Сентябрь

Готовьтесь к пришествию Христа

Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит. 2:13, 14 ).

Эти слова Священного Писания учат нас совершенно иному в сравнении со словами многих, называющих себя верующими в Евангелие. Нам дано увещевание жить целомудренно и праведно в нынешнем веке и ожидать славного явления великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Некоторые возражают мне, потому что я учу, что наш долг — ожидать личного явления Христа на облаках небесных. Они говорят следующее: «Если послушать, чему учит миссис Уайт относительно пришествия Христа, можно подумать, что пришествие это прямо перед нами. На эту тему она проповедует вот уже сорок лет, а Господа все еще нет».

То же самое возражение звучало и против слов Самого Христа. Он произнес устами возлюбленного ученика: «Ей, гряду скоро!» — и Иоанн отвечает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Иисус сказал эти слова в качестве предостережения и ободрения для Своего народа, и почему бы нам не обратить на них серьезное внимание? Господь назвал верным того, кого Он нашел бодрствующим и ожидающим Его. Неверный слуга сказал: «Не скоро придет господин мой» — и начал бить слуг, есть и пить с пьяницами.

Точное время Второго пришествия Христа не открыто. Иисус сказал, что никто не знает ни дня его, ни часа. Но Он поведал о признаках Своего пришествия и добавил: «Когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях». Когда явятся эти знамения, повелел Он им, «тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Учитывая все это, апостол написал: «Вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы». Так как мы не знаем часа пришествия Христа, мы должны жить праведно в нынешнем веке, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»…

Последователи Христа должны сохранить свои личностные особенности как Его представители. Каждый из них должен заботиться об этом. Богатые должны принести свои средства, влиятельные — свое влияние, ученые — свою мудрость, бедные — свою добродетель, если они хотят быть полезными тружениками для Бога. Они должны иметь правильные отношения с Богом, чтобы отражать свет славы Божьей, сияющий от лица Иисуса Христа… Они должны предостерегать людей о грядущих судах и представлять им Христа 1 .

Возрастание во Христе

Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс. 15:8 ).

Многие считают, что часть дела нужно совершить самостоятельно. Они полагались на Христа в том, что касалось прощения грехов, теперь же они пытаются своими силами вести правильную жизнь. Но подобные усилия не увенчаются успехом. Иисус говорит: «Без Меня не можете делать ничего». Наше возрастание в благодати, наша радость и полезность — все зависит от единения со Христом. Только посредством ежедневного, ежечасного общения с Ним, пребывания в Нем мы сможем возрастать в благодати…

Вы отдали себя Богу, чтобы полностью принадлежать, служить и повиноваться Ему. Вы приняли Христа как своего Спасителя. Вы не могли искупить свои грехи собственными заслугами или изменить свое сердце. Но, отдав себя Богу, уверовали в то, что ради Христа Он сделал все это для вас. Верой вы стали принадлежать Христу и верой должны возрастать в Нем, давая и принимая. Вам нужно отдать все: свое сердце, свою волю, свое служение; отдать Ему всего себя, чтобы исполнять все Его веления. И вы должны принять все: полноту благословения в лице Христа, чтобы Он пребывал в вас и был вашей силой, вашей праведностью и помогал бы вам быть послушными.

Посвящайте себя Богу каждое утро. Пусть это будет вашим первым делом. Молитесь так: «Возьми меня, Господи, я всецело принадлежу Тебе. Я кладу все свои планы к Твоим ногам. Используй меня сегодня в Твоем служении. Пребудь со мной, чтобы все мои труды в Тебе совершались». Это необходимо делать каждый день. Каждое утро посвящайте себя Богу на предстоящий день. Подчиняйте Ему все свои планы. Будьте готовы выполнить их или отказаться от них, следуя тому, что Он в Своем провидении укажет вам. Таким образом вы можете изо дня в день отдавать свою жизнь Богу, и она все более и более будет уподобляться жизни Христа.

Жизнь во Христе есть жизнь покоя. Христианин может не испытывать восторженных чувств, но он всегда будет иметь внутреннюю уверенность и спокойствие. Вы полагаетесь не на себя, а на Христа. Ваша немощь соединяется с Его силой, ваше неведение — с Его премудростью, ваше бессилие — с Его всемогуществом. Вам не следует смотреть на себя и заострять внимание на своей личности. Взирайте на Христа! Размышляйте о Его любви, о красоте и совершенстве Его характера. Христос и Его самоотречение, Христос и Его уничижение, чистота и святость Христа, Его несравненная любовь — вот темы, достойные размышления. Вы сможете уподобляться Ему лишь в том случае, если будете любить Его, подражать Ему и полагаться на Него 2 .

Наша сила только во Христе

А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ).

С верою — верою, которая отвергает всякую самоуверенность, — нуждающийся должен положиться на бесконечную силу Божью.

Никакие внешние обряды не могут заменить простой веры и полного отречения от своего «я»… Мы лишь можем позволить Христу совершить эту работу. Душа наша должна восклицать: «Господи, возьми мое сердце, ибо я сам не в состоянии отдать его Тебе. Оно принадлежит Тебе по праву. Очисти его, ибо я сам не могу сохранить его чистым для Тебя. Спаси меня вопреки стремлениям моего “я”, слабого, утратившего Твой образ. Воссоздай меня и обнови, возвысь меня до чистых и святых высот небесных, где щедрый поток Твоей любви сможет омывать мою душу».

Подобное отречение от своего «я» должно совершаться не только в начале нашей христианской жизни. Мы должны обновляться с каждым новым шагом на пути к небесам. Все наши добрые дела зависят от силы, находящейся вне нас. Отсюда — необходимость в постоянном обращении нашего сердца к Богу, в постоянном искреннем и горячем исповедании наших грехов и в смирении нашей души пред Ним. Благодаря лишь постоянному самоотречению и доверию Христу мы можем жить в безопасности.

Чем ближе мы к Иисусу и чем яснее мы видим чистоту Его характера, тем отчетливее мы понимаем ужасную порочность греха и тем менее мы будем желать возвысить самих себя. Те, кого Небо признает святыми, менее всех склонны гордиться своими добродетелями. Апостол Петр стал верным служителем Христа, он в высшей степени был отмечен Божественным светом и силой, он активно участвовал в основании Церкви Христовой; но Петр никогда не забывал своего страшного падения; его грех был прощен, но он хорошо понимал, что та слабость его характера, которая привела его к падению, окончательно была одолена лишь благодатью Христа . В себе он не находил ничего, чем можно было бы гордиться.

Никто из апостолов или пророков никогда не заявлял о своей безгрешности. Люди, пребывавшие ближе всего к Богу, готовые скорее пожертвовать своей жизнью, чем сознательно совершить неверный поступок, те, кого Бог отметил Божественным светом и силой, сознавали греховность своей собственной природы. Они не доверяли своей плоти, не обольщались своей праведностью, но всецело полагались на праведность Христа.

С каждым новым шагом в нашей христианской жизни наше покаяние будет все более углубляться… Тогда наши уста не откроются для самопрославления. Мы будем знать, что наша крепость — в одном лишь Христе 3 .

Больший в Царстве

Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном ( Мф. 18:4 ).

Ученики только что спорили о том, кто должен быть большим в Царстве Небесном. Они никак не могли прийти к согласию. Один притязал на честь для себя, другой — для себя. Ни у кого из учеников не было правильного представления о грядущих событиях и верной оценки торжественности настоящего момента. Они не были готовы принять участие в пасхальной трапезе.

Христос смотрел на них с печалью. Он знал, что Его ожидают страдания, и Его великое любящее сердце разрывалось от сострадания к ним. В знак Своей любви к ним Он, «взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Это было немым укором Христа Его ученикам…

«Кода же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам»…

Служение смирения дает нам волнующий урок. Христос показал нам, сколь важно ходить смиренно пред Богом и сознавать, что Он сделал для нас, отдав в дар Своего Сына. Христос знал, что ученики никогда не забудут урока смирения, преподанного им на последней Вечере. Исполнив самую скромную обязанность, Он тем самым выразил ученикам самое строгое порицание.

В 18-й главе Евангелия от Матфея описан другой урок смирения. Эти уроки даны в Слове Божьем для нашего наставления. Тем, кто не хочет воспользоваться ими, нет оправдания.

Ученики пришли «к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном».

