Библиотека soteria.ru
Отражая Христа
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 6157 Все тексты автора Елена Уайт
Март
Оправдание верой — наша единственная надежда
Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1 Ин. 2:1, 2 ).
Когда грешник кается, смиряется пред Богом, видит Христово искупление, совершенное ради него, и принимает это примирение как единственную надежду в этой жизни и будущей, его грехи прощаются. Это и есть оправдание верой. Каждая верующая душа должна полностью сообразовать свою волю с волей Божьей и пребывать в покаянии и сокрушении духа, проявляя веру в искупительные заслуги Спасителя и переходя от силы в силу, от славы в славу.
Прощение и оправдание — это одно и то же. Посредством веры христианин перестает быть мятежником, слугой греха и сатаны и занимает положение верного подданного Иисуса Христа не благодаря присущей ему добродетели, а потому, что Христос принимает его как Свое дитя через усыновление. Грешник получает прощение грехов, потому что эти грехи понес его Заместитель и Поручитель. Иисус обращается к Своему Небесному Отцу с такими словами: «Это Мое дитя. Я снимаю с него смертный приговор и гарантирую ему Мою жизнь — вечную жизнь, потому что Я занял его место и пострадал за его грехи. Он является Моим возлюбленным сыном». Таким образом, прощенный и одетый в прекрасные одежды Христовой праведности человек стоит незапятнанным перед Богом.
Грешник может заблуждаться, но Бог не изгоняет его, лишая Своей милости. Однако его единственная надежда — это покаяние перед Богом и вера в Господа Иисуса Христа. Прерогатива Небесного Отца — прощать наши преступления и грехи, потому что Христос взял на Себя нашу вину и отменил грозящий нам приговор, вменив нам Свою собственную праведность. Его жертва полностью удовлетворяет требованиям справедливости.
Оправдание противоположно осуждению. Безграничная милость Божья проявляется к тем, кто ее совершенно не заслуживает. Бог прощает преступления и грехи ради Иисуса, Который стал умилостивлением за наши грехи. Через веру во Христа виновный нарушитель Закона обретает благоволение у Бога и твердую надежду на жизнь вечную 1 .
Грешник оправдывается через заслуги Иисуса, и этим Бог признает полноту искупления, совершенного ради человека. То, что Христос был послушен даже до смерти и смерти крестной, является залогом того, что Небесный Отец примет грешника 2 .
Кающийся грешник, принятый во Христе
Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное , но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие ( Евр. 9:24 ).
Христос является нашей Жертвой, нашим Заместителем, Поручителем, нашим Божественным Посредником. «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное , но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие».
Ходатайство Христа за нас заключается в представлении перед Отцом Своих Божественных заслуг в виде приношения Самого Себя как нашего Заместителя и Поручителя, ибо Он вознесся на небо, чтобы совершить примирение за наши беззакония… «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1 Ин. 4:10 ). «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр. 7:25 ).
Из этих текстов Писания явствует: Богу неугодно, когда вы сомневаетесь и мучите себя страхом, что Бог не примет вас по причине вашей греховности и недостойности… Представьте ваше дело Богу, полагаясь на заслуги Крови, пролитой за вас на Голгофском кресте. Сатана будет обвинять вас в том, что вы — великий грешник, и вам придется признать, что воистину это так, но вы можете сказать: «Да, я знаю, что я грешник, но именно по этой причине я нуждаюсь в Спасителе. Иисус пришел в мир спасти грешников. “Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”… У меня нет заслуг или добрых дел, которые гарантировали бы мне спасение, но я представляю перед Богом все искупающую Кровь незапятнанного Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Это мой единственный довод. Имя Иисуса дает мне доступ к Отцу. Он слышит мою самую слабую молитву, Его сердце открыто для нее, и Он удовлетворяет мои самые сокровенные нужды».
Именно праведность Христа делает кающегося грешника приемлемым для Бога и совершает Его оправдание. Какой бы греховной ни была его жизнь, если он верит в Иисуса как своего личного Спасителя, он стоит перед Богом в незапятнанных одеждах вмененной ему Христовой праведности.
Грешник, еще недавно мертвый в преступлениях и грехах, оживотворяется верой во Христа. Верою он видит, что Иисус является его Спасителем, что Он всегда жив и может спасать приходящих через Него к Богу. В искуплении, совершенном ради него, верующий видит такую всеохватывающую широту, долготу, высоту и глубину, такую полноту спасения, достигнутого безграничной ценой, что душа его наполняется хвалой и благодарностью 3 .
Мы совершенны во Христе
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды ( 1 Ин. 1:9 ).
Когда грешник взирает на несравненное обаяние Иисуса, грех больше не привлекает его, ибо он видит Того, Кто «лучше десяти тысяч других», «и весь он — любезность». Посредством личного опыта он сознает силу Евангелия, обширность замысла которого равноценна разве только величию цели.
Мы имеем живого Спасителя. Он не находится в новой гробнице Иосифа. Он воскрес из мертвых и вознесся на небо как Заместитель и Поручитель каждой верующей души. Грешник получает оправдание через заслуги Иисуса, и этим Бог признает полноту искупления, совершенного ради человека. То, что Христос был послушен даже до смерти, и смерти крестной, является залогом принятия грешника Небесным Отцом. В таком случае допустимо ли нам проявлять нерешительность: сомневаться и верить, верить и сомневаться? Иисус является залогом принятия нас Богом. Мы находимся в благоволении у Бога не потому, что имеем какие-либо заслуги, а потому, что верим в Господа — нашу Праведность.
Иисус находится сейчас во Святом святых небесного святилища, чтобы предстоять за нас пред Богом. Он ни на миг не перестает представлять Свой народ совершенным в Нем. Но поскольку Иисус представляет нас перед Отцом, мы не должны думать, что можем злоупотреблять Его милостью и проявлять беспечность, равнодушие и самонадеянность. Христос — служитель добродетели. Мы совершенны в Нем, приняты в Возлюбленном только тогда, когда верою пребываем в Нем.
Мы никогда не сможем достичь совершенства через свои дела. Человек, который верою видит Иисуса, отвергает собственную праведность. Он видит себя несовершенным, свое покаяние — недостаточным, его самая сильная вера и самая ценная жертва представляются ему слабыми, и он склоняется в смирении у подножия креста. В изумлении он слышит весть: «Вы совершенны в Нем» ( Кол. 2:10 , англ. пер. ). Теперь его душа спокойна. Он больше не должен стараться найти какое-либо достоинство, какие-либо заслуги в себе, чтобы обрести через них Божье благоволение.
Взирая на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира, он обретает мир Христов, ибо против его имени написано прощение, и он принимает Слово Божье: «Вы совершенны в Нем». Как тяжело людям, постоянно вынашивающим сомнение, понять эту великую истину! Но какой мир приносит она душе, какой наполняет жизнью! 4
Христова Кровь была пролита ради прощения наших грехов
Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе ( Рим. 3:23, 24 ).
Мы нуждаемся в Иисусе каждое мгновение. Теряя Его любовь, мы лишаемся многого. Он Сам говорит: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою»…
Религия многих людей очень похожа на сосульку — от нее веет холодом. У многих сердца не смягчены и не покорены. Они не могут взволновать сердца других, потому что их сердца не переполнены благословенной любовью, исходящей из сердца Христа…
Истинная религия основывается на вере в Писания. В Божье Слово следует верить безоговорочно. Никакая его часть не должна быть удалена и заменена человеческими теориями. Люди не должны возвышать человеческую мудрость, осуждая Слово Божье. Библия была написана святыми людьми древности, движимыми Святым Духом, и эта Книга содержит все, что мы можем знать наверняка, и все, что мы можем надеяться когда-либо узнать о Боге и о Христе, если не будем, подобно Павлу, восхищены на третье небо… И это откровение, данное апостолу, не лишило его смирения.
Жизнь христианина — это жизнь, регулируемая Словом Божьим, его предписаниями. Все истины Ветхого и Нового Завета составляют единое целое. Эти истины следует бережно хранить в сердце, им надо верить и повиноваться. Для истинного ученика вера в Божье Слово является живым активным принципом, ибо «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10:10 ). Верою человек принимает праведность Христа.
