Библиотека soteria.ru
Служение исцеления
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 26365 Все тексты автора Елена Уайт
41. В контакте с другими
Любое общение в жизни требует самообладания, снисходительности и сочувствия. Мы так сильно отличаемся друг от друга в привязанностях, привычках, образованности, что наши взгляды различны. Обо всем мы судим по-разному. Наше понимание истины, наши представления относительно правил поведения далеко не во всех отношениях одни и те же. Не найдется двух людей, чей опыт схож в каждой мелочи. Испытания одного не похожи на испытания другого. Обязанности, которые один считает легкими, для другого — самые трудные и неясные.
Мы по природе своей столь уязвимы, столь несведущи, столь склонны к неправильным представлениям, что каждому следует проявлять осторожность в оценках других. Мы плохо представляем, какое влияние оказывают наши поступки на жизнь других. То, что мы делаем или говорим, может показаться нам малозначительным, но если бы наши глаза открылись, мы непременно бы увидели, что от этого зависят самые важные последствия к добру или ко злу.
Уважение к отягощенным бременем
Многие несут столь малый груз забот, их сердца испытали так мало настоящей муки, они пережили так мало затруднений и страданий ради других, что они не в состоянии понять проблемы тех, кто в действительности несет тяжкое бремя. Они способны оценить тяжесть его бремени не более, чем ребенок — понять хлопоты и тяжкий труд своего обремененного заботами отца. Ребенка могут удивлять отцовские опасения и затруднения. Ему они кажутся ненужными. Но когда год за годом он
[484]
накопит свой жизненный опыт, когда ему самому придется нести бремя забот, он оглянется на жизнь своего отца и поймет то, что было для него тогда непостижимо. Горький опыт даст ему знание.
Деятельность обремененных заботами людей остается непонятой, их труд не ценят до тех пор, пока смерть не успокоит их. Когда другие берутся нести их бремя и сталкиваются с трудностями, с которыми сталкивались они, вот тогда только и начинают понимать, каким образом испытывалась вера и мужество тех, кто прежде нес это бремя. Часто тогда ошибки, которые они с такой поспешностью порицали, пропадают из виду. Опыт учит их сочувствию. Бог дает возможность людям занимать ответственное положение. Когда они ошибаются, у Него есть сила помочь им исправить их ошибки или предотвратить их последствия. Нам следует быть осторожными и не становиться судьями, ибо лишь Богу принадлежит право судить.
Уроком может послужить поведение Давида по отношению к Саулу. По повелению Божьему Саул был помазан царем над Израилем. Из-за его непокорности Господь объявил, что царство будет отнято у него; однако какую чуткость, почтительность, терпение и снисходительность проявил Давид по отношению к Саулу! Желая смерти Давида, Саул пришел в пустыню и, никем не сопровождаемый, вошел в ту самую пещеру, где прятался Давид со своими вооруженными людьми. «И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно»… И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы
[485]
наложить руку мою на него; ибо он помазанник Господень». Спаситель повелевает нам: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Помните, что скоро отчет о вашей жизни положат перед Богом. Помните также, что он сказал: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого… потому что, судя другого, делаешь то же» (1 Цар. 24:5- 7; Мф. 7:1, 2; Рим. 2:1).
Терпеливо переносить несправедливость
Мы не можем себе позволять раздражаться из-за любой действительной или предполагаемой неправды, причиненной нам. Собственное «я» — это враг, которого нам следует бояться больше всего. Ни одна форма порока не оказывает более пагубного влияния на характер, чем человеческая страсть, не управляемая Святым Духом. Никакая другая победа, которую мы можем завоевать, не будет так драгоценна, как победа, одержанная над собой.
Нам не следует позволять нашим чувствам быть легко ранимыми. Мы должны жить не ради того, чтобы беречь свои чувства или свою репутацию, но чтобы спасать души. Когда мы станем проявлять интерес к спасению душ, то забудем о мелких трудностях, которые так часто возникают в нашем общении друг с другом. Что бы другие ни думали о нас, как бы ни поступали с нами, это не должно поколебать нашего единства со Христом и общения со Святым Духом. «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Петр. 2:20).
Не отплачивайте за обиду тем же. Настолько, насколько это возможно с вашей стороны, удалите прочь все причины недоразумения. Опасайтесь проникновения в вашу жизнь зла. Делайте все, что в
[486]
ваших силах, чтобы быть в мире с другими, не принося при этом в жертву принципы. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23, 24).
