Раздел I Призванные святым призванием

«А вы будете называться священниками Господа, — служителями Бога нашего будут именовать вас».

От имени Христа

Всегда, во все времена на земле у Бога есть Его особые люди, которым Он говорит: «Вы — Мои свидетели». В каждом веке есть люди посвященные, которые собирали освещавшие их путь лучи света и которые говорили народу слова Божьи. Енох, Ной, Моисей, Даниил и длинная череда патриархов и пророков — вот служители праведности. Нельзя назвать их непогрешимыми; были они людьми слабыми и заблуждавшимися. Но они отдавали себя на служение Господу, и Он работал через них.

Со времени Своего вознесения Христос, великий Глава Церкви, выполняет Свою работу в мире посредством избранных посланников, через которых Он говорит с детьми человеческими и служит их нуждам. Серьезнейшая ответственность возложена на тех, кто призван Богом трудиться в Слове и учении ради созидания Церкви Его. От имени Христа они должны умолять людей примириться с Богом, и выполнить это поручение они смогут, лишь получив свыше мудрость и силу.

Божьих служителей символизируют семь звезд, находящихся под особой опекой и защитой Того, Кто есть Альфа

[14]

и Омега. Благоухание, которое должно преизобиловать в Церкви, связано с теми служителями Божьими, которым надлежит олицетворять любовь Христову. Бог управляет звездами небесными. Он наполняет их светом. Он направляет их движение. Не делай Он этого, и они стали бы упавшими звездами. Так же обстоит дело и с Его служителями. Они лишь орудия в Его руках, и все доброе, что они совершают, делается Его силой.

Честь Христу, что Он соделал Своих слушателей через работу Святого Духа большим благословением для Церкви, нежели звезды для мира. Всеми своими свершениями они обязаны Спасителю. Если служители будут взирать на Иисуса, подобно тому как Он взирал на Своего Отца, то они будут совершать Его дела. Если они будут полагаться на Бога, Он даст им Свой свет, чтобы отразить его для мира.

Духовные стражи

Служители Христовы являются духовными попечителями для тех, кто вверен под их ответственность. Их труд уподоблен работе стража. В древние времена на городских стенах зачастую выставлялись часовые. Имея удобную позицию, оттуда они могли наблюдать за доверенными их попечению важными пунктами, предупреждая о приближении врага. От их верности зависела безопасность всех тех, кто находился внутри города. Через определенные промежутки времени стражи должны были окликать друг друга, чтобы удостовериться, что все они бодрствуют и никому из них не причинено никакого вреда. Этот возглас ободрения и предостережения перекатывался от одного к другому. Каждый часовой повторял его, пока он, подобно эху, не проносился вокруг всего города.

Каждому служителю Господь возвещает: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью

[15]

умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтоб он обратился от него… ты спас душу твою» (Иез. 33:7-9).

Слова пророка возвещают о той огромной ответственности, которая возложена на тех, кто назначен попечителями Церкви, домостроителями тайн Божьих. Подобно стражам на стенах Сиона, им надлежит стоять, провозглашая сигнал тревоги всякий раз, когда приближается враг. Если же по какой-либо причине их духовные чувства огрубели до такой степени, что они не способны различить опасность, и люди погибнут из-за того, что стражи не сумели предостеречь их. Бог взыщет от их рук кровь погибших.

Стражам на стенах Сиона выпала честь пребывать рядом с Богом и быть восприимчивыми к воздействиям Его Духа, чтобы через них Он мог сообщить грешникам о грозящей им опасности и указать безопасное место. Избранные Богом, запечатленные кровью освящения, они должны спасать людей от неминуемой гибели. Им надлежит честно предостерегать своих собратьев о неизбежных последствиях преступления и верно стоять на страже интересов Церкви. Ни на миг не должны они ослаблять бдительность. Этот труд требует полной отдачи. Голоса стражей должны звучать подобно трубам, не допуская ни единой неуверенной или фальшивой ноты. Не ради оплаты трудятся эти люди, но поскольку не могут поступать иначе, поскольку осознают, что на них падет проклятие, если они не будут проповедовать Евангелие.

[16]

Служитель, который является соработником Христа, будет глубоко осознавать святость своей работы, понимая, сколько труда и какая жертвенность требуются для того, чтобы добиться успеха. Он не заботится об удобствах для себя, не ищет легких путей. Разыскивая заблудшую овцу, пастырь забывает о том, что сам он утомился, замерз и голоден. Его помыслы лишь об одном — спасти заблудшего.

