Библиотека soteria.ru
Служение исцеления
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 26366 Все тексты автора Елена Уайт
11. Работа с невоздержанными
Каждая истинная реформа является частью проповеди Евангелия и приводит к тому, что душа пробуждается к новой, благородной жизни. Особая поддержка со стороны христианских служителей требуется для реформы в сфере воздержания. Служители Христа должны обращать внимание людей на этот важный вопрос с тем, чтобы для многих это стало неотъемлемой частью жизни. Необходимо повсюду представлять людям принципы истинного воздержания и призывать их подписаться под торжественным обещанием жить жизнью воздержания. Серьезные усилия следует
[172]
предпринять ради тех, кто находится в рабстве вредных привычек.
Повсюду есть дело для желающих помочь жертвам невоздержанности. В самих общинах, религиозных учреждениях и семьях, исповедующих христианство, многие молодые люди становятся на путь, ведущий к гибели. Их невоздержанные привычки вызывают болезни, а из-за жадности к деньгам для своих греховных прихотей они привыкают поступать нечестно. Здоровье и характер разрушаются. Оставившие Бога, отверженные обществом, эти бедные души чувствуют, что у них нет надежды ни в этой жизни, ни в будущей. Сердце родителей разбито. Люди считают эти заблудшие души безнадежными, но по-другому относится к ним Бог. Он понимает все обстоятельства, которые сделали их тем, кто они есть, и Он смотрит на них с жалостью. Этим людям требуется помощь. Не позволяйте им укорениться в мысли: «Я никому не нужен!»
Среди жертв невоздержания есть представители всех классов общества и всех профессий. Люди, занимающие высокие посты, обладающие выдающимися талантами, достигшие огромных успехов, предаются потворству своему аппетиту до тех пор, пока не становятся совершенно неспособными противостоять искушению. Многие из них, кто когда-то был богат, теперь лишились дома, друзей и совершенно одиноки в своих страданиях, нищете, болезни и нравственном вырождении. Они потеряли самообладание. Если не протянуть им руку помощи, они опустятся на самое дно жизни, откуда нет возврата. У таких людей потакание своим слабостям — не только нравственный порок, но и физическая болезнь.
Часто, помогая невоздержанным, мы должны поступать, подобно Христу: первым делом уделить внимание их физическому состоянию. Они нуждаются в здоровой, невозбуждающей пище и питье, чистой одежде, в условиях, обеспечивающих соблюдение личной гигиены. Их нужно окружить заботой, атмосферой облагораживающего христианского влияния. В каждом
[173]
городе должно быть место, куда рабы вредных привычек могли бы прийти за помощью, чтобы разбить цепи, сковывающие их. Многие считают алкоголь единственным утешением в беде, но это можно изменить, если христиане будут поступать не так, как священник и левит из притчи Христа, но последуют примеру доброго самаритянина.
Общаясь с жертвами невоздержанности, мы должны помнить, что имеем дело не со здравомыслящими людьми, а с людьми, находящимися под властью бесов. Вам понадобятся выдержка и терпение. Думайте не об отталкивающей, отвратительной внешности, помните о драгоценной душе, которую искупил Своей смертью Христос. Когда пьяница пробуждается к осознанию своего падения, сделайте все, что в ваших силах, чтобы он увидел в вас друга. Не говорите ни слова порицания. Пусть ни один ваш поступок, ни один взгляд не выразят упрека или отвращения. Может быть, бедная душа проклинает себя. Помогите ему подняться. Говорите ему слова, способные пробудить веру. Стремитесь укрепить каждую хорошую черту характера. Учите, как выйти из положения. Покажите ему, что для него существует воможность жить так, чтобы завоевать доверие окружающих. Помогите ему увидеть драгоценные таланты, данные ему Богом, которыми он пренебрег, не развивая их.
