Раздел VIII Опасности

«Внушая сие братьям, будешь добрый служитель Иисуса Христа» (1 Тим. 4:6).

Опасность отвергнуть свет

Бог желает, чтобы даже в этой жизни Его народу постоянно открывалась все большая и большая истина. Есть только один путь, которым это знание может быть обретено. Мы можем достичь понимания Божьего Слова лишь благодаря просвещению Тем же Духом, Которым было дано Слово Божье. «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»; «ибо Дух все проницает, и глубины Божий» (2 Кор. 2:11, 10). Обетование Спасителя Своим последователям гласит: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:12, 14).

Петр увещевает своих собратьев «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18). Всегда, когда дети Божьи непрестанно возрастают в благодати, они постоянно будут обретать все более ясное понимание Его Слова. Они распознают новый свет и красоту в его священных истинах. Это было истинно в церковной истории во все века, и так будет продолжаться до самого конца. Но когда настоящая духовная жизнь приходит в упадок, всегда наблюдается тенденция останавливаться в расширении и углублении познания истины. Люди довольствуются

[298]

уже полученным из Божьего Слова светом и не желают глубже исследовать Священное Писание. Они становятся консервативными и стремятся избегать дискуссий.

Тот факт, что среди народа Божьего нет споров и разногласий, еще нельзя считать главным доказательством того, что все стоят на стороне здравого учения. Есть причина опасаться того, что они, возможно, не до конца различают грань между истиной и заблуждением. Когда не возникает новых вопросов в результате исследования Священного Писания, когда не возникает различных мнений, которые побуждают людей самостоятельно исследовать Библию, чтобы удостовериться в том, что они стоят на истинных позициях, то и в наше время, как и в древности, будет много таких, кто будет придерживаться человеческих преданий и поклоняться, не понимая чему он поклоняется.

Мне было показано, что многие, утверждающие, что им известна истина для настоящего времени, не знают, во что они верят. Они не понимают, что лежит в основании их веры. Они имеют смутное представление о том, чего ожидает от них Бог в настоящее время. Когда наступит время испытаний, многие из тех, кто сегодня проповедует другим, обнаружат, исследуя позиции, на которых они находятся, что есть много такого, чему они не могут дать удовлетворительное обоснование. Но до того, как наступит это время, они не знают о своем неведении.

Среди членов Церкви есть много таких, кто считает само собой разумеющимся то, что они понимают, то, во что они верят, но до тех пор, пока не возникнет спор, они не узнают о своей слабости и несостоятельности. Когда рядом с ними не будет их единоверцев, и они будут вынуждены в одиночку объяснять то, во что они верят, они с удивлением обнаружат, насколько путаны их представления о том, что они приняли как истину. Совершенно определенно, что многие из нас отошли от живого Бога и обратили свои взоры к

[298]

людям, заменив мудрость Божественную человеческой.

Бог пробудит Свой народ; если другие средства не будут иметь успеха, в Церкви вновь возникнут ереси, которые будут просеивать их, отделяя пшеницу от плевел. Бог призывает всех верующих в Его Слово пробудиться от сна. Он изливает Свой драгоценный свет, так необходимый для нынешнего времени. Именно библейская истина показывает, какие опасности подстерегают нас уже сейчас. Этот свет должен побудить нас к тщательному изучению Священного Писания и к самому критическому исследованию исповедуемых нами принципов и взглядов.

Бог желает, чтобы мы тщательно и настойчиво, с молитвой и постом исследовали все оттенки и аспекты истины. Верующие не должны основываться на предположениях и шатких идеях о том, что представляет собой истина. Их вера должна находиться на твердом основании Слова Божьего, чтобы, когда наступит время испытаний и с них потребуют ответа о своей вере, они могли бы дать отчет в своем уповании с кротостью и благоговением.

Обсуждайте, исследуйте, доказывайте! Истина, которую мы проповедуем миру, должна быть для нас живой реальностью. Очень важно, чтобы, защищая доктрины, которые, по нашему мнению, являются основополагающими принципами нашего вероучения, мы никогда не позволяли себе использовать сомнительные аргументы. Они, конечно же, могут заставить замолчать нашего противника, но они не прославляют истину. Мы должны приводить здравые аргументы, которые не только заставят умолкнуть наших оппонентов, но и приведут к самому тщательному и пристальному исследованию.

Что касается тех, кто научился успешно доказывать свою точку зрения, есть большая опасность, что они будут не очень аккуратно и честно обращаться со Словом Божьим.

[300]

При встрече с верующим, не разделяющим наши взгляды, вам следует искренне попытаться изложить ему суть вопроса таким образом, чтобы пробудить в его сознании библейское видение этого вопроса, а не просто дать уверенность в том, что вы говорите правильно.

Какими бы ни были интеллектуальные достижения человека, пусть он ни на секунду не думает, что ему не нужно тщательно и день за днем изучать Священное Писание, стремясь получить больший свет. Как народ мы призваны индивидуально, самостоятельно изучать пророчества. Мы должны быть особенно усердными и прилежными, чтобы распознать любой луч света, который Бог пошлет нам. Мы должны разглядеть первые проблески истины, и благодаря молитвенному изучению мы сможем получить более ясный свет, который понесем и другим.

Когда народ Божий не изучает Священное Писание, довольствуясь полученным светом, мы можем быть уверены в том, что Бог не будет благоволить к нему. Его воля состоит в том, чтобы дети Его постоянно продвигались вперед в обретении большего и еще большего света, сияющего перед ними.

Нынешнее отношение Церкви к изучению Священного Писания неугодно Богу. В Церкви имеет место самоуверенность, которая ведет к тому, что члены Церкви перестали чувствовать необходимость глубже постичь истину и обрести больший свет. Мы живем в такое время, когда сатана действует и справа, и слева, и спереди, и за нашей спиной, однако же как народ Божий мы спим. Бог желает, чтобы повсюду слышался голос, пробуждающий Его народ к действию (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 703-709).

[301]

Проверка нового света

Наши собратья должны быть готовы тщательно исследовать каждый спорный момент. Если какой-то брат распространяет небиблейское учение, те, кто занимают ответственные посты в Церкви, должны знать об этом; а если он учит истине, они должны поддержать его. Мы все должны знать, какие идеи распространяются в нашей среде, ибо если это истина, мы должны знать ее. На нас лежит обязанность перед Богом — знать о том, что Он посылает нас. Он дал нам указание, которым мы должны проверять все учения: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Если полученный нами ответ выдерживает это испытание, мы не должны отказываться принять его лишь потому, что он не согласуется с нашими представлениями.

Никто не говорил, что мы можем обнаружить совершенство в любых человеческих исследованиях, но я все же знаю, что наши церкви умирают из-за того, что в них недостаточно преподается истина о праведности по вере во Христа и родственные с этой истины.

Независимо от того, через кого мы получаем свет, мы должны открыть наши сердца, чтобы принять его с Христовой кротостью. Но многие не делают этого. Когда излагается спорный вопрос, они сыплют вопрос за вопросом, не соглашаясь с обстоятельно освещенным и доказанным вопросом. Давайте же поступать как люди, желающие получить свет! Пусть же Бог дает нам каждый день Святого Духа, и пусть свет от Его лица светит нам, чтобы мы могли быть учениками в школе Христа.

Когда проповедуется учение, которое не согласуется с нашими убеждениями, нам следует обратиться к Слову Божьему, взыскать Господа в молитве и не давать врагу возможности заронить в нас семя подозрительности и предубеждения. Мы никогда не должны позволять проявляться тому духу, который возбудил священников и правителей против Искупителя мира. Они были недовольны тем, что Он растревожил людей, и они хотели, чтобы Он оставил их

[302]

в покое, ибо Он стал причиной разногласий и затруднений. Господь посылает нам свет, чтобы мы увидели, какого мы духа. Мы не должны обманывать сами себя.

В 1844 году, когда мы столкнулись с тем, чего не могли в то время понять, мы, склонясь на колени, просили Бога помочь нам занять верную позицию; и мы смогли тогда прийти к правильному пониманию и увидеть истину лицом к лицу. Не было ни раздоров, ни вражды, ни разговоров за спиной, ни несправедливых суждений со стороны наших собратьев. Если бы мы только знали, какое зло приносит дух нетерпимости, как тщательно стремились бы мы избегать его!

В свете истины, которую мы получили в первые годы существования нашего движения, мы должны утвердиться в вере. В то время нам приходилось преодолевать одно заблуждение за другим, со всех сторон навалившиеся на нас. Служители Церкви и доктора привносили новые учения. Мы исследовали Священное Писание со многими молитвами, и Дух Святой приносил истину в наши умы. Иногда мы посвящали целые ночи напролет исследованию Священного Писания, горячо прося руководства у Бога. Ради этой цели собирались целые группы посвященных мужчин и женщин. Сила Божья сходила на меня, и я могла дать ясное определение того, что есть истина, а что — заблуждение.

