12. Помощь безработным и бездомным

Добрых и великодушных мужчин и женщин очень тревожит положение бедных, и они думают над тем, какие меры можно предпринять для облегчения их участи. Как можно помочь безработным и бездомным, чтобы они могли ощутить самые необходимые для жизни благословения Божьего провидения, чтобы они могли жить той жизнью, которую Он изначально желал дать человеку? Вот вопрос, получить ответ на который искренне пытаются многие. Но немногие, даже среди педагогов и государственных деятелей, осознают причины, обусловившие нынешнее состояние общества. Люди у руля власти не способны решить проблемы бедности, обнищания значительной части населения и роста преступности. Они тщетно пытаются решить экономические проблемы более безопасным путем.

Если бы люди больше внимания уделяли изучению Слова Божьего, они бы нашли решение тех проблем, которые ставят их в тупик. Многому можно было бы научиться из Ветхого Завета касательно вопросов труда и помощи бедным.

Божий план в отношении Израиля

В Божьем плане относительно древнего Израиля каждая семья имела дом и достаточно земли, пригодной для возделывания. Таким образом, были даны как возможность, так и стимулы для полезного и плодотворного труда, когда каждая семья могла бы сама себя обеспечивать. И ни одно людское изобретение никогда не внесло в этот план ничего лучшего, чем это. То, что мир отклонился от него, является в значительной степени причиной бедности и нищеты, существующих сегодня.

[184]

При поселении Израиля в Ханаане земля была поровну поделена между всеми людьми, за исключением только левитов, которые как служители святилища не получили наделов наравне с другими коленами Израилевыми. Колена состояли из семей, и каждой семье было предоставлено наследственное владение с учетом количества ее членов.

Хотя каждый имел право на некоторое время по своему усмотрению свободно распорядиться своим владением, он не мог безвозвратно расточить наследство своих детей. Получив возможность выкупить свою землю, он в любое время был волен сделать это. Долги прощались каждый седьмой год, а в пятидесятый — юбилейный год вся земельная собственность возвращалась ее первоначальному владельцу.

«Землю не должно продавать навсегда, — таково было Божье указание, — ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня. По всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его. Если же… сам он будет иметь достаток, и найдет, сколько нужно на выкуп… и вступит опять во владение свое. Если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему: то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года» (Лев. 25:23-28).

«И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя» (Лев. 25:10).

Таким образом, каждому поколению было гарантировано свое владение и была предоставлена охрана против как чрезмерного

[185]

обогащения одних за счет других, так и против обнищания.

Трудовое воспитание

В Израиле трудовое воспитание считалось обязанностью. От каждого отца требовалось, чтобы он научил своих сыновей какому-нибудь полезному делу. Самые великие люди в Израиле были научены ремеслам. Знание обязанностей домашней хозяйки считалось необходимым для каждой женщины. Умелое исполнение этих обязанностей считалось за честь для женщины самого высокого положения.

Различным полезным ремеслам учили в школах пророков, и многие из учащихся зарабатывали себе на жизнь ручным трудом.

Внимание к бедным

При таком государственном устройстве, однако, не удалось полностью изжить бедность. У Бога не было намерения, чтобы бедность полностью исчезла. Бедность ближних — это одно из предусмотренных Богом средств для развития характера. «Нищие всегда будут среди земли твоей’, потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:11).

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (стихи 7, 8).

«Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою» (Лев. 25:35).

«Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего». «Когда будешь

[186]

жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его… Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей… Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою; пусть останется пришельцу, сироте и вдове» (Лев. 19:9; Втор. 24:19-21).

Никому не стоит опасаться, что щедрость приведет его к нужде. Повиновение Божьим повелениям, несомненно, приведет к процветанию. «Ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками». «Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор. 15:10, 6).

Деловые принципы

Слово Божье не одобряет такую политику, когда один класс или слой общества обогащается за счет страдания и угнетения другого. Во всех наших деловых операциях оно учит нас ставить себя на место тех, с кем мы имеем дело, обращать внимание не только на свои собственные интересы, но и на интересы других. Тот, кто пользуется неудачами других себе в угоду, кто стремится извлечь себе выгоды, пользуясь слабостью или некомпетентностью партнера, является нарушителем как принципов, так и указаний Слова Божьего.

