18. Излечение психики

Между состоянием психики и телом существуют очень тесная связь. Заболевания физического характера влияют на состояние психики и наоборот. Душевное состояние затрагивает физическое здоровье в гораздо большей степени, чем люди это себе представляют. Очень многие болезни — результат умственной депрессии. Печаль, огорчение, сильное волнение, недовольство, угрызения совести, чувство вины, разочарования,

[242]

недоверие — все это постепенно истощает жизненные силы, вызывая расстройство здоровья и смерть.

Иногда болезнь вызывается и часто значительно усугубляется силой собственного воображения. Многие ставшие пожизненными больными могли бы быть в порядке, если бы они только считали себя здоровыми. Многим людям кажется, что каждое, даже незначительное, неблагоприятное воздействие внешних погодных факторов вызывает болезнь, и в конце концов они действительно заболевают, потому что их сознание было на это настроено. Многие умирают от болезней, единственной причиной которых является воображение.

Мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь способствуют здоровью и продлевают жизнь. От спокойствия ума и бодрости духа зависит здоровье тела и сила души. «Веселое сердце благотворно, как врачевство» (Притч. 17:22).

В лечении больного не следует пренебрегать возможностью положительно влиять на его сознание. При правильном использовании это влияние является одним из наиболее эффективных средств для борьбы со многими болезнями.

Контроль разума над разумом

Существует, однако, метод лечения психики, который является на самом деле одним из наиболее действенных орудий зла. Посредством этой так называемой науки один ум оказывается под властью другого так, что более слабая личность как бы растворяется в

[243]

личности более сильной. А в результате один человек подавляет волю другого. Утверждается, что таким образом можно изменить направление мыслей, передать оздоровительные импульсы, так что пациент получит силу сопротивляться болезни и преодолеть ее.

Такой метод лечения применялся людьми, не имеющими представления о его истинной природе и последствиях и верящими в благотворность его воздействия на больного. На самом деле эта так называемая наука основывается на ложных принципах. Она чужда природе и духу Христа. Она не приводит к Тому, Кто является жизнью и спасением. Тот, кто привлекает умы к себе, уводит больных от истинного Источника их жизненной силы.

В намерения Бога не входит, чтобы один человек подчинил свой разум и свою волю власти другого, становясь пассивным орудием в его руках. Никто не должен допускать, чтобы чья-то индивидуальность подавляла его собственную. Это заблуждение — относиться к какому бы то ни было человеческому существу как к источнику исцеления. Человек должен полагаться только на Бога. Только Бог, наделивший сотворенного Им человека чувством собственного достоинства и жизненной силой, имеет право управлять человеческим сознанием, но ни в коем случае — не человеческий разум.

Бог желает привести людей в непосредственные, беспосреднические отношения с Собой. Во всех Своих взаимоотношениях с людьми Он признает

[244]

принцип персональной ответственности. Бог стремится поощрять чувство личной зависимости человека от Него и внушить потребность в Его личном руководстве. Он желает привести человеческое сознание и разум в тесную связь и общение с Божественным, чтобы преображенные люди могли бы иметь Его подобие. Сатана действует, стремясь помешать выполнению этой цели. Он стремится побудить людей к тому, чтобы они полагались на людей. Когда сознание их будет отвлечено от Бога, искуситель получит возможность подчинить их волю своей, и тогда он сможет управлять всем родом человеческим.

Основоположником идеи о том, чтобы один разум управлял другим, является сатана. Чтобы получить господство над сознанием людей, он выдает себя за небесного целителя и помещает человеческую философию там, где следует быть Божественной. Из всех заблуждений, которым подвержены люди, исповедующие христианство, ничто не сравнится по опасности с этим обманом, ничто другое не отделяет человека от Бога столь решительно. Это невинное, как может показаться, заблуждение, практикуемое на больных, приведет к их гибели, а не к исцелению. Оно открывает дверь, через которую входит сатана, чтобы овладеть и тем умом, который находится под контролем, и тем, который контролирует другого.

