Библиотека soteria.ru
Отражая Христа
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 6157 Все тексты автора Елена Уайт
Январь
Христос, единый с Небесным Отцом
Дева… родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог ( Мф. 1:23 ).
«Свет познания славы Божией» исходит от «лица Иисуса Христа». От вечности Иисус Христос и Отец суть одно. Иисус — «образ Божий», образ Его величия и могущества, «сияние славы Его». Иисус Христос пришел в наш мир, чтобы явить славу Отца. Он пришел на эту грешную землю, чтобы открыть людям свет Божьей любви и быть «Богом с нами». Посему о Нем сказано в пророчестве: «И нарекут имя Ему: Еммануил».
Придя на землю, чтобы жить среди нас, Иисус должен был открыть Бога людям и ангелам. Он был Словом Божьим, откровением замысла Божьего. В Своей молитве за учеников Он говорит: «Я открыл им имя Твое», «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный»; «да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Но это откровение дано не только Его детям, рожденным на земле. Наш маленький мир — это учебник для Вселенной. «Ангелы желают проникнуть» в чудесный план спасения по благодати Бога и будут пытаться постичь таинство Его искупительной любви в бесконечной череде веков. Как искупленные дети земли, так и непавшие жители миров будут находить в крестном подвиге Христовом источник мудрости и воспевать его. Они увидят, что слава, исходящая от лица Иисуса, — это слава жертвенной любви. В свете Голгофы явлено, что закон жертвенной любви — это закон жизни на небе и на земле, что любовь, которая «не ищет своего», исходит от Бога, что в Смиренном и Униженном явлен характер Того, Кто обитает в неприступном свете…
Мы видим Бога в Иисусе. Глядя на Иисуса, мы понимаем, что слава нашего Бога заключается в том, чтобы даровать. «Я…ничего не делаю от Себя», сказал Христос, «как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем», «Я не ищу Моей славы», а славы Пославшему Меня ( Ин. 8:28; 6:57; 8:50; 7:18 ). В этих словах утвержден великий принцип — закон жизни во Вселенной. Все, что Христос получил от Бога, Он получил, чтобы отдать. Этот же принцип действует и в Царстве Небесном — в Его служении всем Господом сотворенным существам: через Возлюбленного Сына Отец изливает на всех жизненную энергию, и через Сына она возвращается в потоках хвалы и радостного служения к великому Источнику всего сущего. Таким образом, во Христе получает завершение круг благодеяний, раскрывающий сущность великого Подателя жизни, и закон жизни, действующий во Вселенной 1 .
Учитель, посланный от Бога
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего… чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал. 4:4, 5 ).
Во время Первого пришествия Христа тьма покрывала землю и мрак — народы. Истина взирала с небес на землю и нигде не видела отражения своего образа. Духовная тьма окутала религиозный мир, и эта тьма была почти повсюду…
Все говорило об острой нужде в Учителе, посланном на землю от Бога, — Учителе, в Котором могло бы сочетаться Божественное и человеческое естество. Необходимо было, чтобы Христос явился в человеческой плоти и встал во главе человечества, дабы поднять падших людей. Только таким образом Бог мог открыться миру.
Христос добровольно снял с Себя царскую одежду, венец Царя и сошел на землю, чтобы показать людям, какими они могут стать в единении с Богом. Он пришел как свет среди тьмы, чтобы рассеять мрак сиянием Своего присутствия…
На совете Отец и Сын решили, что Христос должен прийти в мир как Дитя и прожить жизнь, которой живут люди с детства до зрелого возраста, перенося испытания, которые переносят люди, и в то же время живя безгрешно, чтобы люди видели в Нем пример для подражания и чтобы Он мог узнать на собственном опыте, как помочь им в борьбе с грехом. Он подвергался тем же испытаниям и искушениям, каким подвергаются люди. Посредством Христовой силы и под Его водительством люди могут жить так же, как Он жил в этом мире…
Патриархи и пророки предрекали пришествие необычного Учителя, слова Которого будут облечены неодолимой властью и силой. Он должен был благовествовать нищим, проповедовать лето Господне благоприятное. Он должен был утвердить суд на земле; на Его Закон должны были уповать острова, язычники должны были прийти к Его свету и цари — к восходящему над Ним сиянию. Он был «вестником завета» и «Солнцем праведности»…
И «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего»… Небесный Учитель пришел. Кто Он был? Не кто иной, как Сам Божий Сын. Он явился как Бог и в то же время как Старший Брат человечества 2 .
Он жил так, как учил… Слова Христа подтвердились в Его жизни. Его учение было выражением не только Его жизненного опыта, но и Его характера. Он не только учил истине, но Он был истиной. Именно это придавало убеждающую силу Его словам 3 .
Христос пожертвовал Собою ради нас
Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех ( Евр. 2:9 ).
Господь сотворил человека чистым и святым. Но сатана сбил его с пути истинного, извратив его принципы, растлив его сознание и направив его мысли в неверное русло. Он поставил перед собой цель — полностью развратить мир.
Христос видел страшную опасность, угрожавшую человеку, и решил спасти его, пожертвовав Собою. Чтобы осуществить Свою цель, движимый любовью к падшему человечеству, Он стал кость от кости и плоть от плоти нашей. «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству… Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь»…
Посредством Духа Святого в человека должна была быть привнесена новая интеллектуальная и духовная сила, и через общение с Божественным он должен был стать единым с Богом. Как Искупитель и Восстановитель Христос должен был освятить и очистить человеческое сердце, делая его способным привлекать других к Нему. Он намеревается через возвышающую и освящающую силу истины сделать людей благородными и достойными звания человека. Он желает, чтобы Его дети явили Его характер, оказывали Его влияние, чтобы другие люди могли жить в гармонии с Ним…
Мы виновны, и Христос мог отказаться от нас. Но вместо этого Он пришел и жил среди нас, исполненный всею полнотою Божества, чтобы быть одно с нами, чтобы через Его благодать мы могли достичь совершенства. Своею позорной смертью и страданием Он уплатил за нас выкуп. Он оставил непревзойденное величие, Его Божественность облеклась в человеческое естество, шаг за шагом спускаясь до самых глубин унижения. Глубину Его любви невозможно измерить ничем…
Меня удивляет, что люди, называющие себя христианами, не пользуются Божественными дарами, не видят явственно в кресте средство прощения греха, средство приведения гордого, эгоистичного человеческого сердца в прямое общение с Духом Святым, чтобы щедроты Христа могли излиться в человеческое сердце и оно могло быть украшено благословенными качествами Духа, дабы Христос открылся тем, кто не знает Его 4 .
Христос обеспечивает нас живой водой
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того , как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин. 7:37, 38 ).
В это утро священник совершал обряд, который представлял иссечение воды из скалы в пустыне. Эта скала была символом Того, смерть Которого откроет потоки живой воды спасения для всех желающих. Слова Христа были живой водой. Здесь, в присутствии множества народа , Он был готов принять удар на Себя, чтобы живая вода могла излиться на мир. Поражая Христа, сатана надеялся уничтожить Князя жизни, но от удара по скале потекла живая вода. Когда Иисус говорил с народом, сердца людей трепетали от неведомого благоговения, и многие были готовы воскликнуть вместе с женщиной-самарянкой: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды» ( Ин. 4:15 ).
Иисус знал духовные нужды народа. Пышность, богатство, почести не могут удовлетворить сердце. «Кто жаждет, иди ко Мне». Богатых и бедных, вельмож и простой люд — всех Он зовет к Себе. Иисус может снять бремя с души, утешить страдающих и даровать надежду отчаявшимся. Многие из слушавших тогда Иисуса скорбели о своих несбывшихся надеждах; многие изнемогали от тайных душевных ран, иные же стремились утолить свои стремления к мирскому благополучию и почету. Но когда человек достигает всего, к чему сильно стремился, то обнаруживает, что он трудился так тяжко только для того, чтобы вновь очутиться у разбитого водоема, из которого невозможно утолить жажду. Неудовлетворенными и обиженными чувствовали себя эти люди среди всеобщей радости. Неожиданный призыв — «Кто жаждет» — пробудил их от горестных размышлений, и когда они слушали то, что говорил Иисус, в их сердцах загорелась новая надежда. Святой Дух являл перед ними этот символ до тех пор, пока они не увидели в нем бесценный дар спасения.
Христос по-прежнему зовет к Себе жаждущих. Он обращается к нам даже с большей силой, чем к тем, кто слушал Его в храме в последний день праздника. Источник открыт для всех. Усталым и измученным предлагается освежающий поток вечной жизни. Иисус и теперь еще восклицает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Откр. 22:17; Ин. 4:14 ) 5 .
Сострадание Христа не знает границ
Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф. 8:17 ).