Вера сама по себе — это действие ума. Сам Иисус является Источником и Совершителем нашей веры. Он отдал ради нас Свою жизнь, и Его Кровь говорит за нас лучше, чем кровь Авеля, которая вопияла к Богу против убийцы Каина. Христова Кровь была пролита для прощения наших грехов.
Многие совершают ошибку, пытаясь найти малейшие расхождения между оправданием и освящением. Они часто толкуют по-своему эти два понятия. Зачем же пытаться быть более скрупулезным, чем Вдохновение, в этом насущном вопросе праведности по вере? 5
Те, кто соединен со Христом каждый день, кто постоянно проявляет веру, действующую любовью и очищающую душу, получают прощение своих грехов и освящаются для вечной жизни 6 .
Оправданные ходят во свете
Которого [Иисуса Христа] Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру… да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса ( Рим. 3:25, 26 ).
«Получая оправдание даром, по благодати Его, — говорит апостол Павел, — искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» .
В этих словах ясно изложена истина. Милость и благость Божья совершенно незаслуженны. Благодать Христа даром оправдывает грешника без всяких заслуг и претензий с его стороны. Оправдание — это полное, совершенное прощение греха. В тот момент, когда грешник верою принимает Христа, он получает прощение. Ему вменяется праведность Христа, и он больше не сомневается в Божьей прощающей благодати.
В самой вере нет ничего, что может спасти нас. Вера не может удалить нашу вину. Христос есть сила Божья ко спасению всякого верующего. Оправдание приходит через заслуги Иисуса Христа. Он уплатил цену за искупление грешника. Однако только через веру в Его Кровь Иисус может оправдать верующего.
Грешник не может положиться на свои добрые дела как на средство оправдания. Ему следует отвергнуть все свои грехи и принимать все лучи света, которые сияют на его пути. Верою он просто принимает безвозмездные и щедрые средства, ставшие возможными благодаря пролитию Крови Христа. Он верит в обетования Божьи, которые через Христа сделались для него освящением, праведностью и искуплением.
Если он будет следовать за Иисусом, то станет жить смиренно во свете, радуясь свету и неся этот свет другим. Оправданный верою, он радостно повинуется Богу всю свою жизнь. Мир с Богом является результатом того, что Христос пребывает в нем. Люди, которые покорны Богу, почитают Его и исполняют Его волю, будут иметь Божественное просвещение. В драгоценном Слове Божьем такая чистота, возвышенность, красота, что самый большой интеллект без помощи Божьей не постигнет их…
Каковы бы ни были наши испытания, мы не будем прощены, если допускаем ослабление нашей связи с Богом. Хотя человеческое сострадание может иссякнуть, Бог продолжает любить, миловать и простирать руку помощи. Божьи вечные руки обнимают душу, которая обращается к Нему за помощью… Бог любит, чтобы Его дети обращались к Нему и доверили Ему сделать для них то, что они не в силах сделать для себя сами 7 .
Вера без дел мертва
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? ( Иак. 2:21, 22 ).
Нам нужно предоставить в своем сердце больше места Иисусу и гораздо меньше — себе. Нам нужно с детской простотой идти к Господу, рассказать Ему обо всех наших затруднениях и верить, что по Своей щедрости, благости и любви Он удовлетворит наши нужды. «Если чего попросите у Отца во имя Мое, — говорит Христос, — то сделаю, да прославится Отец в Сыне». Если вы любите Меня, то проявите свою любовь в исполнении Моих заповедей. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины»…
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Это единственное настоящее испытание характера. Исполнение воли Божьей является лучшим свидетельством того, что мы любим Бога и посланного Им Иисуса Христа. Если часто повторять слова о любви к Богу и не являть эту любовь в своей повседневной жизни, эти слова ничего не стоят. Любовь к Богу — это не просто чувство, а живая, действенная сила. Человек, исполняющий волю своего Небесного Отца, показывает миру, что он любит Бога. Плод же его любви проявляется в добрых делах…
Апостол Иаков видел опасности, которые возникнут при проповедовании истины об оправдании верой, и старался показать, что истинная вера не может существовать без сопровождающих ее добрых дел. Он ссылается на опыт Авраама. «Видите ли, — говорит апостол, — что человек оправдывается делами , а не верою только?» Авраам поверил Богу. Откуда мы знаем, что он поверил? Об истинности его веры свидетельствовали его дела, и вера Авраама была вменена ему в праведность.
Мы нуждаемся в вере Авраама в наши дни, чтобы рассеять тьму, сгущающуюся вокруг нас, которая не позволяет проникнуть нежному свету Божьей любви и задерживает духовный рост. Наша вера должна быть исполнена добрых дел, ибо вера без дел мертва. Каждый исполненный долг, каждая принесенная во имя Иисуса жертва обильно вознаграждаются. За всякую выполненную обязанность Бог обещает и посылает благословение 8 .
Освящение продолжается на протяжении всей жизни
Ибо и Освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями ( Евр. 2:11 ).
Когда мы в покаянии и со смиренным доверием будем размышлять об Иисусе, Которого пронзили наши грехи и Который понес наши печали, мы научимся ходить по Его стопам. Взирая на Него, мы изменяемся по Его Божественному подобию. И когда это преобразование совершится в нас, мы не будем уповать на собственную праведность, но будем возвеличивать Иисуса Христа и в своей беспомощности полагаться на Его заслуги.
Наш Спаситель всегда осуждал самоправедность. Он учил Своих учеников, что религия, в высшем понимании этого слова, проявляет себя в спокойной, ненавязчивой манере. Он предупреждал их о необходимости совершать добрые дела спокойно, не напоказ, не для получения похвалы и почестей от людей, а для славы Божьей, ожидая будущей награды. Если они будут совершать добрые дела ради людской похвалы, то не получат награды от Небесного Отца.
Последователи Христа не научены молиться для того, чтобы быть услышанными людьми. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:6 ). Эти слова, произнесенные Христом, показывают, что Христос не одобрял благочестие, преобладающее среди фарисеев. Учение Его Нагорной проповеди показывает, что дела милосердия предполагают благородство их исполнения, и поклонение Богу источает самое драгоценное благоухание, когда совершается скромно, в покаянии и смирении. Чистое побуждение освящает деяния.
Истинное освящение — это полное соответствие Божьей воле. Мятежные мысли и чувства побеждаются, голос Иисуса пробуждает новую жизнь, наполняющую все существо. Воистину освященные люди не будут выдавать свое мнение за мерило добра и зла… Истинное освящение — это повседневная работа, которая продолжается всю жизнь. Те, кто борется с ежедневными искушениями, побеждая свои греховные наклонности и стремясь к святости сердца и жизни, не претендуют хвастливо на святость. Они алчут и жаждут праведности. Грех представляется им крайне отвратительным…
Воистину праведные, любящие и боящиеся Бога люди носят одежду Христовой праведности и в радости, и в горе 9 .
Освящение является плодом пожизненного послушания
Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал ( 1 Ин. 2:6 ).
Иоанн — учитель святости, и в своих посланиях к Церкви он изложил безошибочные правила поведения христиан. «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» ( 1 Ин. 3:3 ) … Он учил, что христианин должен иметь чистое сердце и вести непорочную жизнь, никогда не довольствуясь внешним, формальным исповеданием религии. Подобно тому как Бог свят в небесах, так и падший человек верой во Христа должен достичь святости в своей жизни…
Освящение Церкви — это конечная цель Бога в Его взаимоотношениях со Своими детьми. Он избрал их от вечности, чтобы они были святы, и отдал Своего Сына на смерть, чтобы они освятились через послушание истине и освободились от оков себялюбия. Он требует от своих детей усилий и самоотдачи. Бог может быть прославлен верующими лишь в том случае, если в них воссоздан Его образ и они находятся под руководством Его Духа. Только в этом случае, свидетельствуя о Спасителе, они своей жизнью являют людям результат воздействия благодати Божьей.
Истинное освящение — это реализация принципа любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1 Ин. 4:16 ). Жизнь человека, в сердце которого живет Христос, исполнена благочестия. И такой человек будет очищен, возвышен, облагорожен и прославлен. Чистое учение будет сливаться с праведными делами, и небесные предписания будут претворяться в жизнь…
Наша любовь к ближним свидетельствует о нашей любви к Богу. Терпение в служении приносит покой душе. Благополучие Израиля требует смиренного, прилежного и упорного труда. Бог поддерживает и укрепляет человека, желающего идти по стопам Христа.