Если с вами говорят раздраженно, никогда не отвечайте в том же духе. Помните, что «кроткий ответ отвращает гнев» (Притч. 15:1). И еще есть удивительная сила в молчании. Слова, сказанные в ответ обозленному человеку, иногда лишь доводят его до крайней ярости. Но злость, встреченная молчанием, духом чуткости и снисхождения, быстро угасает.
Пусть ваш ум и под градом язвительных, придирчивых слов остается верным Слову Божьему. Пусть ум и сердце исполняются Его обетовании. Если с вами дурно обращаются или несправедливо обвиняют, вместо того, чтобы гневаться, повторяйте про себя драгоценные обетования:
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).
«Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36:5, 6).
«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12:2).
«Посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс. 65:12).
Мы склонны ожидать от своих ближних собратьев и искать у них сочувствия и поддержки вместо того, чтобы обратиться к Иисусу. По Своей милости и верности Бог часто позволяет тем, кому мы доверяемся, разочаровать нас, чтобы мы поняли, какое это безрассудство — полагаться на человека и отдавать в его руки свою судьбу. Давайте всецело с
[487]
покорностью и бескорыстием уповать на Бога. Он знает скорби, которые мы таим в глубине души, хотя порой мы не в силах их выразить. Когда все кажется темным, необъяснимым, помните слова Христа: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7).
Изучите историю Иосифа и Даниила. Господь не воспрепятствовал козням людей, которые стремились навредить им, но Он сделал так, что все эти ухищрения послужили во благо Его слугам, среди испытаний и борьбы сохранившим свою веру и преданность.
Пока мы живем в этом мире, мы неизбежно будем сталкиваться с враждебным влиянием. Будут провокации с целью испытать наш характер; и если мы встречаем их с твердым духом, наши христианские качества будут развиваться. Если Христос будет жить в нас, мы будем терпеливы, добры, снисходительны и жизнерадостны среди волнений, раздражения и злобы. День за днем и год за годом мы будем побеждать свое «я», наш характер будет становиться все благороднее, он будет способным на подвиг и самопожертвование ради людей. Это предназначенная нам задача; но она не может быть выполнена без помощи Иисуса, твердой решимости, непоколебимой целеустремленности, постоянной бдительности и непрестанной молитвы. Каждый имеет свое собственное поле битвы. Но даже Бог не может облагородить наши характеры или сделать полезной нашу жизнь, если мы не станем сотрудниками с Ним. Те, кто уклоняется от борьбы, теряют силы и радость победы.
Нам не нужно помнить свои собственные испытания и трудности, печали и скорби. Все это записано в небесных книгах, и небеса позаботятся о них. Пока мы подсчитываем неприятности, многое хорошее, радостное исчезает из памяти, например, милость и доброта Божья, окружающие нас каждую минуту, и любовь, восхищающая ангелов, благодаря
[488]
которой Бог отдал Сына Своего на смерть ради нас. Если как сотрудники Христовы вы чувствуете, что у вас больше забот и испытаний, чем выпало на долю других, помните, что у вас есть мир, неведомый тем, кто отверг это бремя. В Христовом служении есть утешение и радость. Пусть мир увидит, что жить с Ним — не значит терпеть неудачи.
Если вы не чувствуете легкости и радости на сердце, не рассказывайте о своих чувствах. Не омрачайте своей тенью жизнь других. Холодная религия, в которой нет солнечного света и тепла, никогда не привлечет души ко Христу, но уводит их от Него в сети, которые расставил сатана, чтобы уловить заблудших. Вместо того чтобы думать о своих горестях, думайте о силе, которую вы можете просить во имя Христа. Пусть ваше воображение будет направлено на невидимое. Пусть ваши мысли обратятся к свидетельствам великой любви Божьей к вам. Вера может вынести испытание, противостоять искушению, устоять в разочаровании. Иисус — наш Заступник. Нам гарантировано Его посредничество.
Разве вы не думали, что Христос ценит тех, кто полностью живет для Него? Разве вы не думали, что Он посещает тех, кто, как возлюбленный Иоанн, в изгнании ради Него переносит испытания и горести? Бог не потерпит, чтобы один из Его искренних сотрудников был оставлен в одиночестве, в борьбе против превосходящих сил и пасть в неравной схватке. Он хранит, как драгоценное сокровище, каждого, чья жизнь сокрыта со Христом в Нем. О каждом таком человеке Он говорит: «Я… буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя» (Агг. 2:23).