Тому, кто служит под обагренным кровью знаменем Еммануила, зачастую приходится выполнять работу, которая требует героических усилий, терпения и выносливости. Но воин креста непоколебимо стоит на переднем крае битвы. Когда натиск врага усиливается, он обращается за помощью к Твердыне. И, принося Господу обетования Слова, он укрепляется, чтобы выполнять то, чего требует от него в данную минуту долг. Служитель осознает свою нужду в укреплении свыше. Победы, которых он достигает, не ведут его к самовозвеличению, но заставляют его все в большей и большей мере полагаться на Всемогущего. И, полагаясь на эту силу, служитель Божий получит возможность представлять весть спасения так убедительно, что она будет пробуждать ответные порывы в умах других людей.

Господь направляет Своих вестников для того, чтобы они предлагали Слово жизни, проповедовали, но не «философию и пустые обольщения», не «лжеименное знание», но Евангелие — «силу Божию ко спасению» (Кол. 2:8; I Тим. 6:20; Рим. 1:16). «Итак заклинаю тебя, — писал Павел Тимофею, — пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда

[17]

Верность в служении

здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:1-5). В этом наставлении каждый служитель увидит описание своей работы — работы, которую он сможет выполнять исключительно через осуществление обетования, данного Иисусом Своим ученикам: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Служители Евангелия, Божьи вестники к своим собратьям, никогда не должны забывать о своей миссии и о своих обязанностях. Утратив связь с небесами, они подвергнут себя еще большей опасности, чем все остальные люди, поскольку влияние зла на них в этом случае будет сильнее. Сатана постоянно следит за служителями, выжидая, пока не разовьется у них какая-то слабость, которая позволит ему одержать верх над ними. И как же ликует он, добившись успеха, поскольку, если посланник от имени Христова утратит свою защиту, это позволит врагу человеческому приобрести для себя множество душ!

Истинный служитель не допустит поступков, принижающих его высокое звание. Он будет осмотрительным в поведении и благоразумным в своих действиях. Он будет трудиться так, как трудился Христос; он будет поступать так, как поступал Христос. Все свои силы служитель будет использовать для того, чтобы нести добрую весть о спасении тем, кто ее еще не слышал. Огромная жажда праведности Христовой будет наполнять его сердце. Ощущение своей острой нужды в этом будет побуждать служителя ревностно стремиться к обретению той силы, которая должна снизойти на него прежде, чем он сможет в простоте, истинности и смирении донести истину такой, какова она в Иисусе.

[18]

Примеры твердости

Слуги Божьи не встречают в мире ни почестей, ни признания. Стефана побили камнями за то, что он проповедовал Христа распятого. Павла заключали в тюрьму, избивали, побивали камнями и в конце концов предали смерти за то, что он был верным вестником Божьим к язычникам. Апостол Иоанн был сослан на остров Патмос «за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1:9}. Эти примеры того, как люди могли твердо стоять в могуществе силы Божьей, свидетельствуют миру о верности обетовании Божьих, о Его неизменной близости и укрепляющей благодати.

Ни один луч надежды на славное бессмертие не освещает будущее Божьих врагов. Великий полководец покоряет народы, сокрушая войска половины мира; но умирает он разочарованным и в изгнании. Философ охватывает мыслью Вселенную, повсюду замечает проявления силы Божьей и дивится ее гармонии, но зачастую не видит в этих поражающих воображение чудесах той Руки, Которая все это сотворила. «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают» (Пс. 48:21). Но Божьим героям веры принадлежит наследие большей ценности, чем все земные богатства, — наследие, способное удовлетворить все чаяния души. Мир может не знать и не признавать их, но в книгах небесных они записаны гражданами небес — возвышенное величие и преизбыток вечной славы будут принадлежать им.

Величайшее и благороднейшее из всех дел, которыми может заниматься человек, — указывать грешникам на Агнца Божьего. Истинные служители являются соработника-ми у Господа в исполнении Его намерений. Бог говорит им:

[19]

«Идите, учите и проповедуйте Христа. Наставляйте и воспитывайте всех, не ведающих Его благодати. Его благости и Его милосердия. Учите людей». «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14).

«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»… Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (Ис. 52:7, 9, 10}.

Работники Христовы не должны даже думать — а уж тем более говорить — о возможности неудачи в своей работе. Господь Иисус содействует нам во всем. Дух Его — наше вдохновение. И если мы вверяем себя в Его руки, чтобы быть проводниками света, наши средства в выполнении доброй воли не могут быть исчерпаны. Мы можем черпать из Его полноты и обретать такую благодать, которой нет предела.

[20]

Святость работы

Служитель выступает в роли уст Божьих для народа и должен олицетворять своего Господа в помыслах, слове и деле. Когда Моисей был избран вестником завета, данное ему слово звучало так: «Будь ты для народа посредником пред Богом» (Исх. 18:19). Подобно тому как Он избрал Моисея, сегодня Бог избирает людей быть Его вестниками, и тяжелое проклятие ляжет на того, кто обесчестит свое святое призвание либо снизит тот стандарт, который установлен для него жизнью и трудами Сына Божьего.

