«Бог ли не защитит избранных Своих?»

Основано на Еванг. Луки 18:1-8.

Христос говорил о периоде времени, как раз предшествующем Его второму пришествию, и об опасностях, которые должны будут пережить Его последователи. Он рассказал причу «о том, что должно всегда молиться и не унывать», особенно относящуюся к тому времени.

«В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».

Судья, обрисованный в этой притче, не имел ни уважения к праву, ни жалости к страдающему.

[166]

Вдова, которая настаивала на своем деле перед ним, постоянно получала отказ. Снова и снова она приходила к нему только для того, чтобы встретить презрительное к себе отношение и быть изгнанною от судейской скамьи. Судья знал, что ее дело было правым, и он мог бы помочь ей сразу же, но он не хотел. Он желал показать свою неограниченную власть, и ему нравилось заставлять ее просить и взывать и умолять напрасно. Но она не падала духом и не теряла мужества. Несмотря на его индифферентность и жестокосердие, она настаивала на своей просьбе до тех пор, пока судья не согласился заняться ее делом. «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь», сказал он, «но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Чтобы спасти свою репутацию, чтобы избежать предания гласности его пристрастного, одностороннего суда, он защитил настойчивую женщину.

«И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Христос рисует здесь резкий контраст между неправедным судьею и Богом. Судья сдался на просьбу вдовы просто из чувства эгоизма, чтобы освободиться от ее «приставаний». Он не чувствовал к ней ни жалости, ни сочувствия, и ее несчастие было ничто для него. Как противоположно этому положение Бога по отношению тех, кто ищет Его! Призывы нуждающегося и отчаивающегося принимаются Им с бесконечным сочувствием.

Женщина, умалявшая судью о правосудии, потеряла своего мужа. Бедная и одинокая, она не имела средств поправить свое разрушенное благосостояние. Так посредством греха человек потерял свою связь с Богом. Сам по себе он не имеет никаких средств спасения, но во Христе мы все приводимся к Отцу.

[167]

Избранные Божий дороги Его сердцу. Они суть те, которых Он призвал из тьмы в Свой чудный свет, чтобы воздать Ему славу и сиять, как светильники среди тьмы мира. Неправедный судья не имеет особенного интереса к вдове, настаивающей о защите, но, все-таки, чтобы освободиться от ее докучливых просьб, он услышал ее вопль и защитил ее от соперника ее. Но Бог любит Своих детей бесконечною любовью. Самое дорогое для Него, это — церковь Его на земле.

«Ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего». «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его».

Молитва вдовы: «защити меня от соперника моего» представляет собою молитву детей Божиих. Сатана — их великий соперник. Он — «клеветник братии наших», который клевещет «на них перед Богом нашим день и ночь». Он постоянно трудится, чтобы представить в ложном свете и обвинить, обмануть и погубить народ Божий. И об освобождении от власти сатаны и его агентов Христос и учит молиться в этой притче Своих учеников.

В пророчестве Захарии ставится на вид обвинительная работа сатаны и работа Христа, оказывающая сопротивление сопернику Его народа. Пророк говорит: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: «Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял пред Ангелом».

Народ Божий представлен здесь, как преступник на суде. Иисус, как первосвященник, ищет

[168]

благословения для Своих людей, находящихся в великой скорби. В то время, как Он ходатайствует за них перед Богом, сатана стоит по правую руку Его, как соперник. Он обвиняет детей Божиих и пытается представить их дело сколь возможно безнадежным. Он представляет перед Господом их злые дела и их недостатки. Он указывает на их ошибки и падения, надеясь, что они покажутся в глазах Христа такими, что Он не окажет им никакой помощи в их великой нужде. Иисус, как представитель народа Божия, стоит под осуждением, одетый в запятнанные одежды. Знающий грехи своего народа, Он чувствует перевес уныния в Себе. Сатана запечатлевает на душе Его сознание, вины, заставляющее чувствовать себя почти безнадежным. Но все-таки Он стоит, как проситель, с сатаною, выступившим против Него.

Работа сатаны, как обвинителя, началась на небесах. Это же было его работою и на земле со времени падения человека, и это будет его работою в особенности, когда мы будем ближе подходить к концу истории этого мира. Когда он увидит, что его время коротко, он будет работать с большим прилежанием, чтобы обманывать и губить. Он злится, когда видит на земле людей, которые, в своей слабости и греховности, имеют уважение к закону Иеговы. Он решил, что они не будут повиноваться Богу. Он находит удовольствие в их недостойное™ и имеет готовые предположения для каждой души, дабы все могли быть пойманы в ловушку и отделены от Бога. Он старается обвинить и осудить Бога и всех, старающихся выполнить намерения Его в этом мире, в любви, благодати, в сочувствии и прощении.

