10. Помощь искушаемым

Не потому, что мы первые возлюбили Его, Он любит нас; но «в то время, как мы были грешниками», Он умер за нас. Он не поступает с нами по нашим заслугам. Хотя наши грехи заслужили осуждение. Он не осуждает нас. Год за годом Он терпеливо носит наши слабости и невежество, мирится с нашей неблагодарностью и своеволием. Несмотря на наши блуждания, сердечную черствость, пренебрежение к Его Святому Слову, Его рука все еще простерта к нам.

Милость, неотделимая от Божьей любви, изливается на незаслуживающие ее человеческие существа. Мы не искали ее, но она была послана отыскать нас. Бог радуется, одаряя нас Своею благодатью, не потому, что мы не достойны ее, а потому, что мы совершенно не достойны ее. Наша великая нужда в этой милости — единственное, что дает нам право получить ее.

Господь Бог через Иисуса Христа весь день протягивает Свои руки, неустанно день ото дня приглашая к себе грешников и падших. Он примет всех. Он приглашает всех. Это Его слава несет прощение самым великим грешникам. Он отнимет добычу у сильного. Он освободит пленников. Он выхватит обгоревшую головню из пламени. Он опустит золотую цепь Своего милосердия в самые глубины человеческого несчастья и безысходности и поднимет униженную душу, пораженную болезнью греха.

Каждое человеческое существо является объектом любви и глубокой заинтересованности

[162]

Того, Кто отдал Свою жизнь, чтобы привести людей назад к Богу. О душах виновных и беспомощных, живущих под угрозой гибели, хитростью завлеченных в западню сатаны. Он заботится, как пастух заботится об овцах своего стада.

Пример Спасителя должен быть образцом для нашего служения искушаемым и заблудшим. Те же заинтересованность, нежность и долготерпение, которые Он проявил по отношению к нам, мы призваны проявлять по отношению к другим. «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Если Христос пребывает в нас, мы будем являть Его бескорыстную любовь ко всем, с кем нам приходится иметь дело. Когда мы видим мужчин и женщин, нуждающихся в сочувствии и помощи, мы не спросим: «Достойны ли они?», но: «Какую пользу я могу принести им?»

Богатый и бедный, представитель высшего класса общества и низшего, свободный и раб — все они являются наследием Божьим. Тот, Кто отдал Свою жизнь, чтобы искупить человека, видит в каждом человеческом существе ценность, превосходящую ограниченный расчет. Познавая тайну и славу креста, мы увидим, как Он ценит каждую человеческую душу. Помня об этом, мы почувствуем, что человеческие существа, несмотря на свое падение, ценятся слишком дорого, чтобы к ним относиться с равнодушием или презрением. Мы осознаем важность работы для наших собратьев, дабы они могли быть вознесены к престолу Божьему.

[163]

Утерянная серебряная монета из притчи Спасителя, несмотря на то, что она лежала в грязи и мусоре, была кусочком серебра. Ее владелец искал ее потому, что она имела ценность. Так и всякая душа, хотя она и деградировала под влиянием греха, в глазах Бога остается драгоценной. Как монета несла на себе образ и надпись господствующей власти, так и человек от сотворения несет в себе образ и надпись великого имени Бога. Несмотря на то, что очертания этой надписи потускнели и исказились под влиянием греха, они все же сохраняются в каждой душе. Бог желает исцелить эту душу и восстановить в ней Свой образ, свою праведность и святость.

Сколь мало мы едины со Христом в сострадании, что должно было бы сделаться крепчайшими узами нашего союза с Ним, — в сострадании к неправедным, отягощенным виной, страждущим душам, «мертвым по преступлениям» и гибнущим во грехе! Бесчеловечность по отношению к людям — наш самый великий грех. Многие полагают, что они олицетворяют правосудие Божье, тогда как абсолютно не обладают Его чуткостью и Его неизмеримой любовью. Нередко те, с кем они обходятся строго и сурово, находятся под гнетом искушения. Сатана борется с этими душами, а резкие, безжалостные слова совсем лишают их мужества и помогают им стать добычей искусителя.

Нет более деликатного и нежного дела, чем общение с людьми. Только Тот, Кто читает сердца, знает, как привести человека к

[164]

покаянию. Только Его мудрость может дать нам успех в проповеди Благой вести заблудшим и погибающим. Вы можете стоять и чувствовать, сравнивая себя с кем-то: «Я более свят, чем ты»; в этом случае не имеет значения, насколько правильны ваши доводы и верны слова — они не тронут сердец. Лишь любовь Христа, явленная в слове и деле, проложит себе путь к душе, в то время как повторением наставлений и аргументов не достичь ничего.