Наш Господь, Иисус Христос, пришел в этот мир как неутомимый Слуга нуждам человеческим. «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни», чтобы быть в состоянии помочь во всех нуждах человека. Он пришел, чтобы снять с нас бремя болезней, несчастий и греха. Миссия Христа заключалась в том, чтобы даровать людям полное восстановление. Он пришел дать им физическое здоровье, душевный мир и совершенство характера.
Разнообразны были обстоятельства тех, кто искал Его помощи, и всякий из приходивших к Нему получал ее. От Христа исходил поток целительной силы, восстанавливающий тело, разум и душу людей, приходивших к Нему.
Служение Спасителя не ограничивалось определенным временем или местом. Его сострадание не знало границ. Масштабы проповеди Христа и Его служения исцеления были так велики, что во всей Палестине не нашлось бы такого помещения, которое могло бы вместить то множество людей, которые приходили к Нему. Зеленые склоны галилейских холмов, оживленные дороги, берег моря, синагоги — любое место, куда можно было принести к Нему больных, становилось лечебницей, в которой принимал Иисус. В каждом городе, в большом и малом селении, через которые Он проходил, Он возлагал руки на больных, исцеляя их. Везде, где были сердца, готовые принять Его весть, Иисус утешал их заверением в любви Небесного Отца. Весь день Он служил тем, кто приходил к Нему. Вечерами же Иисус уделял внимание тем, кто должен был днем трудиться, чтобы заработать на пропитание своим семьям.
Иисус нес на Себе тяжелейшую ношу ответственности за спасение людей. Он знал, что если не произойдут решительные перемены в принципах и целях, на которые ориентируется человечество, — все погибнут. Сознание этого невыносимо угнетало Его душу, и никто не мог по достоинству оценить всю тяжесть этого бремени. Одиноким Иисус прошел через детство, юность, одиноким Он вступил в пору зрелости…
Изо дня в день Иисус сталкивался с испытаниями и искушениями; изо дня в день Иисус соприкасался со злом и Своими глазами видел, какую силу и власть оно имеет над теми, кого Он всей душой стремился благословить и спасти. Но Он не унывал, не падал духом …
Он всегда был терпеливым и жизнерадостным, и страждущие принимали Его как вестника мира и жизни. Он видел и понимал нужды мужчин и женщин, молодежи и детей и приглашал всех: «Придите ко Мне!»…
Проходя через маленькие селения и большие города, Он был подобен живительному потоку, несущему жизнь и радость 6 .
Измененные по Его образу
Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2 Кор. 3:18 ).
Обремененные грехом, страждущие души, Иисус сошел с небес в Своем прославленном человеческом естестве, чтобы ходатайствовать за нас. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам , искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати». Мы должны постоянно взирать на Иисуса, Источника и Совершителя нашей веры, ибо, взирая на Него, мы изменимся в Его образ, наш характер уподобится Его характеру. Мы должны радоваться, что весь суд отдан Сыну, потому что в Своем человеческом естестве Он приобщился ко всем трудностям, которые осаждают человечество.
Быть освященным означает стать причастником Божеского естества, приобщившись к духу и мыслям Иисуса, всегда учась в школе Христа. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Своими силами никто из нас не может совершить это изменение в себе. Дух Святой, Утешитель, Которого, по словам Христа, Он послал в наш мир, изменяет наш характер по образу Христа. И когда это изменение совершится, мы будем отражать, как в зеркале, славу Господа. То есть характер человека, который взирает на Христа, настолько уподобляется Его характеру, что тот, кто смотрит на этого человека, видит в нем характер Христа, сияющий, как в зеркале. Незаметно для себя день за днем мы оставляем свои пути и свою волю и принимаем пути и волю Христа, привлекательность Его характера. Таким образом мы возрастаем во Христе и неосознанно отражаем Его образ.
Называющие себя христианами слишком привязаны к земному. Они привыкли смотреть на обыденное, и их мысли покоятся на том, куда устремлен их взор. У них часто поверхностный и неудовлетворительный духовный опыт. Их слова пусты и незначительны. Как такие люди могут отражать образ Христа? Как могут они посылать яркие лучи Солнца праведности во все темные уголки земли? Быть христианином — значит быть подобным Христу…
[Енох] находился под влиянием Иисуса. Он отражал Христов характер, проявляя те же качества благости, милосердия, нежного сострадания, сочувствия, долготерпения, кротости, смирения и любви. Ежедневное общение со Христом изменяло его в образ Того, с Кем он был тесно соединен 7 .
Христос вдохновляет души уверенностью в Боге
Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1 Ин. 5:4 ).
Какая именно вера побеждает мир? Такая вера, которая делает Христа вашим личным Спасителем, — такая вера, которая, признавая вашу беспомощность, полную неспособность спасти себя, держится за Помощника как единственную надежду, сильного, чтобы спасать. Такая вера, которая не разочаруется, которая слышит голос Христа: «Мужайтесь, ибо Я победил мир, и Моя Божественная сила принадлежит вам». Это вера, которая слышит Его слова: «Се, Я с вами во все дни до скончания века».
Церкви слабы, больны и близки к умиранию по той причине, что враг оказывает разочаровывающее влияние на трепещущие души. Он стремится скрыть от них Утешителя, Который обличает, предостерегает и увещевает их, говоря: «Вот путь, идите по нему». Христос имеет всю силу на небе и на земле, и Он может укрепить колеблющихся, исправить заблуждающихся. Он может вдохновить уверенностью и надеждой в Боге, а уверенность в Боге всегда передается другим.
Каждый человек должен осознать, что Христос является его личным Спасителем; тогда в христианской жизни будет проявляться любовь, усердие и непоколебимость. Какой бы ясной и убедительной ни была истина, она не освятит душу, не укрепит, не сделает сильной в борьбе, если не будет постоянно воплощаться в жизнь. Сатана добивается большого успеха, вставая между душой и Спасителем.
Христа никогда не следует забывать. Ангел сказал о Нем: «Наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Иисус, драгоценный Спаситель! В Нем сосредоточено все: наша уверенность, безопасность, способность быть полезными, наш мир. Он рассеивает все сомнения. Он — самая большая наша надежда. Как отрадно думать, что мы действительно можем стать причастниками Божеского естества, чтобы нам побеждать так, как победил Христос! Иисус — это исполнение наших ожиданий, мелодия наших гимнов, тень великой скалы на утомленной земле. Он — живая вода для жаждущей души. Он — убежище во время бури. Он — наша праведность, наше освящение, наше искупление. Если Христос является нашим личным Спасителем, мы воздадим хвалу Тому, Кто вызвал нас из тьмы в чудный Свой свет…
Христос умер, потому что был нарушен закон, дабы виновный человек был спасен от наказания за свое тяжкое преступление. Но история показала, что легче уничтожить мир, чем преобразовать его, ибо люди распяли Господа славы, Который пришел соединить землю с небом и человека с Богом 8 .
Глаза веры всегда видят Христа
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ).
Христос сказал: «Лучше для вас, чтобы Я пошел». Тогда никто не будет иметь преимущества из-за своего места жительства или личного пребывания со Христом. Духовно Спаситель в равной мере доступен всем, и в этом смысле Он ближе ко всем нам, чем если бы Он не вознесся на небо. Ныне все имеют одинаковое преимущество взирать на Него и отражать Его характер. Око веры всегда видит Его и Его благость, благодать, долготерпение, учтивость и любовь — эти духовные и Божественные качества. И когда мы взираем на Него, мы преображаемся по Его подобию.
Вскоре Христос грядет на облаках небесных, и мы должны приготовиться встретить Его, не имея пятна, порока или чего-либо подобного. Ныне мы должны принять приглашение Христа. Он говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Слова, обращенные к Никодиму, имеют практическую ценность и для нас сегодня: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть , а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышет, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
На наши сердца должна влиять преобразующая сила Христа. Мы должны изучать жизнь Христа и подражать Божественному Образцу. Мы должны размышлять о совершенстве Его характера и изменяться по Его подобию. Никто не войдет в Царство Божье, если не подчинится воле Христа.
Небеса свободны от всякого греха, от всякого осквернения и нечистоты. И если мы хотим жить в небесной атмосфере, если хотим видеть славу Христа, то должны быть чистыми сердцем, обладать совершенным характером благодаря Его благодати и праведности. Мы будем взяты на небо не с нашими удовольствиями и развлечениями, но готовыми к славным обителям, которые Христос пошел приготовить для нас. Если мы останемся верными, если будем стремиться искать благо для других, если мы будем терпеливыми в добрых делах, то при Своем пришествии Христос увенчает нас славою, честью и бессмертием 9 .
