Библиотека soteria.ru
Служение исцеления
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 26380 Все тексты автора Елена Уайт
22. Одежда
Читателю необходимо помнить о том, что эта книга была написана в начале века, и поэтому автор, говоря о проблемах здоровья, акцентирует внимание на вопросах, злободневных для того времени и той культуры.
Библия учит скромности в одежде. «Чтобы также и жены, в приличном одеянии» (1 Тим. 2:9). Это запрещает хвастовство в одежде, кричащие цвета, избыток украшений. Любые украшения, задуманные с целью привлечь внимание к тому, кто их носит, и вызвать восхищение, не относятся к приличному одеянию, которое советует носить Слово Божье.
Наше платье не должно быть дорогим или украшенным золотом или жемчугом, оно не должно становиться «многоценною одеждою» (1 Тим. 2:9).
Деньги — это доверие Божье. Они не настолько наши, чтобы расходовать их на удовлетворение своей гордости или честолюбия. В руках детей Божьих — пища для голодных и одежда для раздетых. Это защита угнетенным, лекарство для больных, средство для проповеди Евангелия бедным. Вы могли бы принести счастье многим сердцам, мудро используя средства, растрачиваемые сейчас для внешнего лоска. Размышляйте о жизни Христа. Изучайте Его характер и будьте соучастниками с Ним в Его самоотречении.
В мире, исповедующем христианство, столько тратится на драгоценности и ненужную дорогую одежду, что давно можно было бы накормить всех голодных и одеть раздетых. Мода и стремление показать себя поглощают средства, которые могли бы утешить бедных и страждущих. Те, кто так бездумно расходует деньги, грабят мир, лишая его услышать Благую весть любви Спасителя. Страдает миссионерская деятельность. Множество людей погибают из-за того, что не получают христианского учения. Рядом, у ваших дверей и в
[288]
далеких землях язычников не проповедуют и не спасают. В то время, как Бог наполнил землю Своими щедротами и наполнил сокровищницы всем необходимым для нашей жизни, в то время, как Он в изобилии дал нам спасающее знание о Его истине, какое же оправдание можем мы принести за то, что позволяем плакать вдовам и сиротам, страждущим и больным, несведущим и неспасенным. И когда наступит день Господень, оказавшись лицом к лицу с Тем, Кто отдал жизнь Свою за этих нуждающихся, какое оправдание принесут те, кто тратит свое время и деньги на прихоти, запрещенные Богом? Таким Христос скажет: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:42, 43).
Но наша одежда, будучи скромной и простой, должна быть хорошего качества, подходящей расцветки и пригодной для служения. Следует больше обращать внимание на добротность одежды, чем на ее внешний вид. Она должна согревать и защищать тело. Мудрая жена, описанная в Притчах, «не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Притч. 31:21).
Необходимо, чтобы наша одежда была чистой. Нечистоплотность в одежде наносит вред здоровью и таким образом оскверняет тело и душу. «Вы храм Божий… Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:16,17).
Одежда во всех отношениях должна отвечать принципам здоровья. Прежде всего Бог желает нам здоровья — телесного и духовного. Нам следует сотрудничать с Ним, укрепляя здоровье и тела, и души, что зависит также и от одежды.
Одежда должна отличаться изяществом и вкусом, сочетая в себе красоту и естественную простоту. Христос предостерегал нас против гордости житейской, но не против изящества и естественной красоты. Указывая на полевые цветы,
[289]
на распускающуюся чистую лилию, Он говорил: «И Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:29). Так в творениях природы Христос демонстрирует красоту, которую ценит Небо: скромное изящество, простота, чистота, гармоничность, которые могли бы сделать наши одеяния приятными Ему.
В самое прекрасное платье Он повелевает нам одеть душу. Никакие внешние украшения не сравнимы по ценности и привлекательности «с кротким и молчаливым духом», который в Его глазах наиболее драгоценен (1 Петр. 3:4).
Для тех, кто делает принципы Спасения своим путеводителем, как драгоценны Его слова обетования: «Об одежде что заботитесь?… Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь. Бог так одевает, кольми паче вас!… Итак не заботьтесь и не говорите: … «во что одеться?» …потому что… Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам» (Мф. 6:28-33).
«Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3).
Каким контрастом представляется следование наставлениям Отца по сравнению с утомленностью, беспокойством, болезнями и жалким положением, являющимися результатом власти моды. Сколь противоположны принципам, изложенным в Священном Писании, многие модели одежды, которые диктует мода! Подумайте о стилях и фасонах, которые преобладали за последние несколько столетий или даже за последние несколько десятилетий. Если бы не мода, многие из них считались бы нескромными, неподходящими для утонченных, богобоязненных, уважающих себя женщин.
