Раздел II Служители праведности

«Способность наша от Бога: Он дал нам способность быть служителями».

Христос — наш Пример

Наш Господь, Иисус Христос, пришел в этот мир как неутомимый слуга нуждам человеческим. «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17), чтобы быть в состоянии помочь во всех нуждах человека. Он пришел, чтобы снять с нас бремя болезней, несчастий и греха. Миссия Христа заключалась в том, чтобы даровать людям полное восстановление. Он пришел дать им физическое здоровье, душевный мир и совершенство характера.

Разнообразны были обстоятельства тех, кто искал Его помощи, и всякий из приходивших к Нему получал ее. От Христа исходил поток целительной силы, восстанавливающей тело, разум и душу людей, приходивших к Нему.

Служение Спасителя не ограничивалась определенным временем или местом. Его сострадание не знало границ. Масштабы проповеди Христа и Его служения исцеления были так велики, что во всей Палестине не нашлось бы такого помещения, которое смогло бы вместить то множество людей, которые приходили к Нему. Зеленые склоны галилейских холмов, оживленные дороги, берег моря, синагоги — любое место, куда можно было принести к Нему больных, становилось лечебницей, в которой принимал Иисус. В каждом городе, в большом и малом селении, через

[42]

которые Он проходил. Он возлагал руки на больных, исцеляя их. Везде, где были сердца, готовые принять Его весть, Иисус утешал их заверением в любви Небесного Отца. Весь день Он служил тем, кто приходил к Нему. Вечерами же Иисус уделял внимание тем, кто должен был днем трудиться, чтобы заработать на пропитание своим семьям.

Иисус нес на Себе тяжелейшую ношу ответственности за спасение людей. Он знал, что если не произойдут решительные перемены в принципах и целях, на которые ориентируется человечество, — все погибнут. Сознание этого невыносимо угнетало Его душу, и никто не мог по достоинству оценить всю тяжесть этого бремени. Одиноким Иисус прошел через детство, юность, одиноким Он вступил в пору зрелости, однако Его постоянно окружала атмосфера Неба. Изо дня в день Иисус сталкивался с испытаниями и искушениями; изо дня в день Иисус соприкасался со злом и Своими глазами видел, какую силу и власть оно имеет над теми, кого Он всей душой стремился благословить и спасти. Но Он не унывал, не падал духом.

Все Свои желания Он строго подчинял выполнению возложенной на Него миссии. Он прославил Свою жизнь, подчинив все в ней воле Отца. Когда Он был еще мальчиком, мать, найдя Его в школе раввинов, спросила: «Чадо! что Ты сделал с нами?» Он ответил, и Его ответ выразил смысл всей Его жизни: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:48, 49).

Жизнь Иисуса была непрестанным самопожертвованием. В этом мире Он не имел собственного дома, разве что друзья по доброте своей предоставляли Ему как страннику место для отдыха. Ради нас он жил среди людей так, как живут самые бедные люди, и трудился среди страждущих и

[43]

нуждающихся. Непризнанный, встреченный без достойных Мессии почестей. Он жил среди людей, для которых Он так много сделал.

Но всегда Он был терпеливым и жизнерадостным, и страждущие принимали Его как вестника мира и жизни. Он видел и понимал нужды мужчин и женщин, молодежи и детей и приглашал всех: «Придите ко Мне!»

Во время Своего служения Иисус больше времени посвящал исцелению больных, чем проповеди. Его чудеса подтверждали истинность Его слов о том, что Он пришел не погубить, но спасти. Куда бы Он ни направлялся, вести о Его милосердии приходили туда до Него. Там, где Он проходил, люди находили в Нем сострадание, радуясь вновь обретенному здоровью и новым силам. Толпы собирались вокруг исцеленных, чтобы услышать из первых уст о делах, которые сотворил Господь. Голос Иисуса для многих был первым услышанным ими звуком. Его имя — первым произнесенным ими словом. Его лицо — первым из того, что они увидели. Как им было не любить Иисуса и не возносить Ему хвалу? Проходя через маленькие селения и большие города, Он был подобен живительному потоку, несущему жизнь и радость…

Каждое исцеление Спаситель использовал для того, чтобы внедрить Божественные принципы в сердца и умы людей. Это была цель Его работы. Он дарил земные благословения, чтобы склонить сердца людей принять Евангелие Его благодати.

