Декабрь

Бог ведет нас к совершенному доверию

И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде ( Мал. 3:3 ).

Человеческой природе тяжело переносить процесс очищения, но только этим процессом из характера могут быть удалены примеси. В горниле испытаний мы освобождаемся от шлака, который мешает нам отражать образ Христа. Бог взвешивает каждое испытание. Он наблюдает за огнем в печи, который должен проверить каждую душу.

Посредством испытания Бог ведет Своих детей к совершенному доверию. «В мире будете иметь скорбь, — говорит Христос, — но во Мне будете иметь мир». Ведь многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божье…

Нет креста — нет и венца. Как можно быть сильными в Господе без испытаний? Чтобы иметь физическую силу, мы должны заниматься физкультурой и спортом. Чтобы иметь сильную веру, мы должны оказаться в таких обстоятельствах, когда наша вера будет испытана. Каждое отраженное искушение, каждое стойко перенесенное испытание дает нам новый опыт и движет нас вперед в деле созидания характера. Наш Спаситель был испытан со всех сторон, однако Он неизменно побеждал в Боге. При всех обстоятельствах мы имеем преимущество укрепляться силой Бога и прославлять крест Христов.

Через скорби Бог открывает нам изъяны в нашем характере, чтобы посредством Его благодати мы могли победить свои недостатки. Нам открывается в нас самих то, о чем мы и не подозревали, и в момент испытания становится ясно, примем ли мы порицание и совет Божий. Когда на нашу долю выпадает испытание, мы не должны беспокоиться и мучиться. Мы не должны противиться и вырываться из рук Христа. Мы должны смирить свою душу пред Богом.

Пути Господни кажутся неясными для человека, который желает видеть все в привлекательном свете. Они кажутся темными и безрадостными для человеческого естества. Но Божьи пути — это пути милости, и их цель — спасение.

Илия не сознавал, что делал, когда в пустыне говорил, что пожил достаточно, и просил себе смерти. Господь по Своей милости не исполнил его просьбу. Илии предстояло еще многое сделать, и, когда его служение закончилось, он не должен был погибнуть в разочаровании и одиночестве в пустыне. Ему предстояло не обратиться в земной прах, но вознестись в славе в сопровождении небесных колесниц к вышнему престолу…

«Блажен человек, которого вразумляет Бог… Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют»… К каждой сокрушенной душе Иисус приближается с исцелением. Жизнь, полная тяжелых утрат, боли и страданий, может быть озарена драгоценными откровениями Его присутствия 1 .

Мы радуемся в скорбях

Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам , искушен во всем, кроме греха ( Евр. 4:15 ).

Слава Господу, мы имеем милосердного, нежного Первосвященника, Который сострадает нашим немощам. Мы не ожидаем покоя здесь. Нет, нет. На пути к небесам приходится нести крест, дорога — узкая и прямая, но мы будем бодро идти вперед, зная, что Царь славы некогда проложил этот путь перед нами.

Мы не станем жаловаться на трудный путь, но как кроткие последователи Христа пойдем по Его следам. Он был Мужем скорбей, изведавшим болезни. Ради нас Он обнищал, чтобы мы обогатились Его нищетою. Мы будем радоваться в скорбях и помнить о будущей награде, «безмерном преизбытке» вечной славы.

Мы не станем роптать из-за выпадающих на нашу долю испытаний. Дорогие Божьи дети часто сталкивались с ними, и каждое, достойно перенесенное испытание только обогатит нас славой. Я хочу пройти через страдания. Я не хотела бы пойти на небеса без страданий, даже если бы могла, чтобы видеть там Иисуса, Который так много пострадал за нас, дабы даровать нам такое богатое наследие, и видеть мучеников, отдавших жизнь за истину и Христа. Нет, нет. Позвольте мне усовершенствоваться через страдания. Я жажду участвовать со Христом в Его страданиях, ибо знаю, что тогда я буду сопричастницей Его славы. Иисус — наш Образец. Будем же познавать, как сделать нашу жизнь максимально подобной жизни Христа.

Моя душа всеми силами стремится к живому Богу. Все мое существо жаждет Его. О, как хочется отразить в совершенстве Его образ! Как хочется полностью посвятить себя Ему! Как тяжело отречься от своего «я»! Мы можем радоваться в нашем совершенном Спасителе; Он спасает нас от всех наших грехов. Мы можем сокрыться в Боге, говоря ежедневно: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» «по Своей воле и Своему благоволению». Слава Богу! Я знаю, что моя жизнь сокрыта со Христом в Боге.

Завеса поднялась. Я видела богатую награду, дарованную святым. Я вкусила радости мира грядущего, и еще более испорченным стал казаться мне этот мир. Все мои привязанности, интересы, чаяния — все направлено к небесам. Я жажду видеть Царя в Его красоте, Того, Кого любит душа моя. Небеса, желанные небеса. «Я жажду быть там; и мысль о том, что этот момент приближается, заставляет меня почти терять терпение в ожидании Христа». Слава Господу за благую надежду на нетленную вечную жизнь, дарованную через Иисуса Христа 2 .

Бог нежно заботится о Своем народе

Очи Господни обращены на праведников и уши Его — к воплю их ( Пс. 33:16 ).

Вы не должны погружаться в разочарование. Малодушные будут укреплены, унывающие воскреснут к надежде. Бог нежно заботится о Своем народе. Он слышит их вопли. Я не боюсь за Божье дело. Господь Сам позаботится о нем. Наш долг — исполнить свое предназначение, смиряться у подножия креста и жить верной, святой жизнью пред Господом. Поступая так, мы не постыдимся, но души наши будут со святым дерзновением вверены Богу.

Бог избавил нас от бремени; Он сделал нас свободными… Наши враги могут торжествовать. Они могут произносить лживые слова, злословить, обманывать, хитрить, однако мы не поколеблемся. Мы знаем, в Кого уверовали. Мы не мечемся и не трудимся напрасно. Иисус знает нас… День возмездия наступит, и все будут судимы по делам своим…

Мир погружен во тьму. Противостояние в мире все усиливается. Насмешники и ругатели становятся наглее и ожесточаются в своем беззаконии. Но мы не поколеблемся из-за этого. Мы не направляемся неизвестно куда. Нет, нет. Сердце мое сосредоточено на Боге и доверяет Ему. Мы имеем совершенного Спасителя и можем радоваться Его богатым благословениям. Я жажду большего посвящения Богу, большей сосредоточенности на Нем. Этот мир слишком мрачный для меня. Иисус сказал, что Он пойдет и приготовит для нас обители, чтобы там, где Он, и мы могли быть вместе с Ним. Слава Богу за это. Мое сердце ликует от радости в ожидании этого.

Религия часто воспринимается изолированно от жизни. Сейчас слишком много формального благочестия, лишенного силы. Чистая же и незапятнанная религия ведет к детской простоте. Нам следует молиться и говорить смиренно, неустанно взирая на славу Божью… Излитие Духа Божьего приведет к благодарности и признанию, и, когда мы почувствуем и познаем дивную Божью любовь, мы не станем полагаться на самих себя, но вознесем Господу жертву хвалы и прославим Его и словами, и сердцем. Утвердим же стопы свои на Скале веков — и тогда будем иметь поддержку и утешение. Наша душа будет с непоколебимым доверием покоиться в Боге.

Почему мы редко прибегаем к источнику, хотя он полон и всем доступен? Нашим душам необходимо часто пить из небесного источника, чтобы освежаться и расцветать в Господе. Мы нуждаемся в спасении. Без живого благочестия наша религия мертва. Формальное исповедание не принесет нам никакой пользы. Мы должны ощущать глубокое влияние Духа Божьего 3 .

Мы ведем жизненные битвы в силе Христа

Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять ( Еф. 6:13 ).

Пусть всякий, кто носит имя Христа, вновь и вновь читает эти строки Священного Писания и спрашивает себя: «Облечен ли я во всеоружие Божье, чтобы мне быть успешным соработником со Христом»? Чем больше мы познаем себя, чем правильнее оцениваем свои побуждения и желания, тем более явственно мы будем осознавать свою полную неспособность вести битвы Господни собственными силами…

Укрепите свое сердце верой в то, что Богу ведомы все испытания и трудности, с которыми вы сталкиваетесь в борьбе против зла; ибо на Господа падает тень, если кто-либо умаляет Его силу, проявляя неверие.

Этот мир является великим Божьим полем деятельности. Бог искупил живущих в нем Кровью Своего Единородного Сына и желает, чтобы Его весть милости достигла каждого. Те, кому поручена эта работа, будут проверены и испытаны, но они должны всегда помнить, что Бог близко, чтобы укреплять и поддерживать их. Мы не должны искать помощи у людей. Упаси Боже, чтобы мы позволяли человеку занять то место, где должен быть Бог… Господь Иегова — «вечная сила».