Христос перекинул мост над пропастью, образованной грехом
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 )
Начало греха — в эгоизме. Люцифер, осеняющий херувим, захотел быть первым на небе. Он стремился к власти над небесными существами, чтобы отдалить их от Творца и заставить поклоняться себе. Для этого он представил им Бога в ложном свете, обвинив Его в стремлении к самовозвеличению. Свои собственные порочные наклонности он приписал любящему Творцу. Так он ввел в заблуждение ангелов и людей, заронив в них недоверие к Слову Божьему и заставив сомневаться в Его доброте. Поскольку Бог преисполнен необыкновенного величия, а сущность Его — правосудие, то сатана заставил людей думать, что Он жестокий и непрощающий. Ему удалось обмануть первых людей и склонить их на свою сторону, принудив восстать против Бога. И море страданий затопило землю.
Утратив истинное представление о Боге, земля погрузилась в духовный мрак. И для того, чтобы рассеять тьму, чтобы мир мог вновь обратиться к Богу, необходимо было сокрушить сатанинское обольщение. Но этого нельзя было сделать силой. Применение силы противоречит основам Божественного правления. Бог желает только служения, основанного на любви, а к любви нельзя принудить. Любовь можно вызвать только любовью. Знать Бога — значит любить Его. Поэтому и необходимо было открыть характер Бога, противоположный характеру сатаны. И это могло сделать только одно Существо во всей Вселенной. Только Тот, Кто знал всю красоту и глубину любви Божьей, мог явить ее миру. Над землей, погруженной во тьму греха и беззакония, должно было взойти «Солнце правды и исцеление в лучах Его» ( Мал. 4:2 ).
План нашего искупления созрел гораздо раньше грехопадения Адама. Он был откровением «тайны, о которой от вечных времен было умолчано» ( Рим. 14:24 ). В нем раскрывались принципы, которые от века были основанием Божественного престола. От начала Бог и Христос знали об отступничестве сатаны и о грехопадении человека, поддавшегося обольщающей силе отступника. Бог не предопределил существование греха, но Он предвидел его возникновение и предусмотрел план избавления от страшной катастрофы…
Поскольку Иисус пришел и жил с нами, мы знаем, что Богу известны выпавшие на нашу долю испытания, что Он сочувствует нам в наших скорбях. И теперь сыновья и дочери Адама могли воочию убедиться, что наш Творец — Друг грешникам. Ибо в каждом благодатном уроке, в каждом радостном обетовании, в каждом проявлении любви, во всем, что совершил Спаситель на земле, мы видим, что «с нами Бог» 10 .
Сияющий образ Божества
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ).
Идеалом христианина является подобие Христу. Как Сын Человеческий был совершенен в Своей жизни, так и Его последователи должны быть совершенны в своей. Иисус во всем уподобился Своим братьям. Он имел такую же плоть, как и мы. Он испытывал голод, жажду, усталость. Он поддерживал Свои силы пищей и сном. Он разделил участь человека, и вместе с тем Он был непорочным Сыном Божьим. Он был Богом во плоти. Свойства Его характера должны быть присущи нам…
Христос — это лестница, увиденная Иаковом, основание которой было на земле, а верхняя часть достигала небесных врат — самого преддверия славы. Если бы лестница хотя бы немного не доставала до земли, мы бы погибли. Но Христос достигает нас, где бы мы ни были. Он принял нашу природу и победил, чтобы и мы могли победить, приняв Его природу. «В подобии плоти греховной» ( Рим. 8:3 ) Он жил безгрешной жизнью. Ныне благодаря Своей Божественности Он достигает небесного престола, тогда как благодаря Своей человеческой природе Он достигает нас. Он призывает нас через веру в Него обрести славу Божественного характера. Поэтому мы и должны быть совершенны, как «совершен Отец наш Небесный».
Иисус истолковал, в чем состоит праведность, и указал на Бога как на ее Источник. Теперь Он обращается к практическим обязанностям. Раздавая милостыню, молясь и постясь, говорит Он, не старайтесь привлечь внимание к себе, не стремитесь к тому, чтобы вас похвалили. Искренне благотворите жаждущим беднякам. В молитве человек должен общаться с Богом. Если ты постишься, не ходи с опущенной головой и сердцем, наполненным помышлениями о себе… Только тот, кто безраздельно покоряется Богу, совершает наиболее приемлемое служение для Господа. Потому что через общение с Богом люди становятся Его соработниками, являя всем Его характер.
Служение, которое совершается от искреннего сердца, будет щедро вознаграждено. «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Если мы живем по благодати Христа, мы совершенствуемся. Душе возвращается первоначальная духовная красота, появляются черты, свойственные Христу, и начинает сиять образ Божий. На лицах людей, которые живут, сознавая присутствие Божье, отражается небесный мир. Небесная атмосфера окружает их. Для этих душ уже настало Царство Божье. Они радуются радостью Христа, являясь благословением для человечества. Им доверена высокая честь — творить дело Господа во имя Его 11 .
Христос принес духовное и физическое исцеление
Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои ( Пс. 102:2, 3 ).
Христос повелел расслабленному встать и идти, чтобы знали, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи».
Расслабленный обрел в Иисусе исцеление и души, и тела. Духовное исцеление сопровождалось физическим выздоровлением. Мимо этого урока нельзя пройти. Сегодня тысячи людей страдают от болезней плоти, и они, подобно расслабленному, жаждут услышать: «Прощаются тебе грехи твои». Бремя греха влечет за собой беспокойство, неудовлетворенные желания и является основой всех болезней. Эти люди не найдут себе успокоения до тех пор, пока не придут к Тому , Кто исцеляет души. Только Он может дать мир, который укрепит ум и оздоровит тело.
Иисус пришел, чтобы «разрушить дела диавола». «В Нем была жизнь», и Он говорит: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком». Он есть «дух животворящий». И поныне Он обладает той же животворящей силой, как и прежде, когда исцелял больных и прощал грешников. Он «прощает все беззакония твои» и «исцеляет все недуги твои».
Исцеление расслабленного подействовало на народ так, будто небо разверзлось и явилась слава лучшего мира. Когда исцеленный человек проходил сквозь толпу, благословляя Бога на каждом шагу, чувствуя необычную легкость, люди сторонились и испуганно смотрели на него, перешептываясь между собой: «Странные вещи мы видели сегодня»…
В доме исцеленного воцарилась великая радость… Он стоял перед ними в расцвете сил. Некогда безжизненные руки теперь легко повиновались ему. Еще недавно сморщенная, со свинцовым налетом, его кожа теперь была свежей и здоровой. Его походка стала твердой и непринужденной. Лицо светилось радостью и надеждой, а выражение чистоты и умиротворения стерло следы греха и страдания. Радостное благодарение раздавалось в этом доме, и Бог был прославлен через Своего Сына, Который вернул надежду потерявшим ее и силу разбитому параличом. Этот человек и вся его семья были готовы жизнь свою положить за Иисуса. Даже малейшее сомнение не омрачало их веру, и никакое неверие не умаляло их преданности Тому, Кто принес свет в их мрачное жилище 12 .
Слова Христа обладали убеждающей силой
Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ).
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его… и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним»…
Немедленное, беспрекословное повиновение этих людей, которым не было обещано никакого вознаграждения, изумляет. Но слова приглашения Христа таили в себе побуждающую силу. Христос сделает этих скромных рыбаков, связавших свою жизнь с Ним, теми орудиями, которые будут служить освобождению людей от служения сатане и обращению их к служению Богу. В этой работе они станут свидетелями Христа, которые несут миру Его цельную, не разбавленную человеческими традициями и софистикой истину. Следуя за Иисусом, работая вместе с Ним, подражая Его достоинствам, эти люди обретут способность стать ловцами человеков…
Три года трудились они вместе со Спасителем, Который Своими наставлениями, делами исцеления и личным примером готовил их к продолжению начатой Им работы. В простоте веры и чистом, кротком служении ученики познавали, как следует выполнять свои обязанности в деле Божьем.
Вот те уроки, которым нам надлежит учиться из жизни апостолов. Это были люди, абсолютно преданные и верные принципам. Это были люди, которые не подведут и не впадут в уныние. В своем ревностном служении Богу они были полны благоговения, исполнены самых благородных замыслов и устремлений. По природе своей ученики были столь же слабы и беспомощны, как любой из тех, кто ныне занимается этой работой. Но они всецело доверились Господу. Они обладали богатством, но это было богатство ума и душевной культуры. Всякий, для кого Бог станет Альфой и Омегой и Наилучшим во всем, может обрести это богатство. Долго и с большим трудом постигали ученики уроки, преподанные им в школе Христа, но их усилия не остались тщетными. Они соединили себя с самой могущественной из всех сил. Они непрестанно жаждали более глубокого, более полного и более широкого понимания вечных истин, дабы иметь возможность успешно представлять сокровища истины нуждающемуся миру…
Свет истины должен воссиять повсюду, чтобы сердца людей могли пробудиться и обратиться. Евангелие должно быть провозглашено во всех странах. Служителям Божьим надлежит трудиться во всех местах, и дальних, и близких, расширяя обработанную часть виноградника и переходя дальше. Они должны трудиться, доколе длится день; ибо придет ночь, когда никто не сможет трудиться 13 .