Таким образом, злонамеренные мужчины и женщины получают в распоряжение страшную силу. Какие возможности она предоставляет тем,

[245]

кто живет за счет извлечения выгод и преимуществ из слабостей и безрассудства других! Как много людей, контролирующих посредством власти над умами немощные и больные души, находят в этом средство удовлетворения своих похотей, страстей или жажды наживы!

Существует нечто лучшее, куда мы можем приложить свои силы, чем власть над людьми. Врачу надлежит учить людей взирать не на человеческое, а на Божественное. Вместо того, чтобы учить больных полагаться на людей ради исцеления души и тела, ему следует направить их к Тому, Кто может спасти всех, приходящих к Нему. Тот, Кто сотворил человеческий разум, знает, в чем он нуждается. Бог — единственный, Кто в силах исцелить. Те, чей разум и тело больны, должны видеть во Христе своего Целителя. Он сказал: «Ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19). Это жизнь, о которой необходимо рассказать больным, а также о том, что если они имеют веру во Христа как Восстановителя их здоровья, если они сотрудничают с Ним, повинуясь законам здоровья и стремясь к совершенной святости и благоговению перед Ним, Он сделает их сопричастниками Своей жизни. Когда мы представляем им Христа таким образом, то передаем силу, энергию, имеющую особую ценность, ибо она приходит свыше. Это и есть истинная наука об исцелении тела и души.

Сочувствие

Великая мудрость нужна в лечении болезней, причиною которых стало психическое

[246]

расстройство. Страдающие от душевной боли, тоски, обеспокоенности нуждаются в мягком подходе и особом лечении. Зачастую семейные проблемы, подобно язве или червоточине, разъедают саму душу человека и ослабляют жизненные силы. А иногда угрызения совести о сделанном грехе подрывают физические силы и выводят из нормального состояния разум. Только чуткость и нежное сочувствие могут принести пользу этой категории больных. Врачу необходимо сначала завоевать их доверие, а потом указать им на Великого Целителя. Если их веру удастся направить к Истинному Врачу и они смогут иметь уверенность в том, что Он взял на Себя лечение их болезни, это принесет облегчение душе и возвратит здоровье телу.

Сочувствие и тактичное обращение в большинстве случаев приносят гораздо больше пользы больному человеку, чем самое квалифицированное лечение при холодном и безразличном отношении. Врач, который подходит к постели больного с небрежностью и безразличием, смотрит на несчастного безучастно и холодно, давая словом и делом понять, что его болезнь не стоит особого внимания, а потом оставляет пациента наедине со своими размышлениями и страхами — такой врач наносит этому пациенту несомненный вред. Сомнения и уныние, порожденные его равнодушием, часто нейтрализуют положительное воздействие лечебных средств, которые он может прописать.

Если бы врачи могли поставить себя на место того, чей дух сокрушен и чья воля

[247]

ослаблена страданием, на место того, кому так необходимы слова сочувствия и надежды, они бы смогли лучше понять его чувства. Когда любовь и сочувствие, которые Христос проявлял к больным, сочетаются со знаниями врача, само присутствие такого врача будет благословением.

Искренность в отношениях с пациентом внушает ему уверенность и поэтому может реально помочь выздоровлению. Есть врачи, которые считают разумным скрывать от больного характер и причину болезни, от которой он страдает. Многие, боясь взволновать или расстроить пациента, сказав ему правду, подают ему ложную надежду на выздоровление и даже позволяют больному сойти в могилу, не предупредив его об опасности. Все это неразумно. Может быть, не всегда безопасно и не всегда нужно открывать пациенту полную картину грозящей ему опасности. Это может встревожить его и тем самым помешать выздоровлению. Не следует также говорить всю правду тем, чье плохое самочувствие главным образом является плодом их воображения. Многие из таких людей не отличаются благоразумием и не привыкли владеть собой. Они имеют особую склонность воображать о себе и о других много такого, чего нет на самом деле. Для них все это кажется реальным, и тем, кто заботится о них, необходимо проявить неизменную доброту, неутомимое терпение и такт. Если этим пациентам сказать правду об их заболевании, некоторые обидятся, другие расстроятся. Христос сказал своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не