На примере общения Христа с учениками Иоанна Крестителя нам преподан урок веры. Заключенный в темницу, Иоанн впал в уныние и послал своих учеников к Иисусу спросить: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Христос знал, с каким поручением пришли вестники, и Он дал им безошибочное доказательство Своей Божественности посредством могущественного проявления Своей силы. Он говорил перед толпами людей, и глухие слышали Его голос. Он говорил еще и еще, и глаза слепых открывались, чтобы видеть красоты природы… Он простирал руку, и от Его прикосновения болезнь оставляла страждущих. При Его появлении исцелялись одержимые и, падая к Его ногам, поклонялись Ему. Затем, повернувшись к ученикам Иоанна, Христос сказал: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите».

Тот же Иисус, Который некогда совершал столь удивительные дела, и сегодня является нашим Спасителем; и Он желает проявить свою силу ради нас, как проявлял ее ради Иоанна Крестителя. Когда нас одолевают беды, теснят трудности, которые кажутся непреодолимыми, не стоит роптать, — нужно вспоминать прошлые опыты проявления любви и милосердия Господа. Взирая на Иисуса, Источник и Совершителя нашей веры, мы можем, как бы видя Невидимого, оставаться стойкими, и это сохранит наш ум от мрака неверия 4 .

Бог испытывает нашу верность

Все общество сынов Израилевых… расположилось станом в Рефидиме и не было воды пить народу ( Исх. 17:1 ).

Повелением Божьим израильтяне были приведены в Рефидим — место, лишенное воды. Их вел Тот, Кто был сокрыт в столпе облачном, и именно по Его повелению они расположились там. Бог знал об отсутствии воды в Рефидиме и привел сюда израильтян, чтобы испытать их веру, однако они не показали себя народом, которому Он мог доверять.

Вновь и вновь Он являл Себя им. Господь истребил всех первенцев в египетских семьях, чтобы освободить их; твердой рукой Он вывел их из земли пленения; Он питал их ангельской пищей и обещал ввести в обетованную землю. И вот теперь, столкнувшись с трудностями, они возроптали, проявили недоверие Богу и сетовали, что Моисей вывел их с детьми из Египта для того только, чтобы они умерли от жажды в пустыне…

Многие считают, что, начав жить христианской жизнью, они избавятся от всех лишений и трудностей. Но всякий, кто берет свой крест, чтобы следовать за Христом, переживает свой Рефидим. Жизнь не сулит нам лишь зеленые пажити и прохладные источники. Нас одолевают разочарования и трудности, возникают обстоятельства, ставящие нас в сложное положение. Если мы идем по узкому пути, стремясь делать все лучшее со своей стороны, нас постигают тяжкие испытания… Обличаемые совестью, мы начинаем думать, что, если бы мы действительно ходили с Богом, никогда так не страдали бы…

Но еще в древности Господь привел Свой народ к Рефидиму, и Он может и нас привести туда, чтобы испытать нашу преданность Ему. По милости Своей Он не всегда ограждает нас от неприятностей; ведь если бы Он поступал так, мы в своем самодовольстве забыли бы, что Господь является нашим Помощником в трудное для нас время. Он жаждет явить Себя нам в тяжелую минуту и открыть нашему взору обильные запасы, принадлежащие нам, независимо от нашего окружения; а разочарования и испытания допускаются для того, чтобы мы поняли нашу беспомощность, научились взывать о помощи к Господу, как голодное и жаждущее дитя взывает к своему земному отцу.

Наш Небесный Отец силен извлечь из твердой скалы животворные, освежающие потоки. Мы никогда не узнаем, покуда не встретимся с Господом лицом к лицу… как много нош Он нес за нас и сколько еще Он был бы рад нести, если бы мы с детской верой вручили их Ему 5 .

Вместо того чтобы роптать, будем проявлять веру

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас ( Ин. 14:8 ).

Незадолго перед вознесением Христа Филипп сказал Ему: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Огорченный его неверием, Христос ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Возможно ли, чтобы Я ходил с вами, разговаривал с вами, творил перед вами чудеса, и все же вы не поняли, что Я был послан Богом, что Я есть путь, истина и жизнь, что Я пришел с неба, чтобы показать Отца?

Разве не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во мне, Он творит дела. Видевший Меня видел Отца, ибо Я есть сияние славы и образ ипостаси Его» …

Слишком часто мы огорчаем сердце Иисуса своим неверием. Наша вера недальновидна, и под давлением испытаний мы обнаруживаем наследственную и приобретенную склонность ко злу. Оказавшись в затруднительном положении, мы бесчестим Бога ропотом и жалобами. Вместо этого мы должны показать, что являемся учениками в школе Христа, помогая тем, кому хуже, чем нам, тем, кто ищет свет, но не может его найти. К таковым следует относиться с особым сочувствием; однако, вместо того чтобы попытаться поддержать их, мы проходим мимо, погруженные в собственные заботы и трудности. Если мы и не проявляем явного неверия, то весьма часто проявляем дух ропота и жалоб.

«Маловерный, зачем ты усомнился?» Христос уже доказал, что Он является вездесущим Спасителем. Он знает все о наших обстоятельствах; и в час испытания разве мы не можем молиться, чтобы Бог дал нам Своего Духа и напомнил нам, сколь часто ради нас Он проявлял Свою силу? Что мешает нам верить в то, что Он готов помочь нам, как и прежде? Примеры заботливого отношения Иисуса к Своим слугам не должны стираться из памяти, — воспоминание о них должно всегда поддерживать и укреплять нас.

Сколько бы ни выпало на нашу долю трудностей, они не могут разлучить нас со Христом. Если Он ведет нас в Рефидим, значит, Он видит, что это служит для нашего блага и для славы Его имени. Если мы будем с верой и доверием взирать на Него, Он обратит горечь Мерры в сладость. Он может вызвать из твердой скалы прохладные потоки. Тогда мы будем славить и благодарить Господа не только за прошлые опыты и с полной уверенностью пойдем вперед, зная, что Он всегда протянет руку помощи во время скорби 6 .

Божья благодать облегчает все скорби

Я есмь истинная виноградная Лоза, а отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода ( Ин. 15:1, 2 ).

«Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас». Ветвь, которая находится на лозе, питается тем же соком и теми же веществами, что и родительский ствол. Христос представлен Лозой, Которая дает питание, жизнь, дух и силу, дабы ветвь могла приносить плод, и тогда во время скорби и разочарований вы сможете принести плод, отличный от того, который приносит мир. Этим вы докажете, что соединены с Иисусом Христом и что существует сила, которая поддерживает вас во всех скорбях, испытаниях и разочарованиях. Эта сила и благодать смягчает каждое переживание. Если к вашим устам поднесена чаша страдания, знайте — есть Утешитель и Помощник. Он даст в ваши руки чашу утешения, и это время может быть самым счастливым в вашей жизни.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне»… Это драгоценнейший камень истины для каждой души. Это единственный пробный камень вашего избрания, указанный в Библии. Своей верностью и пребыванием на Лозе вы можете удостовериться, являетесь ли вы избранными Христа…

Христос ясно говорит нам, что вся сила и качество плодов зависят от родительского ствола. Тогда будем пребывать во Христе и черпать питание от Христа; и что же мы увидим? Мы увидим нечто, и нечто увидит мир. Существует четкая разграничительная линия между верующими и неверующими, между теми, кто повинуется Христу, и теми, кто Ему не повинуется. Существует ясное, хорошо заметное различие в плодах, которые они приносят… Плод же есть характер…

Все ваши умственные и иные способности и таланты должны быть привнесены в духовную жизнь. Доброта, сострадание, любовь Божья являются плодом, созревшим на ветви, привитой к живой Лозе. С этой ветви будут свисать роскошные гроздья, показывая, что приносящие самые обильные плоды имеют истинное смирение и кротость, подобные кротости и смирению Христа. Он говорит: научитесь от Меня, придите ко Мне. Пусть же каждый услышит эти слова. Это приглашение исходит не от меня, но от Самого Иисуса Христа 7 .

Каковы бы ни были наши испытания, Христос близок к нам

Пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились… Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь ( Мф. 14:25-27 ).

Мы должны бодрствовать. Иисус сказал: бодрствуйте и молитесь. Он не обманывает никого из нас. Он возвышает нас над миром, показывает нам воинства зла и мощь темных сил, которые выстраиваются против тех, кто желает иметь веру в Иисуса Христа, и велит нам взвесить все обстоятельства; и Он делает для нас нечто гораздо большее. Он не перестает и дальше ободрять нас. Он показывает нам испытания и конфликты, но не оставляет без помощи в борьбе. Иисус говорит нам, что у Бога есть ангелы, которые служат тем, кто будет наследником спасения. Вокруг Его престола тьмы тем и тысячи тысяч ангелов.

