют дух поклонения Богу. Этот дух благоговения перед Богом учит людей, что приближаться к своему Создателю необходимо с верой в святости и трепете; не самостоятельно и независимо, а через небесного Посредника. В этом случае человек будет тверд на пути своем, в каких бы обстоятельствах он ни оказался. Человек должен черпать силы у подножия престола благодати, преклонив колени, подобно смиренному просителю, который желает получать незаслуженную милость. И, обретая каждый день милость у Господа, он должен всегда быть признательным в сердце, выражая ее в благодарственных и хвалебных словах, по достоинству оценивая все незаслуженные блага, полученные от Бога. Ангелы охраняют его путь на протяжении всей жизни, избавляя от многих невидимых людскому взору ловушек. И за эту неусыпную и неустанную заботу, охрану и попечение он должен благодарить Бога в каждой молитве, выражая признательность за оказанную ему благосклонность (Избранные вести, т. 2, с. 311-315).
Преклонение колен в молитве учит благоговению и страху перед Богом. — Да научит Бог Свой народ тому, как следует молиться! Учителям наших школ и служителям наших церквей следует ежедневно учиться в школе Христа. Тогда они будут молиться ревностно, просьбы их будут услышаны, а ответ получен. Тогда слово будет провозглашаться в силе.
Как на общественном богослужении, так и в личной молитве мы имеем преимущество преклонить колени перед Господом, вознося к Нему свои прошения. Иисус, наш Пример, «преклонив колени, молился» (Лк. 22:41). О Его учениках говорится, что и они, «преклонив колени, молились» (Дан. 9:40; 20:36; 21:5). Павел возвещал: «Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 3:14). Ездра преклонял колени, исповедуя перед Богом грехи Израиля (см. Езд. 9:5). Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Дан. 6:10).
Истинное благоговение перед Богом вдохновляется ощущением Его бесконечного величия и осознанием его присутствия. Всякое сердце проникнется этим благоговением, ощущая Невидимого. Час и место молитвы священны, поскольку в ней присутствует Бог. Благоговение, проявляемое в нашем положении и жестах, усилит это ощущение святости.«Свято и страшно имя Его!» — возвещает псалмопевец (Пс. 110:9). Ангелы закрывают лица свои, произнося это имя. С каким же тогда трепетом надлежит нам, падшим и грешным, произносить его своими устами!
И молодому, и старому полезно помнить слова Писания, которые показывают, как следует относиться к месту, отмеченному особым присутствием Божьим. «Сними обувь твою с ног твоих, — повелел Бог Моисею у горящего куста, — ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Узрев ангелов, Иаков воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!., это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:16, 17) (Служители Евангелия, с. 178, 179).
Смирение Соломона, выразившееся в словах, произнесенных вначале, когда он признал Его правление: «Но я, отрок малый» (3 Цар. 3:7), его особенная любовь к Богу, глубочайшее благоговение, сомнение в своих силах, возвышение Безграничного Творца — все эти черты, достойные подражания, были присущи ему, когда, молясь при освящении храма, он как проситель смиренно упал на колени. Сегодня последователям Христа следует особенно заботиться о том, чтобы не утратить дух благоговения и страх Божий. Священное Писание учит людей приближаться к своему Творцу со смирением, благоговейным страхом, с верой в Божественного Заступника (Пророки и цари, с. 47, 48).
«Среди двора» храма располагался «медный амвон», или возвышение, «длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя». Соломон стоял на этом возвышении с поднятыми руками и благословлял народ, и «все собрание Израильтян стояло» (2 Пар. 6:13, 3).
«Благословен Господь, Бог Израилев, — воскликнул Соломон, — Который, что сказал устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил ныне рукою Своею! Он говорил: „… но избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое»» (2 Пар. 6:4, 6).
Затем Соломон опустился на колени и перед всем народом произнес молитву посвящения храма. Поднимая руки к небу, когда все собравшиеся склонили головы, царь молился: «Господи, Боже Израилев! Нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле. Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим» (Пророки и цари, с. 39, 40).