Христос мог бы занять самое высокое положение среди учителей еврейского народа, но Он предпочел вместо этого нести Евангелие бедным. Он переходил с места на место, чтобы везде, на больших и малых дорогах, люди могли слышать слова истины. У моря, на склонах гор, на городских улицах, в синагогах слышался Его голос, разъясняющий Писание. Часто Он учил во внешнем дворе храма, чтобы

[44]

язычники могли внимать Его словам.

Учение Христа было настолько непохожим на толкование Писания фарисеями и книжниками, что это приковывало внимание народа к Нему. Раввины сосредоточивали свое внимание на предании, на человеческих теориях и рассуждениях. Часто то, чему люди учили и что писали о Писании, занимало место самого Писания. Предметом учения Христа было Слово Божье. Он отвечал на вопросы просто: «Так написано», «Что сказано в Писании?», «Как читаешь?». При любой возможности, независимо от того, обращался ли к Нему дружили недруг, Иисус проповедовал Слово Божье. Ясно и авторитетно Он провозглашал Евангельскую весть. Его слова проливали потоки света на учение патриархов и пророков, и Писание открывалось людям как новое откровение свыше. Никогда прежде Его слушатели не находили в Слове Божьем такого глубокого смысла.

Простота учения Христа

Никогда не было такого евангелиста, как Иисус Христос. Владыка небес. Он смирил Себя, чтобы принять нашу природу и быть способным встретить людей там, где они находились. Всем людям, богатым и бедным, свободным и рабам, Христос, Ангел завета, принес весть о спасении. Молва о великом Целителе распространилась по всей Палестине. Больные приходили туда, где Ему предстояло пройти, чтобы обратиться к Нему за помощью. Сюда же устремлялись многие люди, желавшие услышать Его слова и ощутить прикосновение Его руки. Так Он шел из города в город, из селения в селение, проповедуя Евангелие и исцеляя больных, — Царь славы в скромном облике Человека.

[45]

Он посещал большие ежегодные национальные праздники. И толпам людей, увлеченных внешней стороной обрядов, Он говорил о небесном, открывая их взору вечное. Он предлагал сокровища из кладовой мудрости каждому. Он говорил с людьми таким простым языком, что они просто не могли не понять Его. Он помогал всем обремененным печалями и скорбями так, как умел только Он один. С нежностью и вниманием Он служил больным грехом душам, даря им исцеление и силу.

Он, Величайший из учителей, искал пути к людям, используя те ассоциации, которые им были знакомы ближе всего. Он излагал истину таким образом, что впоследствии всегда в сознании Его слушателей она переплеталась с самыми сокровенными воспоминаниями и привязанностями. Он учил таким образом, чтобы люди чувствовали, что Он глубоко заинтересован в их делах и счастье. Наставления Иисуса были такими конкретными. Его иллюстрации столь уместными, а слова в такой мере исполненными сочувствия и ободрения, что это очаровывало слушателей. Простота и искренность, с которыми Он обращался к нуждающимся, освящали каждое слово.

Равным образом к богатым и бедным

Какую насыщенную жизнь Он вел! Каждый день можно было видеть Иисуса, когда Он входил в жалкие лачуги, где царили нужда и горе, говоря слова надежды и мира удрученным и скорбящим душой. Исполненный милосердия, сердечной нежности и сострадания. Он ходил, поднимая упавших и утешая скорбящих. Куда бы Иисус ни приходил, Он приносил благословение.

Совершая служение среди бедных, Иисус искал также пути достижения сердец богатых людей. Он стремился познакомиться с зажиточным и образованным фарисеем, с

[46]

иудейским вельможей, с римским правителем. Он принимал их приглашения, посещал их банкеты, проникался их интересами и занятиями, чтобы получить доступ к их сердцам и открыть им нетленные богатства.