Какова их задача? Исполнять распоряжения Иисуса Христа, их Повелителя. И что они делают? Они говорят, что Христос избрал вас, что небесные ангелы находятся рядом с вами и остаются с вами. У вас может быть очень мало сил, чтобы противостоять начальствам и властям, духам злобы поднебесным, но есть Тот, Кто укажет вам на помощь, посланную небесами, чтобы каждая душа, какой бы сильной или слабой она ни была… могла стать победительницей…

Мы говорим: мы верим в то, что Иисус Христос умер, но является ли Он вашим личным Спасителем? Здесь необходимо действие веры… Держитесь ли вы за Него живой рукой веры? Достает ли до Него ваша рука, и говорите ли вы вместе с Петром: «Господи! спаси меня»? Он спасет вас. Вы помните, как ученики не могли справиться с лодкой во время бури и оставили всякую надежду добраться до берега. В момент страшной опасности они увидели Идущего к ним, Который переступал пенистые гребни волн, как будто идя по земле, и они закричали: «Это призрак», но Иисус ответил: «Это Я, не бойтесь».

О, как много значат слова «это Я»! В них заключено для нас все, когда мы находимся в скорби и затруднениях. Разве вы не слышите Его голос? Разве вы не слышите слова Христа: «Это Я, не бойтесь»?..

Тянулся ли кто к Иисусу со словами: «Господи! спаси меня, погибаю», — и оставался без ответа? Нет, никогда! Иисус слышит самый слабый зов. Нам нет нужды падать духом, плакать или разочаровываться. Нам нет нужды терять мужество, ибо, подобно Петру, мы можем смело глядеть на тьму и испытания вокруг нас… Господь взял Петра за руку, и тот был спасен. Так и мы имеем Спасителя, и в каждом испытании нам следует доверять Господу Богу Израилеву, и Он будет нашим Помощником 8 .

Значимость страданий

Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим. 8:18 ).

Судьба гонимого апостола Иоанна служит для христиан чудесным по силе уроком и утешением. Бог не пресекает заговоры нечестивых, но обращает их козни во благо тем, кто в борьбе и испытаниях сохраняет веру и преданность Господу. Зачастую служителю Евангелия приходится трудиться среди бури гонений, ожесточенного сопротивления и несправедливых упреков. В такое время ему нужно помнить, что опыты, приобретенные в горниле страданий и скорбей, стоят всех перенесенных мучений. Таким способом Бог приближает к Себе Своих детей, чтобы показать их слабость и Свою силу. Он учит их полагаться на Него, готовит их тем самым к чрезвычайным обстоятельствам, к тому, чтобы занять ответственное место и выполнить великий замысел, ради которого Бог наделил их способностями.

Во все века избранные Богом свидетели подвергались поношению и гонению за истину. Иосифа злословили и гнали за то, что он сохранял честность и порядочность. Давида, избранного вестника Божьего, враги преследовали, как дикого зверя на охоте. Даниил был брошен в львиный ров за то, что остался верным Господу. Иов лишился всего имущества и был поражен таким тяжелым телесным недугом, что стал вызывать отвращение у родственников и друзей; но, несмотря на это, он не изменил своим принципам.

Иеремия не мог не повторять слова, которые Бог вложил в его уста; свидетельство пророка привело в такое бешенство царя и князей, что они бросили его в грязную яму. Стефана побили камнями за то, что он проповедовал Христа, и притом распятого. Павла заключили в темницу, били палками, забрасывали камнями и, наконец, предали смерти за то, что он непрестанно возвещал язычникам о Боге. А Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа».

Эти примеры человеческой стойкости говорят о верности обетований Божьих — о Его неизменном присутствии и подкрепляющей благодати. Они свидетельствуют о том, что вера может противостоять силам мира…

Они становились победителями, свидетельствуя о силе Того, Кто могущественнее сатаны… Через испытания и гонения в Божьих избранниках открывается слава Господня. Верующие во Христа, презираемые и преследуемые миром, воспитываются и закаляются в школе Христа. Они ходят по земле узкими путями и очищаются в горниле страдания 9 .

Посредством испытаний Бог учит не доверять своему «я»

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои ( Ис. 55:8 ).

Труженик Божий часто рассматривает активность как необходимое условие для продвижения дела. На себя он смотрит как на важное в этом деле лицо и привносит свое «я» во все, что делает и говорит. Затем вмешивается Бог. Он отвлекает внимание Своего дитяти от земного, чтобы оно могло взирать на Его славу. Бог говорит: «Бедный человек потерял из виду Меня и Мою силу. Его взор не устремлен на Господа. Мне нужно пролить Свой свет и животворящую силу в его сердце и таким образом подготовить его трудиться в правильном направлении. Помазав его глаза небесной мазью, Я помогу ему принять истину».

Господь вынужден укрепить душу против самодовольства, чтобы работник не смотрел на свои недостатки как на добродетели и таким образом не был уничтожен самовозвышением. Иногда Господь ведет душу по Своему пути с помощью процесса, болезненного для человека. Работа очищения — это великая работа, и она будет стоить человеку страданий и испытаний. Но он должен пройти через это горнило, пока не будет уничтожен весь шлак и он не сможет отражать Божественный образ.

Тем, кто следует собственным влечениям, не нравится то, что делает Господь, и их переполняет недовольство. Они видят поражение там, где в действительности есть победа, и потерю там, где есть приобретение. Подобно Иакову, они готовы воскликнуть: «Все направлено против меня», тогда как именно то, на что они жалуются, служит для их блага. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои»…

Давайте взглянем на опыт Павла. В то время, когда труд апостола был особенно необходим для испытываемой и гонимой Церкви, его лишили свободы, и он был скован цепями. Но это было время действовать Господу, и драгоценными были достигнутые победы.

Когда Павел, по существу, был лишен возможности действовать, именно тогда истина нашла доступ в царский дворец. Привлекли внимание не его великолепные проповеди перед этими знатными людьми, но его узы. Через заточение он стал победителем для Христа. Терпение и кротость, с которыми он переносил это долгое и несправедливое заточение, побудили царедворцев оценить его характер. Посылая последнее письмо возлюбленным в вере, Павел к своим словам присоединяет и приветствия из дворца кесаря святым в других городах 10 .

Кротость во время испытаний

И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие ( Флп. 1:14 ).

Павел своим примером побудил христиан более энергично защищать дело, от которого он сам был временно отстранен. Таким образом, узы апостола были весьма действенны, и когда казалось, что он уже не сможет приносить пользу общему делу, он собрал снопы для Христа в тех местах, куда не имел доступа, находясь на свободе.

В конце двухлетнего заключения Павел мог сказать: «Узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим». Среди тех, кто приветствовал филиппийцев, он особо отмечает верующих «из кесарева дома» ( Флп. 1:13; 4:22 ).

Терпение, так же как и мужество, увенчивается победой. Когда судят кротость, к Христу обращается не меньше душ, чем после дерзновенной проповеди. Христианин, сохраняющий терпение и радость в страданиях и лишениях, даже саму смерть встречающий с миром, спокойствием и непоколебимой верой, может сделать для Евангелия больше, чем если бы он добросовестно трудился всю свою жизнь. Часто, когда раб Божий не имеет возможности усердно трудиться, таинственное Провидение, Которого мы по своей близорукости не видим и не понимаем, открывает путь для совершения той работы, которая в противном случае никогда не была бы выполнена.

Если последователь Христа лишен возможности открыто и энергично трудиться для Бога и Его истины, ему не следует думать, что он больше ни на что не годен и что ему уже не к чему стремиться. Христос никогда не отказывается от Своих верных свидетелей. Здоровы они или больны, живут они или умирают, Бог по-прежнему использует их. Когда рабы Христа становились жертвами сатанинской злобы, когда они не могли активно трудиться, когда их бросали в тюрьмы, волокли на эшафоты и сжигали на кострах, число приверженцев истины возрастало быстрее, чем в благоприятное время. Когда эти верные светоносцы запечатлевали свое свидетельство кровью, люди, прежде сомневавшиеся и колебавшиеся, убеждались в истинности христианской веры и решительно переходили на сторону Христа. Щедрый урожай душ для Бога собран благодаря смерти мучеников…

Апостол и его соработники могли бы сослаться на то, что бесполезно призывать слуг Нерона к покаянию и вере во Христа… Но Павел не рассуждал подобным образом; с верой он проповедовал Евангелие этим людям, и некоторые из тех, кто слышал его, решили повиноваться любой ценой. Несмотря на препятствия и опасности, они приняли свет и верили, что Бог поможет им озарить этим светом других 11 .