Освящение — это не мимолетное усилие, а дело всей жизни. Это не радостный порыв чувств, а результат ежедневной победы над грехом и жизнь во имя Христа. Нельзя избавиться от недостатков и преобразить себя нерешительными и случайными поступками. Только строгая самодисциплина и суровая борьба приведут нас к победе. Мы не знаем, что ждет нас завтра. До тех пор пока сатана правит миром, мы должны будем подчинять свое «я», побеждать грех, осаждающий нас, и всю жизнь без устали, без остановки двигаться к цели. Освящение — это результат послушания на протяжении нашего пребывания на земле 10 .
Уделять больше внимания вере Иисуса
И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ( 1 Тим. 3:16 ).
Многие люди, видимо, не представляют себе, что такое вера. Многие сетуют на тьму и разочарование. Я спрашивала: «Обращали ли вы лица к Иисусу? Взирали ли вы на Него, Солнце праведности? Вам нужно ясно объяснить церквам, что такое вера и что такое полная зависимость от праведности Христа»… Уделялось так мало внимания Христу, Его несравненной любви, Его великой жертве, принесенной ради нас, что сатана почти полностью скрыл от нас, что мы можем и должны иметь в сердце Иисуса Христа. Мы должны меньше искать духовной помощи у людей и больше, гораздо больше стремиться к Иисусу Христу, нашему Искупителю.
Мы можем поставить перед собой твердую цель: размышлять о небесных качествах Иисуса Христа; мы можем говорить о Его любви, рассказывать и петь о Его милости, мы можем принять Его как своего личного Спасителя. Тогда мы будем одно целое со Христом. Мы будем любить то, что любил Христос, и ненавидеть грех, который Он ненавидел. Об этом мы будем говорить, об этом размышлять…
Нам следует всегда видеть перед собой прощающего грех Спасителя. Но мы должны верно представить Его людям — как пришедшего умереть, чтобы возвеличить и прославить Закон Божий и в то же время оправдать грешника, который полностью полагается на заслуги Крови распятого и воскресшего Спасителя…
Миру дана спасительная весть, весть третьего ангела. Заповеди и вера Иисуса одинаково важны, чрезвычайно важны, и весть о них должна быть провозглашена с одинаковой силой. Первая часть вести подчеркивалась больше, а вторая — только иногда. Вера Иисуса не понята. Мы должны говорить о ней, мы должны жить ею, молиться о ней и наставлять людей, чтобы они воплощали эту часть вести в свою повседневную жизнь…
Почему мы молчим о Христовой праведности и о Его любви к этому миру? Почему мы не даем людям того, что оживит и пробудит их к новой жизни? Апостол Павел был исполнен радости и восхищения, когда провозгласил: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»…
Характер Христа безгранично совершенен. Христос должен быть возвеличен, постоянно находиться перед нашими глазами, ибо Он — сила, могущество, освящение и праведность для всех, верующих в Него 11 .
Вера и любовь испытываются временем
Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» ( 2 Тим. 2:19 ).
Самоотвержение, самопожертвование, благожелательность, доброта, любовь, терпение, стойкость и христианское доверие — это ежедневные плоды, приносимые теми, кто воистину соединен с Богом. Их дела могут быть не видны миру, но они ежедневно борются со злом, умножая драгоценные победы над искушением и злом. Обновляются торжественные обещания, и эти обещания исполняются посредством силы, приобретенной ревностной молитвой и бодрствованием.
Пылкий энтузиаст не увидит борьбы этих молчаливых тружеников, но глаз Того, Кто видит тайны сердца, замечает и одобряет каждое усилие, предпринятое в кротости и смирении. Требуется время испытания, чтобы выявить в характере чистое золото любви и веры. Когда испытания и затруднения постигают Церковь, тогда в истинных последователях Христа развивается непоколебимое рвение и нежная любовь…
Смиренные сердцем, ежедневно чувствующие важность неразрывного соединения своей души с вечной Скалой, будут стоять непоколебимо среди натиска испытаний, потому что они не доверяют себе…
Здоровый человек с нормальным кровообращением, который приступает к своим обязанностям и трудится в жизнерадостном настроении, не привлечет к себе внимание встречного тем, что он здоров. Здоровье и энергия — его естественное состояние, и он вряд ли сознает, что обладает таким великим благословением.
То же происходит с воистину праведным человеком. Он не сознает своего благочестия и своих добродетелей. Духовный принцип становится источником его жизни и поведения, и для него так же естественно приносить плоды Духа, как смоковнице приносить смоквы и розовому кусту — розы. Его естество настолько проникнуто любовью к Богу и к ближним, что он исполняет дела Христа с доброхотным сердцем.
Все, кто соприкасается с ним, ощущают красоту и благоухание его христианской жизни, в то время как он сам не сознает этого, потому что такая жизнь находится в соответствии с его привычками и наклонностями. Он молится о Божественном свете и любит ходить во свете. Его пища и его питие — исполнять волю своего Небесного Отца. Его жизнь сокрыта со Христом в Боге 12 .
Освящение овладевает всем существом человека
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1 Фес. 5:23 ).
Освящение, о котором говорит Священное Писание, касается всего человеческого существа: духа, души и тела. Павел умолял фессалоникийцев: «Дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1 Фес. 5:23 ). И еще он обращается к верующим: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ).
В древнем Израиле каждая жертва, предназначенная Богу, тщательно осматривалась. Какой-либо недостаток, обнаруженный у животного, делал его непригодным для жертвоприношения, потому что Бог требовал жертвы «без порока». Так и верующие должны представить свои тела как «жертву живую, святую, благоугодную Богу».
Для этого человек должен поддерживать себя в наилучшем состоянии. Каждая привычка, которая ослабляет физические и умственные силы, делает человека неспособным для служения его Творцу. И разве Бог довольствуется ничтожным, если мы можем принести Ему самое лучшее? Христос сказал : «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим».
Те, кто любит Бога всем сердцем, будут стремиться наилучшим образом послужить Ему своей жизнью и будут стараться привести все свое существо в соответствие с законами, которые помогут им исполнять Его волю. Любящий Бога не позволит чревоугодию или страсти умалить или осквернить жертву, которую он должен принести Небесному Отцу.
Петр говорит: «Прошу вас … удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1 Петр. 2:11 ). Всякое удовлетворение греховного желания снижает и духовные, и умственные способности, притупляет восприятие, так что Слово Божье или же Дух Святой не производит должного впечатления на сердце. Павел обращается к коринфянам: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2 Кор. 7:1 ). А к плодам Духа — «любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости» — он присоединяет «воздержание» ( Гал. 5:22, 23 ).
Оставляя без внимания эти вдохновенные слова, сколько христиан сегодня разрушают свое здоровье в погоне за наживой или в угоду моде! Сколько оскверняют в себе образ Божий объедением, пьянством и недостойными развлечениями… Тот, чье тело является храмом Святого Духа, не будет порабощен пагубной привычкой. Все силы он посвятит Христу, искупившему его Своей драгоценной Кровью 13 .
Даниил оставался тверд невзирая на последствия
И сказал царь Асфеназу… чтоб он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых и годных служить в чертогах царских ( Дан. 1:3, 4 ).
Пророк Даниил — известный библейский герой. Он был ярким примером того, какими могут стать люди, соединенные с Премудрым Богом. На страницах Священного Писания оставлено краткое описание жизни этого святого человека Божьего для ободрения тех, кому предстоит переносить испытания и искушения.
Когда израильтяне, их царь, князья и священники были уведены в плен, четверо из них были избраны для служения при дворе вавилонского царя. Одним из них был Даниил, который с раннего возраста подавал блестящие надежды благодаря своим способностям, развивавшимся в последующие годы. Эти юноши принадлежали к знатному роду. О них сказано как об «отроках, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых» ( Дан. 1:4 ).
