Ноябрь

Божьи дети должны быть носителями света

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ).

Бог никогда не имел в виду, чтобы во главу угла ставилось человеческое разумение и суждение. Когда бы Он ни задумывал особое дело, у Него всегда были люди, готовые его выполнить. В каждом веке, когда Божественный голос спрашивал: «Кто пойдет за Нас?», звучал ответ: «Вот я, пошли меня». В древние времена Господь общался с тружениками, имевшими разные дарования. Авраам, Исаак, Иаков, Моисей с его кротостью и мудростью, талантливый Иисус Навин были использованы в Божьем служении. Музыка Мариами, мужество и благочестие Деворы, дочерняя привязанность Руфи, послушание и верность Самуила — все было необходимо. В назначенное время для наказания Иезавели Бог использовал Илию с присущей ему суровостью.

Бог не даст Своего Духа тем, кто не использует небесный дар. Но те, кто забывает себя, стремясь просветить, ободрить, благословить других, возрастут в силе и проявлении способностей. Чем больше света мы даем, тем больше получаем 1 .

Во все времена «сущий в них Дух Христов» делал детей Божьих светом для их современников. Так, например, Иосиф сделался носителем света в Египте; своей чистотой, благотворительностью и искренней любовью он открывал Христа языческому народу. На пути к обетованной земле верные из народа израильского служили светом окружавшим их племенам; через них Бог открывался миру. От Даниила и его друзей в Вавилоне, от Мардохея в Персии исходили яркие лучи света, осиявшие глубокую тьму тогдашней жизни при дворе.

Подобным образом ученики Иисуса должны быть светочами на пути к небесному граду; через них великая благодать и милость Отца Небесного открывается людям, живущим во тьме и имеющим ложное представление о Боге. Видя их добрые дела, люди начинают служить истинному Богу, ибо им становится ясно, что Единый Бог, характер Которого достоин прославления, управляет всей Вселенной. Божественная любовь, полная согласованность с учением Христа, проявленные в жизни детей Божьих, дают детям мира сего наглядное представление о жизни на небесах, дабы они научились ценить ее.

Таким образом люди начинают верить в «любовь, которую имеет к нам Бог» ( 1 Ин. 4:16 ); испорченные, греховные сердца очищаются и изменяются так, что могут явиться пред лицо Божье «непорочными в радости» ( Иуд. 24 ) 2 .

Енох ходил с Богом

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти… Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу ( Евр. 11:5 ).

Мы очень нуждаемся в познании Бога, которое преобразует характер. Если мы осуществляем Божью цель, то наша жизнь откроет Бога, что будет полностью соответствовать учению Его Слова.

Опыт Еноха и Иоанна Крестителя показывает, какими мы должны быть. Нам нужно изучать жизнь этих людей с гораздо большим усердием, чем мы это делаем, — жизнь того, кто был переселен на небо, не увидев смерти, и того, кто перед Первым пришествием Христа был призван приготовить путь Господу, выпрямить для Него стези.

О Енохе сказано, что он жил шестьдесят пять лет и родил сына, после этого он ходил с Богом триста лет. Енох любил Бога, боялся Его и соблюдал Его заповеди. Но после рождения первенца он достиг более глубокого духовного опыта и еще более сблизился с Богом. Видя любовь ребенка к своему отцу, его простодушное доверие отцовской защите, испытывая глубочайшую нежную привязанность к своему сыну, Енох получил драгоценный урок дивной любви Божьей к человеку, явленной в даре Его Сына, и обрел уверенность в том, что дети Божьи могут покоиться в своем Небесном Отце. День и ночь он размышлял о безграничной любви Божьей, явленной во Христе. Со всем жаром души Енох стремился открыть эту любовь людям, среди которых он жил…

С течением столетий вера его укреплялась, его любовь становилась все горячей. Молитва для него была дыханием души. Он жил в атмосфере неба…

Люди, слышавшие Еноха, чувствовали силу Бога, с которой действовал Его слуга. Некоторые обращали внимание на предостережения и стремились избавиться от своих грехов, многие же смеялись над торжественной вестью…

В течение трехсот лет Енох стремился к чистоте сердца, чтобы пребывать в гармонии с небесами. Триста лет он ходил с Богом. Изо дня в день он жаждал более тесного единения с Ним, все ближе он становился к Нему, пока Бог не взял его к Себе. Он стоял на пороге вечного мира, только шаг отделял его от благословенной отчизны; теперь же ворота открылись, и хождение с Богом, которое так долго длилось на земле, продолжилось. Он прошел через ворота Святого города и первым из людей вошел туда…

К такому же общению Бог призывает и нас. Те из людей, кто будет искуплен при Втором пришествии Господа, должны обладать такой же святостью характера, какую имел Енох 3 .

Проповедник праведности

И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех ( Лк. 17:26, 27 ).

Грех по своей природе склонен распространяться и увеличиваться. Со времени грехопадения Адама он распространялся из поколения в поколение подобно заразной болезни. Хотя мир существовал еще недолго, грех принял огромные размеры. Ненависть к Закону Божьему и как следствие ненависть ко всему доброму охватила все вокруг. Бог, сотворивший человека и щедрой рукой посылавший ему Свои обильные благословения, был обесчещен существами, которых Он сотворил, пренебрегаем и отвергнут получателями Его даров. Но хотя греховный человек забыл своего благого Даятеля, Бог не забыл Свое творение. Он посылал не только с «неба дожди и времена плодоносные», наполняя сердца людей » пищею и веселием», но и вести предостережения и мольбы. Человеку было полностью открыто его нечестие и последствия нарушения Закона Божьего.

Во дни Ноя нечестие мира стало так велико, что Бог не мог больше терпеть его… Но Он жалел людей и в Своей любви предусмотрел убежище для всех, кто пожелает принять его. Он дал весть Ною, чтобы тот передал ее людям: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками»… Дух Божий продолжал убеждать восставших людей почти до тех пор, пока не подошло назначенное время , когда Ной и его семья вошли в ковчег и рука Божья закрыла за ними дверь. Милость сошла с золотого престола и больше не ходатайствовала за грешника.

Люди в те времена не были в полном смысле язычниками-идолослужителями. Многие имели познание о Боге и Его Законе; но они не только сами отвергали весть верного проповедника праведности, но мешали другим быть послушными Богу. Для каждого наступает день испытания и принятия решения. У того поколения были возможности и преимущества, пока Ной провозглашал предостережение о грядущем уничтожении; однако люди отдали свой разум во власть сатаны, а не Бога, и он обманул их, как некогда наших прародителей. Он окутал их тьмой и ложью, закрыл для них свет и истину, и они приняли его вымыслы, поскольку эти вымыслы нравились им, — ведь они соответствовали их порочной жизни, а истина была отвергнута ими как заблуждение. Люди отдали предпочтение лжи 4 .

Ной был тверд как скала

И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем… Ной же обрел благодать пред очами Господа ( Быт. 6:6-8 ).

Мир восстал против Божьей справедливости и Его законов, и люди относились к Ною как к фанатику. Искушая Еву проявить непослушание Богу, сатана сказал ей: «Не умрете». Великие, известные, почитаемые и мудрые в глазах мира повторяли то же самое: «Не умрете». «Божьи угрозы, — говорили они, — даны с целью напугать вас, они никогда не исполнятся. Вам нечего бояться. Бог никогда не разрушит мир, который Он сотворил, и не накажет сотворенных Им существ»… Поэтому люди не смирили свои сердца пред Богом и продолжали жить в непослушании и нечестии, как если бы Бог ничего не сообщил им через Своего слугу.

Но Ной оставался тверд, как скала во время бури. Он жил среди всеобщего морального разложения и нечестия, однако, несмотря на всеобщее презрение и насмешки, порочность и непослушание, Ной сохранил святость, честность, непоколебимую верность. Хотя окружающий его мир игнорировал Бога и потворствовал всем видам непомерной расточительности, которая вела к насилию и всевозможным преступлениям, верный проповедник праведности провозглашал современникам, что мир будет затоплен водами потопа по причине безмерного нечестия населяющих землю людей. Он призывал их покаяться, уверовать и найти убежище в ковчеге.