Всякое проявление силы Божией для Его народа, возбуждает вражду сатаны. Каждый раз, как Бог работает в их пользу, сатана со своими ангелами работает с обновленною силою, чтобы достигнуть их гибели. Он бодрствует над теми, кто избрали Христа своею силою. Цель его — подстрекать козлу, и, когда

[169]

он успевает в этом, он сваливает всю вину на искушенных им. Он указывает на их запятнанные одежды, на их несовершенные характеры. Он выставляет их слабости и безрассудство, их грехи неблагодарности, их несходство со Христом, которое бесчестит их Искупителя. Все это он произносит, как аргумент, доказывающий его право осуществлять свою волю в их гибели. Он старается устрашить их души мыслью, что их дело безнадежно, что пятна их скверны и никогда не могут быть смыты. Он надеется разрушить их веру, дабы они всецело сдались его искушениям и отвратились от их верноподданства Богу.

Народ Божий не может сам ответить на обвинения сатаны. Когда они смотрят на самих себя, они готовы впасть в отчаяние. Но они взывают к Божественному Ходатаю. Они ссылаются на заслуги Искупителя. Бог может быть «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». Дети Божий с доверием взывают к Нему, чтобы прекратить обвинения сатаны и привести к нулю его намерения. «Защити меня от соперника моего», молят они, и, могучим аргументом креста, Христос заставляет умолкнуть смелого обвинителя.

«И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» Когда сатана старается очернить народ Божий и погубить его, Христос вступается. Хотя они согрешили, Христос взял вину их грехов на Свою собственную душу. Он исторг человеческую расу, как головню, из огня. Посредством Своей человеческой природы, Он связал Себя с человеком, в то время, как Своею Божественною природою. Он — одно с бесконечным Богом. Помощь принесена в сферу достижения ее погибающими душами. Сопернику запрещено.

«Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял пред Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим пред ним так: снимите с него запятнанные одежды; а ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя

[170]

вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар, — и возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду». Тогда с авторитетом Господа духов Ангел делает торжественное заверение Иисусу, представителю народа Божия: «если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими стоящими здесь» — даже между Ангелами, окружающими престол Божий.

Несмотря на недостатки народа Божия, Христос не отвращается от предметов Его заботы. Он имеет власть переменить их одежды. Он снимает запятнанные одежды, Он возлагает на раскаивающихся и верующих Свою собственную одежду праведности и записывает прощение против их имен в памятных книгах небес. Он исповедует их Своими пред вселенною небес. Сатана, их соперник, показывается обвинителем и обманщиком. Бог желает оказать правосудие Своим собственным избранным.

Молитва: «защити меня от соперника моего» относится не только к сатане, но и к его агентам, которых он подстрекает представлять в ложном свете, искушать и губить народ Божий. Те, кто решили повиноваться заповедям Божиим, поймут на опыте, что они имеют соперников, руководимых силою преисподней. Такие соперники нападали на Христа на каждом шагу. Насколько постоянно и решительно? — ни одно человеческое существо никогда не может узнать. Ученики Христа, подобно их Господу, тоже преследуются постоянным искушением.

Священное Писание описывает — какое состояние мира будет как раз перед самым вторым пришествием Христа. Апостол Иаков рисует алчность и притеснения, которые будут преобладать. Он

[171]

говорит: «послушайте вы, богатые… вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника, он не противился вам». Такова картина настоящего времени. Посредством всех видов притеснения и насилия люди собирают колоссальные богатства, в то время, как вопли умирающего с голоду человечества восходят к Богу.

«И суд отступил назад, и правда встала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению». Это исполнилось в жизни Христа на земле. Он был верен заповедям Божиим, отбрасывая в сторону человеческие традиции и требования, которые были возвышены до степени заповедей Божиих. Поэтому Он был ненавидим и гоним. Эта история повторяется. Закон и людские традиции превознесены выше закона Божия, и те, кто верны заповедям Божиим, переносят упреки и преследования. Христос, вследствие Его верности Богу, был обвинен в нарушении Субботы и богохульстве. Про Него говорили, что Он одержим дьяволом и обладает силою Вельзевула. Таким же обвиняются и выставляются в ложном свете и Его последователи. Этим сатана надеется привести их ко греху и бросить бесчестие на Бога.

