38. Как важно искать истинное знание

Нам нужно более ясно, чем ныне мы себе это представляем, уяснить то, что поставлено на карту в великой борьбе, в которую мы вовлечены. Нам нужно осознать более полно ценность истин Слова Божьего и то, как это опасно позволить нашим умам отречься от этих истин, поддавшись обольщениям великого обманщика.

Безграничная ценность жертвы, потребовавшейся для нашего искупления, раскрывает тот факт, что грех — ужасное зло. Из-за греха человеческий организм расстраивается, извращается ум, воображение становится растленным. Грех снижает душевные способности. Искушения извне находят отклик в сердце, и вот уже ноги сами собой направляются ко злу.

Подобно тому, как жертва, принесенная ради нас, была полной, так и наше восстановление из скверны греха должно быть полным. Закон Божий не оправдывает ни один безнравственный поступок, ни одно неправедное действие не может избежать осуждения. Этика Евангелия не признает иного стандарта, кроме совершенства Божественного характера. Жизнь Христа была совершенным исполнением каждой заповеди закона. Он сказал:

«Я соблюл заповеди Отца Моего». Его жизнь является для нас примером послушания и служения. Только один Бог может обновить сердце. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Но нам дано повеление: «Совершайте свое спасение» (Ин. 15:10; Флп. 2:13, 12).

Работа, требующая нашего внимания

Нельзя исправить несправедливые поступки и нанесенные обиды, как невозможно изменить поведение несколькими слабыми нерегулярными усилиями. Созидание характера — работа не одного дня и не одного года, а всей жизни. Борьба за победу над собой, за святость и небеса — это борьба, длящаяся всю жизнь. Без продолжительных усилий и постоянной

[453]

целеустремленной деятельности не может быть продвижения вперед в уподоблении жизни Божественному идеалу, и невозможно получить венец победителя.

Самым ярким доказательством того, что человек опустился ниже первоначального своего, более высокого положения, является тот факт, что возвращение стоит так дорого. На обратный путь понадобятся упорные усилия, его придется преодолевать только пядь за пядью, час за часом. Из-за какого-нибудь поспешного, необдуманного поступка мы можем в один момент оказаться под властью зла, но требуется гораздо больше времени, чтобы разорвать эти оковы и достичь более святой жизни. Можно поставить цель начать работу, но ее выполнение потребует упорного тяжкого труда, времени, настойчивости, терпения и немалых жертв.

Мы не можем позволить себе поступать исходя из сиюминутных побуждений и порывов. Даже на краткий миг нельзя оставаться без защиты. Преследуемые бесчисленными искушениями, мы научимся им твердо противостоять, а иначе они одолеют нас. Если мы до конца жизни не научимся этому, это будет означать вечную гибель.

Жизнь апостола Павла была постоянной борьбой с самим собой. Он говорил: «Я каждый день умираю» (1 Кор. 15:31). Его воля и желания ежедневно сталкивались и вступали в противоречие с чувством долга и Божьей волей. Но вместо того, чтобы следовать своим влечениям, он творил Божью волю, даже если для его естества это было подобно распятию.

В конце своей жизненной борьбы, оглядываясь назад на все перепитии борьбы и триумфы, он мог сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4:7,8).

Жизнь христианина — это бой и военный поход. В этой войне нет поблажек и облегчения ни на минуту. Усилия должны быть постоянными и упорными. Именно

[454]

непрерывными стараниями мы можем одерживать победу над искушениями сатаны. Должно стремиться к нравственной чистоте и христианской честности, с неутомимой энергией и стойкой решимостью не отступать от своих намерений.

Никто не родится свыше, не прикладывая непреклонные и упорные усилия ради себя самого. Все должны участвовать в этой войне лично; никто другой не станет вести нашу битву вместо нас. Мы несем личную ответственность за исход борьбы; хотя Ной, Иов и Даниил жили на земле, их праведность не могла спасти никого из их сыновей и дочерей.

Наука, которой нужно овладеть

На свете существует наука христианства, которой нужно овладеть, — наука более глубокая, обширная и возвышенная, чем любая земная наука, настолько, насколько небеса выше земли. Ум необходимо дисциплинировать, воспитывать, тренировать; ибо мы призваны служить Богу теми средствами и методами, которые идут вразрез с нашими врожденными наклонностями. Нужно преодолевать унаследованное и развившееся в процессе жизни влечение ко злу. Часто приходится отказываться от образования, чтобы стать учеником в школе Христа. Наши сердца должны быть воспитаны и научены, чтобы стать стойкими в Боге. Нам следует формировать мышление, при котором мы будем способны противостоять искушению. Мы должны учиться смотреть вверх. Принципы Слова Божьего — это принципы, которые высоки, как небеса, принципы, которые приводят в вечность, мы должны осознавать их значение в нашей повседневной жизни. Каждый поступок, каждое слово, каждая мысль должны находиться в согласии с этими принципами. Все свое естество нужно привести в состояние гармонии со Христом и подчинить Ему.

Драгоценные плоды Духа Святого не произрастают в одночасье. Мужество, стойкость, кротость, вера, непоколебимое упование на спасительную Божью силу приобретаются опытом многих лет. Своей

[455]

жизнью, исполненной святых устремлений, убежденности и твердой приверженности правде, дети Божьи должны поставить печать, определяющую их участь.