Христос признавал человеческое достоинство
А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду ( Еф. 2:13, 14 ).
Христос не признавал национальных разграничений, различий по чину или убеждениям. Книжники и фарисеи желали сделать небесные дары местной, национальной привилегией, недоступной остальным членам всемирной Божьей семьи, но Христос пришел, чтобы сломать все стены разделения. Он пришел показать, что Его дар милосердия и любви так же невозможно заключить в какие-либо рамки, как воздух, свет или потоки дождя, освежающего землю.
Жизнь Христа установила религию, в которой нет никаких каст, религию, в которой иудей и язычник, свободный и раб связаны узами единого братства и равны перед Богом. Ни один политический вопрос не оказывал влияния на Его действия. Он не делал разницы между соседями и чужими, друзьями и врагами. Каждый, кто обращался к Нему, был для Него драгоценной душой, жаждущей воды живой.
Ни разу Он не прошел мимо человека, считая его недостойным, но стремился использовать Свою целительную силу, чтобы помочь каждой душе; среди кого бы Иисус ни находился, Его уроки всегда были уместными и соответствовали обстоятельствам и времени. Всякое пренебрежительное или оскорбительное отношение людей к своим ближним все более укрепляло Его убеждение в том, что они остро нуждаются в Его Богочеловеческом сочувствии. Он стремился внушить надежду самым очерствевшим и озлобленным из них, даруя им уверенность в том, что они смогут стать безупречными и чистыми, обретя такой характер, какой сделает их истинными детьми Божьими.
Часто Он встречал людей, одержимых сатаной, у которых не было сил вырваться из его западни. К таким — потерявшим мужество, больным, искушаемым, падшим — Иисус обращался со словами самого нежного участия и сострадания, словами, в которых они нуждались и которые были доступны их пониманию. Других Он заставал в рукопашной схватке с врагом человеческих душ. В таких Иисус вселял мужество и желание выстоять, заверяя их в том, что они, несомненно, победят, ибо ангелы Божьи на их стороне и они помогут обрести победу.
За столами мытарей Он сидел как почетный гость, Своим сочувствием и добротой показывая, что Он признает их человеческое достоинство, и люди страстно желали оказаться достойными Его доверия. В их страждущие сердца Его слова изливались блаженной, живительной влагой. В них пробуждались новые устремления, и для них, отвергнутых обществом, открывалась перспектива новой жизни.
Несмотря на то, что Он был евреем, Иисус свободно общался с самарянами… И когда Он привлекал к Себе их сердца человеческим сочувствием, Его Божественная благодать приносила им спасение, отвергнутое иудеями 14 .
Христос признавал права каждого человека
Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян. 10:35 ).
Господь Иисус требует, чтобы мы признавали права каждого человека. Следует принимать во внимание как социальные права людей, так и их права как христиан. Ко всем следует относиться тактично и деликатно, поскольку все — дети Божьи.
Христианство облагораживает человека. Христос вежливо относился даже к тем, кто преследовал Его. Тот же дух должны являть и Его истинные последователи. Посмотрите на Павла, когда он предстал перед правителями. Его речь перед Агриппой дает нам пример подлинной учтивости, равно как и убеждающего красноречия. Евангелие поощряет не официальную вежливость, столь обычную для мира, но любезность, проистекающую от истинной доброты сердца.
Самое тщательное соблюдение внешних норм поведения неспособно гарантировать от проявлений раздражения, резких суждений и неуместных высказываний. Истинная учтивость не может проявиться в характере до тех пор, пока человеком правит эгоизм. В сердце должна воцариться любовь. В основе действий серьезного христианина лежит глубочайшая любовь к Господу. Из корней его любви ко Христу произрастает бескорыстный интерес к своим братьям. Любовь наделяет человека благодатью, культурой и привлекательностью манер. Она освещает его лицо и смиряет голос; она очищает и возвышает все естество человека 15 .
Некоторые из тех, с кем вам приходится общаться, могут оказаться людьми грубыми и нелюбезными, однако это не причина для того, чтобы стали менее любезны и вы сами. Тот, кто желает сохранить самоуважение, должен следить за тем, чтобы не ранить чувство самоуважения в других. Это правило следует неуклонно соблюдать в общении с самыми скучными и самыми неуклюжими личностями. Вам не известно, каковы планы Божьи относительно этих, казалось бы, совершенно бесперспективных людей. В прошлом бывало так, что столь же малопривлекательным или бесперспективным людям Он поручал выполнение великой работы. Воздействуя на сердце, Его Дух доводил до максимального совершенства все способности характера. Господь усмотрел в этих грубых, необработанных камнях драгоценный материал, который выдержит бурю, жару и давление 16 .
Будьте учтивы с теми, с кем вы общаетесь. Таким образом вы почтите Бога. Славьте Господа за Его благость. Поступая так, вы свидетельствуете о Нем и готовитесь к общению с ангелами. Находясь в этом мире, вы учитесь тому, как вести себя в семье Христа на небесах 17 .
Христос не был лицеприятным к людям
Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен ( Деян. 10:34 ).
Религия Христа поднимает человека, принимающего ее, на более высокий уровень мысли и действия, и в то же время она представляет весь род человеческий как равноценные объекты Божьей любви, искупленные жертвой Его Сына. У ног Иисуса встречаются богатый и бедный, образованный и невежда, совершенно забывая при этом об общественном положении или мирском превосходстве. Когда мы взираем на Того, Которого наши грехи пригвоздили ко кресту, то напрочь забываем все земные различия. Самоотречение, снисходительность, бесконечное сострадание Того, Кто был превознесен на небесах, посрамляет человеческую гордость, самомнение и социальную кастовость. Чистая, неоскверненная религия, провозглашая свои Божественные принципы, соединяет всех, кто освящен через истину. Все обращенные предстают перед Ним как искупленные Кровью души и равно зависимые от Того, Кто искупил их Богу.
Господь даровал людям таланты для того, чтобы они могли совершенствоваться. Те, кому Он доверил деньги, должны использовать свой талант для приобретения средств для Господа. Люди, обладающие влиянием в обществе, обязаны использовать данные Богом возможности. Те, кого Он наделил мудростью, должны принести этот дар ко кресту Христову и употреблять его ради славы Божьей.
А у бедных есть свой талант, который, вероятно, больше всех вышеупомянутых: это простота характера, смирение, добродетель, уверенность в Боге. Своим упорным трудом, полной зависимостью от Бога они направляют тех, с кем общаются, к Иисусу, своему Искупителю. Их сердца полны сострадания к бедным, их дом всегда открыт для нуждающихся и обремененных. И их свидетельство ясно и определенно указывает на то, Кем является для них Иисус. Они ищут славы, чести и бессмертия, и их наградой будет жизнь вечная.
Для того, чтобы в человеческом братстве все было единым целым, требуются самые разнообразные таланты, и Церковь Христова состоит из людей, принадлежащих к разным слоям общества и обладающих различными способностями. Бог никогда не предусматривал, чтобы людская гордость мешала исполнению того, что Он задумал в Своей неизреченной мудрости, а именно: объединению в единое целое людей разных классов, рас и способностей. Никто не вправе умалять даже малый аспект великого дела Божьего, невзирая на то, какое положение занимают в нем люди — высокое или низкое. Все, исповедующие Христа, в различной степени имеют свою часть в деле распространения света… Мы все связаны с великой семьей человечества и не можем лишать друг друга сострадания , не рискуя потерять что-то очень важное 18 .
Христос — наш пример истинной учтивости
(Будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны ( 1 Петр. 3:8 ).
Те, кто трудится для Христа, должны быть людьми честными и надежными, твердыми, как скала, в убеждениях и в то же время добрыми и братолюбивыми. Братолюбие — один из даров Духа. Иметь дело с умами людскими — величайшая работа, когда-либо возлагавшаяся на человека. Тот, кто стремится найти доступ к сердцам, должен следовать наставлению Писания: «(Будьте)… сострадательны, братолюбивы» ( 1 Петр. 3:8 ). Любовь сделает то, чего невозможно добиться какими бы то ни было аргументами. Однако одно-единственное проявление раздражения, один лишь грубый ответ, отсутствие христианской вежливости и братолюбия в какой-то мелочи могут привести к утрате как друзей, так и влияния.
Христианскому работнику необходимо стремиться быть таким, Каким был на земле Христос. Он — наш Пример не только в Своей незапятнанной чистоте, но и в Своем терпении, мягкости и обаятельности. Его жизнь дает нам пример истинного братолюбия. Для нуждающихся и угнетенных у Христа всегда находились добрый взгляд и слово утешения. Его присутствие создавало в доме атмосферу чистоты. Жизнь Иисуса воздействовала на общество, подобно тому как дрожжи действуют на тесто. Чистый и неоскверненный, Он ходил среди бездумных, грубых, бесчувственных; среди мытарей, неправедных самарян , воинов-язычников, неотесаных землевладельцев и пестрой толпы. И везде Он говорил слова сочувствия и утешения. Когда Спаситель видел усталых, вынужденных нести тяжкие бремена людей, Он разделял эти бремена с ними, повторяя для них те уроки любви Божьей, Его доброты и благости, которые Он усвоил из природы. Иисус стремился вдохнуть надежду в души самых грубых и, казалось, потерянных людей. Он наделял этих несчастных уверенностью в том, что они могут обрести такой характер, который будет со всей очевидностью свидетельствовать, что они являются детьми Божьими.