Благочестивая жизнь Павла таила в себе непреодолимую силу

Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он ( Ис. 26:3 ).

Нерон объявил приговор, согласно которому Павел должен был претерпеть мученическую смерть…

Лишь немногим было разрешено присутствовать при ее совершении. Обеспокоенные сильным влиянием апостола, палачи боялись, что, видя его мужественную кончину, многие могут обратиться в христианство. Но даже грубые воины, которые сопровождали осужденного, прислушиваясь к его словам, с удивлением замечали, что он сохраняет бодрость духа и даже радуется перед лицом смерти. Для некоторых свидетелей мученической кончины Павла его дух всепрощения и не поколебавшееся до последней минуты доверие Христу оказались запахом живительным на жизнь…

Небесный мир, отражавшийся на лице Павла, побудил многие души принять Евангелие. Павел был окружен небесной атмосферой. Все, общавшиеся с ним, ощущали на себе благотворное влияние его союза со Христом. Он воплощал в себе ту истину, которую проповедовал, и это придавало его словам особую силу.

Непроизвольное, неосознанное влияние святой жизни — это самая убедительная проповедь в пользу христианства. Аргументы, даже самые убедительные и неопровержимые, могут вызвать противодействие; но святой пример имеет силу, которой практически невозможно противостоять.

Апостол, забыв о предстоящих страданиях, думал о людях, которых после его ухода ждут ненависть, предрассудки и гонения. Он стремился укрепить и ободрить немногочисленных христиан, сопровождавших его на место казни, повторяя обетования, данные гонимым за правду. Он заверил их, что все слова Господа, обращенные к Его испытанным и верным детям, исполнятся в свое время.

Они могут страдать под натиском всевозможных искушений, лишиться самого элементарного, но им следует утешиться уверением в верности Бога, говоря: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2 Тим. 1:12 ). Скоро ночь испытаний и страданий закончится, и наступит радостный рассвет нового мирного и совершенного дня.

Апостол ждал славного будущего не с опасениями или сомнениями, но с радостной надеждой и желанием. Стоя на месте казни, он видит не меч палача и не землю, которая вскоре примет его кровь. Он устремляет взор на безмятежное голубое небо летнего дня и видит там престол Вечного Бога 12 .

Петр подкрепляет тех, кто переносит испытание

Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа ( 1 Петр. 1:7 ).

Только люди, предавшиеся злу, склонны немилосердно поступать с искушаемыми и заблуждающимися. Им не дано читать сердце ближнего; они не ведают о его внутренней борьбе и переживаниях. Им нужно научиться обличать с любовью, причиняя боль, исцелять сердечные раны и, самым суровым образом предостерегая человека, не лишать его надежды.

На протяжении своего служения Петр был верным блюстителем стада, вверенного его попечению, и оказался достойным той ответственности, которую возложил на него Спаситель. Он всегда возвеличивал Иисуса из Назарета как Надежду Израиля, как Спасителя человечества. И всю свою жизнь подчинил Господину жатвы. Всеми доступными ему средствами он стремился приготовить верующих к активному служению. Его святой пример и неустанная деятельность вдохновили немало многообещающих молодых людей полностью посвятить себя делу Божьему.

С течением времени влияние апостола как наставника и руководителя возрастало; и хотя основные усилия он направлял на служение иудеям, он также свидетельствовал о Христе в других странах и укреплял веру множества людей.

В последние годы своего служения Петр по вдохновению Духа Божьего написал послания верующим, «рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Его послания способствовали возрождению мужества и укреплению веры людей, переносивших испытания и страдания, и обновлению веры тех, кому угрожала опасность забыть о Боге вследствие всевозможных искушений. Эти письма несут на себе отпечаток личности написавшего их человека, в котором умножились и страдания Христовы, и его утешение…

В самом начале своего первого послания престарелый раб Божий воздал своему Господу хвалу и благодарность. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, — восклицал он, — по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому; к наследству нетленному, чистому, неувядаемому»…

Имея надежду на нетленное наследство на обновленной земле, первые христиане радовались даже во время скорби и суровых испытаний 13 .

Испытания учат, очищают и укрепляют

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь… но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете ( 1 Петр. 4:12, 13 ).

Видя провидческим взором, какое тревожное время ожидает Церковь Христову, апостол увещевал верующих быть твердыми пред лицом испытаний и страданий. «Возлюбленные, — писал он, — огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного».

Испытания и препятствия — это избранные Богом методы воспитания и предлагаемые Им условия успеха. Они предназначены для того, чтобы очистить детей Божьих от приверженности суетности, материальным благам.

Господь читает сердца людей и знает их слабости лучше, чем они сами. Он видит, что дарования некоторых могли бы стать большим благословением для Его дела. По Своему провидению Господь ставит этих людей в различные обстоятельства, чтобы выявить недостатки их характеров, о которых они, возможно, и не подозревают. Он дает им возможность преодолеть эти недостатки и подготовиться к служению. Часто, допуская возгореться огню страданий, Он очищает их характеры от греховных примесей.

Бог непрестанно заботится о Своем наследии и допускает для Своих детей лишь те скорби, которые необходимы для их настоящего и вечного блага. Он очистит Свою Церковь, подобно тому как Христос очистил храм во время Своего служения на земле. Все испытания и трудности, которые Он посылает людям, должны содействовать духовному развитию и укреплению в вере, помогая им победоносно распространять весть о кресте.

В жизни Петра было время, когда он не хотел видеть крест в деле Христа. Когда Спаситель открыл ученикам, что Его ожидают страдания и смерть, Петр воскликнул: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф. 16:22 ). Протест Петра был вызван страхом разделить мучения Христа. Для ученика это был горький урок. Медленно приходило к нему осознание того, что путь Христа на этой земле лежит через горе и унижение. Он должен был усвоить этот урок в пекле огненной печи. Теперь, после трудов праведных, старый и утомленный, он писал: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь… радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» 14 .

Иоанн решительно обличал заблуждения

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1 Ин. 1:5 ).

Иоанн совершал свое служение не без огромных помех. Сатана не дремал. Он подстрекал злых людей прервать плодотворную жизнь этого человека Божьего, но святые ангелы защищали его от сатанинских нападок… Церковь, которой грозило множество опасностей, нуждалась в его свидетельстве.

Неверным толкованием и нескрываемой ложью посланники сатаны стремились вызвать сопротивление против Иоанна и учения Христа. В результате Церкви стали угрожать разделение и ереси. Иоанн решительно реагировал на подобные заблуждения и преграждал путь противникам истины. Он писал и увещевал, чтобы распространяющие эти ереси не имели ни малейшей поддержки.

И ныне существуют те же заблуждения, которые угрожали процветанию ранней Церкви, и нам необходимо обратить серьезное внимание на учения апостолов относительно них. «Имейте любовь» — вот возглас, который слышится всюду, особенно от тех, кто исповедует освящение. Но любовь слишком чиста, чтобы покрывать неисповеданный грех.

Учение Иоанна очень важно для живущих среди опасностей последних дней. Он был тесно связан со Христом, вникал в Его учение и свидетельствовал о Его удивительных чудесах. Он нес убедительное свидетельство, которое сводило на нет ложь Его врагов.

Иоанн пользовался благословением истинного освящения. Но заметьте, что апостол не называл себя безгрешным. Нет, он стремился к совершенству, ходя во свете Божьего лица. Он утверждал: если человек исповедует, что знает Бога, но нарушает Божественный закон, такое исповедание ложное. «Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1 Ин. 2:4 ).

В наш век хваленой свободы эти слова относят к заблуждениям. Но апостол учит: хотя мы и должны проявлять христианскую вежливость, мы призваны точно называть грех и грешников, потому что это согласуется с истинной любовью. Хотя мы должны любить грешников, за которых умер Христос, и трудиться ради их спасения, нам не следует идти на компромисс с грехом. Нам не следует объединяться с противниками Бога, называя это любовью.

Бог требует, чтобы Его народ в этот век решительно стоял за правду в противовес губящим душу заблуждениям, как стоял в свое время Иоанн 15 .

Христос возвышает нас через страдания

Блажен человек, которого вразумляет Бог… Ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло ( Иов 5:17-19 ).