Нельзя терять время

У нас нет времени, чтобы терять его понапрасну. Мы не знаем, как скоро может закончиться отведенный нам испытательный срок. Даже самая долгая жизнь — только короткий миг здесь, на земле, и мы не знаем, когда стрела смерти пронзит сердце. Мы не знаем, как скоро будем призваны оставить мир и все его интересы. Перед нами простирается вечность. Занавес вот-вот поднимется. Всего несколько коротких лет — и для каждого из живущих ныне прозвучит:

«Неправедный пусть еще делает неправду… праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11).

Готовы ли мы? Познали ли мы Бога, Правителя небес, Законодателя и Иисуса Христа, Которого Он послал в мир Своим представителем? Когда наша жизнь и труд, который мы считали основным, подойдут к концу, сможем ли мы сказать так, как говорил Христос — наш Пример:

«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить… Я открыл имя Твое» (Ин. 17:4-6)?

Ангелы Божьи стремятся отвлечь нас от себя самих и от мирского. Пусть труд их не будет напрасен.

Умам, которым чужды серьезность и сосредоточенность, нужно измениться. «Препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы в своих поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»» (1 Петр. 1:13-16).

Средоточием наших мыслей должен быть Бог. Мы должны приложить серьезные усилия, чтобы преодолеть тяготение ко злу, присущее нашему сердцу.

[456]

Наши усилия, наша самоотверженность и настойчивость должны быть соразмерны бесконечной ценности той цели, которую мы преследуем. Только побеждая, как побеждал Христос, мы удостоимся венца жизни.

Потребность в самоотречении

Великая опасность для каждого человека кроется в самообольщении, самонадеянности, что ведут к отделению от Бога, источника его силы. Наши природные склонности, если их не исправляет Святой Дух Божий, несут в себе семена нравственной смерти. Пока мы не обретем связь с Богом, что для нас жизненно важно, мы не в состоянии противиться греховным последствиям потворства собственным прихотям, себялюбию и искушению ко греху.

Чтобы получить от Христа помощь, мы должны осознать свою нужду. Мы должны по-настоящему знать самих себя. Только того, кто осознает себя грешником, может спасти Христос. Только когда мы видим нашу полную беспомощность и отвергаем всякое упование на свои силы, мы можем рассчитывать на Божественную силу.

Не только начало христианской жизни может быть ознаменовано самоотречением. Каждый шаг на пути к небу требует обновлять это состояние. Все наши добрые дела зависят от силы, находящейся вне нас самих; следовательно, мы должны испытывать потребность в постоянном стремлении к Богу с сокрушенным сердцем, в постоянном искреннем исповедании греха и смирении души пред Ним. Опасности окружают нас повсюду; мы защищены только тогда, когда ощущаем нашу слабость и усилием веры держимся за нашего всемогущего Избавителя.

Христос — первоисточник истинного знания

Мы должны отвернуться от тысяч тем, привлекающих внимание. Есть вещи, которые поглощают время и возбуждают интерес, но оканчиваются ничем. Высшие интересы требуют предельного внимания и

[457]

энергии, которые мы так часто отдаем сравнительно малозначащим вещам.

Усвоение новых теорий само по себе не несет новой жизни душе. Даже знакомство с важными фактами и теориями имеет мало смысла, если это не находит применения на практике. Мы должны чувствовать свою ответственность за предоставление душе пищи, насыщающей душу и оживляющей духовную жизнь.

«Ухо твое сделаешь внимательным к мудрости…

Наклонишь сердце твое к размышлению…

Если будешь искать его, как серебра,

И отыскивать его, как сокровище:

То уразумеешь страх Господень

И найдешь познание о Боге…

Тогда ты уразумеешь правду и правосудие

И прямоту, всякую добрую стезю.

Когда мудрость войдет в сердце твое,

И знание будет приятно душе твоей,

Тогда рассудительность будет оберегать тебя,

Разум будет охранять тебя».

Мудрость — «древо жизни для тех, которые приобретают ее, — И блаженны, которые сохраняют ее!»

Притч. 2:2-11; 3:18.

Вот вопрос для нашего изучения: что есть истина — истина, которую нужно бережно хранить, любить, почитать и повиноваться ей? Приверженцы науки обескуражены, они потерпели поражение в своих усилиях познать Бога. Что им нужно выяснить нынче, так это то, «в чем состоит истина, которая сделает нас способными обрести спасение наших душ?»

«Что вы думаете о Христе?» — это самый важный вопрос. Принимаете ли вы Его как своего личного Спасителя? Всем, кто принимает Его, Он дает силу стать сынами Божьими.

Христос явил Бога Своим ученикам так, что это произвело в их сердцах особенную работу — такую, какую Он желает совершить и в наших сердцах. Существует много людей, которые, слишком подробно останавливаясь на теории, теряют из виду животворную силу примера

[458]

Спасителя. Они теряют из виду Его как смиренного, самоотверженного Труженика. Им нужно одно — взирать на Иисуса. Нам ежедневно нужно заново открывать для себя Его присутствие. Нам нужно более прилежно следовать Его примеру самоотречения и самопожертвования.

Нам нужен опыт, который пережил Павел, когда он писал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19, 20).

Знание о Боге и об Иисусе Христе, нашедшее отражение в нашем характере, превосходит по ценности все, что существует на земле и на небе. Это самое высокое образование. Это ключ, открывающий ворота в небесный град. Бог желает, чтобы все, кто облекся во Христа, обладали этим знанием.