Библиотека soteria.ru
Служение исцеления
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 26366 Все тексты автора Елена Уайт
34. Истинное воспитание и подготовка миссионеров
Настоящее образование — это воспитание миссионеров. Каждый Божий сын и дочь призваны быть миссионерами, мы призваны к служению Богу и нашим собратьям; и сделать себя пригодными для этого служения должно быть главной целью нашего образования.
Подготовка к служению
Эту цель всегда следует держать в поле зрения христианских учителей и родителей. Мы не знаем, каким будет служение наших детей. Возможно, они проведут свою жизнь в кругу семьи; возможно, они приобретут обычную профессию или уедут учителями Евангелия в языческие страны, но все в равной мере призваны быть миссионерами Божьими, служителями милосердия для мира.
Дети и молодежь со своими свежими талантами, энергией и мужеством, живой восприимчивостью любимы Богом, и Он желает привести их в гармонию с Божественными силами. Они должны получить воспитание, которое поможет им встать рядом с Христом в бескорыстном служении.
Ко всем Его детям до самого конца времени не менее, чем к первым ученикам, относятся слова Христа: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18), чтобы они были представителями Бога, раскрывающими Его Дух, проявляющими Его характер, делающими Его работу.
Наши дети стоят как бы на перепутье дорог. По обеим сторонам соблазны мира, влекущие к своекорыстию и потворству своим прихотям, зовут их прочь от тропы, проложенной для искупленных Господом. Будет ли их жизнь благословением или проклятием,
[396]
зависит от того, какой выбор они сделают. Переполняемые энергией, страстно желающие испытать свои неопробованные еще способности, они должны найти какой-нибудь выход для своей неуемной энергии. Они будут активны как на стороне добра, так и на стороне зла.
Слово Божье не подавляет активности, но правильно направляет ее. Бог не повелевает, чтобы молодежь была менее активной. Свойства характера, делающие человека истинно преуспевающим и почитаемым, — неудержимое желание большего блага, неукротимая воля, усердие, прилежание, неустанное упорство — все это не нужно охлаждать в молодежи. Благодатью Божьей их надлежит направить на достижение целей настолько более высоких по сравнению с эгоистичными и мирскими интересами, насколько небеса выше земли.
На нас как на родителях и христианах лежит обязанность правильно направить наших детей. Их нужно осторожно, мудро и нежно направить на путь истинного христианского служения. Мы находимся в священном завете с Богом, чтобы воспитывать наших детей для служения Ему. Окружать их таким влиянием, которое поможет им выбрать жизнь служения, и дать им необходимое воспитание — наш первый долг.
«Так возлюбил Бог… что отдал Сына Своего единородного», чтобы мы не погибли, а имели жизнь вечную. «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас». Если мы любим, мы будем отдавать. «Не для того… чтобы Ему служили, но чтобы послужить» — вот великий урок, который мы призваны постичь сами и учить наших детей (Ин. 3:16; Еф. 5:2; Мф. 20:28).
Молодым людям необходимо внушить мысль о том, что они не принадлежат себе. Они
[397]
принадлежат Христу. Они куплены Его кровью, Его любовь дает Ему право ожидать их взаимности. Они живут потому, что Он хранит их Своей силой. Их время, их силы, их способности принадлежат Ему, и их нужно развивать, совершенствовать и использовать для Него.
Вслед за ангельскими существами человеческий род, сотворенный по образу Божьему, является самым величественным Его созданием. Бог желает, чтобы они достигли всего, чего благодаря Ему возможно достичь, и делали самое лучшее, что они могут, силами, которые Он им дал.
Жизнь таинственна и священна. Это проявление Самого Бога, источника всей жизни. Драгоценны ее возможности, и их следует серьезно использовать. Утерянные единожды, они утрачены навсегда.
Бог простер перед нами вечность с ее торжественной действительностью и дал нам способность постигать бессмертные нетленные истины. Он представляет нам ценную, облагораживающую истину, чтобы мы могли продвигаться вперед по безопасному и надежному пути достижения цели, которая достойна серьезного приложения всех наших способностей.
Бог смотрит на крохотное семечко, которое сотворил Он Сам, и видит заложенный в нем прекрасный цветок, кустарник или высокое, с широкой кроной дерево. Так же видит Он возможности и каждого человека. Мы живем в этом мире для определенной цели. Бог дал нам Свой план на всю нашу жизнь, и Он желает, чтобы мы достигли высшего уровня развития.
