42. Служение и развитие

Христианская жизнь представляет собой нечто большее, чем многие полагают. Она не исчерпывается только приобретением таких черт характера, как кротость, терпение, смирение и доброта. Эти добродетели очень важны; но требуется также мужество, сила, энергия и стойкость. Путь, указанный Христом, — это узкий путь самоотречения. Необходима сила духа, чтобы идти по этому пути вперед, преодолевая трудности и отчаяние.

Сила характера

Здесь нужны выносливые люди, которые не станут ждать, пока их путь сам по себе выровняется и исчезнут все препятствия, люди, которые своим рвением вдохновят слабеющие усилия удрученных сотрудников, люди, чьи сердца согреты христианской любовью и которые своими руками готовы делать дело их Учителя.

Некоторые из тех, кто занят в миссионерском служении, слабы, бессильны, вялы, робки, легко приходят в уныние. Им недостает решимости. Они не имеют тех положительных черт характера, которые дают силу сделать что-либо, — дух и энергию, зажигающие энтузиазм. Те, кто хочет добиться успеха, должны быть мужественны и жить с надеждой. Им следует развивать в себе не только пассивные, но и активные добродетели, но при этом они должны уметь давать мягкий ответ, отвращающий гнев, им нужно обладать храбростью героя, чтобы противостоять злу. Вместе с милосердием, которое выдерживает все, им нужна сила характера, которая сделает их влияние несомненной положительной силой.

Некоторые не имеют твердости характера. Их планы и намерения расплывчаты и непоследовательны. От них мало практической

[498]

пользы для мира. Слабость, нерешительность, непрактичность нужно преодолеть. Истинному христианскому характеру присуще упорство, которое не могут ослабить или сломить враждебные обстоятельства. Мы должны обладать нравственным стержнем, честностью, целомудрием и цельностью характера, таких людей невозможно взять лестью, подкупить или запугать.

Бог желает, чтобы мы воспользовались каждой возможностью, готовясь к Его работе. Он ожидает, чтобы мы вложили всю нашу энергию в ее выполнение и хранили в сердцах благоговение перед ее святостью и чувство огромной ответственности.

Многие люди, пригодные превосходно трудиться для Божьего дела, делают мало, потому что прилагают мало усилий. Тысячи проходят по жизни, как будто не имеют ни великой цели, ради которой стоит жить, ни высшего образца, которого нужно достичь. Единственная причина этого в том, что они низко ценят себя. Христос отдал неизмеримую плату за нас и желает, чтобы мы оценивали себя в соответствии с уплаченной за нас ценой.

Не удовлетворяйтесь достижением малого. Мы не такие, какими могли бы быть, какими хочет видеть нас Бог. Господь дал нам умственные способности не для того, чтобы мы оставались пассивными или снизошли до мирских и корыстных интересов, но чтобы мы могли максимально совершенствовать, оттачивать, освящать, облагораживать эти способности и использовать их в интересах Его царства.

Никто не должен соглашаться быть лишь машиной, приводимой в движение разумом и волей другого человека. Бог дал нам способность думать и действовать, и лишь действуя со старанием, обращаясь к Нему за мудростью, вы обретете силу нести бремена. Берегите данную вам Богом индивидуальность. Не становитесь тенью другого

[499]

человека. Ожидайте, что Господь будет работать внутри вас, рядом с вами и через вас.

Никогда не следует думать, что вы знаете достаточно много и теперь можно ослабить усилия. Человека оценивают по тому, развивает ли он изо дня в день свой разум. Образование должно продолжаться в течение всей жизни; каждый день вам следует учиться и применять на практике полученные знания.

Помните, что в какой бы должности вы ни служили, отношением к своим обязанностям и к людям вы свидетельствуете о своих целях и побуждениях и развиваете свой характер. Какую бы работу вы ни выполняли, делайте ее с точностью, аккуратностью и прилежанием; не ищите легких задач.

Те дух и принципы, которые человек привносит в ежедневный труд, отразятся и на всей его жизни. Те, кто хочет иметь постоянный объем работы и фиксированный оклад, желая доказать, что им нет необходимости терпеть трудности, приспосабливаться, изменяться или учиться, — не являются теми, кого Бог призывает делать Его дело. Люди, которые стараются как можно меньше тратить свои физические, умственные и нравственные силы, — это не те, на кого Бог обещал излить обильные благословения. Их пример заразителен. Своекорыстие является их главным побуждением. Люди, которым важно в основном то, как они выглядят, и которые берутся за работу только тогда, когда любая обязанность точно определена для них, — не те, кого можно будет назвать добрыми и верными. Нужны сотрудники, которые проявляют энергию, честность, целостность характера, прилежание, те, кто готов делать все, что необходимо делать.

Многие приносят мало пользы, так как избегают ответственности из-за страха потерпеть неудачу. Поэтому им не удается обрести то образование, которое дает только опыт, образование,

[500]

которого не дает ни чтение, ни изучение наук, ни что-либо еще.

Человек может формировать обстоятельства, но не следует позволять обстоятельствам формировать человека. Нам следует пользоваться обстоятельствами как инструментами для работы. Мы должны управлять ими, но нам не следует допускать, чтобы они руководили нами.

