Библиотека soteria.ru
Отражая Христа
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 6157 Все тексты автора Елена Уайт
Октябрь
Истинный характер сияет изнутри
«Вы — свет мира» ( Мф. 5:14 ).
«Вы — свет мира». Иудеи считали спасение исключительно своей привилегией, но Христос показал, что спасение подобно солнечному свету. Оно даровано всему миру. Библейская религия не должна замыкаться в церковных стенах. Ее нельзя лишь от случая к случаю извлекать для собственной выгоды , а затем вновь убирать. Она должна освящать повседневную жизнь, проявлять себя в каждом деле и во всех наших общественных отношениях.
Истинный характер нельзя сформировать отдельно от нас: он сияет изнутри. Если мы хотим направить других на путь праведности, то должны сами блюсти принципы праведности. Исповедание веры — это только теория религии, но слово истины должно на практике подтверждаться нашим благочестием. Соответствующий образ жизни и возвышенные беседы, непоколебимая честность, одушевленность и благожелательность, благочестивость — вот средства, которыми свет даруется этому миру 1 .
Подобно восходящему солнцу, рассеивающему ночные тени, последователи Христа должны выполнить свою миссионерскую работу, отражая лучи небесного света на тех, кто еще находится во тьме заблуждения и греха.
При ясном утреннем свете живо вырисовывались расположенные на окрестных холмах города и селения, делая картину, изображенную Христом, еще более привлекательной. Иисус указал на них и промолвил: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Далее Он продолжил: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Мф. 5:14, 15 ).
Большинство слушателей Иисуса были землепашцами и рыбаками; их бедные лачуги обыкновенно состояли из одной комнаты, в которой единственная свеча, поставленная на подсвечнике, должна была светить всем, находящимся в доме. «Так, — сказал Христос, — да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( ст. 16 ).
Никакой свет не приносил и никогда не принесет человечеству такой громадной пользы, как свет, исходящий от Личности Иисуса Христа. Христос-Спаситель — единственный светоч, способный рассеять мрак греха в мире. О Нем говорится: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин. 1:4 ). Принимая жизнь из этого источника жизни, ученики могли сделаться носителями света. Жизнь Иисуса, отраженная в их душе, Его любовь, отраженная в их характере, делали их светом мира 2 .
Мир нуждается в людях благородного характера
И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу ( Кол. 3:23, 24 ).
Подлинное воспитание не игнорирует значения научных и гуманитарных знаний, но выше всех знаний ценится сила; выше силы — доброта; выше интеллектуальных приобретений — характер. Мир не столько нуждается в людях выдающегося ума, сколько в людях с благородным характером, в тех, кто свои способности сочетает с твердыми принципами.
«Главное — мудрость: приобретай мудрость». «Язык мудрых сообщает добрые знания» ( Притч. 4:7; 15:2 ). Подлинное воспитание является источником такой мудрости и предлагает использовать свои способности и приобретенные знания наилучшим образом, включая обширный круг обязанностей по отношению к себе, к окружающему нас миру и к Богу.
Формирование характера — самая важная задача из всех, когда-либо стоявших перед человеком, и никогда прежде тщательное исследование этого вопроса не было столь важным, как теперь. Ни одному из предыдущих поколений не приходилось решать такие важные задачи, никогда прежде молодые люди не подвергались таким большим опасностям, как сегодня…
Истинное воспитание оказывает противодействие эгоистичному честолюбию, стремлению к власти, пренебрежению к правам и нуждам человечества и всему тому, что является проклятием нашего мира. В Божьем плане жизни найдется место для каждого человека. Каждый может развивать свои таланты, максимально используя имеющиеся возможности, и верность в малом или большом дает право на уважение. Перед Богом невозможно эгоистичное соперничество. «Они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» ( 2 Кор. 10:12 ). Что бы мы ни делали, нужно все делать «по силе, какую дает Бог» ( 1 Петр. 4:11 ).
Каждое поколение в любой стране имеет надежное основание и единственный образец для подражания в формировании характера — Божественный закон: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ). Великий принцип, проявленный в характере и жизни нашего Спасителя, является единственным надежным основанием и единственно верным руководством в воспитании молодого поколения…
Сегодня это так же насущно, как и тогда, когда Израилю были сказаны слова об исполнении заповедей Иеговы: «Ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов» ( Втор. 4:6 ).
Только в этом гарантия личной честности, благоденствия семьи, благополучия общества и безопасности народа. Во всех конфликтных ситуациях, жизненных затруднениях и опасностях есть одно спасительное и надежное правило -поступать так, как говорит Бог 3 .
Мы должны отражать Христову любовь
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ).
Мы должны ревностно стремиться познавать и ценить истину, чтобы представлять ее другим, какова она в Иисусе. Нам нужно правильно оценивать наши души, тогда мы не будем относиться столь беспечно к нашим делам и поступкам, как в настоящее время. Нам следует усердно стремиться познавать Божий путь. Мы должны трудиться, не потворствуя своему эгоизму, и постоянно молиться о том, чтобы иметь ум Христов и быть сформированными по Его подобию. Взирая на Иисуса, видя Его привлекательность, неотрывно глядя на Него, мы изменяемся по Его образу. Он пошлет благодать каждому, кто не уклоняется от Его пути, исполняет Его волю и ходит в истине…
Я умоляю вас, чьи имена записаны в церковных книгах как достойных членов: будьте действительно достойны через заслуги Христа. Смиренной и сокрушенной душе обещаны милость, истина и любовь Божья…
Все небо удивляется тому, что людям, познавшим благодать Господа нашего Иисуса Христа, явлена такая необъятная, преизобильная любовь, а они столь равнодушны и холодны…
Безграничные сокровища истины собирались из века в век. Никакими словами невозможно выразить все изобилие и богатство этих сокровищ. Они ждут, когда их востребуют те, кто по достоинству оценит их. Эти драгоценные камни истины должен собирать остаток Божьего народа, чтобы затем передать их миру. Но самоуверенная и закоснелая душа отвергает драгоценное сокровище. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Такую любовь невозможно измерить, ее невозможно и выразить. Иоанн призывает мир — смотрите, «какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». Эта любовь превосходит всякое разумение…
В полноте жертвы ничто не было удержано. Иисус отдал Себя. Бог желает, чтобы Его дети любили друг друга, как Христос возлюбил их. Они должны воспитывать в душе такую любовь. Они должны отражать эту любовь в своем характере, являть ее миру. Каждый должен считать это своим долгом… Христова полнота должна быть представлена миру через тех, кто стал сопричастником Его благодати. Они должны делать то, что делал Христос, — открывать характер Отца 4 .
Только Бог может обновить сердце
Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ).
Нам нужно гораздо лучше понимать вопросы, поставленные на карту в борьбе, которую мы ведем. Нам необходимо более полно сознавать ценность истин, которые Бог дал нам для этого времени, и опасность уклонения от них под влиянием великого обманщика.
Безграничная ценность жертвы, потребовавшейся для нашего искупления, свидетельствует о том, что грех — это огромное зло. По вине греха нарушилась деятельность всего человеческого организма, разум его изменился в худшую сторону, а воображение осквернилось. Грех унизил благородные качества души. Искушения извне находят ответный отклик в сердце, и ноги незаметно направляются ко злу.
Поскольку жертва, принесенная ради нас, была полной, то и восстановление от осквернения грехом должно быть полным. Закон не оправдает ни одного нечестивого дела. Никакая неправда не избежит осуждения. Жизнь Христа была совершенным соблюдением каждого предписания закона. Он сказал: «Я соблюл заповеди Отца Моего» ( Ин. 15:10 ). Его жизнь является идеалом послушания и служения.
Только Бог может обновить сердце. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:13 ). Но нам велено: «Совершайте свое спасение» ( ст. 12 ).
Зла не исправить и преобразование характера не совершить немногими слабыми, эпизодическими усилиями… Борьба за победу над своим «я», за святость и небеса продолжается всю жизнь. Без постоянных усилий и активной духовной жизни не может быть прогресса и венец победителя окажется недостижимым.
Сильнейшим доказательством того, что человек утратил некогда высокое положение, является тот факт, что ему слишком дорого обходится возвращение назад. Это возвращение достигается только тяжелой борьбой, которая совершается ежечасно на каждом отрезке пути. Мгновенным волевым решением человек может оказаться во власти зла, но требуется больше чем мгновенное действие воли, чтобы разрушить эти оковы и достичь более возвышенной и святой жизни. Цель можно поставить, работу начать, но для ее осуществления потребуются труд , время, постоянство, терпение и жертва.
Одолеваемые многочисленными искушениями, мы должны упорно сопротивляться и побеждать… Освящение Павла было результатом постоянной борьбы с самим собой. Он сказал: «Я каждый день умираю» ( 1 Кор. 15:31 ). Его воля и желания каждый день противились долгу и воле Божьей. Но, вместо того чтобы следовать своим влечениям, он исполнял Божью волю, распиная собственное естество. Бог шаг за шагом ведет Свой народ 5 .