Религия Иисуса смягчает все жестокое и грубое в характере. Она умеряет грубость и резкость манер. Она побуждает человека быть любезным в словах и привлекательным в поведении. Нам следует учиться у Христа тому, как соединять чистоту и честность в высшем смысле с жизнерадостностью. Добрый и братолюбивый христианин — наиболее могущественный довод, который можно привести в пользу христианства.
Добрые слова подобны росе и благодатному дождю для души. Согласно Писанию, благодать излилась в уста Иисуса, чтобы Он мог «словом подкреплять изнемогающего» ( Ис . 50:4 ). И Господь наставляет нас: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатию», «дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Кол. 4:6; Еф. 4:29 ) 19 .
Сущность подлинной вежливости — это уважение к другим 20 .
Христос является примером в общественных отношениях
И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники; ибо много их было, и они следовали за Ним ( Мк. 2:15 ).
Каждому, кто называет себя сыном или дочерью Бога, следует постоянно помнить о том, что как миссионер он столкнется с самыми разными типами поведения и мышления. Среди них будут люди с утонченными манерами и грубые, скромные и гордые, настроенные религиозно и скептически, образованные и невежественные, богатые и бедные. С разными людьми нельзя обращаться одинаково, однако все они нуждаются в доброте и сочувствии. Благодаря взаимному общению оттачивается и совершенствуется наш ум. Мы зависимы друг от друга и тесно связаны между собой узами братства…
Именно через общественные отношения христианство вступает в контакт с миром. Каждый мужчина или женщина, которые получили Божественный свет, призваны пролить его на темный путь тех, кто незнаком с лучшим образом жизни. Общественная сила, освященная Духом Христа, должна совершенствоваться приведением душ к Спасителю. Христос не должен быть спрятан глубоко в сердце, как вожделенное сокровище, священное и благое, чтобы Его обладатель наслаждался им в одиночку. Мы должны иметь Христа в себе подобно чистому источнику, текущему в жизнь вечную, который освежает всех, кто общается с нами 21 .
Христос не избегал людей и дружеского общения с ними. Приглашенный на пир мытарем или фарисеем, Он принимал приглашение. В таких случаях каждое произносимое Им слово было для слушателей благоуханием жизни в жизнь, ибо Он использовал час трапезы для того, чтобы преподать драгоценные уроки, которые были им так необходимы. Таким образом Христос учил Своих учеников, как вести себя в обществе как верующих, так и далеких от религии людей. Своим собственным примером Он учил их, что в любом общественном собрании их разговор не обязательно должен быть таким, какой обычно ведут в подобных случаях…
Если Христос пребывает в душе, то из сокровищницы сердца польются чистые и возвышенные слова. Если же Христа там нет, то человека будут удовлетворять легкомысленные, пустые шутки и разговоры, которые служат помехой его духовному возрастанию и огорчают ангелов Божьих. Язык — непокорный орган, но так не должно быть. Он должен быть обращен, ибо талант речи поистине бесценен. Христос всегда готов даровать Свои богатства, и мы должны собирать драгоценности, подаренные Им, чтобы впоследствии раздавать их, когда мы говорим 22 .
Являя дух и силу Христа
Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин. 7:46 ).
Когда Иисус произносил Нагорную проповедь, рядом с Ним находились Его ученики; к тому же множество людей, движимых сильным любопытством, также старались быть как можно ближе к Нему. Все ждали чего-то необычного. Внимательное, сосредоточенное выражение лиц свидетельствовало о глубоком интересе слушателей. Внимание всех было приковано к Иисусу. Его глаза светились невыразимой любовью, а небесное выражение Его лица придавало значение каждому произнесенному Им слову. В этой толпе находились и небесные ангелы. Здесь же присутствовал и враг человеческих душ со своими злыми ангелами, готовый противодействовать, если возможно, влиянию Небесного Учителя.
Истины, которые произносил Иисус, прошли сквозь века и светили среди всеобщей тьмы заблуждения. Многие находили в них то, в чем более всего нуждается душа, — истинное основание веры и практических дел. Однако в этих словах, сказанных величайшим Учителем из всех, когда-либо известных миру, не видно желания выставить напоказ собственное красноречие. Они ясны; выраженные в них мысли и чувства отмечены величайшей простотой. Их могли понять бедные, невежественные и самые простые люди. Господь небес по Своей милости и доброте обращался к душам , которые Он пришел спасти. Он учил их как власть имеющий, произнося слова вечной жизни.
Все должны как можно полнее подражать Небесному Образцу. Хотя люди не чувствуют в себе силы, которую имел Иисус, они могут соединить себя с Источником силы, чтобы Иисус мог пребывать в них, а они — в Нем и чтобы Его дух и Его сила проявились в них.
«Ходите во свете, как Он во свете». Привязанность к миру и эгоизм — вот что отделяет от Бога. Вести, посылаемые с небес, таковы, что они вызывают сопротивление. Верные свидетели Христа и истины будут обличать грех. Их слова, подобно удару молота, будут разбивать твердые как камень сердца и, подобно огню, выжигать шлак. Ощущается постоянная нужда в пылких, решительных вестях предостережения. У Бога всегда найдутся люди, верные долгу. В нужное время Он посылает Своих преданных вестников совершать служение, подобное служению Илии 23 .
Высокообразованным ученым людям самые драгоценные уроки были преподаны скромными христианами, которых все считали малограмотными. Но эти безвестные ученики получили образование в высшей из всех школ. Они сидели у ног Того, Кто говорил так, как «никогда человек не говорил» 24 .
Откровение Божьей любви на кресте
Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога ( Рим. 8:34 ).
Откровение Божьей любви к человеку достигло апогея на кресте. Его полное значение не в силах выразить язык, не может изобразить перо, и человеческий ум не может постичь его. Глядя на Голгофский крест, мы только можем сказать: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ).
Христос, распятый за наши грехи, Христос, воскресший из мертвых, Христос, вознесшийся на небеса, — вот наука о спасении, которую мы должны изучать и которой должны учить других…
«Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога». «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Рим. 8:34; Евр. 7:25 )…
Именно посредством дара Христова мы получаем все благословения. С этим даром изливается на нас день за днем неисчерпаемый поток благодати Господней. Каждый цветок со всеми своими тонкими оттенками и благоуханием дан нам на радость благодаря этому единственному дару. Солнце и луна были сотворены Им. Не существует такой звезды, украшающей небеса, которую бы не Он создал. Каждая капля дождя, падающая на землю, каждый луч света, озаряющий наш неблагодарный мир, свидетельствуют о любви Бога, явленной во Христе. Все отдано нам через этот неизреченный дар Его Единородного Сына. Он был пригвожден ко кресту, чтобы все эти щедроты могли излиться на Божьи создания.
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1 Ин. 3:1 )…
Знанием о Боге, явленном во Христе, должны обладать все спасенные. Это знание совершает преобразование характера. Это знание, принятое сердцем, воссоздает душу по образу Божьему. Оно наделяет все наше естество духовной силой, берущей начало от Божественного источника…
О Своей собственной жизни Спаситель сказал: «Я соблюл заповеди Отца Моего» ( Ин. 15:10 ). «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин. 8:29 ). Каким Иисус был в облике человеческом, таким Бог предназначил стать Своим последователям. Его силой нам надлежит вести жизнь чистую и благородную — такую, какую вел Спаситель 25 .
Наша единственная безопасность — в Скале Иисусе Христе 26 .
Слава Христа сияет на разбойника
Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Лк. 23:42 ).
Страдая на кресте, Иисус имел одно утешение. Это была молитва раскаявшегося разбойника. Оба преступника, распятые вместе с Иисусом, вначале поносили Его. Один из них еще более ожесточился в муках.
Но его товарищ вел себя совсем не так. Этот человек не был закоренелым преступником. Дурное общество увело его с доброго пути. Но его вина была не так велика, как тех, кто стоял у подножия креста и поносил Спасителя. Он видел Иисуса, слышал Его учение и проникся им, но под влиянием священников и старейшин он отвернулся от Него. Стремясь заглушить голос совести, он все глубже и глубже погружался в пучину греха, пока его не схватили и не судили как преступника, приговорив к смерти на кресте.