Хотя его воля развращена и ослаблена, для него есть надежда во Христе, Который оживит в сердце высокие побуждения и святые желания. Побудите его принять надежду, которую дает Евангелие. Откройте Библию вместе с искушаемым, изнемогающим в борьбе со злом и снова и снова читайте ему обетования Божьи. Эти обетования будут для него, как листья дерева жизни. Терпеливо продолжайте свои усилия до тех пор, пока протянувший за спасением дрожащую руку с благодарной радостью не осознает, что он имеет надежду на искупление через Иисуса Христа.
Вы должны быть рядом с теми, кому пытаетесь помочь, иначе вам не достичь победы. Они будут постоянно подвергаться искушениям. Снова и снова их
[174]
будет почти одолевать неукротимое желание залить беспокойство крепкими напитками; может быть, они будут падать снова и снова, но ни в коем случае не прекращайте из-за этого ваших усилий.
Они решили попытаться жить ради Христа; но их сила воли ослаблена, и опекунам больных грехом душ нужно заботливо оберегать их, ибо они несут за них ответственность. Теперь они должны вернуть себе утраченное мужество. Многим приходится бороться с сильной наследственной предрасположенностью ко злу. Неестественные сильные желания и чувственность унаследованы ими с самого рождения. Эти люди требуют особой заботы. Внутри человека и вне его добро и зло борются за власть. Не испытавшие этого в своей жизни не могут знать о почти непреодолимой силе аппетита или о напряженной борьбе между привычками в угоду своим желаниям и решимостью умерить себя во всем. Необходимо снова и снова вступать в бой.
Многим из привлеченных ко Христу будет недоставать нравственного мужества для продолжения борьбы с аппетитом и похотями. Но соработника Христа это не должно обескураживать. Разве оступаются лишь те, кого подняли из самых глубин греха?
Помните, что вы работаете не в одиночестве. Ангелы, посланные на служение, сотрудничают с каждым преданным и искренним сыном и дочерью Божьей. А Христос является реаниматором. Великий Врач Сам стоит рядом со Своими преданными соработниками, говоря раскаившейся душе: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).
Многие отверженные познают надежду, явленную им в Евангелии, и войдут в Царство Небесное, в то время как другие, имевшие великие благословенные возможности и великий свет, будут оставлены во тьме внешней.
Тех, кто стал жертвой дурных привычек, следует пробуждать к осознанию необходимости самостоятельного усилия. Другие могут прилагать самые серьезные попытки вернуть их к нравственной жизни, при
[175]
этом благодать Божья будет беспрепятственно изливаться, Христос может умолять, Его ангелы — служить, но все будет напрасно, если эти люди не начнут бороться за себя сами.
Последними словами Давида Соломону, тогда еще молодому человеку, которому вскоре предстояло принять корону Израиля, было пожелание: «Будь тверд… и мужествен» (3 Цар. 2:2). Необходимо, чтобы каждое человеческое дитя — кандидат на венец бессмертия — получило это вдохновляющее наставление: «будь тверд… и мужествен».
Необходимо подвести потворствующих своим прихотям к осознанию необходимости великого нравственного обновления, если они желают быть людьми. Бог призывает их пробудиться и силой Христа отвоевать утраченное здоровье, данное Богом и принесенное в жертву греховным прихотям.
Чувствуя ужасающую силу искушения, притягательность желания, которое ведет к самоугождению и потворству своим прихотям, многие восклицают в отчаянии: «Я не могу противостоять злу!» Убедите его в том, что он способен и должен противостоять. Он снова и снова может уступать искушениям, но не всегда будет так. Он слаб нравственно, им управляют привычки греховной жизни. Его обещания и решения — замки из песка. Сознание вины по поводу своих невыполненных обещаний, «залоговых обязательств», «нарушенных обетов» ослабляет его уверенность в своей собственной искренности и побуждает думать, что Бог не может принять его или помогать ему в его усилиях. Но ему не нужно отчаиваться.