Высшее доказательство благородства
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города ( Притч. 16:32 ).
Он (долготерпеливый) победил себя — сильнейшего своего врага.
Самым высшим доказательством благородства в христианине является самообладание. Тот, кто стоит непоколебимо среди натиска оскорблений, принадлежит к числу героев Божьих.
Управлять своим духом — значит держать себя в руках, сопротивляться злу, соизмерять каждое слово и дело с Божьим великим идеалом праведности. Тот, кто научится управлять своим духом, поднимется выше пренебрежения, неприятия, раздражения, которым мы ежедневно подвергаемся, и тогда они перестанут повергать его дух в уныние.
Господь хочет, чтобы высшая сила освященного разума, контролируемая Божественной благодатью, властвовала в жизни людей. Управляющий своим духом владеет этой силой.
В детстве и юности характер наиболее восприимчив. В это время приобретается сила самообладания. Влияние семейного окружения приводит к результатам, неизгладимым, как вечность. Привычки, приобретенные в ранние годы, более, чем природные дарования, определят, окажется человек победителем или побежденным в жизненной борьбе.
В разговоре самый, пожалуй, распространенный недостаток, на который и молодые, и пожилые обращают мало внимания, — это поспешная, нетерпеливая речь. Они думают, что достаточно извиниться, сказав: «Я потерял контроль над собой и просто-напросто не сознавал, что говорил». Но Божье Слово относится к этому не так легко…
Большая часть житейских неприятностей, душевных мук, раздражения вызвана необузданным нравом. В одно мгновение поспешными, резкими, необдуманными словами можно совершить зло, которое невозможно будет изгладить покаянием в течение всей жизни. Грубыми, поспешными словами тех, кто мог бы нести помощь и исцеление, разбиваются сердца, разрушается дружба , губится жизнь!
Иногда потеря самообладания бывает вызвана переутомлением. Однако Господь никогда не принуждает к ненужным осложнениям в жизни. Многие возлагают на себя бремя, которого милостивый Небесный Отец не возлагал на них. Обязанности, которые Он никогда не имел в виду, заставляют их неимоверно суетиться. Бог хочет, чтобы мы поняли: мы не прославляем Его имя, если возлагаем на себя слишком много забот, так что переутомляемся, устаем и телом, и духом и становимся раздражительными, беспокойными и ворчливыми. Мы должны выполнять только те обязанности, которые Господь возлагает на нас, доверяя Ему и таким образом сохраняя свои сердца чистыми, радостными и сочувствующими 6 .
Самообладание, приобретаемое благодаря Христу
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам ( Притч. 19:11 ).
В молчании заключена чудесная сила. Когда с вами говорят раздражительным тоном, не отвечайте тем же. Слова, сказанные в ответ разгневанному человеку, обычно действуют подобно кнуту, возбуждая еще большую ярость. Однако гнев, встреченный молчанием, быстро утихает. Пусть же христианин сдерживает свой язык, твердо решив не произносить резких, нетерпеливых слов. Если он контролирует себя, то сумеет одержать победу во всяком требующем терпения испытании, через которое ему предстоит пройти.
Своими силами человек не может управлять собой, но благодаря Христу, он может обрести самообладание. Его силой христианин может привести свои мысли и слова в покорность Божьей воле. Религия Христа помогает разуму контролировать чувства и обуздывает язык. Под ее влиянием необузданный нрав смягчается и сердце наполняется терпением и кротостью.
Твердо положитесь на Того, Кто обладает всей полнотой власти на небе и на земле. Хотя подчас вам не удается сохранить терпение и спокойствие, не сдавайтесь в борьбе. Решите вновь, на этот раз более твердо, сохранить выдержку в каждой провоцирующей ситуации. И никогда не отрывайте взора от Божественного Примера.
Божий идеал для Его детей гораздо выше, чем может представить себе самое пылкое воображение. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Эта заповедь — обетование. План спасения подразумевает наше полное избавление от власти сатаны. Христос всегда освобождает сокрушенную душу от греха. Он пришел разрушить козни дьявола. И Он сделал все, чтобы каждый кающийся был наделен Святым Духом и тем самым спасен от греха.
Нельзя оправдывать ни одно злое дело, ссылаясь на то, что искуситель подтолкнул вас к нему. Сатана ликует, когда слышит, как люди, называющие себя христианами, оправдывают изъяны своего характера. Эти извинения ведут ко греху. Для каждого кающегося, верующего дитяти Божьего достижимы святые манеры, христоподобная жизнь 7 .
Христос отдал Себя ради спасения грешника. Те, чьи грехи прощены, кто любит Иисуса, будут соединены с Ним. Они понесут иго Христа. Это иго не должно угнетать их и делать их духовную жизнь тяжкой. Нет, иго Христа должно быть тем самым средством, благодаря которому христианская жизнь становится радостной и приятной. Христианина должна радовать мысль о том, что сделал Господь, отдав Своего Единородного Сына на смерть за этот мир, » дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» 8 .
Пусть ваша воля будет на Божьей стороне
И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1 Ин. 2:17 ).
Истинная религия имеет дело с волей. Воля — это сила, управляющая человеческим естеством и приводящая все другие его способности под свой контроль. Воля — это не вкус и не наклонность, а решающая сила, которая ведет детей земли к послушанию или непослушанию Богу…
Вы не можете по желанию контролировать свои порывы и эмоции, но вы можете контролировать волю, которая способна полностью изменить вашу жизнь. Покоряя свою волю Христу, вы сокроетесь со Христом в Боге и приобщитесь к силе, которая выше всяких начальств и властей. Вы обретете силу от Бога, которая будет владеть вами, и новый свет, свет живой веры, воссияет для вас. Но ваша воля должна быть в союзе с волей Бога, а не с волей ваших неверующих друзей, через которых сатана постоянно действует, чтобы уловить вас в сети и погубить вас…
Если ваша воля будет твердо держаться Господа, то все ваши чувства будут приведены в послушание воле Иисуса. Вы крепко станете на твердой Скале. Иногда потребуется собрать всю волю в кулак, однако Бог трудится над вами, и после процесса обработки вы выйдете из рук Божьих сосудом в чести.
Говорите о вере. Держитесь Бога. Не позволяйте вашим ногам ступать на вражескую территорию, и Господь будет вашим Помощником. Он сделает для вас то, что вы не сможете сделать для себя сами. В результате вы уподобитесь «кедру ливанскому». Ваша жизнь будет достойной, и все ваши дела будут совершаться в Боге. Вы обретете силу, усердие и простоту, которые сделают вас отшлифованным инструментом в руках Бога.
Вам нужно ежедневно пить из источника истины, чтобы понять тайну радости и счастья в Господе. Однако следует помнить: ваша воля — источник всех ваших действий. Эта воля, играющая важную роль в формировании характера человека, была при грехопадении отдана под контроль сатаны…
Однако безграничная жертва Бога, отдавшего Иисуса, Своего Возлюбленного Сына, Который стал жертвой за грех, позволила Господу сказать, не нарушая ни единого принципа Своего правления: «Покоритесь Мне, отдайте Мне свою волю, не позволяйте сатане контролировать ее, и Я буду владеть ею; тогда Я смогу действовать в вас по Своей воле и Своему благоволению». Когда Господь даст вам ум Христов, ваша воля уподобится Его воле и ваш характер изменится и уподобится характеру Христа 9 .
Для возрастания в благодати необходима ежедневная молитва
Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах ( 1 Петр. 4:7 ).
Если мы желаем развить характер, угодный Богу, мы должны формировать правильные привычки в нашей религиозной жизни. Ежедневная молитва так же необходима для возрастания в благодати и даже для самой духовной жизни, как обычная пища необходима для физического существования. Мы должны приучать себя часто обращаться мысленно к Богу в молитве. Если мысли где-то блуждают, их необходимо вернуть в правильное русло; благодаря постоянным усилиям такое занятие станет привычным и легким. Мы не можем ни на мгновение оставаться в безопасности без Христа. Он может сопровождать нас на каждом шагу нашей жизни, но только при соблюдении определенных условий, которые Он Сам установил.
Религия должна стать главным делом жизни. Все остальное должно быть подчинено ей. В христианской борьбе должны участвовать все силы души, тела и духа. Нам нужно обращаться ко Христу за силой и благодатью, и мы одержим победу, что так же верно, как и то, что Иисус умер за нас.