Весть, которую нес людям Ной, была для него реальностью. Среди насмешек и глумлений мира он был несгибаемым свидетелем Божьим. Его кротость и праведность резко контрастировали с ужасными преступлениями, интригами, насилием, постоянно совершавшимися вокруг него. В его словах чувствовалась сила, ибо Бог говорил устами Своего слуги. Связь с Богом давала ему беспредельную силу. Сто двадцать лет звучало его торжественное предостережение современникам о событиях, которые по человеческому разумению казались невозможными. Некоторых людей это глубоко трогало, они обращали внимание на слова предостережения, но, поскольку многие вокруг них насмехались и издевались, они наполнялись тем же духом, противились приглашениям милости, отказывались от преобразования и вскоре оказывались среди самых рьяных и наглых насмешников; ибо никто не погружается столь глубоко в нечестие и не заходит во грехе так далеко, как люди, имевшие свет, однако воспротивившиеся Божьему убеждению… Какой бесхитростной была вера Ноя среди неверия насмехающегося мира… Он дал миру пример веры в то, что сказал Бог 5 .

Ной провозглашал Божье Слово с силой

И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал ( Быт. 6:22 ).

Слова, сказанные Адаму, были повторены Ноем — что грех и сатана не будут торжествовать вечно. Боящиеся Бога в конце концов одержат победу. Когда Ной предостерегал людей о том, что Бог готов навести на этот мир суды из-за людского нечестия, слова вестника встретили огромное сопротивление. Однако оно не было повсеместным, ибо некоторые поверили вести Ноя и ревностно повторяли предостережение.

Но нашлись люди, которых считали мудрецами; их принуждали представить аргументы, способные показать противоречивость вести Ноя. И поскольку мир находился в согласии, а не во вражде с князем зла, они радовались любому предлогу оправдать свое пренебрежение словами Господа и прислушивались к философам того времени, доказавшим невозможность таких катаклизмов, которые предсказывал Ной. Между падшими людьми и павшими ангелами не существует вражды. Те и другие впали в нечестие через отпадение, а зло, где бы оно ни существовало, объединяется против Бога. Падшие люди и павшие ангелы объединились, чтобы свергнуть Бога с Его престола.

Итак, мудрецы говорили о науке, о законах природы и заявляли, что эти законы неизменны, а потому весть Ноя не может быть истинной. Талантливые люди, жившие во дни Ноя, объединились против Божьей воли и Его намерений и издевались над вестью и вестником, посланным к ним… Ной не мог спорить с их философией или опровергать так называемые научные доводы, но он мог провозглашать Слово Божье, ибо знал, что в нем содержалась безграничная мудрость Создателя; и когда Ной возвещал его всюду, оно не утратило своей силы и истинности из-за того, что мир встретил его насмешкой и презрением.

Ной не примешивал к своей вести мягкий, льстивый обман сатаны. Он не поддерживал мнение, высказываемое многими современниками, о том, что Бог слишком милостив, чтобы совершить такое ужасное дело. Многие утверждали, что Бог продлит время испытания для нечестивых; однако Ной не внушал им ни малейшей надежды на то, что людям, пренебрегшим имевшимися возможностями и отвергшим истинную весть, будет предоставлена еще одна возможность спастись… Он знал силу Божью и не сомневался в том, что Бог исполнит Свое слово. Страх Божий не разлучил его с Господом, но еще больше приблизил его к Нему и побудил изливать свою душу в ревностной молитве 6 .

Безусловное послушание Аврама

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение ( Быт. 12:1, 2 ).

Бог избрал Аврама Своим вестником, чтобы через него передать свет миру. Бог не обещал ему радужных перспектив в виде высокой зарплаты, мирских почестей или славы. Бог обратился к Авраму со следующими словами: «Пойди из земли твоей… в землю, которую Я укажу тебе». Патриарх повиновался и » пошел, не зная, куда идет», как Божий светоносец, чтобы сохранить имя Божье живым на земле. Он оставил свою страну, свой дом, своих родственников и все налаженные связи, которые имел в первой половине жизни, чтобы стать странником и пришельцем… Аврам отделился от своих прежних товарищей, чтобы не подпасть под человеческое влияние, и только тогда Бог мог использовать его. С того времени, как Аврам установил тесную связь с Богом, он должен был обитать между странниками. Ему предстояло развить особый характер, отличающий его от людей мира сего. Он даже не мог объяснить друзьям свое поведение и свой образ действий, потому что они были идолопоклонниками и все равно бы не поняли его. О духовном необходимо судить духовно; а посему родственники и друзья не могли понять его мотивов и поступков.

Безоговорочное послушание Авраама стало одним из самых ярких и поразительных примеров веры и упования на Бога, которые только можно найти в Священной Летописи. Услышав лишь словесное обещание помочь его потомкам овладеть Ханааном, не имея этому ни малейших видимых доказательств, он пошел туда, куда направил его Бог, полностью и искренно выполнив со своей стороны все условия, сохраняя непоколебимую уверенность в то, что Господь будет верен и исполнит Свое слово. Патриарх пошел туда, куда звал его долг перед Богом; он без страха перешел пустыню и ходил среди языческих народов с одной только мыслью: «Бог сказал, и я повинуюсь Его голосу; Он будет моим Путеводителем и защитит меня».

Вестники Божьи сегодня нуждаются в такой же вере и уверенности, которую имел Авраам. Но многие из тех, кого Господь мог бы использовать, не желают идти вперед, слушая и повинуясь одному Голосу превыше всех остальных… Господь сделал бы намного больше для Своих рабов, если бы они были всецело преданы Ему и ценили служение Ему выше родственных и всех других земных связей 7 .

Непоколебимая вера Авраама

Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь… принеси его во всесожжение ( Быт. 22:2 ).

И вновь Господь счел нужным испытать веру Авраама, прибегнув при этом к самому страшному испытанию. Если бы Авраам выдержал первое испытание и терпеливо дождался исполнения Божьего обетования в Сарре, не взяв в жены Агарь, он не подвергся бы другой, самой серьезной проверке, какой только подвергался когда-либо человек. Бог повелел Аврааму: «Возьми сына твоего… которого ты любишь, Исаака; и… принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Авраам не усомнился и не заколебался, услышав такое повеление. Рано утром он взял двоих слуг, сына Исаака, дров для всесожжения и направился к месту, указанному Богом… Авраам не позволил возобладать своим отцовским чувствам, что могло привести к противлению Богу. Божье повеление было рассчитано на то, чтобы затронуть самые глубокие и нежные чувства его души: «Возьми сына твоего», и затем, будто пытаясь поглубже коснуться его сердца, Бог добавил: «Единственного твоего, которого ты любишь», то есть единственного сына обетования, «и… принеси его во всесожжение».

Три дня этот любящий отец путешествовал вместе со своим единственным сыном, имея достаточно времени, чтобы рассуждать и подвергать сомнению Божье повеление, как если бы он действительно был склонен сомневаться. Однако у Авраама не было ни малейшего недоверия к Богу…

Авраам твердо верил, что Исаак является сыном обетования. Он также верил, что Бог имел в виду именно то, что Он сказал, когда повелел пойти и принести сына Ему во всесожжение. Авраам верил, что Всемогущий Бог, в Своем провидении давший Сарре в ее преклонном возрасте сына и повелевший ему отнять жизнь у этого сына, может дать жизнь вновь и воскресить Исаака из мертвых.

Оставив слуг на дороге, он сказал им, что с сыном отойдет немного в сторону, чтобы там поклониться Богу Этот суровый любящий и страдающий отец твердо шел рядом со своим сыном. Когда они пришли на указанное Богом место, Авраам соорудил там жертвенник и, сложив на нем дрова, приготовил все для жертвоприношения. После этого он сообщил Исааку о том, что Бог повелел принести его во всесожжение. Авраам повторил Исааку обетование, несколько раз возвещенное ему Богом, что от Исаака произойдет великий народ, и выразил надежду, что, после того как Божье повеление принести Исаака в жертву будет исполнено, Бог выполнит Свое обещание…

Исаак верил Богу… После нежных объятий он позволил себя связать и положить на дрова. Когда рука отца, державшая нож, уже была занесена над ним, Ангел Божий, удостоверившись в верности Авраама… воззвал к нему с неба и сказал: «Авраам!.. не поднимай руки твоей на отрока… ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» 8 .

Иосиф решает быть верным Богу

И сказал Иосиф: не бойтесь… Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы… сохранить жизнь великому числу людей ( Быт. 50:19, 20 ).