Он желает, чтобы мы постоянно возрастали в святости, в счастье, в полезности для других. Все имеют способности, к которым
[398]
надлежит научиться относиться как к своему священному дарованию, высоко ценить их как дар Божий и правильно применять. Он желает, чтобы молодежь развивала все силы своего естества и активно использовала каждую свою способность. Он желает, чтобы юные наслаждались всем, что полезно и драгоценно в этой жизни, были добрыми и делали добро, накапливая небесные сокровища для будущей жизни.
Им необходимо иметь стремление быть всегда впереди во всем, что бескорыстно, возвышенно и благородно. Пусть они смотрят на Христа как на образец, которому им нужно уподобляться. Они должны бережно хранить в себе святое стремление, явленное Им в Его жизни, — стремление сделать мир, в котором они живут, лучше. Это работа, к которой они призваны.
Широкое основание
Самая высшая из всех наук — наука о спасении душ. Самая высшая деятельность, к которой только могут стремиться люди, — убеждать людей оставить греховный образ жизни и обратиться к чистоте и святости. Для выполнения этой работы должно быть заложено широкое основание. Необходимо всестороннее воспитание — такое, которое потребует от родителей и учителей особого внимания и усилий, каких не требуется при обучении другим наукам. Необходимо нечто большее, чем культура и интеллект. Воспитание не полно, если тело, ум и сердце не получили его в равной степени. Характер должен быть подобающим образом дисциплинирован, чтобы достичь полного и наивысшего развития. Все умственные и телесные способности следует развивать и правильно воспитывать. Это наша обязанность — развивать и проявлять в
[399]
практической жизни каждую из способностей, которая сделает нас более умелыми работниками Бога.
Истинное образование охватывает все человеческое естество. Оно учит правильно использовать себя самого. Оно дает нам возможность наилучшим образом использовать свой мозг, кости, мускулы, тело, ум и сердце. Умственные способности, будучи высшими силами человеческого естества, должны править царством организма. Чувственные желания и пристрастия должны управляться совестью и духовными устремлениями. Христос стоит во главе рода людского, и Его целью является привести нас в Своем служении к высшим и святым путям чистоты. Благодаря удивительному действию Его благодати мы можем, если пожелаем, стать совершенными в Нем.
Иисус получил воспитание в своей семье. Его мать была Его первым учителем среди людей. Из ее уст и из свитков пророков Он узнавал о Небесном. Он жил в сельском доме и верно и с радостью нес Свою долю обязанностей по дому. Тот, Кто был Повелителем Неба, был старательным помощником, ласковым, послушным сыном. Он выучился ремеслу и работал в плотницкой мастерской с Иосифом. В простой рабочей одежде Он проходил по улицам маленького городка, возвращаясь со Своей скромной работы.
Ценности всякой вещи люди того века определяли по внешним признакам. Когда уменьшается внутреннее содержание религии, ее пышность и внешнее великолепие увеличиваются. Учителя того времени стремились внушить уважение своей внешней порядочностью и выставляли напоказ свою
[400]
добродетель. По сравнению со всем этим поведение Иисуса отличалось резким контрастом. Его образ жизни демонстрировал никчемность того, что люди считали весьма существенным в жизни. В школы, существовавшие в Его время, в которых подчеркивалось второстепенное и упускалось главное. Он не стремился. Он получал образование из источников, определенных Небом, — в полезном труде, через изучение Священного Писания и книги природы, из опыта жизни — Божьих учебников, полных наставлений для всех, кто обращается к ним со старательными руками, зоркими глазами и открытым для понимания истины сердцем.
«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2:40).
Подготовленный таким образом. Он отправился на Свое служение. Каждую минуту Своего общения с людьми он оказывал на них благословенное влияние, воздействуя Своей преобразующей сердце силой, той, которую мир никогда прежде не видел.
Дом и семья являются для ребенка первой школой, и именно здесь необходимо заложить основание для его будущего служения, Принципам служения людям следует учить не только теоретически, но Они должны стать основой всего последующего воспитания, которое будет продолжаться всю жизнь.
Урок полезности следует преподавать ребенку с самых ранних лет. Как только физические силы и способность мыслить достаточно развились, ему следует вменить определенные обязанности, которые он будет выполнять по дому. Его следует ободрять и поддерживать в попытках помочь отцу и матери, поощрять отказываться от вредных прихотей и
[401]
уметь владеть собой, думать прежде о счастье и удобстве других, а не о своем собственном, искать возможность помочь братьям, сестрам и товарищам по играм и проявлять доброту к престарелым, больным и несчастным. Чем более полно дух истинного служения охватывает семью, тем более полно он будет развиваться в жизни детей. Они будут учиться находить радость в служении и самопожертвовании ради блага других.
