Февраль

Откровение Божьей воли и Его характера

Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра ( Рим . 7:12 )

Многие религиозные наставники утверждают, что Христос Своей смертью отменил Закон, и, следовательно, люди свободны от его требований. Находятся и такие, кто уверяет, что Закон — это тяжелое бремя, противопоставляя рабству Закона свободу, даруемую Евангелием.

Но пророки и апостолы иначе относились к святому Божьему Закону. Давид говорит: «Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих» ( Пс. 118:45 ). Апостол Иаков уже после смерти Христа называл Десятисловие законом царским и законом свободы (см. Иак. 2:8; 1:25 ). И Иоанн, спустя 50 лет после распятия Иисуса, говорил о благословениях, которые будут ниспосланы тем, кто станет соблюдать «заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» ( Откр. 22:14 ).

Утверждение, что Христос Своей смертью отменил Закон Своего Отца, лишено всякого основания. Если было бы возможно изменить Закон или же упразднить его, тогда незачем было бы Христу умирать для спасения человека от наказания за грех. Смерть Христа, не имеющая ничего общего с упразднением Закона, доказывает его незыблемость. Сын Божий пришел, чтобы «возвеличить и прославить закон» ( Ис. 42:21 )… И о Себе Он говорит: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у меня в сердце» ( Пс. 39:9 ).

Закон Божий по Своей природе неизменяем. Он является откровением воли и характера своего Автора. Бог есть любовь, и Его Закон есть любовь. Два величайших его принципа — любовь к Богу и любовь к человеку. «Любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ). Характер Божий есть праведность и истина; такова и природа Его Закона. Псалмопевец говорит: «Закон Твой — истина», «Все заповеди Твои праведны» ( Пс. 118:142, 172 ). И апостол Павел заявляет: «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим. 7:12 ). Такой Закон, будучи выражением мудрости и воли Божьей, должен быть таким же вечным, как и его Автор.

Обращение и освящение действуют таким образом, что люди примиряются с Богом и начинают жить согласно принципам Его Закона. Вначале человек был сотворен по образу Божьему. Он был в совершенной гармонии с природой и Законом Божьим; принципы праведности были запечатлены в его сердце. Но грех разлучил его с Творцом. И человек перестал отражать в себе Божественный образ… Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного», чтобы примирить человека с Богом. Через заслуги Христа человек получил возможность восстановить гармонию со своим Творцом 1 .

Грешники, приведенные в гармонию с Законом

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу ( Рим. 8:3, 4 ).

Закон только открывает человеку его грехи, но не избавляет от них. Тому, кто будет исполнять его, обещана жизнь, а удел нарушившего его — смерть. Только Евангелие Христа может освободить человека от проклятия и скверны греха. Человек должен раскаяться перед Богом, Закон Которого он нарушил, и верить во Христа и Его примиряющую жертву. Таким путем он получает «оставление грехов» и становится причастником Божественного естества. Он — дитя Божье, получившее дух усыновления, и он восклицает: «Авва Отче!»

Освобождается ли он теперь от требований Закона Божьего? Павел говорит: «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» ( Рим. 3:31 ). И Иоанн заявляет: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» ( 1 Ин. 5:3 ). При новом рождении сердце примиряется с Богом, а также с Его Законом. Когда в грешнике происходит такая огромная перемена, тогда он переходит от смерти — в жизнь, от греха — к святости, от беззакония и возмущения — к повиновению и верности. Кончается жизнь отчуждения от Бога; начинается новая жизнь примирения, веры, любви. Тогда праведность Закона «будет исполнена в нас, кто ходит не по плоти, но по Духу». И мы всем сердцем сможем сказать: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» ( Пс. 118:97 ).

«Закон Господа совершен, укрепляет душу» ( Пс. 18:7 ). Без Закона люди не имели бы настоящего представления о чистоте и святости Божьей, равно как и о собственной виновности и нечистоте. Они не сознают своей греховности и не испытывают нужды в покаянии. Не видя своего гибельного положения как нарушителей Закона Божьего, они не сознают нужды в примиряющей Крови Христа. Надежда на спасение не влечет за собой обновления их сердца, не меняет их жизнь. Такое поверхностное обращение стало повсеместным явлением, многие, не имея общения со Христом, присоединяются к Церкви… Через Слово и Дух Бога людям открыты великие принципы праведности, воплощенные в Его Законе 2 .

Божий Закон является критерием характера

Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина ( Пс. 118:142 ).

Ложные теории освящения… также занимают видное место в религиозных движениях наших дней. Эти теории неверны в доктринальном отношении и опасны по своим практическим последствиям; тот факт, что они встречают такой горячий прием у людей, еще раз подчеркивает настоятельную необходимость разъяснить учение Писания по этому вопросу.

Истинное освящение — это библейское учение. Апостол Павел в своем Послании к Фессалоникийцам писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше», и он молился, чтобы Бог мира освятил их «во всей полноте» ( 1 Фес. 4:3; 5:23 ). В Библии четко объясняется, что такое освящение и как можно достичь его. Спаситель молился о Своих учениках: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ). И апостол Павел учил, чтобы верующие были освящены Духом Святым (см. Рим. 15:16 ).

В чем заключается работа Святого Духа? Иисус сказал Своим ученикам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин. 16:13 ). И псалмопевец говорит: «Закон есть истина»… И так как Закон Божий «свят, праведен и добр» и отражает Божественное совершенство, то и характер, сформированный на основе повиновения этому Закону, также будет праведным.

Христос есть совершенный Пример подобного характера. Он говорит: «Я соблюл заповеди Отца Моего», «Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин. 15:10; 8:29 ). Последователи Христа должны уподобиться Ему; через благодать Бога они должны формировать свой характер в гармонии с принципами Его святого Закона. Это и есть библейское освящение.

Это может произойти только по вере во Христа, силой живущего в нас Духа Божьего. Павел наставляет верующих: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Флп. 2:12, 13 ). Грех будет соблазнять христианина, но он будет постоянно воинствовать с ним. Вот здесь-то и требуется помощь Христа. Человеческая слабость объединяется с Божественной силой, и грешник верой восклицает: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1 Кор. 15: 57 ).

В Писании ясно говорится о том, что работа освящения — это непрерывный, поступательный процесс. Когда, обратившись, грешник находит мир с Богом через искупительную Кровь, тогда христианская жизнь только начинается. Теперь он должен идти к совершенству, возрастать «в меру полного возраста Христова» 3 .

Истинные последователи повинуются Божьему Закону

Грех есть беззаконие ( 1 Ин. 3:4 ).

Из желания исповедовать легкую, удобную религию, которая не требует борьбы, самоотречения и отказа от мирских ценностей, и родилось учение о том, что достаточно веры, одной только веры. Это учение очень популярно, но что же говорит Слово Божье? Апостол Иаков замечает: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?.. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» ( Иак. 2:14-24 ).

Слово Божье свидетельствует против такого ложного учения о вере без дел. Вера, которая претендует на благосклонность Неба и в то же время не подчиняется условиям, на которых может быть дарована милость, — это вовсе не вера, а дерзкая самонадеянность; ибо подлинная вера основывается на обетованиях Священного Писания…

Преднамеренный грех заглушает обличающий голос Святого Духа и разлучает душу с Богом. «Грех есть беззаконие». А «всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1 Ин. 3:6 ). Хотя Иоанн в своих посланиях и пишет так много о любви, однако он, не колеблясь, разоблачает истинный характер тех, кто, претендуя на освящение, в то же время нарушает Закон Божий. «Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» ( 1 Ин. 2:4, 5 ).

И здесь испытывается вера каждого. Нельзя судить о святости человека до тех пор, пока она не испытана единственным мерилом святости как на небе, так и на земле. Люди, которые не ощущают в должной мере своей ответственности перед нравственным Законом, умаляют и обесценивают заповеди Божьи, нарушают хотя бы одну из заповедей сих малейших и учат этому других, не вправе рассчитывать на благословение Господа, и можно с уверенностью сказать, что их претензии лишены всякого основания.

Человек, утверждающий, что он без греха, тем самым показывает, что он далек от святости. Только те, кто не имеют истинного представления о безграничной чистоте и святости Бога и о том, какими должны быть люди, живущие в согласии с Господом, могут считать себя святыми, потому что у них нет правильного понятия о чистоте и возвышенной любви Иисуса, о коварстве и порочности греха 4 .