Тем временем Иосиф вместе с теми, кому он теперь принадлежал, был на пути в Египет… Мальчик издали увидел холмы, среди которых были разбросаны шатры его отца. Он горько зарыдал при мысли о любящем, оставленном, скорбящем отце. Все, пережитое в Дофане, снова прошло перед ним. Он видел разгневанные лица своих братьев и их свирепые глаза. Язвительные оскорбления, которыми были встречены его страстные мольбы, звучали в его ушах. С трепетом в сердце он думал о своем будущем. Какая перемена в положении — нежно любимый сын стал презренным, беспомощным рабом! Что ожидало его в чужой стране, одинокого, без друзей и близких? На какое-то время Иосиф погрузился в безысходное горе и страх.

Но в провидении Божьем даже это переживание должно было послужить ему ко благу. В течение каких-нибудь нескольких часов он постиг то, что ему не удалось бы осознать за долгие годы. Сильная и нежная любовь отца портила юношу. Отец, питая к нему особенное расположение, потворствовал его желаниям. Это неразумное предпочтение злило его братьев и подтолкнуло их на жестокий поступок, который оторвал его от семьи. Несправедливое отношение отца к детям отражалось и на его характере. Недостатки, которые поощрялись, теперь должны были быть исправлены. Он становился самонадеянным и слишком строгим. Привыкнув к нежной заботе отца, он чувствовал себя неспособным перенести трудности…

Постепенно его мысли обратились к Богу его отцов. С самого детства он был научен любить и бояться Бога. Не раз в шатре своего отца он слышал о сне, который видел Иаков, покинувший дом как изгнанник и беглец. Ему рассказывали о Божьих обетованиях Иакову и как они осуществились в его жизни, как в час нужды явились ангелы Божьи, чтобы наставить, утешить и защитить его. И он узнал о любви Господа, предлагающего людям Искупителя. Теперь все эти драгоценные уроки ожили в нем. Иосиф верил, что Бог его отцов будет и его Богом. Тогда он полностью предал себя в руки Божьи и молился, чтобы Покровитель Израиля не покинул его в земле изгнания.

С трепетом он поставил перед собой высокую цель — остаться верным Богу и при любых обстоятельствах поступать так, как подобает подданному Небесного Царя. Всем сердцем он желал служить Господу… Один день изменил всю жизнь Иосифа, день, ужасные события которого превратили его из избалованного юноши во вдумчивого, смелого и выдержанного человека 9 .

Влияние Иохаведы на Моисея

Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение ( Евр. 11:24, 25 ).

Когда Моисей был оторван от родительского крова, он был моложе и Иосифа, и Даниила. Однако всех троих объединяло богобоязненное воспитание, оказавшее влияние на формирование их характеров. Всего двенадцать лет прожил Моисей со своими родителями, но именно в эти годы были заложены основы его характера; воспитывала мальчика неприметная женщина, его мать.

Иохаведа была рабыней. Участь ее была незавидной и бремя тяжелым. Но, кроме Марии из Назарета, мир не получил большего благословения ни от какой другой женщины. Зная, что ее сын скоро лишится богобоязненного воспитания и перейдет под опеку тех, кто не знает Бога, она еще больше старалась связать его душу с небесами. Иохаведа стремилась укрепить в сердце сына любовь и верность своему Творцу. И это доверие небес она оправдала полностью. Никакое влияние не могло заставить Моисея отказаться от принципов веры, воспринятых им от матери, для которой они были смыслом всей жизни.

Из скромного дома в земле Гесем сын Иохаведы был торжественно перевезен во дворец фараона, к египетской царице. Она встретила его как любимого и лелеемого сына. В школах Египта Моисей получил высшее гражданское и военное образование. Обладая прирожденным обаянием и утонченным умом, статный, с благородной внешностью и великолепными манерами, став министром, он был гордостью Египта. Каждый фараон должен был быть жрецом, и Моисей, хотя он и отказался участвовать в языческих служениях, все же был посвящен во все таинства египетской религии.

Египет в то время славился своим непревзойденным могуществом и культурой, и Моисей как будущий монарх являлся наследником всех высочайших почестей, которые мир тогда воздавал правителям. Однако он сделал более благородный выбор. Моисей пожертвовал почестями Египта ради славы Божьей и освобождения своего угнетенного народа. Тогда, в особом смысле, Бог Сам занялся его воспитанием…

Ему еще предстояло усвоить урок зависимости от Божественной силы… В Мадиамской пустыне Моисей сорок лет пас овец… В заботах о стадах и нежных овечках он приобретал опыт, который помог ему стать верным, долготерпеливым пастырем Израиля… Среди торжественного величия безлюдных гор Моисей находился наедине с Богом… Здесь его самонадеянность исчезла 10 .

Величие Египта обратилось в прах… Но то, что содеял Моисей, не стирается веками. Великие принципы праведности, которые он устанавливал и по которым сам жил, остаются незыблемыми 11 .

Руководство Моисея вызвало доверие

Выступил против нас… Ог, царь Васанский, со всем народом своим, при Едреи. И сказал мне Господь: не бойся его; ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его… и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых ( Втор. 3:1-3 ).

Перед ними [израильтянами] лежало могущественное и густонаселенное Васанское царство, на территории которого располагались большие каменные города, и поныне вызывающие удивление всего мира… Дома были выстроены из огромных камней черного цвета и таких необычных размеров, что делало жилище совершенно неприступным и не поддающимся никаким стенобитным орудиям, существовавшим в то время; это была страна диких пещер, головокружительных обрывов, зияющих ущелий и скалистых крепостей. Жители ее были потомками исполинов, люди необыкновенного роста и силы, отличавшиеся яростью и жестокостью, они наводили ужас на все окружающие народы, а Ог, царь страны , выделялся ростом и доблестью даже среди гигантов своего народа.

Но облачный столп двигался вперед, и, следуя за ним, еврейское ополчение шло к Едрее, где их приближения ожидал царь-исполин со своим войском. Ог умело выбрал место для сражения. Город Едрея располагался на плоскогорье, которое круто поднималось над равниной и было покрыто островерхими возвышениями и вулканическими утесами. Сюда можно было добраться только по узким, крутым тропам…

Когда евреи увидели массивную фигуру этого великана великанов, возвышавшуюся над воинами его армии, когда они увидели окружавшие его тьмы людей, неприступную крепость города, за стенами которого укрылись невидимые тысячи войска противника, — сердца многих в Израиле дрогнули от страха. Но Моисей был тверд и спокоен. Господь сказал по поводу Васанского царя: «Не бойся его; ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне».

Твердая вера вождя внушила народу чувство уверенности в Боге. Они доверились Его всесильной руке, и Он не оставил их. Ни могущественные исполины, ни укрепленные города, ни вооруженное войско, ни скалистые крепости не могли устоять перед Вождем воинства Господня. Господь руководил армией, Он привел в замешательство войска противника, Господь сражался за Израиль. Царь-исполин и его армия были уничтожены, и израильтяне овладели всей страной…

Васанские войска не устояли перед таинственной силой, облеченной в облачный столп 12 .

И трудности, которые кажутся непреодолимыми и которые наполняют вашу душу страхом, — исчезнут, если вы пойдете вперед по пути послушания, смиренно веря в Бога 13 .

Девора поддерживает Варака

Не стало обитателей… доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле. Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля? ( Суд. 5:7, 8 ).

В течение сорока лет израильтяне стонали под игом угнетателя; затем они отвратились от идолослужения и в смирении и покаянии воззвали к Господу об избавлении. Они взывали не напрасно. В Израиле была женщина, известная своим благочестием, и через нее Господь решил избавить Свой народ. Звали ее Девора. Она почиталась как пророчица, и, поскольку не было судей, люди искали у нее совета и справедливости.

Господь сообщил Деворе Свое намерение уничтожить врагов Израиля и велел ей послать за человеком по имени Варак и объявить ему указания, которые она получила. Девора послала за Вараком и велела ему собрать десять тысяч человек из колен Неффалима и Завулона, чтобы пойти войной на царя Иавина.

Варак знал, как рассеянны, малодушны и плохо вооружены были евреи и как силен и искусен был их враг. Хотя Господь Сам избрал его для избавления Израиля, хотя он получил уверение, что Бог пойдет с ним, Варак все же был робок и недоверчив. Он принял весть от Деворы как слово Бога, но мало доверял израильтянам и боялся, что они не будут повиноваться его приказу. Он отказался участвовать в таком сомнительном предприятии, если Девора не будет сопровождать его и не поддержит его усилия своим влиянием и советом…

Варак возглавил армию в десять тысяч человек и двинулся к горе Фавор, как указал ему Господь. Сисара немедленно собрал огромную, хорошо вооруженную армию, думая окружить евреев и сделать их легкой добычей. Израильтяне… с ужасом глядели на огромную, вооруженную до зубов армию, расположившуюся внизу в долине… К осям их колесниц были прикреплены большие ножи, напоминающие косы , так что при движении такой колесницы в рядах врагов эти ножи резали людей, словно серп — пшеницу.