Многие не понимают, что, ходя смиренно с Богом, мы оказываемся под защитой и враг не может взять над нами верх… Только когда мы, как послушные дети, с охотой внимаем наставлениям, Бог может использовать нас во славу Свою 4 .

Влияние ХРИСТИАН может принести благословение тысячам

Во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать ( 1 Фес. 1:8 ).

Жизнь Христа оказывала бесконечное, безбрежное влияние — влияние, которое связывало Его с Богом и со всей человеческой семьей. Через Христа Бог окружил человека таким влиянием, которое делает для него невозможным жить только для себя. Будучи самостоятельными существами, мы вместе с тем связаны с нашими собратьями и являемся частью великого целого, принадлежащего Богу. Отсюда наши взаимные обязанности друг перед другом. Ни один человек не может быть независимым от других людей, своих ближних, от благополучия одного зависит благополучие других. Цель Божья в том, чтобы каждый человек чувствовал себя нужным кому-то и искал возможности принести счастье другим.

Вокруг каждого человека возникает своя особая атмосфера: либо это атмосфера животворящей веры, мужества, надежды и любви; либо это тяжелая и холодная атмосфера мрачного недовольства всем окружающим, ревнивого себялюбия, атмосфера, отравленная смертоносным дыханием взлелеянного в сердце греха. Окружающей нас атмосферой мы вольно или невольно воздействуем на каждого человека, вступающего с нами в контакт.

Это ответственность, от которой мы не можем освободиться. Наши слова, поступки, наша одежда, манеры, даже выражение лица — все это оказывает влияние. Впечатление, которое мы таким образом производим на других, приводит к результатам — как хорошим, так и плохим, которые невозможно измерить и оценить. Каждое побуждение, исходящее от нас, является семенем, посеянным в других, которое, в свою очередь, даст свои плоды. Это лишь одно звено в длинной цепи событий в жизни самых разных людей, которая простирается до необозримых пределов. Если своим примером мы помогаем другим развить в себе принципы добра, мы тем самым даем им силу делать добро. Они, в свою очередь, окажут такое же влияние на других, а те передадут его далее. Поэтому наше неосознанное влияние может оказаться благословением для тысяч людей.

Бросьте камешек в озеро, и одна за другой по глади вод побегут волны, образуя расширяющийся круг, пока не достигнут другого берега. Так и наше влияние — даже неосознанное и непреднамеренное, — оно может стать для других душ благословением…

Молчаливое свидетельство истинной, бескорыстной, благочестивой жизни производит почти непреодолимое влияние. Открывая в своей жизни характер Христа, мы становимся Его соработниками в деле спасения человеческих душ. Мы можем успешно сотрудничать с Ним, только если окружающие будут видеть в нашей жизни отражение Его характера. Чем шире сфера нашего влияния, тем больше добра мы можем совершить 5 .

Приобретая Божественную красоту кротости

Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня ( Соф. 2:3 ).

Кто ясно осознал свою потребность во Христе, кто действительно плакал и скорбел о грехе и вместе со Христом прошел школу страданий, тот научился кротости от Божественного Учителя…

Хотя под влиянием Святого Духа Моисей писал о себе как о кротчайшем человеке на земле (см. Чис. 12:3 ), однако это мало ценилось его современниками и вызывало в них жалость, а подчас и презрение. Иисус же причисляет кротость к добродетелям, подготавливающим нас для Царства Небесного. Во всей своей Божественной красоте она проявилась в жизни и характере Спасителя.

Он снизошел к ничтожнейшим мира сего, общался с людьми не как царь, требующий почестей, а как Человек, призванный служить другим. В Его характере не было и следа ханжества или холодной строгости. Спаситель мира обладает более благородной природой, чем ангелы; с Его Божественным величием было связано особое смирение, привлекавшее людей.

Иисус уничижил Самого Себя, и все, что Он делал, было подчинено воле Небесного Отца. Когда Его дело на земле было почти завершено, Он мог спокойно сказать: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин. 17:4 )… Именно любовь к самим себе лишает нас мира. Пока живо наше собственное «я», мы постоянно готовы охранять его от всяческих оскорблений и обид; но если оно умерло и наша жизнь сокрыта со Христом в Боге, то, как бы нами ни пренебрегали, как бы низко нас ни ценили, все это не причинит нам никакой боли… Мы будем глухи для упреков и слепы для насмешек и оскорблений. «Любовь долготерпит, милосердствует» ( 1 Кор. 13:4 )…

Счастье, изливающееся на нас из земных источников, столь же изменчиво, как и обстоятельства, рождающие его; лишь мир Иисуса постоянен и вечен. Он не зависит от условий жизни, от земного богатства или числа друзей. Христос есть источник живой воды, и счастье, дарованное Им, непреходяще.

В том доме, где проявляется кротость Христа, люди воистину счастливы. Кротость не вызывает раздоров и злых слов, но успокаивает возбуждение и распространяет вокруг себя истинное чувство удовлетворения, нежности и любви; здесь, на земле, такое семейство будет частью великой небесной семьи 6 .

Кротость — украшение души

Благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением ( Пс. 149:4 ).

Самым дорогим плодом освящения является благословенное качество кротости. Когда это качество занимает достойное место в душе человека, под его влиянием формируется характер. Духовный взор человека отныне постоянно направлен на Бога, и его воля покоряется воле Божьей. Его разум впитывает каждую Божественную истину, а воля склоняется перед каждым Божественным принципом без сомнений и ропота. Истинная кротость смягчает и покоряет сердце и готовит разум к принятию Слова. Мысли приводятся в послушание Христу. Это открывает сердце для принятия Слова Божьего, как было открыто сердце Лидии. Мы, подобно Марии, начинаем учиться у ног Иисуса. «Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» ( Пс. 24:9 ).

Кроткие никогда не хвалятся. Подобно отроку Самуилу, они молятся: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой»…

Кротость в школе Христа — один из отличительных плодов Духа. Это благословенное качество с помощью Святого Духа освящает человека и делает его способным постоянно контролировать свой порывистый, несдержанный нрав. Когда люди, по природе вспыльчивые и горячие, захотят воспитать в себе кротость, они приложат серьезные усилия, чтобы смирить свой необузданный нрав. Изо дня в день они будут контролировать себя, пока нелюбезность и несоответствие Христу не будут побеждены. Они уподобляются Небесному Образцу, пока не становятся полностью послушны вдохновенному увещеванию: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» ( Иак. 1:19 )…

Кротость — это внутреннее украшение, которое Бог ценит очень высоко. Апостол говорит об этом украшении как о более ценном, чем золото, жемчуг или дорогие одежды. В то время как внешнее украшение красит только смертное тело, кротость украшает душу и соединяет ограниченного человека с Безграничным Богом. Это украшение угодно Богу. Украсивший небосвод небесными светилами Тем же Самым Духом обещал, что Он «прославит смиренных спасением». Ангелы небесные отметят как лучше всего украшенных тех, кто облекся в Господа Иисуса и ходит с Ним в кротости и смирении сердца.

Христианину есть к чему стремиться. Он может всегда подниматься к высшим идеалам 7 .

Нетленная драгоценность

Да будет украшением вашим… не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1 Петр. 3:3, 4 ).

Как-то раз я беседовала с одной сестрой, которая носила золотые украшения и вместе с тем заявляла, что она ожидает пришествия Христа. Мы рассуждали о том, что Писания ясно свидетельствуют против ношения золота; однако она ссылалась на высказывание, где Соломон повелел украсить храм, а также на то, что улицы города Божьего будут из чистого золота. Она сказала, что если мы можем улучшить наш внешний вид золотыми украшениями и тем окажем влияние на мир, то мы правы.

Я ответила, что мы были бедными, падшими смертными, и, вместо того чтобы украшать эти тела, поскольку был славно украшен Соломонов храм, должны помнить, в каком плачевном состоянии мы находились и то, что Сыну Божьему пришлось пострадать и умереть ради нашего искупления. Мысль об этом должна вызывать у нас чувство глубочайшего смирения.

Иисус является нашим Образцом для подражания. Если бы Он не пожелал смириться и страдать, а воскликнул бы: «Если кто хочет идти за Мною, пусть угождает себе, наслаждается миром, и тогда он будет Моим учеником», множество людей уверовали бы в Него и последовали бы за Ним. Но Иисус не иначе открывается нам, как только кроткий и распятый. Если мы желаем быть с Ним на небесах, то должны уподобиться Ему на земле. Мир будет притязать на свое, и кто желает быть победителем, должен оставить то, что принадлежит миру 8 .