Мы должны приблизиться ко кресту Христову. Прежде всего нам нужно научиться покаянию у подножия креста. А кто может постичь любовь Иисуса? Эта любовь нежнее и самоотверженнее материнской любви. Если бы мы сознавали ценность человеческой души, то взирали бы с живой верой на крест и таким образом начали изучение науки, которая будет наукой и песнью искупленных всю вечность. Ценность нашего времени и наших талантов может быть определена только огромной ценой, уплаченной за наше искупление. Какую неблагодарность мы проявляем по отношению к Богу, когда обкрадываем Его, лишая Господа нашей привязанности и нашего служения! Разве слишком много — отдавать себя Тому, Кто пожертвовал для нас всем? Можно ли избрать дружбу с миром и пренебречь нетленными почестями, которые предлагает Христос, — сидеть с Ним на Его престоле, как Он «победил и сел с Отцом» на престоле Его…
Людям, которые… трудятся по плану сложения в приобретении христианских добродетелей, дано уверение, что Бог будет трудиться для них по плану умножения, посылая им дары Святого Духа.
Петр обращается к принявшим драгоценную веру: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего». Посредством Божественной благодати все, кто будет восходить по сияющим ступеням от земли к небу, наконец с радостными восклицаниями и вечной радостью войдут во врата Божьего города 10 .
Божественная сила и человеческие усилия
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2:11, 12 ).
Пока Христос занят очищением святилища, Его последователи на земле должны тщательно исследовать свою жизнь и сравнивать свой характер с мерилом праведности. Видя свои недостатки, они должны искать помощи Духа Божьего, Который даст им нравственную силу противостоять искушениям сатаны и достичь совершенного идеала. Они могут победить всякое искушение, кажущееся другим людям непреодолимым, ибо Божественная сила соединится с человеческими усилиями, и сатана не сможет их победить.
Все небеса с интересом наблюдают за нами и готовы сделать все, намеченное Богом, чтобы помочь падшим людям стать такими, какими Господь желает видеть их. Бог будет трудиться для Своих детей, но не без их участия. Они должны проявлять настойчивые усилия и постоянно стремиться достичь всего, что только в их силах.
Они должны стремиться развивать свои способности и характер, чтобы стать пригодными для святых небес. Тогда и только тогда слуги Божьи станут яркими и сияющими светильниками в мире. Тогда их христианская жизнь станет активной, и они посвятят все свои силы исполнению порученного им дела и откликнутся на усилия, которые были предприняты, чтобы возвысить, облагородить, очистить их, дабы они могли сиять в горних чертогах. Все свои способности они подчинят водительству Духа Божьего; они будут изучать Божье Слово, слушать Его голос, направляющий, ободряющий, укрепляющий и побуждающий идти вперед в их духовной жизни.
Они станут зрелыми христианами; искушения сатаны не собьют их с пути. Они отвергнут свое «я», не ожидая сочувствия к себе, ибо они будут людьми героического духа. Они будут запасаться великими и драгоценными истинами Слова Божьего, питаться ими и возрастать в сильных, зрелых сыновей и дочерей Бога.
Величие истины, о которой они размышляют, разовьет их интеллект и облагородит характер. Они не окажутся новичками в познании Слова Божьего и карликами в религиозном опыте. Борьба с врагами истины не поколеблет их и не ослабит их энергию, но, напротив, еще ближе привлечет их к Тому, Кто силен спасать. Они научатся дисциплине, которая даст толчок всем их способностям. Небеса приблизятся к ним с сочувствием и помощью, и они действительно будут зрелищем для мира, ангелов и людей; их характеры будут отмечены чистотой, целеустремленностью, стойкостью, полезностью в мире 11 .
Христос облекает нас совершенством характера
Представьте себя Богу… и члены ваши Богу в орудия праведности ( Рим. 6:13 ).
Те, кто призван Богом трудиться в слове и учении, должны сами неустанно учиться в школе Христа… Те, кто не чувствует необходимости переходить от силы в силу, не будут возрастать в благодати и познании Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все небеса заинтересованы в работе, которая сейчас совершается на земле. Ангелы с интересом наблюдают за теми, кто удостоен чести трудиться в качестве соработников у Бога. Если слуги Христа будут сознавать присутствие Того, Кто силен спасать, они исполнятся благодарностью Богу за силу Его благодати… Те, кто всецело посвящает себя Христу, научатся приобретать души; они будут иметь тесное общение с Искупителем мира…
Иисус — свет мира, и вы должны сообразовывать свою жизнь с Его жизнью. Вы найдете помощь во Христе для формирования сильного, гармоничного, прекрасного характера. Господь имеет дело для каждого из нас. Ему неугодно, чтобы мы искали поддержки в людской похвале и одобрении. Он хочет , чтобы каждая душа стояла в силе Господа. Бог дал нам Свой лучший дар — Своего Единородного Сына, чтобы возвысить, облагородить нас и, облекая в Свое собственное совершенство характера, удостоить нас жизни в Своем Царстве. Иисус пришел в наш мир и жил так , как Он ожидает этого от Своих последователей. Если мы угождаем себе и слишком ленивы, чтобы приложить ревностные усилия для участия в замечательной работе Божьей, то нас ожидает потеря как в этой земной жизни, так и в будущей, нетленной жизни.
Бог желает, чтобы мы трудились не с духом уныния, а с сильной верой и надеждой. Когда мы исследуем Писания и, будучи просвещаемы, видим удивительное снисхождение Небесного Отца, отдавшего в мир Иисуса, чтобы все, уверовавшие в Него, не погибли, но имели жизнь вечную , мы должны радоваться радостью неизреченной и преславной.
Все знания, приобретенные в процессе обучения, по намерению Божьему, должны быть использованы для продвижения истины. В жизни и характере должно быть отражено настоящее, живое благочестие, чтобы перед миром был возвышен крест Христов и во свете креста открыта ценность каждой души. Наш разум должен быть открыт для понимания Священного Писания, чтобы мы могли обрести духовную силу, питаясь хлебом жизни 12 .
Характер — это сила
Мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией ( Рим. 5:1, 2 ).
Христос не дает нам заверения в том, что достижение совершенства характера является легким делом. Благородный цельный характер не передается по наследству. Он не приходит к нам случайно. Такой характер формируется личными усилиями человека, через заслуги и благодать Христа. Бог дает нам таланты, силы ума; мы же формируем свой характер в тяжелой и упорной борьбе с нашим собственным «я». Сражение за сражением должны мы вести против злых наклонностей. Нам следует внимательно исследовать и критически оценивать себя, дабы ни одна наша порочная черта не оставалась неисправленной…
Характер, сформированный согласно Божественному, — это единственное богатство, которое мы сможем взять из этой жизни в будущую. Те, кто пребывает под водительством Христа в этом мире, возьмут с собой в небесную обитель все Божественные достижения в их жизни здесь…
Небесные существа будут помогать человеку, ищущему с решительной верой такого совершенства характера, которое достигнет совершенства в действии. Всякому, кто встал на путь формирования характера по Божественному образцу, Христос скажет: «Я одесную тебя, чтобы помогать тебе».
Когда воля человека соединяется с волей Бога, она становится всемогущей. Все, что должно быть сделано по Его повелению, может быть совершено с Его силой. Все Его повеления предполагают наличие силы и возможности для их исполнения 13 .
Характер — это сила, производящая огромное влияние. Молчаливое свидетельство истинной, бескорыстной, благочестивой жизни оказывает почти непреодолимое влияние. Открывая в своей жизни характер Христа, мы становимся Его соработниками в деле спасения человеческих душ . Мы можем успешно сотрудничать с Ним, только если окружающие будут видеть в нашей жизни отражение Его характера. Чем шире сфера нашего влияния, тем больше добра мы можем совершить. Когда те, кто провозглашают себя слугами Божьими, следуют примеру Христа, руководствуясь в своей повседневной жизни принципами Божьего Закона, когда каждое их действие свидетельствует о том, что они любят Бога превыше всего и любят своего ближнего, как самих себя, тогда Церковь обретет силу, способную преобразить мир…
Мы не можем знать, какие последствия принесет день, час или даже момент, и поэтому никогда не должны начинать день, не вручив свои пути нашему Небесному Отцу… Когда, сами того не сознавая, мы окажемся перед угрозой пусть невольного, но недоброго влияния на кого-то, ангелы встанут рядом, чтобы направить нас к лучшему решению, подсказать нам нужные слова и повлиять на наши действия. Поэтому наше влияние может быть молчаливой, неосознанной, но могучей силой в привлечении других ко Христу и к небесному миру 14 .
Ставьте высокую цель
Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ( Флп. 3:14 ).
Пусть никто не говорит: я не могу исправить недостатки своего характера. Если вы придете к подобному заключению, вы потерпите неудачу и никогда не обретете вечной жизни. Отсутствие желания — вот главное препятствие обретения вечной жизни. Если вы не хотите, то не сможете победить. Действительная трудность заключается в испорченности неосвященного сердца и нежелании подчинить себя контролю Божьему.
