14. Служение богатым

Корнилий, римский сотник, был богатым человеком знатного происхождения. Он занимал ответственный и почетный пост. Будучи язычником по происхождению, образованию и воспитанию, он благодаря общению с иудеями приобрел знание об истинном Боге и поклонялся Ему, доказывая искренность своей веры состраданием к бедным. Он давал «много милостыни народу» и всегда молился Богу (Деян. 10:2).

Корнилий не знал о Евангелии, явленном в жизни и смерти Христа, и Бог послал весть ему прямо с небес, а другой вестью направил апостола Петра посетить и наставить его. Корнилий не принадлежал к иудейской церкви, и раввины посмотрели бы на него как на язычника и нечистого; но Бог видел искренность его сердца и послал вестников от Своего престола, чтобы они, объединившись с Его слугой на земле, научили Евангелию этого римского офицера.

И сегодня Бог ищет души как среди высших слоев общества, так и среди низших. Существует много таких людей, как Корнилий, кого Он желает ввести в Свою церковь. Их симпатии на стороне народа Божьего. Но узы, связывающие их с миром, крепко удерживают

[210]

их. Таким людям требуется нравственное мужество, чтобы снизойти до людей, занимающих скромное положение в обществе. Особое внимание необходимо уделить этим душам, находящимся в такой огромной опасности из-за своего высокого положения в обществе и соответствующего круга общения.

Много говорится о нашем долге по отношению к беднякам, о которых никто не заботится и на которых не обращает внимания, но не стоит ли уделять такое же внимание богатым, которые, как правило, также нуждаются в нем? Многие христиане воспринимают этот класс как безнадежный и мало что делают, чтобы открыть глаза тем, кто, будучи ослепленным и ошеломленным блеском земной славы, упустил в своем расчете вечность. Тысячи богатых людей ушли в могилу, так и не получив предупреждения. Но среди богатых есть много людей, которые при кажущемся внешнем равнодушии испытывают душевные страдания. «Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того». Тот, кто говорит чистому золоту: «Ты надежда моя», «отрекся… от Бога Всевышнего». «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» (Еккл. 5:9; Иов 31:24, 28; Пс. 48:8, 9).

Богатство и земные почести не могут удовлетворить душу. Многие среди богатых стремятся обрести какое-нибудь Божественное заверение или гарантию, какую-нибудь духов

[211]

ную надежду. Многие стремятся к чему-то, что принесет конец однообразию их бесцельной жизни. Многие в своей деловой жизни чувствуют потребность в чем-то таком, чего они не имеют. Лишь немногие из них посещают церковь, поскольку все считают, что от этого мало выгоды. Учение, которое они слышат, не трогает сердце. Почему бы нам не обратиться к каждому из них лично?

Среди жертв нужды и греха можно найти тех, кто когда-то был состоятельным. Люди различных призваний, склонностей и положения в обществе в этой жизни были побеждены сквернами мира — через потребление алкоголя, потворство своим похотям они поддались искушению и пали. Если эти уже падшие требуют жалости и помощи, разве не стоит некоторое внимание уделить тем, кто еще не опустился так низко, но кто стоит на том же пути?

Тысячи уважаемых людей, занимающих ответственные и почетные посты, потворствуют привычкам, которые сулят гибель душе и телу. Служители Евангелия, государственные мужи, писатели, состоятельные и талантливые люди, личности с неистощимым запасом деловых качеств, способные приносить пользу обществу, находятся в смертельной опасности, потому что они не осознают потребности управлять собой во всем. Нужно привлечь их внимание к принципам воздержания не прямолинейно или категорично, но в свете того великого намерения, которое Бог имеет для всех людей. Если бы принципы истинного воздержания

[212]

можно было бы преподнести им таким образом, очень многие представители высших классов признали бы их ценность и искренне бы приняли их.

Нам необходимо показать этим людям последствия разрушающих здоровье прихотей — снижение физических, умственных и нравственных сил. Помогите им осознать свою ответственность как управителей Божьих даров. Покажите им, сколько добра они могли бы приносить благодаря своим средствам, которые в настоящее время они тратят во вред себе. Изложите и объясните им возможность письменного обещания быть полностью воздержанными во всем, прося их посвятить денежные средства, предназначенные на крепкие напитки, табак и тому подобные прихоти, на помощь больным, беднякам или на обучение и воспитание детей и юношества, чтобы они приносили пользу обществу. К такому призыву многие бы прислушались.

Еще есть другая опасность, которой особенно подвержены богатые, и здесь также простирается большое поле для деятельности медицинского миссионера. Во всем мире великое множество людей преуспевающих, возможно, никогда не снисходят до обыкновенных распространенных в обществе форм порока, но они обрекают себя на гибель из-за своей любви к богатству. Труднее всего нести не пустую чашку, а наполненную до краев. Полную чашку нужно нести особенно бережно и осторожно. Недуги и напасти приносят разоча

[213]

рование и скорбь, но именно процветание наиболее опасно для духовной жизни.

Символом тех, кто переживает неудачи, является куст, который Моисей видел в пустыне, хотя он горел, но тем не менее оставался целым. Ангел Господень находился посреди этого куста. Так в несчастьях и лишениях свет присутствия Невидимого Бога находится с нами, чтобы утешать и поддерживать нас. Мы часто ходатайствуем в молитвах за страдающих от болезни или несчастья; но в наших молитвах более нуждаются люди, которым доверено процветание и большое влияние в обществе.

В долине унижений, где нуждающиеся в Божьей милости и полагающиеся на нее ждут, чтобы Он направлял их шаги, — сравнительно безопасно; но людям, находящимся на вершине остроконечной башни, возомнившим себя мудрыми и ослепленным своим положением в обществе, угрожает самая большая опасность. Если такие люди не осознают своей зависимости от Бога, они, несомненно, падут.