Израильтяне заняли благоприятное положение в горах в ожидании подходящей возможности для нападения. Ободренный заверением Деворы, что настал день для замечательной победы, Варак повел свое войско в открытую долину и смело атаковал врага. Сам Бог сражался на стороне Израиля, и ни военное искусство, ни превосходство в численности и вооружении не могло противостать им. Войско Сисары было охвачено паникой… Только Бог мог привести в замешательство врага, и победа могла быть приписана лишь Ему одному 14 .

Гедеон ведет триста человек к победе

Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею, и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя ( Суд. 6:14 ).

Гедеон был сыном Иоаса, из колена Манассиина. Род, из которого происходила эта семья, не занимал высокого положения, но семья Иоаса отличалась смелостью и честностью… Гедеон услышал Божий призыв стать освободителем своего народа…

Вдруг явился «Ангел Господень» и обратился к нему со словами: «Господь с тобою, муж сильный !»

«Господин мой! — ответил он. — Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это?»…

На это небесный вестник ответил: «Иди с этою силою твоею, и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя»…

Людей, которыми располагал Гедеон, было тридцать две тысячи, но когда он увидел огромные полчища неприятеля, расположившиеся перед ним, был ему голос Божий: «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: “моя рука спасла меня”. Итак провозгласи вслух народа и скажи: “кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада”»…

Гедеон повиновался повелению Господню и с тяжелым сердцем наблюдал, как двадцать две тысячи — что составляло больше двух третей его армии — отправились домой. Снова услышал он слова Господа: «Все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе»… Некоторые, поспешно зачерпнув рукой воды, попили и пошли дальше, но почти все остальные встали на колени и не спеша пили из источника. Тех, кто пил воду из руки, было только триста человек из десяти тысяч, но только они были избраны, а остальным позволили вернуться домой. Часто характер испытывается самыми простыми средствами…

Триста избранных мужей обладали не только смелостью и самообладанием — они были людьми веры… Бог мог руководить ими…

Глубокой ночью по сигналу военной трубы Гедеона все три отряда затрубили в трубы и затем, разбив горшки и выхватив горящие факелы, бросились на врага с устрашающим воинским кличем: » Меч Господа и Гедеона!»… В этом победоносном сражении погибло не меньше ста двадцати тысяч захватчиков… Никакие слова не могут описать ужаса, охватившего окружающие народы, когда они узнали, каким простым способом были побеждены смелые и воинственные люди 15 .

Гедеон проявляет тактичность по отношению к ефремлянам

В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова ( Суд. 8:3 ).

Гедеона, вернувшегося после преследования врага, ожидали обвинения и упреки соотечественников. Когда по его зову израильские мужи собрались против мадианитян, колено Ефремово осталось безучастным. Они считали это опасным предприятием и, так как Гедеон не обратился к ним особо, воспользовались этим как оправданием того, что не помогли своим братьям. Но когда слухи о триумфе Израиля дошли до них, они позавидовали, что не разделяют его.

Преследуя мадианитян по повелению Гедеона, ефремляне перехватили переправы на Иордане и воспрепятствовали бегству врага. Благодаря этому большое количество врагов было убито, среди них оказались и два князя, Орив и Зив. Так ефремляне, упорно преследуя врага, содействовали полной победе Израиля. Тем не менее они ревновали и злились, как будто Гедеон действовал по собственной воле и разумению. Они не видели, что победа Израиля обеспечивалась рукой Господа; они не оценили Его силу и милость в своем освобождении…

Возвратившись с военными трофеями, они сердито упрекали Гедеона: «Зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с Мадианитянами?»

«Сделал ли я что такое, как вы ныне? — спросил их Гедеон. — Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал? В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы?»

Дух зависти мог бы легко привести к ссоре, что кончилось бы схваткой и кровопролитием, но скромный ответ Гедеона успокоил гнев ефремлян, и они мирно разошлись по домам. Твердый и бескомпромиссный, когда дело касалось принципов, «сильный муж» на войне, Гедеон обнаружил также и вежливость, что случается так редко.

В благодарность за освобождение от мадианитян израильский народ предложил Гедеону стать их царем и вознамерился утвердить трон за его потомками. Это предложение являлось полным нарушением принципов теократии. Царем Израиля был Бог, и возводить на престол человека значило отвергать Божественного монарха. Гедеон понимал это. Его ответ свидетельствует о том, какими чистыми и благородными были его побуждения: «Я не буду владеть вами, — сказал он, — ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» 16 .

Авигея проявляет бескорыстие и мудрость

Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти… и пала пред Давидом на лице свое, и поклонилась до земли; и пала к ногам его, и сказала: на мне грех, господин мой ( 1 Цар. 25:23, 24 ).

Давид и его люди… защищали… от грабителей стада очень богатого человека по имени Навал, который имел огромные владения на Кармиле. Навал был потомком Халева, грубым и скупым человеком.

Давид и его люди сильно нуждались в питании, находясь там; и когда сын Иессея услышал, что Навал стрижет овец, он послал десять юношей, и «сказал Давид отрокам: взойдите на Кармил, и пойдите к Навалу, и приветствуйте его от моего имени»

Давид и его люди были подобны защитной стене для пастухов и стад Навала, когда овцы паслись в горах. И он вежливо попросил помочь им продовольствием от изобилия этого богатого человека, поскольку они находились в большой нужде… «И Навал отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев?.. неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?»

Когда молодые люди вернулись с пустыми руками, расстроенные и негодующие, они рассказали Давиду, что произошло, и его охватил гнев… Давид приказал своим людям опоясаться мечами и приготовиться к нападению…

Один из слуг Навала поспешил к Авигее, жене Навала, и рассказал ей о случившемся…

Не посоветовавшись с мужем и ничего не сказав о своем намерении, Авигея приготовила достаточный запас продовольствия и двинулась навстречу войску Давида, спускаясь «по извилинам горы». «Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти… и пала пред Давидом на лице свое, и поклонилась до земли; и пала к ногам его, и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои». Авигея обратилась к Давиду с таким почтением, будто она говорила с коронованным монархом… Добрыми словами она стремилась усмирить его возбуждение и гнев… проявляя бескорыстный дух, она решила возложить всю вину на себя, а не обвинять своего бедного, обманутого мужа…

Какой дух проявлен здесь! Без показухи и гордыни, исполненная мудрости и любви Божьей, Авигея показала силу своей преданности мужу. Каково бы ни было его поведение, он все же оставался ее мужем, и она ясно показала негодующему воину, что недобрый поступок ее мужа никоим образом не был преднамеренным, личным оскорблением Давида 17 .

Влияние Авигеи предотвращает трагедию

И сказал Давид Авигее: благословен Господь, Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне. И благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови ( 1 Цар. 25:32, 33 ).

Лицо, слова и поступки Авигеи незримо источали благочестие, подобно благоуханию цветка. В ее душе пребывал Дух Сына Божьего. Ее сердце было исполнено доброты, благожелательности и святой любви. Речь Авигеи, исполненная благодатью, добротой и миром, оказывала небесное влияние. Добрые чувства передались Давиду, и он содрогнулся при мысли о том, каковы могли быть последствия его безрассудного намерения. Была бы уничтожена вся семья, в которой находились и иные богобоязненные души , подобные Авигее, совершавшие благословенное служение добра. Ее слова исцелили оскорбленное, сокрушенное сердце Давида.

Если бы вокруг было больше женщин, стремящихся смягчить возбужденные чувства, сдержать опрометчивые поступки и угасить зло спокойными, мудрыми словами! «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Посвященная христианская жизнь неизменно изливает свет, утешение и мир. Она чиста, скромна, проста и полезна. Такая жизнь руководствуется бескорыстной любовью, которая освящает распространяемое влияние. Она наполнена Христом и оставляет светлый след, куда бы ни шел человек, несущий свет. Авигея была мудрой собеседницей и советчицей. Ее разум и влияние угасили возбуждение Давида. Он осознал, что принял ошибочное решение и потерял самообладание, и признал это со смиренным сердцем… Он поблагодарил Авигею и выразил ей одобрение, потому что ее совет был правильным.

