Библиотека soteria.ru
Служение исцеления
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 26366 Все тексты автора Елена Уайт
З6 Опасность умозрительного знания
Одним из величайших зол, сопутствующих поискам знания, научным исследованиям, является обыкновение переоценивать человеческое разумение и пытаться с его помощью постигать то, что лежит за пределами доступной ему сферы. Многие пытаются судить о Творце и Его делах, исходя из своих собственных несовершенных научных знаний. Они стараются определить природу, характерные черты и прерогативы Бога и предаются умозрительным теориям, касающимся Бесконечного. Те, кто занимается таким изучением, вступают в запретную зону. Их поиски не дадут ценных результатов и подвергают риску здоровье души.
Наши прародители были введены в грех из-за потворства желанию знать то, что Бог скрыл от них. Стремясь овладеть этим знанием, они потеряли все, чем действительно стоило обладать. Если бы Адам и Ева никогда не притронулись к запретному дереву. Бог наделил бы их истинным знанием, на котором нет проклятия греха, знанием, которое принесло бы им вечную радость. Все, что они приобрели, слушая искусителя, было знакомство с грехом и его результатами. Из-за своего неповиновения род человеческий был отчужден от Бога и земля была отделена от неба.
[428]
Это урок для нас. В ту же самую область, куда сатана ввел наших прародителей, он соблазняет людей заглянуть и сегодня. Он наводняет мир приятными баснями. Всеми средствами, находящимися в его распоряжении, он искушает людей, чтобы они строили различные теории относительно сущности Бога. Этим он хочет помешать им овладеть тем знанием о Боге, которое является основанием нашего спасения.
Теория пантеизма
Сегодня в образовательные учреждения и в церкви повсеместно приходит спиритическое учение, подрывающее веру в Бога и в Его Слово. Теория, согласно которой Бог есть сущность, наполняющая собой всю природу, воспринимается многими, кто заявляет о том, что верит Священному Писанию; но в какие бы красивые одежды эта теория ни рядилась, она является самым опасным обманом. Она неверно представляет Бога и бесчестит Его величие и могущество. И, конечно, она не только вводит в заблуждение, но и унижает человеческое достоинство. Тьма — ее составная часть, чувственность является ее сферой. Результат принятия ее — отделение от Бога. А для падшей человеческой природы это означает гибель.
Наше состояние вследствие греха противоестественно, и сила, восстанавливающая нас, должна быть сверхъестественной, иначе она не будет способна что-либо изменить. Существует только одна сила, которая может сломить власть тьмы в людских сердцах, и этой силой является сила Божья, явленная в Иисусе Христе. Только кровью распятого Господа можно очиститься от греха. Одна только Его благодать позволяет нам противостоять злу и подавлять склонности нашей падшей природы. Спиритуалистические теории, касающиеся Бога,
[429]
делают Его благодать безрезультатной. Если Бог — сущность, пронизывающая собой всю природу, тогда получается, что Он обитает во всех людях; и чтобы достичь святости, человеку нужно только развивать свои внутренние силы.
Эти теории приводят к таким логическим выводам, которые полностью отметают то, что накопило и сберегло христианство. Они уничтожают необходимость искупления и подразумевают, что человек силен спасти себя сам. Эти теории о Боге делают Его Слово бессильным, и те, кто принимает их, находятся в великой опасности прийти в конце концов к тому, что будут считать всю Библию вымыслом. Они могут воспринимать добродетель как нечто лучшее, нежели порок, но, не признавая за Богом право верховной власти, они ставят себя в зависимость от человеческой силы, которая без Бога ничего не стоит. Человеческая воля без помощи Божьей не имеет реальной силы противостоять злу и преодолевать его. Все, что защищало душу, сломлено. У человека нет преграды, отделяющей его от влияния греха. Мы не представляем всю глубину бездны, в которую можно попасть, если отвергнуть сдерживающее влияние Слова Божьего и Его Духа.
«Всякое слово Бога чисто;
Он — щит уповающим на Него.