Тех, кто доверился Христу, не может поработить никакая наследственность, приобретенная привычка или наклонность. Вместо того, чтобы жить в рабстве своих физиологических инстинктов, они должны управлять всеми своими стремлениями, вкусами и пристрастиями. Бог не оставил нас бороться один на один со злом нашими собственными ограниченными силами. Какими бы ни были наши склонности ко злу, приобретенные или
[176]
унаследованные, мы сможем преодолеть их Его силой, которой Он готов наделить нас.
Сила воли
Искушаемый нуждается в том, чтобы понять истинное значение силы воли. Это определяющее качество в характере человека — сила решимости, сила выбора. Все зависит от правильного направления его воли. Желание быть добрым, чистым и добродететельным правильно по мере проявления его в нашей практической жизни, но если ограничиться только благими намерениями, оно ничего не принесет. Многие катятся навстречу гибели, хотя и намереваются преодолеть свои дурные пристрастия. Все дело в том, что они не подчиняют себя воле Божьей. Они не избирают служение Ему.
Каждый день Бог нам предоставляет право выбора. Мы не в силах самостоятельно изменить свои сердца, управлять своими мыслями, побуждениями, привязанностями или симпатиями. Сами мы не в силах очиститься настолько, чтобы стать пригодными для служения Богу. Но в наших силах выбрать служение Богу, подчинить Ему нашу волю; и тогда Он будет действовать в нас, приводя наши дела и побуждения в согласие со Своим благим соизволением. Таким образом Христос станет управлять всем нашим естеством.
Благодаря правильному направлению воли может произойти полное изменение жизни. Подчинение воле Христа объединяет нас с Божественной силой, посылаемой нам свыше и укрепляющей нас. Чистая и благородная жизнь, жизнь, освобожденная от порочных устремлений и похотей, — реальная возможность для каждого, кто объединит свою слабую, непостоянную человеческую волю со всемогущей, неизменной волей Бога.
Тех, кто борется против зависимости от аппетита, следует наставлять в принципах здорового образа жизни, показывая им, что нарушение законов здоровья, поддержание своего существования искусственными болезненными усилиями и удовлетворение
[177]
неестественных желаний закладывает основание для привычки к употреблению спиртных напитков. Только руководствуясь принципами здоровья, они получат надежду на освобождение от пристрастия к неестественным возбудителям. Поскольку только Божественная сила способна разбить оковы аппетита, им необходимо сотрудничать с Богом, исполняя Его волю и соблюдая Его законы, как нравственный, так и физический.
Те, кто пытается изменить свой образ жизни, нуждаются в труде. Никого, кто способен трудиться, не следует учить ожидать бесплатной пищи, одежды или жилья. Для их же собственной пользы, так же, как и для пользы других, следует изобрести какой-нибудь способ, чтобы они могли вернуть сполна то, что получили в помощь. Поддерживайте каждое усилие к самостоятельности. Это укрепит чувство собственного достоинства и благородную независимость. А занятость ума и тела полезной работой очень важна для защиты от искушений.
Разочарования, опасности
Тех, кто с усердием трудится для восстановления, ожидает разочарование во многих, чья жизнь обещала измениться. Многие лишь внешне изменили свои привычки и образ жизни. Они исполнены благими намерениями, и какое-то время кажется, что их жизнь изменилась; но все напрасно, если нет настоящей перемены в сердце. Они по-прежнему лелеют свое себялюбие, испытывают прежнюю страсть к безрассудным удовольствиям, то же самое желание потакать своим слабостям. Они не имеют понятия о работе по формированию характера, и на них нельзя положиться как на принципиальных людей. Они подорвали свои умственные и духовные силы потаканием своим страстям и аппетиту, и это ослабило их. Они непостоянны и изменчивы. Все их побуждения сводятся к удовлетворению чувственных удовольствий. Эти люди часто становятся источником опасности для окружающих. Поскольку они выглядят вполне исправившимися
[178]
мужчинами и женщинами, им доверяется ответственная работа в церкви и они портят своим влиянием невинных.