Обновлять свой гардероб только ради моды — этого не одобряет Слово Божье. Изменение стилей,
[290]
кропотливая сложная работа в этом отношении и дорогостоящие украшения расточают понапрасну время и средства богатых, расходуют зря их умственные и душевные силы. Они возлагают тяжкое бремя на средние и бедные слои общества. Многие из тех, кто в состоянии с трудом заработать лишь себе на жизнь и кто мог. бы сам сшить себе простую скромную одежду, вынуждены обращаться к портному, чтобы только не отстать от моды. Множество бедных девушек ради элегантного наряда не обеспечивают себя теплым бельем и расплачиваются за это здоровьем и даже жизнью. Множество других, желая выглядеть элегантно, как богатые, совратились на путь бесчестия и позора. Многие дома лишены удобств, множество людей. доведены до растраты нужного имущества или банкротства в стремлении удовлетворить чрезмерные требования жен и детей.
Множество женщин, вынужденные готовить себе и своими детям элегантные наряды по последней моде, обречены на бесконечный тяжелый труд. Сколько матерей со взвинченными нервами и дрожащими пальцами тяжко трудятся до поздней ночи, чтобы только добавить к одежде своих детей еще одно украшение, которое нисколько не способствует ни здоровью, ни удобству, ни подлинной красоте. Ради моды мать жертвует здоровьем и тем спокойствием духа, которое так важно для правильного воспитания детей. Не уделяется внимания воспитанию ума и сердца. Вырастают дети с карликовыми душами.
Мать не имеет времени для изучения принципов физического развития, для лучшей заботы о здоровье своих детей. У нее нет времени служить их умственным и духовным потребностям, нет времени на то, чтобы посочувствовать их маленьким разочарованиям и невзгодам, чтобы вникнуть в их интересы и поучаствовать в их занятиях.
[291]
Едва только родившись в мир, дети почти сразу же становятся подверженными влиянию моды. Об одежде они слышат больше, чем о Спасителе. Они видят, как их матери с большей серьезностью интересуются модным столовым серебром, чем Библией. То, как выглядит их наряд, представляет для них больший интерес, чем формирование характера. Родители и дети лишены того, что является самым дорогим, самым приятным и самым истинным в жизни. Ради моды они обкрадывают сами себя в отношении подготовки к будущей жизни.
Именно враг всего доброго провоцирует людей заниматься изобретениями в постоянно изменяющемся мире моды. Этот враг ничего не желает так сильно, как причинить огорчение Богу и обесчестить Его, вгоняя людей в нищету и обрекая их на погибель. Одно из средств, с помощью которых он добивается наибольших в этом успехов, — капризы моды, от которых страдает тело, притупляется ум и мельчает душа.
Женщины подвержены серьезным болезням, и манера одеваться в значительной мере усугубляет их страдания. Вместо того, чтобы беречь свое здоровье для тяжелых испытаний, которые, несомненно, наступят, они своими прихотями слишком часто приносят в жертву моде не только здоровье, но и жизнь, оставляя своим детям в наследство страдания от нарушенного телосложения, извращенных привычек и ложных представлений о жизненных идеалах.
Один из расточительных и вредных капризов моды — юбка, которая волочится по земле. Неопрятность, неудобство, скованность в движениях, вред для здоровья — все это и даже более этого справедливо в отношении длинной юбки. Она нелепа из-за того, что на нее требуется чрезмерное количество материала, а ее совершенно ненужная длина способствует слишком быстрому
[292]
изнашиванию. И кто бы ни увидел женщину в длинной до земли юбке, с руками, занятыми сумками и пакетами, пытающуюся подниматься или спускаться по лестнице, войти в трамвай, протиснуться в толпе, идти под дождем или по грязной дороге, не нуждается в особых доказательствах неудобства и непрактичности такого наряда.
Другим серьезным злом при ношении подобного рода юбок является то, что весь вес юбки ложится на бедра. Этот обременительный вес давит на внутренние органы, оттягивая их вниз, и оказывает неблагоприятное влияние на желудок, вызывая ощущение усталости и апатии. Кроме того, все это вынуждает сутулиться того, кто носит подобную юбку и, как следствие, затрудняет правильное дыхание, стесняя легкие.