Когда таким путем были утверждены пункты нашего вероучения, наши стопы оказались на прочном основании. Мы принимали истину шаг за шагом, при проявлении силы Святого Духа. Находясь в видении, я получала разъяснения. Мне были показаны картины небес и святилища, так что мы оказались в конечном итоге там, где свет сияет над нами ясными, отчетливо видными лучами.

[303]

Я знаю, что вопрос о святилище разрешен нашей Церковью правильно и на библейском основании, именно так, как мы и придерживались его на протяжении столь многих лет. И лишь враг душ человеческих уводит людей с истинного пути. Ему доставляет удовольствие, когда те, кто знают истину, оказываются поглощены подбором библейских текстов в подтверждение ошибочных теорий, не основывающихся на истине. Тексты Священного Писания, применяемые таким образом, используются неправильно, тогда как они должны служить не для подтверждения ложных учений, а для укрепления истины.

Мы должны научиться признавать то, что и у других людей, как и у нас, есть права. Когда кто-либо из братьев получает новый свет относительно понимания истин Священного Писания, ему следует откровенно объяснить свою позицию, и каждый служитель должен исследовать Священное Писание искренне и беспристрастно, чтобы увидеть, подтверждаются ли предлагаемые братом взгляды богодухновенным Словом. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2:24, 25).

Каждый человек должен полагаться на Бога с сокрушенным сердцем и смирением, чтобы Он направлял, руководил и благословлял. Мы не должны доверять другим исследовать Священное Писание за нас. Некоторые из наших руководящих братьев часто занимают неверную позицию, и если Бог пошлет весть и будет ожидать, что эти старшие братья откроют путь для ее распространения, то эта весть никогда не дойдет до людей. В таком положении эти братья будут находиться до тех пор, пока они не станут причастниками Божеского естества в большей степени, нежели они были в прошлом.

Небо печалится, видя духовную слепоту многих наших

[304]

собратьев. Наши молодые служители, занимающие не столь высокие должности, должны приложить решительные усилия и прийти к свету, все глубже и глубже проникая в пласт истины.

Господь осуждает тех, кто препятствует более ясному свету озарить сознание людей. Предстоит огромная работа, и Бог видит, что руководители нашей Церкви нуждаются в большем свете, чтобы они могли соединиться с вестниками, которых Он послал совершить задуманное Им дело. Господь призвал вестников, наделил их Своим Духом и сказал: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его, и дому Иаковлеву — на грехи его» (Ис. 58:1). Пусть же никто не рискует вклиниваться между людьми и вестью с неба. Эта весть дойдет до людей, и если среди людей нет голоса, способного провозглашать ее, то камни возопиют.

Я призываю всех служителей взыскать Господа, отложить в сторону гордость и споры о том, кто больший, и смирить пред Богом свое сердце. Именно холодность сердца и неверие тех, кто обязан иметь веру, не дают церквам окрепнуть и возрастать духовно.

[305]

Предостережение от лжеучений

В наше время в деле Божьем мы нуждаемся в духовных людях, людях с непоколебимыми принципами, обладающих ясным пониманием истины. Мне было показано, что люди нуждаются не в новых и причудливых учениях, не в человеческих предположениях, а в свидетельстве людей, знающих истину и живущих по ней, понимающих и исполняющих повеление, данное Тимофею: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Дорогие собратья, ходите твердо, решительно; обувши ноги в готовность благовествовать миру. Вы можете быть уверенными в том, что чистая, не оскверненная религия — это не чувственная религия. Бог не возложил ни на кого бремени развивать в себе интерес к умозрительным учениям и теориям. Пусть в вашем учении не будет этого. Не позволяйте им присутствовать в вашей духовной жизни. Пусть не искажают они ваш жизненный путь.

В Послании апостола Павла к Колоссянам содержится предостережение от лжеучений. Апостол провозглашает, что сердца верующих должны быть «соединенными в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами… Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа,

[306]

так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:2-10).

Мне велено сказать нашему народу: давайте следовать за Христом. Не будем забывать, что Он — наш Образец во всем. Мы можем без опасений отказаться от всех идей и представлений, которых нет в Его учении. Я призываю наших служителей удостовериться в том, что их стопы укоренены на основании вечной истины. Остерегайтесь следовать чувственным побуждениям, называя их Духом Святым. Некоторые подвергают себя опасности, поступая таким образом. Слово Божье настоятельно повелевает нам быть здравыми в вере, способными дать отчет всякому спрашивающему о нашем уповании.

Отвлечение умов от евангельской работы

Враг стремится отвлечь умы наших братьев и сестер от работы по приготовлению людей к событиям последнего времени. Его изощренные теории и выдумки имеют одну цель — увести человеческие умы от опасностей и обязанностей дня сегодняшнего. Люди недооценивают свет, который Христос пришел с неба дать Иоанну для Своего народа. Они учат, что события, которые нас ожидают, не так уж важны, чтобы заслуживать нашего внимания. Они выхолащивают истину, пришедшую с неба, и обкрадывают народ Божий, лишая его прошлого опыта, а вместо этого предлагая им ложные научные концепции. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по

[307]

нему» (Иер. 6:16).

Пусть никто не стремится подорвать основания нашей веры — основания, заложенные еще в начале нашей деятельности молитвенным изучением Слова Божьего и богооткровением. На этих основаниях мы уже стоим на протяжении более пятидесяти лет. Люди могут предположить, что они нашли новый путь, что они могут положить более крепкое основание, чем то, что лежит сейчас, но это огромное заблуждение. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного» (2 Кор. 3:11). В прошлом многие принимались за то, чтобы создать новое вероучение, установить новые принципы, но сколько простояли их строения? Они вскоре рухнули, ибо не были основаны на Скале.

Разве первым ученикам не приходилось встречаться с высказываниями людей? Разве им не приходилось слышать ложные теории и после всего этого с непоколебимостью и мужеством говорить; «Никто не может положить другого основания»? Так и мы должны начатую жизнь твердо сохранить до конца. Бог и Христос посылали этому народу слова, исполненные силой, шаг за шагом выводя Свой народ из мира в ясный свет истины для настоящего времени. Устами, к которым прикоснулся священный огонь, Божьи слуги провозглашали эту весть. Божественные слова отметили своей печатью достоверность провозглашаемой истины.

Возобновление открытого свидетельствования

Бог призывает к возобновлению открытого свидетельствования, широко распространенного в прошлом. Он призывает к обновлению духовной жизни. Долгое время

[308]

духовные силы Его народа находились в состоянии зимней спячки, но они должны воскреснуть к новой жизни. Молитвой и исповеданием греха мы должны приготовить путь Господу. Когда мы сделаем это, сила Духа Святого снизойдет на нас. Нам нужна сила, которую получили апостолы в день Пятидесятницы. Это свершится, ибо Господь обещал послать Свой Дух как всепобеждающую силу.

Надвигается тяжелое и опасное время. Все, обладающие познанием истины, должны пробудиться и подчинить себя всецело Богу — тело, душу и дух. Враг подстерегает нас на пути. Мы должны бодрствовать, нельзя позволить ему застигнуть нас врасплох. Мы должны облечься во всеоружие Божье. Мы должны следовать указаниям, полученным через Дух пророчества. Мы должны любить истину для настоящего времени и повиноваться ей. Это обезопасит нас от принятия опасных заблуждений и обманов. Бог обращается к нам через Свое Слово. Он обращается к нам через Свидетельства для Церкви и через книги, которые помогают нам ясно увидеть, в чем состоит наш долг в нынешнее время и какую позицию нам следует занимать. Мы должны обращать самое серьезное внимание на получаемые нами предостережения и изучать их. Если мы с пренебрежением отнесемся к ним, что мы сможем сказать в свое оправдание?

Я умоляю тех, кто трудится для Господа, не принимать подделку за истину. Ничто человеческое не должно заменять собой освящающую Божественную истину. Христос ждет, чтобы зажечь в сердцах людей, принадлежащих к Его народу, веру и любовь. Пусть же никакие ошибочные теории не получат одобрение от людей, которые призваны твердо стоять на платформе вечной истины. Бог призывает нас крепко держаться основополагающих принципов, основанных на неоспоримом авторитете.

[309]

Слово Божье — наш страж

Нашим девизом должны быть слова: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Библия содержит множество драгоценных истин. В ней содержится альфа и омега знания и мудрости. Богодухновенное Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17). Пусть Библия станет вашей настольной книгой. Все могут понять ее наставления.