[248]

можете вместить» (Ин. 16:12). Но хотя не всю правду можно говорить, во всех случаях никогда не является необходимым и оправданным нарочно вводить пациентов в заблуждение. Врач или сиделка никогда не должны опускаться до увиливания и уклончивости. Тот, кто делает это, лишает Бога возможности сотрудничать с Ним, и, потеряв из-за этого доверие своих пациентов, он тем самым отвергает одно из наиболее эффективных средств для их выздоровления.

Сила воли не ценится так, как следовало бы. Необходимо, чтобы воля бодрствовала и была правильно направлена, это сообщит энергию всему человеческому естеству и весьма поможет в деле сохранения здоровья. Сила воли также помогает справляться с болезнью. Если ее применять в правильном направлении, она будет управлять воображением и явится могучим средством для сопротивления недугам и преодоления болезней души и тела. Упражняя волю и развивая правильное отношение к жизни, больные могут много сделать для выздоровления, объединив свои усилия с усилиями врача. Тысячи людей могут вернуть себе здоровье, если только захотят этого. Господь не хочет, чтобы они болели. Он желает, чтобы они были здоровы и счастливы, и поэтому им следует изменить свой образ мышления, чтобы быть здоровыми. Зачастую инвалиды могут противостоять болезни, просто отказываясь поддаться заболеванию и не желая сидеть без дела. Пусть они, преодолевая свои недомогания и боли, занимаются полезным делом, которое им по силам. Подобные занятия,

[249]

обилие свежего воздуха и солнечного света могли бы помочь многим больным вновь обрести здоровье и силы.

Библейские принципы лечения

Для тех, кто хочет сохранить здоровье, содержится урок в словах Священного Писания. «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Не через возбуждение или забвение, вызываемое неестественными и нездоровыми возбудительными препаратами, не потворством недостойным желаниям и пристрастиям приобретается истинное исцеление или обновление души и тела. Среди больных есть много людей, у которых нет ни Бога, ни надежды. Они страдают от неудовлетворенных желаний, разрушительных пристрастий и от того, что их собственное сознание осуждает все это. Они теряют опору в этой жизни и не имеют перспектив в жизни грядущей. Пусть не надеется ухаживающий за больным принести пользу этим пациентам, поощряя их легкомыслие и потворствуя их прихоти. Ведь это стало проклятием в их жизни. Изголодавшаяся, страждущая душа будет продолжать томиться от голода и жаждать до тех пор, пока она стремится найти удовлетворение во всем этом. Те, кто пьет из источника эгоистических наслаждений, обманывают самих себя. Они принимают веселость за силу, а когда возбуждение угасает, их воодушевлению приходит конец и остается неудовлетворенность и уныние.

Постоянный мир, истинный покой духа может даровать только один Источник. Это имел

[250]

в виду Христос, сказав: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Этот мир не есть что-то, что Он дает отдельно от Себя Самого. Он — во Христе, и мы можем получить его, только принимая Христа.

Христос является источником жизни. Тем, кто имеет много нужд и проблем, необходимо ближе узнать Господа, их нужно серьезно, с добротой и терпением учить, каким образом все наше естество может открыться навстречу целительным силам Неба. Когда солнечный свет любви Божьей озарит темные уголки души, постоянное беспокойство, непроходящая усталость и неудовлетворенность исчезнут, и радостное удовлетворение сообщит силу уму, здоровье и энергию телу.