Увидев замечательные таланты у этих молодых пленников, царь Навуходоносор решил приготовить их к важному положению в своем царстве. Чтобы быть полностью готовыми к жизни при царском дворе, по восточному обычаю, они должны были изучить халдейский язык и в течение трех лет пройти полный курс физического и интеллектуального образования.
Молодежи в этой школе не только предписывалось находиться в царском дворце, они должны были также есть пищу и пить вино с царского стола…
Среди яств царского стола было свиное мясо и другая еда, считавшаяся нечистой по закону Моисея, которую евреям определенно запрещалось есть. Здесь Даниил подвергся суровому испытанию. Что ему делать: придерживаться учения отцов относительно еды и питья и этим оскорбить царя, и в результате, по всей вероятности, лишиться не только положения, но и жизни? Или же пренебречь заповедями Господа, сохранить благоволение царя, упрочив таким образом великие интеллектуальные преимущества и самые лестные мирские перспективы?
Даниил не колебался. Он решил остаться верным невзирая на последствия. Он «положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь» ( ст. 8 )… Он сделал Бога своей опорой, и страх Божий всегда сопутствовал ему во всех его делах 14 .
Жизнь Даниила — пример освящения
Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: «Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья» ( Дан. 1:11, 12 ).
Даниил мог найти убедительный довод, чтобы оправдать свое отступление от строгих привычек воздержания; но одобрение Божье было для него дороже благоволения самых могущественных земных правителей — дороже самой жизни…
Даниил попросил десять дней для испытания — в этот короткий промежуток времени еврейским юношам разрешалось есть простую пищу, а их товарищи ели царские лакомства… Господь оценил твердость и самоотречение еврейских юношей и послал им Свое благословение…
Жизнь Даниила является вдохновенным примером того, что представляет собою освященный характер. Она является уроком для всех, особенно для молодежи. Строгое послушание требованиям Божьим полезно для умственного и физического здоровья. Чтобы достичь наивысшего уровня нравственного и интеллектуального развития, необходимо искать мудрость и силу у Бога и соблюдать строгое воздержание во всех жизненных привычках.
А что, если бы Даниил и его товарищи пошли на компромисс с языческими официальными лицами и подчинились давлению обстоятельств, приняв пищу и питие, привычные для вавилонян? Это единственное отступление от принципа ослабило бы их чувство справедливости и отвращение ко злу. Потворство аппетиту повлекло бы за собой ослабление физической, духовной силы и ясности ума. Один неверный шаг, возможно, привел бы к другими таким шагам, пока их связь с Небом не была бы разорвана и они не оказались бы побеждены искушением.
Бог сказал: «Я прославлю прославляющих Меня» ( 1 Цар. 2:30 ). Так как Даниил с непоколебимым доверием полагался на Бога, на него сошел пророческий дар. В то время как люди учили его правилам дворцовой жизни, он был научен Богом читать тайны будущего и открывать грядущим поколениям через образы и символы удивительные события, которые произойдут в последние дни 15 .
В присутствии Безграничного
«Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» ( Дан. 3:25 ).
Огненная печь была раскалена в семь раз сильнее, чем обычно, и в нее бросили еврейских пленников. Причем пламя было настолько свирепым, что люди, бросавшие их, сгорели.
Вдруг лицо царя побледнело от ужаса. Он уставился на пламя, пылающее в печи, и, обратившись к своим князьям, спросил: «Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?» ( Дан. 3:24 ). В ответ он услышал: «Истинно так, царь!» Тогда монарх воскликнул: «Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» ( ст. 25 ).
Когда Христос открывает Себя людям, невидимая сила касается их сердец. Они чувствуют, что находятся в присутствии Безграничного. Цари и знатные люди трепещут перед Его величием и признают, что живой Бог выше всякой земной власти .
Испытывая угрызения совести и стыд, царь воскликнул: «Рабы Бога Всевышнего! выйдите…» ( ст. 26 ). И они повиновались, представ неповрежденными перед огромным множеством людей, причем даже не было запаха огня от их одежд. Это чудо произвело поразительные перемены в мыслях людей. Огромный золотой истукан, поставленный с большой пышностью, был забыт. Царь издал указ о том, что всякий, кто скажет слово против Бога этих людей, будет предан смерти, потому что «нет иного Бога, который мог бы так спасать» ( ст. 29 ).
Эти три еврея имели истинное освящение. Истинный христианский принцип не будет взвешивать возможные последствия. Он не спросит: «Что станут думать люди обо мне, если я сделаю это? Или как это повлияет на мое будущее, если я поступлю так?» Дети Божьи с самым пылким рвением желают знать, каких дел Бог ожидает от них, чтобы их дела прославили Его. Господь предусмотрел обильные средства, чтобы сердца и жизни всех Его последователей были управляемы Божественной благодатью, чтобы они могли быть горящими и светящими светильниками в мире.
Эти верные евреи обладали огромными природными талантами, высокой интеллектуальной культурой и занимали знатное положение, но все это не привело к тому, чтобы они забыли Бога. Их способности находились под водительством освящающего влияния Божественной благодати. Своей непоколебимой верностью они воздали славу Тому, Кто вызвал их из тьмы в чудный Свой свет 16 .
Три еврея являют силу Божью
Тогда Навуходоносор сказал: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него» ( Дан. 3:28 ).
В замечательном избавлении троих юношей перед огромной толпой были явлены сила и величие Божьи. Иисус встал рядом с юношами в раскаленной печи, и слава Его присутствия убедила гордого вавилонского царя, что это не кто иной, как Божий Сын. От Даниила и его товарищей сиял небесный свет, пока окружающие не поняли, что вера облагородила их жизнь и украсила их характер. Избавлением Своих верных слуг Господь провозглашает, что Он вступится за угнетенных и низвергнет всякую земную власть, которая будет попирать авторитет Бога Небесного.
Какой замечательный урок преподан здесь малодушным, колеблющимся, боязливым в деле Божьем! Какое ободрение тем, кто не отвернется от исполнения долга перед угрозой опасности! Эти верные, стойкие души служат примером освящения, хотя сами не притязают на высокие почести. То, сколько добра могут совершить сравнительно незаметные, но посвященные христиане, оценить невозможно, пока не откроются их жизнеописания, когда судьи сядут и раскроются книги.
Христос соединяет Себя с этими людьми, Он не стыдится называть их братьями. Где сейчас среди нас только один, должны быть тысячи настолько тесно соединенных с Богом, настолько полно согласующихся с Его волей, что они будут ярко горящими светильниками, с полностью освященными душой, духом и телом.
Между детьми света и детьми тьмы еще продолжается борьба. Называющиеся именем Христа должны пробудиться от летаргического сна, ослабляющего их силы, и исполнять важные обязанности, которые возложены на них. В их словах и делах откроется Сын Божий, Искупитель мира, и прославится Божье имя 17 .
Как в дни Седраха, Мисаха и Авденаго, так и в последние дни земной истории Господь чудесным образом будет действовать во благо тех, кто непоколебимо отстаивает истину. Тот, Кто пребывал с мужественными юношами в печи, раскаленной огнем, не оставит Своих последователей нигде… Его избранный народ будет несокрушим 18 .
Как царь узнал Сына Божьего
Рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! ( Дан. 3:26 )
Откуда языческий царь мог знать, Каким был Сын Божий? Иудейские пленники, занимавшие высокие посты в Вавилоне, своей жизнью свидетельствовали об истине. Когда их спрашивали, на чем основывается их вера, они отвечали без колебания. Ясно и просто они демонстрировали принципы праведности, неся людям знание о Боге, Которому служили. Они рассказывали о Христе, грядущем Икупителе, — вот почему в облике четвертого, ходящего среди огня, царь узнал Сына Божьего…
Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли и, невредимые, предстали перед народом. Присутствие Спасителя уберегло их от гибели, огонь уничтожил только веревки. «И собравшиеся сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них»…
События того дня побудили Навуходоносора издать указ, «чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины». «Ибо нет иного Бога, — писал он, — пытаясь обосновать свой указ, — который мог бы так спасать».
Этими и подобными словами вавилонский царь пытался засвидетельствовать перед всеми народами земли свое убеждение, что могущество и авторитет Бога евреев были достойны глубочайшего уважения. Бог с удовлетворением наблюдал, как царь старается проявить благоговение перед Ним и сделать свое царское признание в преданности Ему известным всему Вавилонскому царству.