Именно праведность, явленная в жизни Христа, отличала Его от мира 5 .

Божий Закон неизменен

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12:31, 32 ).

Так как Божественный закон свят в той же мере, что и Сам Бог, только равный Богу способен искупить совершенное беззаконие. Никто, кроме Христа, не мог искупить падшего человека из-под проклятия Закона и снова привести его в согласие с Небом. Христос должен был принять на Себя вину и позор за грех, столь отвратительный для Святого Бога, что он должен был привести к разлуке Отца и Сына. Для спасения падшего рода Христос должен был опуститься в бездну страданий и горя 6 .

Кроме искупления человека план спасения имел и другое, не менее важное и глубокое назначение. Христос пришел на Землю не только для того, чтобы обитатели этой маленькой планеты научились чтить Закон Божий, — план спасения должен был также перед всей Вселенной оправдать оклеветанный характер Бога. Спаситель незадолго до Своего распятия сказал: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе»…

Смерть Христа ради искупления человека не только открывала людям путь к небу — она должна была перед всей Вселенной оправдать действия Бога и Сына во время восстания сатаны, утвердить непреложность Закона Божьего, разоблачить сущность и последствия греха.

С самого начала вокруг Закона Божьего разгорелась великая борьба. Сатана пытался доказать, что Бог несправедлив, что Его Закон несовершенен и что в интересах всей Вселенной он должен быть изменен. Нападая на Закон, сатана намеревался свергнуть власть Законодателя. В происходящей борьбе должно было выясниться — действительно ли Божественные уставы несовершенны и подлежат изменению или они безупречны и незыблемы…

Небо отмечало оскорбления и насмешки, нанесенные Христу, зная, что это были козни сатаны… Небожители наблюдали за борьбой между светом и тьмой, которая становилась все ожесточеннее. И когда Христос на кресте в предсмертной агонии воскликнул: «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ) — радостный крик победы пронесся по всем мирам и небесам… Сатана обнаружил свою истинную сущность… Христос понес на Себе наказание за грех человека, и это является для всех сотворенных существ сильнейшим доказательством того, что Закон незыблем, что Бог праведен, милосерден и готов к самопожертвованию, что справедливость и милость являются основными принципами Божественного правления 7 .

Божий Закон является Законом любви

«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот, первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»: иной большей сих заповеди нет ( Мк. 12:30, 31 ).

Любовь, являющаяся основой творения и искупления, есть также основа истинного образования. Это ясно вытекает из Закона, который Бог дал как руководство в жизни… Любить Его, Безграничного, Всеведущего, всею крепостью, разумением и сердцем означает развивать каждую способность до наивысшего уровня. Это значит, что в теле, уме и душе — во всем существе человека должен быть восстановлен образ Божий.

Подобно первой звучит вторая заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Закон любви призывает к освящению тела, ума и души для служения Богу и ближним. И это служение, делая нас благословением для других, приносит величайшее благословение нам самим. Бескорыстие лежит в основе всякого истинного развития…

Люцифер пожелал быть на небе первым по власти и авторитету; он хотел быть Богом, править небесами и для этой цели привлек многих ангелов на свою сторону. Когда он был изгнан из Божьих чертогов вместе со своими мятежными сторонниками, мятеж и поиски своего продолжились на земле. Склонив наших прародителей к самоугождению и честолюбию, сатана привел их к грехопадению, и с тех пор и доныне удовлетворение человеческих амбиций и потворство эгоистичным стремлениям и желаниям свидетельствует о гибельном пути, по которому идет человечество.

При правлении Божьем Адам должен был быть главой земной семьи, чтобы сохранять принципы семьи небесной. Это принесло бы мир и счастье. Но сатана решил опровергнуть Закон, гласящий, что «никто не живет для себя». Он пожелал жить для себя. Он стремился сделать себя самой главной личностью. Вот с чего началось восстание на небе; и, когда человек последовал этому же принципу, на земле появился грех. Согрешив , человек удалился от предназначенного Небом центра. Сатана стал главным властителем большей части людей в мире. Там, где должен быть Божий престол, сатана поставил свой. Мир принес почести как добровольное приношение к ногам врага.

Как следствие нарушение Божьего Закона принесло горе и смерть. Через непослушание способности человека были искажены, и эгоизм занял место любви. Естество человека было настолько ослаблено, что он не мог сопротивляться силе зла… Люди избрали правителя, который приковал их к своей повозке, как пленников… Христос пришел в мир, чтобы показать людям, что Он насадил для них дерево жизни, листья которого служат для исцеления народов 8 .

Личная ответственность

Все заповеди Твои праведны ( Пс. 118:172 ).

Дух Божий поведет нас путем соблюдения Божьих заповедей, ибо нам дано обетование: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Мы должны испытывать духов Божьим Словом, ибо много духов появилось в мире. » Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света»…

Бог возлагает на каждого из нас личную ответственность и призывает нас служить Ему из принципа, сознательно избирать Его…

Бог не станет с легкостью относиться к нарушению Его Закона. «Возмездие за грех — смерть». Последствия непослушания свидетельствуют о том, что грех по своей природе находится в разладе с процветанием и благом Божьих творений, которые сопровождают Божье правление. Бог есть Бог-ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Его. Последствия беззакония преследуют тех, кто упорствует в беззаконии; но Бог являет милость тысячам любящих Его и соблюдающих Его заповеди. Те, кто кается и обращается, чтобы служить Ему, находят благоволение Господа. Он прощает все их беззакония и исцеляет все их болезни.

В земных делах служащий, который тщательно выполняет предъявляемые к нему требования и волю своего начальника, ценится очень высоко. Один человек пожелал нанять надежного кучера. В ответ на его объявление пришли несколько человек. Он спросил каждого претендента, как близко тот может подъехать к краю пропасти, не перевернув коляску. Один за другим они отвечали, что могут благополучно проехать на весьма близком расстоянии, но последний сказал, что будет держаться как можно дальше от такого опасного места. Как раз этот кучер и был принят на работу.

Оценит ли человек доброго слугу выше, чем наш Небесный Отец? Нас не должно интересовать, как далеко мы можем отступить от Господних заповедей и все же претендовать на милость Законодателя, да еще льстить себя надеждой, что мы не переступили границ Божьего долготерпения. Нас должно заботить, как держаться от беззакония как можно дальше. Мы должны принять решение находиться на стороне Христа и нашего Небесного Отца и не подвергать себя риску из-за поспешной самонадеянности…

Своими словами и делами мы должны возвеличивать предписания небес. Тот, кто возвеличил Закон, будет возвеличен на суде 9 .

Христос пришел возвеличить Свой Закон

Господу угодно было ради правды Своей возвеличить и прославить закон ( Ис. 42:21 ).

Поддавшись обольщениям великого обманщика, человек разорвал связь с Богом и поддался искушениям врага Бога и человека, согрешив и нарушив Закон Всевышнего Бога. Господь не мог ни на йоту, ни на черту изменить Свой святой Закон, чтобы приспособить его к человеку в его падшем состоянии, ибо это бросило бы тень на мудрость Бога, будто бы сотворившего такой несовершенный Закон для управления небом и землей. Но Бог отдал Своего Единородного Сына, чтобы Он заместил человека, стал его Поручителем, понес наказание, которого заслуживал беззаконник, и дал кающейся душе Свою совершенную праведность.

Христос стал безгрешной жертвой за виновное человечество. Он дал людям надежду, что через покаяние перед Богом за нарушение Его святого Закона и через веру во Христа, их Заместителя, Поручителя и Праведность, они снова могут стать верными Богу и послушными Его святому Закону…

Христос жил и умер ради греховного человека, для того чтобы восстановить Божье благоволение к грешнику через наделение его праведностью, которая отвечает требованиям Закона и может быть принята Небесным Отцом. Но сатана всегда стремился свести на нет Закон Божий и исказить истинное значение плана спасения. Поэтому он солгал, будто Христос пожертвовал Собою на Голгофском кресте, чтобы освободить людей от обязанности соблюдать Божьи заповеди. Он навязал миру обман, якобы Бог уничтожил Свою конституцию, отбросил Свой нравственный идеал и свел на нет Свой святой и совершенный Закон. Если бы Он сделал это, какая была бы это потеря для небес!