В день подведения окончательных итогов будете ли вы испытывать удовольствие от обзора своей жизни или признаете, что стремились украшать внешность, но почти полностью пренебрегали внутренней, душевной красотой?

Неужели у наших сестер не хватает рвения и нравственного мужества, чтобы без всяких отговорок встать на библейский фундамент? Апостол дал самые ясные указания по этому поводу: «Чтобы также и жены… украшали себя не плетением волос , не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами» 9 .

Любовь к нарядам и удовольствиям разрушает счастье тысяч людей… Одеваться просто, отказаться от ювелирных изделий и разного рода украшений — это согласуется с нашей верой 10 .

Внутренняя красота кроткого и молчаливого духа — вот что драгоценно перед Богом. У истинной христианки внешний облик всегда гармонирует с внутренним миром и святостью… Ничего нет плохого в том, чтобы любить красоту и стремиться к ней; но Бог желает, чтобы прежде всего мы любили высшую, нетленную красоту 11 .

Облегчение мирового страдания

Собирайте себе сокровища на небе… ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:20, 21 ).

Где их сокровище, там будет и их сердце. На тех, кому Господь дал талант в виде средств, лежит громадная ответственность. Средства даны им не для удовлетворения эгоистичных желаний, ибо все, что тратится именно таким путем, забирается из Господней сокровищницы. Посредством высшей Божьей благодати Святой Дух действует через посредника — человека и побуждает его вкладывать большие или меньшие суммы в дело Божье, дабы они были употреблены для славы Божьей.

Когда бы вы ни подумали об использовании Господних денег для удовлетворения своих прихотей, помните, что многие живут в глубокой бедности, не могут купить себе ни пищи, ни одежды, а они являются Божьим наследием. Мы должны делать добро всем людям, и особенно единоверцам. Если люди, располагающие значительными средствами, являются Божьими посредниками в распространении истины, они станут мудро использовать свои сокровища, так что никто из братьев и сестер не будет нуждаться в хлебе и одежде.

В нашем мире так много несчастья потому, что люди, которым доверены деньги, тратят их на удовлетворение несвятых желаний, на покупку ненужных украшений из золота и серебра и на приобретение красивых вещей ради собственного каприза. И в то же время искупленные Кровью Христа страдают от голода и их вопль возносится к Богу Саваофу… Все, кто является соработником у Бога, имеют дело везде, где только открыт путь для истины…

Не только служители, но и все члены Церкви должны выполнять серьезное служение. Небесный Господь Бог призывает людей избавиться от идолов, отказаться от всяких сумасбродных желаний, оставить мысли о показухе и вычурности и научиться экономно тратить деньги на одежду и мебель. Ни одна монета Господних денег не должна уйти на покупку ненужных вещей. Ваши деньги нужны для спасения душ. Так пусть они не будут потрачены на жемчуг, золото и драгоценные камни.

Души, за которые умер Христос, погибают в грехах, и на нас лежит серьезная ответственность из-за недостатка средств для продвижения дела Божьего. Что бы вы предпочли: иметь драгоценные камни в венце, который Христос возложит на вашу голову, или тратить деньги на драгоценные камни для удовлетворения прихотей здесь, в этом мире?.. Каждая копейка нужна и должна быть сэкономлена и вложена таким образом, чтобы принести вам нетленное сокровище 12 .

Изберите одежду, сотканную на небесном станке

…будут ходить со Мною в белых одеждах , ибо они достойны ( Откр. 3:4 ).

Пусть ваши воспитанники поймут: для продуктивного мышления совершенно необходима простота как в одежде, так и в пище. Объясните им, сколь драгоценны дни юности для подготовки ко взрослой жизни, как много им предстоит изучить и совершить. Откройте им неиссякаемые сокровища в Слове Божьем, в книге природы, в описании повествования о жизни благородных людей.

Пусть они задумаются о страданиях, которые они могли бы облегчить. Обратите их внимание на тех, кто беспечно тратит деньги на внешний лоск, вместо того чтобы накормить голодных, одеть нагих, утешить убитых горем.

С юности нужно стремиться не упустить замечательные возможности, которые предоставляет жизнь, чтобы не замедлить развитие своего ума, не разрушить здоровье и собственное счастье из-за рабского подчинения бумажкам, не дающим утешения и покоя.

Очень важно, чтобы каждый еще в юности всем существом воспринял урок природы: «Все соделал Он прекрасным в свое время» ( Еккл. 3:11 ). Своей одеждой, так же как и всем остальным, мы можем прославить нашего Создателя. Он хочет видеть нашу одежду не только аккуратной и гигиеничной, но и соответствующей нашей внешности.

О характере человека судят по стилю его одежды. Утонченному вкусу, развитому уму соответствует обычно простое и элегантное платье. Строгая и элегантная простота одежды в сочетании со скромным поведением создает вокруг молодой женщины ореол добропорядочности, что защитит ее от многих опасностей.

Пусть девочки усвоят: понятие «хорошо одеваться» подразумевает и умение шить себе одежду… Это сделает их полезными и независимыми…

Пусть подростки и даже маленькие дети научатся выбирать для себя Царскую одежду, сотканную на небесном ткацком станке: «виссон чистый и светлый» ( Откр. 19:8 ), которую наденут все святые земли. Эта одежда, символизирующая безупречность характера Христа, предлагается сегодня даром каждому человеку. Все, кто принимает ее, облекутся в эту одежду еще здесь, на земле.

Пусть дети знают: когда их разумом владеют чистые и добрые помыслы, а они сами занимаются добрыми и полезными делами, они облекаются в прекрасную одежду характера Христа. Это одеяние сделает их привлекательными и возлюбленными здесь, а в будущем даст им право войти в Царский дворец. Таково Его обетование: «Будут ходить со Мною в белых одеждах , ибо они достойны» ( Откр. 3:4 ) 13 .

Лепта вдовы

И сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила ( Лк. 21:3 ).

Бедная вдова, положившая две лепты в сокровищницу Господню, выразила тем самым свою любовь, веру и щедрость. Она отдала все, что имела, доверив Богу позаботиться о будущем. В тот день Спаситель назвал ее малый дар самым большим. Ценность дара измерялась не его величиной, а чистотой побуждения, с которым он был принесен.

Божье благословение, произнесенное на это искреннее приношение, привело к великим результатам. Лепта вдовы уподобилась крошечному ручейку, текущему через века, расширяющемуся и углубляющемуся на пути, облегчающему бремя нужды и способствующему распространению истины во многих направлениях.

Этот малый дар оказал влияние на тысячи сердец в каждом поколении и в каждой стране. В результате в сокровищницу Господа потекли бесчисленные дары от щедрых, самоотверженных бедняков. Пример вдовы подвиг на добрые дела тысячи любящих удовольствия, эгоистичных, сомневающихся людей, и их дары также увеличили ценность ее дара.

Щедрость — это долг, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать, и ни богатый, ни бедный ни на мгновение не должен помыслить, что его приношение Богу может искупить недостатки христианского характера. Великий апостол утверждал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы».

И вновь он указывает на плод истинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». Если мы желаем быть приняты как последователи Христа, то должны принести плоды Духа, ибо наш Спаситель Сам провозглашает: «По плодам их узнаете их «.

Господь ожидает от нас даров и жертв, чтобы воспитать в нас щедрость. Он не зависит от человеческих средств для поддержания Своего дела. Устами пророка Он говорит: «Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною… ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» 14 .

Используя богатства для Господа

Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца ( Пс. 61:11 ).

Прислушайтесь к словам Искупителя: «Богатства принадлежат Мне. Я вверил их в ваши руки, чтобы вы мудро использовали их для Моего служения, помогали страдающим, вкладывали средства в дело возвещения Евангелия тем, кто находится во тьме. Богатства не должны быть вашей надеждой, вашим богом, вашим спасителем».

Существует много каналов для совершения добра, и они широко открыты. Ваши житницы слишком большие. Если они переполнятся, вы, вместо того чтобы строить еще большие, отправьте свои сокровища перед собой на небеса. Есть вдовы, которых нужно накормить, сироты, которых надо приютить и с которыми следует поделиться вашим изобилием, есть души, погибающие из-за недостатка хлеба насущного, миссии, которые необходимо поддержать, молитвенные дома, которые нужно построить. Если Божье дело требует не только вашей заинтересованности, но и ваших денег, вы должны вернуть Ему Его собственность. Ныне Он призывает вас сеять, чтобы вы могли пожать свой урожай с вечной радостью.