Царь поступил правильно, всенародно признав и возвеличив Небесного Бога превыше других богов, но, принуждая своих подданных к такому же исповеданию веры и такому же благоговению, Навуходоносор превышал права земного правителя. Он не имел ни гражданского, ни морального права угрожать людям смертью, если они не будут поклоняться Богу или, как в предыдущем случае, — золотому истукану. Бог никогда не принуждает людей повиноваться Ему. Он предоставляет всякому человеку право свободно выбрать, кому служить 19 .
Бог отвечает на горячую молитву Даниила
Даниил, муж желаний!.. к тебе я послан ныне… с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения… слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим ( Дан. 10:11, 12 ).
«Я, Даниил, видел это видение… во мне не осталось крепости и вид лица моего чрезвычайно изменился» ( Дан. 10:7, 8 )… Воистину освященные будут иметь подобный опыт. Чем яснее они видят величие, славу и совершенство Христа, тем ярче предстают пред ними собственная слабость и несовершенство. Они не претендуют на безгрешность. То, что кажется правильным и привлекательным в них самих, явится в контрасте с чистотой и славой Христа как недостойное и порочное. Когда люди разъединены со Христом, когда у них неопределенное представление о Христе, они говорят: «Я безгрешен, я освящен».
Гавриил явился к пророку и обратился к нему со следующими словами: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе» ( ст. 11 )… Какая честь оказана Даниилу Владыкой неба! Он утешает Своего трепещущего слугу и уверяет его в том, что его молитва была услышана. В ответ на пылкую молитву был послан ангел Гавриил, чтобы повлиять на сердце персидского царя. Монарх сопротивлялся внушениям Духа Божьего в течение трех недель, пока молился и постился Даниил, но был послан князь неба, архангел Михаил, чтобы побудить сердце упорного царя предпринять решительные действия в ответ на молитву Даниила.
«Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. Но вот, некто по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих… и сказал: “Не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!” И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: “говори, господин мой; ибо ты укрепил меня”» ( ст. 15-19 ).
Божественная слава, явленная Даниилу, была столь великой, что Даниил не мог ее перенести. Тогда небесный вестник скрыл сияние своего присутствия и явился пророку как «похожий на сынов человеческих» (ст . 16 ). Своей Божественной силой он укрепил Даниила в чистоте и вере, чтобы тот услышал весть, посланную от Бога.
Даниил был посвященным слугой Всевышнего. Его долгая жизнь была исполнена благородных дел служения своему Господу. Чистота его характера и непоколебимая верность равноценны разве что смирению его сердца и сокрушению пред Богом. Мы повторяем, что жизнь Даниила является вдохновенным примером истинного освящения 20 .
Воистину освященные чувствуют себя недостойными
Мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие ( Дан. 9:18 ).
Те, кто на личном опыте пережил библейское освящение, будут во всем проявлять дух смирения. Подобно Моисею, они увидели внушающее благоговение величие святости, осознали свои недостойные дела в сравнении с чистотой и непревзойденным совершенством Безграничного.
Пророк Даниил является примером истинного освящения. Его продолжительная жизнь была наполнена благородным служением своему Творцу. Он был мужем, возлюбленным Небом. Но, вместо того чтобы гордиться своей чистотой и святостью, этот почтенный пророк ставит себя на один уровень с грешным Израилем и умоляет Бога заступиться за его народ: «Ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие». «Согрешили мы, поступали беззаконно»…
Когда Иов услыхал голос Божий среди сильного ветра, он произнес: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» ( Иов 42:6 ). И когда Исаия увидел славу Божью и услышал, как херувимы восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф», он вскричал: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» ( Ис. 6:3, 5 ). После того как Павел был вознесен до третьего неба и слыхал такие слова, какие невозможно передать человеку, он говорил сам о себе как о «наименьшем из всех святых» ( Еф. 3:8 ).
Те, кто живет в тени Голгофского креста, не могут испытывать самодовольство и утверждать хвастливо, что они свободны от греха. Они сознают, что это их грех причинил такую муку Сыну Божьему и сокрушил Его сердце, и эта мысль приведет их к еще большему самоуничижению. Чем ближе человек ко Христу, тем яснее видит он всю слабость и греховность человечества и надеется только на заслуги распятого и воскресшего Спасителя.
Освящение в том его понимании, которое получает все большее распространение в современном религиозном мире, проникнуто духом самовозвышения и пренебрежения к Закону Божьему как чуждому библейской религии. Защитники такой теории учат, что освящение — это единовременный акт, когда исключительно при помощи веры человек достигает совершенной святости. «Только верьте, — говорят они, — и получите благословение»… В то же время они отрицают авторитет Закона Божьего, утверждая, что свободны от необходимости соблюдать заповеди. Но может ли человек достичь святости, угодной Господу и соответствующей Его характеру, если он пренебрегает теми принципами, которые выражают Его природу и волю и которые показывают, что благоугодно Ему? 21
Любовь, явленная кающимся грешником
Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога ( 1 Ин. 4:7 ).
Апостол Иоанн известен среди других апостолов как ученик, «которого любил Иисус». Не будучи ни в малейшей степени боязливым, слабым или колеблющимся по характеру, он проявлял благожелательность и обладал нежным, любящим сердцем. Казалось, он более других наслаждался дружбой с Иисусом, и Спаситель любил его и доверял ему. Он оказался одним из троих, кому было позволено созерцать славу Христа на горе Преображения и Его страдания в Гефсимании; его же попечению Господь вверил Свою мать в последние предсмертные часы на кресте.
Возлюбленный ученик всем своим существом горячо откликался на любовь Спасителя. Иоанн льнул ко Христу, подобно тому как виноградная лоза льнет к опоре и обвивает ее. Не страшась опасности, он последовал за своим Господом в судилище и стоял возле креста, а при вести о том, что Христос воскрес, поспешил ко гробу и в своем рвении даже опередил порывистого Петра.
Любовь Иоанна к Господу была не просто проявлением человеческой дружбы. Это была любовь кающегося грешника, который чувствовал, что он искуплен драгоценной Кровью Христа. Он почитал за высшую почесть трудиться и страдать в служении своему Господу. Любовь к Иисусу побудила Иоанна любить всех, за кого умер Христос. Его религия была практической религией. Он считал, что любовь к Богу должна проявляться в любви к Его детям. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1 Ин. 4:19, 20 ). Жизнь апостола находилась в гармонии с его учением.
Любовь ко Христу, пламеневшая в сердце, вдохновила его на самый ревностный, неутомимый труд для ближних, особенно для братьев в христианской Церкви.
Иоанн желал уподобиться Иисусу, и под преобразующим влиянием любви Христа он стал кротким и смиренным сердцем. Его «я» было сокрыто в Иисусе. Он находился в тесном единении с Живой Лозой и таким образом стал причастником Божественной природы. Таким будет всегда результат связи со Христом. Это и есть истинное освящение 22 .
Иоанн хорошо усвоил уроки, преподанные Иисусом
Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк. 9:56 ).
Однажды Христос послал вперед Себя вестников в самарянское селение с просьбой устроить отдых для Него и учеников. Но когда Спаситель приближался к селению, Он имел вид идущего в Иерусалим. Это пробудило в самарянах зависть, и, вместо того чтобы послать вестников с настойчивым приглашением побыть с ними, они нарушили обычай гостеприимства, согласно которому были обязаны предоставить приют простому страннику. Иисус никогда и никому не навязывал Своего присутствия, и самаряне потеряли благословение, которое было бы даровано им, прими они Христа как своего гостя.
Нас может удивлять такое неучтивое отношение к Владыке небес, но как часто мы, называющие себя последователями Христа, бываем повинны в подобном пренебрежении. Приглашаем ли мы настойчиво Иисуса пребывать в наших сердцах и в наших домах? Он полон любви, благодати, благословений и готов излить эти дары на нас, но, подобно самарянам, мы часто привыкаем к их отсутствию.