Вместо того чтобы свидетельствовать об упразднении Закона, Голгофский крест в сопровождении громовых раскатов провозглашает его незыблемость и вечность. Если бы Закон был отменен, а надлежащее управление небом, землей и бесчисленными Божьими мирами сохранилось бы, Христу не надо было бы умирать. Смерть Христа навсегда разрешила вопрос о необходимости существования Закона Иеговы. Перенеся полную меру наказания за виновный мир, Иисус стал Посредником между Богом и человеком, чтобы восстановить Божье благоволение к кающемуся , давая ему благодать для соблюдения Закона Всевышнего.

Христос пришел не нарушить Закон и пророков, но исполнить каждую их букву. Искупление Голгофы оправдало Божий Закон как святой, праведный и истинный не только перед падшим миром, но перед небесами и непавшими мирами 10 .

Как нам возвеличить и прославить Закон

Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном ( Мф. 5:19 ).

Почему люди думают, что Богу совершенно все равно, как они поступают: безоговорочно ли повинуются Ему или действуют, как хотят? Адам и Ева лишились Едема из-за нарушения Божьей заповеди. И можно ли нам легкомысленно относиться к Закону Всевышнего и в то же время придумывать ложные извинения для себя? Поступая так, мы находимся в великой опасности. Мы должны соблюдать весь Закон, каждую его йоту или черту, ибо кто нарушает одну из заповедей Закона, тот становится виновным во всем. Нужно принимать и бережно хранить каждый луч света, иначе мы станем вместилищем тьмы. Господь Иисус провозглашает: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Своими словами и делами мы должны научиться возвеличивать принципы Неба…

Перед тем как навести потоп на мир, Бог дал через Ноя весть, чтобы предупредить людей о грядущем наводнении. Люди не поверили предостережению, но их неверие не остановило потоки дождя, не помешало глубоким водам затопить насмехающийся мир. И сегодня, когда послана последняя весть, призывающая Божьих слуг прийти к гармонии со всеми принципами Его Закона, будут и неверующие, и насмешники. Но каждая душа должна персонально быть верной Богу. Как Ной был верен, предостерегая допотопный мир, так и мы должны быть верными великой истине, вверенной нам Богом. Хотя всюду есть насмешники, мы не должны уклоняться от провозглашения истины, предназначенной для нашего поколения…

Есть люди, которые с радостью будут тешить вашу плотскую самоуверенность, но у меня другая цель. Моя весть призвана взволновать, призвать вас к преобразованию и прекращению восстания против Бога Вселенной…

Вера в Иисуса не лишает силы Закон, но утверждает его и будет производить плоды послушания в нашей жизни…

Церковь, которую Христос представляет перед престолом Божьей славы, не имеет «пятна, или порока, или чего-либо подобного». Хотите ли вы быть среди тех, кто омыл одежды своего характера Кровью Агнца? Тогда «перестаньте делать зло; научитесь делать добро», соблюдайте заповеди и постановления вашего Бога безупречно. Вы не должны спрашивать себя, удобно ли вам соблюдать небесную истину. Вы должны взять свой крест и следовать за Иисусом несмотря ни на что. Тогда вы увидите, что иго Его благо и бремя Его легко 11 .

Закон, подобно зеркалу, открывает грех

Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем, что мы в Нем ( 1 Ин. 2:5 ).

У Бога есть мерило праведности, которым Он измеряет характер. Это мерило — Его святой Закон, который дан нам как правило жизни. Мы призваны повиноваться Его требованиям, и, когда мы сделаем это, мы почтим Бога и Иисуса Христа, ибо Бог дал Закон, а Христос умер, чтобы возвеличить и прославить его. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви»… «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Многие слушают слова Христа, но мало кто их исполняет. Его слова можно принять теоретически, но если они не запечатлятся в душе и не будут воплощены в жизнь, то не окажут освящающего воздействия на характер. Одно дело — принять истину, и другое — воплощать ее в повседневной жизни. От того, кто только слушает Слово, требуется больше, чем благодарный отклик. Заповедь: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею… и всею крепостию твоею» считается справедливой, но ее требования не признаются и ее принципы не осуществляются.

Все мы — грешные люди, и сами по себе неспособны исполнить слова Христа. Но Бог предусмотрел средство, с помощью которого осужденный грешник может освободиться от греха и порока. «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника». «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». Но хотя Христос спасает грешника, Он не удаляет Закон, который осуждает грешника… Закон показывает нам наши грехи, как зеркало показывает, что наше лицо не чисто. Зеркало не имеет силы очистить лицо; это не его миссия.

Точно так же Закон. Он указывает на наши недостатки и осуждает нас, но не имеет силы спасти нас. За прощением мы должны идти ко Христу. Он возьмет на Себя нашу вину и оправдает нас перед Богом. Он не только освободит нас от греха, но даст нам и силу повиноваться Божьей воле…

Ныне многие устанавливают собственное мерило, думая достичь неба, даже пренебрегая Божьей волей. Но такие люди строят дом на песке. Они являются только слушателями… Наше спасение стоило жизни Сыну Божьему, и Бог требует от нас, чтобы мы формировали наш характер на основании, которое выдержит испытание суда 12 .

Божий Закон против закона себялюбия

Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим. 5:19, 20 ).

Адам не настраивал себя против Бога, он ни слова не сказал против Создателя. Он просто нарушил Его ясно выраженное повеление. Многие делают сегодня то же самое, и они намного виновнее, потому что имеют перед собой пример непослушания Адама и ужасных последствий неповиновения, что должно бы предостеречь их от нарушения Божьего Закона. Следовательно, им дан ясный свет по этому вопросу, и им нет извинения за то, что они отрицают Божий авторитет и не повинуются ему. Адам же не представлял себе всех последствий своего непослушания.

Мы можем остановиться прямо здесь… и, имея возможность заглянуть вперед, посмотреть, что означает неповиновение Божьим заповедям. Адам поддался искушению; и когда мы ясно видим грех и его последствия, то, зная о законе причинно-следственной связи, понимаем, что грех — это не только недостойный поступок, но и непослушание ясно выраженной воле Божьей, которое фактически является отрицанием Бога, отказом от законов Его правления. Счастье человека заключается в послушании законам Божьим. Повинуясь Божьему Закону, человек огражден защитной стеной и охраняем от зла.

Ни один человек не может быть счастлив, если он не выполняет особых Божьих требований, а устанавливает свой собственный критерий, которому, по его мнению, должно следовать. Но сколько умов, столько и критериев; люди взяли бразды правления из Божьих рук в свои руки. Закон самопоклонения утвердился на пьедестале их сердца, и воля человеческая стала для них главной. И когда открывается, что высокой, святой воле Божьей следует повиноваться, уважать и почитать ее, человеческая воля хочет идти своим путем… исполнять свои желания, и в результате возникает борьба между Божественной и человеческой волей.

Грехопадение наших прародителей разорвало золотую цепь безоговорочного послушания Божественной воле со стороны человека. Послушание больше не считалось абсолютно необходимым. Люди стали поступать по собственному разумению. Как сказал Господь о жителях допотопного мира, помышления сердец их — зло во всякое время. Господь Иисус заявил: «Я соблюл заповеди Отца Моего». Как? Как Человек. Вот, «иду… исполнить волю Твою, Боже». Будучи живым укором для иудеев, Он стоял в Своей непорочности, праведности и святости, вопрошая: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» 13

Никакого компромисса со злом

Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив ( Ис. 55:7 ).

Когда во времена древнего Израиля в доме Господнем была найдена книга закона, ее прочитали перед царем Иосией. Он разодрал свои одежды и просил людей, выполняющих святое служение, вопросить Господа о себе и о народе, ибо все отступили от повелений Господних. Царь приказал собрать весь народ израильский, и слова из книги были прочитаны перед всем собранием. Грех правителей и народа был открыт, и царь встал перед людьми и исповедовал свое преступление. Он покаялся и дал обещание, что будет соблюдать уставы Господни всем сердцем. Иосия не успокоился до тех пор, пока весь народ не прекратил идти путем противления и стал служить живому Богу.