Божьи дары умножаются, когда ими делятся с другими. Мы видим это на примере бедной вдовы, которую пророк Елисей чудом избавил от долга. У нее был только один кувшин для масла, но пророк велел ей занять сосуды у соседей, и из этого одного кувшина масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Масло прекратилось только тогда, когда для него не было больше сосудов. Так же обстоит дело и сегодня. Пока мы позволяем дарам Божьим течь по каналам добра, Господь не остановит поток. Но кто дал вам свет? Вы не имеете его по своей природе. Бог является источником света. Истина воссияла в ваших сердцах, чтобы вы отражали ее на других. Истинная любовь к Богу сотворит любовь к человеку. Вот в чем мы нуждаемся — в любви терпеливой, самоотверженной, постоянной, разумной, практической.

Господь дал вам средства, чтобы, правильно их используя, вы могли развить добрые, благородные черты характера…

Господь грядет. У вас нет времени, чтобы бездумно тратить его. Вы не должны поступать, как поступали жители допотопного мира, — сажать, строить, есть, пить, жениться и выходить замуж, как беспечные жители этого мира. Пусть же в книгах небесных появится иная запись в сравнении с той, которая есть там сейчас. Дорожите временем, готовьте себе хранилища неветшающие, неоскудевающее сокровище на небесах 15 .

Что сделает дух щедрости

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется… Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других , тот и сам напоен будет ( Притч. 11: 24, 25 ).

Многие не завидуют участи древнего Израиля Божьего, который, помимо щедрых годовых пожертвований, должен систематически отделять для Бога Его часть. Всеведущий Бог лучше знал, какой принцип пожертвований отвечает Его замыслам, и дал Своему народу соответствующие указания. Всегда оказывалось, что девять десятых для них больше, чем десять десятых. Те, кто надеялся увеличить состояние, удерживая у себя Божью часть или принося Ему лишь скудное пожертвование — хромое, слепое или больное, в итоге неизменно терпели убытки.

Невидимое Провидение всегда присутствует в делах человеческих. Божья десница может даровать или процветание, или скудость, и зачастую Он удерживает блага от одного и благословляет ими другого. Все это необходимо, чтобы проверить и испытать людей и открыть, что у человека на сердце. Он допускает, чтобы одного из братьев постигло несчастье, и в то же время дает процветание другим, дабы видеть, имеют ли те, к кому Он благоволит, страх Божий и будут ли они выполнять долг, который определен для них в Его Слове, а именно: возлюбить ближнего, как самих себя, и помочь своему разорившемуся и обедневшему брату, исходя только из любви к добру. Щедрость и благотворительность были задуманы Богом для того, чтобы сердца сынов человеческих оставались нежными и сострадательными, а также для того, чтобы пробудить в них интерес и участие друг к другу по примеру Господа, Который обнищал, чтобы мы обогатились Его нищетой. Закон десятины был основан на вечных принципах и должен был стать благословением.

Систематические пожертвования Бог ввел как профилактику против огромного зла, коим является алчность 16 .

В сокровищницу должны постоянно течь малые ручейки даров милосердия. Божье провидение находится далеко впереди, двигаясь намного быстрее, чем наша щедрость 17 .

Когда в словах и делах верующих отражается благодать Христа, на тех, кто пребывает во тьме, будет сиять свет, ибо, когда уста станут произносить хвалу Богу, рука будет простерта с даром в помощь погибающим.

Мы читаем, что в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на учеников, никто из них не сказал, что он владел чем-то, что принадлежало ему лично. Все, чем они владели, предназначалось для осуществления замечательных преобразований. В течение одного дня, были обращены тысячи людей. Когда Тот же Дух повлияет на верующих сегодня и они возвратят Богу все, что принадлежит Ему, с такой же щедростью, будет совершено огромное результативное служение 18 .

Будьте честны и верны, подобно Даниилу

Непорочность прямодушных будет руководить их ( Притч. 11:3 ).

История жизни Даниила, очень сжато отображенная пророческим пером, содержит урок для всех нас. Она показывает, что деловой человек не обязательно ловкий политик. Он может быть наставляем Богом на каждом шагу. Даниил, будучи высшим чиновником Вавилонского царства, был Божьим пророком, получающим свет небесного вдохновения…

Очень нужны не просто деловые, но верующие деловые люди, которые будут воплощать величественные принципы истины в свои дела. Те, кто готовит себя для работы, должны развивать и совершенствовать свои таланты через самое тщательное обучение и практику. Ни один бизнесмен, имеющий свое дело, не должен быть в нем невеждой. Если существуют люди, которым необходимо ради дела совершенствовать свои возможности, чтобы стать более мудрыми деловыми людьми, так это те, кто использует свои способности в деле созидания Царства Божьего в нашем мире.

Всем есть, чему учиться, но как слабо ценятся эти уроки. Учитывая события, происходящие ныне, а также надвигающиеся важные события, по мере того как мы приближаемся к концу земной истории, в работе должно проявляться больше основательности, больше трезвости и терпения, бдительности и молитвы, больше усердия. Человек должен стремиться к совершенству, быть идеальным христианином, иметь полноту в Иисусе Христе.

Людям, занимающимся бизнесом, следует особо остерегаться заблуждений вследствие применения неправильных принципов или методов. О них может быть сказано, как было сказано о Данииле в вавилонском дворце. Во всех его делах, подвергнутых тщательной проверке, не было найдено никакой погрешности или вины. Он был образцом того, каким может стать каждый деловой человек. Сердце должно быть посвящено и обращено, побуждения должны быть чисты перед Богом. Внутренний светильник должен быть снабжен елеем, текущим от истинных небесных вестников через золотые трубочки в золотую чашу. Тогда общение Господа с человеком неизменно будет нести с собой благословение.

Бог не примет самое прекрасное служение, если собственное «я» не будет принесено на алтарь в жертву безраздельную и живую… Корень должен быть свят, иначе не будет здорового, крепкого плода, а только такой плод приемлем для Бога… В то время как мирские амбиции, мирские проекты, самые великие планы и цели людей поблекнут, подобно траве, «разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда» 19 .

Христианин и кристальная честность

Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Втор. 25:15 ).

Во всех жизненных аспектах христиане должны придерживаться принципов строгой честности. Не таковые принципы управляют миром, ибо здесь хозяин — сатана; он внедряет свои принципы обмана и притеснения. Но христиане служат другому Господину, и их дела должны совершаться в Боге. Им следует отказаться от всякого стремления к эгоистичному накоплению.

Некоторым уклонение от абсолютной честности в делах может показаться не столь уж важным, однако Спаситель относится к этому иначе. Его слова по данному вопросу точны и просты: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Человек, проявляющий лукавство в малом, проявит его и в большом, если он подвергнется искушению.

Последователи Христа в большей или меньшей степени вынуждены участвовать в делах мира. В Своей молитве за них Спаситель говорит: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Христиане должны продавать или покупать с сознанием того, что над ними бодрствует око Божье. Они никогда не должны использовать неверные весы или гири…

В каждой жизненной ситуации истинный христианин должен быть таким, каким он желает выглядеть в глазах окружающих. Им руководит истина. Он не строит никаких интриг, поэтому ему нечего скрывать. Его могут критиковать, могут испытывать, но при всем этом его непреклонная честность будет сиять подобно чистому золоту. Он — друг и доброжелатель всем, кто с ним соприкасается, и окружающие доверяют ему, потому что он достоин доверия.

Нанимает ли он работников, чтобы собрать урожай? Он не удерживает их деньги, заработанные тяжким трудом. Имеет ли он свободные средства? Он облегчает нужду менее удачливого брата. Он не будет стремиться увеличить свое состояние, воспользовавшись неблагоприятными обстоятельствами соседа. За продаваемый им товар он берет только справедливую цену. Если в этом товаре есть изъян, он честно скажет об этом покупателю, хотя его денежные интересы при этом могут пострадать.

Человек может не иметь приятной наружности, но если он имеет репутацию прямого и честного человека, его уважают… Человек, твердо держащийся истины, завоевывает доверие всех. Ему доверяют не только христиане; мирские люди вынуждены признать достоинства его характера 20 .

Живые камни, сияющие дивным светом

Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный… чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1 Петр. 2: 4, 5 ).