Говорите об обетованиях; говорите о желании Иисуса благословлять. Он ни на одно короткое мгновение не забывает о нас. Когда, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, мы с полным доверием покоимся в Его любви и объединяемся с Ним, ощущение Его присутствия
[489]
вызывает глубокую, безмятежную радость. О Себе Самом Христос сказал: «Я… ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:28, 29).
Присутствие Отца окружало Христа, и с Ним не приключалось ничего, кроме того, чему Бесконечная Любовь позволила произойти для блага мира. В этом присутствии был источник Его утешения, здесь же можем найти его и мы. Тот, кто исполнен Духом Христовым, пребывает во Христе. Что бы ни происходило с ним, приходит от Спасителя, который окружает его Своим присутствием. Ничто не может коснуться его, кроме того, что позволил Господь. Все наши страдания и скорби, все наши искушения и испытания, печаль и горе, гонения и лишения — одним словом, все содействует нашему благу. Все наши жизненные обстоятельства и переживания — сотрудники Божьи, посредством которых мы получаем благо.
Если мы чувствуем проявляемое по отношению к нам долготерпение Божье, мы не будем осуждать или обвинять других. Когда Христос жил на земле, как удивлены были бы Его ученики, если бы, познакомившись с Ним, услышали, что Он говорит лишь слова обвинения, придирается ко всему или проявляет нетерпение. Давайте всегда помнить, что те, кто любит Его, призваны представлять Его своим характером.
«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». «Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (Рим. 12:10; 1 Петр. 3:9).
Господь Иисус требует от нас, чтобы мы признавали права каждого человека. Общественные
[490]
права людей и их права как христиан должны приниматься во внимание. Ко всем следует относиться деликатно и учтиво, как к сынам и дочерям Божьим.
Христианство делает из человека джентльмена. Христос был вежлив даже со Своими гонителями; и Его истинные последователи проявят тот же самый дух. Взгляните на Павла, которого привели к правителям. Его речь перед Агриппой — пример истинной учтивости и убедительного красноречия. Евангелие поощряет не формальную вежливость, распространенную в мире, но учтивость, исходящую от подлинной сердечной доброты.
Самого старательного развития внешних манер недостаточно, чтобы избавиться от раздражительности, резких суждений и непристойных речей. Настоящая обходительность никогда не проявится, пока мы считаем свое «я» превыше всего. В сердце должна обитать любовь. Бескомпромиссный христианин черпает мотивы своих поступков из своей глубокой сердечной привязанности к Учителю. Словно побеги из корня, из его любви ко Христу прорастает бескорыстный интерес к его собратьям. Любовь наделяет того, кто ею обладает, благодатью, чувством такта и привлекательными манерами. Она озаряет лицо и смягчает голос; она очищает и возвышает все наше естество.
Жизнь состоит, главным образом, не из великих жертв и чудесных достижений, но из малого. Гораздо чаще посредством малого, кажущегося недостойным внимания, в жизнь приносится великое благо или зло. Именно из-за того, что мы не можем выдержать испытания, которые приходят к нам в малом, чтобы сформировать наши привычки, неправильно развивается наш характер; и когда приходят большие испытания, они застают нас врасплох. Только поступая согласно принципам в ежедневных испытаниях, можем мы обрести силу
[491]
быть стойкими и верными в самых опасных и самых трудных ситуациях.
Мы никогда не остаемся одни. Выбираем мы Бога или нет, у нас есть спутник. Помните, где бы вы ни были, что бы ни делали, Бог находится с вами. Ни одно слово, дело или мысль не может ускользнуть от Его внимания. Все, что вы говорите и делаете, имеет Свидетеля — святого, ненавидящего грех Бога. Прежде чем что-то сказать или сделать, всегда думайте об этом. Как христианин вы являетесь членом царской семьи, сыном или дочерью Небесного Царя. Не говорите ни одного слова, не совершайте ни одного поступка, чтобы не обесчестить «доброе имя, которым вы называетесь» (Иак. 2:7).
Внимательно изучайте богочеловеческий характер Христа и постоянно задавайтесь вопросом: «Что бы сделал Иисус, будь Он на моем месте?» Это должно быть мерилом вашего долга. Без надобности не ввергайте себя в общество тех, кто своей хитростью может ослабить ваше желание поступать правильно или запятнает вашу совесть. Среди незнакомых людей, на улице, в машине, дома не делайте ничего такого, в чем в самой малейшей степени проявлялось бы зло. Каждый день делайте что-нибудь, чтобы улучшить, украсить и облагородить жизнь, которую Христос искупил Своей собственной кровью.