И в зале суда, и по пути на Голгофу он был рядом с Иисусом. Он слышал, как Пилат заявил: «Я не нахожу в Нем никакой вины» ( Ин. 19:4 ). Он заметил Его величественность, он слышал, как Иисус просил, чтобы Его мучители были прощены. С креста он видел, как многие священники изощрялись в насмешках и издевательствах над Господом Иисусом. Он видел, как они кивали головой в Его сторону, слышал, как его товарищ упрекал Христа: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас».
В толпе он видел многих, кто защищал Иисуса; он слышал, как они повторяют Его слова и рассказывают о Его делах. И в душе этого преступника снова появляется убеждение, что это — Христос… Его жизнь, исковерканная грехом, подходит к концу. «И мы осуждены справедливо, — простонал он, — потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал»…
Теперь в нем пробуждаются странные, теплые чувства. Он вспоминает все, что слышал об Иисусе, вспоминает, как Христос исцелял больных и прощал грехи… Святой Дух озаряет сознание разбойника. И постепенно в его уме выстраивается цепочка доказательств. В избитом, осмеянном, распятом на кресте он видит Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. В голосе этого человека звучит и надежда, и мука, когда он, беспомощный и умирающий, призывает Спасителя: «Помяни меня, Господи, — кричит он, — когда приидешь в Царствие Твое!».
И тут же был дан ответ. Мягкий, мелодичный, полный любви, сострадания и силы голос произнес: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»…
Всем сердцем Он жаждет услышать хотя бы малейшее выражение веры от Своих учеников… Какой же радостью для Спасителя были слова веры и любви, произнесенные умирающим разбойником! 27
Христос — наш Пример — является всем и во всем
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин. 1:4 ).
Евангельская этика не признает никакого другого идеала, кроме совершенства Божьих мыслей, Божьей воли. Бог требует от Своего творения преобразования сообразно Его воле. Несовершенство характера — это грех, а грех есть преступление закона. Все праведные свойства характера пребывают в Боге как совершенное, гармоничное целое. Всякий, кто принимает Христа как своего личного Спасителя, обладает преимуществом иметь эти свойства. Такова наука святости.
Какие славные возможности открыты перед падшим человечеством! Через Своего Сына Бог открыл совершенство, которого способен достичь человек. Через заслуги Христа он поднимается из своего падшего состояния очищенным и делается драгоценнее золота офирского. Для него становится возможным общаться с ангелами в славе и отражать образ Иисуса Христа, сияющий в сверкающем великолепии с вечного престола. У человека есть преимущество обладать верой, чтобы посредством силы Христа однажды обрести бессмертие. И все же сколь редко он сознает, каких высот может достичь, если позволит Богу руководить каждым своим шагом!
Бог дает возможность каждому человеческому существу раскрыть свою индивидуальность. Он не желает, чтобы кто-либо растворил ее в индивидуальности другого смертного человека. Все, кто хочет быть преобразованным в мыслях и характере, должны смотреть не на людей, а на Божественный Образец. Бог приглашает: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Посредством обращения и преобразования люди должны обрести мысли и чувства Христа. Каждый должен стоять перед Богом с индивидуальной верой, личным опытом, зная, что в нем присутствует Христос, упование славы. Подражать примеру любого человека — даже, может быть, очень близкого к совершенству характера — значит полагаться на заблуждающееся человеческое существо, которое неспособно наделить ни йотой, ни чертой совершенства.
В качестве образца мы имеем Того, Кто есть все во всем, Кто «лучше десяти тысяч других», совершенство Которого выше всякого сравнения. Свою жизнь Он сделал славным примером для всеобщего подражания. Во Христе соединились богатство и нищета, величие и унижение, безграничная сила и кротость со смирением, которые будут отражаться в каждой душе, принимающей Его. Через способности и свойства человеческого ума в Нем открылась мудрость величайшего Учителя, Которого когда-либо знал мир.
На виду у всего мира Бог совершенствует нас как живых свидетелей того, какими могут стать люди посредством благодати Христа 28 .
Христос есть истина
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня ( Ин. 14:6 ).
Христос есть истина. Его слова верны и истинны, и они несут в себе более глубокий смысл, чем кажется поверхностному взгляду. Все высказывания Христа обладают огромной ценностью, внешне не сопоставимой с их кажущейся простотой. Но разум, облагороженный и укрепленный силою Святого Духа, осознает ценность этих простых высказываний. Он узрит драгоценные жемчужины истины, даже если они сокрыты.
Человеческие теории и умозаключения никогда не приведут нас к пониманию Слова Божьего. Люди, считающие, что они достаточно хорошо понимают философию, часто думают, что их объяснения, безусловно, необходимы для того, чтобы открыть сокровищницу истины и воспрепятствовать ересям войти в церковь. Но как раз эти-то их объяснения и толкования и приводят нередко к ложным теориям и ересям. В разные времена люди предпринимали отчаянные усилия, чтобы объяснить то, что они считали запутанным и сложным в Писаниях; но слишком часто их попытки лишь еще более затемняли то, что они пытались сделать ясным.
Священники и фарисеи думали, что они как учителя делают великое дело, пытаясь дать собственное истолкование Слова Божьего, но Христос сказал о них: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ). Он обвинил их в том, что они учат «учениям, заповедям человеческим» ( Мк. 7:7 ). Несмотря на то, что они были учителями Божьего Слова и, как предполагалось, должны были это Слово понимать, они в действительности не были исполнителями этого Слова. Сатана ослепил их умы, чтобы они не могли разглядеть истинный смысл Слова Божьего.
Это относится ко многим и в наши дни. Многие церкви виновны в этом грехе. В мире постоянно существует опасность, великая опасность того, что так называемые мудрецы современного мира повторят заблуждения иудейских учителей. Они ложно истолковывают Божественное Слово, и потому многие души испытывают растерянность и блуждают во тьме, далекие от правильного восприятия Божественной истины.
Не следует читать Писания в тусклом свете традиционных представлений и человеческих домыслов. Пытаться объяснить Писания, опираясь на предания или воображение человека, — это то же самое, что добавлять к солнечному свету слабое сияние светильника. Святое Слово Божье не нуждается в тусклом свете земных светильников. Оно само является мощным источником света, славой Божьей, открывающейся людям, и рядом с ним тускнеет любой иной свет 29 .
Истина — вот в чем мы все нуждаемся, истина, которая действует любовью и очищает душу 30 .
Христос является совершенным примером для всех
Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк. 2:52 ).
Человек пал. Образ Божий в нем искажен. Из-за непослушания влечения его порочны, силы слабы, и ему, видимо, ничего не остается, как только ждать бедствий и Божьего гнева. Но Бог через Христа даровал средство избавления и потому говорит каждому: «Будь совершен». Намерение Божье заключается в том, чтобы человек предстал перед Ним праведным и благородным, и это намерение исполнится. Он послал в этот мир Своего Сына понести наказание за грех человека и показать ему, как жить безгрешной жизнью.
Христос — это наш Идеал. Он оставил совершенный пример для детей, молодежи, людей зрелого возраста. Он пришел на эту землю и прошел через различные ступени человеческого опыта. В Его жизни не было места греху. От начала до конца Своей земной жизни Он сохранил незапятнанной Свою верность Богу. В Слове Божьем о Нем сказано: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем». Он «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков».
Спаситель жил не для того, чтобы угождать Себе… В этом мире у Него не было дома, только друзья по доброте своей давали Ему приют, однако там, где Он находился, казалось, будто небеса спускались на землю. День за днем Он сталкивался с испытаниями и искушениями, однако не ослабевал и не разочаровывался. Христос всегда был терпеливым и бодрым, и скорбящие тянулись к Нему как к Вестнику жизни, мира и здоровья. В Его жизни не было ничего нечистого и неблагородного…
Божье повеление гласит: «Будьте святы, потому что Я свят». Святость — это отражение Божьей славы. Но чтобы отражать эту славу, мы должны сотрудничать с Богом. Сердце и разум должны быть свободны от всего, что ведет ко злу. Слово Божье следует читать и изучать с искренним желанием черпать из него духовную силу. Это Слово является небесным хлебом. Те, кто принимает его и делает неотъемлемой частью своей жизни, возрастают в силе Божьей. Наше освящение — это Божья цель во всем, что Он посылает нам. Он избрал нас от вечности, чтобы мы были святы. Христос провозглашает: «Воля Божия есть освящение ваше». Приведены ли ваши желания, наклонности и воля в соответствие с Божественной волей?..
Если мы будем жить жизнью Спасителя, побеждая каждое эгоистичное желание, смело и бодро исполняя свой долг перед Богом и ближними, это сделает нас больше, чем победителями. Это приготовит нас к тому, чтобы стоять перед великим белым престолом без пятна и порока в одеждах, омытых и убеленных Кровью Агнца 31 .
Христос — «Князь мира»
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5:9 ).
Миссия Христа как Князя мира (см. Ис. 9:6 ) состояла в том, чтобы вернуть небу и земле потерянный через грехопадение мир. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5:1 ). Кто решился отказаться от греха и открыть свое сердце для любви Христовой, тот становится участником небесного мира.