Разве не в этом заключается наше служение сегодня? Наши отцы согрешали, и мы пошли их путем, но Бог открыл книгу закона, и отпавший Израиль слышит заповеди Господни. Его беззакония разоблачены, и гнев Божий изольется на каждого, кто не покается и не изменится, когда на его пути засияет свет.

Когда Иосия услышал слова предостережения и осуждения по причине того, что Израиль попрал принципы Неба, он смирил себя. Он плакал пред Господом, всем сердцем покаялся и изменился, и Господь принял его усердие. Все собрание Израиля заключило торжественное соглашение соблюдать заповеди Иеговы. Такова наша задача сегодня. Мы должны покаяться в своих прошлых грехах и искать Господа всем сердцем. Мы должны верить, что Бог имеет в виду именно то, что Он говорит, и никоим образом не идти на компромисс со злом. Мы должны искренне смириться пред Богом и считать утрату Его благоволения самой большой потерей.

Христос пожертвовал всем, чтобы спасти людей от последствий нарушения Закона и наказания за это нарушение. Путь от яслей до Голгофы был отмечен Кровью. Сын Божий не уклонился от пути непоколебимого послушания даже до смерти крестной. Он понес всю тяжесть греха, совершенного человеком… Я умоляю вас именем Христа: исповедуйте ваши грехи , исправьте ваши пути, чтобы имя ваше не было вычеркнуто из книги жизни, но было исповедано перед Отцом и перед ангелами Его. Иисус ходатайствует Своею Кровью перед Отцом; и ныне, пока время милости и испытания еще не окончилось, ищите одобрения небес 14 .

Бог являет Свою справедливость и любовь

Любовь есть исполнение закона ( Рим. 13: 10 ).

После грехопадения наших прародителей Христос провозгласил, что Он придет в этот мир, чтобы спасти человека от наказания за грех и победить сатану на его же территории. Борьба, начатая на небесах, должна была продолжиться на земле.

В эту борьбу вовлечено очень многое. На карту поставлены чрезвычайно важные интересы. Перед жителями всей Вселенной должны прозвучать ответы на вопросы: «Является ли Божий Закон несовершенным и нуждается ли он в изменении или отмене, или же он непреложен? Нуждается ли Божье правление в изменении, или же оно незыблемо?»

Перед Первым пришествием Христа люди повсеместно грешили тем, что отказывались повиноваться Божьему Закону. Видимо, власть сатаны упрочилась, его борьба против небес становилась все более решительной. Надвигался кризис. Небесные ангелы с повышенным интересом наблюдали за действиями Божьими. Выйдет ли Он из Своего жилища, чтобы наказать жителей земли за их беззакония? Пошлет ли Он огонь или потоп, чтобы уничтожить их? Все небеса ждали только повеления их Вождя, чтобы вылить чаши гнева на восставший мир. Одно Его слово, один Его жест — и мир будет сокрушен. Тогда непавшие миры сказали бы: «Аминь. Праведен Ты, о Боже, потому что Ты уничтожил восстание».

Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Бог мог послать Своего Сына, чтобы судить, но Он послал Его спасать. Христос пришел как Искупитель. Никакими словами не описать то впечатление , которое это решение произвело на небесных ангелов. С изумлением и восхищением они могли только воскликнуть: «Какая любовь!»

Христос начал Свою миссию милосердия и от яслей до креста был осаждаем врагом. Сатана боролся за каждую пядь, стараясь всеми силами победить Христа. Подобно буре, искушение за искушением накатывалось на Него. Но чем ожесточеннее они были, тем крепче Сын Божий держался за руку Небесного Отца и тем увереннее шел по обагренному Кровью пути.

Суровость борьбы, через которую прошел Иисус, была соизмерима с огромной значимостью последствий, к которым вел Его успех или поражение… Сатана стремился свергнуть Христа, чтобы самому продолжать царствовать в этом мире как верховному существу… Отец, Сын и Люцифер показали свое истинное отношение друг к другу. Бог дал ясное доказательство Своей справедливости и любви 15 .

Истина должна быть претворена в жизнь

Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен ( 1 Ин. 3:7 ).

Те, кто ожидает явления Христа на облаках небесных с силой и великой славой как Царя царей и Господа господствующих, будут являть Его миру в своей жизни и характере. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист». Они будут ненавидеть грех и беззаконие, как ненавидит грех Христос. Они будут соблюдать заповеди Божьи, как соблюдал Иисус заповеди Своего Отца. Они поймут, что недостаточно лишь молча соглашаться с доктринами истины, но что истина должна войти в сердце, воплотиться в жизнь, чтобы последователи Христа могли быть едиными с Ним и чтобы люди могли быть чисты в своей сфере, как Бог чист в Своей. В каждом поколении существовали люди, претендовавшие на то, чтобы быть сыновьями Божьими, платившие десятины с мяты, аниса и тмина и, однако, ведшие нечестивую жизнь, ибо они пренебрегали гораздо более важным в законе — милостью, справедливостью и любовью Божьей…

Сыновья Божьи не станут уподобляться миру, потому что истина, принятая ими в сердце, очистит душу, исправит характер и сделает принявшего ее последователем Бога. Если человек не становится последователем Бога, значит, над ним все еще довлеет природная испорченность. Если же Христос живет в сердце человека, Он проявит Себя в семье, в мастерской, на рынке, в церкви. Сила истины ощутится в возвышенных, благородных мыслях, в мягком, покорном сердце, приводящем всего человека в гармонию с Богом. Человек, преобразованный истиной, будет изливать свет на мир. Всякий, имеющий в сердце надежду на Христа, очистится, так как Он чист . Надежда на явление Христа — это великая, далеко в века простирающаяся надежда. Это надежда увидеть Царя в его красоте и уподобиться Ему…

Человек, пребывающий во Христе, совершенствуется в Божьей любви; его намерения, мысли, слова, дела находятся в гармонии с волей Божьей, выраженной в заповедях Его Закона. Сердце человека, пребывающего во Христе, не находится во вражде ни с одним из принципов Божьего Закона. Там, где в сердце обитает Дух Святой, будет явлен характер Христа, там проявится мягкость в ответ на раздражение и терпение в испытаниях. «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен». Праведность можно определить только великим нравственным мерилом — Десятью Заповедями. Никаким другим критерием характер не оценить 16 .

Божий авторитет учрежден навеки

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф. 4:10 ).

Сатана стремился показать, что он действует ради свободы всей Вселенной. Он постарался сделать свои аргументы как можно более разнообразными, обманчивыми, хитрыми, чтобы каждый уверился в том, что Божий Закон — деспотичный закон. Даже находясь на кресте, даже будучи мишенью самых жестоких искушений сатаны, Христос оставался Победителем… С последним вздохом Он воскликнул: «Совершилось!» Битва была выиграна… Кровь Невинного была пролита за виновных. Жизнью, которую отдал Христос, человек был искуплен от вечной смерти, и участь имевшего державу смерти была решена.

Вплоть до самой смерти Христа характер сатаны не был полностью открыт ангелам и непавшим мирам. Только на Голгофе отступление от истины и обвинения того, кто когда-то был возвышенным ангелом, открылись в истинном свете. Стало видно, что он лгал, стараясь представить себя незапятнанным. Его тайное желание возвыситься было полностью разоблачено. Ложь его стала очевидной для всех. Божий авторитет был утвержден навеки. Истина одержала победу над ложью.

Незыблемость Божьего Закона стала очевидной не только для ограниченных творений этого мира, но и для всех обитателей Вселенной. Сатанинские происки против Христа были раскрыты перед всеми мирами. Когда данный вопрос был понят в полной мере, каждое непавшее существо выразило негодование в связи с восстанием. В один голос все они превознесли Бога как праведного, милостивого, самоотверженного, справедливого…

Небеса стали свидетелями того, какое оружие было выбрано Князем жизни, — слова Писания, «написано», — и какое использовал князь мира — ложь и обман. Они видели, что Князь жизни неизменно поступал по истине, честно и справедливо, в то время как князь мира прибегал к коварству, искусным проискам, интригам, вражде и мести. Они видели Того, Кто нес знамя истины, жертвуя всем, даже жизнью, чтобы сохранить истину, в то время как несущий знамя восстания продолжал упорно обвинять Бога.