Христос призывает Свой народ верить Его Слову и жить по нему. Те, кто принимает и питается этим Словом, делая его частью каждого поступка, каждой черты характера, будут укрепляться Божьей силой. Все увидят, что их вера имеет небесное происхождение. Они не будут блуждать по незнакомым путям. Их умы не будут увлечены чувственной и эмоциональной религией. Они будут стоять перед ангелами и людьми как личности с сильными, последовательными христианскими характерами.

В золотой кадильнице истины, представленной в учении Христа, у нас будет находиться то, что будет убеждать души и обращать их ко Христу. Проповедуйте те истины, которые Христос пришел проповедовать в этот мир, с Его простотой, и вы сами ощутите силу возвещаемой через вас вести. Не выступайте на стороне теории или критериев, которых Христос никогда не упоминал и которые не основываются на Библии. Мы обладаем величественными, торжественными, впечатляющими истинами для всех людей. «Так написано» — вот критерий, который должен быть присущ каждой душе.

[310]

Давайте обращаться к Слову Божьему за руководством. Давайте искать «так говорит Господь». У нас достаточно человеческих методов. Ум, наученный лишь мирским наукам, не в силах постичь Божьего, но тот же самый ум, обращенный и освященный, увидит в Слове Божьем Божественную силу. Только сердце и разум, очищенные освящающей силой Святого Духа, могут распознавать небесное.

Собратья, во имя Господа я призываю вас осознать свой долг. Пусть ваши сердца покорятся силе Святого Духа, и тогда они станут восприимчивыми к истинам Божьего Слова. И тогда вы сможете распознавать глубины Божьи.

Да приведет Господь Свой народ к тому, чтобы он был руководим глубокими побуждениями Его Духа! Да пробудит Он его к тому, чтобы он увидел подстерегающие его опасности и приготовился к грядущим событиям!

Мы не должны ни на секунду допускать мысли, что нет уже большего света, нет большей истины, которые могли бы быть даны нам. Есть опасность, что мы можем стать легкомысленными и по своему равнодушию утратить освящающую силу истины, успокаивая себя мыслью: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Откр. 3:17). Мы должны крепко держаться уже принятых нами истин и в то же время не смотреть с подозрением на новый свет, который Бог может послать.

[311]

Здравое учение

«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:3-5).

«Здравое учение» — это библейская истина. Истина, которая производит благочестие и посвящение, утверждая народ Божий в вере. Здравое учение очень много значит для того, кто его принимает, и оно действительно очень много значит для учителя, служителя праведности; ибо где бы ни проповедовалось Евангелие, каждый работник, в чем бы ни состояло его служение, или верно, или неверно исполняет возложенную на него обязанность вестника Божьего.

Павел писал: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе, а к расстройству слушающих» (2 Тим. 2:11-14).

Некоторые из слушавших истину в дни апостола Павла поднимали вопросы, не представлявшие жизненной важности, излагая человеческие идеи и мнения и стремясь отвлечь сознание учителя от великих евангельских истин и

[312]

вовлечь его в обсуждение несущественных теорий и разрешение малозначительных споров. Павел знал, что служитель Божий должен быть достаточно мудр, чтобы распознавать происки врага и не быть введенным в заблуждение и не отвратиться от истины. Главным в его работе должно быть обращение душ. Он должен проповедовать Слово Божье, избегая при этом споров.

«Старайся представить себя Богу достойным, — писал он, — делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии» (2 Тим. 2:15, 16).

В настоящее время служители Христовы находятся в такой же опасности. Сатана постоянно стремится изо всех сил направить их умы в неверном направлении, с тем чтобы истина утратила свое влияние на сердце. И если служители и члены Церкви не живут в соответствии с истиной и не освящаются ею, они позволят различного рода умозрительным размышлениям по вопросам, не представляющим жизненной важности, завладеть их сознанием. Это приведет к высматриванию недостатков и спорам, ибо возникнет бесчисленное множество различных мнений.

Способные люди посвящали все свое время молитве и изучению Священного Писания, однако есть много мест в Библии, которые еще недостаточно исследованы. Некоторые места Священного Писания никогда не будут поняты до конца, и лишь в вечности Христос объяснит нам, о чем они говорят. Библия содержит в себе тайны, которые еще предстоит разгадать, и утверждения, которые не укладываются в человеческом сознании. И враг будет стремиться возбудить спор вокруг этих вопросов, которые было бы лучше оставить без обсуждения.

Посвященный, одухотворенный работник будет избегать привносить непринципиальные теоретические разногласия, а посвятит свои силы тому, чтобы провозгласить миру великие истины, которые ставят человека перед

[313]

необходимостью сделать выбор. Он будет указывать людям на искупление, на Божьи заповеди, на близкое пришествие Иисуса Христа, и обнаружится, что в этих вопросах содержится достаточно пищи для размышления.

В прошлом мне предлагали высказать свое мнение по многим несущественным и причудливым теориям. Некоторые отстаивали теорию о том, что верующим следует молиться с открытыми глазами. Другие учат, что поскольку совершавшие в ветхозаветные времена священнодействие должны были снимать обувь, входя во святилище, а также обмывать ноги, то и сейчас верующим следует снимать свою обувь, входя в дом молитвы. Другие же, ссылаясь на шестую заповедь, заявляют, что нельзя убивать насекомых, причиняющих людям боль. Некоторые отстаивают теорию о том, что у искупленных не будет седых волос, словно это крайне важный вопрос.

Мне поручено сказать, что все подобные теории являются результатом недостаточного понимания основополагающих принципов Евангелия. Такими теориями враг пытается затмить великие истины для нынешнего времени.

Те, кто, проповедуя, упускает из виду великие истины Слова Божьего, акцентируя внимание на менее значительных вопросах, не проповедуют Евангелие, а занимаются праздным мудрствованием. Нашим служителям не следует проводить время в обсуждении подобных вопросов. Тем, у кого есть какие бы то ни было вопросы относительно того, чему они должны учить, на каких вопросах им следует подробно останавливаться, следует прислушаться к тому, о чем говорил великий Учитель, и следовать Его направлениям мысли. Те вопросы, которые Иисус считал существенными, должны быть вопросами первостепенной важности и для нас. Мы призваны побуждать наших слушателей сосредоточивать свое внимание на тех вопросах, которые имеют вечное значение.

[314]

Когда однажды ко мне подошел один брат и сказал, что земля плоская, мне было поручено напомнить о том поручении, которое Христос дал Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы… и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19, 20). Что же касается таких вопросов, как теория о том, что земля плоская, то Бог говорит каждому человеку: «Что тебе до того? Ты иди за Мною. Я дал тебе особое поручение. Размышляй над великими испытующими истинами, открытыми для нынешнего времени, а не над теми вопросами, которые не имеют никакого значения для нашей работы».

Служители Божьи не должны проводить время, размышляя о том, какой будет жизнь на новой земле. Предаваться предположениям и теориям относительно тех вопросов, которые Господь не открыл нам, — это самонадеянность. Он все предусмотрел для нашего счастья в вечной жизни, и нам не следует делать предположения относительно Его планов для нас. Мы также не должны измерять обстоятельства и условия будущей жизни на небе обстоятельствами и условиями нынешней жизни.

Я хочу сказать моим собратьям-служителям: проповедуйте Слово. Не привносите в основание древесину, сено и солому — свои догадки и предположения, которые никому не могут принести пользы. В Слове Божьем открыты вопросы жизненной важности, и они заслуживают нашего самого пристального изучения и размышления. Но мы не должны исследовать те вопросы, о которых Бог ничего не говорит.

Когда мы в чем-то сомневаемся, давайте задавать себе вопрос: что говорит на этот счет Священное Писание? И если по этому вопросу Библия не говорит ничего, то не будем выносить его на обсуждение. Пусть те, кто стремится к чему-то новому, стремятся к той новизне, которая является результатом рождения свыше. Пусть они очистят свои души

[315]

послушанием истине и поступают в соответствии с наставлениями, данными Христом.

На суде будет звучать один вопрос: «Были ли они послушны Моим заповедям?» Бог не желает, чтобы мы занимались маловажными спорами и бессмысленными словопрениями относительно малозначащих, несущественных вопросов. Те, кто учит истине, должны быть серьезными людьми, которые, образно говоря, не приведут своих слушателей на поле, где растут тернии, и не оставят их там.

Жертва Христа, принесенная ради искупления наших грехов, является великой истиной, вокруг которой находят свое место все остальные истины. Для того, чтобы правильно понять и по достоинству оценить каждую истину Библии — от Бытия до Откровения, — ее нужно изучить в свете, который струится с Голгофского креста. Я представляю вашему вниманию величественный, грандиозный памятник милости и духовного возрождения, спасения и искупления — Сына Божьего, вознесенного на крест. Это должно быть основанием каждого выступления наших служителей.