Библия не порицает людей за богатство, приобретенное честным путем. Не деньги, а любовь к деньгам является корнем всех зол. Именно Бог дает людям силу приобрести богатство; и в руках того, кто поступает, как управитель Божий, используя свои средства бескорыстно, богатство является благословением как для его обладателя, так и для мира. Но многие, жаждущие обладать земными сокровищами, становятся нечувствительными к повелениям Бога и нуждам своих ближних. Они воспринимают свое

[214]

богатство как средство для прославления самих себя. Они прибавляют дом к дому, приобретают все новые и новые участки земли; они наполняют свои дома роскошью, в то время как вокруг них людей окружает нищета и преступность, болезни и смерть. Те, кто таким образом живет только в угоду себе, развивают в себе не Божьи качества, а качества дьявола.

Эти люди нуждаются в Евангелии. Нужно, чтобы их глаза отвернулись от тщетности материального, дабы они могли увидеть нетленную красоту вечных богатств. Им нужно научиться испытывать радость, которую приносит бескорыстие и щедрость, блаженство быть соработником Бога.

Господь повелевает нам: «Богатых в настоящем веке увещевай», чтобы они не полагались на «богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19).

Эти богатые, любящие мир и поклоняющиеся ему души не приведешь ко Христу случайным, однократным прикосновением. К этим людям обычно труднее всего найти доступ. По отношению к ним требуется применить индивидуальный подход, на который способны мужчины и женщины, вдохновленные миссионерским духом, те, кто не отступит от своей цели и не поколеблется.

[215]

Есть миссионеры-христиане, которые обладают особыми способностями для работы с высшими классами. Им необходимо искать мудрости Бога, чтобы найти пути достижения этих людей, не ради случайного знакомства с ними, но чтобы своими личными усилиями и живой верой пробудить в них духовные стремления и познакомить их с истиной, открытой в Иисусе.

Многие полагают, что донесение вести о Христе высшим слоям общества требует изменения своего образа жизни и методов работы, соответствующих их утонченным вкусам. Они думают, что для этого важно иметь богатый дом, роскошное платье, карету, престижные знакомства, светские привычки, фальшивый блеск фешенебельного общества, высшее светское образование, навыки ораторского искусства. Это заблуждение. Принятие светских обычаев и норм поведения — не Божий путь достижения сильных мира сего. С наибольшей силой и воздействием эти сердца тронет последовательное и бескорыстное раскрытие перед ними Евангелия Христа.

Опыт апостола Павла на встрече с философами в Афинах является для нас уроком. Представляя Евангелие перед судом Ареопага, Павел отвечал на логические доводы логически, на научный факт — научно, на философский аргумент — философски. Самые мудрые из слушавших его были изумлены настолько, что не произнесли ни слова. Его словам невозможно было возразить. Но все эти усилия принесли мало плодов. Лишь несколько человек приняли

[216]

Евангелие. С тех пор Павел применял другой тип проповеди. Он стал избегать тщательно продуманных аргументов, не вел теоретические дискуссии, а просто указывал всем на Христа как на Спасителя грешников. Вот что он говорит о своей работе среди них в Послании к Коринфянам:

«Когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого… И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:1-5).

О том же пишет он в Послании к Римлянам:

«Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом, и Еллину» (Рим. 1:16).

Пусть же те, кто проповедует Слово о Христе высшим классам общества, держат себя с истинным достоинством, помня, что находятся в окружении ангелов. Пусть сокровищница их ума и сердца всегда будет наполнена заветным «так написано». Повесьте на самое видное место в зале памяти вашей драгоценные слова Христа. Их нужно ценить превыше золота и серебра.

Христос сказал, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. В работе с высшим

[217]

обществом вам встретится много огорчений, вы сделаете много удручающих открытий. Но с Богом все возможно. Он может и будет работать через людей, воздействуя на умы тех, чья жизнь посвящена умножению земных богатств.

Если произойдет истинное обращение, будут совершены чудеса, которых мы не видим теперь. Самые великие люди земли не находятся вне досягаемости силы Бога-чудотворца. Если Божьи соработники будут выполнять свои обязанности отважно и преданно. Бог обратит к истине людей, которые занимают ответственные посты, людей, обладающих высоким интеллектом и влиянием в обществе. Силой Духа Святого Он приведет многих к принятию Его Божественных принципов.

Когда им станет ясно, что Господь ожидает от них как от Своих представителей участия в облегчении страданий рода человеческого, многие откликнутся и, проникнувшись сочувствием, отдадут свои средства на благо бедных. Когда их умы таким образом отвлекутся от эгоистичных интересов, многие покорятся силе Христа. Со своими способностями оказывать влияние на людей, денежными средствами они радостно объединятся в благотворительной работе со смиренными миссионерами, которые были посредниками Бога в их обращении. Правильно используя свои мирские сокровища, они соберут себе «сокровище на небесах, где моль и ржа не истребляют и где воры не подкапытают и не крадут».

[218]

Обратившись ко Христу, многие станут в деснице Божьей средством для работы среди представителей своего класса. Они почувствуют, что распространение Евангелия поручено им для того, чтобы нести его тем, для кого нет других радостей, кроме радостей земных. Время и деньги будут посвящены Богу, таланты и влияние будут посвящены работе по приобретению душ для Христа.

Только вечность откроет, какие успехи достигнуты этим видом служения — как много душ, больных сомнениями, уставших от суеты и бездуховности, были приведены к великому Исцелителю, Который очень хочет спасти всех до единого пришедших к Нему. Христос — воскресший Спаситель, под сенью Его крыл страждущие души найдут исцеление.

[219]