То возмездие, которое постигло сыновей Аарона, Надава и Авиуда, показывает, как относится Бог к служителям, которые бесчестят святость своего положения. Эти люди были освящены для священничества, но они не научились владеть собой. Долго лелеемые ими привычки потворствовать своим прихотям настолько овладели ими, что даже связанные с их высоким положением обязанности не могли заставить этих людей побороть свои слабости.

Во время богослужения, когда молитвы и хвалы народа возносились к Богу, подвыпившие Надав и Авиуд положили в свои кадильницы фимиам и зажгли его. Но они нарушили Божье повеление, запрещающее зажигать «огонь чуждый» вместо того священного огня, который дал им Сам Бог и который, по Его повелению, они должны были использовать для этой цели. За этот грех огонь вышел от Господа и сжег их на глазах у народа. «И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (см. Лев. 10:1-7).

[21]

Поручение Исаии

Намереваясь послать Исаию с вестью к Своему народу, Бог вначале позволил пророку в видении заглянуть в Святое святых святилища. Внезапно как бы отворились ворота и внутренняя завеса как бы поднялась, и позволено было Исаии заглянуть внутрь, в Святое святых, куда не могла ступить даже нога пророка. И увидел он в своем видении Яхве, восседающего на высоком и превознесенном престоле, а края славы Его наполняли весь храм. Вокруг престола, подобно стражам вокруг великого Царя, стояли серафимы, отражая окружавшую их славу. Песнь хвалы их зазвучала могучими аккордами благоговения, и поколебались столпы как бы от землетрясения. Устами, неосквернёнными грехом, эти ангелы возносили хвалу Богу. «Свят, свят, свят Господь Саваоф! — восклицали они. — Вся земля полна славы Его!» (См. Ис. 6:1-8).

Серафимы, окружавшие престол, были настолько преисполнены священным благоговением от созерцания славы Божьей, что ни на миг не сосредоточивали свой взор на себе в восхищении. Их хвала возносилась Господу Саваофу. Предвкушая будущее, когда вся земля наполнится Его славою, они воспевают, вторя друг другу прекрасную мелодию песни победы: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Им совершенно достаточно прославлять Бога, пребывать в Его присутствии, под Его ободряющей улыбкой, и ничего большего они не желают. Они несут Его образ, выполняют Его повеления, поклоняются Ему, и в этом исполнение их наивысших желаний.

Пророк вслушивался — и слава, сила и величие Господа открывались перед его взором. И в свете этого откровения

[22]

с потрясающей ясностью открывалась для него его собственная внутренняя осквернённость. Даже собственные слова казались ему нечистыми. В глубоком смирении Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами… и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».

Смирение Исаии было искренним. Осознавая, каким огромным было различие между людьми и характером Божьим, он испытывал ощущение своей несостоятельности и недостойности. Как мог он возвещать народу о святых требованиях Яхве?

«Тогда прилетел ко мне один из серафимов, — пишет пророк, — ив руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».

Затем Исаия услышал голос Господа, говорившего: «Кого Мне послать?» И, ободренный мыслью о Божественном прикосновении, пророк ответил: «Вот я, пошли меня».

Когда Божьи служители верой взирают во Святое святых и видят работу нашего великого Первосвященника в небесном святилище, они осознают, что они — люди с нечистыми устами, люди, языки которых часто говорили тщеславно. Сопоставление собственной недостойности с совершенством Христа вполне может повергнуть их в отчаяние. В искреннем сердечном раскаянии, ощущая себя совершенно недостойными и неподходящими для великой работы, восклицают они: «Погиб я». Однако если они, подобно Исаии, смиряют свои сердца пред Богом, то для них будет сделано то же самое, что было сделано для пророка. Их уст коснется горящий уголь с жертвенника, и они как

[23]

бы растворятся в ощущении величия и силы Бога и Его готовности помочь им. Служители Христа будут осознавать святость доверенной им работы и возненавидят все, что побуждает их бесчестить Того, Кто послал их со Своей вестью.

Горящий уголь символизирует как очищение, так и накал работы истинных служителей Божьих. Именно для людей, столь глубоко посвященных, что Господь может прикоснуться к их устам, говорится слово: «Иди на поле жатвы. Я буду содействовать тебе».

Служитель, подготовленный таким образом, станет силой к совершению добра в мире. Его слова будут словами верными, чистыми и истинными, исполненными сочувствия и любви. Дела его будут правильными и справедливыми, будут помощью и благословением для слабых. Христос будет непрестанно пребывать с ним, управляя его мыслями, словами и делами. Такой служитель будет исполнен решимости победить гордыню, алчность, эгоизм. Стремясь добиться этого, он обретает духовную силу. В повседневном общении с Богом он преуспевает в познании Писания. Он имеет общение с Отцом и Сыном. Неизменно повинуясь Божественной воле, служитель с каждым днем становится все лучше приготовленным к тому, чтобы говорить такие слова, которые поведут колеблющиеся заблудшие души ко Христу.