Даже тот, кто искренен в стремлении исправиться, остается подвержен опасности падения. С такими людьми нужно обращаться очень мудро и чутко. Обычай льстить и всячески превозносить тех, кто извлечен из глубин греха, иногда обрекает их на гибель. Практика приглашать мужчин и женщин рассказывать публично об опыте своей греховной жизни содержит большой риск как для слушающих, так и для говорящих. Подробное воспроизведение сцен зла разлагающе влияет на ум и душу. И популярность пришедшая к людям, изменившим свой прежний образ жизни, приносит им вред. Многие приходят к выводу, что их прежняя греховная жизнь дает им особое отличие. Развивается любовь к сомнительной известности и самоуверенность, что является губительным для души. Только отречением от себя и сознанием своей полной зависимости от милости Христа они могут подняться.
Всех, чья жизнь свидетельствует об истинном обращении, следует побуждать к тому, чтобы они трудились ради других. Пусть никто не отворачивается от души, которая оставляет сатану ради служения Христу. Когда становится ясно, что с человеком сотрудничает Дух Божий, ободрите его и побудите начать служить Господу. «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением» (Иуд. 22). Те, кто умудрен мудростью, исходящей от Бога, увидят души, нуждающиеся в помощи, искренне раскаявшиеся, но которые без поддержки вряд ли обретут надежду. Господь вложит в сердца Своих слуг желание радушно предлагать этим трепещущим, кающимся свою любовь и дружбу. Какими бы ни были постоянно преследующие их грехи, как бы низко они ни пали, когда эти души в покаянии приходят ко Христу, Он принимает их. И после того, как они пришли, дайте им возможность сделать что-нибудь для Него. Если они пожелают трудиться, поднимая других людей из ямы погибели, из которой были спасены сами, дайте им эту возможность. Познакомьте их с имеющими большой духовный опыт
[179]
христианами, это поможет им обрести духовные силы. Займите их сердца и руки работой для Великого Учителя.
Когда в душе вспыхнет свет, некоторые, кто, казалось, были полностью преданы греху, станут успешно трудиться для спасения таких же грешников, какими сами когда-то были. Через веру во Христа многие поднимутся до высоких ступеней в служении, и им будет доверена ответственная работа по спасению душ. Они видят, где коренятся их собственные слабости, они сознают порочность своей собственной натуры. Они знают силу греха и власть дурной привычки. Они сознают свою неспособность преодолеть все это без помощи Христа и постоянно молятся: «На тебя полагаюсь в бессилии моем».
Такие христиане могут помогать другим. Тот, кто пережил искушения и испытания, почти потерял надежду, был спасен, услышав весть о любви, может понять науку спасения души. Тот, чье сердце исполнено любовью ко Христу, потому что его самого Спаситель нашел и возвратил в стадо, знает, как взыскать потерянное. Он может указать грешникам на Агнца Божьего. Он отдал себя Богу без остатка и стал Его Возлюбленным Сыном. Руку, протянутую в минуту отчаяния с надеждой на помощь. Он сжал в Своей руке. Служением таких многие блудные сыны будут приведены к Отцу.
Для каждой души, старающейся подняться из греховной жизни к жизни чистой и нравственной, важнейший элемент силы содержится в единственном «имени под небом», данном, чтобы люди могли спастись (Деян. 4:12). Тому «кто жаждет» успокоительной надежды обрести мир, освобождение от греховных склонностей, Христос говорит: «Иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Единственное целительное средство от порока есть благодать и сила Христа.
Самые лучшие побуждения, опирающиеся на собственные силы, ни к чему не приведут. Никакие клятвы не сломят силу дурной привычки. Никогда люди не станут воздержанными во всем, если их сердца не будут обновлены Божественной благодатью. Ни на
[180]
минуту мы не можем освободить себя от греха. Каждое мгновение мы находимся в зависимости от Бога.
Истинное изменение начинается с очищения души. Наша работа для падших достигнет реального успеха только в том случае, когда благодать Христова сформирует характер заново, а душа будет приведена в живое общение с Богом.
Христос вел жизнь совершенного послушания Закону Божьему, и в этом Он явил пример каждому человеческому существу. Получая силу от Христа и учась у Него, мы призваны жить такой же жизнью, какой жил в этом мире Он.