Царь Соломон, стоя на медном помосте перед жертвенником, благословил народ. Затем преклонил колени и, протянув руки к небу, излил горячую и возвышенную молитву к Богу, а все собравшиеся в храме стояли, опустив головы. По окончании молитвы совершилось чудо — огонь сошел с неба и поглотил жертву (История спасения, с. 194).
Вам был дан ум, чтобы вы подумали, как надо работать. Вам были даны глаза, чтобы вы смогли различать благоприятные возможности, данные вам Богом. Ваши уши должны слышать повеления Божьи. Вам следует трижды в день преклонять колени в искренней молитве. Ваши ноги должны следовать путем Божьих заповедей (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 298).
Служители должны склоняться в молитве перед проповедью. — Мне был дан свет, что Богу угодно, чтобы служители преклоняли колени, вступая на кафедру, и торжественно просили Бога о помощи. Какое впечатление это должно производить? Люди будут вести себя серьезно и благоговейно. Их служитель общается с Богом; он не осмеливается предстать перед людьми, пока не посвятит себя Богу. Люди чувствуют торжественность момента, и ангелы Божьи приближаются к ним. Служителям, поднимаясь на кафедру, следует первым делом обращать свой взор к небу, и тем самым они всем будут говорить: Бог — источник моей силы (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 613).
Служителю следует выходить на проповедь с достоинством и с торжественным выражением лица. Как только он поднимается на кафедру, ему надо склониться в тихой молитве и искренне просить Бога о помощи. Какое впечатление это произведет на собравшихся! Людьми овладеет благоговение и торжественное настроение — ведь их служитель общается с Богом, он отдает себя в распоряжение Бога и только потом осмеливается стоять перед народом. На всех присутствующих покоится торжественность, и ангелы Божьи становятся особенно близко к молящимся. Всем присутствующим в собрании и боящимся Бога следует склонить голову и в тихой молитве объединиться со служителем, прося Бога удостоить это собрание Своим присутствием и вдохнуть силу в Свою истину, когда она будет возвещаться человеческими устами. Когда собрание начинается с молитвы, всякое колено должно склониться в присутствии Святого и каждое сердце должно вознестись к Богу в тихой молитве. Молитвы верных, искренне поклоняющихся будут услышаны, и служение Словом окажется успешным. Безразличное отношение поклоняющихся в доме Божьем — одна из главных причин, по которой служение не приносит большой пользы. Мелодичное пение, внятное и отчетливое произношение слов, изливающихся из многих сердец, — это одно из Божьих средств в деле спасения душ. Все богослужение надо проводить с торжественным благоговением, как если бы Господь собраний зримо присутствовал на нем (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 492, 493).
Во время молитвы не всегда нужно преклонять колени. — Мы не можем постоянно стоять на коленях в молитве, но путь к престолу милости всегда открыт. Занимаясь активной работой, мы можем просить помощи; и Тот, Кто не обманывает, обещал: «Получите». Христианин может найти время для молитвы и найдет его. Даниил был государственным деятелем; на нем лежала большая ответственность; однако три раза в день он искал Господа, и Господь давал ему Святого Духа. Так и сегодня люди могут обращаться к святилищу Всевышнего и быть уверенными в Его обетовании: «Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Ис. 32:18). Все, кто действительно желает этого, найдут место для общения с Богом, где не слышит ни одно ухо, кроме Того, Кто открыт для воплей беспомощных, бедствующих и нуждающихся, Кто замечает даже падение крошечного воробья. Он говорит: «Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:31) (Советы по здоровому образу жизни, с. 423, 424).
Причина, по которой очень многие люди чувствуют себя оставленными на произвол судьбы в местах искушения, состоит в том, что они не всегда взирают на Господа. Когда мы допускаем нарушение нашего общения с Богом, наша защита уходит от нас. Не все ваши благие намерения и благие цели дадут вам возможность сопротивляться злу. Вы должны быть мужами и женами молитвы. Ваши просьбы должны быть не вялыми, случайными и спонтанными, но серьезными, настойчивыми и постоянными. Не всегда обязательно преклонять колени для молитвы. Воспитывайте привычку разговаривать со Спасителем, находясь в одиночестве, гуляя или занимаясь повседневным трудом. Пусть сердце постоянно возносит молчаливую мольбу о помощи, свете, силе и знании. Пусть каждый выдох и вдох будет молитвой (Служение исцеления, с. 510, 511).