Многие, кого обличают или кому что-нибудь советуют, думают, что их поведение достойно похвалы, если они не теряют терпения. Но как мало тех, кто принимает порицание с благодарным сердцем и бывает признателен человеку, стремящемуся спасти их от недобрых поступков.

Авигея радовалась тому, что ее миссия имела успех и она смогла спасти свою семью от гибели. В свою очередь Давид был рад тому, что благодаря ее своевременному совету он удержался от насилия и мести. Поразмыслив, он понял, что это был бы бесчестный поступок перед лицом Израиля и воспоминания о нем всегда вызывали бы у него угрызения совести. Давид чувствовал, что у него и его людей была причина для благодарности…

Когда Давид услышал о смерти Навала, он поблагодарил Бога за то, что Он взял отмщение в Свои руки 18 .

Давид получает уроки, терпя лишения

И царствовал Давид над всем Израилем, и творил Давид суд и правду над всем народом своим ( 2 Цар. 8:15 ).

В нескольких милях к югу от Иерусалима, «города великого царя», находился Вифлеем, в котором за тысячу с лишним лет до того, как в яслях баюкали Иисуса и Ему поклонились мудрецы Востока, родился Давид, сын Иессея. За целые столетия до пришествия Спасителя Давид, совсем еще ребенок, пас овец на холмах, окружавших Вифлеем. Скромный мальчик, пастушок, занимаясь привычным делом, распевал песни собственного сочинения, а звуки арфы были благозвучным аккомпанементом его мелодичному, чистому, молодому голосу. Господь избрал Давида и готовил его в уединении пастушеской жизни для работы, которую Он намеревался доверить ему в последующие годы 19 .

Юный Давид был приглашен во дворец Саула. Пребывание при дворе и дружеские взаимоотношения с царской семьей открыли ему заботы, печали и тревоги, скрывавшиеся под внешним блеском и великолепием придворной жизни. Он понял, как мало значила человеческая слава для душевного покоя. С облегчением и радостью вернулся он из царского дворца в овчарню.

Прошли годы, и когда зависть Саула вынудила Давида скрываться в пустыне, он, лишенный малейшей человеческой помощи, полагался только на Бога. Беспокойная жизнь в безлюдных местах, угроза постоянной опасности, необходимость частой смены мест, сложные судьбы людей, окружавших его, — «все притесненные и все должники и все огорченные душею» ( 1 Цар. 22:2 ), — все это явилось суровой школой воспитания самодисциплины.

Такая жизнь учила общению с людьми, развивала сочувствие к притесненным, пробуждала ненависть к несправедливости. Живя на протяжении нескольких лет в тревожном ожидании и постоянно подвергаясь опасности, Давид учился находить утешение, поддержку и надежду только в Боге. Он понял, что только по Божьему провидению он воссядет на царском престоле, что только с Его мудростью он сможет править разумно. И, пройдя такую школу трудностей и переживаний, на собственном опыте познав лишения и страдания, Давид мог написать, что «творил… суд и правду над всем народом своим» ( 2 Цар. 8:15 ), несмотря на то, что позднее он запятнал себя тяжким грехом 20 .

Любовь, двигавшая им, осаждавшие его скорби, одержанные победы — все являлось темой для деятельного ума; и когда он размышлял о любви Божьей, проявленной к нему в его жизни, сердце его наполняли все большее обожание и признательность; его голос звенел, рождая еще более красивые мелодии, арфа звучала торжественней и радостней, и мальчик-пастух переходил от силы в силу, от знания к знанию, ибо Дух Божий покоился на нем 21 .

Соломон учится посредством страданий

И ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа… Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло ( 3 Цар. 3:7-9 ).

Соломон был избавлен от тех испытаний, которые пришлось пережить Давиду в ранние годы. Обстоятельства его жизни и достойный характер, казалось, во всем благоприятствовали ему. Статный в юности, благородный в зрелом возрасте, возлюбленный Божий, Соломон начал свое царствование в величии и славе. Соседние народы удивлялись разумению и проницательности человека, которому Бог даровал мудрость. Но предмет его гордости — процветание — разделил его с Богом. Радость общения с Создателем Соломон променял на удовлетворение чувственных влечений. Он так писал об этом:

«Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи… приобрел себе слуг и служанок… собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме… Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих…

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их : и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того , что уже сделано?» ( Еккл. 2:4-12 ).

«И возненавидел я жизнь… И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем» ( ст. 17, 18 ).

На собственном горьком опыте познал Соломон, что жизнь пуста и ничтожна, если она ограничивается одним лишь стремлением к достижению высочайших земных благ…

На закате жизни, утомившись и, однако, не утолив жажды у разбитых земных источников, Соломон вернулся к Источнику жизни. Движимый Божественным вдохновением, он написал историю напрасно прожитых лет, осмысливая значение полученных уроков для последующих поколений. Несмотря на то, что израильский народ пожинал плоды посеянного им семени греха, все же жизнь Соломона не была полностью потеряна. Он раскаялся перед Богом во всем содеянном.

Однако, имея такое начало, какой бы славной могла быть жизнь Соломона, если бы в юности своей он усвоил урок страдания, пройденный другими 22 .

Елисей демонстрирует стойкость

И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба ( 4 Цар. 2:6 ).

Ранние годы пророка Елисея протекали в тишине сельской жизни, в учении у Бога и природы и в занятиях полезным трудом. Во время всеобщего отступничества семья его отца была среди тех, кто не поклонился Ваалу. В их доме чтили Бога и верность долгу считали правилом повседневной жизни.

Сын богатого земледельца, Елисей занимался делом, которое было ему самым близким. Обладая качествами лидера, он был обучен различным житейским обязанностям. Но, чтобы мудро руководить, он должен был сам научиться послушанию. Верностью в малом он был подготовлен к доверию в большом. Кроткий и смиренный, Елисей в то же время обладал силой и твердостью. Он лелеял любовь и страх Божий и свой характер облагораживал в каждодневном тяжелом труде, набираясь сил для достижения цели и возрастая в Божественной милости и познании. Помогая отцу в домашних делах, он учился сотрудничать с Богом…

Пророческое призвание застало Елисея в тот момент, когда он со слугами своего отца пахал в поле. Когда Илия, руководимый Богом в поиске преемника, накинул на плечи молодого человека свою милоть, Елисей осознал свое призвание и подчинился. Он «пошел за Илиею, и стал служить ему» ( 3 Цар. 19:21 ). Вначале от Елисея требовалось совсем немного — он исполнял обыкновенные обязанности слуги: помогал Илии при омовении рук. Сопровождая учителя, Елисей доказывал верность в малом, ежедневно укрепляясь в посвящении себя миссии, указанной ему Богом…

Когда он решил следовать за Илией, пророк велел ему вернуться домой, чтобы попрощаться с родными. Он должен был взвесить все обстоятельства: решить для себя — принять или отвергнуть призыв. Но Елисей оценил важность этой благоприятной возможности. Ни за какие мирские блага не отказался бы он от возможности стать Божьим вестником и не пожертвовал бы преимуществом общения с Его слугой.

Время Илии заканчивалось, Елисей готовился стать его преемником. И снова его вера и решимость были подвергнуты испытанию. Сопровождая Илию в его служении… он вновь и вновь слышал предложение пророка вернуться домой… Сколько раз тот предлагал ему вернуться назад, столько раз Елисей отвечал: «Жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя» ( 4 Цар. 2:2 ). Раннее воспитание Елисея под Божьим руководством подготовило его к этой работе 23 .

Плененная служанка заботится о Неемане

Сирияне… взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! ( 4 Цар. 5:2, 3 ).

«Нееман, военачальник царя Сирийского, был… отличный воин, но прокаженный».

Венадад, сирийский царь, нанес сильное поражение израильской армии… С тех пор у границ Израиля и Сирии не прекращались военные столкновения. В один из таких набегов сирийцы увели с собой маленькую девочку, которая, находясь в неволе, «служила жене Неемановой». Будучи рабыней, живя вдали от родного дома, эта маленькая девочка тем не менее была свидетелем Божьим. Сама не сознавая того, она выполняла замысел Божий, для осуществления которого Он избрал Израиль Своим народом.