[24]

Поле есть мир

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, дочинивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4:18-22).

Немедленное, беспрекословное повиновение этих людей, которым не было обещано никакого вознаграждения, изумляет. Но слова приглашения Христа таили в себе побуждающую силу. Христос сделает этих скромных рыбаков, связавших свою жизнь с Ним, теми орудиями, которые будут служить освобождению людей от служения сатане и обращению их к служению Богу. В этой работе они станут свидетелями Христа, которые несут миру Его цельную, не разбавленную человеческими традициями и софистикой истину. Следуя за Иисусом, работая вместе с Ним, подражая Его достоинствам, эти люди обретут способность стать ловцами человеков.

Так первые ученики были определены на работу Евангельского служения. Три года трудились они вместе со Спасителем, Который Своими наставлениями, делами исцеления и личным примером готовил их к продолжению начатой Им работы. В простоте веры и чистом, кротком служении ученики познавали, как следует выполнять свои обязанности в деле Божьем.

Вот те уроки, которым нам надлежит учиться из жизни

[25]

апостолов. Это были люди, абсолютно преданные и верные принципам. Это были люди, которые не подведут и не впадут в уныние. В своем ревностном служении Богу они были полны благоговения, исполнены самых благородных замыслов и устремлений. По природе своей ученики были столь же слабы и беспомощны, как любой из тех, кто ныне занимается этой работой. Но они всецело доверились Господу. Они обладали богатством, но это было богатство ума и душевной культуры. Всякий, для кого Бог станет Альфой и Омегой и Наилучшим во всем, может обрести это богатство. Долго и с большим трудом постигали ученики уроки, преподанные им в школе Христа, но их усилия не остались тщетными. Они соединили себя с самой могущественной из всех сил. Они непрестанно жаждали более глубокого, более полного и более широкого понимания вечных истин, дабы иметь возможность успешно представлять сокровища истины нуждающемуся миру.

Сегодня мы нуждаемся в работниках, обладающих таким же характером, в людях, которые без остатка посвятят себя проповеди Царствия Божьего миру, погрязшему в грехах. Мир нуждается в людях думающих, людях принципиальных, людях, непрестанно возрастающих в понимании и проницательности. Велика нужда в людях, способных наилучшим образом использовать точило, чтобы истина обрела крылья, достигнув всякого народа, и языка, и племени.

Евангелие для всех стран

Свет истины должен воссиять повсюду, чтобы сердца людей могли пробудиться и обратиться. Евангелие должно быть провозглашено во всех странах. Служителям Божьим надлежит трудиться во всех местах, и дальних и близких, расширяя обработанную часть виноградника и

[26]

переходя дальше. Они должны трудиться, доколе длится день; ибо придет ночь, когда никто не сможет трудиться. Грешникам нужно указывать на Спасителя, вознесенного на кресте, а слова приглашения: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29) — должны быть услышаны ими из многих уст. Нужно организовывать церкви и разрабатывать планы работы, которую надлежит совершить членам вновь образованных церквей. По мере того как исполненные рвения и движимые любовью Божьей работники будут продвигаться вперед, наступит пробуждение в наших церквах, поскольку успех работников будет восприниматься как дело, глубоко и лично затрагивающее каждого члена этой церкви.

Нам нужны честные и самоотверженные люди, которые пойдут к Богу, чтобы с сильным воплем и слезами умолять Его о душах, пребывающих на краю погибели. Без сева не будет жатвы, без усилий не будет результата. Авраам был призван уйти из дома, чтобы нести свет язычникам. И он повиновался, не задавая вопросов: «И пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8). Поэтому сегодня слугам Божьим нужно идти туда, куда Он направляет, доверив Ему вести себя и даровать успех в работе.

Ужасающее состояние мира, казалось бы, указывает на то, что смерть Христа была почти бесполезной и что сатана восторжествовал. Подавляющее большинство жителей нашей земли отдали себя во власть врага человеческого. Но мы не поддались обману. Несмотря на то, что триумф сатаны кажется очевидным, Христос выполняет Свою работу в небесном святилище и на земле. Слово Божье открывает нечестие и испорченность, которые будут преобладать в мире в последние дни. Мы наблюдаем исполнение пророчества, и наша вера в окончательную победу Царства Божьего

[27]

должна укрепиться; и мы должны идти вперед с новым мужеством, чтобы выполнять назначенную нам работу.