Мы больше нуждаемся в Христовом сочувствии; не просто в сочувствии к тем, кто, кажется нам, обижен несправедливо, но в сострадании бедным, борющимся душам, часто мучимым чувством вины, грешащим и раскаивающимся, искушаемым и упавшим духом. Мы призваны идти к нашим собратьям, исполненные, подобно нашему милостивому Первосвященнику, состраданием к их немощам.

Именно отверженных, мытарей и грешников, презираемых обществом, призвал Христос и Своей любовью и добротой побудил прийти к нему. Он никогда не поддерживал тех, кто с чувством самодовольства стояли в стороне и гордо, свысока взирали на других.

«Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, — повелевает нам Христос, — чтобы наполнился дом мой». Повинуясь этому слову, мы должны идти к язычникам, которые находятся рядом с нами, и к тем, которые далеко. «Мытари и блудницы» должны услышать приглашение Спасителя. Благодаря доброте и долготерпению Его вестников это приглашение

[165]

становится непреодолимой силой, поднимающей тех, кто погряз в глубинах греха.

Христианские побуждения помогают трудиться, имея перед собой твердую цель, неугасимое желание, все возрастающее упорство для спасения душ, которые сатана стремится погубить. Ничто не может охладить искреннее, горячее желание спасти погибающих.

Обратите внимание на то, что все Слово Божье, от начала до конца, пронизано духом Его любви и милости, побуждающим всех прийти ко Христу. Мы должны использовать любую возможность — наедине с человеком и при стечении народа — излагая исчерпывающие аргументы, находя наиболее веские убеждения, которые способны привлечь людей к Спасителю. Всем, что в наших силах, мы должны убеждать их взглянуть на Иисуса и принять Его жизнь, полную самоотречения и самопожертвования. Мы должны показать, что мы ожидаем результата, несущего радость в сердце Христа, используя каждый из Его даров для прославления Его имени.

Спасенные в надежде

«Мы спасены в надежде» (Рим. 8:24). Падших нужно подвести к тому, чтобы они почувствовали, что еще не поздно стать людьми. Христос почтил человека Своим доверием и таким образом возвысил его. Даже к тем, которые пали очень низко. Он относится с уважением. Христу всегда было больно соприкасаться с враждебностью, порочностью и нравственной нечистотой, но Он никогда не выказал и ни единым словом не упрекнул

[166]

окружающих за то, что Его чуткая душа потрясена или нечто оскорбило Его утонченный вкус. Какими бы дурными ни были привычки, каким бы сильным ни было предубеждение, какими бы властными ни были человеческие страсти, Он ко всем испытывал сострадание и к каждому проявлял нежность. Когда мы становимся причастниками Его Духа, то начинаем относиться ко всем людям, как к братьям, переживающим подобные нашим искушения и испытания, часто падающим и пытающимся подняться снова, борющимся с унынием и трудностями и жаждущим сочувствия и помощи. В этом случае мы будем стараться не смутить и не оттолкнуть их, но пробудить в их сердцах надежду. Когда мы поддержим их таким отношением, они смогут с уверенностью сказать:

«Не радуйся ради меня, неприятель мой! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня». Человек будет уверен: «Бог решит дело мое и совершит суд надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Мих. 7:8, 9).

Бог «призирает на всех, живущих на земле:

Он создал сердца всех их».

Пс. 32:14, 15.

Он повелевает нам, общаясь с искушаемыми и заблудшими, наблюдать «за собою, чтобы (самим) не быть искушенным» (Гал. 6:1). Чувствуя свою собственную немощь, мы будем проявлять сострадание к немощам других.

[167]

«Кто отличает тебя [от других]? Что ты имеешь, чего бы не получил?» «Один у вас Учитель… все же вы — братья». «Ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего?» «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (1 Кор. 4:7; Мф. 23:8; Рим. 14:10, 13).

Всегда унизительно, когда тебе указывают на твои заблуждения. Ничто не принесет столько горечи человеку, как излишнее порицание. Никто и никогда еще не стал лучше в результате упреков, но многих критика оттолкнула и привела к ожесточению их сердец, вместо того чтобы помочь им признать свои ошибки и несовершенства.

Дух нежности, чуткость, мягкие, располагающие к общению манеры могут спасти заблудших и покрыть множество грехов.

Апостол Павел считал необходимым обличать неправду, но как старательно он стремился показать себя другом заблудших! С каким волнением он объяснял им мотивы своих поступков! Он давал им понять, что ему больно причинять им боль. Он выражал доверие и сочувствие по отношению к тем, кто сражается, чтобы победить: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» (2 Кор. 2:4). «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было… Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к

[168]

покаянию… Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле… Посему мы утешились» (2 Кор. 7:8 — 13).