Мы находимся в мире, полном страдания. Трудности, испытания и скорбь предстоят нам на всем пути в небесный дом. Но существует много людей, которые делают бремя жизни вдвойне тяжелым, постоянно живя в предчувствии беды. Если их постигают напасти или разочарования, они думают, что все гибнет, что их удел самый тяжелый, что они непременно окажутся в нужде. Таким образом, они действительно навлекают на себя нищету и бросают тень на все, что окружает их. Сама жизнь становится для них бременем. Но все это необходимо отбросить, Будет стоить решительных усилий, чтобы изменить ход их мыслей. Но это возможно. Их счастье как в этой, так и в грядущей жизни зависит от

[251]

сосредоточенности их сознания на светлом и радостном. Пусть они отвернутся от мрачной картины, которую рисует их воображение, и повернутся к благам, которыми Бог усыпал их путь, и дальше — к невидимому и вечному.

Для каждого испытания Бог предусмотрел помощь. Когда в пустыне Израиль подошел к горьким водам Мерры, Моисей воззвал к Богу, но Господь не дал людям какое-то новое средство; Он привлек внимание к тому, что было под рукой. Кустарник, который Он создал, нужно было бросить в источник, чтобы сделать воду чистой и сладкой. Когда это было сделано, народ напился воды и освежил свои силы. Во всяком испытании Христос поможет нам, если мы обращаемся к Нему. Мы увидим обещания об исцелении, записанные в Его Слове. Дух Святой научит нас, как обрести все благословения, которые станут противоядием горю и печали. Для каждого глотка из чаши горечи, поднесенной к нашим губам, мы найдем ветвь, которая очистит и сделает горькое сладким.

Нам не стоит мыслями о будущем с его трудноразрешимыми проблемами и мрачными перспективами приводить в трепет наши сердца, вызывать дрожь в коленях, заставлять себя опустить руки. «Разве прибегнет к защите Моей, — говорит Всемогущий, — и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною» (Ис. 27:5). Тот, кто подчиняет свою жизнь Его водительству и посвящает себя на служение Ему, никогда не попадет в такую ситуацию, которую Бог не предусмотрел заранее. Каким бы ни было

[252]

наше положение, если мы повинуемся Слову Его, мы имеем Руководителя, который указывает нам путь; какими бы ни были наши затруднения, мы имеем надежного Советника; какими бы ни были наши скорби, тяжелые утраты или одиночество, мы имеем сострадающего Друга.

Если по своему неведению мы делаем неправильные шаги, Спаситель не оставляет нас. Нам никогда не следует думать, что мы остались в одиночестве. Ангелы сопровождают нас. Утешитель, Которого Христос обещал послать во имя Свое, пребывает с нами. На пути, ведущем в град Божий, нет таких трудностей, которые доверяющие Ему не могли бы преодолеть. Нет таких опасностей, которых они не могли бы избежать. Нет такой скорби и трудности, такой человеческой слабости, против которой Он не предусмотрел бы средство.

Никому не нужно предаваться унынию и отчаянию. Сатана может прийти к вам с безжалостным приговором: «Твое дело безнадежно. Тебя невозможно искупить». Но для вас есть надежда во Христе. Бог не повелевает нам побеждать своими собственными силами. Он предлагает нам подойти к Нему поближе. Какие бы проблемы и трудности, отягощающие душу и тело, ни одолевали. Он ждет нас, чтобы дать нам свободу.

Тот, кто взял на Себя нужды рода человеческого, знает, как сочувствовать людским страданиям. Христу известна не только каждая душа, не только особые нужды и испытания этой души. Он знает также и все обстоятельства, которые беспокоят и смущают ее дух. Его чуткая

[253]

рука с нежностью и состраданием простерта к каждому страждущему чаду. Те, кому выпадают самые тяжелые страдания, больше всех получают Его сочувствие и жалость. Его трогают наши немощи, и Он желает, чтобы мы положили наши проблемы и беды к Его ногам и оставили их там.

Нет в том мудрости, чтобы погружаться в себя и анализировать свои эмоции. Если мы делаем это, враг создает нам трудности и искушения, ослабляющие веру и уничтожающие мужество. Пристально изучать свои эмоции и давать волю чувствам значит питать сомнения и запутывать себя в неразрешимых проблемах. Нам нужно отвернуться от себя и повернуться к Иисусу.