Христос пришел в мир показать, что, получая силу свыше, человек может прожить непорочную жизнь. С неиссякаемым терпением, с состраданием и отзывчивостью Он помогал людям в их нуждах. Нежным прикосновением благодати освобождал Он душу от тревоги и сомнений, обращая враждебность в любовь, а неверие — в убежденность…

Христос не признавал национальных разграничении, различий по положению или убеждениям. Книжники и фарисеи желали сделать Небесные дары местным, национальным достоянием, отвергая право на них остальных членов всемирной Божьей семьи. Но Христос пришел, чтобы разрушить все стены разделения. Он пришел, чтобы показать, что Его дар милосердия и любви так же невозможно заключить в какие-то рамки, как воздух, свет или потоки дождя, освежающего землю.

Жизнь Христа положила основание, религии, в которой нет кастовых различий, в которой иудей и язычник, свободный и раб связаны узами единого братства и равны перед Богом. Ни один политический вопрос не оказывал влияния на Его действия. Он не делал разницы между соседом и незнакомцем, другом и врагом. Каждый, кто обращался к Нему, был для Него драгоценной душой, жаждущей воды живой.

Ни разу Иисус не прошел мимо человека, считая его недостойным, но стремился использовать Свою целительную силу, чтобы помочь каждой душе. Среди кого бы Он ни находился, Его уроки всегда были уместны и соответствовали обстоятельствам и времени. Всякий раз, когда Он сталкивался с пренебрежением или оскорблением, проявляемым

[47]

людьми по отношению к своим ближним. Он еще глубже осознавал, до какой степени они нуждаются в Его богочеловеческом сочувствии. Христос стремился зажечь огонь надежды в самых очерствевших и озлобленных душах, даруя им уверенность в том, что они могут стать непорочными и чистыми, обретя такой характер, который будет со всей очевидностью свидетельствовать, что они являются детьми Божьими.

Иисус часто встречал людей, находящихся в сетях сатаны, у которых не было сил вырваться из его западни. К таким — разочарованным, больным, искушаемым, падшим — Иисус обращался со словами самого нежного сочувствия и сострадания, со словами, в которых они нуждались и которые были доступны их пониманию. Встречал Он и людей, которые вели ожесточенное сражение с врагом душ человеческих. Таких Христос ободрял, призывая стоять крепко и заверяя их в том, что они, несомненно, победят, ибо на их стороне ангелы Божьи, которые помогут одержать победу.

За столом мытарей Иисус сидел как почетный гость, Своей отзывчивостью и доброжелательностью показывая, как высоко Он ценит человеческое достоинство; и эти люди стремились оправдать Его доверие к ним. Его слова изливались в их жаждущие сердца благословенной, живительной влагой. В этих людях пробуждались новые устремления, и для них, отверженных обществом, открывалась перспектива новой жизни.

Несмотря на то, что Иисус был евреем, Он открыто общался с самарянами, пренебрегая фарисейскими обычаями Своего народа. Наперекор этим предрассудкам, Он не гнушался гостеприимством этого презираемого народа. Он спал с ними под одной крышей, ел с ними за одним столом, принимая пищу, приготовленную и поданную на стол их руками, учил их на улицах и обходился с ними в высшей степени учтиво и доброжелательно. И когда Он привлекал к Себе их сердца человеческим сочувствием. Его Божественная благодать приносила им спасение, которое иудеи отвергли (Служение исцеления, с. 17-26).

[48]

Христос — Учитель

Спаситель мира ходил и творил добро. Находясь среди людей и обращаясь к ним со словами вечной истины, с каким неподдельным интересом следил Он за тем, как меняется выражение лиц Его слушателей! Иисус испытывал великую радость, когда видел глубокий интерес и удовлетворение в лицах тех, кто слушал Его слово. А когда выраженная простыми словами истина затрагивала какой-либо тайный грех или идола. Он замечал перемену в лицах, встречал холодные, резкие, неприязненные взгляды, говорящие о том, что эти люди не желают слышать истину. Иисус знал, что прямое и ясное обличение греха — это именно то, в чем нуждаются Его слушатели. И тот свет, которым Он высвечивал самые потаенные уголки их разума, будет для этих людей величайшим благословением, если они примут его.