«Не суди превратно пришельца и сироту; и у вдовы не бери одежды в залог». «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом; чтобы взять у него залог; постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу. Если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его». «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, — до захождения солнца

[187]

возврати ее, ибо она есть единственный покров у него… в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу; ибо Я милосерд». «Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга» (Втор. 24:17, 10 — 12; Исх. 22:26, 27; Лев. 25:14).

«Не делайте неправды в суде, в мире, в весе и в измерении». «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие». «Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Лев. 19:35; Втор. 25:13, 14; Лев. 19:36).

«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». «Нечестивый берет взаймы, и не отдает; а праведник милует и дает» (Мф. 5:42; Пс. 36:21).

«Составь совет, постанови решение; осени нас среди полудня, как ночью, тенью твоею, укрой изгнанных, не выдай скитающихся». «Пусть поживут у тебя Мои изгнанные… будь им покровом от грабителя» (Ис. 16:3, 4).

Жизненный уклад, данный Богом Израилю, предназначался как наглядный урок для всего человечества. Если бы эти принципы выполнялись и сейчас, как бы отличался наш мир от того, что мы видим сегодня!

На огромных просторах земли еще достаточно места, чтобы страждущие и нищие нашли себе пристанище. В ее недрах есть достаточно ресурсов, чтобы обеспечить их пищей. В глубинах земли спрятаны благословения для всех, у кого есть мужество, воля и упорство собрать ее сокровища.

Возделывание земли — занятие, которое Бог определил человеку в Едеме, — является сферой деятельности, дающей возможность

[188]

великому множеству людей заработать себе на пропитание.

«Уповай на Господа, и делай добро;

Живи на земле и храни истину».

Пс. 36:3.

Тысячи и десятки тысяч из тех, кто теснятся в городах, выискивая возможность немного подработать, могли бы трудиться на земле. Нередко заработанная небольшая сумма тратится не на хлеб, а отправляется в кассу продавца спиртных напитков, чтобы приобрести то, что губит душу и тело.

Многие воспринимают труд как тяжелое нудное занятие и пытаются добыть средства к существованию авантюрами, а не честным трудом. Это желание заработать на жизнь не трудясь открывает дверь нищенству, порокам и преступлениям.

Городские трущобы

В больших городах существует множество людей, которые получают меньше заботы и внимания, чем бессловесные животные. Подумайте о семьях, теснящихся в жалких клетушках, сдаваемых в аренду в многоквартирных доходных домах, в темных подвалах среди затхлых испарений и отбросов. В этих нищих обиталищах дети рождаются, вырастают и умирают. Они не видят красоты природы, которую Бог создал, чтобы вызывать восторг, возвышать чувства и вдохновлять душу. Полуголодные и оборванные, они живут среди порока и разврата, а окружающие их грех и нищета формируют их характер. Дети слышат имя Божье только в богохульствах. Непристойные речи, проклятия, оскорбления и ругательства звучат в их ушах. Пары спиртного и табачный дым, тошнотворное зловоние, нравственное разложение извращают их чувства. Таким образом, множество людей учатся быть

[189]

преступниками, недругами обществу, обрекшему их на нищету и вырождение.

Не вся беднота в городских трущобах принадлежит к этому классу. Богобоязненные мужчины и женщины часто попадают в глубины нищеты в связи с болезнью или неудачами, а также став жертвой тех, кто бесчестно обманывает и грабит своих ближних. Много честных, добропорядочных людей беднеют от недостатка профессиональной подготовки. Из-за своей необразованности они не способны бороться с жизненными невзгодами. Живя в городе, они часто не могут найти работу. Видя вокруг себя проявления порока и без конца слыша о нем, они подвергаются ужасным искушениям. Их часто относят к падшим и деградировавшим, с которыми таким людям приходится жить бок о бок, и только благодаря силе, превосходящей возможности человека, удается сохранить их от погружения в ту же бездну. Многие твердо держатся чистоты, предпочитая лучше страдать, чем грешить. Этот класс особенно требует помощи, сочувствия и ободрения.