Небожители и все небеса дивились Божьему долготерпению… Господь проявил мудрость и справедливость, изгнав сатану с небес… Все непавшие существа объединились в мнении, что Божий Закон неизменен… Его Закон был признан безупречным, Его правление — навеки безопасным 17 .

Принципы, лежащие в основе Закона Божьего

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 5:3 ).

Через Нагорную проповедь Христа нам посланы свет и истина, в ней заложены принципы, которые применимы ко всем обстоятельствам жизни, к каждой обязанности, налагаемой на нас Богом. Христос пришел возвеличить и прославить Закон, который Он Сам провозгласил с Синайской горы богоизбранному народу во время странствования евреев по пустыне…

Давая Свои наставления, Христос стремился запечатлеть в мыслях и сердцах слушателей принципы, лежащие в основе Его великого мерила праведности. Он учил их, что если они будут стремиться соблюдать Божьи заповеди, то в повседневной жизни должны проявлять любовь к Богу и ближним. Иисус старался наполнить их сердца любовью, которую Он питал к людям. Таким образом Он сеял семена истины, плоды которой произведут богатую жатву святости и красоты характера. Их святое влияние не только будет широко распространяться с течением времени, но его результаты будут чувствоваться и в вечности.

Расположившись на склоне горы в окружении Своих учеников и большого множества слушателей, Иисус, «отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Эти люди не ропщут и не жалуются, они довольны своим положением и тем, что их окружает. Они не вынашивают мысли, что заслуживают лучшего положения, чем предназначенное для них Провидением, но проявляют дух благодарности за каждое получаемое благословение. Они свободны от всякой горделивой мысли и всякого горделивого чувства…

Те, кто воистину освящен, сознают свою слабость. Чувствуя свою нужду, они пойдут за светом, благодатью и силой к Иисусу, в Котором обитает вся полнота и Который один может восполнить их нужды. Сознавая свои недостатки, они стремятся уподобиться Христу и жить в согласии с принципами Его святого Закона. Это постоянное осознание собственного несовершенства побудит таковых иметь полную зависимость от Бога, чтобы Его Дух мог проявляться в них. Чтобы удовлетворить нужды каждой алчущей и жаждущей души, откроются все сокровища небес. Обладающим таким характером дано уверение в том, что придет время, когда они увидят славу Царства, которую ныне едва могут представить себе…

Христианин должен всегда стремиться к идеалу, который представляет собой чистоту и привлекательность Божественного характера. День за днем в нем должно проявляться все больше красоты этого характера, и перед миром все ярче должен отражаться Божественный образ 18 .

Мерило на суде

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы ( Иак. 2:12 ).

Первый ангел из 14-й главы Откровения призывает людей «убояться Бога и воздать Ему славу» и поклониться Сотворившему небо и землю. Чтобы делать это, они должны повиноваться Его Закону… Без послушания Его заповедям никто не может угодить Богу; ибо «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» ( 1 Ин. 5:3 ).

Многие религиозные учителя говорят, что Христос Своею смертью освободил нас от Закона, однако не все имеют такую точку зрения… По самой своей природе Закон Божий неизменен. Он является откровением воли и характера его Автора. Бог есть любовь, и Его Закон есть любовь. Два его великих принципа — любовь к Богу и человеку. «Любовь есть исполнение Закона». Характер Божий — праведность и истина, и такова же природа Его Закона. Псалмопевец говорит: «Закон Твой — истина», «все заповеди Твои праведны». А апостол Павел провозглашает: «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». Такой Закон, являясь выражением мыслей Божьих и Его воли, должен быть вечен, как его Автор.

И именно этот Закон является мерилом, которым будет испытываться на суде жизнь и характер людей. Указав на нашу обязанность повиноваться Божьим заповедям, Соломон добавляет: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд». Апостол Иаков увещевает своих братьев: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы».

Иисус явится на суде как Защитник Своих последователей, чтобы умолять Бога за них. «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» ( 1 Ин. 2:1 ). «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное , но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие». «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр. 9:24; 7:25 ).

На суде все, кто воистину покаялся во грехе и верою положился на Кровь Христа как их искупительную жертву, имеют прощение, записанное против их имен в небесных книгах. Поскольку они стали причастниками праведности Христа и их характеры находятся в согласии с Законом Божьим, их грехи будут изглажены, и они сами будут считаться достойными вечной жизни… Иисус сказал: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» 19 .

Как мы можем соблюдать Божий Закон

Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек ( Пс. 110:3 ).

Один луч славы Божьей, один проблеск чистоты Христа, пронизывающий душу, делает болезненно чувствительным каждое оскверняющее пятно и обнажает недостатки и испорченность характера человека. Как может кто-либо хвастать собственной святостью перед святым мерилом Божьего Закона, который обнаруживает недобрые побуждения, несвятые желания, неверность сердца, нечистоту уст и открывает как на ладони человеческую жизнь? Становятся очевидными вероломные попытки человека свести на нет Божий Закон, и под испытующим влиянием Духа Божьего его дух сокрушается и приходит в смятение. Человек начинает чувствовать отвращение к себе, когда видит достоинство, величие, чистый и незапятнанный характер Иисуса Христа.

Когда Дух Христа влияет на сердце Своей удивительной пробуждающей силой, в душе появляется чувство собственного несовершенства, которое ведет к сокрушению и смирению сердца, а не к гордому хвастовству своими достижениями. Когда Даниил описывал удивительную сцену, в которой он видел славу и величие, окружавшие небесного вестника, он воскликнул: «И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не оставалось крепости и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости».

Душа, испытавшая подобное, никогда не станет уповать на самоправедность или претендовать на святость, но она будет ненавидеть эгоизм, питать отвращение к самолюбию и искать через Христову праведность чистоту сердца, пребывающую в гармонии с Законом Божьим и характером Христа. Такой человек будет отражать характер Христа, упование славы. Для него будет величайшей тайной, что Иисус принес такую великую жертву ради его искупления.

Трепещущими устами он воскликнет со смирением: «Христос возлюбил меня. Он отдал Себя за меня. Он обнищал, чтобы я мог обогатиться Его нищетою. Муж скорбей не отверг меня с презрением, но излил Свою неисчерпаемую, искупительную любовь, чтобы мое сердце стало чистым. Он сделал меня вновь верным и послушным всем Его заповедям. Его снисхождение, Его унижение, Его распятие — это чудеса, венчающие замечательное осуществление плана спасения… Все это Он совершил, чтобы наделить меня Своей собственной праведностью, чтобы я мог соблюсти Закон, который нарушил. За это я возвеличиваю Его и буду говорить о Нем всем грешникам» 20 .

Значение Божьего Закона

Закон Господа совершен, укрепляет душу ( Пс. 18:8 ).

Плотские помышления суть вражда против Бога и сопротивление Его воле…

Мне было показано, что представляет собой человек, не знающий воли Божьей… Но когда Дух Божий открывает ему весь глубинный смысл Закона, в его сердце происходит поразительная перемена! Подобно Валтасару, он читает и понимает начертанное рукой Всевышнего, и тогда раскаяние овладевает его душой. Громы Божьего Слова пугают его и помогают стряхнуть с себя оцепенение; человек начинает взывать о помиловании во имя Иисуса. И к такой смиренной мольбе Бог всегда охотно прислушивается. Он никогда не отворачивается от кающегося грешника, но дарует ему утешение…

Если бы дети Божьи признали спасительные действия Господа и приняли Его учение, они обрели бы прямой путь под своими ногами и свет, который освещал бы их во мраке и разочаровании. Давид научился мудрости, размышляя о том, как Бог с ним поступал, и смиренно склонялся перед наказаниями Всевышнего. Когда пророк Нафан в точности обрисовал Давиду его истинное состояние, это помогло царю израильскому понять свой грех и избавиться от него. Он с кротостью принял совет и смирился перед Богом. «Закон Господа совершен, — восклицает он, — укрепляет душу».