Когда святая Божья работа будет очищена от всякого хлама, который накапливался годами, имя Божье в нашей среде будет прославлено. Если люди будут находиться под контролем Святого Духа, не будут осуществляться никакие закулисные дела. Проявятся честность, верность и готовность сделать свои методы работы понятными для других. Характер работников будет созидаться на чистом, твердом основании. Люди, соблюдающие Божьи заповеди, станут целеустремленными. Каждая нить ткани будет соделана Господом, и каждый работник вплетет свою нить в ткань, чтобы получилась единая композиция. Такая композиция создается на великом станке и совершенна по своему дизайну.

Три тысячи лет назад Давид задал вопрос: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему». Уже оскверненные души нуждаются в очищении и освящении. Священное Писание свидетельствует: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».

В этом мире мы должны сиять в добрых делах. Господь требует от Своего народа, обладающего святыми истинами, быть в единстве с Богом, отражать небесные принципы в каждом деловом начинании, отражать свет Божьего характера, Божьей любви, подобно тому как Христос отражал их. Когда мы будем взирать на Иисуса, вся наша жизнь будет сиять дивным светом. Мы все должны быть пронизаны светом, и, куда бы мы ни обратились, свет будет отражаться от нас на других…

Плод Духа — что это такое? Уныние, печаль, горести, слезы? Отнюдь нет. Плод Духа — это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Эти благословенные качества будут видны в каждом камне, помогающем созидать храм Божий. Все камни неодинаковы по размеру и форме, но каждый из них занимает свое место в храме.

В храме нет бесформенных камней. Каждый из них совершенен, и в многообразии видно единство, делающее совершенным все строение. Безусловно, каждый камень — это сияющий камень, камень, который излучает свет. Ныне время брать камни из каменоломни мира и нести их в Божью мастерскую для обработки, шлифовки, полировки, чтобы они могли сиять 21 .

Послушание — плод веры

Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля ( Исх. 19:5 ).

Послушание и служение, совершенные по любви, есть верный признак принадлежности Христу. В Писании сказано: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его»; «Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1 Ин. 5:3; 2:4 ). Вера не освобождает человека от послушания. Она приобщает нас к благодати Христа, которая дает нам силу для послушания.

Мы не заслуживаем спасения своим послушанием. Бог дает спасение даром, и оно принимается верой. Послушание есть плод веры. «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1 Ин. 3:5, 6 ). Таким образом испытывается наша вера. Если мы пребываем во Христе, если любовь Божья живет в нас, наши чувства, мысли, намерения и поступки будут в согласии с волей Бога, выраженной в Его святом Законе. «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» ( 1 Ин. 3:7 ). Мерилом праведности является святой Закон Божий, состоящий из Десяти Заповедей, данных на Синае.

Так называемая вера во Христа, которая освобождает человека от необходимости повиноваться Богу, не есть вера, но самонадеянность. «Благодатию вы спасены чрез веру». Но «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Еф. 2:8; Иак. 2:17 ). Иисус сказал о Себе еще до того, как пришел на землю: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» ( Пс. 39:9 ). А незадолго до Своего вознесения на небо Он объявил: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» ( Ин. 15:10 ). В Писании сказано: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» ( 1 Ин. 2: 3 )

Условие получения вечной жизни остается таким же, каким оно было всегда и каким оно было в раю до грехопадения наших прародителей, — это полное послушание Закону Божьему, совершенная праведность. Если бы вечная жизнь была предложена на каком-либо меньшем условии, это угрожало бы благополучию всей Вселенной. Возникла бы вероятность увековечения греха, несущего с собой нескончаемые беды и страдания…

Чем сильнее мы сознаем свою нужду во Христе и в Слове Божьем, тем более возвышенные представления мы будем иметь о Его характере и тем полнее будем отражать Его образ 22 .

Основа прощения

Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит ( Притч. 15:29 ).

Сами мы всем обязаны дарованной Богом благодати. Благодать завета утверждает наше усыновление. Благодать, данная в Спасителе, совершает наше искупление, возрождение и дает возможность стать сонаследниками Христа. Так пусть же эта милосердная благодать откроется и другим.

Не позволяйте оступившемуся пасть духом. Не допускайте, чтобы вас охватило фарисейское жестокосердие и вы причинили боль вашему брату. Не допускайте жестокой насмешке гнездиться в вашем сердце или разуме. Пусть в вашем голосе не будет и тени презрения. Если вы позволите себе сорваться в слове или если своим поведением вы продемонстрируете свое равнодушие к согрешившему или проявите подозрительность и недоверие к нему, вы можете безвозвратно потерять душу, нуждающуюся в спасении. Оступившемуся нужен брат с сердцем, подобным сердцу Старшего Брата, с сердцем, полным сочувствия и потому способным тронуть сердце грешного человека. Дайте ему почувствовать сочувствие и поддержку сильной руки и услышать шепот, приглашающий к молитве. Бог может обогатить ваши отношения.

Молитва объединяет нас друг с другом и с Богом. Молитва призывает на нашу сторону Иисуса и дает ослабевшей, нестойкой душе новые силы для борьбы с миром, со своей плотью и дьяволом. Молитва помогает отразить атаки сатаны.

Когда мы отводим свой взор от человеческих несовершенств и обращаем его к Иисусу, Бог производит преобразование в нашем характере. Дух Христа, совершая работу в сердце, приводит его в соответствие со Своим образом. Пусть ваши усилия будут направлены на возвышение и прославление Иисуса. Пусть ваш взор будет обращен на Агнца Божьего, «Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Предпринимая усилия, направленные на спасение оступившегося, помните, «что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5:20 ).

«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:15 ). Ничто не может быть оправданием злопамятности. Тот, кто не проявляет милосердия по отношению к другим, показывает тем самым, что он сам не является сопричастником всепрощающей благодати Божьей. Благодаря Божьему прощению сердце грешника ближе привлекается к великому сердцу Бесконечной Любви. Поток Божественного сострадания проникает в его душу, а через него и в души других. Мягкость и милосердие, которые Христос явил в Своей собственной драгоценной жизни, украсят и тех, кто разделяет Его благодать…

Мы получаем прощение не потому , что мы прощаем, но когда мы прощаем. В основе подлинного прощения лежит незаслуженная любовь Божья, а наше отношение к другим всегда красноречиво говорит, сделали ли мы эту любовь своей собственной 23 .

Поощряйте дух доброты

Никого не злословить, быть не сварливым, но тихим, и оказывать всякую кротость ко всем человекам ( Тит. 3:2 ).

Посмотрите, как много полезных и уважаемых работников дела Божьего получили подготовку, исполняя те скромные обязанности, которых требовало от них низкое социальное положение! Моисей был наследным принцем Египта, но Бог не мог призвать его для исполнения предназначенной ему работы из царского чертога. Лишь после того, как в течение сорока лет Моисей послужил надежным пастухом, он был послан, чтобы избавить свой народ. Гедеона Бог призвал прямо от гумна, чтобы он стал инструментом в руках Божьих ради избавления воинств Израилевых. Елисей также был призван оставить плуг и исполнять приказание Господа. Амос был землепашцем, возделывавшим землю, когда Господь дал ему весть для провозглашения.

Всех, кто становится соработником Христа, ждет упорный труд, подчас в неблагоприятных условиях. Поэтому наставления для них надо подбирать разумно и обязательно адаптировать и к особенностям их характера, и к специфике работы, которую им предстоит выполнять.

Господь различными способами и в разное время открыл мне, как осторожно нам следует работать с молодежью, какое особое чутье требуется для работы с этой категорией людей. Каждый, кто связан с воспитанием и подготовкой молодежи, должен жить в очень тесном общении с великим Учителем, чтобы уловить Его дух и метод работы. Необходимо преподносить такие уроки, которые повлияют на характер молодых слушателей и дело всей их жизни.

Молодежь надо научить тому, что Евангелие Христа не терпит духа кастовости, что оно не дает места недоброму суждению о других, ибо все это прямо приводит к самовозвышению. Религия Христа никогда не унижает принимающего ее, равно как никогда не делает его грубым и резким, недобрым в помыслах и чувствах по отношению к тем, за кого умер Христос…

Часть молодежи подвергает себя опасности, акцентируя внимание на внешних атрибутах, переоценивая важность условностей, принятых в обществе…

Все, что поощряет негативную критику, мелочное выискивание и выявление любого греха или ошибки, нехорошо, ибо вызывает недоверие и подозрительность, противоречащие характеру Христа и вредные для человека. Занимающиеся этим делом постепенно отдаляются от истинного духа христианства.