Если бы бедняки, толпящиеся в городах, могли бы найти пристанище на земле, они не только получили бы возможность зарабатывать на жизнь, но и обрели бы здоровье и счастье, неведомые им сейчас. Тяжелый труд, простая пища, жесткая экономия, частые трудности и лишения стали бы их уделом. Но каким благословением было бы для них ради деревенской тишины, чистоты и покоя оставить город с его греховными соблазнами, его суматохой, преступностью, нищетой и нравственной испорченностью.

Если бы многих людей, кто живет в больших городах, не имея и клочка лужайки, по которой можно было бы пройтись босиком, если

[190]

бы их, кто год за годом видят замусоренные дворы и узкие улочки, кирпичные стены и мостовые, небо, затянутое облаками пыли и дыма, увезти туда, где люди возделывают землю в окружении зеленых полей, лесов, холмов и ручьев, туда, где ясное небо и чистый воздух, — это показалось бы им почти раем.

Прервав в значительной степени контакты с людьми и перестав зависеть от них, удалившись от разлагающих норм поведения, порочных обычаев и волнений, они приблизятся к тому, что зовется сердцем природы. Присутствие Бога будет более реальным для них. Многие научатся зависимости от Него. Через природу они услышат Его голос, говорящий их сердцам о Его мире и любви, их ум, душа и тело откликнутся на прикосновение целительной, жизнетворной силы.

Если они когда-либо станут трудолюбивыми и самостоятельными, им понадобятся содействие, поддержка и наставление. Великому множеству бедных семей только и надо от миссионера, что помочь им поселиться на земле и научиться самим добывать себе пропитание.

Нужду в такой помощи и наставлении испытывают не только жители больших городов. Даже в сельской местности со всеми ее возможностями для лучшей жизни множество малоимущих живут на грани нищеты. Во многих местах нет совершенно никакой возможности приобрести знания в области сельского хозяйства и санитарных норм. Семьи живут в лачугах, не имея почти никакой мебели и одежды, без рабочих инструментов, без книг, лишенные как элементарных удобств и условий, так и средств повысить свой уровень культуры. Неразвитый интеллект, огрубевшие души, ослабленный организм и неправильное

[191]

телосложение являются последствия дурной наследственности и нездоровых привычек. Этих людей нужно учить, как детей. Они вели ленивую, праздную, развратную жизнь, и им нужно помочь приобрести правильные привычки.

Как пробудить в их сознании потребность в самосовершенствовании? Как переключить их внимание на более высокие жизненные идеалы? Как помочь им подняться? Что сделать там, где бедность преобладает, где с ней приходится бороться на каждом шагу? Конечно, это трудное дело. Необходимая перемена никогда не произойдет, если этим людям не окажет содействие сила, находящаяся вне их самих. Божье намерение состоит в том, чтобы богатые и бедные были крепко связаны узами сочувствия и готовности помочь. Те, у кого есть средства, таланты и способности, призваны использовать эти дары для благословения своих ближних.

Фермеры-христиане могут выполнять реальную миссионерскую работу, помогая бедным поселиться на земле и уча их обрабатывать почву, чтобы сделать ее плодородной. Научите их пользоваться сельскохозяйственными орудиями, выращивать различные огородные культуры, ухаживать за фруктовым садом.

Многие возделывающие землю не могут получить соответствующих результатов из-за собственной небрежности. Их сады не получают должного ухода, сев проводится не в срок, а почва обрабатывается наспех и поверхностно. А в своих неудачах они винят не самих себя, а якобы неплодородность своего земельного участка. Они необоснованно обвиняют землю, но та же земля, если на ней работать добросовестно и со знанием дела, даст богатый урожай. Несовершенство планов, недостаток

[192]

приложенных сил, недостаточное изучение лучших методов возделывания земли — все это настоятельно требует реформ.

Пусть все, кто желает учиться, будут научены правильным методам обработки земли. Если кто-то не желает, чтобы вы рассказывали о передовых идеях в сельском хозяйстве, преподайте свой урок молча. Превратите в цветущий оазис собственный надел. Невзначай в разговорах со своими соседями касайтесь вашей работы, и пусть урожай красноречиво докажет преимущество правильных методов. Покажите, что можно получить от земли, если на ней трудиться добросовестно и со знанием дела.

Необходимо уделить внимание организации различных отраслей хозяйства и ремесел, чтобы бедные семьи могли найти работу. Необходимо, чтобы плотники, кузнецы да и все прочие мастера, хорошо владеющие каким-нибудь полезным ремеслом, чувствовали ответственность за то, чтобы обучить несведущих и безработных.