Совершая какой-нибудь поступок, всегда руководствуйтесь принципом и никогда — порывом. Обуздывайте естественную запальчивость кротостью и мягкостью. Не поддавайтесь легкомыслию или пустякам. Пусть вульгарные остроты не сходят с ваших уст, даже мыслям не следует давать волю. Мысли следует обуздывать, пленять в послушание Христу. Пусть они сосредотачиваются на том, что свято. Тогда, по благодати Христа, мысли станут чисты и истинны.
[492]
Мы нуждаемся в постоянном ощущении облагораживающей силы чистых мыслей. Единственная безопасность для каждой души в том, чтобы верно мыслить. «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23:7). Сила самоограничения возрастает благодаря постоянному применению — то, что сначала кажется трудно выполнимым, благодаря постоянному повторению будет делаться все легче до тех пор, пока правильные мысли и поступки не войдут в привычку. Если мы пожелаем, то сможем отвернуться от всего недостойного и худшего и подняться до высшего образца, мы можем стать уважаемыми людьми и возлюбленными Богом.
Вырабатывайте привычку говорить хорошо о других. Подробно останавливайтесь на хороших качествах тех, с кем общаетесь, и как можно меньше замечайте их заблуждения и промахи. Вместо того, чтобы выражать недовольство словами и делами кого-то, попытайтесь подчеркнуть что-то хорошее в характере и жизни этого человека. Развивайте чувство благодарности. Славьте Бога за Его удивительную любовь, выразившуюся в том, что Он отдал за нас Христа на смерть. Размышления о собственных горестях и несчастьях никогда не принесут пользы. Бог призывает нас думать о Его милости и Его несравненной любви, чтобы нам исполниться чувством благодарности.
Искренние работники не имеют времени подробно останавливаться на ошибках и огрехах других. Мы не можем позволить себе питаться шелухой проступков и неудач других. Злословие — двойное проклятие, падающее более тяжело на говорящего, чем на слушающего. Тот, кто разбрасывает семена распрей и раздоров, пожинает в своей душе смертоносные плоды. Само выискивание ошибок и недостатков в других развивает негативные качества в тех, кто этим занимается. Подробно рассматривая проступки других, мы изменяемся, становясь похожими на этих людей. Но,
[493]
созерцая Иисуса, рассказывая о Его любви и совершенстве характера, мы изменяемся в Его образ. Созерцая высший идеал, который Он нам показал, мы будем подняты в чистую и святую атмосферу, даже до присутствия Божьего. Когда мы пребываем в этой атмосфере, от нас исходит свет, озаряющий всех, кто связан с нами.
Вместо того чтобы критиковать и осуждать других, скажите: «Я должен думать о своем собственном спасении. Если я сотрудничаю с Тем, Кто желает спасти мою душу, я должен прилежно следить за собой. Я должен устранить всякое зло из моей жизни. Я должен преодолеть все недостатки. Я должен стать новым творением во Христе. Тогда вместо того чтобы ослаблять тех, кто стремится побороть зло, я смогу укрепить их ободряющими словами». Мы слишком часто проявляем равнодушие друг к другу. Слишком часто мы забываем, что наши ближние нуждаются в подкреплении и ободрении. Позаботьтесь о том, чтобы уверить их в вашей заинтересованности в них и сочувствии. Помогите им своими молитвами, и пусть они знают, что вы делаете это.
Не всякий называющий себя работником Христа, является истинным Его последователем. Среди тех, кто носит Его имя и кто даже причислен к Его сотрудникам, есть люди, не обладающие христианским характером. Они не руководствуются Его принципами. Эти люди часто вводят в растерянность и недоумение своих братьев, не имеющих продолжительного христианского опыта, но никто не должен позволять вводить себя в заблуждение. Христос дал нам совершенный пример. Он повелевает нам следовать за Ним.
До самого конца времени среди пшеницы будут расти плевелы. Когда слуги хозяина, в своем рвении за его честь, попросили разрешения вырвать плевелы, господин сказал: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы;
[494]
оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13:29, 30).
По Своей милости и долготерпению Бог откладывает суд над упорствующими в своей неправоте и даже над вероломными. Среди избранных Христом апостолов был предатель Иуда. Стоит ли удивляться или поражаться тому, что среди Его сотрудников сегодня существуют предатели? Если Тот, Кто читает в сердце, мог терпеть человека, который, как Он знал, предаст Его, то с каким терпением следует нам относиться к тем, кто в чем-то повинен.