«Радуясь, что во всем могу положиться на вас». «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву (мою), за ваше’ участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце». «Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные». «Теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (2 Кор. 7:16; Флп. 1:3-7; 4:1; 1 Фее. 3:8).

Павел писал этим братьям как «святым во Христе Иисусе»; но он не писал тем, у кого был совершенный характер. Он писал им как мужчинам и женщинам, стремящимся побороть искушение и находящимся в опасности оступиться и упасть. Он указывал им «на Бога мира, воздвигшего из мертвых Пастыря овец великого», заверяя в том, что «Кровию завета вечного» Он «усовершит (вас) во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа» (Евр. 13:20, 21).

Когда ваш собеседник сознается в своих заблуждениях и грехах, будьте осторожны,

[169]

чтобы не задеть и не оскорбить его чувство собственного достоинства. Не смущайте его равнодушием или недоверием. Не говорите: «Прежде чем доверять ему, я подожду и посмотрю, достоин ли он моего доверия». Часто малейшее недоверие приводит к тому, что искушаемый спотыкается.

Нам следует стараться понимать слабость других. Мы мало знаем о сердечных терзаниях тех, кто связан узами тьмы и кому недостает решимости и нравственных сил, чтобы расторгнуть их. Самую большую жалость вызывает тот, кто страдает от угрызений совести; он подобен оглушенному, который идет, шатаясь и падая в пыль. Он ничего не может видеть ясно. Его ум затуманен, сам он растерян, не зная, что предпринять. Как много несчастных душ, непонятых, неоцененных по достоинству, полных отчаянья и мук, они, как потерянные, отбившиеся от стада овцы. Они не могут найти Бога, но всей душой жаждут прощения и мира.

О, пусть не будет произнесено ни слова, обостряющего боль! Душе, истомленной греховной жизнью, но не знающей, где найти утешение, расскажите о Христе и о Его сострадании. Возьмите такого человека за руку, ободрите его, скажите ему слова утешения и надежды, окажите ему поддержку. Помогите ему найти руку Спасителя.

Мы слишком легко разочаровываемся, если кто-то не сразу откликается на наши усилия. Мы ни в коем случае не должны прекращать трудиться для души, пока существует хотя бы один проблеск надежды.

[170]

Драгоценные души стоят нашему пожертвовавшему Собой Искупителю слишком дорого, чтобы мы легко отдавали их во власть искусителя.

Нам нужно научиться ставить себя на место искушаемых. Считайтесь с силой наследственности, дурным влиянием общества и окружения, с силой вредных привычек. Стоит ли удивляться, что многие под влиянием всего это опускаются? Стоит ли удивляться, что они будут медленно откликаться на наши усилия?

Часто, обратившись к истине, те, кто прежде казались грубыми и не обещающими ничего натурами, становятся одними из ее самых верных и преданных приверженцев и защитников. Они не окончательно испорчены. Под защитной оболочкой таятся хорошие побуждения, надо только поискать. Без помощи со стороны многие никогда не исправятся, но терпеливыми и настойчивыми усилиями их можно поднять. Такие люди нуждаются в нежных словах доброй предупредительности, ощутимой помощи. Им нужен такой совет, который не потушит слабый проблеск надежды в душе. Пусть сотрудники, которые общаются с такими людьми, поразмыслят над этим.

Встречаются и такие люди, чья личность столь долго подвергалась разрушительному воздействию, что в этой жизни они уже никогда не станут теми, кем могли бы стать при более благоприятных обстоятельствах. Но яркие лучи Солнца Праведности могут осветить их души. Их особое преимущество состоит в том, чтобы жить жизнью, соответствующей Божьему

[171]

изначальному замыслу. Взращивайте в их умах возвышающие и благородные мысли. Пусть ваша жизнь ясно покажет им различие между пороком и чистотой, между тьмой и светом. Пусть они на вашем примере увидят, что значит быть христианином. Христос способен поддержать самых великих грешников и привести их туда, где они будут признанными детьми Божьими, сонаследниками Христа в Его вечном наследии.

Благодаря чуду Божественной благодати жизнь многих людей может стать полезной для других. Презираемые, всеми оставленные и растерянные, они могут казаться непрошибаемыми и бесстрастными. Но благодаря работе Святого Духа неразумие, из-за которого их духовный подъем кажется совершенно безнадежным делом, исчезнет. Оживет деградированный, омраченный ум. Раб греха будет освобожден. Душа очистится от порока и преодолеет невежество. Верой, движимой любовью, будет очищено сердце и просвящен разум.