Многие из нас в минуту бедствия уподобляются Иакову. Мы думаем, что бедствия исходят от врага, и в неведении боремся против них, пока наши силы не истощатся и мы не останемся без утешения и облегчения. Только на рассвете Иаков, благодаря Божественному прикосновению, узнал Ангела Завета, с Которым он боролся, и беспомощный припал к Его бесконечно любящей груди, чтобы получить благословение, которого жаждала душа его. И нам нужно научиться считать страдания благодеяниями, не пренебрегать наказаниями Божьими и не падать духом, когда Он наказывает нас…

Господу неугодно, чтобы мы молча страдали и сокрушались сердцем; наоборот, Он хочет, чтобы мы устремляли взор на Него и увидели Его лицо, сияющее любовью. Благословляя, Спаситель стоит рядом со многими людьми, глаза которых так затуманены слезами, что они не узнают Его. Он хочет взять нас за руку и вести, если мы, как дети, доверимся Ему и будем с верой смотреть на Него. Его сердце всегда открыто для нашего горя, для наших страданий и забот; Он неизменно окружает нас Своей вечной любовью и милостью. Наше сердце может успокоиться в Нем; днем и ночью мы можем размышлять о Его любви. Он возвышает нашу душу над каждодневной скорбью и страданиями и ведет ее в Свое Царство мира.

Подумайте об этом, дети страданий и слез, и возрадуйтесь в надежде. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1 Ин. 5:4 ).

Блаженны также плачущие со Христом из чувства сострадания к грешному миру. Подобная печаль не связана ни с малейшей мыслью о собственном «я». Иисус есть «Муж скорбей»; Он перенес неописуемые сердечные муки. Душа Его была изранена преступлениями человечества. Чтобы облегчить страдания людей, удовлетворить их нужды, Иисус действовал самоотверженно; Ему становилось крайне жаль людей, когда Он видел, что они отказываются прийти к Нему, чтобы получить жизнь.

Все истинные последователи Христа будут испытывать подобные чувства. Ощутив любовь Иисуса, они вместе с Ним начнут действовать для спасения погибающих. Они станут сопричастниками страданий Христа и Его грядущей славы. Будучи едины с Ним в работе, едины в скорби и страдании, они станут причастниками Его радости… Страдающим и плачущим Господь оказывает особую милость, которая смягчает сердца и спасает души 16 .

Любовь к Иисусу облегчает страдания

Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2 Кор. 4:17 ).

Своим последователям Иисус не дает надежды на земные богатства и славу или на жизнь, избавленную от всевозможных испытаний, но указывает им на преимущество идти вместе с Ним по пути отречения и лишений и призывает их сносить все насмешки и обиды со стороны мира, не признающего их…

Коварный заговор злых людей и павших ангелов был направлен против Князя мира. Каждое Его слово и поступок свидетельствовали о милости Божьей; но то, что так отличало Его от мира, только вызывало еще большую вражду…

Идет непрекращающаяся непримиримая борьба между праведностью и грехом, любовью и ненавистью, истиной и ложью. Тот, кто в своей жизни проявляет любовь Христа, ее красоту и святость, отнимает у сатаны его подданных и восстанавливает против себя князя тьмы… Власти тьмы и злые духи вооружаются против послушных небесным законам. Поэтому гонения, вместо того чтобы причинять скорбь, должны вызывать радость у учеников Иисуса, ибо это свидетельствует о том, что они идут по стопам своего Господа. Господь не обещает Своему народу избавления от гонений, однако сулит нечто гораздо лучшее. Он сказал: «Как дни твои, будет умножаться богатство твое» ( Втор. 33:25 )… Тот, кому ради Христа приходится пройти через огненное испытание, будет охраняем Иисусом, как некогда три верных отрока в Вавилоне. Любящий своего Спасителя будет рад всякому случаю терпеть вместе с Ним оскорбление и поношение. Любовь к Господу делает страдания за Него приятными…

Последователь Христа следует за Ним через трудности, идет на жертвы и испытывает горькие разочарования, однако благодаря этому узнает все зло и горечь греха и отказывается от него. Принимая участие в страданиях Христа, он станет также и участником Его славы.

В видении пророк увидел торжество народа Божьего. Он говорит: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие… стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!» ( Откр. 15:2, 3 ) 17 .

Скорби увеличивают познания о Боге

В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним ( Иак. 5:10 ).

Никогда никого из людей не злословили столь жестоко, как Сына Человеческого. Он был осмеян и поруган за Свое непоколебимое послушание Закону Божьему. Его ненавидели безо всякого основания; и все же Он спокойно стоял перед врагами, объясняя им, что поругание есть часть наследства, завещанного детям Божьим. Он советовал Своим последователям противостоять нападкам врага и не унывать во время испытаний.

Хотя клевета и злословие в состоянии подорвать добрую славу человека, но, так как его охраняет Сам Бог, они никогда не смогут запятнать его характер. Пока мы не идем на уступки греху, никакая человеческая или сатанинская сила не в состоянии загрязнить нашу душу. Человек, сердце которого утверждено в надежде на Бога, в минуты величайшей скорби и разочарований останется таким же, каким он был в благополучные времена, когда милость и благословения Господни покоились на нем. Его слова, его побуждения и поступки могут быть представлены в ложном свете; но все это не трогает его, так как его внимание всецело обращено на нечто лучшее. Подобно Моисею, он, «как бы видя Невидимого», тверд ( Евр. 11:27 )…

Во всякое время вестники Божьи были поругаемы и преследуемы, но как раз благодаря гонениям и распространялось познание о Боге. Каждый ученик Христа должен занять место в рядах борцов за веру и способствовать продвижению Его дела, зная: все, что враг предпринимает против истины, послужит только для ее пользы. Господь желает, чтобы истина была выдвинута на передний план и тщательно разбиралась и обсуждалась, хотя бы это и достигалось ценой презрения и ненависти. Души людей необходимо разбудить; каждое проявление вражды, поругание, каждое стремление ограничить свободу совести служит лишь средством в руках Господа, чтобы пробудить людей ото сна.

Как часто это находит подтверждение в жизни вестников Божьих! Когда по настоянию синедриона благородный и красноречивый Стефан был побит камнями, это не помешало делу Евангелия. Небесный свет, осенявший его лицо, Божественное сострадание, высказанное в его предсмертной молитве, подобно острым стрелам поражали лицемерие служителей синедриона, и Савл, этот гонитель-фарисей, стал избранным сосудом Господним, чтобы возвещать об имени Иисуса «пред народами и царями и сынами Израилевыми» 18 .

Бодрствуйте и отдайте Иисусу ваше бремя

Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого ( Лк. 21:36 ).

В торжественных словах этого текста Священного Писания указан каждодневный долг всякого человека любого возраста. Это долг бодрствования, и от нашей верности ему зависит наша судьба в этой жизни и в вечности…

Как много сейчас людей, согбенных под тяжестью забот и думающих: «О, если бы кто-нибудь помог мне нести мое бремя!» Но ведь есть Тот, Кто поможет вам нести ваше бремя, есть покой для сгибающихся под тяжкой ношей. Иисус, великий Носитель бремени, приглашает: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Существует обетование Господне, но оно дано на условии. «Возьмите иго Мое на себя, — говорит Он, — и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

«Иго Мое тяжко». Такие ли слова говорит Иисус? Нет. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Тяжкое бремя, которое вы несете, которое вызывает сильное утомление и беспокойство, — это ваше бремя. Вы желаете соответствовать мирским идеалам и, изо всех сил напрягаясь, чтобы удовлетворить свои амбиции и мирские желания, поступаете вопреки совести и таким образом взваливаете на себя дополнительное бремя вины.

Если вы не хотите отличаться от мира, а, напротив, желаете слиться с ним, чтобы между вами и миром не было различия, знайте: вас опьянят житейские заботы. О, как много интересов, как много уз связывает нас с этим миром! Но мы должны разорвать эти узы и пребывать в ожидании нашего Господа .

Мир силится встать между нашей душой и Богом. Но какое право имеем мы отягощать наше сердце житейскими заботами? Какое право имеем мы через наше посвящение миру пренебрегать делами Церкви и интересами ближних? Почему мы должны возлагать на себя бремя и заботы, которые Христос не возлагал на нас?..

«Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь». Существует великая нужда бодрствовать не только ради нас самих, но и ради нашего влияния на других. Наше влияние распространяется далеко… Мы должны говорить и действовать так, чтобы Дух Святой мог пребывать в наших сердцах и Его благословение — в наших домах 19 .

Христиане должны в каждом деле представлять Христа

Вы же, братия, не унывайте, делая добро ( 2 Фес. 3:13 ).

Какими словами можно дать почувствовать тем, кто называет себя последователем Христа, торжественную обязанность, покоящуюся на них? Как надо кричать, чтобы побудить их трудиться, пока длится день? Наш Божественный Спаситель отдал Свою жизнь за погибший мир. Кто отречется от себя и чем-то пожертвует для спасения душ, за которые Он умер?