Работа Христа заключалась в том, чтобы просто и в то же время понятно излагать те истины, следуя которым можно обрести покой и счастье души. Он мог заглянуть вглубь души и увидеть тайные грехи, разрушающие жизнь и характер, уводящие души от Бога. Иисус указывал на эти грехи, чтобы каждый мог увидеть их в истинном свете и избавиться от них. Иногда Он мог различить обнадеживающие признаки даже в самых, казалось бы, зачерствевших душах. Он знал, что эти люди откликнутся на свет и станут Его верными последователями.

Сердце Спасителя охватывала радость, когда стрелы истины пронзали сердца Его слушателей, проникая сквозь воздвигнутые эгоизмом преграды и вызывая чувства смирения, искреннего раскаяния и, наконец, благодарности. Взирая на собравшихся вокруг Него слушателей, Иисус узнавал в толпе людей, которых видел ранее, и взгляд Его

[49]

выражал ликование, оттого что здесь были верные подданные Его Царства.

Вестники Христа, которых Он посылает от Своего имени, будут иметь те же самые чувства, тот же неподдельный интерес. Людям, которые склонны думать, что их труд не получает должной оценки, и оттого, впадающим в уныние, следует помнить о том, что Иисус имел дело с сердцами, столь же очерствевшими, и прошел через испытания куда более тяжелые, чем те, с которыми им приходилось или еще придется встречаться. Спаситель учил людей с терпеливой любовью. В Своей глубокой, пытливой мудрости Иисус знал потребности души каждого из окружавших Его людей; и когда Иисус видел, что они отвергают весть мира и любви, дать которую Он пришел, сердце Его охватывала глубочайшая скорбь.

Спаситель мира пришел не для того, чтобы произвести внешнее впечатление или продемонстрировать мирскую мудрость. Люди не могли видеть славу Сына Божьего под Его человеческим обликом. Он «был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни». Для людей Он был подобен «ростку из сухой земли», не имевшему «ни вида, ни величия» (Ис. 53:3, 2), которые люди желали бы видеть в Нем. Но Христос провозгласил: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы» (Лк. 61:1).

Христос общался с людьми там, где они находились. Он представлял ясную истину для их разума наиболее действенным и простым языком. Самый необразованный и

[50]

смиренный бедняк посредством веры в Иисуса обретал способность постигать самые возвышенные истины. Ни у кого не возникало необходимости обращаться к просвещенным мудрецам для истолкования смысла Его слов. Спаситель не приводил невежественных людей в замешательство загадочными изречениями или использованием неизвестных им, непривычных или ученых слов. Наставления самого великого Учителя, которого когда-либо знал мир, были неизменно определенными, простыми и практичными.

«Был Свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Мир знал великих учителей, людей гигантского ума и выдающихся исследовательских способностей, людей, высказывания которых поощряли мысль и открывали взору широчайшие области знания. Эти люди почитались как наставники и благодетели своего рода. Но есть Тот, Кто стоит выше их всех. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:9, 12, 18).

Мы можем проследить историю величайших учителей мира настолько, насколько она отражена в человеческих источниках; но Свет был до них. Как луна и звезды Солнечной системы сияют отраженным светом солнца, так и величайшие учители мира — сколь бы ни были верны их учения — лишь отражают лучи Солнца праведности. Всякое движение мысли, всякий проблеск ума исходит от Света мира.

[51]

Урок для нашего времени

Переживания Еноха и Иоанна Крестителя олицетворяют то, что надлежит пережить нам. Нам следует изучить жизнь этих людей куда глубже, чем мы ее знаем, — жизнь того, кто был вознесен на небеса, не познав смерти, и того, кто перед Первым пришествием Христа был призван подготовить путь Господу, сделать прямыми стези Ему.