Многие из тех, кого Бог щедро одарил для выполнения большой и сложной работы, достигли очень слабых результатов именно потому, что они и не пытались достичь большего. Тысячи людей проходят по жизни так, как будто у них нет ни определенной цели в жизни, ни высоты, которой они хотели бы достичь. По делам своим они получат соответственное воздаяние.
Помните, что вы никогда не достигнете большего, чем то, на что вы себя нацелили. Необходимо ставить самые высокие цели и шаг за шагом, порой через боль, самоотречение и жертвы подниматься по всей длине лестницы прогресса. Не останавливайтесь ни перед чем. Превратности судьбы еще никого не опутали настолько прочно, чтобы оставаться в состоянии безысходности и отчаяния. Враждебные обстоятельства должны пробуждать в нас твердую решимость победить их. Как только мы преодолеем первую преграду на своем пути, мы обретем смелость и новые силы идти дальше. Продолжайте упорно двигаться в верном направлении, и вы скоро обнаружите, что обстоятельства становятся нашими помощниками, а не противниками.
Будьте ревностны в вашем желании преобразовать каждую черту своего характера во славу Господа. Стремитесь угодить Богу всегда, на каждой ступени формирования вашего характера. Вы можете это сделать, потому что Енох угодил Богу во времена всеобщей порочности. Подобные Еноху есть и сегодня.
Стойте крепко, как Даниил, этот верный муж, человек, которого не могли одолеть никакие искушения. Не огорчайте Того, Кто возлюбил вас так, что отдал Свою собственную жизнь, чтобы удалить ваши грехи. Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Помните об этом всегда. Если вы совершили ошибки, но осознаете их и видите в них предупреждающие об опасности маяки, — вы, несомненно, одержали победу. Этим вы обращаете поражение в победу, разочаровывая врага и прославляя своего Искупителя 15 .
Перед Богом, Который дает все, придется за все дать отчет — за ваше время, влияние, ваши способности и мастерство… Настойчиво продолжайте служение, которое вы начали, одерживая победу за победой. Воспитывайте в себе целеустремленность. Стремитесь к высшему идеалу, чтобы делать все больше и больше добра, отражая таким образом славу Божью 16 .
Мы будем пожинать то, что сеем
Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым ( 2 Тим. 2:24 ).
Те, кто воистину соединен с Богом, не будут пребывать в разногласии друг с другом. Дух согласия, мира и любви, Божий Дух, управляющий их сердцами, сотворит гармонию, любовь и единство. В последователях сатаны происходит совершенно противоположное: между ними царит постоянное противоречие. Ими руководят вражда, зависть, ревность. Характерной чертой христиан является кротость Христа. Благожелательность, доброта, милость и любовь исходят от Безграничной Мудрости, а противоположные качества являются нечестивым плодом сердца, которое не находится в гармонии с Иисусом Христом…
Перед нами стоит важная задача — воспитание детей!.. Если бы родители больше учились от Христа и меньше от мира, если бы они меньше заботились о подражании привычкам и обычаям нынешнего века, они посвящали бы время и силы формированию своего ума и характера по Божественному образцу; после этого они могли бы послать своих детей, наделенных нравственной целостностью, получать дальнейшее образование и готовиться к любому ответственному положению…
Мы пожинаем то, что сеем. Если мы сеем недоверие, зависть, ревность, самолюбие, горькие помыслы и чувства, жатва обязательно будет пожата.
Если вы проявляете доброту, любовь, нежное внимание к учащимся, то в свою очередь пожнете то же самое. Человек, который желает сохранить собственное достоинство и уважение к себе, должен быть осторожным, чтобы не унизить и не умалить достоинство других. Это правило должно свято соблюдаться по отношению к самым юным, самым непонятливым и неловким ученикам.
Вы не знаете намерений Бога относительно этих внешне неинтересных молодых людей. В прошлом Господь принимал и избирал именно таких своеобразных людей, чтобы они совершали великое дело для Него. Его Дух, словно источник электрической энергии, оказывал влияние на их сердца, пробуждая к активным, неутомимым действиям. Господь увидел в этих грубых, неинтересных, необработанных камнях драгоценный металл, который выдержит натиск бури и испытание огнем. Бог смотрит не так, как смотрит человек. Бог судит иначе, чем человек, — Он испытывает сердце…
Молодым членам Господней семьи нужно дать понять, что они сотворены по образу своего Творца и что их характер должен представлять характер Христа 17 .
Господь знает все мысли
И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего, и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его ( 1 Пар. 28:9 ).
Вы должны как можно дальше держаться от заманчивой территории сатаны и не позволять своим мыслям уклоняться от верности Богу. Благодаря Христу вы можете и должны быть счастливы. Вам нужно приобрести навык самообладания. Все ваши мысли должны быть приведены в послушание воле Божьей, а ваши чувства — под контроль разума и религии. Воображение было дано вам не для того, чтобы позволять ему блуждать где попало, не пытаясь сдерживать и дисциплинировать его. Если мысли будут нечистыми, то и чувства будут нечистыми, а в совокупности чувства и мысли формируют нравственный облик.
Решив, что христианам не обязательно сдерживать свои мысли и чувства, вы попадаете под влияние злых ангелов и приглашаете их властвовать над собой. Если вы попадаете во власть чувств и даете волю подозрительности, сомнениям и ропоту, вы окажетесь среди несчастнейших из смертных…
Человеку было определено жить в мире печали, забот и затруднений, чтобы быть испытанным и проверенным, как Адам и Ева, развить правильные черты характера и обрести гармонию, предав забвению хаос. Нам предстоит многое сделать как для своего счастья, так и для счастья других людей, и здесь есть многое, чему мы можем радоваться. Через Христа мы приходим в единение с Богом. Его милости налагают на нас определенные обязательства. Сознавая себя недостойными Его благодеяний, мы должны ценить даже малейшие из них.
Всем, что вы имеете и что из себя представляете, вы обязаны Богу. Он дал вам способности, которые в определенной мере подобны тем, которые имеет Он Сам. И вам следует ревностно развивать эти качества, не угождать себе, не возвышать себя, а прославлять Его…
Наша земля принадлежит Господу. Природа свидетельствует, что одушевленный и неодушевленные миры повинуются Его воле. Бог сотворил человека высшим существом; он один создан по образу Божьему и способен приобщаться к Божественной природе, сотрудничая со своим Творцом и осуществляя Его планы… Как чудесно, как дивно и прекрасно создано все в природе. Везде мы видим совершенные дела великого Художника. Небеса провозглашают Ему славу, и земля, созданная для счастья человека, свидетельствует о Его несравненной любви… Я призываю вас обратить внимание на эти благословения, дарованные щедрой Божьей рукой. Пусть красота каждого нового утра пробуждает в вашем сердце хвалу за эти знаки Его любви и заботы 18 .
Ежедневное откровение присутствия Христа
Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня ( Притч. 4:18 ).
Мы должны отвернуться от тысячи приманок, привлекающих наше внимание. Множество вопросов поглощают время, возбуждают любопытство, однако в итоге ни к чему не приводят. Слишком часто высочайший интерес, пристальное внимание и силы отдаются сравнительно маловажным вещам.
Принятие новых теорий не привносит в душу новую живительную струю. Даже ознакомление с фактами и теориями, которые сами по себе важны, дает мало пользы, если они не имеют практического применения. Нам следует чувствовать себя ответственными за то, чтобы давать людям пищу, способную питать и стимулировать духовную жизнь…
Мы не исполняем волю Божью, если обсуждаем предметы, которые Он счел нужным скрыть от нас. Перед нами стоит вопрос: «Что такое истина — истина для настоящего времени, которую следует бережно хранить, любить, почитать и которой следует повиноваться?» Ученые потерпели поражение и пришли в уныние в своих попытках найти Бога. Им прежде всего необходимо задать себе вопрос: «Что есть истина, способная помочь нам спасти наши души?»
Христос открыл Бога Своим ученикам тем, что совершил в их сердцах особую работу, и Он уже давно просит нас позволить Ему осуществить эту работу в наших сердцах. Многие слишком увлекаются теорией и упускают из виду живую силу примера Спасителя. Они забыли о Нем, смиренном, самоотверженном Труженике. Что им нужно, так это взирать на Иисуса. Они ежедневно нуждаются в новом откровении Его присутствия. Нам необходимо следовать более точно Его примеру самоотвержения и жертвы.
Нам необходим опыт Павла, некогда писавшего: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ).
Познание Бога и Иисуса Христа, нашедшее свое отражение в характере, ценится превыше всего на земле и на небе. Это самое высшее образование. Это ключ, открывающий вход в небесный город. Такое познание, по намерению Божьему, должны иметь все, кто облекся во Христа…
Сберегайте каждый луч света. Лелейте каждое стремление души к Богу. Воспитывайте в себе культуру духовных мыслей и святого общения… Покаявшись в своих грехах, исповедав их и получив прощение, мы должны продолжать учиться у Христа, пока не достигнем зенита совершенной евангельской веры 19 .