В каждом своем поступке христиане должны стремиться представить Христа — постараться сделать привлекательным Его служение. Пусть никто не делает религию неприглядной своими стонами, вздохами о тяжких испытаниях, самоотречении и жертвах. Не порочьте свое исповедание веры нетерпением, раздражительностью и жалобами. Пусть благодать Святого Духа явится в доброте, кротости, долготерпении, бодрости и любви. Пусть будет видно, что вами неизменно движет любовь, что ваша религия — это не одежда, которую можно надеть или снять в зависимости от обстоятельств, а спокойный, неуклонный, неизменный принцип. Увы! Гордость, неверие, эгоизм, подобно отвратительному раку, выедают живое благочестие из сердец многих, называющих себя христианами !..

Любовь к Иисусу не может быть сокрыта, она будет видна и почувствуется. Эта любовь оказывает дивное влияние. Она делает робких смелыми, ленивых прилежными, невежественных мудрыми. Запинающийся язык становится красноречивым, дремлющий интеллект просыпается к новой жизни и активной деятельности. Отчаявшиеся исполняются надеждой, унылые — радостью. Любовь ко Христу побудит верующего ради Него принять на себя ответственность и заботы и исполнять их Его силою. Любовь ко Христу не может быть запугана скорбями , ее не заставят отвернуться от долга…

Мир во Христе ценнее всех земных сокровищ. Будем же искать Господа всем сердцем, будем учиться у Христа кротости и смирению, чтобы обрести душевный покой. Да пробудятся наши дремлющие силы и станут активными, серьезными, деятельными. Пример, поведение, слова христианина должны быть такими, чтобы пробудить в грешнике желание идти к Источнику жизни.

Так распахнем сердце навстречу ярким лучам Солнца праведности. Будем бодро и радостно трудиться в служении нашему Господу. Будем славить Его не только словами в собрании святых, но и благочестивыми беседами и правильно организованной жизнью — жизнью активного, благородного христианского усилия. Будем же стараться утвердить наше звание и избрание, помня, что тогда в конце концов мы восторжествуем, если не утомимся, делая добро 20 .

Священное Писание — гарантия против заблуждений

Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света ( Ис. 8:20 ).

Пророк направляет народ Божий к Писаниям как к надежной защите от влияния лженаставников и бесовских обольщений. Сатана использует любые средства, чтобы помешать людям познавать Библию, ибо ясные утверждения этой Книги раскрывают его обман… Подделка будет так похожа на проявление силы Божьей, что только с помощью Священного Писания можно будет отличить истину от лжи. Каждое чудо и каждое утверждение нужно испытывать библейским свидетельством.

Повинующиеся всем заповедям Божьим встретят сопротивление и насмешки. Они смогут выстоять только в Боге. Чтобы перенести предстоящие испытания, они должны постичь волю Божью, открытую в Его Слове, — только тогда они смогут должным образом почитать Его, если будут правильно понимать Его характер, принципы Его правления, намерения и действовать соответственно. Только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе…

Апостол Павел, предвидя наступление последних дней, писал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут» ( 2 Тим. 4:3 ). Это время уже настало. Люди не желают принимать библейскую истину, потому что она несовместима с желаниями греховного сердца, и сатана тешит их обманчивыми иллюзиями.

Но у Господа есть на земле народ, для которого Библия и только Библия — мерило всех учений и основа всех реформ. Никакие мнения ученых, выводы науки, символы веры и соборные постановления, которые так же многочисленны и противоречивы, как и церкви, которые стоят за ними, ни голос большинства — ничто не может считаться доказательством или опровержением какого-нибудь пункта религиозной веры. Прежде чем принимать какое-нибудь учение или предписание, мы должны потребовать ясного доказательства из Слова Божьего — «так говорит Господь».

Сатана непрестанно стремится привлечь наше внимание к человеку, а не к Богу. Он побуждает смотреть на епископов, пасторов, профессоров богословия как на наставников, вместо того чтобы, изучая Писание, самому узнать, в чем состоит его долг. И, управляя таким путем сознанием руководителей, дьявол через них может влиять на людей по своему усмотрению.

Когда Христос говорил Слова жизни, Его с радостью слушали не только простолюдины, даже многие священники и правители уверовали в Него 21 .

Бог с великим могуществом трудится для Своих избранных

Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя ( Ис. 43:2 ).

Три еврея засвидетельствовали перед всем вавилонским народом свою веру в Того, Кому они служили. Они уповали на Бога, помня в час испытания обетование Божье: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою… пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Чудесным образом на глазах у всех была прославлена их вера в Живое Слово. Весть об их чудесном избавлении распространилась по многим странам людьми, приглашенными Навуходоносором на посвящение. Бог был прославлен по всей земле верностью Его детей.

Какие важные уроки можно извлечь из опыта, полученного иудейскими юношами на поле Деир! В наши дни многие слуги Божьи будут незаслуженно подвергаться оскорблениям и унижениям, оказавшись в руках людей, подстрекаемых сатаной и исполненных зависти и религиозного фанатизма. С особой силой человеческая ярость обрушится на тех, кто соблюдает субботу, то есть четвертую заповедь, и в конце концов будет издан указ, объявляющий их достойными смерти.

Время скорби, ожидающее народ Божий, потребует непоколебимой веры. Его дети должны будут засвидетельствовать, что Он является Тем, Кому они поклонятся, и ничто, даже угроза собственной жизни, не заставит их пойти ни на малейшие уступки ложному служению. Для верных сердец постановления смертных грешников утратят всякое значение перед словом Вечного Бога. Быть может, их ожидает тюремное заключение, изгнание или смерть, но они не изменят истине.

Как и в дни Седраха, Мисаха и Авденаго, так и в последние дни земной истории Господь чудесным образом будет действовать во благо тех, кто неколебимо отстаивает истину. Тот, Кто пребывал с мужественными юношами в печи, раскаленной огнем, не оставит Своих последователей нигде . Его постоянное присутствие утешит и поддержит их.

Во время скорби — скорби, не виданной с тех пор, как существуют люди на земле, — Его избранный народ будет несокрушим. Сатана вместе со всем своим воинством зла не сможет погубить самого слабого из святых Божьих. Могущественные ангелы защитят их, и ради них Бог явит Себя как «Бога богов», могущего всегда спасать всех, доверяющих Ему 22 .

Борясь с Богом, вперед к победе

Ной, Даниил и Иов среди нее, — живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души ( Иез. 14:20 ).

Сатана внушает многим, что Бог не обращает внимания на неверность в малом, однако Его отношение к Иакову показывает, что Господь никоим образом не оправдывает и не терпит зла. Те, кто пытаются оправдать или скрыть свои грехи и, следовательно, оставляют их отмеченными в небесных книгах как неисповеданные и непрощенные, будут побеждены сатаной. Чем выше их положение, тем более тяжкими являются их преступления в очах Божьих…

История Иакова учит тому, что Бог не отказывается от тех, кто согрешил под влиянием искушения, но затем обращается к Нему с истинным покаянием. Когда сатана стремится погубить таких людей, Господь пошлет Своих ангелов, чтобы утешить и защитить их.

Нападки сатаны яростны и решительны; его обман ужасен, но око Господне — над Его народом, и Он слышит все их вопли. Их страдания велики, пламя раскаленной печи готово пожрать их, но великий Плавильщик избавит их, как золото, испытанное огнем. Божья любовь к Своим детям во время самого сурового их испытания остается такой же сильной и нежной, как и во дни их наивысшего благополучия, но им необходимо пройти через огненную печь: все земное должен уничтожить огонь, чтобы они в совершенстве могли уподобиться Христу .

Это время скорби и отчаяния потребует от нас веры, которая превозмогает усталость, промедление и голод, — веры, которая не ослабеет даже перед лицом самых суровых испытаний. Всем будет дано время испытания, чтобы приготовиться к великой скорби. Иаков победил, потому что он был настойчив и решителен. Его победа свидетельствует о силе неотступной молитвы. Все, кто будет уповать на обетования Божьи, подобно Иакову, и проявлять такую же серьезность и настойчивость, добьются успеха. А те, кто не пожелает отречься от своего «я», мучительно бороться с Богом, долго и ревностно молиться о Его благословениях, не получат их.

Бороться с Богом — как мало людей понимают, что это означает! Как мало людей томят свои души, выходят из себя и используют все возможности, чтобы их молитва была услышана Богом. Когда волны неописуемого, невыразимого отчаяния грозят снести в пучину молящегося, как мало тех, кто в такие минуты с непоколебимой верой покоится на обетованиях Божьих!.. Если бы вестники Божьи, которые несут последнюю весть предостережения этому миру, молились бы… не холодно, вяло и равнодушно, но горячо и с верой, как это делал Иаков, у них было бы много случаев сказать: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт. 32:30 ). Тогда Небо будет считать их князьями, обладающими силой превозмочь Бога и людей 23 .