В нынешнее время нужны люди, которые могут понять, в чем нуждаются окружающие, и служить им в их нуждах. Бдительный служитель Христов бодрствует на каждом посту, предостерегая, обличая, советуя, умоляя и ободряя своих ближних, сотрудничая с Духом Божьим, действующим в нем могущественно, дабы представить каждого человека совершенным во Христе Иисусе.

Такого человека на небе признают служителем, идущим по стопам своего великого Примера (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 416).

[316]

Фанатизм

По мере приближения конца враг будет действовать со всей своей силой, чтобы внести в нашу среду фанатизм. Ему доставило бы огромную радость увидеть среди адвентистов седьмого дня такие крайности, что мир относился бы к ним как к обществу фанатиков. От этой опасности мне повелено предостеречь служителей Церкви и рядовых членов. Наша задача — учить мужчин и женщин строить на истинном основании, прочно установить свои стопы на ясном утверждении: «Так говорит Господь».

В 1844 году нам пришлось повсюду сталкиваться с фанатизмом, но ко мне раз за разом приходило слово: «Огромная волна возбуждения наносит вред делу. Идите неуклонно по стопам Христа». При большом возбуждении происходят весьма странные дела. Есть такие, кто использует эту возможность, чтобы привнести странные и фантастические учения. Таким путем закрывается дверь для провозглашения здравого учения.

Те, кто трудится для Господа в больших городах, должны затворить двери и запереть их на засов, чтобы сквозь них не проник фанатизм и возбуждение. Служители Церкви не должны давать такую рекламу проводимым ими евангельским собраниям, что может вызвать у людей тревогу и смятение. Господь даст Своему народу знать о том, когда Он намерен открыто обличить и осудить нечестивые города. Но это будет после того, как они получат возможность услышать и принять Слово, которое ведет к жизни вечной.

В настоящее время наша работа состоит в том, чтобы просвещать умы познанием истин Священного Писания. Двери открыты для истины, и мы должны использовать каждую возможность донести до людей Благую весть. Мы должны разъяснять истину так, как это делал Христос, —

[317]

различными методами, используя образы и притчи, но в то же время мы должны избегать любого рода фанатизма и экстремизма.

Необходимо научить людей самостоятельно исследовать Слово Божье. Пасторы и учителя должны указать им на неприступную крепость, где могут укрепиться праведные и где они будут находиться в полной безопасности. Те, кто несет людям величественные, необъятные, облагораживающие истины Слова Божьего, должны постоянно являть глубокий, убежденный, искренний, пылкий и в то же время спокойный и исполненный здравого смысла дух, чтобы противники не имели, что сказать.

Те, кто тщательно изучает Слово Божье, следуя в простоте сердца за Христом, не впадут в крайности. Спаситель никогда не впадал в крайности, никогда не терял самообладания, никогда не нарушал правил хорошего тона. Он знал, когда нужно молчать, а когда — говорить. Он всегда контролировал Себя. Он никогда не ошибался в Своих суждениях о людях и об истине. Его никогда не вводила в заблуждение внешность людей. Он никогда не поднимал не совсем уместные вопросы и никогда не отвечал невпопад. Он приводил в молчание священников, выискивавших повод обвинить Его, проникая сквозь их внешность в самые глубины помышлений их сердец, озаряя светом их сознание и пробуждая совесть.

Те, кто следуют примеру Христа, не будут фанатиками. Они будут развивать в себе хладнокровие, самообладание и невозмутимость. Мир, который люди видели в жизни Иисуса Христа, будет виден и в их жизни.

[318]

Самоуверенность

Молодым людям, имеющим лишь несколько лет весьма ограниченного практического опыта в деле провозглашения истины для настоящего времени… следует проявлять деликатность и тактичность в тех случаях, когда их точка зрения не согласуется с суждениями и мнениями тех, чьи жизни тесно переплелись с Божьим делом и кто многие годы активно трудились на Божьей ниве. Бог не ставит во главе Своего священного и важного дела людей непомерно уверенных в себе и незрелых в своих суждениях. Те, кто не прошел через страдания, испытания, противодействие, лишения, которые довелось перенести опытным работникам, чтобы привести дело Божье в теперешнее процветающее состояние, должны развивать в себе скромность и смирение. Они должны внимательно следить за собой, чтобы не возгордиться и не быть ниспроверженными. Бог спросит с них за то, как они распорядились тем ясным светом истины, который сияет над ними.

Мне было показано, что Богу неугодно то, что у некоторых есть склонность роптать на тех, кто выстоял в самых тяжелых битвах за них и кто так много вынес в начальный период распространения трехангельской вести, когда работа продвигалась с большим трудом.

Бог вознаграждает и ревностно заботится о Своих верных, умудренных опытом работниках, особенно о тех, кто усердно трудился под давлением и тяжким бременем обстоятельств, когда рядом не было практически никого, чтобы разделить эту ношу. Ему неприятны люди, готовые выискивать недостатки и попрекать слуг Божьих, которые поседели, созидая дело распространения истины для настоящего времени. Ваши упреки и ропот, молодые люди, наверняка обернутся против вас в день Господень.

[319]

Смирение молодых служителей

До тех пор пока Бог не возложит на вас тяжелых обязанностей, не бросайте своих мест, не полагайтесь на свое собственное независимое суждение и не берите на себя ответственность, с которой вы не справитесь. Вам необходимо культивировать в себе бдительность и смирение и быть прилежными в молитве. Чем ближе вы будете к Богу, тем яснее будете различать свои слабости и грозящие вам опасности. Практическое видение Закона Божьего и ясное понимание искупительной жертвы Христа помогут вам познать самих себя и укажут на те стороны вашей жизни, где вы потерпели неудачу в совершенствовании своего христианского характера…

Как бы то ни было, но вам нужно постоянно следить, чтобы Божественное влияние преобладало в вашей жизни. Это определенно необходимо для совершения дела Божьего. Если вы пренебрегаете этим и все делаете самоуверенно и самонадеянно, вас ждут очень большие промахи. Вам нужно постоянно развивать в себе непритязательность ума и дух подчинения. Тот, кто ощущает свою собственную слабость, будет взирать на то, что выше его самого, и чувствовать нужду в постоянном подкреплении сил свыше. Благодать Божья поможет ему воспитать в себе дух постоянной благодарности. Работник, лучше других знакомый со своими собственными слабостями, скоро узнает, что только безграничная благодать Бога побеждает бунт сердца.

Вам необходимо знать как слабые, так и сильные стороны своего характера, чтобы уберечь себя от того, чтобы браться за дела и принимать на себя обязанности, исполнять которые Бог никогда вас не предназначал. Вы должны сравнивать ваши действия и измерять свою жизнь не каким-либо человеческим стандартом, но только лишь мерилом, открывающимся нам в Библии…

Вы слишком полагаетесь на свое окружение. Если у вас

[320]

много прихожан, вы ощущаете себя на подъеме и испытываете желание обратиться к ним. Но иногда ваше собрание уменьшается в размерах, и тогда ваш дух сникает, и вам недостает мужества трудиться дальше. Естественно, здесь чего-то не хватает. Ваше упование на Бога еще недостаточно крепко…

Христос искал людей, где только мог — на улицах, в частных домах, в синагогах, на берегу моря. Он упорно трудился весь день, проповедуя народу и исцеляя больных, которых приносили к Нему. И часто после того, как Христос отпускал людей домой, чтобы они отдохнули и выспались, сам Он проводил всю ночь в молитве, чтобы утром вновь возобновить Свои труды…

Вам необходимо привести свою душу в тесное соприкосновение с Богом при помощи искренней молитвы, укрепленной живой верой. Каждая молитва, совершенная с верой, поднимает молящегося над разочарованием, сомнениями и разными человеческими страстями. Молитва дает силу для возобновления борьбы с силами тьмы, она помогает терпеливо переносить лишения и преодолевать трудности, как и подобает воинам Христовым.

Когда вы пытаетесь самостоятельно справиться с собственными сомнениями и страхами или стараетесь разрешить все проблемы, которых ясно еще не представляете себе, до того как обретете веру, тогда ваши затруднения лишь возрастут и углубятся. Если же вы придете к Богу, ощущая свою беспомощность и зависимость, то есть такими, какими вы в действительности являетесь, и в смиренной, доверительной молитве раскроете свои желания перед Тем, Чье знание бесконечно, Кто видит все, что происходит с Его творением, и Кто правит всем Своей волей и словом, то Он может прислушаться к вашему воплю и позволит свету воссиять и в вашем сердце, и повсюду вокруг вас, ибо через

[321]

искреннюю молитву ваша душа приходит в соприкосновение с разумом Бесконечного. В это время у вас может и не быть наглядного доказательства того, что лик вашего Искупителя склоняется над вами в сострадании и любви, но все именно так и происходит. Вы можете не ощущать Его видимого прикосновения, но рука Его пребывает над вами в любви и сострадательной нежности…

Вам требуется постоянная осторожность, дабы сатана не обманул вас своими хитростями, не развратил ваш разум и не ввел вас в заблуждение и великую тьму. Ваша осмотрительность может быть охарактеризована как дух смиренной зависимости от Бога. Она должна сопровождаться не гордостью и самонадеянностью, но глубоким чувством вашей собственной немощности и такой веры в обетования Божьи, какая присуща только детям.