Характер судьи в притче, не боящегося Бога и не стыдящегося людей, был представлен Христом, чтобы показать сорт суда, который был производим тогда, и который должен был быть вскоре произведен по Его делу. Он желает, чтобы Его народ в течение всего времени сознавал, как мало надежды может быть возлагаемо на земных правителей или судей в день борьбы с соперником. Часто изборанному народу Божию приходится стоять пред людьми, занимающими официальные положения, которые не

[172]

делают Слова Божия своим проводником и советником, но которые следуют за своими собственными неосвященными, недисциплинированными побуждениями.

В притче о неправедном судье Христос показал, что мы должны делать. «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?» Христос, наш пример, не сделал ничего, чтобы оправдать или защитить Себя. Он вручил Свое дело Богу. Так и Его последователи не должны обвинять или осуждать или прибегать к силе для того, чтобы оправдать себя.

Когда восстают испытания, кажущиеся необъяснимыми, мы не должны позволить нашему миру быть нарушенным. Как несправедливо к нам бы не относились, не допускайте возникновения гнева. Снисходительностью к духу отмщения мы вредим самим себе. Мы разрушаем наше собственное упование на Бога и огорчаем Святого Духа. Около нас находится свидетель, небесный вестник, который поднимает за нас знамя против врага. Он закроет нас светлыми лучами Солнца Праведности. Через них сатана не может проникнуть. Он не может пройти через этот щит святого света.

В то время, как мир прогрессирует в жестокости, никому из нас не нужно льстить себя тем, что мы не будем иметь никаких затруднений. Но эти-то самые затруднения и приводят нас в приемную Всевышнего. Мы можем искать совета Того, Кто есть бесконечная мудрость. Господь говорит: «Призови Меня в день скорби». Он приглашает нас представить Ему все наши затруднения и необходимости и нашу нужду в Божественной помощи. Он повелевает нам быть постоянными в молитве. Так скоро, как встают затруднения, мы должны представить Ему наши искренние, прилежные прошения. Посредством наших настойчивых молитв мы даем свидетельство нашего сильного упования на Бога. Сознание нашей нужды

[173]

ведет нас к горячей молитве, и наш Небесный Отец трогается нашими молениями.

Часто те, кто терпят упреки или гонение за свою веру, подвергаются искушению думать, что они забыты Богом. В глазах людей они составляют меньшинство. По всей видимости их враги торжествуют над ними. Но пусть они не ожесточают своей совести. Тот, Кто страдал ради них и понес их немощи и печали, не забыл их.

Дети Божий не оставляются одинокими и беззащитными. Молитва двигает руки Всемогущего. Молитвы «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня… прогоняли полки чужих», — мы узнаем, что это значит, когда услышим записи о мучениках, умерших за свою веру.

Если мы отдадим наши жизни Ему на служение, мы никогда не можем быть поставлены в положение, которого Бог не предусмотрел для нас. Каково не могло бы быть наше положение, у нас есть Проводник, чтобы указать нам путь, каковы ни были бы наши затруднения, у нас есть Советник; каковы бы ни были наши печали, лишения, одиночество, мы имеем сочувствующего Друга. Если в нашем неведении мы делаем ложные шаги. Он не оставляет нас. Его голос чистый и ясный, слышен говорящим: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь». «Он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника».

Господь заявляет, что Он будет прославлен теми, кто приближаются к Нему, кто преданно исполняют Его служение: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он».4 Руки Всемогущего простерты, чтобы вести нас вперед и вперед. «Идите вперед», говорит Господь, «Я пошлю вам помощь. Во славу имени Моего вы просите и вы

[174]

получите. Я буду прославлен перед теми, кто ожидает вашего падения. Они увидят, как славно восторжествует Мое Слово». «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

Пусть все, кто огорчен и с кем поступлено несправедливо, вопиет к Богу. Отвратитесь от тех, у кого сердца, как сталь, и сделайте ваши просьбы известными вашему Создателю. Никто не изгоняется из тех, кто приходит к Нему с сокрушенным сердцем. Ни одна искренняя молитва не теряется. Среди антифонов небесного хора Бог слышит вопли самого слабого человеческого существа. Мы изливаем желание нашего сердца в наших жилищах, мы воссылаем молитву, когда идем в пути, и наши слова достигают престола Монарха Вселенной. Они могут быть неуловимы для человеческого уха, но они не могут умолкнуть или затеряться среди самого деятельного занятия. Ничто не может поглотить желания души. Оно поднимается над шумом улицы к небесным обителям. Это ведь Бог, к Которому мы говорим, и наша молитва слышится.