Иисус желает, чтобы мы стали едины с Ним
В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп. 2:5 ).
Иисус желает изгладить из мыслей Своих последователей образ земного и запечатлеть в них образ небесного, чтобы они могли стать едиными с Ним, отражая Его характер и воздавая славу Тому, Кто вызвал их из тьмы в чудный Свой свет. Если вам позволено находиться в присутствии Солнца праведности, то вовсе не для того, чтобы собирать и прятать яркие лучи Солнца праведности, но чтобы вы могли стать светом для других… Есть люди, которые получили драгоценный свет Солнца праведности, однако не поступают согласно ему… Они предпочитают умствования врага вместо ясного «так говорит Господь»…
Характер, который мы развиваем, отношение, проявляемое нами сегодня, решают нашу будущую судьбу. Мы все делаем выбор: либо быть со спасенными внутри светлого города, либо оказаться с нечестивыми за его стенами. Принципы, влияющие на наши поступки на земле, известны на небесах, и наши дела тщательно записываются в небесные книги. Там известно, сформировали ли мы свой характер согласно требованиям Христа. . . Являемся ли мы мудрыми девами?.. Это вопросы, которые мы решаем сегодня нашим характером и отношением…
Быть прощенными так, как нас прощает Христос, — это не только быть прощенными, но и быть обновленными духом ума нашего. Господь говорит: «Новое сердце дам вам». Образ Христа должен быть запечатлен в каждом уме, каждом сердце и душе. Апостол говорит: «А мы имеем ум Христов». Без процесса преобразования, который может совершаться только посредством Божественной силы, первоначальное влечение ко греху остается в сердце во всей своей силе, скрывая и уводя в рабство, которое никогда не может быть разрушено человеческой силой…
Когда придет Христос, небесные весы взвесят характер и решат, чистый ли он, освященный ли и святой…
Счастье — это плод святости и сообразования с волей Божьей. Те, кто будет святым на небе, должны прежде стать святыми на земле, ибо, когда мы покинем эту землю, мы возьмем с собою наш характер, то есть небесные качества, переданные нам посредством праведности Христа…
За совершенной покорностью Христу следует праведность, мир и радость во Святом Духе 20 .
Сокровища Божественной благодати находятся в нашем распоряжении
И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист ( 1 Ин. 3:3 ).
Каждый серьезный искатель истины и праведности имеет преимущество положиться на верные Божьи обетования. Господь Иисус ясно показывает, что сокровища Божественной благодати полностью предоставлены в наше распоряжение, чтобы мы могли стать проводниками света. Мы не можем получать богатства благодати Христа и не хотеть передавать их другим. Имея любовь Христову в своем сердце, мы будем чувствовать обязанность и преимущество делиться ею.
Солнце, сияющее на небесах, изливает свои яркие лучи на все большие дороги и маленькие тропинки. Оно имеет достаточно света для тысяч миров, подобных нашему. Точно так же и Солнце праведности. Его ярких, исцеляющих, радующих лучей вполне достаточно для спасения нашего маленького мира. Они имеют силу упрочить безопасность в каждой душе. Христос провозглашает, что наш Небесный Отец с большей радостью готов дать Святого Духа просящим у Него, чем земные родители — дары своим детям.
В день Пятидесятницы произошло удивительное событие. Какое чудесное свидетельство обильной благодати Христа было дано при излитии Святого Духа! Почему же те, кто заявляет, что верит в полноту истины, так далеки от того, чтобы воспользоваться своими преимуществами? Почему они привносят свое «я» во все, что делают? Если они отвергнут себя, то Иисус будет изливать в жаждущую душу постоянные потоки из реки жизни…
Это и есть возрастание в познании характера Христа, которое освящает душу. Размышление о замечательном деле искупления и оценка его преобразует того, кто вникает в план спасения. Взирая на Христа, человек меняется в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. Взирание на Иисуса становится для настоящего христианина облагораживающим и очищающим процессом. Он видит Образец, возрастает в Его подобие, и тогда поразительно легко разрешаются разногласия, исчезает соперничество и борьба. Совершенство характера Христа вдохновляет христианина. Когда мы видим Его Таким, Каков Он есть, в нас возникает желание уподобиться Ему, а это возвышает человека, ибо «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист»…
Во власти Христа быть утешением, надеждой, венцом радости для всякого, кто следует за Ним в жизненной борьбе 21 .
Истина Божья очищает вкус
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует ( 1 Кор. 13:4, 5 ).
Истина Божья призвана одухотворить принявшего ее, облагородить его вкус и освятить его суждения. Христианин должен иметь благородный характер, любезные манеры, искренность в словах. Необходимо постоянно стремиться к тому обществу, к которому он надеется вскоре присоединиться, — обществу безгрешных небесных ангелов.
Ни один человек не может быть христианином, не имея Духа Христа; если же он имеет Дух Христа, это проявится в его добрых словах, вежливом, благородном поведении… Внешние изменения будут свидетельствовать об изменениях, произошедших внутри. Истина освящает и очищает. Принятая в сердце, она действует со скрытой силой, преобразуя характер. Если же люди называют себя последователями Христа, но в то же время грубы и недобры в своих словах и поведении, значит, они не знают Иисуса. Резкий, властный человек, выискивающий недостатки у других, — не христианин, ибо быть христианином — значит быть подобным Христу…
Многие люди, ищущие счастья, будут разочарованы в своих надеждах, поскольку ищут его не там, потворствуют своему греховному нраву и эгоистичным чувствам. Пренебрегая исполнением малых обязанностей и проявлением искреннего внимания к ближним, они нарушают принципы, от которых зависит счастье. Истинное счастье обретается не в самоугождении, а в исполнении своего долга. Бог хочет, чтобы каждый человек был счастлив, и по этой причине Он дал ему предписания Своего Закона, дабы, повинуясь им, человек обрел радость дома и вне его. Пока он остается нравственно чистым, верным принципам и владеющим собой, он не может быть несчастным. Его сердце, тесно соединенное с Богом, наполнится миром и радостью, а душа будет процветать, несмотря на царящие кругом неверие и порок.
Добрые слова, приветливый взгляд, бодрый вид делают христианина обаятельным, а его влияние — почти неотразимым. Благодаря религии Христа, пребывающей в сердце, привлекательными становятся слова и поведение даже у людей, занимающих самое скромное положение. Забывая самого себя, человек, постоянно распространяющий на других свет, мир и счастье, проявляет истинное достоинство. Это способ снискать уважение, расширить возможности быть полезным; и человек, действующий именно так, не будет жаловаться на то, что ему не воздаются почести, которых он заслуживает. Библейские предписания должны быть написаны в сердце и осуществляться в повседневной жизни 22 .
Созидание благородного характера
Любовь… не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ( 1 Кор. 13:4-7 ).
Приятный, добрый, хорошо воспитанный христианин будет оказывать влияние, которое принесет славу Богу и Его истине, и иначе не может быть. Свет, заимствованный с небес, станет изливать через него свои яркие лучи на путь других, побуждая их восклицать: «О, Господь, блажен человек, которого сила в Тебе».
Сказанные нами слова, наше поведение — это плод, вырастающий на дереве. Если плод невкусный и кислый, значит, корни дерева не получают питания из чистого источника. Если характер наш кроток, а привязанности находятся в гармонии с нашим Спасителем, это будет свидетельствовать о том, что наша жизнь сокрыта со Христом в Боге, и мы оставим после себя яркий след. Наша жизнь будет столь сильно отличаться от жизни неверующих, что окружающие увидят — мы были с Иисусом и научились от Него.
Христианину нет нужды становиться затворником, но хотя ему и приходится общаться с миром, он все равно не от мира. Необходимо воспитывать в себе христианскую учтивость и проявлять ее в повседневной жизни. Пусть недоброе слово останется невысказанным, пусть эгоистичное невнимание к благополучию других сменится интересом и сочувствием. Подлинная вежливость в сочетании с истиной и справедливостью сделает жизнь не только полезной, но и прекрасной, благоухающей любовью и добрыми делами…
Милосердие, честность, доброта, верность и преданность сделают характер благородным. Те, кто владеет этими качествами, будут высоко цениться людьми, даже неверующими, и их влияние в Церкви будет очень сильным. От нас требуется быть верными в важных вопросах, однако верность в малом подготовит нас к более ответственному положению.
Во многих людях наблюдается отсутствие истинной вежливости. Много говорится о достижениях, имевших место после патриархального времени, однако жившим в то время был присущ более высокий уровень благородства и истинной деликатности манер, чем современным людям с их хвастливой просвещенностью. Верность, справедливость и христианская доброта образуют прекрасный сплав. Вежливость — одно из благословенных качеств Духа. Это небесное свойство.