Ученикам было известно намерение Христа благословить самарян Своим присутствием; холодность, зависть и неуважение, проявленные по отношению к Господу, удивили и возмутили их. Особенно бурно выражали свои чувства Иаков и Иоанн. Подобное отношение к Тому, Кого они так почитали, казалось им тягчайшим преступлением, за которое самарян, по их мнению, следовало немедленно наказать. В своем рвении они воскликнули: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их , как и Илия сделал?» ( Лк. 9:54 )…
Иисус обличил Своих учеников говоря: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( ст. 55, 56 ). Иоанн и его друзья учились в школе, где преподавал Христос. Те, кто был готов признать свои недостатки и ревностно стремился исправить свой характер, имели для этого большие возможности. Иоанн старался усвоить каждый урок и привести свою жизнь в гармонию с Божественным Образцом.
Иоанн высоко ценил уроки Иисуса, в которых подчеркивалась необходимость кротости, смирения и любви. Это были обязательные условия возрастания в благодати в деле служения Богу. Эти уроки имеют отношение к нам лично и к Церкви в целом, как они относились к первым ученикам Христа 23 .
Контраст между Иоанном и Иудой
Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни ( 1 Ин. 5:12 ).
За годы близкого общения со Христом он [Иоанн] не раз получал предостережения от Спасителя — и внимал им. Когда Иоанну открылась сущность Божественного Учителя, он осознал свои недостатки, и это смирило его. Изо дня в день он наблюдал отзывчивость и снисходительность Иисуса, так контрастировавшие с его собственной жесткостью; слушал Его поучения о смирении и терпении, пока не преодолел свое «я» всепоглощающей любовью к Господу. Сила и нежность, величие и кротость, твердость и терпение, которые он видел в повседневной жизни Сына Божьего, наполняли его сердце восторгом. Он подчинил свой обидчивый, честолюбивый нрав преобразующей силе Христа, и Божественная любовь изменила его характер.
Жизнь Иуды разительно отличалась от жизни Иоанна, пережившего опыт освящения. Подобно своему товарищу, Иуда открыто называл себя учеником Иисуса, однако его благочестие было показным. Нельзя сказать, что его не трогала красота Христова характера. Часто, слушая Господа, он чувствовал угрызения совести, но не желал смирить свое сердце и исповедовать грехи…
И если Иоанн искренне боролся со своими недостатками, то Иуда шел против своей совести и поддавался искушению, все более и более укореняясь в греховных привычках. Претворение в жизнь Христовых истин противоречило его желаниям и планам, и он не мог заставить себя отказаться от своих взглядов, чтобы принять небесную мудрость. И вместо света он избрал тьму. Он вынашивал греховные желания, корыстные планы, страсть к мщению, зловещие мысли до тех пор, пока сатана полностью не завладел им.
Иоанн и Иуда представляют две группы людей, называющих себя последователями Христа. Оба имели одинаковые возможности изучать Божественный Образец и уподобляться Ему… У каждого имелись серьезные изъяны в характере, и оба имели доступ к благодати Божьей, преобразующей человека. Но если один смиренно учился у Иисуса, то другой лишь слушал слово, не исполняя его. Один ежедневно умерщвлял свое «я», побеждал грех, освящаясь истиной; другой, сопротивляясь преобразующей силе благодати и вынашивая эгоистичные желания, оказался в рабстве у сатаны… В характере человека могут быть заметные изъяны, но когда он становится истинным учеником Христа, сила Божественной благодати преображает и освящает его 24 .
Удивленный Божьей любовью
Я был в духе в день Господень ( Откр. 1:10 ).
День Господень, упомянутый Иоанном, был субботой — днем, в который Иегова покоился после великих дел Творения и который Он благословил и освятил, потому что покоился в тот день. Иоанн так же свято хранил субботу на острове Патмос, как и тогда, когда жил среди людей, проповедуя в субботу. Окружавшие его голые скалы напоминали ему скалистый Хорив и то, как Бог провозгласил там Свой Закон народу, говоря: «Помни день субботний, чтобы святить его» ( Исх. 20:8 ).
Сын Божий разговаривал с Моисеем с вершины горы. Бог сделал камни Своим святилищем. Его храмом были вечные холмы. Божественный Законодатель сошел на горный склон, чтобы оттуда произнести Свой Закон перед всем народом и таким образом произвести впечатление грандиозным и страшным проявлением Его силы, чтобы люди боялись нарушать Его заповеди. Бог произносил Свой Закон среди грома, вспышек молнии, темных туч на вершине горы. Его голос походил на звук громогласной трубы. Закон Иеговы был неизменен, и скрижали, на которых Он написал этот Закон, были каменные, что символизировало незыблемость Его принципов. Скалистый Хорив стал святым местом для всех, кто любил Закон Божий и почитал его .
Когда Иоанн размышлял о случившемся на горе Хорив, Дух Бога, освятившего седьмой день, сошел на него. Он размышлял о грехе Адама, преступившего Божественный закон, и ужасных последствиях этого беззакония. Безграничная Божья любовь, проявившаяся в том, что Он отдал Своего Сына для искупления погибающего человечества, слишком велика, чтобы ее можно было выразить словами. Описывая эту любовь в своем Послании, он приглашает Церковь и мир смотреть на нее: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» ( 1 Ин. 3:1 ).
Для Иоанна было непостижимой тайной, что ради восставшего человека Бог мог отдать на смерть Своего Сына. И он совершенно терялся от изумления, зная, что план спасения, стоивший небесам так дорого, будет отвергнут теми, за кого принесена безграничная жертва…
Грешить против Бога, сопротивляться воле Создателя — дело не пустяковое. Повиновение Божьим заповедям, покорность Богу и мир с Ним служат лучшим интересам и вечному благу людей и всего этого мира… Бог сотворил человека свободным существом, способным повиноваться или не повиноваться Ему. Награда вечной жизни, полнота вечной радости обещаны тем, кто исполняет Божью волю 25 .
Любовь, явленная в доброхотном послушании
Если захотите и послушаете, то будете вкушать блага земли ( Ис. 1:19 ).
Характер христианина проявляется в повседневной жизни. Христос сказал: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» ( Мф. 7:17 ). Наш Спаситель сравнивает Себя с лозой, а Своих последователей — с ветвями. Он ясно говорит, что все Его ученики должны приносить плод; а затем Он показывает, как они могут стать плодоносными ветвями. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» ( Ин. 15:4 ).
Апостол Павел описывает плод, который должен приносить христианин. Он говорит, что плод этот состоит «во всякой благости, праведности и истине» ( Еф. 5:9 ). И вновь: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22, 23 ). Эти драгоценные благословенные качества являются принципами Божьего Закона, воплощенными в жизнь.
Закон Божий является единственным истинным критерием нравственного совершенства. Этот закон был практически осуществлен в жизни Христа. Он говорит о Себе: «Я соблюл заповеди Отца Моего» ( Ин. 15:10 ). Ничто меньшее, чем это послушание, не будет отвечать требованиям Божьего Слова. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» ( 1 Ин. 2:6 ). Мы не можем заявлять, что неспособны на это, ибо нам дано уверение: «Довольно для тебя благодати Моей» ( 2 Кор. 12:9 ). Глядя в Божественное зеркало, Божий Закон, мы видим чрезвычайную мерзость греха и наше собственное состояние как беззаконников. Но через покаяние и веру мы оправдываемся перед Богом и посредством Божественной благодати получаем силу повиноваться Его заповедям.
Те, кто воистину любит Бога, будут ревностно стараться познавать Божью волю и исполнять ее… Дитя, которое любит своих родителей, проявит эту любовь добровольным послушанием; эгоистичный же, неблагодарный ребенок хочет сделать для своих родителей как можно меньше, но в то же время стремится воспользоваться всеми преимуществами, которые даются послушным и верным.
Среди тех, кто называет себя дитятей Божьим, видно то же самое различие. Многие, зная, что они являются объектами Божьей любви и заботы, и желая иметь Его благословения, не хотят исполнять Его волю. Они рассматривают требования, предъявляемые им Богом, как неприятное принуждение, Его заповеди — как тяжкое иго. Но тот, кто воистину стремится к святости сердца и жизни, любит Божий Закон и печалится тогда, когда не соответствует его требованиям 26 .
Освященные верой и послушанием
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками ( Ин. 15:8 ).