Школа
Домашнее воспитание должно быть дополнено работой школы. Гармоничное развитие личности — развитие физическое, умственное и духовное и обучение служению и жертвенности следует постоянно иметь в виду.
Больше, чем что-либо другое, служение ради Христа в небольших ежедневных делах имеет силу, формирующую характер, направляющую жизнь на стезю бескорыстного служения. Пробудить этот дух, поощрить и верно направить его — работа родителей и учителей. Нет более важной работы, чем эта. Дух служения — это дух неба, и при каждом усилии, чтобы развить и поддержать его, с вами будут сотрудничать ангелы.
Такое образование должно быть основано на Слове Божьем. Только в этом случае его принципы будут выражены во всей своей полноте. Библия должна стать основой обучения и преподавания. Самое важное знание — это знание о Боге и о Том, Кого Он послал.
Каждому ребенку и каждому молодому человеку следует знать о себе. Ему необходимо владеть знаниями о своем теле — физической обители, которую Бог дал ему, и о законах, по которым поддерживается его здоровье. Все должны быть как следует подготовлены по основным направлениям воспитания и
[402]
образования. Детям следует получить трудовое воспитание, которое сделает их в зрелом возрасте способными к практической деятельности в повседневной жизни. К этому нужно добавить приобретение практических навыков в различных сферах миссионерского труда.
Обучение путем передачи своих знаний другим
Пусть молодые люди продвигаются вперед, насколько это возможно, в приобретении знаний. Пусть сфера их изучения будет обширной настолько, насколько достанет у них сил. И во время учебы пусть они делятся своими знаниями с другими. Благодаря этому их ум обретет дисциплинированность и силу. Именно практическая польза, которую они извлекут из знаний, определит цену их образованию. Если учиться на протяжении долгого времени и не стараться поделиться тем, что узнал, то это скорее помешает, нежели поможет полноценному развитию. Как в семье, так и в школе ученику следует приложить усилия, чтобы научиться тому, как передавать полученные знания другим. Каким бы ни было его признание, он должен быть и учеником, и учителем всю свою жизнь. Таким образом он сможет постоянно продвигаться вперед, уповая на Бога, оставаясь верным Тому, Кто имеет бесконечную мудрость, Кто может разрешить самые трудные проблемы для верующих в Него.
Слово Божье делает особое ударение на значение влияния человеческого общения людей зрелого возраста. Насколько же большее влияние оказывает общение на развивающиеся умы и характеры детей и подростков. Компании, в которых они постоянно бывают, принципы, которые они усваивают, привычки, которые они
[403]
формируют, дадут ответ на вопрос об их полезности здесь и об их будущих интересах в вечности.
Сердца родителей заставляет сжиматься тот ужасный факт, что во многих школах и колледжах, куда они посылают своих детей учиться культуре и дисциплине, преобладает влияние, уродующее характер, отвращающее ум от истинных целей в жизни и портящее нравы. Контактируя с неверующими, с искателями наслаждений и с распутными людьми, многие молодые люди теряют простоту и чистоту, веру в Бога и дух самопожертвования, который их верующие отцы и матери лелеяли и оберегали заботливыми наставлениями и искренней горячей молитвой.
Многих, кто поступает в учебные заведения, имея целью сделаться пригодными для какой-нибудь сферы бескорыстного служения, поглощают светские науки. Пробуждаются честолюбивые замыслы добиться выдающихся успехов и достичь положения и почестей в мире. Цель, ради которой они поступили в учебное заведение, теряется из виду, и жизнь приносится в жертву эгоистичным, недуховным стремлениям. Так зачастую формируются привычки, которые губят жизнь и для этого мира, и для мира грядущего.
Как правило, мужчины и женщины, имеющие широкие представления, бескорыстные намерения, благородные стремления, — это те, в ком эти качества развивались под влиянием их круга общения в ранние годы их жизни. Во всех Своих взаимоотношениях с Израилем Бог настаивал на важности внимательного отношения к тем, с кем общаются их дети. Весь уклад гражданской, религиозной и общественной жизни имел целью уберечь детей от вредного общения и
[404]
предусматривал ознакомление их с ранних лет с повелениями и принципами Закона Божьего. Наглядный урок, преподанный при рождении народа, был таков, что глубоко запал в сердца. Перед последней ужасной язвой, постигшей египтян, — уничтожением всех первородных — Бог повелел Своему народу собрать своих детей в своих домах. Дверной косяк каждого дома был помазан кровью, и под защитой, гарантированной этим знаком, находился весь народ. Так и сегодня родители, которые любят и боятся Бога, должны хранить своих детей под «узами завета» — под защитой того священного влияния, ставшего возможным благодаря искупительной крови Христа.