В служении бедным есть огромное поле деятельности и для женщин, и для мужчин. Умелые повара, домохозяйки, швеи, медсестры, няни, сиделки — требуется помощь всех. Пусть члены бедных семей научатся готовить пищу, шить и чинить собственную одежду, ухаживать за больными, умело вести домашнее хозяйство. Пусть мальчики и девочки научатся какому-нибудь полезному ремеслу или занятию.

Миссионерские семьи

Нужно, чтобы миссионерские семьи поселились в малонаселенных местах. Пусть фермеры, финансисты, строители, мастера, знающие толк в различных искусствах и ремеслах, идут в заброшенные поселки и обрабатывают землю, основывают мастерские,

[193]

строят скромные дома для себя и помогают своим соседям.

Неудобные, холмистые земли, дикие места. Бог сделал привлекательными, расположив прекрасное среди самого неприглядного. К этой работе призваны и мы. Даже пустынные места, отталкивающие на вид, могут стать подобны саду Божьему.

«И в тот день глухие услышат слова книги,

И прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

И страждущие более и более будут радоваться о Господе,

И бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля».

Ис. 29:18, 19

Практическими наставлениями мы сможем во многих случаях наиболее эффективно помочь бедным. Как правило, у тех, кто не был приучен к труду, нет привычки быть трудолюбивыми, настойчивыми, рачительными и самоотверженными. Они не умеют управлять хозяйством. Часто из-за отсутствия предусмотрительности и здравой рассудительности напрасно растрачиваются средства, на которые можно было бы прилично и комфортно содержать свои семьи, если бы ими бережно и экономно пользовались. «Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка» (Притч. 13:23).

Мы можем подать бедным и тем самым повредить им, научив зависимости от других. Такие подачки поощряют эгоизм и беспомощность. Нередко это приводит к лени, расточительству и невоздержанию. Ни один человек, способный заработать себе на пропитание, не имеет права надеяться на других. Поговорка «Мир должен содержать меня» несет в своей основе ложь, мошенничество и грабеж.

[194]

Мир не должен кормить того, кто сам в состоянии трудиться и заработать себе на хлеб.

Настоящая благотворительность дает людям возможность самим помочь себе. Если кто-то подходит к нашей двери и просит поесть, нам не следует отправлять его голодным — его бедность может быть результатом жизненных бед и неудач. Но истинное благодеяние значит больше, чем просто милостыня или подарок. Оно означает искренний интерес к судьбам людей. Нам следует стремиться понять проблемы бедных и нуждающихся и дать им такую помощь, которая действительно принесет им наибольшую пользу. Поделиться мыслями, временем и личным содействием стоит гораздо больше, чем просто дать им деньги. Это и есть самая настоящая благотворительность.

Тот, кто учится обеспечивать себя своими руками, с большей готовностью и наилучшим образом будет использовать все заработанное. И, учась быть уверенными в себе, они приобретают то, что не только их сделает материально обеспеченными, но и способными помогать другим. Научите важности повседневных жизненных обязанностей тех, кто недостаточно ценит или не использует свои возможности. Покажите им, что истинная религия никогда не делает людей бездельниками. Христос всегда поощрял трудолюбие. «Что вы стоите здесь целый день праздно? — упрекнул Он бездельников. — Мне должно делать дела… доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Мф. 20:6; Ин. 9:4).

Каждый имеет преимущество свидетельствовать миру в своей повседневной жизни, обычаях, привычках и распорядке о том, что Евангелие способно сделать в жизни тех, кто повинуется ему. Христос пришел в наш мир, чтобы явить нам образец того, какими мы можем

[195]

стать. Он ожидает, что Его последователи станут добрым примером во всех отношениях. Он желает, чтобы Божественное прикосновение читалось во всем нашем внешнем облике, поступках и образе жизни.

Наши дома и окружение должны быть наглядными уроками, указывающими другим пути совершенствования, так чтобы трудолюбие, чистота, вкус и изящество могли занять место праздности, безделья, неопрятности, безвкусицы и беспорядка. Нашей жизнью и личным примером мы можем помочь другим понять, что является отталкивающим и неприемлемым в их характере или в их окружении, и с христианским тактом способствовать изменениям к лучшему. Проявляя интерес к ним, нам нужно отыскивать возможность научить их наилучшему приложению своих сил так, чтобы они принесли наибольшую пользу.