Торжественная, возвышенная весть предостережения должна провозглашаться в самых труднодоступных местах и в самых нечестивых городах, где еще не воссиял свет трехангельской вести Евангелия. Последний призыв на брачный пир Агнца должен услышать каждый. От селения к селению, от города к городу, от страны к стране должна быть провозглашена весть истины для нашего времени — и не с показной шумностью, но в силе Духа. Когда в простоте Евангелия будут представлены Божественные принципы, что наш Спаситель пришел в этот мир, чтобы убеждать словом и примером Своей жизни, тогда сила этой вести станет очевидной. В наш век новая жизнь, исходящая от Источника всякой жизни, должна войти в каждого работника. Как все-таки мало мы осознаем широту нашей миссии! Нам необходимы как исполненная искренности и решимости вера, так и непоколебимое мужество. Время для труда ограничено, и нам нужно трудиться с неослабевающим рвением.

«Поле есть мир» (Мф. 13:38). Значение этих слов мы понимаем лучше, чем апостолы, которым дано было поручение проповедовать Евангелие. Весь мир представляет собой огромное миссионерское поле, и мы, давно познавшие Евангельскую весть, должны ободряться мыслью о том, что поля, некогда недоступные, ныне открыты для нас. Некогда закрытые для Евангелия страны сейчас распахивают двери, умоляя разъяснить им Слово Божье. Цари и князья открывают свои ворота, которые были так долго заперты, приглашая войти вестников креста. Жатва воистину велика. Лишь только вечность откроет результаты той целенаправленной работы, которая осуществляется сейчас. Провидение идет впереди нас, и Бесконечная Сила трудится

[28]

совместно с человеческими усилиями. Воистину слепыми должны быть глаза, которые не замечают трудов Господа, и глухими должны быть уши, которые не слышат призыва Истинного Пастыря, обращенного к Его овцам.

Христос стремится распространить Свое влияние на разум каждого человека. Он желает запечатлеть Свой образ и характер в каждой душе. Будучи на нашей земле. Он жаждал сочувствия и содействия, дабы Его Царство могло расшириться и охватить весь мир. Наша земля приобретена Им во владение, и Он освободит людей, очистит и освятит их. «Вместо предлежавшей Ему радости, (Иисус) претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12:2). Мысль о том, что Он не зря переносит все эти муки и что Ему удастся примирить человека с Богом, поддерживала Иисуса в годы Его земной жизни. Впереди нас еще ждут победы — благодаря той Крови, которая была пролита за этот мир и которая принесет вечную славу Богу и Агнцу. Народы будут отданы Ему в наследие и пределы земли — во владение Ему. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством (см. Ис. 53:11).

«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится

[29]

к тебе, достояние народов придет к тебе». «Ибо — как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, — так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами» {Ис. 60:1-5; 61:11).

Поручение, данное ученикам, дано и нам. Сегодня, как и тогда, распятый и воскресший Спаситель должен быть возвышен перед всеми, кто без Бога и без надежды погибает в этом мире. Господь нуждается в пасторах, учителях и евангелистах. Его слуги должны провозглашать весть спасения, идя от дома к дому. Всякому племени, и колену, и языку, и народу необходимо нести Благую весть о прощении через Христа. Не скучными безжизненными словами надлежит излагать эту весть, но ясными, решительными и волнующими. Сотни людей находятся в ожидании спасительного для их жизни предостережения. Мир должен увидеть в последователях Христа свидетельство силы христианства. Весь мир, а не просто некоторые места нуждаются в вести милосердия.

Тот, кто постигает несравненную любовь Спасителя, возвысится в мыслях, очистится сердцем, преобразится характером и станет для мира светом, отражающим в некоторой степени эту таинственную любовь. Чем глубже мы размышляем о кресте Христовом, тем полнее мы будем воспринимать слова апостола, сказавшего: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).

[30]

Ответственность служителя

«Итак заклинаю тебя, — писал Павел Тимофею, — пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:1, 2).

Этот торжественный наказ, обращенный к столь ревностному и верному служителю, как Тимофей, является сильнейшим свидетельством важности и ответственности работы служителя Евангелия. Павел пред Богом заклинает Тимофея проповедовать Слово Божье, а не изречения и не обычаи людей; быть готовым свидетельствовать о Боге всякий раз, когда представится такая возможность — перед большими собраниями и в частных беседах, в дороге и у камина, друзьям и врагам, пребывая в безопасности и перед лицом тягот и опасностей, упреков и утрат.

Опасаясь, что мягкий и уступчивый характер Тимофея вынудит его избегать весьма важной части своей работы, Павел увещевал его быть верным в обличении греха и даже резко порицать виновных в вопиющих грехах. Делать это, однако, он должен «со всяким долготерпением и назиданием». Тимофей должен проявлять свойственные Христу терпение и любовь, поясняя и подтверждая свои обличения истинами Слова Божьего.