Когда искушения осаждают вас, когда заботы, затруднения и мрак, кажется, окружают вашу душу, взгляните туда, где вы видели свет в последний раз. Успокойтесь во Христовой любви и под Его оберегающей заботой. Когда грех борется за власть над вашим сердцем, когда вина угнетает душу и отягощает совесть, когда неверие затемняет ум, помните, что благодати Христа достаточно, чтобы покорить грех и рассеять мрак. Приходя в общение со Спасителем, мы вступаем в край мира и покоя.

Обетования исцеления

«Избавит Господь душу рабов Своих,

И никто из уповающих на Него не погибнет».

Пс. 33:23.

«В страхе пред Господом — надежда твердая

И сынам Своим Он прибежище».

[254]

Притч. 14:26.

«Сион говорил: «оставил меня Господь,

И Бог мой забыл меня»!

Забудет ли женщина грудное дитя свое,

Чтобы не пожалеть сына чрева своего?

Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.

Вот, Я начертал тебя на дланях Моих».

Ис. 49:14-16.

«Не бойся, ибо Я — с тобою;

Не смущайся, ибо Я — Бог твой,

Я укреплю тебя, и помогу тебе,

И поддержу тебя десницею правды Моей».

Ис. 41:10.

«Принятые Мною от чрева,

Носимые Мною от утробы матерней:

И до старости вашей Я тот же буду,

И до седины вашей Я же буду носить вас;

Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас».

Ис. 46:3, 4.

Ничто не способствует здоровью тела и души больше, чем дух благодарности и хвалы. Это несомненная обязанность — противостоять меланхолии, недовольным мыслям и чувствам. Такой же обязанностью является молитва. Если мы обручены с небом, как можем мы, словно компания плакальщиц, идти по дороге в дом Отца, стеная и выражая недовольство?

Христиане, которые постоянно выражают недовольство и, по-видимому, считают приподнятое и радостное состояние духа грехом, не обладают подлинной религией. Не пребывает во Христе тот, кто находит мрачное удовольствие во всем грустном и печальном, что есть в этом мире, кто предпочитает смотреть на опавшие мертвые листья вместо того, чтобы собирать прекрасные живые цветы; не

[255]

пребывает в Господе тот, кто не видит красоты в величественных горных вершинах, в долинах, покрытых живым зеленым ковром, кто закрыл свои чувства радостному голосу, говорящему с ними через природу, голосу мелодичному и благозвучному для тех, кто слышит его. Они сгущают вокруг себя мрак и тьму, когда могли бы позволить взойти в своих сердцах Солнцу Правды, несущему исцеление в Своих лучах.

Часто ваш ум может быть затуманен из-за боли. Попытайтесь о ней не думать. Вы знаете, что Иисус любит вас. Он понимает вашу немощь. Вы можете исполнять Его волю, просто покоясь в Его руках.

Наши мысли и чувства получают поддержку и крепнут, если мы выражаем их, — это закон природы. То, что слова выражают мысли, так же верно, как и то, что мысли следуют за словами. Если бы мы больше выражали свою веру, больше радовались благословениям, которые мы, несомненно, имеем — это великая милость и любовь Божья, — мы бы приумножили веру и радость. Если по достоинству оценить и понять доброту и любовь Бога, то душа получит благословения, описать которые не сможет ни один язык и постичь которые не сможет ограниченный ум человека. Даже на земле мы можем иметь постоянную радость, подобную неиссякающему источнику, ибо он пополняется потоками, берущими свое начало от престола Божьего.

В таком случае давайте воспитывать свои сердца и уста так, чтобы они возносили хвалу Богу за Его несравненную любовь. Давайте так воспитывать наши души, чтобы они были наполнены надеждой и пребывали в свете, исходящем от Голгофского креста. Нам никогда не следует забывать, что мы — дети Небесного Царя, сыны и дочери Господа Саваофа. Мы

[256]

имеем преимущество — обрести безмятежный покой в Господе.