Надежда и мужество

Мы не можем ничего сделать без мужества и упорства. Говорите слова надежды и ободрения бедным и унывающим. В случае необходимости дайте ощутимое доказательство вашего интереса к ним, оказывая помощь, когда они нуждаются в ней. Тем, кому даны большие преимущества, необходимо помнить, что они сами еще часто ошибаются и что им бывает больно, когда другие указывают на их заблуждения. Помните, что добротой вы добьетесь большего, чем порицанием. В ваших попытках учить других старайтесь проявить интерес и выказать желание достижения ими высших результатов и готовность помогать им. Не спешите осуждать их неудачи.

Простота, самоотречение, бережливость — уроки, столь необходимые для бедных, часто кажутся им трудными и нежелательными. Пример и дух мира постоянно возбуждает,

[196]

питает и всячески поощряет гордость, желание выделиться, потворство своим прихотям и слабостям, расточительность и праздность. Эти пороки тысячи людей приводят к обнищанию и еще большему количеству людей мешают вырваться из бездны нравственной деградации и нищенского существования. Христиане призваны ободрять бедных и помогать им противостоять этим влияниям.

Иисус пришел в этот мир в унижении. Он родился в небогатой семье. Величие неба, Царь славы. Предводитель всего воинства ангелов. Он смирил Себя, чтобы принять человеческий облик, и затем Он избрал жизнь в бедности и унижении. Возможности, которыми он располагал, не превышали возможностей каждого бедного человека. Тяжелый труд, лишения и испытания были неотъемлемой частью Его повседневной жизни. «Лисицы имеют норы, — сказал Он, — и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58).

Иисус не стремился к тому, чтобы вызвать восхищение или аплодисменты у людей. Он не командовал армией, не управлял ни одним земным царством, не пользовался благосклонностью богатых и знатных мира сего. Он не претендовал на какой-либо пост среди руководителей нации. Он жил среди людей низкого происхождения и звания. Он свел к нулю искусственные различия в обществе. Аристократизм по происхождению, состоянию, одаренности, учености, рангу Он игнорировал.

Князь Неба, Он однако не избрал Своих учеников из среды ученых законников, правителей, книжников или фарисеев. Он не удостоил их вниманием, потому что они гордились своим образованием и положением в обществе. Они закоснели в своих преданиях и

[197]

предрассудках. Тот, Кто мог читать все сердца, избрал смиренных рыбаков, которые желали, чтобы их научили. Он ел вместе с мытарями и грешниками и общался с простыми людьми не для того, чтобы еще больше унизить Себя и уподобиться им, но чтобы наставлением и личным примером явить им принципы счастливой жизни, возвысить над суетностью и восстановить в них униженное человеческое достоинство.

Иисус стремился изменить ложные понятия нашего мира о ценности человека. Он находился среди бедных, чтобы смыть с бедности позорное пятно, которым мир заклеймил ее. Он снял с нее навсегда презрительные упреки, благословляя бедных, наследников Царства Божьего. Он указывает нам на путь, который Сам проложил, говоря: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой. и следуй за Мною» (стих 23).

Христианские служители призваны принимать людей такими, какие они есть, и воспитывать их, но не для того, чтобы они гордились собой, а ради формирования характера. Рассказывайте им о том, как самоотверженно трудился Христос. Помогите им внять Его урокам самоотречения и жертвенности. Учите их остерегаться самоугождения в желании не отстать от требований моды. Жизнь слишком драгоценна, слишком серьезна и священна ответственность, чтобы тратить время понапрасну ради ублажения своих прихотей.

Лучшее в жизни

Мужчины и женщины едва ли научились понимать истинную цель жизни. Их привлекает внешний блеск и показная пышность. Они стремятся к мирскому превосходству. Вот чему приносится в жертву подлинная жизненная цель.