Ангелы никогда не раздражаются, не завидуют, не проявляют эгоизма и ревности. Никакое резкое, недоброе слово не слетает с их уст. И если нам предстоит стать друзьями ангелов, мы тоже должны быть вежливыми и благородными… Христианин будет стремиться к такой любви, которая не раздражается, но долготерпит, милосердствует, всего надеется, все переносит 23 .
Преобразование характера происходит здесь
Блажен человек, которого сила в Тебе ( Пс. 83 :6 ).
Никто из нас не является таким, каким Бог хочет видеть его и каким он должен быть по Его Слову. Наше неверие заслонило от нас Бога, но мы можем в любое время возвысить к Нему свою душу и обрести благодать и силу. Когда Христос придет, наши грешные тела изменятся и станут подобными Его славному телу, однако порочный характер не станет святым. Преобразование характера должно произойти до Его пришествия. Наше естество должно быть чистым и святым. Мы должны иметь ум Христов, чтобы Он с удовольствием смотрел на Свой образ, отраженный в нашей душе.
Енох был замечательной личностью, и для многих его жизнь — это нечто такое, чего простому смертному никогда не достичь. Однако жизнь и характер Еноха, которые были настолько святы, что он был переселен на небо, не увидев смерти, представляют жизнь и характер всех, кого Христос возьмет с собой. Его жизнью может жить каждый, если он сблизится с Богом. Нам следует помнить, что Енох был окружен несвятым влиянием. Современное ему общество было настолько развращено, что Бог послал воды потопа на мир, чтобы уничтожить его обитателей за их безнравственность.
Если бы Енох жил на земле в наши дни, его сердце также пребывало бы в гармонии со всеми Божьими требованиями; он ходил бы с Богом, хотя и был бы окружен тлетворным, нечестивым влиянием. Пальма точно символизирует жизнь христианина. Она стоит в оазисе посреди раскаленных песков пустыни, потому что черпает воду из источников, находящихся глубоко под землей.
Иосиф, находясь в Египте, сохранил чистоту среди греха, богохульства и разлагающего влияния, хотя и был окружен идолослужителями. Когда он был искушаем уклониться от пути добродетели, его ответ был таким: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» Енох, Иосиф и Даниил зависели от Безграничной Силы, и это единственный безопасный путь, которым должен следовать христианин в наши дни.
Жизнь этих замечательных людей была сокрыта со Христом в Боге. Они были верными Богу, чистыми среди порока, посвященными и ревностными, когда им приходилось сталкиваться с безверием или идолослужением. Благодать Божья помогла им развить те качества, которые способствовали формированию чистого и святого характера.
То же самое может произойти и с нами. Мы можем иметь дух, которым были наделены Енох, Иосиф и Даниил; мы можем черпать из того же источника силы, иметь столь же сильное самообладание, в результате чего те же благословенные качества воссияют в нашей жизни 24 .
Каковы ваши мысли, таковы и вы
Ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2 Кор. 10:5 ).
Сила правильного мышления драгоценнее золота офирского. Нам необходимо с должным вниманием относиться к контролю над нашими мыслями, ибо такой контроль готовит нас к труду для Господа. Для мира и счастья в этой жизни необходимо, чтобы наши мысли сосредоточивались на Христе. Каковы мысли человека, таков и он сам.
Милостивые будут помилованы, и чистые сердцем увидят Бога. Каждая нечистая мысль оскверняет душу, притупляет нравственное чутье и ведет к уничтожению влияния Святого Духа. Она ослабляет духовное видение, так что люди не могут зреть Бога. Господь может простить и прощает кающегося грешника, но, хотя он и прощен, душа его омрачена. Тот, кто хочет ясно понимать духовные истины, должен избегать нечистых мыслей и слов.
Злые мысли разрушают душу. Обращающая сила Божья изменяет сердце, облагораживая и очищая мысли. Если мы не сосредоточим все свои мысли на Христе, благодать не сможет проявиться в нашей жизни. Разум должен вести духовную борьбу. Каждая мысль должна быть подчинена Христу. Все привычки следует вверить Божьему контролю.
Мы должны ясно сознавать облагораживающее влияние чистых мыслей и разрушающее влияние злых помыслов. Сосредоточим же наши мысли на святых истинах. Пусть они будут чистыми и добрыми, ибо единственная безопасность для нашей души — это правильное мышление. Мы должны использовать все средства, данные нам Богом, для контроля и совершенствования наших мыслей. Мы должны привести наш разум в гармонию со Христом. Его истина освятит нас, наше тело, душу и дух, и мы сумеем побороть искушение.
«Идет князь мира сего, — сказал Иисус, — и во Мне не имеет ничего». В Нем не было ничего, что откликнулось бы на происки сатаны. Он не подчинился греху. Даже мысленно Он не поддался искушению. То же может произойти и с нами. Человеческое естество Христа соединилось с Божественным. Пребывание Святого Духа подготовило Его к борьбе… Пока мы соединены с Ним верою, грех не имеет власти над нами. Бог призывает нас крепко держаться рукой веры за Божественность Христа, чтобы мы могли достичь совершенства характера… Каждое обетование Слова Божьего принадлежит нам.
Мы должны жить «всяким словом, исходящим из уст Божиих»… Не ссылайтесь на обстоятельства, на собственную слабость, но взирайте на силу Слова. Вся его сила принадлежит вам 25 .
Характер формируется под влиянием поступков
Верный в малом и во многом верен ( Лк. 16:10 ).
Человек добивается успехов в жизни, если добросовестно относится к тому, что мир называет «малым». Малые дела любви, малые дела самоотречения, простые, ободряющие слова, сказанные ближним, бодрствование и сопротивление малым грехам — это и есть христианство. Признание ежедневных благословений и благодарность за них, мудрое использование полученных возможностей, прилежное развитие вверенных талантов — вот к чему призывает нас Господь.
Кто добросовестно исполняет малые обязанности, тот будет готов выполнять и серьезные требования. Человек, добрый и вежливый в повседневной жизни, великодушный и терпеливый в семье, постоянно стремящийся сделать близких счастливыми, в первую очередь отвергнет себя и будет готов на любую жертву, когда Господь призовет его.
Мы можем с готовностью отдать свое имущество на дело Божье, однако это не будет принято во внимание, если мы не отдадим также с любовью и благодарностью свое сердце. Те, кто желает быть настоящим миссионером на иностранных полях, должны прежде всего быть миссионерами у себя дома. Те, кто желает трудиться в винограднике Господа, должны подготовиться к этому, тщательно возделывая небольшой участок виноградника, вверенный их заботе.
«Каковы мысли человека, таков и он». Многие мысли творят ненаписанную историю одного дня, и эти мысли серьезно влияют на формирование характера. Следует строго контролировать свои мысли, ибо даже одна нечистая мысль оставляет глубокий след в душе. Недобрая мысль оставляет недобрый след в разуме. Если мысли чисты и святы, человек становится лучше, лелея их. Ими оживляется духовный пульс и возрастает сила для совершения добра. И как одна капля дождя готовит путь для другой, увлажняя землю, так и одна добрая мысль готовит путь для другой…
Самая длинная цепь состоит из отдельных звеньев. Если хотя бы одно звено имеет дефект, то вся цепь никуда не годится. Точно так же и характер. Уравновешенный характер формируется отдельными правильными поступками. Один укоренившийся и непобежденный недостаток делает человека несовершенным и закрывает для него ворота Святого города. Тот, кто войдет на небо, должен иметь характер без пятна, порока или чего — либо подобного. Ничто скверное не может попасть туда. Во всем искупленном воинстве не будет места ни единому недостатку.
Божья работа совершенна в целом, потому что она совершенна в каждой своей части, какой бы малой та ни была. Бог творит крошечную былинку с такой же заботой, как и огромные миры. Если мы желаем быть совершенными, как Отец наш Небесный совершенен, то мы должны быть верными в малом 26 .
Мы пребываем во Христе живой верой
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них ; и буду их Богом, и они будут Моим народом…» ( 2 Кор. 6:16 ).
Мы пребываем во Христе живой верой. Он пребывает в наших сердцах посредством нашей личной веры. Бог с нами, и когда мы ощущаем Его присутствие, наши мысли приводятся в послушание Иисусу Христу. Наши духовные опыты зависят от остроты осознания того, что Бог присутствует с нами. Именно так ходил с Богом Енох; и Христос пребывает в нашем сердце верою, когда мы понимаем, что Он значит для нас и что Он совершил для нашего искупления. Мы будем самыми счастливыми людьми, взращивая в себе сознание этого великого Божьего дара для нашего мира и для нас лично.
Такие мысли оказывают сильное влияние на весь характер. Я хочу донести до сознания каждого: Бог будет находиться с вами всегда, если вы того пожелаете…
Когда помыслы сосредоточены на Христе, характер изменяется по Божественному подобию. Мысли должны быть проникнуты сознанием Его благости и любви. Мы размышляем о Его характере, и таким образом Он пребывает в наших мыслях. Его любовь окружает нас. Если мы на мгновение взглянем на солнце в его полуденной славе, то, глядя потом на все другое, мы увидим везде образ светила.