Многие не хотят жить так, как жил Спаситель. Они считают, что от них потребуется слишком большая жертва, чтобы подражать примеру Христа, приносить плод в добрых делах, а затем терпеливо переносить воспитание со стороны Бога для принесения большего плода. Но когда христианин считает себя лишь смиренным орудием в руках Христа и старается добросовестно исполнять каждую обязанность, полагаясь на помощь, обещанную Богом, он понесет иго Христа и найдет его благим, он возьмет бремя Христа и назовет его легким. Он может уверенно и бодро взирать ввысь и говорить: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2 Тим. 1:12 ).
Если мы встречаем препятствия на своем пути и с верою преодолеваем их, если мы сталкиваемся с сопротивлением и порицанием и во имя Христа одерживаем победу, если мы исполняем свой долг в духе нашего Господа, тогда мы действительно приобретаем познание Его верности и силы. Нам больше не нужно полагаться на опыт других людей, ибо мы имеем свидетельство в самих себе. Подобно древним самарянам, мы можем сказать: «Сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Ин. 4:42 ).
Чем больше мы будем размышлять о характере Христа и чем больше мы будем ощущать Его спасающую силу, тем острее мы будем сознавать нашу собственную слабость и несовершенство и тем серьезнее мы будем взирать на Него как на нашу силу и на нашего Искупителя… Верою во Христа и послушанием Закону Божьему мы будем освящаться и, следовательно, готовиться к общению со святыми ангелами и облеченными в белые одежды искупленными в Царстве славы.
Каждый христианин имеет не только преимущество, но и обязанность поддерживать тесное общение со Христом и приобретать богатые духовные опыты. Тогда его жизнь будет изобиловать добрыми делами…
Когда мы читаем о жизни людей, известных своим благочестием, то часто думаем, что их опыты и достижения невозможны для нас. Но это не так. Христос умер за всех, и в Его Слове нам дано уверение, что Он желает дать Святого Духа просящим у Него гораздо сильнее, чем земные родители желают дать блага своим детям.
Пророки и апостолы не совершенствовали свой характер с помощью чуда. Они использовали средства, которые Бог сделал доступными для них; и все, кто также приложит усилие, пожнут такие же плоды 27 .
Павел подчеркивает важность освящения
Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше ( 1 Фес. 4:2, 3 ).
В своем письме к Ефесской церкви Павел возвещает им «тайну благовествования» ( Еф. 6:19 ), «неисследимое богатство Христово», а затем он уверяет их в своей ревностной молитве об их духовном процветании:
«Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа… да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» ( Еф. 3:14-19 ).
Он также пишет коринфским братьям, «освященным во Христе Иисусе… благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» ( 1 Кор. 1:2-7 ).
Эти слова обращены не только к церкви в Коринфе, но и ко всему народу Божьему до конца времени. Каждый христианин может радоваться благословению освящения.
Апостол продолжает в следующих словах: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( ст. 10 ). Павел не призывал бы их к тому, чего достичь невозможно. Единство является наглядным результатом христианского совершенства…
Апостол сам стремился достичь того же идеала святости, который он обрисовал перед своими братьями… Павел не упускал возможности при каждом удобном случае напоминать о важности библейского освящения. Он говорит: «Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше » ( 1 Фес. 4:2, 3 ).
«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение… Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» ( Флп. 2:12-15 ) 28 .
Взирая на Иисуса глазами веры
Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! ( 1 Кор. 15:57 )
Верою смотрите на венцы, возложенные на головы победителей; прислушайтесь к торжествующему пению искупленных: «Достоин, достоин Агнец закланный и искупивший нас Богу!» Постарайтесь представить себе эти сцены.
Первый христианский мученик Стефан в своей ужасной борьбе с начальствами и властями, с духами злобы поднебесными воскликнул: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7:56 ). Спаситель мира открылся ему взирающим на него с небес с глубочайшим интересом, и свет славы от Его лица сиял на Стефана с такой силой, что даже враги видели его лицо сияющим подобно лицу ангела.
Если мы позволим своим мыслям больше покоиться на Христе и небесном мире, у нас будет могущественный стимул и поддержка в битвах Господних. Если мы будем размышлять о славе лучшего мира, который скоро будет нашим домом, гордость и любовь к миру потеряют для нас свою силу. Все земные соблазны будут казаться ничтожными в сравнении с привлекательностью Христа.
Пусть никто не думает, что без ревностного усилия со своей стороны можно обрести уверенность в Божьей любви. Когда мысли долгое время сосредоточиваются только на земном, трудно изменить привычный образ мышления. То, что видит глаз и слышит ухо, слишком часто привлекает и захватывает внимание. Но если мы желаем войти в город Божий и увидеть Иисуса и Его славу, то мы должны привыкнуть взирать на Него глазами веры здесь. Мы должны часто размышлять и говорить о словах и характере Христа, и каждый день необходимо уделять время особому молитвенному размышлению на эти святые темы.
Освящение — это повседневная работа. Пусть никто не обольщает себя мыслью, что Бог простит и благословит его, если человек попирает хотя бы одно из Его требований. Сознательное совершение известного греха заглушает обличающий голос Духа и отделяет душу от Бога.
Каким бы ни был экстаз религиозных чувств, Иисус не может пребывать в сердце, пренебрегающем Божественным законом. Бог почтит тех, кто почитает Его… Здесь необходима помощь Христа. Человеческая слабость соединяется с Божественной силой, и вера восклицает: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1 Кор. 15:57 ) 29 .
Бог действует по правилу умножения
Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего ( 2 Петр. 1:2 ).
Если мы желаем развить характер, который может быть одобрен Богом, то должны формировать правильные привычки в своей религиозной жизни. Ежедневная молитва так же необходима для возрастания в благодати и для самой духовной жизни, как привычная пища необходима для физического благополучия. Мы должны приучать себя часто мысленно обращаться к Богу в молитве. Если мысли где-то блуждают, их необходимо вернуть в правильное русло; благодаря постоянным усилиям такое занятие станет привычным и легким. Мы не можем ни на мгновение оставаться в безопасности без Христа. Он может сопровождать наш каждый шаг, но только при соблюдении определенных условий, которые Он Сам установил.
Религия должна стать главным делом жизни. Все остальное должно быть подчинено ей. В христианской борьбе должны участвовать все силы души, тела и духа. Мы должны обращаться ко Христу за силой и благодатью, и мы одержим победу, что так же бесспорно, как и то, что Иисус умер за нас.
Мы должны приблизиться ко кресту Христову. Прежде всего нам нужно научиться покаянию у подножия креста. А кто может постичь любовь Иисуса? Эта любовь нежнее и самоотверженнее материнской любви. Если бы мы знали ценность человеческой души, то с живой верой взирали бы на крест и таким образом начали бы изучение науки, которая будет наукой и песнью искупленных во всю вечность. Ценность нашего времени и наших талантов может быть определена только огромной ценой, уплаченной за наше искупление.
Освящение — работа прогрессирующая. В словах Петра описаны последовательные шаги, которые мы должны предпринять: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» ( 2 Петр. 1:5-8 )…
Вот направление, идя по которому, можно быть уверенными, что мы никогда не падем. Людям, которые таким образом трудятся по плану сложения в приобретении христианских добродетелей, дано уверение, что Бог будет трудиться для них по плану умножения, посылая им дары Святого Духа… Посредством Божественной благодати все, кто будет подниматься по сияющим ступеням от земли к небу, наконец с радостными восклицаниями и вечной радостью войдут в ворота Божьего города 30 .
Божье Слово как средство нашего освящения
И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною ( Ин. 17:19 ).
Перед тем как Иисус вышел на Свою последнюю битву с силами тьмы, Он возвел глаза Свои к небу и помолился за Своих учеников. Он сказал: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина»…
Смысл просьбы Иисуса заключался в том, чтобы верующие в Него были сохранены от зла в этом мире и были освящены истиной. Он не оставляет нас во власти смутных предположений относительно того, что есть истина, но добавляет: «Слово Твое есть истина». Слово Божье является средством, с помощью которого происходит наше освящение. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы мы познакомились со святыми наставлениями Библии.