[198]

Лучшее в жизни — простоту, честность, верность, чистоту, целомудрие — невозможно ни продать, ни купить. Эти сокровища бесплатны и для неученых, и для образованных, для простого труженика и почтенного государственного мужа. Каждому Бог дал истинное наслаждение, которое может испытывать в равной мере богатый и бедный, — наслаждение от обретаемой чистоты помыслов и бескорыстия поступков, удовольствие, которое испытываешь, говоря слова сочувствия и совершая добрые дела. Те, кто выполняет такое служение, излучают свет Христа, озаряющий жизни, покрытые множеством мрачных теней.

Помогая бедным в их насущных нуждах, всегда имейте в виду их духовные потребности. Пусть ваша жизнь свидетельствует о поддерживающей вас силе Спасителя. Пусть ваш характер откроет людям высший идеал, образец характера, которого все могут достичь. Учите Евангелию при помощи простых, наглядных уроков. Пусть каждое дело, с которым вы сталкиваетесь, будет кирпичиком для становления характера.

Занимаясь скромным тяжелым и неквалифицированным трудом, самые слабые, самые незаметные могут стать соработниками Божьими и иметь утешение от Его присутствия и укрепляющей благодати. Им не надо изматывать себя бессмысленными тревогами в связи с работой и ненужными заботами. Пусть они работают день ото дня, с верностью выполняя задачу, определенную им Божьим проведением, и Он позаботится о них. Он обещает:

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прощении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет

[199]

сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:6, 7).

Бог заботится обо всех своих созданиях. Он любит их всех и не делает между ними разницы, кроме разве того, что Он проявляет особенную нежность и жалость к тем, кто призван нести самое тяжелое жизненное бремя. Чада Божьи неизбежно встречают испытания и трудности. Но им следует нести свой жребий, не унывая и помня — все, что мир пренебрег предложить им. Бог Сам восполнит самыми обильными благословениями.

Именно когда мы попадаем в трудные обстоятельства. Он являет Свою силу и мудрость в ответ на смиренную молитву. Доверьтесь Ему — слышащему молитвы и отвечающему на них Богу. Он явит Себя вам как единственное спасение в любой беде, любой трудной ситуации. Тот, Кто сотворил человека, Кто наделил его поразительными физическими, умственными и духовными способностями, не откажет в необходимом для поддержания жизни, которую Он Сам дал. Тот, Кто дал нам Свое слово — листья дерева жизни — не оставит нас без ведения о том, как накормить Его нуждающихся детей.

Как может приобрести мудрость тот, кто держит плуг и управляет волами? Он обретет мудрость, если будет искать ее, как серебро и как глубоко запрятанные сокровища. «И такому порядку учит Бог его; Он наставляет его» (Ис. 28:26). «И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис. 28:29).

Тот, Кто учил Адама и Еву в Едеме тому, как ухаживать за садом, желает наставлять людей и сегодня. Существует мудрость и для тех, кто ведет плуг и сеет семя. Перед теми, кто верен и повинуется Ему, Бог откроет путь к

[200]

успеху. Пусть они мужественно идут вперед, будучи уверенными в том, что Он удовлетворит их нужды по величию Своей доброты.

Накормивший огромное множество людей пятью хлебами и двумя маленькими рыбками способен сегодня насытить нас плодами нашего труда. Тот, Кто сказал галилейским рыбакам: «Закиньте ваши сети». Кто, когда они повиновались, так наполнил их сети, что они порвались, желает, чтобы Его народ увидел в этом свидетельство того, как много готов Он сделать для них сегодня. Бог, Который в пустыне дал сынам Израиля манну с небес, по-прежнему живет и властвует над Вселенной. Он будет вести Свой народ и даст умение и понимание в работе, которую они призваны делать. Он умудрит тех, кто старается выполнять свои обязанности добросовестно и разумно. Тот, Кому принадлежит мир, обладает всем и благословит всякого, кто стремится быть благословением для других.

Нам нужно с верой обратить свои взоры к Небу. Нас не должны обескураживать кажущиеся неудачи, и пусть нас не вводит в уныние то, что мы не сразу видим результаты своих усилий и молитв. Нам следует работать с радостью, надеждой, благодарностью, веря, что земля хранит в своих недрах несметные сокровища для преданного сотрудника, кладовые богатств более драгоценных, чем золото или серебро. Горы и холмы изменятся, земля обветшает, как ризы; но благословение Божье, с избытком накрывшее стол для Его народа в пустыне, не иссякнет никогда.

[201]