Следовательно, когда мы взираем на Иисуса, все, на что мы смотрим потом, отражает Его образ — образ Солнца праведности. Мы не можем ни видеть ничего другого, ни говорить об этом. Его образ запечатлен в нашей душе и воздействует на каждый миг нашей повседневной жизни, смягчая и покоряя нашу природу. Взирая, мы преображаемся по Божественному подобию, по подобию Христа. На всех, с кем мы общаемся, мы отражаем яркие, бодрящие лучи Солнца праведности. Наш характер изменяется, ибо наше сердце, душа и ум светятся отражением Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас. Здесь явственно присутствует сознание нашего личного, живого влияния, пребывающего верою в наших сердцах.
Когда мы принимаем и усваиваем сердцем Его наставления, Иисус находится рядом с нами, контролируя наши мысли, представления и действия…
Иисус Христос — все для нас. Он — Первый, Последний и Самый лучший. Иисус Христос, Его Дух, Его характер накладывают отпечаток на все. Здесь затронуто все нашее существо… Продолжая взирать на Иисуса, мы отражаем Его образ на все вокруг нас 27 .
Мысли должны быть сосредоточены на Боге
Посему (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа ( 1 Петр. 1:13 ).
Приближается буря, безжалостная в своей ярости. Готовы ли мы встретить ее?
Нам не следует говорить: опасности последних дней скоро грядут на нас. Они уже пришли. Неоходимо, чтобы меч Господень проник вглубь сердца и отсек все плотские похоти, самоугождение в еде, все страсти.
Ум, привыкший к вольным мыслям, должен измениться. «Препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: “будьте святы, потому что Я свят”» ( 1 Петр. 1:13-16 ). Мысли должны быть сосредоточены на Боге. Пришло время приложить серьезные усилия, чтобы победить естественные наклонности плотского сердца.
Наши усилия, наше самоотречение и постоянство должны соответствовать безграничной ценности конечной цели, к которой мы стремимся. Только побеждая, подобно тому как победил Христос, мы приобретем венец жизни.
Человек подвергается великой опасности, обманывая себя, угождая себе, тем самым изолируя себя от Бога, Источника силы. Если наши плотские наклонности не находятся под контролем Святого Духа Божьего, они таят в себе семена духовной смерти…
Чтобы принять помощь от Христа, мы должны сознавать свою нужду. Нам следует познать самих себя. Христос может спасти только того, кто признает себя грешником. Только когда мы видим свою полную беспомощность и перестаем полагаться на себя, мы начинаем полагаться на Божественную силу.
Отвержение своего «я» должно иметь место не только в начале христианской жизни. Оно должно обновляться на каждом шагу к небесам. Все наши добрые дела зависят от силы, находящейся вне нас; поэтому наше сердце должно неустанно стремиться к Богу; мы должны постоянно исповедовать грех и смиряться душой пред Господом. Нас окружают опасности, и нам ничто не грозит только тогда, когда мы сознаем свою слабость и верою держимся за нашего могущественного Избавителя…
«Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него» ( Притч. 30:5 ) 28 .
Наука христианства
Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1 Кор. 9:27 ).
Христианская жизнь — это битва и походный марш. Эта борьба не знает затишья. Необходимо предпринимать постоянные, настойчивые усилия. Именно неустанным усилием достигается победа над искушениями сатаны. С неослабной энергией следует стремиться к христианской чистоте и поддерживать ее с решительной целеустремленностью.
Без настойчивых, серьезных усилий невозможно достичь прогресса в духовной жизни. Все должны вести упорную борьбу. Каждый несет личную ответственность за исход борьбы. Хотя Ной, Иов и Даниил вели благочестивый образ жизни, своей праведностью они не могли спасти ни своего сына, ни дочь.
Необходимо изучать науку христианства — науку, которая намного глубже, шире и выше любой человеческой науки, как небеса выше земли. Ум должен быть дисциплинирован, воспитан и обучен, ибо то, как мы должны служить Богу, не передается по наследству. Как врожденные, так и приобретенные наклонности ко злу должны быть побеждены. Часто бывает необходимо отвергнуть все, приобретенное в течение всей жизни, чтобы стать учеником в школе Христа.
Наши сердца должны стать стойкими в Боге. Необходимо формировать образ мыслей, который поможет нам сопротивляться искушению. Мы должны привыкнуть постоянно взирать ввысь. Нужно понимать принципы Слова Божьего, которые выше небес и которые охватывают вечность, через воплощение их в нашей повседневной жизни. Каждое дело, каждое слово, каждая мысль должны быть в согласии с этими принципами.
Драгоценные, благословенные качества Святого Духа не развиваются в одночасье. Мужество, стойкость, кротость, вера, непоколебимое доверие Божьей спасающей силе приобретаются многолетним опытом. Жизнь детей Божьих должна быть отмечена святым трудом и непоколебимой приверженностью правде.
У нас нет времени, чтобы бездумно тратить его. Мы не знаем, как скоро закончится время испытания. Перед нами простирается вечность. Завеса вот-вот готова подняться. Христос вскоре грядет. Ангелы Божьи стремятся отвлечь нас от нашего «я» и от всего земного. Не допускайте, чтобы они трудились напрасно.
Когда Иисус встанет во Святом святых, снимет с Себя посреднические одежды и оденется в одежды мщения, выйдет указ: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» ( Откр. 22:11, 12 ) 29 .
Характер Христа, воплощенный в жизни
Потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире ( 2 Петр. 3:14 ).
Самая великая работа, которую можно совершить в нашем мире, — это прославление Бога через воплощение в своей жизни характера Христа 30 .
Во Втором послании, которое Петр направил принявшим с ним «равно драгоценную веру», апостол излагает Божий план развития христианской личности. Он пишет:
«Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, — то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» ( 2 Петр. 1:2-8 ).
В этих словах наставления звучат победные ноты. Апостол показывает верующим лестницу христианского совершенствования, каждая ступень которой — возрастание в познании Бога. Восходя по ней, мы не должны останавливаться. Ступенями этой лестницы являются вера, добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Мы спасаемся, преодолевая ступень за ступенью, и Христос становится для нас премудростью, праведностью, освящением и искуплением.
Бог призвал Свой народ к славе и добродетели, и этим будет отмечена жизнь всех, кто воистину соединен с Ним. Став причастниками небесного дара, они должны возрастать до совершенства, «силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению» ( 1 Петр. 1:5 ). Слава Божья проявляется в том, что Он наделяет Своих детей Своей добродетелью. Он желает, чтобы люди достигали высшего совершенства; и когда они верой уповают на силу Христа и просят, чтобы в их жизни исполнились Его неизменные обетования, которые они считают своими; когда они с непреклонной настойчивостью ищут силы Святого Духа, они достигают полноты в Нем 31 .
Познание Бога чрезвычайно важно
Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня ( Иер. 9:23, 24 ).
Приняв евангельскую веру, верующий должен обрести добродетель и таким образом очистить сердце и приготовить себя к познанию Бога — основе всякого истинного образования и служения. Это единственная надежная защита против искушения; только она может уподобить человека Господу. Через познание Бога и Сына Его Иисуса Христа верующий получает «все потребное для жизни и благочестия». Тот, кто искренно желает обрести праведность Божью, будет иметь доступ ко всякому благому дару.
«Сия же есть жизнь вечная, — сказал Христос, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). А вот слова пророка Иеремии: «Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» ( Иер. 9:24 ). Человеческий разум едва ли может постичь широту, глубину и высоту духовных возможностей того, кто приобретает эти знания.
Каждый человек, где бы он ни трудился, может достичь христианского совершенства. Благодаря жертве Христа каждый верующий может получить все необходимое для жизни и благочестия. Бог призывает нас стремиться к идеалу, следуя примеру Христа. Пребывая в человеческой природе, отшлифованной благодаря постоянному противлению злу, Спаситель доказал, что, сотрудничая с Богом, люди могут достичь совершенства уже в этой жизни. Тем самым Бог заверяет нас, что и мы тоже можем одержать полную победу.
Перед верующим открывается чудесная возможность уподобиться Христу, послушному всем принципам Закона… Святость, которую он должен иметь по свидетельству Слова Божьего и без которой спасение невозможно, — это результат действия Божественной благодати. Она зарождается в сердце человека тогда, когда он смиренно подчиняется воспитанию и сдерживающему влиянию Духа истины. Только фимиам Христовой праведности может сделать послушание человека совершенным, наполняя каждый наш поступок Божественным благоуханием.