Наиболее важной, насущной формой воспитания является то, что развивает положительные черты характера, поощряет дух всеобъемлющей доброты, побуждает молодежь ни на кого не замышлять зла, не осуждать неверно чьи-либо побуждения и не истолковывать неверно слова и поступки. Время, посвященное наставлениям такого рода, принесет зрелые плоды для жизни вечной 24 .

Взирайте на Христа

Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр. 12:2 ).

Если в сердце лелеются злые подозрения, зависть, ревность, то Божьему благословению нет места, ибо Христос не может пребывать в таком сердце. Храм души должен быть очищен от всякой скверны…

Христос предвидел опасность всего этого и, перед тем как отдать Свою жизнь за мир, молился Небесному Отцу, чтобы ученики Его были едины с Ним, как Он един с Отцом… Ничто так не огорчает Духа Божьего, как разногласия среди тех, кто трудится в Его винограднике, потому что дух, который они вынашивают, распространяется среди церквей. Такие семена, однажды посеянные, трудно искоренить. Требуются время, труд и душевные переживания, чтобы привести все в норму и прийти в состояние гармонии и мира. Все небо трудится ради единства Церкви, однако люди, называющие себя последователями Христа, подчас действуют наперекор намерениям Божьим, потому что не обращают внимания на Его наставления и тем самым вносят разногласия…

Участвующий в забеге наверняка проиграет, если будет оглядываться, смотреть по сторонам, чтобы видеть, не обгоняют ли его другие. Он должен бежать, стремясь получить венец нетленной славы, неотрывно взирая на Иисуса, Который есть Начальник и Совершитель его веры .

Мы участвуем в важном, святом деле. Нельзя ни на мгновение терять бдительность. Венец, нетленный венец победителя должен быть всегда перед взором бегущего. Поэтому бегите вперед, чтобы получить его… Не оглядывайтесь на людей. Вы несете ответственность перед Богом, и Он воздаст каждому человеку по делам его… Мы взираем на Иисуса Христа и ловим каждый луч, сияющий от Его лица. Мы получаем столько, сколько можем унести. Не будем же останавливаться и роптать на обстоятельства, но будем постоянно взирать на Христа. С помощью преобразующей силы Святого Духа мы меняемся по образу благословенного Спасителя, на Которого взираем.

Не ропщите и не выискивайте недостатки… Образ Христа запечатлен в душе, взирающей на Него, и отражается в духе, словах, истинном служении ближним. В наших сердцах пребывает вся полнота радости Христа. Вот что значит истинная религия. Убедимся же, что мы приняли ее, и проявим доброту, вежливость, любовь — такую любовь, которая проявляется в добрых делах, сама является светом, сияющим в этом мире, и делает полной нашу радость 25 .

Иисус желал нам мира

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается ( Ин. 14:27 ).

Перед Своими крестными страданиями наш Господь оставил завещание. У Него не было ни серебра, ни золота, ни недвижимости, чтобы передать все это Своим ученикам. Он был бедняком, если оценивать Его земные владения. Немногие в Иерусалиме были так же бедны, как Он. Но Он оставил Своим ученикам гораздо более ценный дар, чем земные монархи оставляют своим подданным. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, — сказал Он, — не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».

Он оставил им мир, который сопутствовал Ему в течение всей жизни на этой земле среди нищеты, нападок, преследований и который должен был быть с Ним во время Его страданий в Гефсимании и на страшном кресте.

Жизнь Спасителя на нашей земле была жизнью мира, несмотря на то, что Ему приходилось находиться в самом центре борьбы. Хотя разъяренные враги постоянно преследовали Его, Он сказал: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно». Никакая буря сатанинского гнева не может нарушить спокойствие этой совершенной связи с Богом. И Христос говорит нам: «Мир Мой даю вам».

Те, кто полагается на Христа в Его Слове, вверяет свою душу и саму жизнь Его водительству, обретут мир и покой. Ничто в мире не может опечалить их, если Иисус радует их Своим присутствием. В совершенном согласии заключен совершенный мир. Господь говорит: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он»…

Любой житейский опыт свидетельствует об истинности слов Священного Писания: «Нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться» Грех разрушил наш мир. Страсти сердца безраздельно властвуют над человеком. В этом отношении мы беспомощны, подобно тому как ученики Христа не в силах были успокоить бушующее море. Успокоивший волны Галилейского моря провозглашает мир каждой душе. Как ни свирепствовала бы буря, люди, взывающие к Иисусу: «Господи, спаси нас», найдут избавление. Его благодать, примиряющая душу с Богом, успокаивает бурю человеческих страстей , и в Его любви сердце обретает покой. «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают… и Он приводит их к желаемой пристани»…

Сердце, пребывающее в гармонии с Богом, приобщается к небесному миру и расточает вокруг благословенное влияние. Дух мира почиет, подобно росе, на сердцах, утомленных и натруженных в мирской борьбе 26 .

Дисциплина подготавливает молодежь к великому предназначению

Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей ( Притч. 2:10, 11 ).

Теперь, как и в древнем Израиле, каждому юноше нужно научиться выполнять каждодневные обязанности. Каждому следует овладевать каким-либо ремеслом, чтобы при необходимости зарабатывать себе на пропитание. Это нужно рассматривать не только как защиту от превратностей жизни, но и как средство физического, умственного и морального развития. Даже если кто и уверен, что ему никогда не придется прибегнуть к физическому труду, для того чтобы зарабатывать себе на пропитание, все равно его следует научить работать. Без физических упражнений ни у кого не будет сильного тела и цветущего здоровья, а умение правильно организовать труд не менее необходимо для приобретения сильного и деятельного ума и благородного характера…

Ведите юношество к пониманию цели их творения, необходимости чтить Бога и быть благословением для своих ближних; дайте юношам увидеть нежную любовь, которую Отец Небесный проявляет к ним, и свое великое предназначение, к которому жизненная школа должна приготовить их; достоинство и честь, к которым они призваны, чтобы стать сынами Божьими, и тогда тысячи с презрением и отвращением отбросят низкие, эгоистичные стремления и пустые удовольствия, которые до того времени владели ими. Они научатся ненавидеть грех и избегать его не просто ради награды или из чувства страха перед наказанием, но сознавая свойственную ему порочность, сознавая, что это пагубным образом отразится на данных им Богом способностях и ляжет пятном на данное им от Бога человеческое достоинство…

Черты характера, которые делают человека удачливым и уважаемым членом общества, непреодолимое стремление к совершенству, непреклонная воля, энергичные действия и неутомимая настойчивость не должны подавляться. Напротив, с помощью благодати Божьей юношей следует направлять к целям, которые настолько возвышенней эгоистичных земных интересов, насколько небеса превыше земли.

И образование, начатое в этой жизни, будет продолжаться в вечности. Изо дня в день чудесные дела Божьи, доказательства Его мудрости и силы в сотворении и управлении Вселенной, безграничная тайна любви и мудрости в плане искупления будут открываться пытливому уму все в новой красоте… Уже в этой жизни мы можем улавливать искры Его присутствия и согреваться радостью общения с Небом, но всю полноту радости и блаженства мы испытаем в вечности. Только вечность откроет славную участь, доступную человеку, в котором восстановлен образ Божий 27 .

Доброе отношение к убеленным сединами работникам

Перед лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь ( Лев. 19:32 ).

История Иоанна ярко показывает нам, как Бог обращается с престарелыми работниками. Когда Иоанн был сослан на остров Патмос, многие думали, что его служение окончилось, что он подобен старой надломленной трости, которая вот-вот сломается. Но Господь счел возможным использовать его и в этих обстоятельствах. Находясь вдали от места своих прежних трудов, Иоанн не прекращал свидетельствовать об истине. Даже на Патмосе приобретал он друзей и приводил их ко Христу. Он возвещал им радостную весть о воскресшем Спасителе, Который ходатайствует за Своих детей в небесном святилище до Своего возвращения на землю, когда Он возьмет их к Себе. За все предыдущие годы жизни Иоанн не получал столько откровений с неба, сколько имел в преклонном возрасте.