Период конфликтов и душевных мук

Сегодня проповедовать истину вести третьего ангела — легкая и приятная работа, по сравнению с тем, что было, когда весть только начала распространяться, когда нас было немного и на нас смотрели как на фанатиков. Братья, несшие на себе ответственность за продвижение работы в самом начале распространения этой вести, знали, что такое борьба, разочарование и душевные муки. День и ночь бремя давило на них тяжким грузом. Но даже тоща, когда страдания и болезни давили на них, они думали не о покое или удобствах. Недостаток времени подвигал их к активным действиям, но работников было очень мало.

Часто, попадая в затруднительное положение, мы всю ночь проводили в усердной, исступленной молитве, со слезами умоляя Бога о помощи и о свете, который воссиял бы над Его Словом. Когда свет этот появлялся и облака рассеивались, тогда великая радость и благодарное чувство счастья снисходили на встревоженных, усердных искателей!

[322]

Наша благодарность Богу была настолько же полной, насколько усердным, жаждущим был наш вопль о свете. Случилось так, что ночи напролет мы не могли уснуть, потому что наши сердца были переполнены любовью и благодарностью к Богу.

Те, кто сегодня выходят проповедовать истину, имеют под рукой все готовое. Им уже не встретятся такие лишения, какие до них перенесли работники, возвещавшие истину для настоящего времени. Истина осваивалась звено за звеном до тех пор, пока из нее не сформировалась ясная, взаимосвязанная цепочка. Для того чтобы представить истину в такой чистоте и гармонии, как она есть сегодня, потребовалось тщательное исследование. Противодействие, наиболее сильное и решительное, побуждало слуг Божьих приближаться к Господу и к Библии. Свет, исшедший от Бога, стал для них действительно драгоценным…

В достижении заключительной победы Бог не будет нуждаться в тех, кого нище невозможно было найти в дни опасностей, когда требовались сила, мужество и объединенное влияние, чтобы дать отпор врагу. Те же, кто, подобно верным воинам, стоят в борьбе против зла и защищают правду, сражаясь против начальств и властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных, получат похвалу от Господина: «Хорошо, добрый и верный раб… войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 23). — Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 320-327.

Человек, теряющий ощущение своей полной зависимости от Бога, наверняка споткнется. Мы ведем борьбу с теми, кто сильнее нас. Сатана и воинство его день и ночь ищут подходящего случая, чтобы наброситься на нас с искушениями;

[323]

нам же, надеющимся только на нашу собственную силу и мудрость, невозможно противостоять им. Следовательно, всякий раз, когда мы позволяем нашим сердцам удаляться от Бога или предаемся самовозвышению или самонадеянности, нас скорее всего ждет поражение.

Мир никогда не познает всей той работы, которая тайно происходит между душой и Богом, равно как и внутренней горечи духа, ненависти к себе и постоянных попыток контролировать свое «я». Однако многие в мире смогут оценить результаты этих усилий.

Люди, пережившие глубочайший опыт в общении с Богом, практически неподвластны таким порокам, как гордость или самовозвышение. Только тогда, когда у людей есть наиболее возвышенное понимание славы и превосходства Христа, тогда отвергается собственное «я», и они понимают, что даже самое низкое положение в служении Ему является слишком почетным для них.

Господь желает, чтобы мы поднялись на гору и как можно ближе соприкоснулись с Ним. Мы приближаемся к кризису, какого еще не было со времени начала бытия мира и который, в отличие от всех предыдущих, потребует от людей, называющих себя именем Христа, полного посвящения Ему.

Пусть же Господь через Божественное озарение сделает рабов Своих мудрыми, чтобы ни одно из великих и важных мероприятий, которые нам надлежит осуществить, не рассматривалось сквозь призму человеческих ощущений.

[324]

Слова предостережения

Христос сказал Своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).

Нападки сатаны на защитников истины в самом конце времени будучи становиться все более изощренными и решительными. Как во дни Христа первосвященники и начальники возмущали народ против Него, так и сегодня религиозные руководители посеют вражду и непонимание по отношению к истине для нашего времени. Людей будут подстрекать к актам насилия и противостояния, о которых никогда бы и не помыслили, не будь они насквозь пропитаны враждебностью псевдохристиан против истины.

Как справиться с отчаянными нападками

Какой курс изберут защитники истины? У них есть неизменное, вечное Слово Божье, и они должны всех оповестить о том, что обладают истиной в таком виде, какова она есть во Христе. Их слова должны быть просты и спокойны. Представляя истину, ее сторонники должны проявлять любовь, смирение и доброту Христа. Пусть истина рассекает неверие, ибо Слово Божье остро, как меч обоюдоострый, и может проложить себе путь к самому грубому сердцу. Те, кто знает, что обладает истиной, не должны, используя крепкие, а порой и грубые выражения, давать сатане ни единой возможности неверно истолковать их дух.

Являясь народом Божьим, мы должны стоять так же прочно, как стоял Искупитель мира. Споря с сатаной о теле Моисеевом, Христос «не смел произнести укоризненного

[325]

суда» (Иуд. 9). И всякий раз при нападках сатаны Он поступал именно так, а лукавый был разочарован, ибо не мог возбудить во Христе дух возмездия. Сатана был готов опорочить все, что делал Иисус, но Спаситель не дал ему ни единого шанса, ни единого повода. Он не сворачивал со Своего прямого пути истины, поскольку не желал следовать за метаниями, ложью, различными превращениями и манипуляциями сатаны.

В пророчестве Захарии мы читаем, что когда сатана со всей своей свитой восстал, чтобы воспротивиться молитвам Иисуса, великого иерея, и Самому Господу, Который был уже почти готов объявить о Своей благосклонности к Иисусу, Господь сказал сатане: «Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах. 3:2).

Способ, при помощи которого Христос обращался даже с врагом душ человеческих, должен быть примером для нас во всех наших отношениях с другими людьми: никогда не смейте осуждать кого бы то ни было. Тем более мы не вправе грубо или сурово относиться к тем, кто, возможно, так же жаждет познания истинного пути, как и мы сами.

Будем снисходительны к другим

Братья и сестры, наученные истине с помощью наставлений и примеров, должны быть особенно снисходительны к тем, кто не имел возможности узнать Писание иначе, как через истолкования, данные служителями и членами Церкви, которые в силу всяких причин воспринимали традиции и басни в качестве библейской истины. Эти люди удивляются открывающейся им истине; она для них, словно новое откровение, и люди не могут сразу вместить всей

[326]

истины, представленной им с самых азов в ее наиболее ярком виде. Все ново, и необычно, и совершенно не соответствует тому, что они слышали от своих служителей, хотя люди такого уровня обычно склонны верить тому, что говорят им их служители, а именно: адвентисты седьмого дня — это безбожники, не верящие в Библию. Пусть же истина предстанет перед ними такой, какова она во Христе, строчка за строчкой, наставление за наставлением, здесь немного и там немного.

Не заграждайте дорогу

Пусть те, кто пишет для наших изданий, не допускают злых выпадов и намеков, которые определенно могут причинять нам вред, заградить путь к душам и помешают нам исполнить ту работу, которую мы обязаны совершить, то есть достичь людей всех групп, включая и католиков. Наше дело — провозглашать истину с любовью, не примешивать к ней неосвященные элементы плотского сердца и не произносить того, что отдает тем же духом, который свойствен нашим врагам. Все яростные выпады в двойной мере обрушатся на нас же, когда власть окажется в руках тех, кто может применить ее для нанесения нам вреда.

Снова и снова получала я весть о том, что мы ничего не должны ни в устной, ни в письменной форме говорить, особенно по поводу каких-либо личностей, исключая случаи, когда надо защитить истину, чтобы не настраивать наших врагов против нас и не подогревать страсти до белого каления. Вскоре наша работа будет прекращена, и скоро придет такое время печалей, какого не бывало прежде. Оно обрушится на нас, хотя мы и не имеем о нем ни малейшего представления.