Божий народ защищен

Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь ( Пс. 120:5-7 ).

Когда Христос окончит Свое посредническое служение в небесном святилище, тогда беспощадный гнев Божий будет излит на тех, «кто поклоняется зверю и образу его и принимает его начертание» ( Откр. 14:9, 10 ). Суды, которые постигнут мир перед окончательным освобождением народа Божьего, будут еще более ужасны, чем язвы, посланные на Египет перед освобождением Израиля…

Однако эти язвы поразят не всех, иначе жители Земли были бы полностью истреблены. Это будет самым ужасным наказанием, когда-либо ожидавшим смертных. Все суды, постигавшие людей до окончания времени испытания, были соединены с милостью. Кровь Христа, взывая к Богу, щадила грешника от полной меры возмездия за его грехи, но при окончательном суде будет излит гнев Божий, не смешанный с милостью…

Народ Божий тоже не избежит страданий, но, перенося гонения и притеснения, терпя лишения и голод, он не будет оставлен на погибель. Бог, Который позаботился об Илии, не пройдет мимо ни одного Своего дитяти, которое жертвует собой. Тот, Кто сосчитал волосы на их голове, позаботится о них; и во время голода они будут насыщены. В то время как нечестивых ждет смерть от голода и язв, ангелы будут охранять праведников и заботиться об их нуждах. Тому, кто ходит в правде, дано обетование: «Хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» ( Ис. 33:15, 16 ). «Бедные и нищие ищут воды, и нет ее ; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их» ( Ис. 41:17 ).

«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах», но и тогда боящиеся Господа «будут радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения их» ( Авв. 3:17, 18 )…

«Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь » ( Пс. 120:5-7 ). «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен… Ибо ты сказал : “Господь — упование мое”; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» ( Пс. 90:3-10 ) 24 .

Принимающие печать живого Бога и пребывающие под Его защитой во время скорби должны в совершенстве отражать образ Иисуса 25 .

«Слава в вышних Богу»

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:13, 14 ).

Умоляю вас, братья и сестры, сделать… Рождество благословением для себя и других. [Рождение Иисуса] праздновалось небесным воинством. Ангелы Божьи в виде звезды сопровождали мудрецов в их поисках Иисуса. Они пришли с дарами и ценными приношениями ладана и смирны, чтобы отдать их Младенцу-Царю, о Котором было предсказано в пророчестве. Они следовали за сияющими вестниками с уверенностью и великой радостью.

Ангелы… явились смиренным пастухам, сторожившим ночью свои стада на вифлеемских полях. Вначале явился один ангел, облеченный в небесные одежды. Пастухи были настолько изумлены и напуганы, что смотрели на эту дивную славу небесного вестника с невыразимым удивлением. Ангел Господень подошел к ним и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость… ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»…

Когда их глаза привыкли к славному присутствию одного ангела, вся долина осветилась дивной славой множества ангелов, заполнивших долины Вифлеема. Ангел рассеял страхи пастухов, прежде чем они увидели огромное небесное воинство, славословящее Бога: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Простые смертные услышали небесную мелодию, и небесный хор возвратился на небо после исполнения хвалебного гимна. Свет исчез, и ночные тени снова покрыли холмы и долины Вифлеема, но в сердцах пастухов осталась самая яркая картина, которую когда-либо видели люди; и благословенное обетование о пришествии в наш мир Спасителя наполнило их сердце радостью и счастьем, смешанными с верой и дивной любовью к Богу 26 .

Все, кто любит Бога, должны быть глубоко заинтересованы в детях и молодежи. Бог может открыть им Свою истину и Свое спасение. Иисус называет детей, верующих в Него, агнцами Своего стада. Он питает особую любовь и интерес к ним… Самое ценное приношение, которое дети могут вручить Иисусу, — это их детская искренность 27 .

Искупленные поют: «Достоин Агнец закланный «

Им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда ( Ис. 61:3 ).

Миллионы с позором сошли в могилу, потому что решительно отказались подчиниться обольщениям сатаны… Но теперь «судия… есть Бог» ( Пс. 49:6 ). Теперь земные решения пересматриваются… Это уже не измученные, страдающие, рассеянные и преследуемые люди. Теперь они всегда будут вместе с Господом.

Они стоят пред престолом, облеченные в одежды, более великолепные, чем те, что носили самые великие мира сего. Они увенчаны такими чудесными венцами, которые никогда не украшали чела земных монархов. Дни плача и стенаний прошли навсегда. Царь славы отер слезы со всех лиц, и нет никаких причин для скорбей. Взмахивая пальмовыми ветвями, они поют песнь хвалы, чистую, сладостную, мелодичную; все голоса сливаются, и могучий гимн сотрясает небесные своды: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»…

В этой жизни мы можем понять чудесный план искупления только отчасти… Даже при максимальном напряжении умственных способностей мы не постигнем полного значения того, что произошло на Голгофе. Долготу и широту, глубину и высоту искупительной любви мы представляем весьма смутно. План искупления не будет вполне понят спасенными даже и тогда, когда спасенные увидят, как они видимы, и познают, как они познаны, но на протяжении всей вечности их изумленному и восхищенному взору будут постоянно открываться все новые истины. Хотя бедствия, страдания и искушения окончатся, потому что удалена их причина, все же народ Божий будет всегда ясно понимать, какова цена его спасения.

Крест Христа станет предметом изучения и славословия искупленных на протяжении всей вечности. В прославленном Христе они будут видеть Христа распятого… Смотря на своего Искупителя, на вечную славу Отца, сияющую на Его лице, на престол, который пребудет во веки веков, все искупленные народы выразят свои чувства в восторженном пении: «Достоин, достоин, Агнец, Который был заклан и искупил нас Богу Своей драгоценной Кровью!»

Милость, нежность и Отеческая любовь естественно сливаются со святостью, правосудием и силой. Взирая на величие Его трона, высокого и превознесенного, мы видим, как милостиво проявляется сущность Господа, и тогда нам наконец-то откроется подлинный смысл обращения: «ОТЧЕ НАШ» 28 .

Избавление Божьего народа

Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу ( Пс. 26:5 ).

С надеждой народ Божий ожидает знамений пришествия своего Царя. Когда сторожей спрашивают: «Сколько ночи?», они отвечают не колеблясь: «Приближается утро, но еще ночь» ( Ис. 21:11, 12 ). Свет пробивается через облака на горных вершинах. Вскоре откроется Его слава… Небеса сверкают зарей вечного дня, и они слышат слова, подобные звукам ангельских хоров: «Твердо держите, что имеете. Помощь приближается»…

Драгоценный Спаситель придет нам на помощь в самый нужный час. Путь к Небу освящен Его стопами. Все шипы, раздирающие наше тело, ранили и Его. Каждый крест, который мы призваны нести, прежде нес Он. Господь допускает столкновение, чтобы приготовить душу к небесному покою. Время скорби — это страшное испытание для народа Божьего, но в это время каждый истинный христианин должен взглянуть вверх, чтобы с верою увидеть радугу обетования, окружающую его…

Очи Божьи, проникающие сквозь века, видели, что для Его народа приближается время, когда земные власти ополчатся против него. Подобно одиноким изгнанникам, они будут бояться умереть от голода или насилия. Но Святый, Который раздвинул Чермное море перед израильтянами, проявит Свое могущество и освободит их. «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» ( Мал. 3:17 ).

Если бы в то время проливалась кровь верных свидетелей Христовых, то она не была бы, подобно крови мучеников, семенем, которое принесло бы плод жатвы Божьей. Их верность не была бы свидетельством, убеждающим в истине других, потому что волны милосердия разбились бы об ожесточенное сердце и больше не возвратились. Если бы праведные теперь стали добычей своих врагов, это принесло бы большую радость князю тьмы. Псалмопевец говорит: «Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу» ( Пс. 26:5 ).

Христос говорит: «Пойди, народ мой, войди в покои твои, и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие» ( Ис . 26:20, 21 ).

Славным будет избавление тех, кто терпеливо ожидал Его явления, чьи имена записаны в книге жизни 29 .

Торжественное свидетельство Павла

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его ( 2 Тим. 4:7, 8 ).

[Павел] видит лестницу Иакова, символизирующую Христа, Который соединяет землю с небом и смертного человека — с Бессмертным Богом. Его вера укрепляется, когда он вспоминает, как патриархи и пророки полагались на Того, Кто является его опорой и утешением и за Кого он отдает свою жизнь.