Работая в доме хозяина-язычника, она глубоко сочувствовала его болезни и, вспомнив чудесные случаи исцеления, совершенные Елисеем, сказала своей госпоже: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» Она знала, что Елисей обладал небесной силой, и верила, что и Нееман может быть исцелен благодаря этой силе.

Жизнь девочки-рабыни в языческом доме и ее поведение там — неоспоримое свидетельство пользы раннего воспитания детей в родительском доме. Отцам и матерям оказано самое величайшее доверие в воспитании и заботе о своих детях. Родители должны воздействовать на само основание привычек и характера своих детей. От их личного примера, от их воспитания во многом зависит будущее детей.

Благословенны те родители, жизнь которых является подлинным отражением Божественной жизни, когда все обетования и заповеди Божьи пробуждают в детях признательность и благоговение; благословенны те родители, чьи нежность, справедливость и долготерпение учат ребенка любви, справедливости и долготерпению Божьему; кто, приучая ребенка любить, доверять и повиноваться им, учат в то же самое время любить, доверять и повиноваться Небесному Богу. Родители, давшие своим детям такое воспитание, наделили их сокровищем более драгоценным, чем все богатства мира, — сокровищем, которое пребывает вечно…

Родители этой еврейской девочки, привившие ей любовь к Богу, конечно, ничего не знали о ее будущей судьбе. Но они верно исполнили свой долг, и в доме начальника сирийского войска их дочь стала свидетелем Того Бога, почитать Которого она была научена с самого раннего детства.

Нееман серьезно отнесся к словам служанки своей жены и, получив от царя разрешение, отправился к пророку 24 .

Исаия откликается на Божий призыв

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня ( Ис. 6:8 ).

В год царя Озии Исаия удостоился видеть Святое и Святое святых небесного святилища. Завесы внутреннего отделения святилища были подняты, и ему был показан престол высокий и превознесенный до самого неба. Неописуемая слава исходила от Личности, сидящей на престоле, и свита Божья заполняла храм, как в свое время Его слава заполнит землю. Вокруг престола милости стояли херувимы… и сияли славой от Божьего присутствия, покрывавшей их… Эти святые существа воспевали славу и хвалу Богу устами, не запятнанными грехом.

Контраст между слабым выражением хвалы, которую он привык воздавать Творцу, и пылким восхвалением серафимов изумил пророка. Ему было дано редчайшее преимущество оценить незапятнанную чистоту благородного характера Иеговы. В свете этого несравненного сияния, которое открывало в явленном ему Божественном характере все, что он мог воспринять, его собственная внутренняя порочность предстала перед ним с поразительной ясностью. Его слова казались ему скверной.

Когда слуге Божьему позволяется взглянуть на славу Бога Небесного, открывающуюся человеку, когда он сознает хоть отчасти чистоту Святого Израилева, он исповедует порочность своей души и не будет хвастать собственной святостью. В глубоком смирении Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами»…

Это не было напускным смирением и рабским самобичеванием, которые в глазах многих кажутся добродетелью. Такое ложное смирение является насмешкой над истинным и исходит из сердца, полного гордости и самопревозношения. Многие, кто считает себя недостойным только на словах, бывают разочарованы, если другие не восхищаются ими и не оценивают их за подобное поведение. Но убеждение пророка в своем несовершенстве было истинным… Как он мог идти и возвещать народу святые требования Иеговы?..

Хотя Исаия и трепетал и был сокрушен из-за собственной нечистоты в присутствии неописуемой славы, он говорил: «Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» 25 .

Иоанн призывает к покаянию

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 3:2 ).

Иоанна Крестителя, когда он жил в пустыне, обучал Сам Бог. Он изучал откровение Божье в природе. Под водительством Божественного Духа он изучал пророческие свитки. День и ночь Христос был предметом его изучения и размышлений, пока разум и сердце Иоанна не наполнились славным видением.

Он взирал на Царя в Его красоте, и его собственное «я» терялось из виду. Он смотрел на величие святости и сознавал себя слабым и недостойным. Он был призван провозглашать Божью весть. Он должен был стоять в Божьей силе и праведности. Иоанн был готов выступить как небесный вестник, не боясь людей, потому что он смотрел на Бога. Он мог бесстрашно стоять перед лицом земных монархов, ибо поклонялся Царю царей.

Иоанн провозглашал свою весть, не основываясь на хитроумных теориях и тщательно обоснованных доводах. Из пустыни слышался его пугающий, суровый, но полный надежды голос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он трогал сердца людей удивительной, дотоле неведанной силой . Вся нация пришла в движение. Толпы людей стекались в пустыню.

Необразованные крестьяне и рыбаки из окрестных селений, римские воины из казарм Ирода, усмирители бунтов с мечами на поясе, готовые подавить силой всякое сопротивление, алчные мытари, ханжи, — священники из синедриона, — все слушали как зачарованные, и все, даже фарисеи и саддукеи, надменные, бесчувственные насмешники, уходили встревоженными, с глубоким сознанием своих грехов. Ирод слышал весть в своем дворце, и этот гордый, ожесточенный правитель трепетал от призыва к покаянию.

В нашем веке, совсем близком ко Второму пришествию Христа на облаках небесных, должна быть проделана работа, подобная той, какую совершал Иоанн. Бог призывает людей, которые подготовят других устоять в великий день Господень… Являясь Божьим народом, мы призваны нести весть: «Приготовься к сретению Бога твоего» ( Ам. 4:12 ). Наша весть должна быть такой же бескомпромиссной, как весть Иоанна. Он порицал царей за их беззаконие. Несмотря на то, что его жизнь подвергалась опасности, он без колебания провозглашал Слово Божье. И предстоящая нам работа должна быть добросовестно выполнена.

Чтобы возвещать весть, какую возвещал Иоанн, мы должны иметь духовный опыт, подобный тому, который имел он. В нас должна быть совершена та же работа. Нам нужно взирать на Бога, и, взирая, мы потеряем из виду наше «я». Иоанн по природе имел недостатки и слабости, присущие каждому человеку, но прикосновение Божественной любви преобразило его 26 .

Иисус показал нам, как жить

Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной ( 1 Тим. 1:16 ).

Он [Иисус] был Таким Учителем и Воспитателем, Которого мир никогда прежде не видел и о Котором никогда не слышал. Он говорил как власть имеющий и все же призывал всех довериться Ему: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 1 1:28, 29 ).

Единородный Сын Безграничного Бога оставил нам Своими словами и практическим примером ясный образец, которому мы должны следовать. Своими словами Он учил нас повиноваться Богу, а Своими делами Он показал, как мы можем достичь этого. Именно этого Он ожидает от каждого человека: разумно повиноваться Богу, и словом, и делом научить других, что им следует делать, чтобы быть послушными детьми Божьими.

Иисус помог всему миру обрести истинное понимание Его Божественной миссии и служения. Он пришел явить нашему миру характер Отца, и, когда мы изучаем жизнь, слова и дела Иисуса Христа, это всемерно помогает нам в воспитании послушания Богу, а когда мы подражаем примеру, который Он оставил нам, мы являемся живыми посланиями, известными и читаемыми всеми людьми. Мы являемся живыми посредниками, представляющими миру характер Иисуса Христа.

Иисус не только дал четкие правила, показывая, как мы можем стать послушными детьми Божьими, но Он показал нам Своей жизнью и характером, как творить справедливое и угодное Богу, так что нет никакого извинения нашим богопротивным делам.

Великий Учитель пришел в наш мир, чтобы встать во главе человечества, возвысить и освятить его, демонстрируя возможность послушания всем Божьим заповедям. Он показал, что послушание в течение всей жизни возможно. Следовательно, Он посылает в мир Своих избранных представителей, как Отец послал Сына; в их жизни должна быть воплощена жизнь Иисуса Христа 27 .

В Нем сокрыт совершенный идеал. Чтобы раскрыть нам этот идеал как единственно верный эталон, чтобы показать, каким может стать каждый человек, какими станут все, принявшие Его, — Христос и пришел в наш мир. Он пришел показать нам, как должен быть воспитан человек, чтобы соответствовать понятию — дитя Божье, как уже на земле нужно учиться небесным принципам и жить жизнью неба 28 .

Великие последствия одного поступка

Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты… Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что… все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое ( Мк. 12:42-44 ).

По Божьему установлению в природе существует закон причины и следствия. Созревание урожая — результат посева. Ошибка здесь исключена. Это люди могут обманывать окружающих, а потом выслушивать похвалы и получать награды за подвиги, которых не совершали. В природе же такой обман невозможен. Нерадивому землепашцу приговор выносит урожай.