Не прибавляй к словам Его,
Чтоб Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом». «Беззаконного уловляют собственные беззакония его,
И в узах греха своего он содержится»
Притч. 30:5, 6; 5:22.
Проникновение в Божественные тайны
«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века»
[430]
(Втор. 29:29). Откровение о Себе, которое Бог дал в Своем слове, предназначено для нашего изучения. Мы можем стремиться понять это откровение. Но дальше того мы не должны проникать. Самый высокий интеллект может довести себя до изнеможения, теряясь в догадках и предположениях о природе Бога, но все усилия будут бесплодны. Не наша задача решать этот вопрос. Ни один человеческий ум не может постичь Бога. И не нужно углубляться в предположения относительно Его природы. Молчание скажет об этом лучше красноречия. Всеведущий Бог превыше всяких дискуссий.
Даже ангелам не разрешено было присутствовать на совете Отца и Сына, когда обсуждался план спасения. И человеческие создания не должны проникать в тайны Всевышнего. Мы несведущи в своих знаниях о Боге, как маленькие дети; но подобно маленьким детям мы можем любить Его и повиноваться Ему. Вместо того, чтобы предаваться умозрительным размышлениям относительно Его природы и Его прерогатив, обратимся к словам, которые Он сказал:
«Можешь ли ты исследованием найти Бога?
Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?
Он превыше небес, — что можешь сделать?
Глубже преисподней, — что можешь узнать?
Длиннее земли мера Его и шире моря».
«Но где премудрость обретается?
И где место разума?
Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых.
Бездна говорит: «не во мне она», и море говорит: «не у меня».
Не дается она за золото,
И не приобретается она за вес серебра.
Не оценивается она золотом Офирским,
Ни драгоценным ониксом, ни сапфиром.
[431]
Не равняется с нею золото и кристалл,
И не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
И приобретение премудрости выше рубинов.
Не равняется с нею топаз Ефиопский;
Чистым золотом не оценивается она.
Откуда же исходит премудрость?
И где место разума?… Аваддон и смерть говорят:
«Ушами нашими слышали мы слух о ней».
Бог знает путь ее,
И Он ведает место ее.
Ибо Он презирает до концов земли,
И видит под всем небом…
Когда назначал устав дождю
И путь для молнии громоносной:
Тогда Он видел ее и явил ее;
Приготовил ее, и еще испытал ее,
И сказал человеку:
«Вот, страх Господень есть истинная премудрость,
И удаление от зла — разум»»
Иов 11:7-9; 28:12-28.
Ни исследованием потаенных уголков земли, ни тщетными попытками проникнуть в тайны Божьего бытия нельзя найти мудрости. Скорее ее можно найти в смиренном принятии откровения, которое Ему было угодно дать, и в подчинении своей жизни Его воле.
Высокоинтеллектуальные люди не могут понять тайн Иеговы, явленных в природе. Божественное вдохновение ставит много вопросов, на которые самые мудрые ученые не могут ответить. Эти вопросы поставлены не для того, чтобы мы отвечали на них, но чтобы привлечь наше внимание к глубоким тайнам Божьим и помочь нам понять, что наша мудрость ограничена, что в том, что окружает
[432]
нас в повседневной жизни, многое — выше понимания ограниченных существ.
Скептики отказываются верить в Бога потому, что они не могут постичь бесконечную силу, посредством которой Он являет Себя. Но существование Бога необходимо признавать, основываясь не на том, что Он открыл нашему ограниченному восприятию, но скорее на том, чего Он не открыл о Себе. И в Божественном откровении, и в природе Бог оставил тайны, чтобы быть уверенными в нашей искренней вере. Так и должно быть. Мы можем всегда быть в поиске, все время задаваться вопросами, все время узнавать что-то новое, постоянно учиться, однако выше всего этого существует непостижимое.
«Кто исчерпал воды горстию своею,
Пядию измерил небеса,
И вместил в меру прах земли,
И взвесил на весах горы
И на чашах весовых холмы?