Господь желает, чтобы Его работники представляли Его Самого как великого работника-миссионера. Проявление спешки всегда причиняет вред. Ежедневно в школе Христа мы должны постигать правила, необходимые для

[327]

христианской жизни. Тот, кто беззаботен и небрежен в своих устных выступлениях или печатных публикациях, рассылаемых затем по всему миру, дискредитирует себя, забывая пословицу: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Такому человеку не может быть доверена священная работа, которая сегодня лежит на плечах последователей Христа. Служители, использующие грубые выражения, формируют у себя привычки, которые по мере повторения лишь закрепятся и о которых потом придется сожалеть. Мы должны осторожно исследовать наши пути и наш дух и полностью осознавать, каким образом мы исполняем работу, вверенную нам Богом, ту работу, которая определяет вечную судьбу многих душ. На нас лежит высочайшая ответственность.

Дьявол, горя желанием воспламенить все сборище сатанинских сил, чтобы объединить их со злыми людьми, в любой момент готов обрушить на верных последователей истины мгновенные и жестокие страдания. Каждое неразумное слово, произнесенное нашими братьями, будет по достоинству оценено князем тьмы. Но почему так происходит, что ограниченные люди берут на себя смелость произносить неосторожные и рискованные слова, которые лишь мобилизуют силы ада в борьбе против святых Всевышнего, если Сам архангел Михаил не смел произнести против сатаны ни одного укоризненного слова, а только сказал: «Да запретит тебе Господь»?

Мы не сможем избежать трудностей и страданий. Иисус предупреждал: «Ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Но поскольку соблазны так или иначе придут, мы должны быть осторожны, чтобы неразумными словами и проявлением недоброго духа не пробудить естественный темперамент тех, кто не любит истины.

[328]

Драгоценную истину нужно представить в ее естественной силе. Обманчивые заблуждения, которые довольно широко распространены и вскоре пленят мир, должны быть разоблачены. Предпринимаются всяческие попытки утонченными рассуждениями обольстить души, чтобы обратить их от истины к басням и приготовить к обольщению еще большими заблуждениями. Но в тот миг, когда эти заблудшие души обращаются от истины к заблуждению, не говорите им ни слова осуждения. Пытайтесь указать на поджидающую их опасность и открыть им всю горечь их действий, направленных против Иисуса Христа; но пусть все это будет сделано с состраданием и нежностью по отношению к заблудшим. При правильном обращении некоторые из душ, пойманных в ловушку сатаной, могут избавиться от его власти. Но не обвиняйте и не осуждайте их. Насмешки над положением, в которое попали заблуждающиеся, не помогут открыть их слепые очи, .равно как и не привлекут их к истине.

Когда люди теряют из виду пример Христа и не следуют Его манере преподавания истины, их одолевает самодовольство, и они идут навстречу сатане, имея такой же, как у него, арсенал «вооружений». Враг рода человеческого прекрасно знает, как обратить свое оружие против тех, кто им пользуется. Иисус произносил только слова чистой истины и праведности.

Если когда-то какой-либо народ и должен был ходить в смирении пред Богом, так это Его Церковь, Его избранные в нынешнем поколении. Нам всем необходимо скорбеть по поводу скудости наших интеллектуальных способностей и отсутствия чувства благодарности за наши преимущества и возможности. Нам совершенно нечем хвастать. Мы огорчаем Господа Иисуса Христа своей грубостью, своими нехристианскими выпадами. Нам необходимо стать совершенными в Нем.

На самом же деле Господь нам повелевает: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно

[329]

трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его, и дому Иаковлеву — на грехи его» (Ис. 58:1). Вот какую весть мы должны нести, но мы обязаны быть и осторожными, чтобы не упрекать, не обременять и не обвинять тех, у кого нет такого света, каким обладаем мы. Мы не имеем права сворачивать с нашего пути для того, чтобы безжалостно поносить католиков. Среди них ведь есть много весьма добросовестных христиан, которые ходят во свете, который им открыт. Бог трудится и ради них. Люди, у которых были великие преимущества и возможности, но которые оказались неспособными укрепить свои физические, умственные и нравственные силы и жили лишь ради собственного удовольствия, отказываясь от исполнения своих обязанностей, находятся в большей опасности и под большим осуждением пред Богом по сравнению с теми, кто заблуждается лишь в вопросах доктрин, но тем не менее пытается жить так, чтобы творить добро для других.

Не судите других, не обвиняйте их. Если мы допустим, что эгоистические соображения, пустые рассуждения и всякого рода отговорки приведут наш ум и сердце в такое состояние, что мы уже не будем разуметь путей и воли Божьей, тогда мы окажемся гораздо более виноватыми, нежели явный грешник. Нам необходимо быть очень осторожными, чтобы не осуждать тех, кто перед Богом менее виновен, нежели мы (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 239-244).

Бог не взирает на лица

[330]

Религия Христа поднимает человека, принимающего ее, на более высокий уровень мысли и действия, и в то же время она представляет весь род человеческий как равноценные объекты Божьей любви, искупленные жертвой Его Сына. У ног Иисуса встречаются богатый и бедный, образованный и невежда, совершенно забывая при этом об общественном положении или мирском превосходстве. Когда мы взираем на Того, Которого наши грехи пригвоздили ко кресту, то напрочь забываем все земные различия. Самоотречение, снисходительность, бесконечное сострадание Того, Кто был превознесен на небесах, посрамляют человеческую гордость, самомнение и социальную кастовость. Чистая, неоскверненная религия, провозглашая свои Божественные принципы, соединяет всех, кто освящен через истину. Все обращенные предстают перед Ним как искупленные кровью души и равно зависимые от Того, Кто искупил их Богу.

Таланты

Господь даровал людям таланты для того, чтобы они могли совершенствоваться. Те, кому Он доверил деньги, должны использовать свой талант для приобретения средств для Господа. Люди, обладающие влиянием в обществе, обязаны использовать данные Богом возможности во благо Церкви. Те, кого Он наделил мудростью, должны принести этот дар ко кресту Христову и употреблять его ради славы Божьей.

А у бедных есть свой талант, который, вероятно, больше всех вышеупомянутых: это простота характера, смирение, добродетель, уверенность в Боге. Своим упорным трудом, полной зависимостью от Бога они направляют

[331]

тех, с кем общаются, к Иисусу, своему Искупителю. Их сердца полны сострадания к бедным, их дом всегда открыт для нуждающихся и обремененных. И их свидетельство ясно и определенно указывает на то. Кем является для них Иисус. Они ищут славы, чести и бессмертия, и их наградой будет жизнь вечная.

Человеческое братство

Для того, чтобы в человеческом братстве все было единым целым, требуются самые разнообразные таланты, и Церковь Христова состоит из людей, принадлежащих к разным слоям общества и обладающих различными способностями. Бог никогда не предусматривал, чтобы людская гордость мешала исполнению того, что Он задумал в Своей неизреченной мудрости, а именно: объединению в единое целое людей разных классов, рас и способностей. Никто не вправе умалять даже малый аспект великого дела Божьего, невзирая на то, какое положение занимают в нем люди — высокое или низкое. Все, исповедующие Христа в различной степени, имеют свою часть в деле распространения света.

Не должно существовать монополии на то, что безусловно принадлежит всем — высокого и низкого происхождения, богатым и бедным, образованным и малограмотным. Ни один луч света не должен быть недооценен, ни один луч не может угаснуть, ни один проблеск света нельзя пропустить или даже принять с нежеланием. Пусть все исполняют свою роль в распространении истины и праведности. Интересы различных классов общества неразрывно связаны. Мы все связаны с великой семьей человечества и не можем лишать друг друга сострадания, не рискуя потерять что-то очень важное. Когда не существует этого общего интереса и сострадания, тогда невозможно утвердить в Церкви здоровое влияние.

[332]

Исключительность

Для Бога не существует привилегированных сословий, Он пренебрегает вещами подобного рода. Все души для Него одинаково ценны. Работа по спасению душ — это занятие, достойное наивысшей похвалы. Не имеет значения, в какой форме мы совершаем труды наши или среди людей какого класса мы трудимся — высшего или низшего. В очах Божьих эти различия не влияют на истинную ценность работы. Искренняя, открытая, кающаяся душа драгоценна в очах Господа. Он налагает на людей Свою собственную печать, оценивая их не по их положению, не по богатству и не по интеллектуальным способностям, но по их общности со Христом. Необразованный, отверженный, раб, — если он использовал наилучшим образом дарованные ему возможности и преимущества, если ценил данный ему Богом свет — он сделал все, что от него требовалось. Мир может называть такого человека несведущим, но Бог называет его мудрым и добрым, и потому имя его записано в небесных книгах. Бог желает сделать его способным воздавать Ему честь, и не только на небесах, но и на земле.

Напротив, на отвергающих общение с теми, чьи имена записаны в книге жизни Агнца только потому, что они небогаты, недостаточно образованны или непочитаемы в этом мире, лежит Божественное осуждение. Христос, Господь славы, доволен теми, кто кроток и смирен сердцем, независимо от того, насколько скромным может быть их призвание, каково их положение в Церкви или обществе или уровень интеллекта.