В нашей работе для падших повеления Закона Божьего и необходимость быть преданными Ему должны быть запечатлены в разуме и сердце. Никогда не упускайте возможности показать, что существует значительная разница между тем, кто служит Богу, и тем, кто не служит Ему. Бог есть любовь, но Он не может прощать умышленное пренебрежение Его повелениями. Законы Его правления таковы, что люди не могут избежать последствий неповиновения. Он может почтить только тех, кто почитает Его. Поведение человека в этом мире предрешает его вечную участь. Что он посеял, то он должен и пожать. Причина вызывает следствие.
Ничто меньше совершенного послушания не может соответствовать уровню Божьих повелений. Он не оставил неопределенные повеления. Он не приказывает ничего такого, что не является необходимым для того, чтобы привести человека в гармонию с Ним. Мы призваны указать грешникам на Его идеал характера и привести их ко Христу, потому что только Его благодатью возможно достичь этого идеала.
Спаситель взял на Себя немощи человеческие и вел безгрешную жизнь, чтобы люди не боялась, что из-за слабости человеческой природы они не смогут преодолеть грех. Христос пришел сделать нас «причастниками Божественного естества», и Его жизнь возвещает, что человеческая природа, соединенная с Божественной, не совершает греха.
[181]
Спаситель победил зло, чтобы показать человеку, как он сам может победить. На все искушения сатаны Христос отвечал словом Божьим. Положившись на Божьи обетования. Он получил силу повиноваться Божьим заповедям, и искуситель не смог одолеть Его. На каждое искушение Его ответом было: «Так написано». Таким образом. Господь дал нам Свое Слово, с помощью которого мы можем противостоять злу. Безмерно велики и драгоценны обетования, данные нам, ими мы «соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4).
Настоятельно советуйте искушаемому не смотреть на обстоятельства, на собственную слабость или на силу искушения, но взирать на силу Слова Божьего. Вся его сила дана нам. «В сердце моем», говорит псалмопевец, «сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою». «По слову уст Твоих я охранял себя от путей притеснителя» (Пс. 118:11; 16:4).
Ободряйте людей словом; возносите за них молитвы к Богу. Многие, кого одолело искушение, унижены своими неудачами, и они думают, что тщетно для них пытаться достичь Бога, но эта мысль возникает по наущению врага. Когда они согрешили и чувствуют, что не могут молиться, скажите им, что как раз настало время молиться. Они могут переживать глубокий стыд и глубокое унижение; но когда они исповедают свои грехи, Тот, Кто верен и праведен, простит их грехи и очистит их от всякой неправды.
Ничто не является на первый взгляд более беспомощным, но в действительности более непобедимым, чем душа, осознавшая свое ничтожество и полагающаяся полностью на заслуги Спасителя. Молитвами, изучением Его слова, верой в Его постоянное присутствие рядом слабейшие люди могут жить в тесном общении с живым Христом, и Он будет поддерживать их рукой, которая никогда не отпустит их.
Эти драгоценные слова каждый, пребывающий во Христе, может сделать своими. Он может сказать:
[182]
«Я буду взирать на Господа,
Уповать на Бога спасения моего:
Бог мой услышит меня.
Не радуйся ради меня, неприятельница моя!
Хотя я упал, но встану;
Хотя я во мраке,
Но Господь свет для меня».
Мих. 7:7, 8.
«Он опять умилосердится над нами,
Изгладит беззакония наши.
Ты ввергнешь в пучину морскую
Все грехи наши».
Мих. 7:19.
Бог пообещал:
«Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота,
И мужи дороже золота Офирского».
Ис. 13:12.
«Расположившись в уделах своих,
Вы стали, как голубица, Которой крылья покрыты серебром,
А перья чистым золотом».
Пс. 67:14.
Те, кому Христос простил больше всего, будут любить Его больше всех. Это они в последний день встанут рядом с Его престолом.
«И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:4).
[183]