Мы должны окружать самой нежной заботой тех, кто всю свою жизнь связал с делом Господа. Эти верные работники устояли под натиском бурь и испытаний. Они могут страдать от старческих немощей, но их талант и опыт позволяет им оставаться на своем месте в деле Божьем. Хотя они устали и не могут нести тяжелое бремя, которое является уделом молодых, их советы трудно переоценить.

Они совершали ошибки, но многому научились на своих неудачах и теперь знают, как избежать опасности. Они переносили трудности и испытания, и, хотя теперь уже не столь энергичны, как раньше, Господь не только не отказывается от них, а наделяет их особой благодатью и знаниями…

Люди, служившие своему Господу в трудные времена, переносившие бедность и оставшиеся верными Ему в то время, когда многие предали истину, должны пользоваться любовью и уважением… Господь желает, чтобы молодые работники обретали мудрость, твердость и рассудительность, общаясь с этими ветеранами, и понимали, какое это преимущество — жить рядом с ними.

Людей, посвятивших свою жизнь служению Христу, в конце их земного поприща Дух Святой побудит подробно рассказать о своих опытах, связанных с трудом на ниве Божьей. А новообращенным следует перечитывать летопись чудесных взаимоотношений Господа со Своим народом и знать о том, как Его великая благость избавляла Его рабов от искушений. Бог желает, чтобы старые, преданные работники находились на нужном месте, выполняя свою роль в спасении людей от захлестывающего потока зла, и чтобы они не снимали свои доспехи до тех пор, пока Он не повелит им 28 .

Доверяйте Богу, когда вас одолевают немощи

Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение ( Ис. 12:2, 3 ).

Теперь, когда активность ваша ослабла и немощи навалились на вас, все, что требует от вас Бог, — доверять Ему. Поручите Ему как верному Создателю сохранность своей души. Он неизменен в Своей милости, Его завет вечен. Счастлив человек, уповающий на Господа Бога своего и верно хранящий истину. Находите обетования и удерживайте их в памяти. Если вы не можете легко вспомнить щедрые уверения, содержащиеся в драгоценных обетованиях, прислушайтесь к словам других людей. Какая полнота, какая любовь и уверенность таятся в словах, исходящих из уст Самого Бога, возвещающего о Своей любви, милосердии к Своим детям и заботе о них: «Господь, Господь , Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов , прощающий вину и преступление и грех» ( Исх. 34:6, 7 ).

Господь полон сострадания к Своим скорбящим детям. Есть ли такие тяжкие грехи, которые Он не мог бы простить? Он милосерд и гораздо более готов прощать, чем осуждать. Он благ и не ищет в нас недостатков. Он знает состав наш, помнит, что мы всего лишь прах. В своем бесконечном сострадании и милосердии Он исцеляет всю нашу греховность, возлюбив нас, когда мы еще были грешниками, не лишая нас Своего света, но сияя для нас ради Христа.

Будете ли вы всегда доверять Иисусу, Который является вашей Праведностью? Любовь Божья излилась в сердца ваши Духом Святым, милостиво посланным вам. Вы едины со Христом. Он даст вам благодать, чтобы вы были терпеливыми и доверчивыми, чтобы смогли победить беспокойство. Он согреет ваше сердце Своим нежным Духом и оживит вашу ослабевшую душу. Нам осталось немного времени быть странниками и пришельцами в этом мире, ищущими лучшей отчизны, небесной. Наш дом на небесах. Так положитесь на Бога, возложите на Него свое бремя.

О, как много раз ваше сердце было тронуто красотой лица Спасителя, очаровано привлекательностью Его характера и покорено мыслью о Его страданиях. Теперь Он хочет, чтобы вы возложили на Него свое бремя… «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение: уповаю на Него, и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение» ( Ис. 12:1, 2 ) 29 .

Развивайте талант речи

Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол. 4:6 ).

В задачу родителей входит обучение своих детей надлежащим манерам в разговоре. Лучше всего делать это в домашней обстановке. С самых ранних лет следует приучать детей уважительно обращаться к родителям и друг к другу. Они должны быть научены, что только слова обходительности, истины и чистоты должны сходить с их уст. Пусть родители сами каждый день будут прилежными учениками в школе Христа. Тогда не только наставлением, но и собственным примером они смогут учить своих детей использовать «слово здравое, неукоризненное» ( Тит. 2:8 ). Это одна из величайших и самых ответственных их обязанностей 30 .

Прилежными усилиями все могут приобрести умение читать внятно и говорить наполненным, чистым голосом, понятно и впечатляюще. Поступая так, мы можем значительно повысить свою эффективность как работников Христа.

Каждый христианин призван поведать другим о неисследимых богатствах Христа.

Культура речи, правильное употребление силы слова необходимы во всех областях христианской деятельности, будь то домашнее, семейное общение или наши беседы с другими людьми. Нам нужно приучить себя говорить приятным тоном, используя при этом правильный и чистый язык, подбирая вежливые и доброжелательные слова. Приятные и добрые слова — это как роса и ласковый дождик для души. Писание говорит о Христе, что из уст Его изливалась благодать, и Он «мог словом подкреплять изнемогающего» ( Пс. 44:3; Ис. 50:4 ). И Господь учит нас: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатию» ( Кол. 4:6 ), «дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф. 4:29 ).

Стремясь исправить или научить других, мы должны тщательно выбирать слова… Все, кто защищает принципы истины, нуждаются в том, чтобы получить небесное масло любви. При всех обстоятельствах порицание должно быть высказано с любовью. Тогда наши слова приведут не к возмущению, а к исправлению. Христос через Духа Святого восполнит наши слова силой и властью. Ведь это Его дело 31 .

Ни о ком не говорите плохо

Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит ( Мф. 18:7 ).

Слова осуждения влияют на произносящего их. Воспитание речи должно начаться с нас самих. Ни о ком не будем говорить плохо.

«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный».

Мы можем вынашивать какие-либо грехи или заблуждения, которые так же дороги нам, как рука или нога. Их следует отсечь от себя навсегда. Наши особые несвятые представления не должны оказывать давления на других…

Среди членов Церкви необходимо проделать огромную работу. Те, кто не призван на общественное служение, могут делать много добра в своей домашней церкви, произнося обдуманные слова. Талант речи нужно использовать для прославления Бога. Однако часто он используется для того, чтобы передавать злые сплетни. Это огорчает Святого Духа. Будем помнить, что мы имеем Спасителя, Который приглашает нас прийти к Нему со всяким нашим бременем. Он даст нам Свой мир и уладит все, что кажется нам запутанным. «Приидите ко Мне, — призывает Он, — все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»…

Пусть те, кто привык постоянно жаловаться и критиковать… дадут слово с этой минуты с Божьей помощью не произносить злых слов на братьев или сестер, но все нести Богу в молитве и следовать Его наставлению, которое Он дал относительно тех случаев, когда наши братья поступают неверно. Каждый член Церкви в своей повседневной жизни может вести себя столь примерно, быть столь осмотрительным и осторожным в словах, быть таким добрым и сострадательным, что все увидят в нем человека, который любит и боится Бога. Такой человек будет иметь доброе влияние на окружающих.

Мы часто грешим и заблуждаемся. Будем же приходить к Господу с покаянием и исповеданием. Собираясь в доме Божьем, чтобы принимать участие в служении Господу, постараемся исправить всякое зло, насколько это в наших силах. Склоняясь перед братом, омывая его ноги, спросите себя: «Нет ли в моем сердце чего-либо, что разделяет меня с моим братом? Не сделал ли я чего и не сказал ли, что делает нас чужими?» Если это так, всем сердцем исповедуйте ваш грех. Тогда сердца соединятся и проявится Божье благословение 32 .

Радость от хорошо продуманной речи

Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! ( Притч. 15:23 ).

«Как хорошо слово вовремя!» Души гибнут от недостатка личных усилий…

Все, кто ежедневно посвящает себя Богу, должны представлять религию в ярком, привлекательном свете. Мы не вправе бесчестить нашего Господа, печалясь об испытаниях, которые кажутся нам тяжкими. Все испытания, принятые как наши учителя, принесут радость. Религиозная жизнь будет возвышенной, облагороженной, благоухающей добрыми словами и делами… Бог желает, чтобы каждая душа торжествовала в сохраняющей силе Искупителя.

Псалмопевец говорит: «Воздайте Господу славу имени Его… Поклонитесь Господу во благолепии святыни»… «Славьте память святыни Его».