Охраняя свое сердце, мы должны постоянно молиться, неутомимо обращаясь за помощью к престолу благодати. Носящие имя Христа должны с искренним смирением идти к Богу, умоляя Его о помощи. Спаситель велел нам молиться непрестанно. Не всегда христианин может принять молитвенную позу, но его помыслы и желания должны быть всегда направлены ввысь. Наша самоуверенность исчезнет, если мы будем меньше говорить и больше молиться (Сыновья и дочери Бога, с. 99).
Путь к престолу Божьему всегда открыт. Вы не можете постоянно оставаться на своих коленях в молитве, но ваши молчаливые прошения о силе и руководстве могут всегда возноситься к Богу. Будучи искушаемыми, вы можете бежать в потаенное место Всевышнего. Его вечные руки поддержат вас. Пусть вас ободрят такие слова: «Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 3:4) (Советы по здоровому образу жизни, с. 362).
Если бы наши служители работали разумно, давая соответствующую нагрузку как уму, так и телу, болезни не могли бы так легко брать верх над ними. Если бы мы могли распределить наших работников таким образом, чтобы они имели возможность проводить ежедневно по нескольку часов в трудах на открытом воздухе, зная, что это только приветствуется, это стало бы для них благословением. Они могли бы с большим успехом выполнять обязанности, связанные с их призванием. Если у служителей нет времени на то, чтобы полностью расслабиться, они могли бы планировать и молиться, занимаясь физическим трудом. Тогда они возвращались бы к своей основной работе, освеженные телом и духом (Служители Евангелия, с. 240).
Настоящая молитва не зависит от времени, места и обстоятельств. — Молитесь в уединении и во время повседневных трудов и забот, чаще открывайте свое сердце перед Богом! Именно так Енох «ходил с Богом». Эти тайные молитвы, подобно фимиаму, поднимаются к престолу благодати. Сатана не в силах одолеть человека, сердце которого утверждено в Боге.
Обращаться в молитве к Богу уместно в любое время и на всяком месте. Ничто не может помешать нам открыть свои сердца в искренней молитве. Даже среди уличного шума, в толпе или занимаясь своим обычным делом, мы можем обращаться к Богу, прося его о помощи и руководстве, как это делал Неемия в то самое время, когда излагал свою просьбу царю Артаксерксу. Поддерживать тесное общение с Богом можно везде. Дверь нашего сердца должна быть постоянно открыта с приглашением для Христа, чтобы Он мог войти и пребывать в нашей душе как желанный небесный гость (Путь ко Христу, с. 98, 99).
Кем бы мы ни были, чем бы ни занимались, наши сердца должны возноситься к Богу в молитве. Это значит пребывать в молитве. Нам не нужно ждать, пока мы склоним наши колени перед тем, как помолиться. Однажды, когда Неемия подошел к царю, тот спросил, почему у него такой печальный вид, в чем он испытывает нужду? Но Неемия не осмелился ответить сразу. Речь шла о слишком важных вопросах. Судьба нации зависела от впечатления, которое будет оказано на ум монарха, и Неемия вознес молитву Небесному Богу, прежде чем осмелился ответить царю. В результате он получил то, о чем просил и мечтал (Знамения времени, 20 октября 1887 г.).
Все ваши благие цели и намерения не помогут вам устоять в огне искушения. Вы должны оставаться людьми молитвы. Ваши просьбы не должны быть слабыми, эпизодическими или соответствовать настроению, но прилежными, настойчивыми и постоянными. Чтобы молиться, необязательно оставаться наедине или преклонять колени. В самый разгар рабочего дня вы можете часто возносить душу к Богу в молитве и получать Его силу. Тогда у вас появятся святые и возвышенные цели, благородство и порядочность, и вы не будете ради каких-то сиюминутных, тактических соображений уклоняться от истины, правды и справедливости (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 542, 543).