Ненавидеть и обличать грех, выказывая в то же время сострадание и любовь к грешнику, — это трудная задача. Чем ревностнее стремление достичь святости сердца и жизни, тем острее наше восприятие греха и решительнее

[31]

его осуждение. Мы должны остерегаться чрезмерной суровости по отношению к грешнику. Но нам нужно также проявлять большую осторожность, чтобы не упустить из виду нарастающую греховность греха. Нужно проявлять христианское терпение и любовь к заблуждающемуся. Но здесь присутствует также опасность того, что терпимость к его заблуждениям окажется столь велика, что грешник будет смотреть на себя как на не заслуживающего обличения и отвергнет его как непрошенное и несправедливое.

Тревога за души

Божьи служители должны вступить в тесные отношения со Христом и следовать Его примеру во всем — в чистоте жизни, самоотречении, в доброте, усердии и настойчивости. Приобретение душ для Царства Божьего — вот что прежде всего должно занимать их умы. Сожалея о грехе и с терпеливой любовью должны они трудиться так, как трудился Христос, — решительно и неустанно.

Джон Уэлш, служитель Евангелия, ощущал столь великую тревогу за души, что зачастую вставал ночью, для того чтобы обратиться к Богу с прошением об их спасении. Однажды жена обратилась к нему с мольбой подумать о своем здоровье и не подвергать его такому напряжению. Уэлш ответил: «О, женщина, я несу ответственность за души трех тысяч человек и не знаю, пребывают ли они в благополучии».

В одном из городков Новой Англии копали колодец. Когда работа уже близилась к концу, рухнувший пласт земли похоронил заживо работавшего на дне человека. Тут же была поднята тревога и на помощь бросились механики и фермеры, торговцы и юристы. Не теряя ни секунды, принесли веревки, лестницы и лопаты. «Спасите его! Спасите его!» — слышалось в толпе.

[32]

Люди работали с отчаянной решимостью. Пот заливал им глаза. Руки дрожали от напряжения. Наконец внутрь подали трубу, через которую стали кричать, чтобы узнать, жив ли находящийся на дне человек. И тут же услышали ответ: «Я жив, но поторопитесь. Здесь страшно». С радостными возгласами возобновили работу. Наконец спасатели добрались до похороненного заживо и спасли его — их радостные восклицания, казалось, достигали небес. «Он спасен!» — перекатывалось эхом по всем улицам городка.

Может быть, для спасения одного человека было приложено слишком много рвения, энтузиазма и энергии? Конечно же, нет. Но что значит утрата жизни преходящей в сравнении с утратой души навечно? Если угроза потери жизни пробуждает в человеческих сердцах столь горячие чувства, то разве вечная утрата души не должна будить еще большую тревогу в сердцах тех, кто осознает опасность отделенности от Христа? Разве не должны слуги Божьи проявлять такое же рвение в трудах по спасению душ, каким оно было, когда в опасности оказалась жизнь человека, погребенного на дне колодца?

Жажда хлеба жизни

Одна благочестивая женщина как-то заметила: «Если бы можно было слышать чистое Евангелие, как его некогда проповедовали с кафедры! Наш служитель хороший человек, но он не понимает духовных нужд людей. Он украшает Голгофский крест красивыми цветами, которые скрывают весь стыд, сглаживают все укоры. Душа моя жаждет хлеба жизни. Для сотен таких же, как я, бедных душ послушать ясную, простую библейскую проповедь, питающую сердца, было бы подобно глотку свежего воздуха!»

[33]

Нам нужны мужи веры, которые будут не только проповедовать, но и служить людям. Нужны люди, которые каждый день ходят с Богом и имеют живую связь с небом; люди, слова которых обладают силой, убеждающей сердца. Но не ради того, чтобы показать свою одаренность и ум, должны трудиться служители, но чтобы истина могла пробиться к душе, подобно стреле от Всемогущего.

Однажды к служителю, после произнесенной им библейской проповеди, подошел один человек, на которого проповедь произвела глубокое впечатление, и спросил: «Вы действительно верите в то, что проповедуете?»

«Безусловно», — ответил пастор.

«Так ли это?» — обеспокоено повторил спрашивающий.

«Безусловно», — сказал служитель, доставая свою Библию.

И тут стоявший перед ним человек разрыдался: «Но если это правда, то что же делать нам?»

«Что же делать нам? — подумал служитель. -Нам? Что имеет в виду этот человек?» Вопрос запал ему в душу. Пастор обратился к Богу с просьбой подсказать ему дальнейшие действия. И во время молитвы с потрясающей ясностью его посетила мысль о том, что он должен представлять умирающему миру серьезнейшие реальности вечности. Три недели он не выходил за кафедру. Он искал ответа на заданный ему вопрос: «Что же делать нам?»