Из уст этих святых людей, из века в век свидетельствовавших о своей вере, он слышит заверение в том, что Бог есть истина. Он слышит, как проповедуют Евангелие Христово его собратья-апостолы, которые идут вперед невзирая на религиозный фанатизм и языческие суеверия, гонения и поношения, как они, не считаясь с жизнью, возвышают крест Христов среди мрачных лабиринтов безбожия и свидетельствуют об Иисусе — Сыне Божьем, Спасителе мира.

С эшафотов, крестов, из мрачных подземелий, пещер и расщелин до него доносятся победные возгласы мучеников. Это они, несмотря на лишения, страдания, пытки, торжественно и бесстрашно свидетельствуют о вере, говоря: «Я знаю, в Кого уверовал». Это они, отдавая свою жизнь за истину, заявляют миру, что Тот, на Кого они уповают, силен спасти их.

Искупленный жертвой Христа, омытый от грехов Его Кровью и облеченный в Его праведность, Павел имеет свидетельство, что его душа драгоценна в очах Спасителя. Его жизнь сокрыта со Христом в Боге, и он убежден, что Победивший смерть силен сохранить залог его на оный день. Он вспоминает обетование Спасителя: «Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:40 ). Его помыслы и надежды сосредоточены на Втором пришествии Господа. И когда палач опускает свой меч и над мучеником сгущается тень смерти, его последняя мысль, так же как и первая мысль после великого пробуждения, устремляется к Жизнедателю, Который пригласит его разделить блаженную радость искупленных…

Подобно звуку трубы его голос раздавался в веках, его мужество и личный пример вдохновляли тысячи свидетелей Христа, и сердца многих страдальцев и опечаленных откликались на его ликующую радость: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь… в день оный» 30 .

Наша славная судьба

Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1 Кор. 2:9 ).

Только Евангелие способно спасти погибшие и порабощенные сатаной души и дать им возможность наслаждаться свободой детей Божьих. Господь намерен не только освободить их от страданий, которые являются неминуемым последствием греха, но и от самого греха. Порочная и изуродованная грехом душа должна быть очищена и преобразована для того, чтобы облечься в одежду славы Божьей и уподобиться Сыну Его. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1 Кор. 2:9 ). Только в вечности сможет открыться то, какого высокого, чудного назначения способен достичь человек, в котором восстановлено подобие Божье.

Однако для достижения этого высокого положения необходимо пожертвовать всем, что является препятствием для души. Сила, которую грех имеет над нами, зависит от нашей собственной воли… Часто нам может казаться, что подчинение воле Божьей равносильно тому, как если бы пройти свой жизненный путь искалеченным или изуродованным. Но Христос говорит, что для нас лучше изуродовать свое собственное «я», искалечить его и изранить, если таким путем можно войти в жизнь вечную. То, что часто кажется величайшим несчастьем, на самом деле открывает доступ к величайшему блаженству.

Бог есть источник жизни, и мы можем иметь жизнь только тогда, когда будем соединены с Ним. Отделившись от Бога, мы можем существовать некоторое время, но фактически это не есть жизнь… Только отрекшись от себя и получив силу Его жизни, можно побороть упомянутые Христом тайные грехи. Мы легко можем скрыть их в сердце от взора людей, но как нам устоять в присутствии Божьем?

Если человек крепко держится за собственное «я» и отказывается подчинить свою волю Богу, он этим избирает верную смерть; ибо для греха, где бы он ни был и в чем бы он ни выражался, Господь всегда есть «огонь поядающий»…

Конечно, такого рода самоотречение требует жертвы; необходимо пожертвовать низменным ради высокого, плотским ради духовного, преходящим ради вечного. Господь вовсе не желает, чтобы наша воля была уничтожена; ведь только усилием нашей воли мы в состоянии исполнить то, чего Он от нас требует. Наша воля должна быть вручена Ему для того, чтобы Он вернул нам ее очищенной и убеленной и в полном согласии с Его волей , так чтобы Он мог излить через нас потоки Своей любви и силы и на других. Сколько бы горечи и боли ни причинило это самоотречение своенравному и упорному сердцу, все же так «лучше», говорит Господь. Вера Иакова только тогда одержала победу, когда он, беспомощный и бессильный, припал к груди Ангела Завета и получил почетное имя борца Божьего 31 .

Чистые сердцем отражают Христа

Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг ( Притч. 22:11 ).

Ничто нечистое не войдет в город Божий, его будущие обитатели уже здесь должны стать чистыми сердцем. Тому, кто последует примеру Христа, будут чужды нетактичное поведение, непристойные выражения и дурные мысли. В сердце, где обитает Хирстос, проявляется чистота и благородство мыслей и нравов.

Однако слова Иисуса: «Блаженны чистые сердцем» имеют более глубокий смысл; благословляемые Христом должны быть не только чисты в том смысле слова, как его понимает мир, то есть свободны от всего плотского, чисты от всякого вожделения, но и верны в сокровеннейших намерениях души, свободны от гордости и самолюбия, смиренны и бескорыстны, как дети…

Совсем иначе обстоит дело с теми, чьи сердца очистились пребывающим в них Святым Духом; они очень изменились, так как познали Бога. Когда Господь показывал Свою славу Моисею, тот был сокрыт в ущелье; нам откроются любовь и величие Божьи, если мы будем сокрыты в Иисусе Христе.

«Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг» ( Притч. 22:11 ). Уже теперь верою мы видим Его: в своих каждодневных переживаниях мы познаем Его милость, доброту и сочувствие к нам… Чистые сердцем вступают в новые отношения с Богом как своим Спасителем и, познавая чистоту и красоту Его характера, стремятся отразить в себе Его образ. Они познают Его как Отца, желающего обнять Своего кающегося сына, и их сердца наполняются неописуемой радостью и благодарностью.

Чистые сердцем познают Своего Творца в делах рук Его, в красоте природы и всей Вселенной; еще яснее читают они об откровении Его милости, благости и благодати в Его написанном Слове…

Прекрасные, облагораживающие истины, не признанные мудрыми мира сего, постоянно раскрываются перед теми, кто с детской доверчивостью стремится познать волю Божью и выполнить ее. Познавая истину, мы становимся причастниками Божественной природы .

Уже здесь, на земле, чистые сердцем живут как бы в постоянном присутствии Божьем, а в будущей, вечной жизни они узрят Бога лицом к лицу, как Адам, когда он в саду Едемском общался с Богом, беседуя с Ним. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» 32 .

Христиане, отражающие небесный свет

Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме ( Мф. 5:14, 15 ).

«Вы — свет мира», — сказал Христос Своим ученикам. Подобно тому как солнце восходит на небесах, рассеивая ночные тени и наполняя мир сиянием, так и последователи Иисуса должны позволить своему свету сиять, чтобы рассеять нравственную тьму мира, погруженного в грех. У них нет своего света; они должны отражать на мир небесный свет.

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Наши мысли и цели являются скрытым источником действия и, следовательно, определяют характер. Намерение сердца необязательно должно быть выражено в словах и делах, чтобы сделаться грехом и привести душу к осуждению. Каждую мысль, чувство и влечение, даже невидимые людям, знает Господь. Только когда зло, укоренившееся в сердце, приносит плод в беззаконных словах и делах, окружающим открывается характер человека.

Христианин является представителем Иисуса Христа. Он должен явить миру преобразующую силу Божественной благодати. Он — живое послание Божьей истины, известное и читаемое всеми людьми. Истинные последователи узнаются по правилу, данному Богом: «По плодам их узнаете их»…

Благочестивая жизнь и святой разговор являются повседневным свидетельством против греха и грешников. Мы должны представлять Христа, а не себя. Христос — это великое средство защиты от греха. Наш сострадательный Искупитель подает нам помощь, в которой мы нуждаемся. Он желает наделить Своей праведностью искренне кающегося человека и зажечь в его сердце такую Божественную любовь, на какую может вдохновить только наш благостный Искупитель. Так давайте же все, кто называет себя Его свидетелем на земле, Его посланником, выполняющим небесное поручение, прославлять Того, Кого мы представляем, своей верностью нашему поручению как носители света для этого мира.

Всякий, кто в конце концов наследует вечную жизнь, проявит усердие и посвящение в служении Богу. Он не оставит свой пост ввиду приближающихся опасностей, лишений и порицаний. Он будет прилежным исследователем Писаний и последует за светом, когда тот воссияет на его пути. Когда ему откроются ясные требования Писаний, его не остановит вопрос: а что скажут мои друзья, если я встану на сторону Божьего народа? Зная свой долг, он будет действовать бесстрашно и искренне.

Именно таких искренних последователей имел в виду Иисус, когда говорил, что не постыдится назвать их братьями. Бог истины будет на их стороне и никогда не оставит их. Все кажущиеся потери ради Христа будут восприниматься ими как бесценное приобретение 33