Так же и в духовной сфере. Иногда нам кажется, что зло преуспевает, но в действительности это не так. Ребенок, прогуливающий занятия в школе, ленивый студент, работник, не радеющий о результатах своего труда, безответственный человек любого рода занятий или профессии — все они могут тешить себя надеждой, что, до тех пор пока зло сокрыто, они в выигрыше. Но они обманывают самих себя. Итогом жизни является характер, и он определяет участь каждого как в этой жизни, так и в жизни грядущей.

Жатва является результатом посева. Всякое семя приносит свои плоды. Различные черты нашего характера тоже приносят свои плоды. Эгоизм, самолюбие, честолюбие, слабоволие порождают сами себя и приводят к несчастью и гибели…

Любовь, сочувствие и доброта радуют пожинающего их своими благословенными плодами — это вечный урожай.

Урожай умножает семена. Единственное зернышко пшеницы, увеличенное неоднократным сеянием, покроет всю землю золотыми снопами. Таким же может быть влияние одной жизни или даже одного поступка.

Какие порывы любви во все века вызывала память об «алавастровом» сосуде, разбитом для помазания Христа! Какой неоценимый дар Спасителю принесла бедная неизвестная вдова — «две лепты, что составляет кодрант» ( Мк. 12:42 )…

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» Разбрасывая, сеятель умножает семя. Именно отдавая, мы увеличиваем свои благословения. Божье обетование поддерживает наш достаток, чтобы мы могли продолжать отдавать.

Более того, когда благословениями этой жизни мы делимся с нуждающимися, то они с благодарностью принимают духовные истины, а результатом такого посева является вечная жизнь 29 .

Хотя и страдая, Павел и Сила поют

Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели ( Деян. 16:25, 26 ).

Когда вестники креста учили народ, за ними шла женщина, одержимая духом прорицательным, и кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Она делала это много дней…

По вдохновению Духа Святого Павел повелел нечистому выйти из этой женщины… Освободившись от нечистого духа и придя в себя, эта женщина решила стать последовательницей Христа. Ее хозяева встревожились за свою прибыль, ибо пропала надежда делать деньги на ее гаданиях и прорицаниях. Они поняли, что вскоре полностью лишатся всех источников дохода…

Апостолов окружила неистовствующая толпа. Начальники, разжигая страсти народа, велели сорвать с апостолов верхнюю одежду и бичевать их. «И, давши им много ударов, ввергли в темницу, приказавши темничному стражу крепко стеречь их»…

Другие узники с изумлением прислушивались к звукам молитвы и пения, доносившимся из внутренней темницы. Они привыкли слушать вопли и стоны, ругань и проклятия, нарушавшие ночную тишину…

Если люди поступили в данном случае жестоко и деспотично, проявив преступную халатность при исполнении возложенных на них обязанностей, то Бог не забыл о Своих рабах. Все небо радело за людей, страдающих за Христа, послав в темницу ангелов. И от их поступи содрогнулась земля. Двери темницы с тяжелыми засовами распахнулись настежь, цепи и оковы пали с узников, и яркий свет осиял темницу… Страж уснул и был разбужен землетрясением, от которого задрожали стены.

Вскочив, он с ужасом увидел, что все двери темницы распахнуты. У него сразу мелькнула мысль, что узники сбежали… Вытащив меч, он хотел было убить себя, как вдруг услышал слова, принесшие ему немало утешения: «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь». И действительно, все узники были на своих местах, сдерживаемые силой Божьей, действовавшей через одного человека… Темничный страж бросил меч… Затем, выведя их во внешний двор, спросил: «Что мне делать, чтобы спастись?» 30

Гостеприимство Лидии

И одна женщина… именем Лидия, торговавшая багряницею… слушала… Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас , говоря: если вы признали меня верною Господу, то пойдите в дом мой и живите у меня . И убедила нас ( Деян. 16:14, 15 ).

«В день же субботний, — говорит Лука, — мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел». Лидия с радостью приняла истину. Она и весь ее дом обратились и крестились, и она умоляла апостолов погостить у нее в доме 31 .

Только Божий Дух может просветить разум тех, кто желает быть просвещенным. Мы читаем, что Бог отверз сердце Лидии, так что она приняла весть, провозглашенную Павлом. Сообщить все, что Бог хотел сказать через него, и все, что Лидии было необходимо принять, — такова роль Павла в ее обращении, а затем Бог всякой благодати явил Свою силу, ведя душу по верному пути. Бог и человек сотрудничали, и результат работы был вполне успешный 32 .

Представители власти посетили темницу, извинились перед апостолами за несправедливое и жестокое обращение, а затем вывели их из темницы и попросили удалиться из города… Апостолы не навязывали своего присутствия там, где они не были желанными. Они послушались властей, но не торопились покинуть город… Они шли, радуясь, из темницы в дом Лидии, где их встретили вновь обращенные к вере во Христа, и апостолы рассказали об удивительных делах, которые Бог совершил для них. Они рассказали о событиях, происшедших с ними ночью, об обращении темничного стража и узников.

Апостолы видели, что их труды в Филиппах были не напрасными. Там они встретили и сопротивление, и преследование, но Божье избавление, обращение темничного стража и его семьи с лихвой восполнили унижение и страдание, которое они претерпели. Поведение и стойкость духа апостолов были для филиппийцев свидетельством их верности религии Иисуса Христа…

Новость об их несправедливом заточении в темницу и чудесном избавлении облетела всю округу и обратила на апостолов внимание множества людей, что иначе вряд ли имело бы место. Христианство было достойно представлено, и обращенные к вере были сильно укреплены 33 .

Павел предостерегает против «традиции» и «философии»

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2:8 ).

Живя в окружении язычников, испытывая на себе влияние языческих обрядов, верующие в Колоссах подвергались опасности уклониться от евангельской простоты, и Павел, предостерегая против этого, указывал им на Христа как на единственного надежного Наставника… «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением»…

Христос предсказал, что появятся обманщики, усилиями которых умножатся беззакония, и «во многих охладеет любовь» ( Мф. 24:12 ). Он предупреждал учеников, что эти обманщики более опасны для Церкви, чем ее внешние враги. Вновь и вновь Павел предостерегал верующих против лжеучителей. Прежде всего надлежало охранять истину от различных ересей; ибо, принимая лжеучителей, люди открывают дверь для заблуждений, с помощью которых враг хочет притупить духовное восприятие и поколебать веру тех, кто недавно принял Благую весть.

Христос был Тем, Кем они должны были проверять любые учения. Все, что не согласовывалось с Его учением, следовало отвергать. Христос, распятый за грехи, Христос, воскресший из мертвых, Христос, вознесшийся на небо, — такова была наука спасения, которую они должны были изучать и проповедовать.

Предостережения Слова Божьего об опасностях, окружающих христианскую Церковь, относятся и к нам. Подобно тому как во дни апостолов люди пытались преданиями и философией подорвать веру в Писания, так и сегодня враг всякой правды пытается совратить души, направить их на запретный путь с помощью заманчивых положений высшего критицизма, эволюционного учения, спиритизма, теософии и пантеизма. Для многих Библия — это светильник без масла, потому что они настроили свой ум на умозрительную философию , которая приводит к недоразумениям и хаосу.

Высший критицизм со своим критическим анализом, догадками, реконструкциями подрывает веру в Библию как в Божественное откровение. Он лишает Слово Божье власти облагораживать и вдохновлять человека, руководить всей его жизнью. Спиритизм внушает людям, что высшим законом является желание человека, что распущенность — это свобода и что человек ответствен только перед самим собой… Нам крайне необходима сила, которую дает более возвышенная, чистая и благородная жизнь 34 .

Важная подготовка к служению

Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих ( Ин. 21:25 ).

В Книге Деяния святых Апостолов мало говорится о дальнейшей работе апостола Петра… Когда в Иерусалиме и в других местах, которые посещали вестники креста, умножилось число верующих, способности Петра оказали неоценимую услугу первохристианской Церкви. Влияние его свидетельства об Иисусе из Назарета распространилось вширь и вглубь. На него была возложена двойная ответственность. Он ясно свидетельствовал о Мессии перед неверующими, ревностно трудясь над их обращением; в то же время он совершал особое служение для верующих, утверждая их в христианской вере.