Служитель вернулся к своей пастве с утешением от Всевышнего. Он понял, что все его прошлые проповеди не оставляли глубокого следа в сердцах слушателей. Теперь же он ощущал на себе ужасающую тяжесть их душ. Теперь он знал, что ему предстоит выполнить великую работу. Но знал также, что он не один, что Бог его не оставит. Перед

[34]

своими слушателями он возвысил Спасителя и Его несравненную любовь. Это было откровение Сына Божьего. В церкви началось возрождение, которое распространилось на все окружающие общины.

Безотлагательность работы Христа

Если бы наши служители осознавали, насколько скоро обитатели нашего мира должны будут предстать перед судом Божьим, они трудились бы более ревностно, для того чтобы приводить людей ко Христу. Вскоре всем нам предстоит пройти последнее испытание. Недолго осталось звучать голосу благодати; недолго оставаться в силе милостивому приглашению: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Бог посылает евангельское приглашение всем людям. Так пусть же Его вестники трудятся столь гармонично, столь неустанно, чтобы все узнали о том, что они пребывают с Иисусом и учатся от Него.

О первосвященнике Израиля, Аароне, написано так: «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом» (Исх. 28:29). Какой прекрасный и впечатляющий образ непреходящей любви Христа к Своей Церкви! Наш великий Первосвященник, образом Которого был Аарон, носит Свой народ у сердца Своего. Так не должны ли Его земные служители разделять Его любовь, сочувствие и доброту?

Одна лишь Божественная сила способна растопить сердце грешника и привести его, кающегося, ко Христу. Ни один великий реформатор или учитель — будь то Лютер, Меланхтон, Уэсли или Уайтфильд — не мог бы самостоятельно

[35]

обрести доступ к сердцам или совершить то, что он совершил. Но Бог говорил через них. Люди ощущали воздействие высшей силы и непроизвольно покорялись ей. Сегодня тем, кто забывает о себе и полагается на Бога в успехе своей работы по спасению душ, будет содействовать Бог, и их труд прославится спасением душ.

Я считаю себя обязанной сказать о том, что трудам многих из наших служителей недостает силы. Бог желал бы ниспослать на них Свою благодать, они же праздно проводят день за днем, имея лишь холодную, формальную веру, представляя лишь теорию истины без той жизненной силы, которая проистекает от единения с Небесами и направляет произнесенные слова непосредственно в сердца людей. Эти люди как бы пребывают в полусне, в то время как вокруг них души погибают во тьме и заблуждении.

Служители Божьи, чьи сердца пылают любовью ко Христу и к своим собратьям, стремятся пробудить тех, кто мертв в своих преступлениях и грехах. Так пусть же ваши настойчивые горячие мольбы и предостережения ранят их совесть! И ваши ревностные молитвы растопят их сердца и поведут их в покаянии к Спасителю. Вы — посланники Христа, чтобы провозглашать Его весть о спасении. Помните о том, что недостаточная ваша посвященность и мудрость может нарушить равновесие в другую сторону, направив душу к вечной погибели. Небрежность и безразличие недопустимы! Вам необходима сила, и этой силой Бог желает наделить вас — без каких-либо ограничений. Он просит лишь одно — ваше сокрушенное и смиренное сердце, жаждущее верить и принимать Его обетования. Вам нужно лишь использовать те средства, которые Бог предоставил в ваше распоряжение, — и вы получите благословение.

[36]

Перспектива

Мы приближаемся к концу истории нашей земли. Нам предстоит великая работа, завершающая работа — провозглашать последнее предостережение греховному миру. Многие будут призваны от плуга, от виноградника, от различных других занятий и посланы Господом возвещать эту весть миру.

В мире царит беспорядок, и перспективы будущего разочаровывающие. Но Христос с обнадеживающей уверенностью приветствует тех самых людей, которые рождают в нас это чувство уныния. Он видит в этих людях качества, позволяющие им занять место в Его винограднике. Если они будут непрестанно учиться. Он сделает из них Своим провидением работников, способных выполнять любую доступную человеческим силам работу. Наделив же их Святым Духом, Он даст им силу слова.

На бесплодные, невозделанные поля должны выйти новые работники. Яркость картины мира, представленной Спасителем, вдохнет уверенность во многих работников. Если они приступят к работе в смирении и с великим усердием, то станет очевидным, что это именно те люди, которые необходимы в данном месте в данное время. Христос видит всю нищету и отчаяние мира — всю ту картину, которая вызывает у некоторых из наших весьма способных работников столь сильное чувство уныния, что они даже не знают, как начать, как подвести людей к первой ступеньке лестницы. Их отточенные методы работы вряд ли имеют

[37]

большую ценность. Они стоят над первыми ступеньками лестницы и говорят: «Поднимайтесь к нам». Но бедные души не знают, куда поставить ногу.