Вы, кто чувствуете себя наиболее недостойными, не бойтесь вручить ваше дело Богу. Когда Он отдал Самого Себя во Христе за грех мира, Он принял дело каждой души. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не даруете нам и всего?» Разве Он не исполнит милостивого слова, данного нам для нашего ободрения и подкрепления?

Христос ничего не желает так сильно, как искупить Свое наследие от владычества сатаны. Но прежде, чем мы будем освобождены от власти сатаны извне, мы должны быть освобождены от его власти внутри. Господь допускает испытания для того, чтобы мы могли быть

[175]

очищены от мирского себялюбия, от грубых, нехристоподобных черт характера. Он допускает глубоким водам печали пройти над нашими душами для того, чтобы мы могли познать Его и Иисуса Христа, Которого Он послал, для того, чтобы мы могли иметь глубокие сердечные стремления быть очищенными от осквернения и могли бы выйти из испытания чище, святее, счастливее. Часто мы входим в горнило испытания с душами, омраченными себялюбием, но, будучи терпеливыми под крестным испытанием, мы выйдем отражающими Божественный характер. Когда Его цель в скорби будет достигнута, «Он выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень».

Нет никакой опасности, что Господь пренебрежет молитвами Своего народа. Опасность заключается в том, чтобы во время искушений и испытаний люди не впали в разочарование и не перестали быть настойчивыми в молитвах.

Спаситель проявил Божественное сочувствие к женщине Сирофиникиянке. Сердце Его было тронуто, когда Он увидел ее печаль. Он страстно желал дать ей немедленную уверенность в том, что молитва ее была услышана, но Он желал преподать Своим ученикам урок, и на время, казалось, Он пренебрег воплем ее измученного сердца. Когда ее вера была проявлена, Он сказал слова повеления и отослал ее прочь с драгоценным благодеянием, о котором она просила. Ученики никогда не забыли этого урока, и он помещен в запись, чтобы показать результат настойчивой молитвы.

Это был Сам Христос, вложивший в сердце матери настойчивость, которая не была бы отвергнута. Это был Христос, Который дал просящей вдове мужество и решимость перед судьей.

[176]

Это был Христос, Который, несколько веков тому назад, в таинственной борьбе с Иаковом вдохновил Иакова такою же настойчивой верою. И Он никогда не оставит без награды доверие, которое Он Сам вселили.

Тот, Кто обитает в небесном святилище, судит праведно. Ему доставляет больше радости Его народ, сражающийся с искушением в мире греха, чем сонм ангелов, окружающих Его престол.

Вся небесная вселенная проявляет величайший интерес к этой крупинке, миру, потому что Христос заплатил беспредельную цену за души его обитателей. Искупитель мира связал землю с небесами узами соучастия, потому что здесь находятся искупленные Господа. Небесные существа еще посещают землю, как во дни, когда они ходили и разговаривали с Авраамом и Моисеем. Среди деловой деятельности наших огромных городов, среди масс, толпящихся на проезжих улицах и наполняющих торговые центры, где с утра и до вечера люди поступают так, как если бы занятие, спорт и удовольствие были всем для жизни, где так мало размышляющих о невидимой действительности, — даже здесь небо имеет еще своих свидетелей и своих святых. Есть невидимые агенты, наблюдающие за каждым словом и делом человеческих существ. В каждом собрании людей для дела или удовольствия, в каждом собрании людей для богослужения присутствует больше слушателей, чем может быть видимо естественным зрением. Иногда небесные существа отодвигают завесу, скрывающую невидимый мир, чтобы наши мысли могли быть отвлечены от спешки и порыва жизни, дабы поразмыслить о том, что существуют невидимые свидетели всего, что мы говорим или делаем.

Нам нужно лучше понимать, чем мы это делаем, миссию ангела-посетителя. Было бы

[177]

хорошо подумать, что во всей нашей работе мы имеем сотрудничество и заботу небесных существ. Невидимые армии света и силы посещают смиренных и униженных, которые верят и присваивают обетования Божий. Херувимы, серафимы и ангелы, превосходящие в силе, — десять тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч, — стоят по правую руку Его, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение».