У кающихся грешников нет повода впадать в отчаяние из-за того, что им напоминают об их преступлениях и предупреждают о грозящей им опасности. Тот факт, что ради них предпринимаются такие усилия, убедительно показывает, как Бог любит их и как Он желает спасти их. Чтобы наследовать вечную жизнь, грешникам нужно только последовать Его совету и творить Его волю. Бог обнажает перед Своими согрешающими детьми их грехи, чтобы в свете Божественной истины они увидели всю их чудовищность…

Бог сегодня так же силен спасать от греха, как Он был силен делать это во времена патриархов, Давида, пророков и апостолов. Множество случаев, записанных в Священной истории, когда Бог избавлял Свой народ от беззаконий, призваны вдохновить христиан нашего времени принять Божественное наставление и ревностно совершенствовать характер, чтобы он выдержал строгую проверку на суде…

Вдохновенные слова утешают и радуют заблудших. Хотя патриархам и апостолам были свойственны человеческие немощи, тем не менее благодаря своей вере они заслужили одобрение Неба, сражались силой Господа и одерживали славные победы. Таким образом, мы можем уповать на силу искупительной жертвы и побеждать во имя Иисуса. Люди остаются людьми, где бы они ни жили со времен Адама и до нынешнего поколения, а любовь Божья на протяжении всех веков не знает себе равных 21 .

Изучайте характер Христа и становитесь подобными Ему

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть ( Мф. 6:24 ).

Равнодушные христиане затемняют славу Божью, искажают добродетель и побуждают людей сформировать ложное понятие о том, что представляет собой истинное благочестие. Другие, глядя на этих так называемых христиан, начинают думать, что и они, будучи христианами, тоже могут жить по своим привычкам и потворствовать желаниям плоти. На знамени многих, называющих себя христианами, начертан девиз: «Вы можете служить Богу и угождать себе — вы можете служить Богу и маммоне». Если христиане называют себя «мудрыми девами», но не имеют масла благодати в сосудах своих светильников, они не проливают света для славы Божьей и спасения людей. Они стремятся делать то, что, по словам Искупителя мира, делать нельзя. Он заявил: «Не можете служить Богу и маммоне».

Те, кто называет себя христианином, но не следует по стопам Христа, сводят на нет Его слова и уничижают план спасения. Своим настроением и поведением они фактически говорят: «Иисус, в Твое время Ты не понимал так хорошо, как понимаем мы в наше время, что человек может служить и Богу, и маммоне». Эти «знатоки» религии полагают, что они соблюдают Закон Божий, но это не так. О, каким бы стало мерило истинного человеческого достоинства, если бы оно было отдано в руки человека! Бог возвысил Свое мерило — заповеди Божьи и веру Иисуса, а за полной покорностью Богу следует праведность, мир и радость во Святом Духе 22 .

Вы не должны ожидать, пока станете хорошими; вы не должны думать, что ваши молитвы станут приемлемыми для Бога и вы будете спасены благодаря собственным усилиям. Пусть каждый мужчина и каждая женщина молится Богу, а не человеку. Пусть каждый в смирении придет к Богу.

Вы должны молиться Богу за себя, веря, что Он слышит каждое произносимое вами слово. Откройте Ему свое сердце, исповедуйте грехи, просите Бога простить вас, умоляйте о заслугах искупления, а затем верою размышляйте о великих истинах спасения, и Утешитель запечатлеет их в вашей памяти .

Чем больше вы будете изучать характер Христа, тем привлекательнее Он покажется вам. Христос станет близким вам, между вами возникнет тесная взаимосвязь. Вы будете льнуть к Нему. Если ум человека формируется под влиянием того, о чем он думает больше всего, тогда размышляйте об Иисусе, говорите о Нем, и вы уподобитесь Ему в духе и характере. Вы будете отражать Его образ во всем, что есть достойного, чистого и духовного. Вы будете иметь ум Христов, и Он пошлет вас в мир как Своих духовных представителей 23 .

Истинная любовь не идет на компромисс со злом

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха ( 1 Ин. 3:4, 5 ).

По мере того как увеличивалось число уверовавших, Иоанн все самоотверженнее трудился для своих братьев. Это было опасное время для Церкви. Повсюду распространялись сатанинские обольщения. Его служители, прибегая ко лжи и искажениям фактов, пытались вызвать сопротивление учению Христа, в результате чего Церкви стали угрожать ереси и разделения. Одни утверждали, что любовь Христа освобождает от необходимости повиноваться Закону Божьему. Другие учили, что нужно соблюдать иудейские обряды и обычаи, что простого соблюдения закона без веры в искупительную Кровь Христа вполне достаточно для спасения.

Многие считали Христа хорошим Человеком, но отрицали Его Божественность. Некоторые, заявлявшие о своей верности делу Божьему, были обманщиками: своей жизнью они отвергали Христа и Его Благую весть и, живя в преступлениях и грехах, привносили в Церковь ереси. Их влияние привело многих в лабиринты скептицизма и обмана.

Иоанн был исполнен скорби, видя, как эти смертоносные заблуждения вкрадываются в Церковь. Он видел опасности, подстерегающие Церковь, и своевременно и решительно указывал на них. Послания Иоанна светятся любовью, как будто он писал пером, окуная его в любовь. Но к нарушителям Закона Божьего, претендующим на безгрешную жизнь, он оставался строг и неустанно указывал на их страшное заблуждение…

Нам, как и возлюбленному ученику Иисуса, надо распознавать тех, кто утверждает, что пребывает во Христе, нарушая при этом Закон Божий. Ибо пророки, которые угрожали благополучию первоапостольской Церкви, существуют и в это последнее время; вот почему следует внимательно изучать наставления Иоанна по этому вопросу. Всюду слышится призыв: «Имейте любовь». Особенно громко говорят об этом те, кто считают себя святыми. Но истинная любовь слишком чиста, чтобы покрывать неисповеданный грех. Любя людей, за которых умер Христос, мы не должны идти на компромисс со злом и объединяться с мятежниками. Бог требует, чтобы Его народ в этот беспокойный век так же непоколебимо стоял за правду, как в свое время Иоанн противостоял пагубным ересям…

Он ясно и убедительно начал свидетельствовать о жизни и смерти Христа, говорил об этом от избытка сердца, переполненного любовью к Спасителю, и никакая сила не могла остановить его 24 .

Духовность Закона

Не нарушить пришел Я [закон], но исполнить ( Мф. 5:17 ).

При таинственном сверкании молнии и грозных раскатах грома с Синая Христом был объявлен Божественный закон. Слава Господня, подобно «огню поядающему», покоилась на вершине горы, и от присутствия Божьего трепетала земля. Весь народ израильский в смирении, полный страха и ужаса, припал к земле и в немом благоговении внимал священным предписаниям Закона…

Годы долгого египетского рабства отрицательно сказались на Израиле, поэтому при обнародовании Закона необходимо было показать людям могущество и величие Божье; но тем не менее Бог открылся им как Бог любви…

Закон, данный с горы Синай, выражал основы любви. Это был Закон Неба, объявленный всей земле. Он был дан через посредника и объявлен Тем, Чья сила может привести сердца людей в согласие с основами Его Закона. Цель, ради которой был дан Закон, Господь объявил Израилю, говоря: «И будете у Меня людьми святыми» ( Исх. 22:31 ).

Однако Израиль не сумел постичь духовную суть Закона; слишком часто их мнимое послушание состояло только в соблюдении внешних обрядов и церемоний без посвящения сердца величию любви. Когда Иисус в Своем характере и деятельности явил им святые, благородные, Божественные добродетели и показал ничтожность внешнего, формального послушания, иудейские начальники не приняли Его слов и не поняли их. По их мнению, Он слишком поверхностно относился к требованиям Закона; а когда Он стал изъяснять им истинный дух установленного Господом богослужения, то они, обращая внимание лишь на внешнюю сторону, обвинили Его в нарушении Закона.

Слова Спасителя, произнесенные совершенно спокойно, были настолько серьезны и исполнены силы, что тронули сердца людей… Они были поражены Его речью, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Мф. 7:29 ). Фарисеи заметили разницу между их способом обучения и методом Христа. Они видели, что красота и чистота Его истины производила на людские умы тихое, но глубокое впечатление. Небесная любовь и нежность Спасителя влекли к Нему сердца людей…

Между тем Христос не говорил ничего, что могло бы поколебать веру в религию и постановления, данные через Моисея, так как каждый луч Божественного света, переданный народу израильскому его великим вождем, в действительности исходил от Христа. Хотя и в настоящее время многие думают, что Иисус пришел для того, чтобы изменить Закон, Спаситель вполне определенно и ясно указывает на Свое отношение к Божественным заповедям. «Не думайте, — говорит Он многотысячной толпе, собравшейся на склоне горы, — что Я пришел нарушить закон или пророков!» 25

Обетование нового завета

Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более ( Евр. 10:16, 17 ).