Жизнь Еноха

О Енохе написано, что он жил шестьдесят пять лет и родил сына. После этого он ходил пред Богом триста лет. В эти ранние годы Енох любил и боялся Бога, соблюдая Его заповеди. После рождения своего первого сына Енох пережил более высокий духовный опыт. Его отношения с Богом стали более близкими. Видя, как любит ребенок своего отца, как доверяет ему свою защиту; ощутив своим сердцем глубочайшую нежность к первенцу, Енох получил драгоценный урок той чудесной любви Бога к человеку, выраженной в даре Сына Божьего. Енох ощутил то доверие, с которым дети Божьи могут относиться к своему Отцу. Днем и ночью размышлял Енох о бесконечной и необъятной любви Божьей, явленной через Христа. Всей душой он стремился раскрыть эту любовь перед окружавшими его людьми.

Енох ходил пред Богом не в трансе и не в видении, но во всех обязанностях своей повседневной жизни. Он не стал совершенно отрешившимся от мира отшельником, ибо для него была в мире работа, которую ему надлежало исполнять для Бога. В семье и в своих отношениях с людьми, как

[52]

муж, отец, друг и гражданин, Енох оставался твердым и непоколебимым слугой Божьим.

Проводя жизнь в активном труде, Енох пребывал в непрестанном общении с Богом. Чем тяжелее была работа, тем искренней были его молитвы. У него вошло в привычку иногда удаляться от всякого общества. Какое-то время Енох находился среди людей, трудился на их благо наставлением и собственным примером, а затем, испытывая жажду того Божественного знания, поделиться которым мог с ним один лишь Бог, он удалялся для того, чтобы побыть в одиночестве.

Общаясь таким образом с Богом, Енох все в большей и большей степени отражал Его образ. Лицо излучало святое сияние, напоминающее то сияние, которым сияло лицо Иисуса. Когда он возвращался к людям после своего общения с Богом, даже нечестивцы с трепетом замечали, что выражение его лица как бы несет на себе печать Небес.

Шли века, и вера Еноха все укреплялась, любовь же становилась все горячей. Молитва стала для него как бы дыханием души. Он жил в Небесной атмосфере.

Когда же перед взором Еноха открылись сцены будущего, он стал проповедником праведности, который нес Божью весть всякому, кто желал слышать слова предостережения. В земле, где Каин стремился скрыться от присутствия Божьего, Его пророк возвещал о тех чудесных сценах, что проходили перед его взором. «Се, — возвещал он, — идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах» (Ин. 14, 75).

[53]

Сила Божья, исходившая от Его слуги, ощущалась всеми, кто слушал Еноха. Они внимали предостережению и осуждали свои грехи; большинство, однако же, издевательски насмехалось над этой торжественной вестью. Слуги Божьи призваны нести подобную же весть миру в последние дни истории, и большинство точно так же будет отвечать на нее неверием и насмешкой.

Проходил год за годом, все глубже и глубже становился поток вины человечества, все мрачнее и мрачнее собирались тучи Божьего суда. Однако Енох, свидетель веры, неуклонно шел своим путем, предостерегая, умоляя, наставляя, стремясь повернуть вспять поток вины и остановить стрелы мщения.

Люди того поколения смеялись над Енохом, считая его безумцем за то, что он не копил ни золота, ни серебра и не стремился приобрести что-то здесь, на земле. Сердце Еноха, однако, жаждало небесных сокровищ. Взор его был обращен к Небесному городу. Он видел Царя во славе Его среди Сиона. Чем выше была степень нечестия вокруг него, тем более ревностно стремился он к обители Божьей. Пребывая еще на земле, он верою уже был в обителях света.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Триста лет Енох стремился к чистоте сердца, чтобы быть в гармонии с Небесами. Три столетия ходил он с Богом. День за днем он жаждал более тесного единения с Ним;

он становился к Богу ближе и ближе, пока Бог не взял его к Себе. Он стоял на пороге вечного мира, только один шаг разделял его с Царством блаженства, и вот двери открылись. Общение с Богом, так долго происходившее на земле, продолжилось — перед ним открылись ворота святого города. Это был первый из людей, вошедший туда. «Верою

[54]

Енох переселен был так, что не видел смерти… Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11:5).