И не все — даже те, кто, кажется нам, особенно испорчен — таковы, как Иуда. Петр — вспыльчивый, неуравновешенный, опрометчивый и самоуверенный человек часто, казалось, причинял гораздо больше вреда, чем Иуда. Его чаще порицал Спаситель. Но каким служением и самопожертвованием была его жизнь! Какое свидетельство силы благодати Божьей она несет! Настолько, насколько мы способны, мы должны быть для других тем, чем Иисус был для Своих учеников, когда ходил по земле и говорил с ними.
Считайте себя миссионерами прежде всего среди своих собратьев по вере. Часто требуется огромное количество времени и труда, чтобы привести хотя бы одну душу ко Христу. И когда душа обращается от греха к праведности, это приносит радость ангелам. Подумайте, могут ли ангелы, оберегающие эти души, радоваться, видя, как равнодушно обращаются с ними те, кто претендует на звание христиан? Если Иисус будет обходиться с нами так, как слишком часто мы обходимся друг с другом, кто из нас может быть спасен?
Помните, что вы не можете читать сердца. Вы не знаете мотивов, вызывающих поступки, которые кажутся вам неправильными. Есть множество людей, не получивших правильного
[495]
воспитания; их характер деформирован, они упрямы и несговорчивы и кажутся испорченными во всех отношениях. Но Христова благодать может преобразить их. Никогда не отталкивайте их, никогда не заставляйте их впадать в уныние или отчаяние, говоря: «Вы разочаровали меня, и я не буду пытаться вам помочь». Несколько опрометчивых слов, сказанных в раздражении, которых, как мы думаем, они заслуживают, — могут разорвать нити, которые привязывают их сердца к нашим.
Последовательная жизнь, терпение и снисходительность, отсутствие раздражения — всегда самый убедительный аргумент и самое торжественное воззвание. Если у вас есть возможности и преимущества, не выпавшие на долю других, учитывайте это и будьте всегда мудрыми, заботливыми, вежливыми учителями.
Чтобы получить на воске чистый, крепкий оттиск печати, не прикладывайте печать торопливо и порывисто; осторожно положите печать на мягкий воск и спокойно, твердо надавливайте до тех пор, пока он не затвердеет по форме печати. Также поступайте и с человеческими душами. Непрерывность христианского влияния — секрет его силы, и это зависит от того, насколько непреклонно и твердо вы будете проявлять в своей жизни характер Христа. Помогите заблудшим, рассказав им о вашем опыте. Покажите им, что, когда вы совершали серьезные ошибки, терпение, доброта и готовность помочь со стороны ваших собратьев вселяли в вас мужество и надежду.
До самого суда вы не узнаете по-настоящему, какое влияние оказывало доброе, деликатное обращение на непоследовательных, неблагоразумных, недостойных. Когда мы встречаемся с неблагодарностью и изменой священному доверию, мы готовы выразить свое негодование или презрение. Этого и ожидают
[496]
виновные, они готовы к этому. Но доброта и снисходительность застает их врасплох и часто вызывает в них лучшие побуждения и страстное желание вести более благородную жизнь.
«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:1, 2).
Каждому, кто называет себя сыном и дочерью Бога, следует постоянно помнить о том, что как миссионер он столкнется с самыми разными типами поведения и мышления. Среди них будут люди с утонченными манерами и грубые, скромные и гордые, настроенные религиозно и скептически, образованные и невежественные, богатые и бедные. С разными людьми нельзя обращаться одинаково, однако все они нуждаются в доброте и сочувствии. Благодаря взаимному общению оттачивается и совершенствуется наш ум. Мы зависимы друг от друга и тесно связаны между собой узами братства.
Небеса, создавшие нас зависимыми друг от друга, повелевают нам искать поддержку и помощь друг у друга до тех пор, пока слабость одного не станет силой всех.
Именно через общественные отношения христианство вступает в контакт с миром. Каждый мужчина или женщина, которые получили Божественный свет, призваны пролить его на темный путь тех, кто не знаком с лучшим образом жизни. Общественная сила, освященная Духом Христа, должна совершенствоваться приведением душ к Спасителю. Христос не должен быть спрятан глубоко в сердце, как вожделенное сокровище, священное и благое, чтобы обладатель Его наслаждался им в одиночку. Мы должны иметь Христа в себе подобно чистому источнику,
[497]
текущему в жизнь вечную, который освежает всех, кто общается с нами.