Мы должны постоянно молиться со смиренным духом и кротким сердцем. Мы не должны ждать, когда нам представится возможность стать на колени пред Богом. Мы можем молиться и разговаривать с Господом везде, где бываем (Избранные вести, т. 3, с. 266).
Публичные молитвы должны быть короткими. — Длинные молитвы, возносимые некоторыми служителями, приносят только вред. Такие продолжительные молитвы совершенно неуместны. У этих служителей отказывают голосовые связки и заболевает гортань, хотя им кажется, что они надорвались из-за непосильного труда. Они вредят себе, хотя в таком надрыве нет никакой надобности. Многим служителям кажется, что молитва вредит их голосовым связкам больше, чем проповедь. Но это всего лишь следствие неестественной позы и неправильного положения головы. Они могут говорить стоя, и тогда их органы речи не пострадают. Во время молитвы необходимо занимать совершенно естественное положение. Долгие молитвы утомляют верующих и противоречат Евангелию Христа. Полчаса или даже четверть часа — это слишком долго. Несколько минут вполне достаточно, чтобы изложить свои нужды перед Богом; в этом случае вы можете пригласить людей помолиться вместе с вами, и молитва не утомит их и не уменьшит их заинтересованности в духовных размышлениях. Люди не только не устанут, но и получат заряд бодрости и силы.
Многие служители в своих духовных упражнениях совершают такую ошибку: они долго молятся и чересчур громко проповедуют, противоестественно напрягая голосовые связки и буквально вымучивая из себя слова (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 617).
Молясь, говорите ясно и отчетливо. — На собственном примере учите маленьких детей молиться ясно и отчетливо. Учите их держать голову прямо и никогда не закрывать руками лицо. Таким образом они могут возносить свои простые молитвы, повторяя вместе со взрослыми Господню молитву (Воспитание детей, с. 522, 523).
Следите за своими мыслями во время молитвы. — Ежедневная молитва так же необходима для возрастания во благодати и даже для самой духовной жизни, как временная пища необходима для физического благополучия. Мы должны приучить себя часто возносить мысли в молитве к Богу. Если мысли блуждают, их надо упорядочить; благодаря неустанным усилиям эта привычка станет со временем легким делом (Освященная жизнь, с. 93).
Молитва не должна быть длинной или громкой. — Относительно молитвы существует недопонимание. Молитва предназначена не для того, чтобы открыть Богу то, чего Он не знает. Господь знаком с тайной каждой души. Наши молитвы не должны быть длинными и громкими. Бог читает самые сокровенные мысли. Мы можем помолиться втайне, но Он, видящий тайное, услышит нас и воздаст нам явно (Вести для молодежи, с. 247).
Мы не должны пытаться в молитве командовать Богом. — Наши прошения не должны принимать форму повеления, они должны представлять собой мольбы к Нему о том, чего мы желаем от Него (Советы по здоровому образу жизни, с. 379).
Молитесь с верой. — Молитесь с верой, и пусть ваша жизнь непременно согласуется с вашими просьбами, тогда вы обязательно получите просимые благословения. Да не ослабеет вера ваша, ибо получаемые благословения пропорциональны проявляемой вере. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29; 21:22). Молитесь, веруйте, радуйтесь. Воспевайте хвалу Богу за то, что Он отвечает на ваши молитвы. Верьте Ему на слово, «ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23). Бог слышит абсолютно все искренние молитвы. Канал открыт, и поток от Него течет, оказывая целебное воздействие, восстанавливая жизнь и здоровье и даруя спасение (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 274).
Пусть наши молитвы отличаются искренностью и верой. Господь желает сделать для нас «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Говорите и молитесь об этом. Не высказывайте вслух неверие. Мы не можем себе позволить доставить сатане радость, которую он непременно испытает, если вдруг увидит, что имеет возможность омрачить и опечалить нас (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 273).