Христианин должен упорно преодолевать любой свой недостаток, все время молиться Спасителю об исцелении своего сердца, пораженного грехом. У него нет ни мудрости, ни силы, чтобы стать победителем, — эти качества присущи лишь Господу, и Он дарует их тем, кто в смирении и раскаянии просит Его о помощи 32 .
Необходимость постоянного возрастания в благодати
Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь ( 2 Петр. 1:10 ).
Преобразование человеческой неправедности в святость — это непрерывный процесс. Изо дня в день Бог трудится над освящением человека, и он должен сотрудничать с Господом, настойчиво развивая в себе добрые качества, принимая «благодать на благодать». Если верующий начнет восходить по лестнице христианских добродетелей, Бог будет умножать в нем всякое доброе дарование. Наш Спаситель всегда слышит молитву раскаявшегося сердца и отвечает на нее. Благодать и мир умножаются для Его верных детей. Он с радостью дарует благословения, в которых те нуждаются, чтобы бороться с пороками, осаждающими их душу.
Есть люди, которые пытаются подняться по лестнице христианского совершенствования, но по мере восхождения начинают уповать на человеческую силу и вскоре теряют из виду Иисуса, Начальника и Совершителя веры. В результате они терпят крах и теряют все, что приобрели. Печально положение и тех, кто, утомившись в пути, позволяет врагу душ лишать их добродетелей, зародившихся в их жизни и сердце. «В ком нет сего, — говорит апостол, — тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов».
Апостол Петр имел богатый опыт духовной жизни с Господом. Его вера в силу Бога-Спасителя с годами укреплялась, пока он окончательно не доказал, что человек, с верой поднимающийся по этой чудесной лестнице, преодолевающий виток за витком и наконец достигающий вершины ее и оказывающийся перед небесными вратами, не может потерпеть краха.
В течение многих лет Петр убеждал верующих в необходимости постоянно возрастать в благодати и познании истины; теперь, зная, что в скором времени ему предстоит принять мученическую смерть за свою веру, он еще раз привлек внимание к драгоценным преимуществам, доступным всякому верующему. Уверенный в своей правоте, престарелый апостол убеждал братьев быть целеустремленными в христианской жизни. «Старайтесь, — умолял он, — делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Драгоценное заверение! Славная надежда рождается в сердце верующего, по мере того как он с верой движется к высотам христианского совершенства 33 .
Характер Иоанна отражал характер Христа
В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга ( 1 Ин. 4:10, 11 ).
Доверительная любовь и бескорыстная преданность, проявившиеся в жизни и характере Иоанна, представляют собой бесценные уроки для христианской Церкви. Столь замечательные черты характера не были присущи Иоанну от рождения, он приобрел их позднее. По природе он был далек от совершенства. Он был не только гордым, тщеславным, склонным к самоутверждению, но и неуравновешенным человеком, не переносящим оскорбления. «Сынами громовыми» называли Иоанна и его брата. Возлюбленный ученик имел злой нрав, его отличали придирчивость и мстительность. Но за всем этим Божественный Учитель разглядел пылкое, искреннее, любящее сердце. Иисус упрекал его за своекорыстие, разрушал его тщеславные надежды, испытывал его веру. Но Он открывал Иоанну то, чего жаждала его душа: красоту святости, преобразующую силу любви…
Иоанн высоко ценил уроки Христа, в которых подчеркивалась необходимость обретения кротости, смирения и любви. Это были обязательные условия возрастания в благодати в деле служения Богу. Он бережно хранил в памяти все поучения Господа и все время стремился жить, следуя Его образцу… Уроки Господа были запечатлены в его сердце. Когда он засвидетельствовал о Божьей благодати, в его простых и в то же время красноречивых словах чувствовалась любовь, которой было проникнуто все его существо.
Горячая любовь Иоанна к Христу побуждала его всегда быть рядом с Ним. Спаситель любил всех Своих учеников, но Иоанн среди них был наиболее восприимчивым и самым молодым. С детской доверчивостью открывал он свое сердце Иисусу. Таким образом, он наиболее близко общался со Христом, и через него людям было передано глубочайшее духовное учение Господа.
Иисус любит тех, кто верно свидетельствует об Отце. Иоанн же мог говорить о любви Отца, как никто другой. Он открывал своим ближним то, что чувствовал сам, являя в собственной жизни Божественные качества. На его лице отражалась слава Господа. От него исходило христоподобное сияние преобразившей его святости. С любовью и восхищением он созерцал Спасителя до тех пор, пока не окрепло его желание быть подобным Христу, общаться с Ним и пока в нем не отразились черты его Господа 34 .
Ученики открыли любовь Христа
Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1 Ин. 3:16 ).
После вознесения Христа Иоанн по-прежнему продолжал добросовестно трудиться для Господа… Вместе с другими учениками он получил дары Духа в день Пятидесятницы и с обновленным усердием и силой проповедовал людям слова жизни, стараясь направить их помыслы к Невидимому. Его речи были убедительными, пылкими и очень серьезными. Красноречиво, звучным голосом рассказывал он об учении и делах Христа, производя на слушателей сильное впечатление. Простота выражений, грандиозность истин и пыл, с которым он говорил, помогали ему находить путь к сердцам людей всех сословий.
Жизнь апостола находилась в гармонии с его проповедью. Любовь Христа, светившаяся в нем, побуждала его ревностно и неустанно трудиться для ближних, особенно для собратьев-христиан.
Христос велел Своим ученикам любить друг друга так, как Он возлюбил их. Они должны были свидетельствовать миру, что в них живет Христос, упование славы. «Заповедь новую даю вам, — сказал Он, — да любите друг друга» ( Ин. 13:34 ). В тот момент ученикам были непонятны эти слова, но, став очевидцами страданий Христа, Его распятия, воскресения и вознесения на небо, познав Духа после Его сошествия в Пятидесятницу, они получили более ясное представление о любви Божьей и о любви друг к другу…
После сошествия Святого Духа ученики стали проповедовать о живом Спасителе, единственным их желанием было спасение душ. Они радовались общению со святыми и были чуткими, вдумчивыми, самоотверженными, готовыми отдать все ради истины. Ежедневно общаясь друг с другом, они являли любовь, о которой говорил им Христос. Своими бескорыстными словами и поступками они пытались зажечь эту любовь и в сердцах других.
Такую любовь должны были питать верующие, с готовностью повинуясь этой новой заповеди. Им нужно было сродниться со Христом настолько, чтобы обрести способность исполнять все Его требования и жизнью своей возвеличить силу Спасителя, Который мог оправдать их Своей праведностью 35 .
Размышляя о небесном
Бог… нас… воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе ( Еф. 2:4-6 ).
Если бы мы помнили о важных событиях, которые вскоре должны произойти, мы не ослабевали бы духовно. Мы чувствовали бы, что живем в Божьем присутствии, и, исполненные святым страхом и благоговением, вняли бы увещеванию: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог». О, когда только мы поймем всю ценность служения и ходатайства нашего Спасителя? Когда только мы положимся на Него с полной уверенностью и будем жить благородной, чистой и посвященной жизнью? До необычайных высот может подняться воображение, если оно будет освящено и вдохновлено добродетелью Христа! Мы можем быть взяты в славу будущего вечного мира. Мы можем жить, как бы видя Невидимого. Живите верой, а не видением…
Через исследование Писания мы можем прийти к пониманию, чем мы являемся для Христа и что Он значит для нас. Взирая на Него, мы должны изменяться в Его образ, становясь соработниками у Него, Его представителями в жизни и характере. Нам необходимо осознать, что мы должны жить как сыновья и дочери Бога, любя Бога превыше всего и наших ближних, как самих себя. Мы должны жить чистой, безупречной жизнью ради Христа, любить совершенство, потому что Иисус есть воплощение совершенства, великий центр притяжения. Жизнь наша должна быть жизнью веры в Сына Божьего.
Если мы следуем за Христом, то наш опыт не будет спазматическим, подверженным влиянию обстоятельств и окружения. Мы не позволим чувствам властвовать над нами и не будем вынашивать раздражение, зависть, ревность и суету, выискивать недостатки.
Именно потворство этому мешает нам в своей жизни уподобиться гармоничной жизни Христа и стать победителями. Нам нужно стремиться к благородной цели — обретению ежедневных побед и, бодрствуя и горячо молясь, достигать умения властвовать над собой. Когда на вашу долю выпадают испытания, когда вам говорят слова, ранящие душу, говорите себе: «Я — дитя Божье, сонаследник с Иисусом Христом, соработник у Бога, и я не могу позволить себе легко поддаваться оскорблению, думая только о себе; ибо это нанесет вред моему характеру и недостойно моего высшего призвания. Мой Небесный Отец поручил мне служение, и я имею честь выполнить это достойно Его имени».
Мы должны ревностно и неустанно стремиться к совершенству характера Иисуса Христа, чтобы делиться Его благословениями и побуждать людей следовать по Его стопам 36 .