«Да владычествует в сердцах ваших мир Божий… и будьте дружелюбны» (Кол. 3:15). Забывая о наших собственных трудностях и бедах, давайте благодарить Бога за возможность жить для славы имени Его. Пусть свежие благословения каждого нового дня пробуждают хвалу в наших сердцах за эти знаки Его любви и заботы. Когда открываете глаза утром, благодарите Бога за то, что Он хранил вас на протяжении ночи. Благодарите Его за Его мир в вашем сердце. Утром, в полдень и вечером пусть благодарение, как сладкий аромат, возносится к небесам.

Когда кто-нибудь спрашивает, как вы себя чувствуете, не старайтесь думать о чем-либо грустном и говорить об этом, чтобы вызвать сочувствие. Не говорите о том, что у вас недостает веры, о ваших печалях и страданиях. Искусителю доставляет удовольствие и восторг слушать такие слова. Когда вы говорите о мрачном, вы прославляете его. Мы не должны сосредотачиваться на том, сколь велика сила сатаны, которой он пытается покорить нас своей воле. Часто мы отдаемся в его руки уже тем, что говорим о его власти. Давайте вместо этого говорить о великой силе Божьей, способной объединить все наши интересы с Его интересами. Рассказывайте о несравненной силе Христа, говорите о Его славе. Все Небо заинтересовано в нашем спасении. Ангелы Божьи, тысячи и тысячи, и десятки тысяч раз по десять тысяч посланы служить тем, кто станет наследниками спасения. Они хранят нас от зла и рассеивают темные силы, стремящиеся погубить нас. Разве нет у нас причин быть благодарными каждое мгновение, благодарными даже тогда,

[257]

когда на нашем пути встречаются кажущиеся трудности?

Песнь хвалы

Пусть хвала и благодарение будут выражены в песнопении. Когда мы переживаем искушение, вместо того чтобы говорить о своих чувствах, давайте с верой возгласим песнь благодарения Богу.

«Да будет Тебе, наш Отец всеблагой,

Вовек прославленье предвечной хвалой!

Спаситель, прими поклоненье от нас:

Ты всесильной любовью от смерти нас спас.

Честь, славу Творцу вознесем за любовь,

Мы прославим хваленьем во веки веков.

Припев:

Аллилуйя, будь прославлен, аллилуйя, аминь!

Аллилуйя, честь и славу Тебе воздадим.

(«Псалмы Сиона», псалом № 125)

Песнопение — это орудие, которое мы всегда можем применить против уныния и разочарования. Когда мы таким образом открываем сердце солнечному свету, исходящему от присутствия Спасителя, мы будем иметь здоровье и Его благословение.

«Славьте Господа, ибо Он благ,

Ибо вовек милость Его!

Так да скажут избавленные Господом,

Которых избавил Он от руки врага».

«Воспойте Ему и пойте Ему;

Поведайте о всех чудесах Его.

Хвалитесь именем Его святым;

Да веселится сердце ищущих Господа».

«Ибо Он насытил душу жаждущую,

И душу алчущую исполнил благами.

Они сидели во тьме и тени смертной,

Окованные скорбию и слезами…

Но воззвали к Господу в скорби своей,

[258]

И Он спас их от бедствий их.

Вывел их из тьмы и тени смертной

И расторгнул узы их.

Да славят Господа за милость Его

И за чудные дела Его для сынов человеческих!»

«Что унываешь ты, душа моя,

И что смущаешься? Уповай на Бога;

Ибо я буду еще славить Его,

Спасителя моего и Бога моего».

Пс. 106:1, 2; 104:2, 3; 106:9-15; 41:12.

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фее. 5:18). Это повеление является уверением в том, что даже то, что кажется против нас, послужит нам во благо. Бог не повелел бы нам благодарить за то, что может принести нам вред.

«Господь — свет мой и спасение мое:

Кого мне бояться?

Господь — крепость жизни моей:

Кого мне страшиться?»

«Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия,

Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего…

И я принес бы в Его скинии жертвы славословия,

Стал бы петь и воспевать пред Господом».

«Твердо уповал я на Господа,

И Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота,

И поставил на камни ноги мои, и утвердил стопы мои;

И вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему».

«Господь — крепость моя и щит мой;

[259]

На Него уповало сердце мое, и Он помог мне,

И возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнию моею».

Пс. 26:1; 26:5, 6; 39:2-4; 27:7.

Одним из самых сложных препятствий на пути больного к выздоровлению является сосредоточенность внимания на себе. Многие больные считают, что каждый должен оказывать им помощь и выражать сочувствие, тогда как им требуется не заострять внимание на себе, но думать и заботиться о других.

Часто совершаются молитвы за страждущих, скорбящих и смущенных душою, и это правильно. Нам необходимо молиться за то, чтобы Бог пролил свет на помрачненный ум и утешил исполненное печали сердце. Но Бог отвечает на молитвы о тех, кто стал каналами, через которые изливаются Его благословения. В то время, как мы предлагаем молитву за этих скорбящих, нам, в свою очередь, следует поощрять их к попытке помочь находящимся в еще более бедственном положении. Тьма рассеется в их собственных сердцах, когда они попытаются помочь другим. Когда мы хотим утешить других тем же утешением, которым сами были утешены, это благословение вернется к нам.

Пятьдесят восьмая глава Исаии — рецепт против заболеваний души и тела. Если мы желаем здоровья и истинной радости жизни, мы должны применять на практике правила, записанные в ней. О служении, которое принимает Бог, и о благословениях, которые оно несет собой. Господь говорит:

«Раздели с голодным хлеб твой,

И скитающихся бедных введи в дом;

Когда увидишь нагого — одень его,

И от единокровного твоего не укрывайся.

[260]

Тогда откроется, как заря, свет твой,

И исцеление твое скоро возрастет,

И правда твоя пойдет пред тобою,

И слава Господня будет сопровождать тебя.

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит,

Возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!»

Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,

Перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

И отдашь голодному душу твою,

И напитаешь душу страдальца:

Тогда свет твой взойдет во тьме,

И мрак твой будет как полдень;

И будет Господь вождем твоим всегда,

И во время засухи будет насыщать душу твою

И утучнять кости твои,

И ты будешь, как напоенный водою сад

И как источник,

Которого воды никогда не иссякают».

Ис. 58:7-11.

Добрые деяния являются двойным благословением, в равной мере приносящим пользу как дающему, так и принимающему доброту. Сознание правильности того, что делаешь, — одно из лучших лекарств для больных тел и душ. Когда человек чувствует, что разум его свободен, когда он счастлив от сознания выполненного долга и удовлетворенности тем, что подарил радость другим, он испытывает бодрящее, возвышающее влияние, несущее новую жизнь всему его существу.

Пусть больные вместо того, чтобы постоянно требовать сочувствия к себе, стремятся посочувствовать другим. Пусть бремя вашей собственной слабости, скорби и боли будет возложено на нашего сострадающего Спасителя. Откройте ваше сердце Его любви и

[261]

поделитесь ею с другими. Помните, что у каждого бывает испытание, которое трудно вынести, искушения, которым трудно противостоять, и вы можете как-то облегчить эти бремена. Выразите благодарность за благословения, которые имеете; покажите, что вы высоко цените внимание, которое получаете. Пусть сердце будет наполнено драгоценными обетованиями Божьими, чтобы вы могли вынести из этой сокровищницы слова, которые будут утешением и силой для других. Это окружит вас атмосферой, которая поможет и возвысит вас. Пусть станет нашей целью — благословлять всех вокруг себя, и вы сможете найти пути, как стать полезными для вашей семьи и для окружающих.

Если бы те, кто страдает от плохого здоровья, забыли бы о себе во имя других; если бы они выполняли повеления Господа служить тем, кто в большей нужде, чем они сами, они осознали бы истинность пророческого обетования: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет».