Библиотека soteria.ru
Служители Евангелия
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 7141 Все тексты автора Елена Уайт
Раздел III Необходимая подготовка
«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».
Молодые люди в служении
Не следует принижать важность Евангельского служения. Следует воздерживаться от любого предприятия, способного поставить служение слова во второстепенное положение. Те, кто принижает роль служения, принижают Христа. Служение в различных его формах представляет собой наивысшую из всех работ, и следует убеждать молодежь в том, что нет занятия более благословленного Богом, нежели труд служителя Евангелия.
Не удерживайте молодежь от вступления на стезю служения. Есть опасность того, что пылкие речи могут увлечь некоторых молодых людей в сторону от той тропы, по которой Бог приглашает их идти. Иногда молодых людей, которым следовало бы готовить себя к вступлению в служение, уговаривают учиться медицине. Господу требуется больше служителей для работы в Его винограднике. Было сказано; «Укрепляйте передовые крепости. Поставьте верных часовых во всех районах мира». Бог призывает вас, молодые! Ему необходимы целые армии молодых людей, обладающих широким сердцем и широким умом и беззаветно преданных Христу и истине.
Степень способности или учености имеет куда меньшее значение, чем тот дух, с которым вы приступаете к работе.
[64]
Служение требует не великих или ученых людей и не красноречивых ораторов. Бог призывает людей, которые отдадут себя Ему, чтобы Он насытил их Своим Духом. Дело Христа и человечества требует освященных, самоотверженных людей, которые способны идти вперед за стан, неся поругание. Это должны быть сильные, доблестные люди, готовые к достойным свершениям. Так пусть же они вступят в завет с Богом через жертву.
Служение — это не место для праздных. Служители Божьи должны отдавать все силы своему служению. Они не будут праздно растрачивать время, но как истолкователи Его Слова они приложат всю свою энергию, чтобы быть верными. Служители должны непрестанно учиться. Необходимо, чтобы в их душах всегда сохранялось осознание святости своей работы и той огромной ответственности, которая связана с ней; чтобы никогда и нигде их жертва Богу не оказалась бы неполноценной, не потребовавшей от них ни исследования, ни молитвы.
Господу нужны люди, живущие полноценной духовной жизнью. Каждый работник может обрести силу свыше и с верой и надеждой идти вперед по пути, определенном ему Богом. Слово Божье преизобилует в молодом, посвященном труженике. Он скор, честен, силен, обретая в Божьем Слове неиссякаемый источник поддержки.
Бог призывает этих людей возвестить миру весть о скором пришествии Христа. Мы должны возвестить всем последний призыв на евангельское празднество, последнее приглашение на брачную вечерю Агнца. Тысячи мест, где еще не слышали этого призыва, должны услышать его. Многим из тех, кто еще не нес Благую весть людям, еще предстоит провозглашать ее. И вновь я обращаюсь к нашей молодежи: разве не призывает вас Бог провозглашать эту весть?
[65]
Скольким молодым людям предстоит войти в служение не для того, чтобы служили им, но чтобы послужить? В прошлые времена были люди, которые, сосредоточившись разумом на какой-то одной душе, говорили; «Господи! Помоги мне спасти эту душу!» Но сейчас подобные случаи редки. Многие ли из нас трудятся, осознавая ту угрозу, которая нависла над грешниками? Многие ли избирают тех известных им людей, которые находятся в опасности, чтобы представить их Богу в молитве, умоляя Его спасти их?
Апостол Павел мог сказать о ранней Церкви: «И прославляли за меня Бога» (Гал. 1:24). А разве мы не должны стремиться жить так, чтобы подобные слова можно было сказать и о нас? Господь дает пути и средства тем, кто стремится к Нему всем своим сердцем. Он желает, чтобы мы признали Божественное водительство, явленное нам в приготовлении полей работы и в приготовлении пути для достижения успеха на этих полях.
Служителям и евангелистам нужно больше времени проводить в искренней молитве с теми, кто убежден истиной. Помните о том, что Христос постоянно с вами. Господь всегда пребывает в готовности самым наглядным образом явить Свою благодать, чтобы укрепить и ободрить искреннего, смиренного работника. Получив свет, который Бог изливает на вас, отражайте его на других. Поступающие таким образом приносят Господу самое драгоценное приношение. Сердца тех, кто несет добрую весть о спасении, сияют духом хвалы…
Число тружеников, занятых в служении, должно существенно увеличиться, но никак не снижаться. Там, где ныне мы видим одного служителя в поле, должно прибавиться
[66]
еще двадцать. И если Дух Божий управляет ими, эти двадцать представят истину таким образом, что к ним прибавятся еще столько же.
Создав угодные Богу условия, мы возвышаем достоинство Христа и улучшаем свою работу. Его последователи должны становиться все более и более мощной силой в провозглашении истины, по мере того как они приближаются к совершенству веры и любви к своим ближним. Бог обеспечивает Свое содействие для всех чрезвычайных обстоятельств, в которых наши человеческие возможности недостаточны. Бог дает Святого Духа, чтобы Он помогал нам в трудностях, укреплял нашу надежду и уверенность, просвещал наши умы и очищал сердца. Он желает, чтобы для осуществления Его планов были созданы надлежащие условия. Я призываю вас искать наставлений от Господа. Ищите Его всем сердцем своим и «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5). — Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 414, 415.
Имея такую хорошо обученную, полную энергии армию работников, как наша молодежь, можно представить, как скоро весть о распятом, восставшем и скоро грядущем Спасителе может быть донесена всему миру. Как скоро может наступить конец — конец страданиям, скорби и греху! Как скоро вместо того, что мы имеем здесь, — отравленного грехом и болезнями, — наши дети смогут получить наследие там, где «праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек»; где «ни один из жителей не скажет: «я болен»» и «не услышится… более голос плача и голос вопля» (Пс. 36:29; Ис. 33:24; 65:19). — Воспитание, с. 271.
[67]
Молодым предстоит нести бремя
«Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (2 Ин. 2:14).
Для того чтобы работа могла продвигаться вперед во всех направлениях. Богу нужны энергия, рвение и мужество молодых. Он избрал молодежь содействовать в продвижении Его дела. Чтобы с ясным умом строить планы и осуществлять их отважной рукой, необходимы свежие, нерастраченные силы. Бог приглашает юношей и девушек отдать Ему энергию своей молодости, чтобы, используя свои силы, острый ум и решительность в действиях, они несли славу Богу и спасение своим ближним.
Принимая во внимание свое высокое призвание, наши молодые люди не должны искать развлечений или жить ради вознаграждения своих эгоистических побуждений. Спасение душ — вот то побуждение, которое должно вдохновлять их на действие. В силе, данной им Богом, они должны подняться выше всех порабощающих, оказывающих разлагающее действие привычек. Молодым следует взвешивать каждый свой шаг, памятуя о том, что за ними — прокладывающими путь — последуют и другие.
Ни один человек не живет сам по себе; каждый распространяет либо доброе, либо дурное влияние. Поэтому апостол увещевает молодых людей быть рассудительными. Да и могут ли они быть иными, если помнят, что они соработники у Христа, соучастники вместе с Ним в Его самоотвержении и жертве, в Его долготерпении и сердечной благожелательности?
Эти слова в той же мере относятся к современной молодежи, как и к Тимофею: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно
[68]
преподающим слово истины». «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (2 Тим. 2:15, 22; 1 Тим. 4:J2).
Те, на кого среди нас возложено бремя ответственности, постепенно уходят из жизни. Для многих из тех, кто были среди первых в воплощении в жизнь преобразований, проводимых нами как народом, пора расцвета сил в их жизни уже позади. Теперь их физические и умственные силы убывают. С глубочайшей тревогой можно задать вопрос: «Кто займет их место? Кому должны быть переданы важнейшие интересы Церкви, когда не станет тех, кто ныне несет знамя истины?» Мы не можем не вглядываться с беспокойством в современных молодых людей, поскольку именно они должны взять на себя бремя этой ответственности. Они должны продолжить работу оттуда, где остановились их предшественники. И тот путь, который они изберут, определит, будут ли преобладать нравственность, религиозность и истинное благочестие или безнравственность и безбожие извратят и затмят все, что мы ценим.
Люди старшего возраста должны наставлением и своим личным примером воспитывать молодых, чтобы они соответствовали тому, чего ожидают от них Творец и общество. На этих молодых людей ляжет серьезнейшая ответственность. Вопрос стоит так: «Способны ли они управлять собой и сохранить в чистоте данное им Богом мужество, отвращаясь от всего, что имеет в себе привкус нечестия?»
Никогда еще ставки не были столь высокими; никогда еще результат не зависел в такой степени от одного поколения, как сегодня он зависит от тех, кто приходит на сцену действия. Наша молодежь никогда не должна думать, что сумеет успешно выполнить требующие особого доверия
[69]
обязанности, не обладая при этом добрым характером. Это все равно, что рассчитывать собирать виноград с терновника или смоквы с репейника.
Благородный характер формируется постепенно. Черты характера, которые позволят молодым людям успешно трудиться на ниве Божьей, должны приобретаться через усердное применение всех своих способностей, через совершенствование всех тех достоинств, которые даны им Провидением, и через связь с Источником всяческой мудрости. Молодежь не должна удовлетворяться никакими низкими стандартами. Характеры Иосифа и Даниила — вот добрый пример, которому должны следовать молодые люди, а в жизни Спасителя они имеют совершенный образец.
Каждому дается возможность для развития характера. Каждый может занять то место, которое назначено ему согласно великому плану Божьему. Господь принял Самуила с самого его детства, поскольку тот имел чистое сердце. Его отдали Богу как освященное приношение, и Господь сделал его проводником света. Если современные молодые люди посвятят себя так, как это сделал Самуил, то Господь примет их и использует в Своей работе. И вместе с псалмопевцем они смогут сказать о своей жизни; «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои» (Ис. 70:17).
Нужда в подготовленных работниках
Вскоре молодым предстоит принять то бремя, которое сейчас несет старшее поколение работников. Мы потеряли время, не давая возможности молодым людям получить основательное и практическое образование. Дело Божье неустанно продвигается вперед, и мы должны выполнять Его повеление: «Идите вперед!» Мы испытываем нужду в таких юношах и девушках, которые не поколеблются под влиянием обстоятельств, которые идут с Богом, которые
[70]
усердно молятся и которые прилагают все силы, чтобы собрать весь свет, какой только возможно.
Тот, кто трудится для Бога, должен прилагать и в полной мере использовать все те умственные и нравственные силы, которыми его наделила природа, воспитание и Божья благодать. Но успех его будет в большей мере пропорционален степени посвященности и самоотверженности, с которыми он выполняет свою работу, чем природным или приобретенным способностям. Необходимо прилагать самые ревностные и неустанные усилия для приобретения полезных качеств, однако если Бог не работает вместе с человеком, достичь ничего не удастся. Благодать Божья — главный элемент спасающей силы, и без нее тщетны все человеческие усилия.
Всякий раз, когда Господь желает, чтобы свершилась определенная работа. Он призывает не только руководителей, но также и всех работников. Сегодня Он призывает юношей и девушек, которые сильны и активны умом и телом. Он желает, чтобы они внесли в борьбу против властей, и сил, и духовного нечестия в высоких местах свои свежие, здоровые силы — умственные и телесные. Но молодежь должна иметь необходимую подготовку. Иногда к участию в нашей работе стремятся молодые люди, которые, по сути, к ней не подготовлены. Они не понимают, что, прежде чем учить, им самим необходимо пройти обучение. Они ссылаются на тех людей, которые при малой подготовленности трудились с определенным успехом. Но если эти люди и добились успеха, то это произошло потому, что они вкладывали в работу сердце и душу. И насколько же действеннее были бы их труды, если бы они изначально получили соответствующее образование!
Дело Божье нуждается в людях, способных добиваться успеха. Воспитание и обучение совершенно справедливо
[71]
считаются важной подготовкой для деловой жизни. Насколько же возрастает их важность для работы по возвещению миру последней вести милосердия! Обучение это невозможно пройти, единственно лишь слушая проповеди. В наших школах наши молодые люди должны нести бремена для Бога. Им надлежит получить основательную подготовку под руководством опытных учителей. Они должны использовать свое время, посвященное учебе, наилучшим образом, чтобы применить на практике все полученные знания. Иметь успех в любой области дела Божьего служитель или работник может лишь посредством усердной учебы и усердной работы. Все возможности тех даров, которыми Бог наделяет человека для разумного их совершенствования, можно раскрыть лишь посредством непрестанного их развития.
Мы зачастую наносим нашим молодым людям великий вред, когда позволяем им приступить к проповедованию, хотя они еще не обладают достаточным знанием Писания, для того чтобы разумным образом представлять нашу веру. Некоторые, приступая к работе на ниве Божьей, совершенно неподготовлены в Писании. Их некомпетентность и неумелость проявляются и во многом другом. Эти молодые люди не могут читать из Писания, чтобы не запинаться, неверно произносят слова, выговаривают их столь невнятным образом, что это оскорбляет Слово Божье. Не умеющие правильно читать должны научиться этому, и, до того как они попытаются встать за кафедру, им следует обнаружить способность учить других.
Учителям наших школ также необходимо самым усердным образом учиться, чтобы иметь достаточную для обучения других подготовку. Учителей следует принимать лишь после самого тщательного экзамена и проверки их способностей к преподаванию компетентными экспертами. С такой же тщательностью следует подходить и к проверке служителей. Те, кто готовится приступить к священной работе проповедования библейской истины миру, должны быть
[72]
тщательно проверены людьми верными и опытными.
Обучение в наших школах не должно быть таким, как в других колледжах и семинариях. Оно не должно быть более низкого порядка; первостепенное внимание следует обратить на обретение таких знаний, которые позволят людям устоять в великий день Божий. Учащиеся должны быть подготовлены служить Богу не только в этой жизни, но и в будущей. Господь требует, чтобы наши учебные заведения готовили своих учащихся для грядущего Царства. Тогда они смогут соединиться в святой и счастливой гармонии искупленных…
Пусть те, кто прошел подготовку для служения, без промедления займут свое место в работе Господней. Есть нужда в работниках, которые шли бы от дома к дому. Господь призывает нас к тому, чтобы приложить решительные усилия, работая там, где людям ничего не известно о библейской истине. Необходимо, чтобы в домах людей звучали пение, молитва и библейские чтения. Сейчас и именно сейчас настало время для того, чтобы выполнить повеление: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:20). Те, кто выполняет эту работу, должны по-настоящему знать Писание. «Так написано в Библии» — вот в чем должно быть их оборонительное оружие. Бог дал нам свет Своего Слова, чтобы мы передали этот свет нашим собратьям. Истина, выраженная Христом, дойдет до сердец. «Так говорит Господь» — эти слова с силою достигнут слуха, и везде, где служение совершается верно, появятся плоды (Советы для учителей, с. 535-540).
[73]
Обучение для миссионерской работы
«Ибо мы соработники у Бога, а вы Божья нива, Божье строение» (2 Кор. 3:9).
Работа христианского служителя не может считаться легкой или незначительной. У него высокое призвание, которое определяет весь ход будущей жизни. Тот, кто отдает себя столь священной работе, должен приложить все свои силы к ее выполнению. Этому человеку надлежит ставить перед собой высокие цели; он никогда не сможет добиться уровня выше, чем тот, к которому он стремится. Он не сможет отражать свет, если предварительно не получит его. Он должен побыть учеником, прежде чем обретет достаточно мудрости и опыта, чтобы стать учителем, способным раскрыть Писание для пребывающих во мгле. Если Бог призывает людей быть Его совработниками, то столь же непреложно, что Он призывает их наилучшим образом подготовиться к тому, чтобы представлять священные, возвышающие истины Его Слова.
Те, кто желает посвятить себя работе Божьей, должны получить воспитание и образование для этой работы, чтобы они могли подготовиться выполнять ее с пониманием. Эти работники не должны полагать, будто можно сразу ступить на самые верхние ступеньки лестницы. Те, кто стремится к успеху, должны начинать с первой ступени и шаг за шагом подниматься вверх. Этим людям даны уверения в возможностях для совершенствования, и они должны прилагать все возможные усилия для того, чтобы научиться, как выполнять работу Божью надлежащим образом.
[74]
Где бы ни трудились наши служители — в Европе или Америке — они должны стремиться побуждать молодежь готовиться к активному служению на великом Божьем поле битвы. Все, называющие себя слугами Христовыми, имеют работу, которую надлежит им выполнить для Него. Само имя — слуга — подразумевает, что человек призван к труду и несению ответственности. Каждого Бог наделил силами, которые должны быть использованы в Его служении. Каждому Бог определил его дело, и Он требует, чтобы все способности были использованы для Его славы.
Подготовка воинов
Как раз напротив нашей типографии в Базеле, в Швейцарии, раскинулся огромный парк, который правительство использует для военных учений. Каждый год в определенное время мы видим, как проходят подготовку солдаты. Их готовят к выполнению всех армейских обязанностей, чтобы в случае войны они были готовы по приказу правительства вступить на действительную службу.
Однажды на земле была поставлена красивая палатка. Затем солдаты начали тренироваться в том, как ее ставить и как убирать. Они получили инструктаж относительно правильного порядка ее установки, причем каждому человеку была определена конкретная работа. Несколько раз ставилась и снималась палатка.
Другая группа установила на земле много небольших орудий, и офицеры стали обучать солдат тому, как быстро перемещать их с места на место. Солдаты быстро отцепляли орудие от повозки, приводили его в готовность, затем вновь быстро присоединяли к нему передок, чтобы по приказу пушку можно было немедленно привести в движение.
Тренировались в парке и санитары, обучаясь тому, как оказывать помощь раненым. Солдат укладывали на носилки
[75]
и перевязывали им головы и конечности — точно так, как это делают раненым на поле боя. Затем их укладывали в санитарные повозки и увозили.
Часами солдаты тренировались в том, как снять ранец и затем быстро вновь его надеть. Они тренировались ставить ружья в козлы, а затем быстро разбирать их. Они учились тому, как наступать на врага, а также разного рода маневрам.
Так происходит тренировка, которая готовит человека к чрезвычайной ситуации. Так разве те, кто сражается в битве за Князя Еммануила, не должны проявлять такое же рвение и усердие в своей подготовке к войне духовной? Вовлеченные в эту великую работу должны принять участие в этой необходимой тренировке. Прежде чем быть готовыми командовать, они должны научиться подчиняться.
Условия для подготовки
Необходимо сделать решительный шаг вперед в деле специальной подготовительной работы. Во всех конференциях нам следует иметь хорошо проработанные планы обучения и подготовки тех, кто желает посвятить себя работе Божьей. Наши миссии в городах располагают благоприятными возможностями для обучения миссионерской работе; но их недостаточно. Необходимо, чтобы в наших учебных заведениях были созданы самые лучшие условия для подготовки работников как для внутренних, так и для зарубежных полей. В наших крупных церквах также следует проводить специальные занятия, где юноши и девушки получали бы все необходимое для того, чтобы стать работниками для Бога. Необходимо также, чтобы наши служители уделили куда больше внимания содействию и воспитанию молодых работников.
[76]
Когда мы приступаем к возвещению истины в каком-то важном месте, нашим служителям необходимо уделить особое внимание наставлению и подготовке тех, кому предстоит трудиться совместно с ними. Необходимы литературные евангелисты и люди, подготовленные проводить семейные библейские чтения, чтобы, в то время как служители будут трудиться в проповеди Слова, эти работники могли бы также привлекать умы людей к истине.
Наши служители, проводившие лагерные собрания в важных местах, зачастую совершали серьезную ошибку, уделяя все свое время чтению проповедей. Следует меньше проповедовать, а больше учить — учить людей, учить юношей тому, как успешно трудиться. Служители должны овладеть искусством обучения других людей тому, как изучать Библию, как воспитывать разум и формировать поведение тех, кому предстоит стать работниками в деле Божьем. Служители должны быть готовы наставлять и обучать только что пришедших к вере, а также людей, которые стремятся обладать способностями, чтобы трудиться для Господа…
Все, кто желает иметь успех в работе, должны уделять много времени молитве. Общение души с Богом должно быть постоянным, чтобы работники могли узнавать голос своего Полководца. Нужно с усердием изучать Библию. Истина Божья, подобно золоту, не всегда лежит на поверхности. Раскрыть ее можно лишь благодаря ревностному размышлению и изучению. Такое изучение не только пополнит разум ценнейшими знаниями, но также укрепит и расширит умственные способности и позволит дать верную оценку относящимся к вечности истинам. Если данные Богом нормы войдут в повседневную жизнь, если наша жизнь будет построена по Божьему великому мерилу праведности, это укрепит и облагородит характер в целом.
Тот, кто стремится подготовить себя к священной
[77]
работе Божьей, должен проявлять осторожность, чтобы не оказаться на территории врага. Ему следует избирать общество таких людей, которые помогут ему овладеть знанием Божественного. Бог допустил, чтобы Иоанна, Его возлюбленного ученика, сослали на Патмос, где, будучи избавленным от мирской суматохи и споров, он оказался изолированным от внешнего влияния и даже от работы, которую любил. И там Господь мог общаться с Иоанном, раскрывая перед ним завершающие сцены истории нашего мира. Иоанн Креститель сделал своим домом пустыню, где ему предстояло получить от Бога весть, которую он должен был нести, — весть, которая должна была приготовить путь для Того, Кто грядет.
Насколько это уместно, мы должны препятствовать всякому воздействию, которое способствует отвлечению разума от работы Божьей. Люди, особенно молодью в вере и опыте, должны остерегаться того, что по своей самонадеянности они могут навлечь на себя искушения.
Те, кто верно понимает свою работу,, будут чувствовать нужду в том, чтобы Иисус сопровождал их на каждом шагу. Они будут осознавать, что развитие ума и воспитание хороших манер поведения является их прямой обязанностью, требуемой Богом, — обязанностью весьма важной для успеха в работе.
Самонадеянность
Некоторые из тех, кто помышляет о поприще миссионерского работника, могут считать себя людьми настолько подготовленными, что им нет нужды проходить всю эту специальную подготовку, но именно они и нуждаются более всего в самой тщательной подготовке. После того, как эти люди значительно расширят свои знания об истине и важности своей работы, они будут осознавать свое
[78]
невежество и несостоятельность. Вдумчиво исследовав свое сердце, они увидят сами, сколь разителен контраст между ними и чистым характером Христа. Тогда они воскликнут: «И кто способен к этому?» И тогда в глубоком смирении эти люди будут стремиться к ежедневному и близкому общению со Христом. Преодолевая эгоистические наклонности плотского сердца, они направляют свои стопы на тот путь, которым ведет их за Собой Христос. «Откровение слов твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130). Имеющие же завышенную оценку своих собственных способностей и приобретений настолько исполнены ощущением своей важности, что Слово Божье не имеет возможности проникнуть, чтобы наставить и просветить этих людей.
Многие считают себя подготовленными выполнять работу, о которой они почти ничего не знают. И если эти люди начнут трудиться с большим самомнением, то они не смогут получить те знания, которые им необходимо обрести в школе Христа. Они обречены бороться с многочисленными трудностями, к которым они совершенно неготовы. Таким работникам постоянно будет недоставать опыта и мудрости — до тех пор, пока они не осознают свою полную несостоятельность .
Наше дело несет большие потери в силу ошибок людей, которые обладают способностями, но не имеют надлежащей подготовки. Они вовлечены в работу, не имея представления о том, как следует ее выполнять, в результате и достичь им удается весьма немногого. Они не выполняют и десятой доли того, что можно было бы сделать, если бы они с самого начала имели надлежащий подход. Эти работники ухватились за некоторые идеи, поспешно прослушали какие-то лекции, и на этом их продвижение вперед завершилось. Такие работники мнят себя учителями, едва овладев азбукой в познании истины. Они постоянно ошибаются, нанося вред себе или делу. Похоже, что им
[79]
недостает заинтересованности, которая могла бы пробудить дремлющие в них скрытые силы, что сделало бы их действенными служителями. Такие люди не утруждают себя разработкой продуманных и отработанных планов, отчего работа их страдает всевозможными погрешностями.
Некоторые, разочаровавшись, сдались, найдя применение себе в других сферах деятельности. А если бы эти работники терпеливо и смиренно поставили свои стопы на низшую ступеньку лестницы, а затем настойчиво и энергично поднимались бы по ней шаг за шагом, усердно совершенствуя те преимущества и возможности, которых они в состоянии достичь, служители эти могли бы стать способными и полезными работниками, которые умело совершают свое служение и которых не будет стыдиться их Создатель.
Если те, кто намеревается трудиться для спасения душ, будут полагаться на свою собственную ограниченную мудрость, они непременно потерпят неудачу. Если же эти работники, воспринимая себя со смирением, в полной мере будут полагаться на Божьи обетования. Господь никогда не допустит их неудачи. «Надейся на Господа всем сердцем своим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3:5, 6). Нас направляет мудрый Наставник — ив этом наша привилегия.
Бог может сделать смиренных могущественными в Его служении. Те, кто с послушанием откликается на требования долга, развивая свои способности до пределов возможного, могут быть уверены в том, что Бог будет содействовать им. Ангелы придут как вестники света, чтобы помочь тем, которые сначала делают все, что в их силах, а затем полагаются на помощь Божью.
Всех, кто принял решение стать работниками у Бога, следует привести к осознанию того, что они должны засвидетельствовать,
[80]
что сами они являются людьми обращенными. Молодой человек, не имеющий здравого, добродетельного характера, не принесет чести истине. Каждому работнику нужно быть чистым сердцем; и в устах его не должно быть никакого лукавства. Служителю надлежит помнить, что для успеха рядом с ним должен быть Христос и что всякий порок, сколь бы тайным он ни был, открыт взору Того, с Кем вместе мы работаем.
Грех исказил образ Божий в человеке. Через Христа его возможно восстановить, но причастниками Божеского естества мы можем стать лишь благодаря искренней молитве и покорению своего «я»…
Истинные труженики в винограднике Господнем будут людьми молитвы, веры, самоотречения — людьми, которые сдерживают свои плотские наклонности и страсти. Своей жизнью они будут свидетельствовать о силе той истины, которую они предлагают другим. И труд их будет не без успеха.
Тот, кто трудится для Бога, должен быть готов к тому, чтобы прилагать и в полной мере использовать все те умственные и нравственные силы, которыми его наделила природа, воспитание и Божья благодать. Но успех его будет в большей мере пропорционален степени посвященности и самоотверженности, с которыми он выполняет свою работу, чем природным или приобретенным способностям. Необходимо прилагать самые ревностные и неустанные усилия к приобретению полезных качеств, однако если Бог не работает вместе с человеком, ничего не удастся достичь. Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 75:5). Благодать Божья — главный элемент спасающей силы, и без нее тщетны все человеческие усилия (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 583).
[81]
Молодые люди в миссионерской работе
Молодые люди, выразившие желание выйти на Божью ниву в качестве служителей или литературных евангелистов, должны прежде всего получить надлежащее умственное воспитание, равно как и специальную подготовку, необходимую для их призвания. Люди необразованные, неподготовленные и невоспитанные не готовы войти на Божью ниву, где истинам Слова Божьего противодействуют могущественные влияния таланта и образования. Не смогут они успешно противодействовать и неизвестным им формам заблуждения — как религиозного, так и философского, — разоблачение которых требует знания и науки, и истины Писания.
Молодые люди, предполагающие посвятить себя служению, должны в особой степени осознавать важность библейского метода в подготовке служителей. Они должны всей душой погрузиться в работу. В период своего пребывания в учебном заведении они должны быть научены великим Учителем смирению и кротости Христа. Бог, хранящий завет, обещал, что в ответ на молитву Дух Его изольется на обучающихся в школе Христа, чтобы они могли стать служителями праведности.
Чтобы библейская истина и библейская религия могли обрести свое место в сердце, необходимо проделать большую работу по изгнанию из разума заблуждений и лжеучений. Бог предусмотрел учреждение колледжей как средство для обучения юношей и девушек для различных областей миссионерского труда. Воля Божья в том, чтобы посылать на труд не считанных работников, но многих. Но сатана, исполненный решимости сорвать исполнение этого замысла, часто обретает власть именно над теми, кого Бог хотел бы приготовить к важному труду в Своей работе. Есть
[82]
много людей, которые трудились бы, будь они призваны на служение, и которые этим трудом спасли бы свои души. Церковь должна осознавать свою огромную ответственность, когда она закрывает свет истины и ограничивает благодать Божью в определенных ею самой узких пределах, в то время как необходимо неограниченно использовать средства и влияние для привлечения знающих людей в миссионерское поле.
Сотни молодых людей должны быть подготовлены к тому, чтобы принять участие в распространении семени истины по всем водам. Нам нужны люди, которые будут способствовать торжеству креста; люди, которые проявят стойкость, невзирая на разочарования и лишения; которые продемонстрируют рвение, решительность и веру, незаменимые в миссионерском поле…
Иностранные языки
Есть среди нас работники, которые, не затратив усилий и времени на изучение иностранного языка, способны объявить о своей готовности провозглашать истину другим нациям. В ранней Церкви миссионеры чудесным образом наделялись знанием иностранных языков, на которых они были призваны проповедовать неиссякаемые богатства Христа. И если Бог желал помогать таким образом Своим слугам тогда, можем ли мы сомневаться в том, что наша работа по подготовке людей, которые обретают знание иностранных языков естественным путем и которые — при надлежащем поощрении — понесут своим согражданам весть истины, будет иметь Его благословение? Мы можем иметь в зарубежных миссионерских полях куда больше работников, если приходящие в эти поля будут использовать каждого способного человека, которого они достигают…
В некоторых случаях может возникнуть необходимость в том, чтобы молодые люди учили иностранные языки. Наибольшего успеха в этом они могут добиться в общении и
[83]
одновременно уделяя ежедневно время изучению языка. Делать это, однако, необходимо лишь в качестве необходимого шага, предваряющего обучение тех людей, которых мы найдем в самом миссионерском поле и которые, при должной подготовке, могут стать работниками. Важно привлекать к служению тех, кто способен общаться на своем родном языке с людьми разных стран.
Выучить иностранный язык — трудная задача для человека среднего возраста. И, при всех его усилиях, почти невозможно добиться того, чтобы он говорил на нем так легко и правильно, чтобы добиться успеха. Мы не можем позволить себе лишить наши внутренние миссии влияния служителей среднего и пожилого возраста, направив их в отдаленные поля, чтобы они приняли участие в работе, к которой они не подготовлены и не могут быть готовы, какие бы усилия они ни прилагали. Направленные таким образом люди оставляют бреши, которые неопытные работники заполнить не могут.
Молодые люди необходимы для работы там, где трудно
Церковь имеет право задать вопрос о том, можно ли доверить молодым людям серьезные задачи, связанные с основанием иностранной миссии и попечительством над ней. Ответ мой таков. Согласно плану Божьему наши молодые люди должны проходить необходимую подготовку в колледже и в общении с опытными людьми в процессе работы, для того чтобы быть готовыми трудиться в Божьем деле с наибольшей пользой.
Мы должны проявлять доверие к нашей молодежи. Молодым людям нужно быть первыми во всяком предприятии, требующем тяжелого труда и жертвенности, тогда как наших утомленных слуг Христовых следует высоко ценить в качестве наставников, которые должны поощрять и благословлять находящихся на переднем крае битвы за дело Божье. Провидение призвало этих опытных отцов на изнуряющие и ответственные посты в раннем возрасте, когда
[84]
ни физические, ни мыслительные их силы еще не развились в полной мере. Степень проявленного к ним доверия пробудила энергию этих людей, а активная работа способствовала их физическому и умственному развитию.
Нужны молодые люди. Бог призывает их на миссионерские поля. Будучи относительно свободными от забот и ответственности, они находятся в более благоприятной ситуации для участия в такой работе в сравнении с теми, кто должен заботиться о воспитании и содержании большой семьи. Более того, людям молодым легче приспособиться к другому климату и новому обществу. Они легче переносят также тяготы и неудобства. Проявляя такт и настойчивость, они смогут достигать людей там, где те находятся.
Сила приходит в процессе упражнений. Все, кто активно использует способности, данные им Богом, разовьют эти способности в себе для более полного посвящения их Его служению. Те же, кто ничем не занят в деле Божьем, не будут возрастать ни в благодати, ни в познании истины. Человек, не двигающийся и не тренирующий свои конечности, вскоре вообще лишится силы двигать ими. Подобным же образом христианин, который не использует свои Богом данные силы, не только не возрастает во Христе, но и утрачивает ту силу, которую он уже имел. Он становится духовно парализованным человеком.
Именно те, кто, движимый любовью к Богу и своим ближним, стремится помогать другим, утверждаются и укрепляются в истине. Истинный христианин трудится для Бога не из порыва, но из принципа; не день и не месяц, но всю свою жизнь…
Творец призывает работников Евангелия. Кто откликнется? Не всем, вступающим в армию, суждено быть
[85]
генералами, капитанами, сержантами или даже капралами. Не все обладают чувством заботы и ответственности, что так необходимо для руководителя. Есть иного рода работа, которую необходимо делать. Одни должны копать окопы и строить укрепления; другие должны стоять часовыми, третьи должны разносить сообщения. Офицеров немного, однако требуется множество солдат для того, чтобы армия стала армией. Успех ее, однако, зависит от верности каждого солдата. Трусость или предательство одного могут привести всю армию к катастрофе…
Тот, Кто назначил «каждому свое дело» (Мк. 13:34) согласно способностям этого человека, никогда не оставит без вознаграждения верное исполнение его долга. Каждое проявление преданности и веры будет увенчано особыми изъявлениями благоволения и одобрения Божьего. Каждому работнику дано обетование: «С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои» (Пс. 125:6). — Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 390-395.
Многие современные юноши, которые возрастают, подобно Даниилу, когда он был еще дома в Иудее, исследуя Слово Божье и Его дела и усваивая уроки верного служения, будут стоять в законодательных собраниях, в залах суда или в царских дворах как свидетели Царя царей. Множество людей будут призваны к более широкому служению. Весь мир открывается для Евангелия. В Эфиопии простирают свои руки к Богу, из Японии, Китая, Индии, из стран нашего континента, народы которых все еще пребывают в неведении, со всех уголков нашего мира доносятся крики пораженных грехом сердец, желающих знать о Боге любви (Воспитание, с. 262).
[86]
Тренировка речи
Во всех сферах работы наших служителей необходимо уделить больше внимания культуре речи. Мы можем иметь знание, но если мы не знаем, как правильно пользоваться голосом, работа наша потерпит неудачу. Если мы не в состоянии облечь свои идеи в соответствующие слова, то какой толк от нашего образования? Знание не принесет нам большой пользы, если мы не будем развивать культуру речи; однако знание явится чудесной силой, будучи соединенным со способностью говорить мудрые, полезные слова и говорить их так, чтобы это привлекало внимание.
Учащиеся, которые предполагают стать работниками в деле Божьем, должны обучаться тому, как говорить ясно и прямо, иначе половина их доброго влияния будет утрачена. Способность говорить ясно и понятно, полным, приятным голосом неоценима в любой сфере работы. Это качество неоценимо для тех, кто желает стать служителями, евангелистами, библейскими работниками или литературными евангелистами. Те, кто планирует посвятить себя работе в этой области, должны учиться использовать свой голос так, чтобы, когда они говорят людям об истине, слова их производили бы исключительно хорошее впечатление. Недопустимо вредить истине, излагая ее бедным языком.
Для литературного евангелиста, который способен ясно и понятно говорить о достоинствах той книги, которую он распространяет, это будет большим подспорьем в его работе. Не исключено, что у него возникнет необходимость в том, чтобы прочесть главу из этой книги. Интонации его голоса с акцентами на отдельных словах помогут ему донести до слушателей смысл прочитанного, и в результате
[87]
события, описанные в книге, с такой отчетливостью предстанут в их умах, будто они были их свидетелями.
Тот, кто проводит библейские чтения в общине или в семье, должен обладать способностью читать мягко и в соответствующем ритме, чтобы это очаровывало слушателей.
Служителям Евангелия необходимо знать, как говорить сильно и выразительно, чтобы слова о вечной жизни звучали столь проникновенно и выразительно, что слушатели непременно ощутили бы их важность. Мне становится больно, когда я слышу, как жалко звучат голоса многих из наших служителей. Такие служители лишают Бога той славы, которую Он мог бы иметь, будь они подготовлены по части того, как действенно пользоваться словом.
Как преодолеть недостатки
Ни один человек не может считать себя подготовленным к вступлению в служение до тех пор, пока он не преодолел все недостатки своей речи. Если такой человек попытается обратиться к людям, не зная, как пользоваться даром речи, половина его влияния будет утрачена, поскольку в его распоряжении было недостаточно средств для того, чтобы удержать внимание собрания.
Независимо от своего призвания каждый человек должен учиться владеть своим голосом, чтобы в тех случаях, когда что-то идет не так, как надо, его голос не пробуждал бы в сердцах наихудшие страсти. Слишком часто как говорящий, так и человек, к которому обращаются, говорят резко и отрывисто. Резкие слова, высказанные недружелюбным, приказным тоном, разделяли друзей и приводили к гибели души…
На общественной встрече особенно важно говорить ясно и отчетливо, чтобы все могли услышать свидетельства и иметь от них пользу. Трудности устраняются и люди получают необходимую помощь, когда во время общественной встречи народ Божий делится своим опытом. Но слишком часто свидетельство излагается настолько искаженно и невнятно, что бывает невозможно получить правильное представление о
[88]
сказанном. Так зачастую утрачивается благословение.
Тот, кто совершает молитву или выступает с речью, должен произносить слова правильно и говорить ясно, отчетливо и ровным голосом. Молитва, вознесенная должным образом, — это сила, несущая добро. Это одно из тех средств, которые использует Господь для того, чтобы сообщать людям драгоценные сокровища истины. Но молитва отчасти утрачивает свою силу из-за слабого голоса того, кто ее произносит. Сатана ликует, когда возносимые Богу молитвы произносятся так, что их почти не слышно.
Народ Божий должен научиться тому, как следует говорить и молиться, — так чтобы слова правильно представляли содержащиеся в них великие истины. Слова свидетельства и молитвы должны произноситься отчетливо и ясно. Этим Бог будет прославлен. Всем работникам надлежит в полной мере использовать дар речи.
Бог призывает нас к более высокому, более совершенному служению. Если служитель, который, приложив максимум усилий, мог бы воистину стать глашатаем Бога, произносит речи, весьма далекие от совершенства, это бесчестит Господа. Слишком часто истина искажается тем, кто пытается ее изложить.
Господь призывает всех, участвующих в Его служении, уделить внимание воспитанию культуры речи, чтобы в приятной манере излагать те великие истины, которые Он доверил нам. Так не будем же искажать истину, излагая ее неподобающим образом. Пусть работники, пренебрегающие развитием дара речи, не думают, будто они подготовлены к служению, поскольку они так и не обрели той силы, которая позволяет сообщать истину.
[89]
Четкость произношения
Когда вы говорите, произносите каждое слово полностью и отчетливо, а каждое предложение — четко и ясно. Речь многих такова, что, заканчивая предложение, они понижают голос и произносят слова настолько неразборчиво, что это препятствует восприятию мысли. Если слова стоят того, чтобы их услышали, их необходимо говорить ясным голосом, отчетливо, с выражением и интонацией. Но не стремитесь подбирать выражения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление учености. Чем проще вы говорите, тем лучше будут поняты ваши слова.
Юноши и девушки, вложил ли Бог в ваши сердца желание служить Ему? В таком случае всеми силами развивайте в себе, по мере своих способностей, данный вам дар речи, чтобы иметь возможность ясно излагать драгоценную истину другим людям. Не привыкайте молиться столь неразборчиво и тихо, что для вашей молитвы еще понадобится переводчик. Молитесь просто, но ясно и отчетливо. Если вы говорите так тихо, что вас не слышно, это еще не является свидетельством вашего смирения.
Тем, кто планирует трудиться для Бога в качестве служителей, я бы сказала так: прилагайте все силы, чтобы овладеть культурой речи. Просите Бога помочь вам добиться этой великой цели. Совершая молитву в собрании, помните о том, что вы обращаетесь к Богу, а Он желает, чтобы вы говорили так, чтобы все присутствующие могли слышать и присоединять свои прошения к вашим. Молитва, сказанная с такой поспешностью, что сливаются все слова, не славит Бога и не приносит пользы слушающим. Служителям и всем, кто совершает публичные молитвы, следует научиться молиться так, чтобы Бог был прославлен, а слушатели получили бы благословение. Говорить следует медленно и отчетливо, голосом достаточно громким, чтобы его слышали все. И тогда все собрание может вместе сказать: «Аминь» (Свидетельства для Церкви, т. 6,
[90]
с. 380-383).
Некоторые из наиболее способных наших служителей наносят себе огромный вред неправильной манерой говорить. Если эти работники наставляют людей относительно их долга повиновения нравственному Закону Божьему, они сами не должны нарушать те Божьи установления, которые касаются здоровья и образа жизни. Служитель должен стоять прямо и говорить медленно, уверенно и отчетливо, делая глубокий вдох перед каждым предложением и произнося слова напряжением мышц живота. Если служители будут следовать этому простому правилу и уделять внимание всем иным аспектам здорового образа жизни, они будут сохранять свою работоспособность намного дольше, чем люди какой-либо иной профессии. Грудная клетка расширится и… голос говорящего не будет хриплым даже в том случае, если ему придется непрерывно говорить длительное время. Принимая меры предосторожности, служители преодолеют всяческую склонность и предрасположенность к чахотке.
Если служители не воспитают в себе манеру говорить в соответствии с физическими законами, они принесут в жертву собственную жизнь, и многие будут скорбеть об утрате «мучеников за дело истины», в то время как фактически суть дела заключается в том, что, потворствуя дурным привычкам, эти люди поступили несправедливо по отношению к себе и к той истине, которую они представляли, лишив, таким образом. Бога и мир того служения, которое они могли бы совершать. Богу было бы угодно, чтобы эти служители жили, но они совершили медленное самоубийство.