Подготовка к служению

Посмотрите, как много полезных и уважаемых работников дела Божьего получили подготовку, исполняя те скромные обязанности, которых требовало от них их низкое социальное положение! Моисей был наследным принцем

[333]

Египта, но Бог не мог призвать его для исполнения предназначенной ему работы из царского чертога. Лишь после того, как в течение сорока лет Моисей послужил надежным пастухом, он был послан, чтобы избавить свой народ. Гедеона Бог призвал прямо от гумна, чтобы он стал инструментом в руках Божьих ради избавления воинств Израилевых. Елисей также был призван оставить плуг и исполнять приказание Господа. Амос был землепашцем, возделывавшим землю, когда Господь дал ему весть для провозглашения.

Всех, кто становится соработником Христа, ждет упорный труд, подчас в неблагоприятных условиях. Поэтому наставления для них надо подбирать разумно и обязательно адаптировать и к особенностям их характера, и к специфике работы, которую им предстоит совершать.

Забота о подготовке молодежи

Господь различными способами и в разное время открыл мне, как осторожно нам следует работать с молодежью, какое особое чутье требуется для работы с этой категорией людей. Каждый, кто связан с воспитанием и подготовкой молодежи, должен жить в очень тесном общении с великим Учителем, чтобы уловить Его дух и метод работы. Необходимо преподносить такие уроки, которые повлияют на характер молодых слушателей и дело всей их жизни.

Молодежь надо научить тому, что Евангелие Христа не терпит духа кастовости, что оно не дает места недоброму суждению о других, ибо все это прямо приводит к самовозвышению. Религия Христа никогда не унижает принимающего ее, равно как никогда не делает его резким и грубым, недобрым в помыслах и чувствах по отношению к тем, за кого умер Христос.

В то же время определенная опасность кроется в излишнем внимании к тонкости этикета, в трате большей части учебного времени на усвоение манер и разных форм

[334]

поведения, которые могут никогда не понадобиться. Часть молодежи подвергает себя опасности, акцентируя внимание на внешних атрибутах, переоценивая важность условностей, принятых в обществе. Результаты вряд ли будут адекватны затратам времени и сил, использованных на бесполезную погоню за светским лоском. Некоторые из тех, кто привык уделять этим вещам много внимания, проявляют мало истинного уважения или симпатии ко всему, что не соответствует их нормам приличия, каким бы великолепным это ни было.

Все, что поощряет негативную критику, мелочное выискивание и выявление любого огреха или ошибки, нехорошо, ибо вызывает недоверие и подозрительность, противоречащие характеру Христа и вредные для человека, который так поступает. Занимающиеся этим делом постепенно отдаляются от истинного духа христианства.

Наиболее важной, насущной формой воспитания является та, что развивает положительные черты характера, поощряет дух всеобъемлющей доброты, побуждает молодежь ни на кого не замышлять зла, не осуждать неверно чьи-либо побуждения и не истолковывать неверно слова и поступки. Время, посвященное наставлениям такого рода, принесет зрелые плоды для жизни вечной.

Пример Христа отвергает исключительность

В каждую эпоху, прошедшую с тех пор, как Христос жил среди людей, жили люди, решившие изолировать себя от других, поскольку они демонстрировали фарисейское стремление к исключительности. Отгородив себя от мира, эти люди прожили свой век, не принеся благословений своим ближним.

В жизни Христа нет примера такого фанатизма; Он был

[335]

благодетельной и общительной Личностью. Не существует, наверное, ни одного монашеского ордена на земле, из которого Его не исключили бы за нарушение предписаний и правил. В каждой религиозной конфессии и практически в каждой церкви можно найти недовольных, которые обвинили бы Его в либерализме. Они нашли бы в Нем вину, ибо он ел с мытарями и грешниками; они обвинили бы Его за тягу к мирским удовольствиям, когда Он отправился на брачный пир, и осудили бы за то, что Он разрешил Своим друзьям приготовить ужин в Свою честь и Своих учеников.

Но во всех этих случаях, согласно Его учению, равно как и благодаря Его благородному поведению. Он вселял Себя в сердца тех, кого Он почтил Своим присутствием. Он предоставлял людям возможность познакомиться с Собой и увидеть существенную разницу между Его жизнью и учением и жизнью и словами фарисеев.

Те, кому Бог доверил Свою истину, должны обладать таким же благодетельным духом, который проявил Христос. Они должны принять для себя такие же обширные планы действий. Им необходимо иметь добрый, благожелательный дух по отношению к бедным и чувствовать себя в определенном смысле Божьими управителями. Работники Божьи должны хранить все, что имеют — имущество, умственные силы, духовную крепость, — не как свою собственность, но как полученное ими на время для продвижения дела Христа на земле. Подобно Христу, они не должны избегать своих ближних, но, наоборот, искать общения с ними с целью излития на других тех небесных благословений, которые они получили от Бога.

Не будьте замкнутыми. Не ищите лишь тех нескольких человек, с которыми вам нравится быть вместе, и не предоставляйте других самим себе. Предположим, что вы действительно

[336]

замечаете дурные наклонности у одного и несообразительность у другого; не сторонитесь этих людей, общаясь только с теми, кто, по вашему мнению, безупречен.

Именно те души, которыми вы пренебрегаете, нуждаются в вашей любви и сострадании. Не оставляйте слабую душу бороться в одиночестве, преодолевать страсти собственного сердца без вашей помощи и ваших молитв, но вспоминайте и себя, дабы и вам не быть искушаемыми. Если вы будете так поступать. Бог не оставит вас наедине с вашими собственными слабостями. В Его очах ваши грехи могут оказаться больше, чем грехи тех, кого вы осуждаете. Не стойте в стороне, говоря: «Я святее тебя».

Христос простер Свою Божественную руку к людям. Он даровал Свою Божественную силу человеку, чтобы помочь бедным, больным, разочарованным душам достичь лучшей жизни. Да, мы нуждаемся гораздо больше в духе Христа и намного меньше в возвеличивании своего «я»! Нам ежедневно необходима сила Божья, преобразующая наши сердца. Мы нуждаемся в мягком и нежном духе Христа, для того чтобы подчинить Богу и смягчить наши души. Единственный путь для тех, кто считают себя совершенными, — это упасть на Камень и разбиться. Христос может преобразить вас в Свое подобие, если вы подчините себя Ему.

Если мы хотим следовать по стопам Христа, нам необходимо наладить тесное общение с теми, кто нуждается в нашем служении. Мы должны открывать Библию перед теми, кто стремится познать ее, рассказывать им о требованиях Закона Божьего, читать обетования для нерешительных, пробуждать беспечных, укреплять слабых.

Уединение

[337]

Чрезмерное увлечение чтением и литературным трудом делает многих служителей непригодными для пасторской работы. Они затрачивают на отвлеченное обучение массу драгоценного времени, которое лучше бы использовать на то, чтобы оказывать помощь нуждающимся в подходящее для этого время. Некоторые служители посвятили себя писательскому труду в пору повышенного интереса к религии, и нередко эти труды не имеют сколько-нибудь значимой связи с работой, вверенной им. В такие периоды времени обязанностью служителя является использование всех его сил для поддержания существующего интереса. Разум его должен быть ясным и сосредоточенным на единственной цели — спасении душ. Если бы его мысли были заняты другими проблемами, многие из тех, кого можно спасти при помощи своевременных наставлений, оказались бы потерянными.

Когда приходит искушение уединиться и окунуться с головой в чтение и написание трудов, тогда как другие дела требуют немедленного к себе внимания, служители должны запастись достаточно сильной волей, чтобы отречься от себя и посвятить себя только работе, предназначенной непосредственно им. Это, без сомнения, одно из наиболее тяжелых испытаний, которое призван пройти академический ум.

Обязанности пастора часто оказываются в непозволительном пренебрежении, поскольку у служителя не хватает сил пожертвовать своим стремлением к уединению и учебе. Пастор обязан посещать дома своих прихожан, уча, беседуя и молясь с каждой семьей, и присматривать за благополучием их душ. Тех, кто изъявил желание познакомиться с принципами нашей веры, нельзя оставлять в пренебрежении, но со всей тщательностью следует наставлять в истине.

[338]

Некоторые служители, приглашенные главами семейств посетить их дома, по окончании бесед и молитв проводили в этих домах еще по несколько часов, уединившись в свободной комнате для чтения или написания очередного трактата. Семья, пригласившая их, не извлекала из такого визита никакой пользы для себя. Служители, пользуясь гостеприимством хозяев, не удосужились ответить им тем же — совершить работу, в которой те так нуждались.

С людьми легко найти общий язык, общаясь с ними в тесном кругу. Но многие служители панически боятся домашних посещений; они не развивали в себе нужных качеств и не усвоили, что именно дух доброжелательности прокладывает путь к сердцам людей.