Нам необходимо понять слова жизни, как первым ученикам было необходимо услышать истину о плане спасения. Нам не будет оправдания, если из-за своей небрежности мы не узнаем требований Слова Божьего. Бог дал нам Свое Слово, откровение Своей воли и обещал Святого Духа просящим у Него, чтобы наставить их на всякую истину. И каждая душа, которая честно желает исполнять волю Божью, узнает об этом учении…
Миссия Иисуса сопровождалась убедительными чудесами. Его учение удивляло людей… Это была система истины, отвечающая чаяниям сердца. Его учение было простым, ясным и доходчивым. Практические истины, которые изрекал Христос, имели убеждающую силу и привлекали внимание людей. Многие льнули к Нему, дивясь Его мудрости. Его манера проповедования соответствовала великим истинам, которые Он провозглашал. В Его тоне не звучало ни оправданий, ни колебаний, в Его речи не слышалось ни тени сомнения или неопределенности, что было свойственно другим. Он говорил о земном и небесном, о человеческом и Божественном уверенно и авторитетно, и люди «дивились учению Его, ибо слово Его было со властию» …
Для нас чрезвычайно важно понимать, что такое истина, и мы должны ревностно молиться о том, чтобы быть наставленными на всякую истину.
Давид ценил Божественное просвещение и сознавал силу Слова Божьего. Он провозглашал: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых». Пусть же те, кто желает света, исследуют Писания, сравнивая стих за стихом и умоляя Бога о просвещении Святым Духом. Бог обещал, что ищущий найдет 31 .
Нужда в личном посвящении
Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом ( 1 Кор. 15:58 ).
Мы испытываем огромную нужду во влиянии Святого Духа на нас. Упорные сердца должны быть сокрушены. Необходимо глубокое исследование сердца, которое приведет к исповеданию греха. В это время сердца верующих должны быть смягчены, освящены, сокрушены, каждый грех должен быть исповедан в покаянии. Святой Дух желает зажечь в сердце любовь Божью, чтобы из верных, бескорыстных, чистых и честных уст звучала хвала Богу. Когда святые правила будут руководить жизнью, душа станет прекрасной в своей простоте.
Влияние молитвы веры простирается так же далеко, как вечность. Господь благословит каждого, кто будет искать Его всем сердцем и кто в смирении души ревностно, целеустремленно последует примеру Христа. О тех, кто таким образом стремится стать причастником Божественной природы, сказано: «Не унывайте, делая добро», «всегда преуспевайте в деле Господнем». Кто трудится с верой, в смирении, крепко держась за обетования Божьи, тот выйдет победителем. Величие царственное под небесами дано будет верным, верующим детям Божьим…
Мне дано указание настоять на необходимости личного посвящения Богу и освящения всего существа. Пусть каждый спросит: Господи, что повелишь мне делать, чтобы праведность Христа была видна в моей жизни, чтобы я мог подражать Его примеру и искренно говорить такие слова, которые помогут душам, находящимся во тьме и грехе?
Каждый человек обязан поделиться с другими истиной, которой он обладает. Ничто не должно мешать слуге Христа нести свой свет окружающим… Мы должны ежедневно возрастать в способности привлекать людей ко Христу. Это такое драгоценное, приносящее удовлетворение служение! Все небеса ищут каналы, через которые они могут изливать небесный елей для освежения и подкрепления нуждающихся душ. Господь защитит и поведет тех, кто позволит Его Божественной полноте изливаться из их уст в благодарственной хвале и кто посредством дел милосердия и любви трудится на благо человечества. Такие труженики станут посвященными орудиями для Бога.
Мне хотелось бы сказать каждому верующему: пусть дух небесной благодати будет привнесен в вашу душу, в ваши дела. Это отпечаток характера Христа… И тогда наградой за служение будет отражение духа Христа в вашей жизни 32 .
Без Иисуса мы не можем делать ничего
От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением ( 1 Кор. 1:30 ).
Многие считают, что невозможно любить ближнего, как самого себя, но только такая любовь является истинным плодом христианства. Любовь к другим — это облечение в Господа Иисуса Христа, это жизнь и служение с мыслью о невидимом мире. Мы должны неустанно взирать на Иисуса, Источника и Совершителя нашей веры.
Торжественное предостережение, данное богачу-безумцу, должно служить серьезным предупреждением для всех людей, живущих близко к концу времени. Наш Господь дал много поучений, чтобы искоренить в людях эгоизм и установить тесные узы дружбы и братства между ними. Он желал, чтобы сердца верующих были прочно связаны сильными узами сострадания, чтобы они были едины в Нем. Они вместе должны радоваться в надежде славы Божьей и стремиться к вечной жизни через заслуги Иисуса Христа. Если Христос пребывает в сердце, Его любовь будет изливаться на других через обладающего ею и соединять сердце с сердцем.
Христианин должен доверять исключительно благодати Христа, и когда это имеет место, он будет любить своих братьев, как Христос возлюбил его. Тогда он сможет приглашать, утешать людей, заботиться о них, призывая их примириться с Богом. Его влияние будет становиться все сильнее, и он посвятит свою жизнь Христу, Который был распят за него.
Где возрастает любовь, там соблюдается Закон и там нет места своему «я». Те, кто любит Бога превыше всего, трудятся, страдают и живут для Него, отдавшего ради них Свою жизнь. Мы можем соблюсти Закон только в одном случае: делая праведность Христа своею праведностью. Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего». Когда мы обретем небесный дар — праведность Христа, то увидим, что для нас предусмотрена Божественная благодать и что человеческие ресурсы малы. Иисус дает Святого Духа в изобилии во время тяжелых переживаний, чтобы помочь нам в немощах, дать нам глубокое утешение, просветить ум, очистить, облагородить наше сердце . Христос становится для нас премудростью, праведностью, освящением и искуплением.
От начала до конца христианской жизни ни один успешный шаг не был предпринят без Христа. Он послал Своего Духа, чтобы быть с нами постоянно, и, всецело доверяя Христу, подчиняя Ему свою волю, мы можем следовать за Ним, куда бы Он ни направился 33 .
Дух Святой будет воздействовать на каждое сердце, чувствительное к Его святому влиянию. Христова праведность пойдет перед таким человеком, и слава Господа будет завершать его шествие 34 .
Соединившись со Христом, мы начинаем мыслить, как Он
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак. 3:17, 18 ).
Где есть связь со Христом, там есть любовь. Какие бы плоды мы ни приносили, — если любовь отсутствует, они не значат ничего. Сама суть нашей религии — это любовь к Богу и ближнему. Никто не может любить Христа и в то же время не любить Его детей. Когда мы соединены со Христом, мы имеем ум Христов. В характере проявляются чистота и любовь, кротость и истина управляют жизнью. Даже выражение лица изменяется.
Христос, пребывающий в душе, совершает ее преобразование, и внешние черты свидетельствуют о том, что внутри царит мир и радость. Мы впитываем любовь Христа, как ветвь пьет соки от лозы. Если мы привиты ко Христу, если всеми тканями своего существа соединены с Живой Лозой, об этом скажут роскошные гроздья живых ягод. Если мы соединены со светом, то будем проводниками света и в наших делах и словах станем отражать свет для мира.
Истинные христиане связаны цепью любви, которая соединяет землю с небесами, ограниченных людей — с Безграничным Богом. Свет, сияющий на лице Иисуса Христа, горит в сердцах Его последователей во славу Божью.
Взирая, мы изменяемся; и, размышляя о совершенствах Божественного Примера, мы будем желать полного преобразования и обновления по образу Его чистоты. Преобразование в характере совершается верою в Сына Божьего, и чадо гнева становится чадом Божьим. Человек переходит из смерти в жизнь; он становится духовным и приемлет духовное. Мудрость Божья просвещает его ум, и он видит чудеса Божьего Закона… Становясь послушным Богу, он приобретает ум Христов, и воля Божья становится его волей.
Человек, беспрекословно повинующийся руководству Духа Божьего, увидит, как развиваются и расширяются его умственные способности. Он получает воспитание в служении Богу, причем не одностороннее и ограниченное, но способствующее развитию гармоничного и совершенного характера. Слабость, проявлявшаяся в нетвердой воле, побеждается, ибо постоянное посвящение и благочестие приводит человека в такое тесное общение со Христом, что он обретает ум Христов. Он соединяется со Христом в одно целое, становясь человеком здравого мышления и твердых принципов 35 .