Этими ангельскими вестниками ведутся точные записи слов и дел детей человеческих. Каждый акт жестокости или неправосудия по отношению народа Божия, все, что он принужден переносить от власти злых деятелей, записано на небесах.

«Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».

«Не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр.10:35-37). «Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иакова 5:7-8).

Долготерпение Божие чудесно. Долго ожидает правосудие, пока милость ходатайствует за грешника. Но «правда и суд — основание престола Его» (Псал. 96:2). «Господь долготерпелив», но Он «велик могуществом и не оставляет без наказания; в вихре и буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его» (Наум 1:3).

[178]

Мир сделался смелым в нарушении Закона Божия. Вследствие Его долготерпения, люди презрели Его авторитет. Они подкрепляли один другого в притеснении и жестокости по отношению к Его наследию, говоря: «Как узнает Бог, и есть ли ведение у Вышнего» (Псал.72:11). Но существует линия, за которую они не могут перейти. Близко время, когда они достигнут установленной грани. Даже теперь они почти достигли пределов долготерпения Божия, границ Его милости, пределов Его благодати. Бог восстанет — чтобы защитить Свою собственную честь, освободить Свой народ и укротить порывы неправедности.

Во дни Ноя люди пренебрегали законом Божиим до тех пор, пока всякое памятование о Творце не ушло с земли. Их нечестие достигло такой высоты, что Господь навел водный потоп на землю и смел ее нечестивых обитателей.

Из поколения в поколение Господь ставил людей в известность о характере Своей работы. Когда наступал кризис, Он открывал Себя и восставал, чтобы воспрепятствовать выработке сатанинских планов. Он часто дозволяет делам народов, семейств и отдельных личностей прийти к кризису, дабы Его вмешательство могло стать заметным. Тогда Он проявлял Себя так, что люди видели, что есть Бог в Израиле, который поддержит Свой закон и защитит Свой народ.

В наше время преобладающего нечестия мы можем знать, что последний, великий кризис близок. Когда вызов закону Божию почти всеобщ, когда Его народ притесняется и преследуется своими ближними, Господь восстанет. Близко время, когда Он скажет: «Пойди, народ Мой, войди в покои твои, и запри за собою двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и

[179]

земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих».

Люди, которые называют себя христианами, могут теперь обездоливать и угнетать бедного; они могут грабить вдову и сироту; они могут удовлетворять их сатанинскую ненависть, оттого что они не могут управлять совестью народа Божия, но за все это Бог приведет их на суд. Они получат «суд без милости», потому что они сами не оказали милости. Скоро они предстанут пред Судией всей земли, чтобы представить отчет за страдание, которое они причинили телам и душам Его наследия. Теперь они могут позволять себе ложные обвинения, они могут смеяться над теми, кого Бог назначаил совершать Его дело, они могут подвергать верующих заключению в тюрьмах, отправлять на каторгу, в ссылку, осуждать на смерть, но за каждое страдание, за каждую пролитую слезу, они должны ответить. Бог воздаст им вдвое за их грехи. Относительно Вавилона, символа отступнической церкви, Он говорит Своим сослужителям в деле суда: «Грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее, в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое».

Из Индии, Африки, Китая, с островов морских, от угнетенных миллионов так называемых христианских стран восходит к Богу вопль горя человеческих существ. Этот вопль не долго останется неотвеченным. Бог очистит землю от ее моральной порчи, не морем воды, как во дни Ноя, но морем огня, который не может быть потушен никаким человеческим изобретением.

«Наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего

[180]

времени, но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге».

Из чердаков, из шалашей, из тюрем, с эшафотов, с гор и пустынь, из пещер земли и глубин моря Христос соберет к Себе Своих детей. На земле они были унижаемы, преследуемы и мучимы. Миллионы их сошли в могилу отягченные бесславием, потому что они отказались поддаться лживым требованиям сатаны. Человеческими трибуналами дети Божий были осуждены, как тягчайшие из преступников. Но близок день, когда «небеса провозгласят правду Его; ибо Судия сей есть Бог». Тогда решения земли будут пересмотрены. Он «снимет поношение с народа Своего по всей земле». Каждому будут даны белые одежды. И «назовут их народом святым, искупленным от Господа».

Какие бы страдания они не были призваны нести, какие бы утраты ни пережили они, какие бы преследования ни претерпели они, даже до потери их временной жизни, дети Божий будут обильно вознаграждены. Они «узрят лице Его, и имя Его будет на челах их».

[181]

[182]

[183]

[184]

[185]