Кроме Христа нет другого источника мира. Благодать Иисуса, принятая в сердце, заглушает в нем голос вражды и распрей и наполняет душу любовью. Тот, кто живет в мире с Богом и ближними, не может быть несчастным. В его сердце нет зависти, нет места злобе и подозрительности, нет и тени ненависти. Каждый, согласный с требованиями Божьими, почувствует на себе действие небесного мира и станет распространять его благотворное влияние и на других. Подобно росе, дух мира снизойдет на утомленные от житейской суеты сердца.
Последователи Иисуса посланы в мир с вестью о мире. Тот, кто, сам того не сознавая, своей тихой, благочестивой жизнью распространяет вокруг себя любовь Христа, кто словом и делом побуждает другого отречься от греха и полностью отдать сердце Богу, — тот действительно миротворец.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Дух мира свидетельствует об их единстве с небесами, и дыхание Христа окружает их; благотворное влияние всего их существа, их приятный характер говорят миру, что они истинные дети Божьи, которые находятся в общении с Иисусом…
«И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых » ( Мих. 5:7 ) 32 .
Когда Исаия пророчествовал о рождении Мессии, он присвоил Ему титул «Князь мира». Когда ангелы известили пастухов о рождении Христа, они пели над Вифлеемскими равнинами: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк. 2 :14 ).
На первый взгляд кажется, что между этими пророческими изречениями и словами Христа: «Не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10:34 ) существует противоречие. Но, если вдуматься, оба выражения прекрасно согласуются между собой. Евангелие — это весть мира. Если принципы христианства принимаются и воплощаются в жизнь, они несут мир, единство и счастье всей земле. Религия Христа объединяет принимающих ее учение братскими узами. Миссия Христа заключалась в том, чтобы примирить людей с Богом и друг с другом 33 .
Личность Бога, открытая во Христе
Я и Отец — одно ( Ин. 10:30 ).
Как личностное Существо Бог явил Себя в Своем Сыне. Отражение славы Отца «и образ ипостаси Его», Иисус как личный Спаситель пришел в наш мир. Как личный Спаситель Он вознесся на небеса. Как личный Спаситель Он ходатайствует в небесных чертогах. Перед престолом Божьим в наших интересах служит «подобный Сыну Человеческому» ( Евр. 1:3; Откр. 1:13 ).
Христос, Свет мира, сокрыл ослепительное великолепие Своей Божественной природы и пришел, чтобы жить как Человек среди людей, чтобы они могли, не погибнув оттого, что видели Бога, познакомиться со своим Творцом. С тех пор, как грех совершил разделение между человеком и его Создателем, никто из людей не видел Бога, кроме того времени, когда Он явился во Христе.
«Я и Отец — одно», объявил Христос, «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Ин. 10:30; Мф. 11:27 ).
Христос пришел открыть человеческим существам необходимые, по Его мнению, знания. В небесах, на земле и на широких океанских просторах мы видим дела рук Божьих. Все творения свидетельствуют о Его силе, Его мудрости, Его любви. И все же в звездах, океане и в огромном водопаде мы не можем познать Личность Бога так, как она была раскрыта во Христе.
Бог видел, что требуется более ясное откровение, чем была способна изобразить природа, необходимо было показать им как Его личность, так и Его характер. Он послал Своего Сына в мир, чтобы проявились, насколько это может вынести человеческое око, природа и свойства невидимого Бога…
Приняв человеческую природу, Христос пришел, чтобы быть одним из нас и в то же время явить Небесного Отца грешным людям. Тот, Кто пребывал рядом с Отцом с самого начала, Кто является выражением образа невидимого Бога, один только был способен явить Божественный характер человечеству. Он во всем уподобился Своим братьям. Он стал плотью, как и мы все. Он испытывал голод, и жажду, и усталость. Он подкреплял Свои силы едой и восстанавливал Свои силы во сне. Он во всем разделял участь людей; тем не менее Он был непорочным Сыном Божьим… Нежный, полный сочувствия, сострадания, постоянно проявлявший заботу о других, Он олицетворял характер Божий и пребывал в постоянном служении Богу и человеку 34 .
Искупление будет темой разговоров и мыслей спасенных во все бесконечные века. На лице Спасителя во веки веков будет сиять отражение славы Божьей 35 .
Иисус — наш Пример
Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные ( Еф. 5:1 ).
Божьи стражи не должны учиться тому, как угождать людям, прислушиваться к их словам и повторять их, ибо им следует прислушиваться к тому, что говорит и хочет сказать людям Господь. Если они будут полагаться на свои записи, подготовленные несколько лет тому назад, они могут оказаться не в состоянии ответить на нужды обстоятельств настоящего времени. Они должны открыть свои сердца, чтобы Господь мог влиять на их разум, и тогда они смогут дать людям драгоценную истину, оживленную небом…
В труде Божьих стражей совсем мало Духа и силы Божьей. Дух, излитием Которого было ознаменовано замечательное собрание в день Пятидесятницы, намерен явить Свою силу в людях, которые стоят сейчас между живыми и мертвыми как вестники Божьи. Сила, которая так мощно вдохновила людей в движении 1844 года, будет явлена снова. Весть третьего ангела будет провозглашена не шепотом, а громким кличем.
Многие, заявляющие о том, что они имеют великий свет, живут в бликах своего собственного света. Необходимо прикосновение горящего угля с жертвенника к их устам, чтобы они могли провозглашать истину, подобно людям, вдохновленным Богом…
Если бы Христос пришел в величии царя с пышностью, окружающей земных владык, многие бы приняли Его. Но Иисус из Назарета не поражал чувства проявлением внешней славы и не требовал благоговения на этом основании. Он пришел в смирении, чтобы быть Учителем, Примером, а также Искупителем человечества. Если бы Он пришел с пышностью в сопровождении свиты, с которой появляются земные владыки, как Он мог бы научить смирению? Как Он мог бы открыть насущные истины, изложенные в Нагорной проповеди? Его пример был таким, которому, как Он хотел, должны были подражать Его ученики. Какую надежду имели бы смиренные жители земли, если бы Он пришел в величии и жил на земле как царь?
Иисус знал нужды людей лучше их самих. Он пришел не как ангел, облеченный в небесное одеяние, но как Человек. Однако наряду со смирением Ему были присущи сила и величие, внушавшие благоговейный страх людям, хотя они и любили Его. Обладая такой притягательностью, такой скромностью, Он держался с ними с достоинством и властью прирожденного царя. Людей это поражало, ставило в тупик. Они пытались найти этому объяснение, но, не желая отказываться от собственных воззрений, люди терзались сомнениями, цепляясь за привычное представление о Спасителе, Который должен прийти в земном величии 36 .
Иисус явил образец характера
Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол. 3:3, 4 ).
Да светит свет ваш в добрых делах. Христос сказал: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Боюсь, многие находятся в таком состоянии. У всех не одна и та же работа. Различные обстоятельства и таланты готовят людей к разным видам деятельности в Божьем винограднике. Одни занимают более ответственное положение, другие — менее, но каждому дано его служение, и если человек выполняет это служение прилежно и добросовестно, то он является верным управителем благодати Божьей.
Бог не имеет в виду, чтобы ваш свет сиял так, что ваши добрые дела и слова прославляли бы вас самих, но чтобы был прославлен и возвышен Источник всякого добра. Своей жизнью Иисус явил людям образец характера. У мира не было власти над Ним, чтобы сообразовать Его по своим критериям! Всякое влияние мира было отвергнуто. Христос возгласил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Если бы мы посвятили себя служению Богу, стремясь исключительно к Его прославлению, то смогли бы сказать вместе со Христом: «Не ищу Моей славы». Его жизнь была исполнена добрых дел, и наша обязанность — жить так, как жил наш великий Пример. Наша жизнь должна быть сокрыта со Христом в Боге, тогда свет будет отражаться от Иисуса на нас, а мы будем отражать его на окружающих не просто в словах, но в добрых делах и проявлении характера Христа. Те, кто отражает свет Божий, будут проявлять любящий нрав. Они будут бодрыми, старательными, послушными всем требованиям Божьим. Они будут кроткими и самоотверженными и станут трудиться с посвящением и любовью для спасения душ…
Все те, кто является истинным носителем света, будут отражать свет на пути других. Пусть же те, кто носит имя Христа, отвратятся от всякого беззакония. Если вы покоритесь требованиям Божьим и исполнитесь Его любовью, Его полнотою, то дети, подростки, молодые христиане будут видеть в вас образец того, что представляет собой практическое благочестие. И тогда вы сможете послужить средством для приведения их на путь послушания Богу. Тогда вы окажете влияние, которое выдержит испытание Божье, и ваш труд сравнится с золотом, серебром и драгоценными камнями, ибо он будет нетленным 37 .