За последние годы так много говорилось о том, как опасно стягивать талию, и редко кто не слышал об этом, однако сила моды настолько велика, что этот вредный обычай продолжает существовать. Поступая так, женщины и молодые девушки наносят себе неописуемый вред. Для здоровья очень существенно, чтобы грудная клетка имела пространство, чтобы максимально расширяться, и легкие могли бы делать полный вдох. Когда легкие ограничены, количество кислорода, поступающее в них, уменьшается. Кровь не обогащается кислородом должным образом, и отработанные вредные вещества, которые должны выбрасываться через легкие. задерживаются. В добавление к этому нарушается циркуляция крови, и внутренние органы так стеснены и смещены, что не. могут нормально выполнять свою работу.
Тугое стягивание корсетом не улучшает форму тела. Одно из главных элементов физической красоты — симметрия, гармоничные пропорции частей тела. И правильный образец физического развития следует искать не в силуэтах, пред
[293]
ставляемых французскими модельерами, но в человеческом телосложении, развитом в. гармонии с Божьими законами природы. Бог — автор всей красоты, и только когда мы сообразуемся с Его идеалом, мы приближаемся к мерилу истинной красоты.
Еще одним злом, развитию которого способствует обычай, является неравномерное распределение одежды. В то время, как одни части тела закрыты больше, чем требуется, другие недостаточно одеты. Поскольку стопы и конечности рук удалены от жизненно важных органов, их следует особенно оберегать от холода, одевая как можно теплее. Невозможно сохранить здоровье, когда конечности все время переохлаждаются; ибо когда в них слишком мало крови, тогда ее будет слишком много в других частях тела. Безупречное здоровье требует безупречного кровообращения, но этого невозможно достичь, если части тела, где расположены жизненные органы, одеты в три или четыре раза теплее, чем конечности рук и ног.
Огромное количество женщин имеет расшатанную нервную систему и измучены заботами из-за того, что лишают себя свежего воздуха, который мог бы очистить кровь, и свободы движений, обеспечивающей равномерный ток крови через вены, несущий жизнь, здоровье и силы. Многие женщины стали хроническими больными, тогда как они могли бы отличаться здоровьем, и многие умерли от туберкулеза и других заболеваний, тогда как они могли бы прожить отведенный им отрезок жизни, если одевались бы в соответствии с принципами здоровья и занимались физическим трудом и физкультурой на открытом воздухе.
Чтобы подобрать наиболее соответствующую принципам здоровья одежду, требуется тщательно изучить особенности частей тела. Необходимо учитывать и погодные условия, и окружающую среду, и состояние здоровья, и возраст, и род
[294]
занятий. Каждый предмет туалета должен легко надеваться, не затрудняя кровообращение и свободное, полное, естественное дыхание. Все, что мы носим, должно быть свободно настолько, чтобы, когда руки поднимаются, одежда поднималась тоже.
Женщины со слабым здоровьем много могут для себя сделать, разумно одеваясь и выполняя физические упражнения. Одевшись подходящим образом для пребывания на свежем воздухе, пусть они занимаются физкультурой или трудятся — сначала осторожно, а потом постепенно увеличивая объем упражнений настолько, насколько они могут выдержать. Ведя такой образ жизни, многие могли бы восстановить свое здоровье и стать полезными обществу.
Независимость от моды
Пусть сами женщины вместо того, чтобы стремиться упорно следовать требованиям моды, наберутся смелости одеваться с пользой для здоровья и просто. Вместо того, чтобы полностью погружаться в изматывающую работу по дому, пусть жена и мать находит время для чтения, для того чтобы быть хорошо информированной, побольше общаться со своим мужем, иметь, постоянную связь с развивающимся сознанием своих детей. Пусть она мудро использует появившиеся у нее возможности для влияния на своих близких, направляя их к высшим целям. Пусть она посвящает часы тому, чтобы сделать дорогого Спасителя ежедневным спутником и близким другом. Пусть она; уделяет время для изучения Его слова, для прогулок с детьми на природе и познает Бога через красоту Его творений.
Пусть она постоянно будет веселой, бодрой и жизнерадостной. Вместо того, чтобы посвящать каждую свободную минуту нескончаемому шитью, сделайте так, чтобы вечер был,, приятным временем для всей семьи, когда она собирается в полном составе после дневных трудов. Множество мужчин.
[295]
предпочли бы свой семейный очаг клубу или салону. Многих; мальчиков удалось бы держать подальше от влияний улицы или спекуляции. Многие девочки избежали бы легкомысленных, ненужных знакомств. Домашний очаг был бы для родителей и детей в соответствии с замыслом Бога — благословением всей жизни.