В славном благословении, дарованном нам Небесным Отцом, мы можем различить бесчисленные доказательства безграничной любви и нежной заботы, которая превосходит сострадание матери к ее своенравному чаду. Изучая Божественный характер в свете креста, мы видим милость, нежность, прощение в сочетании со справедливостью. Вместе с Иоанном мы восклицаем: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими».

Мы видим на теле Сидящего на престоле следы страданий, перенесенных ради примирения человека с Богом и Бога с человеком. Несравненная милость открывает нам Отца, безграничного, пребывающего в неприступном свете, однако принимающего нас через заслуги Своего Сына. На облаке мщения, которое угрожало лишь бедой и отчаянием, в свете, отраженном со креста, видна надпись Божья: «Живи, грешник, живи! Кающиеся и верующие души, живите! Я уплатил выкуп».

Мы должны собраться вокруг креста. Христос, и притом распятый, должен быть темой размышлений, разговоров и самых радостных наших чувств. Мы должны проводить особые благодарственные служения с целью освежать в нашей памяти все, что мы получаем от Бога, и выражать нашу благодарность за Его великую любовь и нашу готовность все доверить Руке, Которая была пригвождена за нас на кресте… Мы должны выучить язык и песни Сиона. Тайна и слава креста откроет нам ценность человека, и тогда мы увидим и почувствуем важность труда для ближних, чтобы мы могли быть возвышены к Божьему престолу 33 .

Изливайте ваше славословие и благодарение

Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии ( Пс. 68:31 ).

Голос является замечательным благословением, и пусть он в полной мере используется для Христа, а не в угоду дьяволу, когда мы жалуемся на тяжесть пути к небу. Как было бы хорошо, если бы мы открывали миру живую красоту, присущую религии, красоту Иисуса Христа посредством приношений Богу, говоря о Его благости и силе.

Если вы намерены роптать, пусть это желание умрет, прежде чем вы начнете говорить. Пусть ваш голос и язык будут приучены к другому; и тогда, открыв утром глаза, первое, что вы скажете, будет: «Благодарение Господу. Он хранил меня всю эту ночь. Благодарю Тебя, Иисус Христос, за мир, царящий в моем сердце»; и утром, днем и вечером вы станете приносить благодарственную жертву. Она будет восходить пред Богом как приятное благоухание.

Иисус сказал, что Он даст нам Утешителя. Что это за Утешитель? Это Святой Дух. Кто Такой Святой Дух? Это представитель Иисуса Христа, это наш Защитник, Который стоит рядом и возносит наше моление пред Отцом, благоухающее Его заслугами. Там Он принимает прошение самого смиренного святого. Он не спрашивает вас, богаты ли вы или вас задавила нужда, но самый смиренный святой, приносящий свои моления и благодарственную жертву пред Богом, источает благоухание Его щедрой благодати, и Небесный Отец принимает это как ваше приношение, и на вас нисходит новое благословение, благодать на благодать.

Когда вы приносите свое благодарственное приношение, Господь Бог прославляется, и Он посылает вам еще больше. Когда вы выражаете свою благодарность, Он дает вам еще больше радости. Мы учимся славить Бога, от Которого исходят все благословения. Не начнем ли прямо сейчас новую страницу — забудем свои жалобы, ропот и выискивание недостатков и приучимся говорить вежливые, любящие, сочувственные слова и выражать нежность и доброту друг к другу как Его дети.

Пусть же в нас будет явлен Христос, упование славы, посредством плода, который мы приносим, и таким образом мы сможем свидетельствовать миру о живом Спасителе… Он воскрес. Он разрушил оковы смерти. Он торжествует над гробницей Иосифа. «Я есмь воскресение и жизнь». Слава Богу! Я славлю Господа, Его воскресение и жизнь. Вы имеете… живого Спасителя.

Так положитесь своей беспомощной душой на Иисуса Христа. Пребудьте на Лозе и приносите плод во славу Его; тогда Его радость будет вашей, и эта радость будет совершенной… Пусть Святой Божий Дух поставит печать на ваше сердце, и пусть ваш характер явит благость Иисуса Христа, ибо вы являетесь Его представителями 34 .

Мы должны мудро использовать наше время

В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите ( Рим. 12:11 ).

Время — это талант, имеющий огромную ценность. Каждый день дается нам как доверительный дар, и мы будем призваны отчитаться за него перед Богом. Он должен быть использован для Божьей славы; и если мы желаем продлить нашу жизнь, если мы желаем приобрести вечную жизнь, то должны питать свой ум чистой пищей. Нельзя впустую тратить время, которое может быть использовано для добрых целей.

Иисус Христос являет Отца. Разум нельзя питать ничем таким, что затемняет Слово Божье. При возделывании почвы сердца недопустимо проявлять беззаботность и невнимание 35 .

Наш успех в приобретении знаний и развитии умственных способностей обуславливается тем, как мы распоряжаемся нашим временем. Развитию интеллекта не могут препятствовать ни бедность, ни скромность происхождения, ни отсутствие благоприятных условий. Необходимо лишь уметь ценить каждый момент жизни. Несколько кратких мгновений здесь, несколько минут там, время, которое растрачено впустую в бесцельных разговорах; утренние часы , так часто проводимые в постели, время в поездках, в ожидании транспорта, в простаивании в необъятных очередях, в ожидании тех, кто не является вовремя на назначенную встречу, — всего не перечислить. Если бы под рукой была книга и эти отрезки времени были бы посвящены чтению или размышлению, сколько всего можно было бы сделать. Настойчивость в движении к намеченной цели, упорство в труде и тщательная экономия времени позволяют людям приобрести такие знания и такую дисциплину ума, которые приготовят их к любому положению, открывающему их полезность и влияние.

Обязанностью каждого христианина является выработка привычки к порядку, тщательности и аккуратности… Решите для себя, сколько времени может потребовать данная работа, и затем приложите все усилия к тому, чтобы завершить ее в заданное время. Подобная тренировка силы воли приведет к тому, что и руки станут более проворными 36 .

Нельзя расточать напрасно наше время и наши мысли. Мы безвозвратно теряем каждую минуту, если посвящаем ее стремлению к личной корысти. Если бы мы ценили и правильно использовали свое время, у нас хватило бы его на все необходимые дела и для себя, и для мира. Расходуя время, деньги, силы и возможности, пусть каждый христианин обратит взоры к Богу, чтобы Он руководил нами 37 .

Бог дарует людям дар времени, чтобы они Его прославили 38 .

Свидетельство посредством наших дел

Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал. 6:9 ).

Вновь и вновь мне было велено призвать наш народ к личной ответственности в труде, вере и молитве. Принятие библейской истины будет вести к постоянному самоотречению, ибо самоугождение в жизни, уподобляемой жизни Христа, исключено. Воистину обращенные люди будут являть Голгофский крест в своих повседневных делах. Многие адвентисты седьмого дня не сознают, что принять служение Христа означает принять Его крест. Единственное доказательство их принадлежности Христу — имя, которое они носят. Но истинный христианин относится к своему христианскому служению как к святыне. Он настойчиво изучает Слово и посвящает свою жизнь служению Христу.

Нам дано слово ободрения: «Делая добро, да не унываем», «всегда преуспевайте в деле Господнем». Есть мир, который должен быть спасен, есть служение, которое должно быть совершено только через провозглашение Евангельской вести. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Как не благодарить Бога всем сердцем и душой за Его неизреченный дар? Как не желать посвятить способности и таланты делу возвещения Христа всему миру?..

«Добрые дела» начнут проявляться, когда будет иметь место покаяние и обращение… Изменение нашего характера через веру в истину открывает другим преобразующую силу благодати Божьей 39 .

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 6:6, 7 ). Дивная истина! Это обоюдоострый меч, который рассекает с двух сторон. Перед всем человечеством стоит вопрос жизни и смерти. Выбор, сделанный в этой жизни, определит выбор для вечности. Нас ожидает либо вечная жизнь, либо вечная смерть. Середины не существует, и другого времени испытания нет.

В этой жизни мы призваны побеждать так, как победил Христос. Небеса предоставили нам огромные возможности и преимущества, так что мы можем победить, как побеждал Христос, и воссесть с Ним на Его престоле. Но чтобы мы стали победителями, в нашей жизни не должно быть потворства плотским наклонностям. Всякий эгоизм должен быть вырван с корнем…

Чем больше сердце облечено во Христа, тем больше уверенности в сокровищах вечного мира 40 .