Петр был призван к пасторскому служению лишь после того, как отказался от своего «я» и полностью положился на Божественную силу. Христос сказал Петру до его отречения: «Ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк. 2 2:32 ). Эти слова указывали на ту большую и плодотворную работу, которую ему предстояло совершить в будущем для тех, кто придет к вере.

У самого Петра было достаточно опытов грехопадения, страдания и покаяния. Лишь осознав свою слабость, он узнал, насколько необходимо верующему во всем полагаться на Христа, и понял, что среди бури искушений человек может быть в безопасности лишь тогда, когда всецело уповает на Спасителя и не доверяет себе.

Христос поставил перед Петром только одно условие призвания на служение: «Любишь ли ты Меня?» Это важное и необходимое условие… Любовь к Нему — это не порывистое чувство, а принцип жизни, который должен проявляться в неизменной силе духа…

То, как Спаситель поступил с Петром, могло многому научить и его самого, и его братьев. Хотя Петр открекся от своего Господа, Иисус не переставал любить его. И когда апостол начал проповедовать Слово другим, он стремился с терпением, сочувствием и всепрощающей любовью относиться к грешнику. Вспоминая о собственной слабости и падении, он обращался с овцами и агнцами, вверенными его попечению, так же нежно, как Христос обращался с ним самим…

Он всегда возвеличивал Иисуса из Назарета как Надежду Израиля, как Спасителя человечества. И всю свою жизнь подчинил Господину жатвы. Всеми доступными ему средствами он стремился приготовить верующих к активному служению 35 .

Те, кто возвращается на старые пути

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся ( Ис. 35:10 ).

Мир полон людей, которые не проявляют чувства ответственности перед Богом за вверенные им дары. Они не понимают, что Бог доверил им таланты не для самоугождения, а для прославления Его Имени. Они стремятся выделиться среди окружающих…

Есть люди, которых Бог наделил необычайными способностями. Это люди глубокого ума, энергичные, докапывающиеся до сути вопроса. Но многие из них направляют все свои усилия на достижение эгоистичных целей, не заботясь о чести и славе Божьей. Некоторые из них увидели свет истины; но, поскольку они думали лишь о себе и не делали Бога Первым, Последним и Самым лучшим во всем, они уклонились от библейской истины и погрузились в скептицизм и неверие. Когда их постигают наказания Божьи и через скорбь они вынуждены остановиться и расспрашивать «о путях древних», туман скептицизма рассеивается. Некоторые из них раскаиваются, возвращаются к прежней любви и встают на путь, который Господь приготовил для искупленных. Они больше не движимы страстью к деньгам и эгоистичным амбициям. Дух Святой, работающий над их сердцем, они ценят более высоко, чем золото или людскую похвалу. Когда происходят эти удивительные перемены, Дух Божий направляет их мысли по новому руслу, характер их изменяется и душа начинает стремиться к небесному.

Истинная религия сильна и сегодня. Она делает людей способными побеждать упорную гордыню, эгоизм, неверие и в простоте истинного благочестия открывать живую связь с Небом. Благодать, которой наделяет Христос, дает людям возможность подниматься выше всех заманчивых искушений сатаны. Она поведет их ко кресту Христа как активных, посвященных, верных работников, распространяющих небесную истину.

Из века в век героев веры отмечала преданность Богу. Когда мир требовал отчета в их уповании, ярко сиял их свет. Их послушание повелению Христа: «Идите» привело других к прославлению Бога.

И сегодня есть герои веры — люди, которые живут благородной жизнью самоотречения. Они не домогаются мирской славы. Их стремление — покорность воле Божьей. Любовь Божья вдохновляет их на служение… Их наивысшая цель — делать добро и спасать души…

Эти люди обрели истинное знание, о котором Христос сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ) 36 .

Открывая торжество благодати

Вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я — Бог ( Ис. 43:12 ).

Верный посланник Христа не стыдится знамени истины. Он не прекращает возвещать истину, какой бы непопулярной она ни была. Везде во время и не во время он несет радостную весть спасения. Божьи миссионеры призваны переносить опасности, лишения, поругания ради правды, но все же среди опасностей, лишений и поруганий они продолжают высоко держать знамя истины.

Третий ангел провозглашает свою весть не шепотом и не вяло. Он кричит громким голосом, когда стремительно летит посреди неба. Это показывает, что работа Божьих слуг должна быть ревностной и совершаться быстрыми темпами. Они должны быть смелыми свидетелями истины. Не стыдясь, с высоко поднятыми головами, отражая яркие лучи Солнца праведности, радуясь, что приблизилось их избавление, они идут вперед, провозглашая весть милости миру.

Эти свидетели последних дней — смелые воины Иисуса Христа. Их ноги стоят не на зыбком песке, а на твердой скале. Их нелегко увести от веры, однажды переданной святым. Их Вождь поддержит их, чтобы они справлялись с трудностями. Они являются вестниками праведности, представителями Христа, открывающими торжество благодати.

От этих избранных мужей Божьих будет сиять свет истины. Она будет звучать на их устах, отражаться на их лицах, проявляться в их жизни. Они будут отмечены чистотой и благородством. Благодать Христа оказывает очищающее, облагораживающее влияние на их характер. Многие способные, благородные, образованные люди полностью обратятся на сторону Господа. Многие расстанутся с друзьями и пожертвуют всеми мирскими интересами, чтобы провозглашать неисследимые богатства Христа. Их жизнь несет миру доказательство силы христианства. Они свидетельствуют, что Евангелие является тем, чем оно призвано быть, то есть силой Божьей ко спасению. Яркие лучи евангельской истины сияют от них на путь тех, кто находится во тьме. В книге жизни записано об их непоколебимой верности 37 .

Те, кто живет так, как жил Христос, кто проявляет терпение, нежность, доброту, кротость и смирение сердца, кто несет иго со Христом и кто берет Его бремя, кто страстно желает спасения душ, как желал его Он, — такие люди войдут в радость их Господа. Они с удовлетворением будут смотреть со Христом на подвиг Его души. Небеса восторжествуют, потому что пустота, образовавшаяся вследствие падения сатаны и его ангелов, заполнится искупленными Господа 38 .

Божий народ, открывающий принципы

Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир ( Ин. 17:18 ).

Бог намеревается явить через Свой народ принципы Своего Царства. Он желает отделить Своих детей от обычаев, привычек и образа жизни этого мира, чтобы они явили эти небесные принципы в своей жизни и характере. Господь стремится приблизить их к Себе, чтобы открыть им Свою волю.

Для Его народа у Него та же цель, что была в прошлом и для Израиля, когда Он вывел израильтян из земли Египетской. Мир должен получить представление о Его характере, взирая на благость, милость, справедливость и любовь Божью, явленную в Церкви. И когда Закон Божий будет воплощаться в жизнь, мир вынужден будет признать превосходство, в сравнении с другими людьми, тех, кто любит, боится Бога и служит Ему.

Адвентисты седьмого дня, как никакой другой народ в мире, должны быть образцом благочестия, святости в сердце и в разговоре. Им вверены самые торжественные истины, когда-либо дарованные смертным. Они щедро наделены всеми дарами благодати, силы и эффективности. Они ожидают скорого возвращения Христа на облаках небесных . Создавать у мира впечатление, что их вера не является решающей силой в их жизни, — значит, в высшей степени бесчестить Бога.

Из-за возрастающей силы сатанинских искушений время, в которое мы живем, чрезвычайно опасно для Божьих детей, и нам нужно постоянно учиться у великого Учителя, чтобы каждый предпринятый нами шаг был надежным и правильным. Удивительные события разворачиваются перед нами; и в это время жизнь называющих себя народом Божьим должна быть живым свидетельством, чтобы современный мир мог видеть, что среди царящего кругом зла есть люди, которые отказываются от себя и стремятся соблюдать Божью волю, — люди, в жизнь и в сердце которых вписан Божий Закон.

Бог ожидает, чтобы те, кто носит имя Христа, были Его представителями. Их мысли должны быть чисты, их слова — учтивы и возвышенны. Религия должна быть вплетена во все, что они делают и говорят. Они должны быть освященным, очищенным святым народом, несущим свет всем, с кем они соприкасаются. Божье намерение состоит в том, что, воплощая истину в жизнь, они будут удостоены похвалы.

Благодати Христа достаточно, чтобы совершить все это. Но пусть Божий народ помнит: только веря и исполняя евангельские принципы, он может осуществить Божью цель. Только отдавая данные им Господом способности на Его служение, дети Божьи насладятся полнотой и силой обетования, на котором призвана стоять Церковь 39 .