Христос наполнял мысли Своих учеников
Видя смелость Петра и Иоанна и приметивши, что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом ( Деян. 4:13 ).
Со времени грехопадения Адама Христос доверял Своим избранным рабам драгоценное семя Своего Слова, чтобы они сеяли его в сердцах людей. Живя на земле, Он посеял семя истины и полил его Своей Кровью. Обращение, имевшее место в день Пятидесятницы, было следствием этого посева. Это была жатва трудов Христа, показавшая силу Его учения…
Общаясь со Христом, ученики осознали нужду в принятии Духа. Дух подготовил их к тому ответственному труду, которому они посвятили всю свою жизнь. Теперь они уже не были невежественными и грубыми. Они уже не действовали порознь, не спорили и не боролись друг с другом. Теперь они не стремились к земному величию. Они были «единодушны», имели «одно сердце и одну душу» ( Деян. 2:46; 4:32 ). Их помыслы были заняты Христом, их целью было распространение вести о Его Царстве. Умом и характером они уподобились своему Учителю, и люди «узнавали их, что они были с Иисусом».
Пятидесятница принесла им небесное озарение. Им открылись истины, которые они не понимали, когда были со Христом. С неведомой дотоле верой они приняли учения Священного Писания. Теперь они не сомневались в том, что Иисус — Сын Божий. Они знали, что Он, хотя и облеченный в человеческое естество, был истинным Мессией, и рассказывали миру обо всем, что с ними происходило, с той уверенностью, которая убеждала людей — с ними Бог.
Они могли уверенно произносить имя Иисуса — ведь Он был их Другом и Старшим Братом! Близко общаясь со Христом, они пребывали с Ним в горных обителях. Как пламенно они свидетельствовали о Нем! Их сердца были переполнены совершенной и глубокой любовью к людям, которая побуждала их идти во все концы земли и свидетельствовать о силе Христа. Они страстно желали продолжать начатую Им работу. Они понимали, чем обязаны Небу, и чувствовали ответственность за порученное им дело. Укрепленные силой Духа Святого, исполненные святым рвением, они шли вперед, во всяком месте приобретая новых приверженцев креста. Дух животворил их и говорил через них. На их лицах сиял мир Христов. Они посвятили свою жизнь служению Ему, и даже выражение их лиц говорило о том, что они полностью покорились Богу 38 .
Христос открыл богатства неба
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем ( Ис. 61:1 ).
Никогда не бывало такого евангелиста, как Иисус Христос. Он был небесным Владыкой, но Он смирил Себя, чтобы принять нашу природу, чтобы принять людей такими, какие они есть, и помочь им в их нуждах. Всем людям, богатым и бедным, свободным и рабам, Христос, провозвестник Нового завета, принес весть о спасении. Молва о великом Целителе распространялась по всей Палестине. Больные приходили туда, где Ему предстояло пройти, чтобы обратиться к Нему за помощью. Сюда также стремились многие люди, охваченные беспокойством, чтобы послушать Его слова и дождаться прикосновения Его руки. Так Он шел из города в город, из селения в селение, проповедуя Евангелие и исцеляя больных, — Царь славы в скромных человеческих одеждах.
Он посещал большие ежегодные народные праздники, и великому множеству людей, увлеченных внешней стороной обрядов, Он говорил о небесном, открывая их взору вечное. Всем Он приносил сокровища из кладовой мудрости. Он говорил с ними таким простым языком, что они просто не могли не понять. Он помогал всем, отягощенным скорбью и недугом, так, как умел только Он один. С нежностью и лаской Он служил больным грехом душам, даря им исцеление и силу…
Какую насыщенную жизнь Он вел! День за днем можно было видеть, как Он входит в жалкие обиталища нужды и скорби, говоря слова, несущие надежду удрученным и мир скорбящим душой. Исполненный милосердия, сердечной нежности и сострадания, Он ходил, ободряя согбенных бременем забот и проблем и утешая скорбящих. Куда бы Иисус ни приходил, Он приносил благословение.
Служа бедным, Иисус искал пути достижения сердец богатых людей. Он стремился познакомиться с состоятельным и культурным фарисеем, с иудейским вельможей и римским правителем. Он принимал их приглашения, посещал их застолья, проникался их интересами и занятиями, чтобы завоевать доверие их сердец и открыть им нетленные богатства.
Христос пришел в этот мир показать, что, получая силу свыше, человек может прожить непорочную жизнь. С неутомимым терпением, с состраданием и отзывчивостью Он помогал людям в их нуждах. Легким прикосновением благодати Он изгонял из души сомнения и беспокойство, превращая враждебность в любовь, неверие — в уверенность…
При звуке Его голоса дух алчности и честолюбия исчезал из сердца, и люди поднимались, освобожденные, чтобы следовать за Спасителем 39 .
Христовы последователи будут совершать дела большие, чем совершал Сам Христос
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду ( Ин. 14:12 ).
Христос вовсе не имел в виду, что Его ученики будут совершать более возвышенные деяния и чудеса, чем совершал Он, но говорил о том… что произойдет под воздействием Святого Духа. «Когда же придет Утешитель, — сказал Он, — Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин. 15:26, 27 ).
Сказанное исполнилось чудесным образом. После сошествия Святого Духа последователи Христа исполнились любовью к Господу и к тем, за кого Он умер, так что сердца слушавших их были тронуты словами и молитвами учеников. Они говорили в силе Духа, и под влиянием этой силы тысячи обращались к Богу.
Ученикам — посланцам Христа предстояло потрясти мир. Тот факт, что они были простолюдинами, не ослаблял, а усиливал их влияние, потому что внимание слушателей сосредоточивалось не на них, а на Спасителе, Которого они проповедовали и Который незримо пребывал с ними. Чудесное учение апостолов, их мужественное и верное свидетельство должны были убедить всех, что они действуют не своей силой, но силой Христа. Смиряя себя, они провозглашали, что Тот, Кого распяли иудеи, есть Князь жизни, Сын Бога живого, и что во имя Его они совершают все то, что прежде делал Он.
В ночь перед распятием в прощальной беседе с учениками Спаситель умолчал о страданиях, которые Ему довелось перенести, об унижении, которое Ему надлежало претерпеть, но постарался укрепить их веру в тот славный день, когда победители получат награду и возликуют. Он радовался, что сможет сделать больше для Своих последователей, чем обещал, что от Него будут исходить любовь и сострадание, очищающие храм души и изменяющие людей в Его подобие; что Его истина, проповедуемая в силе Духа Святого, будет одерживать победы и покорять сердца.
«Сие сказал Я вам, — обратился Иисус к ученикам, — чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 ) 40 .
Христос является проводником Божественной благодати
Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ).
Благодаря Своей человеческой природе Иисус соединился с людьми. Благодаря Своей Божественной природе Он поддерживал связь с престолом Господа. Как Сын Человеческий Он является для нас примером повиновения, как Сын Божий Он дает нам силу повиноваться.
Уничижив Себя, Христос в человеческом естестве явил характер, противоположный характеру сатаны…
Со Христом поступили так, как того заслуживаем мы, — чтобы с нами поступали так, как заслуживает того Он. Осужденный за наши грехи, к которым Он не был причастен, Христос пострадал, чтобы мы были оправданы Его праведностью, к которой мы не причастны. Он принял нашу смерть, чтобы мы приняли Его жизнь. «Ранами Его мы исцелились».
Своей жизнью и смертью Христос восстановил то, что было разрушено грехом. Более того, сатана имел цель навечно разделить Бога и человека, но через Христа мы стали еще ближе к Богу, чем до своего падения. Приняв человеческую природу, Спаситель сочетался с человечеством вечными и неразрывными узами… Бог отдал Его падшему человечеству навсегда, чтобы уверить нас в Своем непреложном завете мира. Бог послал Сына Своего Единородного стать одним из членов человеческой семьи, навсегда сохранить Свое человеческое естество… Бог в лице Своего Сына принял человеческую природу и вознес ее на небеса. Именно Сын Человеческий разделяет с Отцом престол во Вселенной. Именно о Сыне Человеческом сказано: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис. 9:6 )… Во Христе земная и небесная семьи породнились. Прославленный Богом, Христос является нашим Братом. Небо сокрыто в человечестве, а человечество, в свою очередь, заключено в недрах бесконечной Любви…
Искупительное служение Христа оправдало правление Бога. Всемогущий явлен как Бог любви. Обвинения сатаны опровергнуты, и сущность его выявлена. Восстание никогда больше не повторится. Грех отныне никогда не нарушит гармонию Вселенной. В вечности все будут защищены от падения. Самоотверженная любовь Христа соединила жителей земли и небес с Творцом нерушимыми узами.
Дело спасения будет завершено. Где когда-то умножался грех, там стала преизобиловать Божья благодать… Наш маленький мир, над которым тяготело проклятие греха, являлся единственным темным пятном в славном Божьем мироздании, и он получит особый статус среди прочих цивилизаций 41 .