К такому общению Бог призывает нас. Святость характера тех, кто будет искуплен среди людей во время Второго пришествия Господа, должна быть такой же, как у Еноха.

Жизнь Иоанна Крестителя

Живя в пустыне, Иоанн Креститель был научен Самим Богом. Он познавал откровения Божьи в природе. Под водительством Святого Духа он исследовал свитки пророков. Днем и ночью предметом его исканий был Христос, он размышлял о Нем до тех пор, пока разум, сердце и душа его не наполнились славным видением.

Иоанн взирал на Царя в красоте Его и утрачивал ощущение себя. Иоанн созерцал величие святости и понимал, сколь недостоин он и слаб. Это была Божья весть, которую он должен был возвестить. Сила Божья и Его праведность — вот в чем должен был утверждаться Иоанн, возвещая весть. Иоанн готов был идти вперед как вестник неба, и ничто мирское не привлекало его, поскольку он смотрел на Бога. Этот человек мог бесстрашно стоять в присутствии земных монархов, поскольку с трепетом склонялся перед Царем царей.

Иоанн провозглашал свою весть, не подкрепляя ее сложными аргументами или хитроумными теориями. Тревожащий и резкий и в то же время исполненный надежды, слышался его голос из пустыни: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). С какой-то новой, странной силой воздействовала эта весть на людей. Взволновался весь народ. Толпы хлынули в пустыню.

[55]

Неграмотные крестьяне и рыбаки из близлежащей местности; римские воины из казарм Ирода; препоясанные мечами военачальники, готовые подавить все подозрительное, что могло закончиться беспорядками; алчные мытари, покинувшие свои конторы; фарисействующие священники из синедриона — все слушали как зачарованные. И всякий — даже фарисей, саддукей и холодный, невозмутимый насмешник — уходил молча, неся в сердце ощущение своей греховности. Ирод услышал эту весть в своем дворце, и гордый, ожесточившийся в грехах правитель затрепетал от призыва к покаянию.

В наш век, непосредственно перед Вторым пришествием Христа на облаках небесных, должна быть совершена та же работа, которую выполнял Иоанн. Бог призывает людей, способных подготовить народ к тому, чтобы устоять в великий день Господа. Публичному служению Христа предшествовала следующая весть: «Покайтесь, мытари и грешники. Покайтесь, фарисеи и саддукеи. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»». Мы, как верующие в скорое пришествие Христа, должны нести такую весть: «Приготовься к сретению Бога твоего» (Ам. 4:12).

Наша весть должна быть столь же смелой, как и весть Иоанна. Он обличал царей за совершенные ими преступления. Хотя жизнь его подвергалась опасности, Иоанн без всяких колебаний возвещал Слово Божье. Столь же верно должны совершать свою работу и мы в наш век.

Чтобы нести весть, подобную той, что возвещал Иоанн, мы должны иметь тот же, что и он, духовный опыт. Та же работа должна совершиться в нас. Мы должны взирать на Бога и, созерцая Его, избавиться от своего эгоизма.

По своей природе Иоанн, как и все другие люди, имел слабости и недостатки. Но прикосновение любви Божьей преобразило его. Когда, после того как началось служение

[56]

Христа, ученики Иоанна подошли к нему с жалобой на то, что весь народ устремился за новым Учителем, Иоанн показал, насколько ясно он понимает свое положение по отношению к Мессии и с какой радостью он приветствует Того, Кому он подготовил путь.

«Не может человек, — сказал он, — ничего принимать w себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха; сия-то радость моя исполнилась; ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:27-30).

Взирая в вере на Искупителя, Иоанн вознесся до высот самоотвержения. Он стремился не привлечь людей к себе, но поднимать их мысли все выше и выше, пока они не достигнут Агнца Божьего. Сам он был лишь гласом вопиющего в пустыне. Теперь же Иоанн с радостью принял забвение и безвестность, чтобы глаза всех людей могли бы обратиться к Свету жизни.

Служители, верные своему призванию быть вестниками Божьими, не будут искать почестей для себя. Любовь к себе растворится в любви ко Христу. Эти люди осознают, что работа их заключается в том, чтобы, подобно Иоанну Крестителю, провозглашать: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Избавившись от эгоизма, душа пророка наполнилась Божественным светом. Словами почти столь же сильными, как слова Самого Христа, свидетельствовал он о славе

[57]

Спасителя: «Приходящий свыше, — говорил он, — и есть выше всех; а сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех». «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божий» (Ин. 3:31, 34).

Всем верным Ему предстоит разделить славу Христову. Спаситель мог сказать: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). И Иоанн возвещал: «Не мерою дает Бог Духа». Так же обстоит дело и с последователями Христа. Мы можем получить небесный свет лишь в том случае, если мы готовы к самоотречению. Мы можем постичь характер Божий и принять Христа верой лишь в том случае, если каждое наше помышление будет приведено в послушание Христу. И всякому, кто осуществляет это. Святой Дух дается без меры. Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно. И вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2:9, 10).

Свою жизнь Иоанн провел отнюдь не в праздности, не в аскетической суровости и не в эгоистичной самоизоляции. Время от времени Иоанн выходил к людям, и всегда он проявлял заинтересованность к тому, что происходит в мире. Из своего тихого убежища он наблюдал за ходом событий. С проницательностью, озаренной Святым Духом, он исследовал характеры людей, чтобы уяснить, как достичь их сердец небесной вестью. Бремя этой миссии лежало на нем. В одиночестве, через размышления и молитву, стремился он приготовить себя к предстоящей ему главной работе всей его жизни.

[58]

Павел, апостол для народов

Первым среди тех, кто был призван проповедовать Евангелие Христа, стоит апостол Павел. Для каждого служителя Павел представляет собой пример верности, посвященности и неустанного труда. Его жизнь и его наставление о святости работы служителя являются источником помощи и вдохновения для всех, вовлеченных в Евангельское служение.

До своего обращения Павел был жестоким гонителем последователей Христа. Но на дороге в Дамаск голос обратился к нему, свет с неба озарил его, и в данном ему откровении Павлу явился распятый Спаситель. Павел увидел то, что изменило весь ход его жизни. С того времени любовь к Господу славы. Которого он столь настойчиво гнал в лице Его последователей, заняла первостепенное место. Павлу было поручено служение — явить «тайну, о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14:24). «Он есть Мой избранный сосуд, — сказал Господь Анании, — чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми!» (Деян. 9:15}.

И за все свое долгое служение Павел ни разу не преткнулся в верности своему Спасителю. «Я не почитаю себя достигшим, — писал он филиппийцам, — а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:12,14).

Жизнь Павла была насыщена напряженной и разнообразной работой. Из города в город, из страны в страну

[59]

путешествовал он, возвещая о кресте, приобретая уверовавших в Евангелие, утверждая церкви. Об этих церквах Павел проявлял неустанную заботу, послав им множество писем с наставлениями. Временами ему приходилось трудиться для того, чтобы заработать себе на пропитание. Но, занимаясь в своей жизни самыми разнообразными делами, Павел никогда не упускал из виду свою единственную великую цель — непрестанно двигаться к достижению цели своего высшего призвания.

Павел постоянно жил в атмосфере Неба. Все, кто был связан с ним, ощущали влияние его единения со Христом. Особую убедительность его проповеди придавало то обстоятельство, что жизнь самого Павла служила примером истины, которую он провозглашал. Естественное и неосознанное влияние святой жизни является наиболее убедительной проповедью в пользу христианства. Аргумент, даже неоспоримый, может побудить к противодействию; благочестивый же пример обладает такой силой, сопротивляться которой совершенно невозможно.

Сердце апостола горело любовью к грешникам. Всю свою энергию он отдавал работе по приобретению душ. Не было на свете работника более самоотверженного и целеустремленного. Полученные им благословения Павел восхвалял как преимущества, которые можно использовать для того, чтобы благословлять других. Он не упускал возможности побеседовать о Спасителе или помочь нуждающимся. Везде, где его могли услышать, апостол стремился противодействовать злу, пытаясь обратить стопы людей на путь праведности.

[60]

Павел никогда не забывал о той ответственности, которая лежала на нем как на служителе Христа. Не забывал он и о том, что если какие-то души погибнут из-за проявленной им неверности, Бог взыщет за это с него. «Посему свидетельствую вам в нынешний день, — заявлял апостол, — что чист я от крови всех» (Деян. 20:26). «Которой я сделался служителем, — говорил Павел о Церкви, — по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить Слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:25-29).

Эти слова изображают перед работником Христа высочайшее мерило. Однако достичь его в состоянии те, кто, всецело подчинив себя великому Учителю, ежедневно учатся в школе Христа. Сила Божьего повеления не имеет границ; и служитель, который в величайшей нужде обращается исключительно к своему Господу, может иметь уверенность в обретении того, что для его слушателей явится запахом живительным на жизнь.

Послания Павла показывают, что служитель Евангелия должен быть примером тех истин, которым он учит, «никому ни в чем не полагая претыкания, чтобы не было порицаемо служение» (2 Кор. 6:3). Титу Павел писал: «Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2:6-8).

Описание того, как работал он сам, Павел оставил для нас в своем письме к верующим из Коринфа: «Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в теснь1х обстоятельствах, под ударами, в

[61]

темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божьей, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах; нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем» (2 Кор. 6:4-70).

Сердце Павла было исполнено глубоким, неизменным чувством ответственности; и он трудился в самом тесном общении с Тем, Который есть Источник справедливости, милосердия и истины. Он прильнул ко кресту Христову как к единственной гарантии успеха. Любовь Спасителя была той непреходящей побуждающей силой, что поддерживала Павла в его борьбе со злом, когда в служении Христу он продвигался вперед, преодолевая враждебность мира и противодействие своих врагов.

В наши дни, когда зло преизобилует. Церковь нуждается в целой армии работников, которые, подобно Павлу, воспитают себя для полезности, которые обладают глубоким опытом в делах Божьих и которые исполнены искренности и рвения. Сегодня нужны освященные, самоотверженные люди; люди смелые и надежные; люди, в сердца которых Христос вдохнул «упование славы» (Кол. 1:27) и которые устами, затронутыми священным огнем, будут «проповедовать слово» (2 Тим. 4:2). В силу нехватки таких работников дело Божье слабеет, и роковые ошибки, подобно смертельному яду, отравляют нравственность и подрывают надежду у значительной части рода человеческого.

В то время, когда верные, изнуренные тяжким трудом знаменосцы истины с готовностью отдают ради нее свою жизнь, кто придет, чтобы занять их место? Примет ли наша молодежь святую надежду из рук своих отцов? Готова ли

[62]

она заполнить те бреши, которые возникают, когда умирают верные? Будет ли воспринято апостольское поручение, будет ли услышан призыв к исполнению своего долга молодыми людьми среди окружающих их соблазнов к эгоизму и честолюбию?

Для дополнительного изучения

Христос — наш Пример

«Свидетельства для Церкви», т. 2. с. 628.

«Свидетельства для Церкви». т. З.с. 421—423.

«Свидетельства для Церкви». т. 4, с. 263, 268, 373.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 253—255.

«Служение исцеления», с. 503.504.

Христос — Учитель

«Воспитание», с. 73—83.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 168—177. 183—195,298—314, 365—371.

«Служение исцеления», с. 52—54.

«Советы», с. 28. 29, 49—52. 178—180, 259—263, 381, 385. 386.

Урок для нашего времени (Енох)

«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 121. 122

«Свидетельства для Церкви». т. 4, с. 392.

«Патриархи и пророки», с. 84—89.

«Наглядные уроки Христа», с. 332. (Иоанн)

«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 224—227.

«Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 221, 222.

«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 100—108,178—182,214—225.

«Наглядные уроки Христа», с. 277. 278.

«Деяния апостолов», с. 269. 270,

«Советы», с. 445—447.

Павел, апостол для народов

См. «Деяния апостолов».

«Служение исцеления», с. 154, 166, 167, 214, 215.

[63]