Сердце Христа радуется при виде тех, кто испытывает нищету во всех смыслах этого слова; Он радуется, когда видит людей, подвергающихся жестокому обращению и при этом остающихся кроткими; Он радуется, когда видит неутолимую жажду праведности и в то же время неспособность людей начать что-либо своими силами. По сути. Он приветствует все те условия, которые могли бы вызвать уныние у многих наших служителей. Он исправляет наше испорченное грехом благочестие, возлагая бремена служения нуждам бедных и страждущих в самых трудных условиях и отдаленных местах на людей, сердца которых способны сострадать тем, кто в неведении, и тем, кто сбился с пути.

Господь учит этих работников тому, как найти подход к тем людям, помогать которым Он их отделил. Увидев двери, распахнутые для того, чтобы туда можно было войти и приступить к выполнению медицинского миссионерского служения, работники ободрятся. Испытывая неуверенность к себе, они всю славу воздают Богу. Возможно, руки их грубы и неумелы, но сердца восприимчивы к чужой боли. Они полны искреннего желания сделать хоть что-то, способное приуменьшить окружающее их горе; и Христос находится рядом с ними, чтобы помочь им. Он работает через тех, кто способен увидеть благословение в нищете и приобретение в утратах. Когда они видят Свет мира, лишения кажутся им преимуществами, в неразберихе они видят упорядоченность, а в том, что представляется неудачей, — успех и мудрость Божью.

Братья мои и сестры, в своем служении идите ближе к людям. Поднимайте упавших духом. Воспринимайте несчастья как скрытые благословения, а бедствия — как милости. Своим трудом пробуждайте надежду там, где, казалось бы, есть место лишь для отчаяния.

Обычным людям нужно взять на себя труд служителя.

[38]

Разделяя скорби своих собратьев, подобно тому как Спаситель разделил скорби человечества, они посредством веры увидят, что Он трудится рядом с ними.

«Близок великий день Господа, близок — и очень поспешает» )Соф. 1:14). Каждому работнику я говорю: «Иди вперед со смиренной верой, и Господь пойдет с тобой. Но бодрствуй в молитве. В этом заключается наука твоего труда. Сила — от Бога. Трудись, положившись на Него, и помни, что ты трудишься вместе с Ним. Он — твой Помощник. В Нем твоя сила. Он будет твоей мудростью, твоей праведностью, твоим освящением, твоим искуплением. Неси иго Христа, ежедневно научаясь от Него смирению и кротости. Он будет твоим утешением, твоим покоем» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 270-272).

Спаситель знает глубины несчастий и отчаяния мира. Он знает, как принести облегчение. Он повсюду видит души, находящиеся во тьме, — согбенные грехом, скорбью и болью. Но Он видит также и их возможности. Он видит те высоты, которых они способны достичь. Хотя люди осквернили данные им благословения, расточили свои способности и утратили образ Божий, Творцу надлежит быть прославленным в их искуплении.

[39]

Христос испытывал радость, что Он может сделать для Своих последователей больше, чем они могли просить или думать. Он знал, что истина, облеченная во всемогущество I39! Святого Духа, победит в битве со злом и что окропленное кровью знамя победоносно будет реять над Его последователями. Он знал, что жизнь верных Ему учеников будет подобна Его жизни — одержанные ими многочисленные победы не будут восприниматься таковыми здесь, однако обретут признание в великом завтра.

«Сие сказал Я вам, — говорил Он, — чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Христос не был побежден; не впал Он и в уныние. И Его последователям надлежит явить столь же непоколебимую веру. Они должны жить так, как жил Он, и трудиться так, как трудился Он, потому что они полагаются на Него.

Последователи Христа должны обладать мужеством, энергией и настойчивостью. Его благодатью они должны идти вперед, даже если перед ними возникает представляющееся непреодолимым препятствие. Вместо того чтобы скорбеть о трудностях, служители Христа призваны преодолевать их. Им нет причины для уныния, поскольку велика их надежда. Золотой цепью Своей несравненной любви Христос связал их с престолом Божьим. Его цель заключается в том, чтобы величайшая во Вселенной сила, исходящая от Источника всякой силы, принадлежала им. Эти люди должны иметь силу, чтобы противодействовать злу; силу, которую не могут одолеть ни зло, ни тьма; силу, которая позволит им победить так же, как победил Христос.

[40]

Для дополнительного изучения

От имени Христа

«Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 14—18.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 349—358.

Святость работы

«Деяния апостолов», с. 498—508.

Поле есть мир

«Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 14—18.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 244—251, 818—828.

«Наглядные уроки Христа», с. 219—237.

Ответственность служителя

«Свидетельства для Церкви», т. 1, с. 248, 249.

«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 336—341, 506. 650.

«Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 242. 243, 358, 359.

«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 185.

«Деяния апостолов», с. 206, 207, 326—329, 394, 395.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 493, 640, 641.

[41]