Творец всего человечества, великий Законодатель объясняет здесь, что Он вовсе не намерен устранить Закон. Все в природе: от малейшей пылинки, освещенной солнечным лучом, до многочисленных миров в небесном пространстве — подчинено Его Закону, и от послушания этому Закону зависит порядок и гармония в естественном мире. Наравне с законами природы существуют основы праведности и справедливости, руководящие жизнью всякого разумного существа; и от выполнения их зависит спокойствие и благосостояние Вселенной.

Божий Закон существовал еще до того, как была сотворена земля. Ему подчиняются ангелы, и для сохранения согласия между небом и землей необходимо, чтобы и человек подчинялся требованиям Божественных постановлений. Еще в Едеме «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» ( Иов 38:7 ), Христос ознакомил человека с ними. Миссия Христа состояла не в том, чтобы отменить Закон, а в том, чтобы Своей благодатью возвратить людей к послушанию Божественным предписаниям.

Любимый ученик Иисуса, внимавший каждому слову Нагорной проповеди, впоследствии под влиянием Святого Духа говоря о Законе, отмечает его неизменяемость. Он пишет: «Грех есть беззаконие», и «всякий, делающий грех, делает и беззаконие» ( 1 Ин. 3:4 ). Апостол Иоанн подчеркивает, что Закон, о котором он говорит, есть «не новая заповедь, но заповедь древняя, которую мы имели от начала» ( 1 Ин. 2:7 ). Следовательно, он говорит о Законе, который существовал уже при сотворении мира и был повторен на Синае…

Он [Иисус] должен был открыть людям духовную сторону Закона, его далеко идущие принципы и неизменяемость.

Самые благородные и кроткие из людей являются лишь слабым отражением Божественной красоты характера Христа. Соломон, движимый Святым Духом, говорит, что Он «лучше десяти тысяч других… весь он — любезность» ( Песн. П. 5:10-16 ). И Давид, видя Его пророческим взором, говорит: «Ты прекраснее сынов человеческих» ( Пс. 44:3 ). Иисус, совершенное подобие Своего Отца, «сияние славы Его», самоотверженный Искупитель, во время Своего земного странствования являлся живым воплощением сути Закона Божьего. Своей жизнью Он показал, что в основе Закона вечной правды лежат небесная любовь и христоподобные принципы…

Эти правила, которые как закон жизни были даны человеку в раю, останутся в силе и в раю восстановленном 26 .

Божий Закон — защита от зла

Заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте ( Пс. 110:7, 8 ).

Намеренно нарушающий одну заповедь нарушит все. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь , тот становится виновным во всем» ( Иак . 2:10 ).

Не величина непослушания расценивается как грех, но каждое действие, хоть в малейшем отступающее от точно выраженной воли Божьей, является грехом, ибо оно доказывает, что связь между душой и грехом еще не прервана. Сердце еще двоится в своем служении; в нем еще живет противление Богу и возмущение против законов Его Царства.

Если бы людям было позволено отступать от требований Божьих и самим определять свои обязанности, то отдельные точки зрения были бы столь же разнообразны, сколь и людские мнения, и правление было бы совершенно изъято из рук Господних. Воля человека была бы тогда авторитетом, а совершенная, святая воля Божья, Его добрые намерения по отношению к Своему творению оказались бы в пренебрежении.

Как только люди выбирают свой собственный путь, они становятся противниками Божьими. Для таких нет места в Небесном Царстве, так как их жизнь совершенно противоречит небесному порядку; они становятся на сторону сатаны, врага Бога и людей. Человек должен жить не каким-нибудь одним словом, не многими словами, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Невозможно спастись, оставляя без внимания самое ничтожное, по нашему мнению, слово из Закона Божьего. Все заповеди предназначены для блага и счастья людей в настоящей и будущей жизни.

Послушанием Закону Божьему человек как бы огражден от всякого зла. Если же он в каком-либо месте разрушает эту ограду, данную Богом, то он лишается охраны и защиты, и враг свободно проникает через образовавшуюся лазейку, причиняя вред и принося гибель.

Один-единственный раз наши прародители осмелились пренебречь Божьей волей и тем самым открыли двери, через которые бедствие проникло на землю и распространилось повсеместно; каждый, следующий их примеру, навлечет на себя подобные же бедствия. В основе каждой заповеди лежит любовь Божья, а потому всякий, кто отстраняется от заповедей, сам виновен в своем несчастье и гибели…

Законнической религии недостаточно для того, чтобы привести душу в согласие с волей Божьей… Одна лишь «вера, действующая любовью» ( Гал. 5:6 ), в состоянии очистить душу; она действует подобно закваске и полностью изменяет характер… Продолжая Свою речь, Иисус указал слушателям, что сущность соблюдения заповедей Божьих заключается в постоянном проявлении характера Христа в нашей повседневной жизни, подобно тому как в Нем день за днем открывался характер Бога Отца 27 .

К каждой душе следует относиться с уважением

Не враждуй на брата твоего… Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя ( Лев. 19:17, 18 ).

Слова Спасителя раскрывали слушателям тот факт, что, клеймя другого за преступление, они сами становились виновными, так как питали в своем сердце ненависть и зависть… Они питали глубокую ненависть к своим притеснителям — римлянам — и, не задумываясь, ненавидели другие народности и даже своих соотечественников, в чем-то не согласных с их мнением. Тем самым они нарушали заповедь, гласящую: «Не убивай».

Сатана являлся родоначальником ненависти и мести, побудивших его убить Сына Божьего. Питающий в глубине души ненависть и зависть имеет тот же дух… В помыслах о мести сокрыто злодеяние, подобно тому как зародыш сокрыт в семени растения… Отдав Сына Своего ради нашего спасения, Господь показал, как высоко Он ценит каждую душу, и поэтому никто не имеет права говорить о другом с презрением. Конечно, мы видим ошибки и слабости ближних, но каждую душу Господь считает Своей собственностью, во-первых, потому, что Он — Творец ее, а во-вторых, потому, что Он искупил ее драгоценной Кровью Христа. Все люди созданы по Его подобию, и потому каждому человеку, даже низко падшему, необходимо должное внимание и ласка. Господь привлечет нас к ответственности за каждое презрительное слово, сказанное душе, ради спасения которой Христос отдал Свою жизнь…

Иисус говорит, что тот, кто оценивает своего брата как отступника и богопротивника, этим доказывает, что он сам достоин такого же осуждения.

Даже Сам Христос, «когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда» ( Иуд. 9 ). Если бы Он сделал это, то поставил бы Себя на одну ступень с дьяволом, ибо обвинение есть орудие врага. Писание называет его клеветником братьев наших (см. Откр. 12:10 ). Иисус же не захотел действовать орудием сатаны и потому сказал: «Да запретит тебе Господь» ( Иуд. 9 ).

Христос является примером и для нас. Вступая в борьбу с врагами Иисуса, мы должны стараться не отвечать резкостью на злое слово и не произносить ничего даже отдаленно похожего на обвинение. Последователь Христа, выступающий во имя Его, не должен употреблять таких слов , которых избегал даже Повелитель неба в споре с сатаной. Суд и вынесение приговора мы должны всецело предоставить Богу 28 .

Христиане должны быть подобны солнечному сиянию

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным ( Мф. 5:34-36 ).