Кто уразумел дух Господа,
И был советником у Него и учил Его…
Вот народы — как капли из ведра,
И считаются как пылинка на весах.
Вот, острова как порошинку поднимает Он.
И Ливана недостаточно для жертвенного огня,
И животных на нем — для всесожжения.
Все народы пред Ним как ничто;
Менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
Итак кому уподобите вы Бога?
И какое подобие найдете Ему?…
Разве не знаете?
Разве вы не слышали?
Разве вам не говорено было от начала?
Разве вы не уразумели из оснований земли?
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли,
[433]
И живущие на ней — как саранча пред Ним;
Он распростер небеса, как тонкую ткань,
И раскинул их, как шатер для жилья…
Кому же вы уподобите Меня?… Говорит Святый.
Поднимите глаза ваши на высоту небес,
И посмотрите, кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом?
Он всех их называет по имени:
По множеству могущества и великой силе
У Него ничто не выбывает.
Как же говоришь ты,
Иаков, и высказываешь, Израиль:
«Путь мой сокрыт от Господа
И дело мое забыто у Бога моего»?
Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, Что вечный Господь Бог,
Сотворивший концы земли,
Не утомляется и не изнемогает?
Разум Его неисследим»
Ис. 40:12-28.
По описанию, данному Святым Духом Его пророкам, давайте изучать величие нашего Бога. Пророк Исаия пишет: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл, двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст
[434]
твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1-7).
«Нет подобного тебе, Господи!
Ты велик, и имя Твое велико могуществом.
Кто не убоится Тебя, царь народов?»
«Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю,
Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли,
Ты окружаешь меня,
И все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, —
Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня,
И полагаешь на мне руку Твою.
Дивно для меня ведение Твое, —
Высоко, не могу постигнуть его!»
Иер. 10:6,7; Пс. 138:1-6.
«Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим» (Пс. 146:5).
«Пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Притч. 5:21).
«Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Дан. 2:22).
«Ведомы Богу от вечности все дела Его». «Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Деян. 15:18; Рим. 11:34-36).
«Царю… веков нетленному, невидимому». Который «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!» (1 Тим. 1:17; 6:16).
«Неужели величие Его не устрашает вас,
И страх Его не нападает на вас?»
«Не превыше ли небес Бог?
Посмотри вверх на звезды, как они высоко!»
[435]
«Есть ли счет воинствам Его?
И над кем не восходит свет Его?»
«Делает дела великие,
Для нас непостижимые.
Ибо снегу Он говорит:
«Будь на земле»;
Равно мелкий дождь
И большой дождь в Его власти.
Он полагает печать на руку каждого человека,
Чтобы все люди знали дело Его…
Он наполняет тучи;
И облака сыплют свет Его.
И они направляются по намерениям Его,
Чтоб исполнить то, что Он повелит им
На лице обитаемой земли.
Он повелевает им идти или для наказания,
Или в благоволение, или для помилования.
Внимай сему…
Стой и разумевай чудные дела Божий.
Знаешь ли, как Бог располагает ими
И повелевает свету блистать из облака Своего?
Разумеешь ли равновесие облаков,
Чудное дело Совершеннейшего в знании?…
Ты ли с Ним распростер небеса,
Твердые, как литое зеркало?
Научи нас, что сказать Ему?
Мы в этой тьме ничего не можем сообразить…
Теперь не видно яркого света в облаках;
Но пронесется ветер и расчистит их.
Светлая погода приходит от севера,
И окрест Бога страшное великолепие.
Вседержитель! мы не постигаем Его.
Он велик силою,
Судом и полнотой правосудия…
Да благоговеют пред Ним люди».
«Кто, как Господь, Бог наш,
[436]
Который, обитая на высоте,
Приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю».
«В вихре и в буре шествие Господа,
Облако — пыль от ног Его».
«Велик Господь и достохвален,
И величие Его неисследимо.
Род роду будет восхвалять дела Твои
И возвещать о могуществе Твоем.