Те, кто оградил себя от людей, не в состоянии помочь им. Искусный врач обязан понимать природу и закономерности развития различных заболеваний, обладать достаточными знаниями о строении человеческого организма. Он должен быстро определить, чем озабочен пациент. Врач знает, что промедление опасно. Когда его опытная рука ложится на пульс больного, он внимательно отмечает особые проявления заболевания; полученные ранее знания помогают ему определить характер болезни и избрать метод лечения, необходимый для того, чтобы предотвратить развитие болезни.

Как врач имеет дело с физическими болезнями, так и пастор служит больной грехом душе. И его труд гораздо более важен, нежели работа врача, поскольку вечная жизнь ценнее, чем преходящее существование. Пастору приходится сталкиваться с бесконечным разнообразием темпераментов, и его обязанность заключается в том, чтобы, познакомившись с членами семей, которые слушали излагаемые им истины, определить, с помощью каких средств можно повести их в нужном направлении.

[339]

Служители и предпринимательство

Служители не могут с полной отдачей трудиться для Бога и в то же самое время нести на себе груз крупного личного предпринимательства. Такая раздвоенность интересов притупляет их духовное восприятие. Разум и сердце заняты земными заботами, а служение Христу отодвигается на второе место. Они стремятся подстраивать свою работу для Бога под обстоятельства, вместо того чтобы приспосабливать обстоятельства ради удовлетворения требований Божьих.

Все силы служителя должны быть направлены на выполнение его высокого призвания. Его лучшие способности принадлежат Богу. Он не должен заниматься ни коммерцией, ни предпринимательством, ибо это будет отвлекать его от великого дела. «Никакой воин, — заявляет апостол Павел, — не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику» (2 Тим. 2:4). Таким образом, апостол однозначно утверждает, что служителю необходимо полностью посвятить себя служению Господу.

Служитель, полностью посвятивший себя Богу отказывается от всех дел, которые хоть как-то могут отвлечь его от исполнения священного призвания. Он не жаждет земных почестей или богатств; единственная его цель заключается в том, чтобы рассказывать другим о Спасителе, Который пожертвовал Собой, чтобы даровать людям богатства вечной жизни. Наивысшее желание служителя заключается не в том, чтобы скопить богатства в этом мире, но привлечь внимание людей безразличных и непокорных к реальностям вечной жизни. Его могут приглашать принять участие в делах, которые сулят крупную прибыль, но он

[340]

ответит на эти искушения: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).

Сатана предложил эту приманку Христу, понимая, что если бы Он принял ее, то искупление мира никогда бы не состоялось. И под различными масками лукавый навязывает то же самое искушение служителям Божьим и сегодня, зная, что те, кто попадется на этот обман, нарушат верность своему призванию.

Нет Божьей воли на то, чтобы Его служители стремились обогатиться. Павел писал по этому поводу Тимофею: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (2 Тим. 6:10, 11). В проповеди и своим личным примером посланник Христа должен увещевать «богатых в настоящем веке… чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (2 Тим. 6:17-19). — Деяния апостолов, с. 365-367.

Служители не могут нести на себе груз работы Божьей и одновременно, предположим, вести фермерское хозяйство или заниматься какой-то другой предпринимательской деятельностью, отдавая таким образом свое сердце земным сокровищам. Их духовная проницательность блекнет. Они не могут оценить по достоинству нужды дела Божьего, а потому не в состоянии правильно организовать и направить свои усилия на то, чтобы удовлетворить эти нужды и способствовать продвижению вперед дела Божьего.

[341]

Необходимость полного посвящения работе со стороны служителя начинает вскоре ощущаться во всех областях его деятельности. Если его собственные требования занижены, он не сможет убедить других принять более высокие требования Божьи.

Покупка земли и акций угольных предприятий

Господь не может прославлять Свое имя через тех работников, которые пытаются служить и Богу, и мамоне. Мы не должны призывать людей вкладывать деньги в акции угольных компаний или в городские лотереи, лелея в себе надежды, что деньги, вложенные в них, за короткое время принесут сто процентов прибыли. Наша весть для этого времени такова: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:33, 34).

Перед самым вступлением израильтян в землю Ханаанскую сатана попытался совратить их и ввергнуть в идолопоклонство, полагая таким образом добиться их уничтожения. И сегодня он действует подобным же образом. Есть молодые люди, которых Бог мог бы принять в качестве Своих соработников, но ими овладела лихорадка наживы, и они променяли свой интерес к истине на возможность мирской выгоды.

Есть еще много таких, кто удерживает себя от служения Богу только потому, что желает достичь мирского благополучия. И сатана использует таких людей, чтобы сбить с пути Других. Искуситель сегодня приступает к людям так же, как он когда-то приступил к Иисусу, показывая Ему славу мира. И когда мера их успеха достигает критической точки, они

[342]

становятся такими жадными до богатства, что теряют любовь к истине, и духовность их умирает. Мимолетные перспективы этого мира заслонили им бессмертное наследие, любовь Христа.

Рядовые члены редко поднимаются выше своего служителя. Дух любви к миру, поселившийся в нем, оказывает огромное влияние на других. Люди используют его недостатки, чтобы замаскировать свой собственный дух любви к миру. Они успокаивают свою совесть, считая, что они могут проявлять любовь к земным вещам и оставаться безразличными к духовным ценностям, потому что так поступают их служители. Они обманывают свои собственные души и остаются в дружбе с миром, которую апостол объявляет «враждой против Бога» (Рим. 8:7). Служители должны служить примером своему стаду. Они обязаны проявлять неугасающую любовь к душам и такое же посвящение делу Божьему, которое они хотят видеть в других (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 645, 646).

Мы приближаемся к концу времени. Мы хотим возвещать истину для настоящего времени не только с кафедры, но и жить по ней вне кафедры. Тщательно исследуйте основание своего упования на спасение. Будучи провозвестником истины, ощущая себя сторожем на стенах Сиона, невозможно смешивать свои интересы с предпринимательством или торговлей и одновременно эффективно исполнять священное дело, преданное в ваши руки. Там, где находятся души людей, где присутствует вечное, невозможно разделить интересы без потерь для одной из сторон (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 530).

[343]

Для дополнительного изучения

Опасность отвергнуть свет

«Свидетельства для Церкви», т. 2. с. 694, 695.

«Свидетельства для Церкви», т. 5. с. 144

«Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 192—194.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 322, 489, 490, 580—588.

«Ранние произведения», с. 61—64.

Предостережение от лжеучений

«Свидетельства для Церкви», т. 9. с. 67, 68.

«Ранние произведения», с. 100—102,123—125. 258—261.

«Воспитание», с. 230, 231.

«Наглядные уроки Христа», с. 39, 40.

«Служение исцеления», с. 427—438.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 212. 213, 456. 478.

«Деяния апостолов», с. 319 — 321.383—388, 473—475. 502, 503, 535, 536, 553—556, 580, 581.

Здравое учение

«Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 279.290 — 304,309 — 311.

«Свидетельства для Церкви», т 9. с 67—69

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с 827

«Деяния апостолов», с 473—175, 502 — 508. 553—556

Фанатизм

«Свидетельства для Церкви», т 1, с. 228—232.

«Свидетельства для Церкви», т 2. с. 553—557.

«Свидетельства для Церкви», т. 3. с. 315. 316.

«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 305, 306, 647. 649.

«Свидетельства для Церкви», т. 8. с. 292. 293.

«Деяния апостолов», с. 347, 348.

[344]

Самоуверенность

«Свидетельства для Церкви», т 1. с. 621—628.

«Свидетельства для Церкви», т. 3, с 307, 308. 320 — 327, 449 — 459. 464

«Свидетельства для Церкви», т. 4, с 608.

«Свидетельства для Церкви», т 5, с. 214. 219.

«Служение исцеления», с 150, 151.

«Наглядные уроки Христа», с. 150—163.

Слова предостережения

«Свидетельства для Церкви», т. 2. с. 134—136, 220.

«Свидетельства для Церкви», т 3. с. 424—428. 461 — 463, 570, 575

«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 262, 263

«Свидетельства для Церкви», т. 6, с. 120—123.

«Свидетельства для Церкви», т. 7, с. 150—158.

«Свидетельства для Церкви», т. 9, с. 147—149.

Бог не взирает на лица

«Свидетельства для Церкви», т. 9. с. 116—124. 204—226.

«Служение исцеления», с. 17—50, 150—160.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 497—505.

«Наглядные уроки Христа», с. 376 — 389.

Уединение

«Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 308.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 144—153.

Служители и предпринимательство

«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 507. 541, 549, 621—627, 645, 646.

«Свидетельства для Церкви», т. 5. с. 530—532.

[345]