Все, что мы имеем, носит на себе отпечаток креста, все искуплено священной Кровью, которая драгоценнее всего, ибо она есть жизнь Божья. Поэтому нам нечего предъявлять в доказательство своей правоты, так как у нас нет ничего собственного…

Наш Спаситель, однако, не запретил применение судебной присяги, при которой торжественно призывается во свидетели Бог для подтверждения того, что сказанное есть неподдельная истина. Стоя перед синедрионом, Он Сам не отказался присягнуть для подтверждения Своих слов. Когда первосвященник обратился к Нему со словами: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?», Иисус ответил ему: «Ты сказал» ( Мф. 26:63, 64 )…

Если кто-либо может честно принять присягу, то это христианин. Он живет с сознанием постоянного присутствия Божьего и знает, что каждая мысль открыта перед Тем, Кого он теперь призывает в свидетели; и если его законным образом приводят к присяге, то он может призвать Бога в свидетели того, что сказанное им есть чистейшая правда…

Все, что делает христианин, должно быть светло и ясно, как солнечный луч. Истина исходит от Бога, ложь же в любой форме исходит от лукавого… Однако нелегко всегда говорить чистейшую правду, да и невозможно говорить, не зная ее. Как часто нам препятствует предубеждение, односторонность взглядов или недостаток знаний и неверное суждение о различных предметах. Мы только тогда сможем говорить истину, когда нашими мыслями постоянно будет руководить Тот, Кто Сам есть абсолютная истина.

Христос повелевает нам через апостола Павла: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатию» ( Кол. 4 :6 ). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф. 4:29 ). В свете этих слов Священного Писания мы видим, что Иисус в Своей Нагорной проповеди осудил всякий вздор, глупые шутки и двусмысленные разговоры; эти библейские тексты требуют от нас не только правдивости слов, но и их чистоты.

Научившиеся от Христа не будут участвовать «в бесплодных делах тьмы» ( Еф. 5:11 ). Как в словах, так и в делах они будут просты, открыты и правдивы, ибо они готовятся к общению со святыми, в устах которых «нет лукавства» ( Откр. 14:5 ) 29 .

Божий Закон прощающей любви

Любите врагов ваших ( Мф. 5:44 ).

Учение Христа — «не противься злому» — было для мстительных иудеев жестким требованием… Теперь же Иисус добавил еще более сильное выражение: «Любите врагов ваших; благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».

Таков был действительный дух Закона Божьего, превращенного раввинами в холодный и строгий свод законов. Они считали себя лучше других и были уверены, что на них как израильтянах покоится особое благословение Господне. Иисус же указал им на дух всепрощающей любви как на единственное доказательство того, что их побуждения могут быть более возвышенными и благородными, чем чувства и побуждения мытарей и грешников.

Он указал Своим слушателям на Повелителя Вселенной, называя Его «Отче наш» и стараясь таким образом разъяснить им, с какой нежностью Господь печется о них. Он говорит: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс. 102:13 ). Такое учение о Боге можно найти только в Библии. Язычество учит смотреть на Высшее Существо со страхом, а не с любовью — как на грозное божество, которое необходимо умилостивить жертвами, а не как на Отца, посылающего Своим детям дары Своей любви. Даже израильтяне были настолько ослеплены, что не понимали драгоценного учения пророков о Боге, и эти слова об отеческой любви Бога показались им чем-то новым, возвещенным миру впервые…

Все, чем мы владеем, — каждый солнечный луч, каждая капля дождя, каждый кусок хлеба, каждый миг нашей жизни — все является даром Его любви.

Еще в то время, когда мы были жестоки и непримиримы, «были гнусны, ненавидели друг друга», Отец Небесный проявил к нам милосердие…

Детьми Божьими являются те, кто стал причастником Божеского естества. Ни положение в свете, ни права, полученные при рождении, ни национальное или религиозное преимущество не делают нас членами Божественной семьи, а единственно лишь любовь, распространяющаяся на все человечество. Даже грешники, сердца которых еще не совсем закрыты для влияния Духа Божьего, отзывчивы на любезное обращение и на любовь отвечают любовью, а на ненависть — ненавистью. Но Дух Святой воздает любовью за ненависть. Быть любезными с неблагодарными и злыми, воздавать добром тем, от которых не приходится ждать ничего хорошего, — это признаки принадлежности к Небесной Царственной семье, это доказательство того высокого положения, которое занимают дети Всевышнего 30 .

Любовь Божья совершенна есть в нас

Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас ( 1 Ин. 4:12 ).

Условия для получения вечной жизни сейчас, во время благодати, все те же, какие были в раю, а именно: совершенная праведность, согласие с Богом и полная согласованность с основами Его Закона. В Ветхом Завете нам представлен тот же пример идеального характера, как и в Новом Завете, и это есть образец, которому мы можем уподобиться. В основании каждой заповеди, каждого Божественного требования лежит определенное обетование; Господь принял все меры к тому, чтобы дать нам возможность уподобиться Ему, и Сам лично помогает в этом каждому, кто не сопротивляется и не отстраняет Его милости.

Господь возлюбил нас невыразимой любовью; и в нас рождается любовь к Нему, когда мы познаем широту и долготу, глубину и высоту этой превосходящей всякое разумение любви. Откровение красоты характера Христа, влекущей к нему сердца, и познание Его любви к нам , когда мы были еще грешниками, смягчают и побеждают своенравное сердце; грешник изменяется и становится дитятей Божьим. Чтобы искоренить грех из человеческого сердца, Господь действует не принуждением, а любовью. Ею Он превращает гордость в кротость, вражду и неверие — в любовь и веру…

Он велит нам быть такими же совершенными, как Он Сам. В своем небольшом окружении мы должны быть таким же светом, каким Он является для всей Вселенной. В нас самих нет света, поэтому мы должны отражать сияющий на нас свет Его любви. Совершая добро силой благодати, данной нам, мы можем быть совершенными в своей сфере, как Бог совершенен в Своей.

Иисус говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Будучи детьми Божьими, мы должны быть причастны Его естеству и подобны Ему. Каждый ребенок живет благодаря жизни своего отца. Если же мы дети Божьи, рожденные от Его Духа, то мы живем благодаря жизни Божьей. Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ), и «жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» ( 2 Кор. 4:11 ). Эта жизнь разовьет в нас тот же характер и те же дела, какие во Христе. Она приведет нас в полное согласие с каждой Его заповедью, ибо «закон Господа совершен, укрепляет душу» ( Пс. 18:8 ). Любовью «оправдание закона исполнится в нас, живущих не по плоти, но по Духу» ( Рим. 8:4 ) 31 .

Противостояние Закону продолжается

И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои и объявил им Мои постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них ( Иез . 20:10, 11 ).

Первая попытка сатаны низвергнуть Закон Божий, предпринятая среди безгрешных небожителей, на какое-то время, казалось, увенчалась успехом. Было обольщено немало ангелов, но мнимое торжество сатаны окончилось поражением и проигрышем. Он был отлучен от Бога и изгнан с неба.

Когда конфликт возобновился на земле, сатана снова одержал кажущуюся победу. Согрешив, человек стал его пленником, и владычество человека на земле превратилось во владычество великого мятежника. Тогда казалось, что перед сатаной открылась возможность основать свое независимое царство и бросить вызов власти Бога и Его Сына. Но план спасения снова дал возможность человеку прийти в согласие с Богом, исполнять Его Закон и как человеку, так и земле в конце концов быть искупленными от власти лукавого.

Снова сатана потерпел поражение и снова прибегнул к обману, надеясь превратить свое поражение в победу. Для того чтобы возбудить дух возмущения среди падшего рода, лукавый попытался обвинить в несправедливости Бога, допустившего, чтобы человек нарушил Его Закон. «Зачем, — убеждал искусный соблазнитель, — Бог, зная последствия греха, допустил, чтобы человек подвергся испытанию, согрешил и навлек на себя страдания и смерть?» И дети Авраама, забывая долготерпеливое милосердие Божье, давшее им другой шанс, и невзирая на чудесную, но страшную жертву, которой Царю неба стоило восстание сатаны, прислушивались к нашептываниям искусителя и роптали на Того, Кто один в состоянии спасти их от губительной власти сатаны.

И сегодня тысячи душ вторят тем же мятежным нападкам на Бога. Они не понимают того, что отнять от человека свободу выбора означает ограбить его, лишив права быть разумным существом и превратив в робота. Бог не желает поработить волю человека, который был сотворен нравственно свободным существом. Подобно жителям других миров, его послушание также должно было подвергнуться испытанию, но Бог никогда не ставит человека в такие обстоятельства, которые вынуждали бы его непременно подчиниться греху. Он не допустит, чтобы Его творение постигло непереносимое искушение или испытание. Господь наделил человека всем необходимым, чтобы ему никогда не потерпеть поражения в борьбе с сатаной.