А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего
И о дивных делах Твоих.
Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих,
И я буду возвещать о величии Твоем.
Будут провозглашать память великой благости Твоей
И воспевать правду Твою…
Да славят Тебя, Господи, все дела Твои,
И да благословляют Тебя святые Твои.
Да проповедуют славу царства Твоего,
И да повествуют о могуществе Твоем,
Чтобы дать знать сынам человеческим
О могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.
Царство Твое — царство всех веков,
И владычество Твое во все роды…
Уста мои изрекут хвалу Господню,
И да благославляет всякая плоть
Святое имя Его во веки и веки».
Иов 13:11; 22:12; 25:3; 37:5-24;
Пс. 112:5, б; Наум. 1:3; Пс. 144:3-21.
По мере того, как мы приумножаем наши знания о том, каков Бог и что мы из себя представляем в Его глазах, мы будем страшиться и трепетать перед Ним. Пусть люди сегодняшнего дня поостерегутся, зная участь тех, кто в древние времена дерзнул легкомысленно обойтись с тем, что Бог объявил священным. Когда израильтяне
[437]
отважились открыть ковчег, возвращенный филистимлянами, их непочтительность и дерзость были немедленно наказаны.
И снова задумайтесь о каре, постигшей Озу. Когда в царствование Давида ковчег переносили в Иерусалим, Оза протянул руку, чтобы поддержать его. За то, что он осмелился притронуться к символу присутствия Божьего, его поразила мгновенная смерть.
Из горящего куста, когда Моисей, не осознавая Божьего присутствия, хотел подойти поближе, пораженный удивительным зрелищем, прозвучало повеление:
«Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3:5, 6).
«Иаков же вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте».
«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот. Ангелы Божий восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит:
Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему… И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:10-17).
В святилище скинии, в пустыне и храме, которые являлись земным символом места обитания
[438]
Бога, одно отделение было посвящено Его присутствию. Завесу с вытканными на ней херувимами, преграждающую вход в это отделение, не должен был поднимать ни один человек, кроме первосвященника. Поднять эту завесу и вторгнуться без повеления Божьего в священную тайну Святого святых означало смерть. Ибо над крышкой ковчега завета, являвшейся престолом благодати, обитала слава Самого Святого — слава, созерцая которую ни один человек не может остаться в живых. Один раз в год в день, определенный для служения в Святом святых, первосвященник с трепетом входил в присутствие Божье, в то время, когда дым благовонного курения скрывал славу от его глаз. Во дворах храма все стихало. Ни один священник не служил у жертвенников, множество молящихся, склоненных в безмолвном и благоговейном страхе, возносили свои мольбы к Богу, взывая к Его милосердию.
«Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11).
«Господь — во святом храме Своем:
Да молчит вся земля пред лицем Его!»
«Господь царствует: да трепещут народы!
Он восседает на херувимах:
Да трясется земля!
Господь на Сионе велик,
И высок Он над всеми народами.
Да славят великое и страшное имя Твое: Свято оно!»
«Престол Его на небесах,
Очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих».
«С святой высоты Своей;
С небес… призрел на землю».
«С престола, на котором восседает. Он призирает
На всех, живущих на земле:
[439]
Он создал сердца всех их
И вникает во все дела их».
«Да боится Господа вся земля;
Да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной»
Авв. 2:20; Пс. 98:1-3; 10:4; 101:20; 32:14, 15, 8.
Человек не может исследованием познать Бога. Пусть ничья дерзкая рука не пытается поднять завесу, скрывающую Его славу. «Непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). То, что существует Его скрытая сила, — доказательство Божьей милости, ибо поднять завесу, скрывающую Божественное присутствие, значит умереть. Ни один смертный ум не может проникнуть в тайну, где пребывает и действует Вседержитель. Только то, что Он считает возможным открыть нам о Себе, мы можем постичь. Наш разум должен признать над собой более высокую власть. Сердце и разум должны склониться перед великим «Я Есмь».