О Своих учениках Христос сказал: «Я передал им слово Твое… и… они не от мира, как к Я не от мира» (Ин. 17:14). «Не сообразуйтесь с веком сим, — повелевает нам Бог, — но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2).
«Не преклонятейсь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?… Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог «вселюсь в них и буду ходить э них, и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14-16).
«Выйдите из среды их и отделитесь…
И не прикасайтесь к нечистому,
И Я прииму вас; и буду вам Отцем,
И вы будете Моими сынами и дщерями,
Говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17, 18).
«Соберите отроков».
«И объявляю уставы Божии и законы Его» (Иоил. 2:16; Исх. 18:16).
«Так пусть призывают имя Мое на сынов
[405]
Израилевых, и Я благословлю их» (Чис. 6:27).
«И увидят все народы земли, что имя
Господа нарицается на тебе» (Втор. 28:10).
«Будет остаток Иакова среди многих народов
Как роса от Господа,
Как ливень на траве,
И он не будет зависеть от человека
И полагаться на сынов Адамовых» (Мих. 5:7).
Мы причислены к Израилю. Все наставления, данные израильтянам в прошлом относительно образования и воспитания их детей, все обетования и благословения в награду за повиновение обращены к нам.
Слово Божие, обращенное к нам, гласит: «Благословлю тебя… и будешь ты в благословение…» (Быт. 12:2).
О первых учениках и обо всех, кто уверует в Него по слову их, Христос сказал: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:22, 23).
Прекрасные, удивительные слова, находящиеся почти за пределами веры! Создатель всех миров любит тех, кто отдает себя на служение Ему, так же, как Он любит Своего Сына. Даже здесь и сейчас Его милостивое благоволение даровано нам в таком чудесном изобилии. Он дал нам Свет и Величие неба, и с Ним Он даровал все небесные сокровища. Так же обильно, как Он обещал нам в будущей жизни. Он наделил нас драгоценными дарами в этой жизни. Он желает, чтобы мы как подданные Его благодати наслаждались всем, что будет
[406]
облагораживать, развивать и возвышать наши характеры. Он ждет возможности, чтобы вдохновить молодежь силой свыше, чтобы молодые люди могли встать под окропленным кровью стягом Христа, чтобы трудиться так, как трудился Он, приводить человеческие души на безопасные тропы, прочно поставить ноги многих людей на Скале Веков.
Все, кто стремится работать в гармонии с Божьим планом образования, обретут Его поддерживающую и укрепляющую душу благодать, Его постоянное присутствие. Его оберегающую силу. Он говорит каждому:
«Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с Тобою Господь». «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Ис. Нав. 1:9, 5).
«Как дождь и снег нисходит с неба
И туда не возвращается,
Но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать,
Чтоб она давала семя тому, кто сеет,
и хлеб тому, кто ест.
Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, —
Оно не возвращается ко Мне тщетным,
Но исполняет то, что Мне угодно,
И совершает то, для чего Я послал его.
Итак вы выйдете с веселием
И будете провожаемы с миром;
Горы и холмы будут петь пред вами песнь,
И все дерева в поле рукоплескать вам.
Вместо терновника вырастет кипарис;
Вместо крапивы возрастет мирт;
И это будет во славу Господа,
В знамение вечное, несокрушимое»
Ис. 55:10-13.
[407]
Во всем мире в обществе царит беспорядок, нужны серьезные изменения, и воспитание, которое получает молодежь сегодня, сформирует то общество, в котором будет жить будущее поколение.
«Застроят пустыни вековые,
Восстановят древние развалины
И возобновят города разоренные.
Оставшиеся в запустении с древних родов».
Люди будут называть их «служителями Бога нашего…
Веселие вечное будет у них.
Ибо Я, Господь, люблю правосудие».
«Воздам награду им по истине,
И завет вечный поставлю с ними».
«И будет известно между народами семя их,
И потомство их — среди племен;
Все видящие их познают,
Что они — семя, благословенное Господом…
Ибо — как земля производит растения свои,
И как сад произращает посеянное в нем, —
Так Господь Бог проявит правду
И славу пред всеми народами»
Ис. 61:4, 6-8; 61:8; 61:9, 11.
[408]
[409]