Сильные люди — это те, кто встречал сопротивление, преодолевал в своей жизни препятствия и неблагоприятные обстоятельства, все эти трудности, вызвав их энергию к действию, оказывались благословениями. Они помогли им обрести уверенность в своих силах. Борьба и затруднения требуют проявления доверия Богу и той стойкости, которая развивает силу духа.

Христос не жалел себя в служении. Он не измерял свою работу часами. Его время. Его сердце. Его душа и энергия были отданы труду на благо рода человеческого. Его дни были наполнены утомительным, тяжелым трудом, а по ночам Он склонялся в молитве, прося благодати и выносливости, чтобы суметь сделать еще больше. В страстной мольбе, со слезами Он посылал Свои прошения к небесам, дабы укрепилась Его человеческая природа, чтобы Он мог собраться с духом и встречать во всеоружии лукавого врага со всеми его ухищрениями и получить поддержку в Своей миссии возвысить род человеческий. Своим соработникам Он говорит: «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал» (Ин. 13:15).

«Любовь Христова, — сказал Павел, — объемлет нас» (2 Кор. 5:14). Это было побуждающим принципом его поведения; это было его движущей силой. Если когда-нибудь его пыл на пути долга ослабевал хоть на минуту, один взгляд на крест побуждал его снова препоясывать чресла ума и упорно продвигаться вперед по пути самоотречения. В труде ради своих братьев он всецело полагался на

[501]

безграничную любовь Христа, явленную в Его жертве, с ее покоряющей, побуждающей к добру силой.

Как искренно, как трогательно его обращение: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Вы знаете вершину, с которой Он снизошел, и глубину унижения, в которую Он опустился. Его ноги вступили на тропу жертвенности и не свернули до тех пор, пока Он не отдал Свою жизнь. Он не знал отдыха на пути от престола на небесах до креста. Его любовь к людям побуждала Его с радостью принимать всякое оскорбление и страдать от самых несправедливых обвинений.

Павел увещевает нас: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Он повелевает нам обрести чувства «какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу: но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:4-8).

Павел был глубоко озабочен тем, чтобы уничижение Христа увидели и оценили по достоинству. Он был убежден: если бы людей можно было бы привести к осознанию поражающей воображение жертвы, принесенной Величием Неба, эгоизм был бы изгнан из их сердец. Апостол останавливается на каждом моменте Его служения, чтобы мы могли хоть в какой-то мере постичь удивительное сошествие Спасителя на землю ради грешников. Он направляет мысли сначала к тому положению, которое Христос занимал на небесах в недре Отчем; он описывает затем, как Христос оставил Свою славу, добровольно унизив Себя до скромного положения простого человека, подчинив Себя законам земной жизни, как Он принял на Себя

[502]

обязанности раба и был послушным даже до смерти — самой позорной и отвратительной, самой мучительной — смерти на кресте. Можем ли мы созерцать и размышлять над этим поразительным проявлением любви Божьей без благодарности и любви и глубокого осознания того факта, что мы не свои? Такому Учителю нельзя служить из корыстных, эгоистичных побуждений.

«Зная, — говорит Петр, — что не тленным серебром или золотом искуплены вы» (1 Петр. 1:18). О, будь этого достаточно, чтобы купить спасение человека, как легко это исполнил бы Тот, Кто сказал: «Мое серебро и Мое золото»! (Агг. 2:8). Но грешников может искупить только драгоценная кровь Сына Божьего. Те, кто, будучи не в состоянии оценить эту чудесную жертву, отказывается от служения Христу, погибнут в своем эгоизме.

Целеустремленность

В жизни Христа все было подчинено Его работе, великому делу искупления, которое Он пришел совершить. И то же самое посвящение, то же самоотречение и жертвенность, та же покорность повелениям Слова Божьего должна проявляться в Его учениках.

Каждый, кто принимает Христа как своего личного Спасителя, будет стремиться к особой привилегии — служить Богу. Если человек размышляет над тем, что небеса сделали для него, его сердце будет тронуто безграничной любовью и восторженной благодарностью. Он страстно стремится выразить свою благодарность, посвящая свои способности Божьему служению. Он жаждет проявить свою любовь ко Христу и к Его искупленным. Он горит желанием трудиться, готов к лишениям и жертвам.

Истинный соработник Божий будет делать все, что в его силах, потому что, поступая таким образом, он может прославить своего Учителя. Он будет творить правду, чтобы так выразить свое

[503]

почтение к повелениям Бога. Он будет стараться совершенствовать все свои способности. Он будет исполнять каждую свою обязанность, как для Самого Бога. Его единственным желанием будет почтить Христа и безупречно служить Ему.

Есть картина, на которой изображен вол, стоящий между плугом и жертвенником с надписью: «Готов и для того, и для другого», то есть готов к тяжелому труду на пашне и готов быть принесенным в жертву. Это позиция истинного дитя Божьего — желание идти туда, куда зовет долг и готовность отвергнуть себя, жертвуя ради дела Искупителя.