Стиль представления истины зачастую в значительной мере определяет, будет ли она принята или отвергнута. Всем, кто трудится в великом деле реформы, необходимо научиться тому, как работать настолько действенно, чтобы
[91]
приносить максимум пользы и не отвлекать людей от силы истины собственными недостатками.
Служители и учителя должны научиться четко и ясно артикулировать звуки и полностью произносить слова. Если человек говорит быстро, напрягая горло, четко не проговаривая слова или проглатывая их, сбиваясь на неестественно высокие ноты, он вскоре охрипнет, слова, которые он произносит, утратят половину той действенности, которую они могли бы иметь, если бы он произносил их медленно, отчетливо и не так громко. Такой выступающий вызывает сочувствие у тех, кто его слушает, потому что они понимают, что человек совершает над собой насилие, и опасаются того, что в любой момент он может вообще потерять голос. Подобные примеры вовсе не являются свидетельством того, что человек имеет рвение к делу Божьему, если он доводит себя до неистовства собственным возбуждением и жестикуляцией. «Телесное упражнение, — говорит апостол, — мало полезно» (2 Тим. 4:8).
Спасителю мира нужны соработники, которые представляли бы Его; и чем ближе человек к Богу, тем более безукоризненными должны быть его манера говорить, осанка, поведение и жесты. В нашем Примере — Иисусе Христе — никто не замечал грубости и невежественности манер. Иисус был Представителем небес, и Его последователи должны быть похожими на Него.
Некоторые думают, что Господь Своим Святым Духом наделит человека способностями говорить так, как Он этого желает; но Господь не будет выполнять за человека ту работу, которую Он ему поручил. Господь дал нам силу разума и возможности развивать свой ум и воспитывать манеры. И лишь после того, как мы сделали все, что в наших силах, наилучшим образом использовав все те преимущества, которые были в нашем распоряжении, — лишь тогда можем мы обратиться к Богу с искренней молитвой сделать Его Духом то, что мы не в состоянии совершить сами (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 404, 405).
[92]
«Старайся представить себя достойным»
Дело Божье нуждается в знающих и энергичных людях; оно нуждается в людях, которые подготовлены к тому, чтобы совершать служение в качестве учителей и проповедников. Бывает, что и работники, имеющие недостаточный образовательный уровень, добиваются определенных успехов, но успехи эти могли бы быть куда значительней, а работники могли бы действовать с куда большим успехом, если бы они с самого начала получили должную тренировку ума.
Павел писал молодому служителю Тимофею: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Работа по приобретению людей для Христа требует тщательной подготовки. Люди не могут приступить к служению Господу без необходимой подготовки и рассчитывать на высочайший успех. Механики, юристы, торговцы — люди всех родов занятий и профессий получают образование в той сфере деятельности, которой они предполагают заниматься. Их цель — стать как можно более продуктивными в своей области. Спросите модистку или портниху — и она скажет вам, сколько ей пришлось затратить труда, прежде чем она по-настоящему научилась выполнять свою работу. Архитектор поведает, сколько у него ушло времени на то, чтобы понять, как спланировать красивый и удобный для проживания дом. И так обстоит дело во всякой области человеческой деятельности.
Неужели же служители Христовы должны проявлять меньшее усердие, готовясь выполнять несравненно более важную работу? Возможно ли, чтобы они были невежественными в путях и средствах, используемых для приобретения душ? Для того чтобы обратиться к людям с вопросами, которые затрагивают их благополучие в вечности, необходимы знание человеческой природы, усердная учеба, вдумчивое размышление и искренняя молитва.
Довольно многие из тех, кто был призван стать соработником
[93]
у Господа, так и не научились этому занятию. Эти люди обесславили своего Искупителя, приобщившись к Его работе без необходимой подготовки. Другие же, не приемлющие тот внешний блеск, который мир называет утонченностью, впали в другую крайность, столь же вредную для дела. Они отказываются приучать себя к вежливым и изысканным манерам, которые желает видеть Христос в Своих детях. Служителю необходимо помнить о том, что он является воспитателем, и если его речь и манеры будут грубыми и вульгарными, то люди менее знающие и менее опытные последуют за ним.
Поверхностное знание
Молодой служитель никогда не должен удовлетворяться поверхностным знанием истины, ибо ему неведомо, в каких обстоятельствах потребуется нести свидетельство о Боге. Многим предстоит предстать перед царями и перед мудрецами земными, чтобы держать ответ за свою веру. Имеющие лишь поверхностное знание истины не смогут стать работниками, которым нечего стыдиться. Такие служители смутятся и не сумеют ясно толковать Писание.
Прискорбно, что продвижение нашего дела сдерживается смертью образованных работников. Многим служителям недостает нравственных и умственных качеств. Эти люди не напрягают свой ум, не пытаются найти скрытые сокровища. Скользя по поверхности, они способны воспринять лишь те знания, которые лежат наверху.
Неужели служители считают, что под давлением обстоятельств они будут способны занять ответственную должность, если они пренебрегли необходимостью пройти
[94]
обучение и подготовить себя к этой работе? Неужели эти люди воображают, что смогут стать в руках Божьих послушными орудиями спасения душ, если они не воспользовались имеющимися в их распоряжении возможностями, для того чтобы стать пригодными для этой работы? Дело Божье требует людей всесторонне развитых, которые могут изобретать, планировать, создавать и организовывать. И те, кто представляет себе те возможности и вероятности, которыми сопровождается работа для нашего времени, сделают все от них зависящее, чтобы ревностно овладеть знаниями, которые они могут почерпнуть из Слова Божьего для использования их в служении нуждающимся и пораженным грехом душам.
Служитель не должен даже думать о том, что он знает уже достаточно много и поэтому может позволить себе расслабиться. Он должен учиться всю свою жизнь. Каждый день он должен узнавать что-то новое и применять на практике полученные знания.
Готовящиеся стать служителями не должны забывать о том, что важнее всего для них — подготовка сердца. Ее не могут заменить ни высочайший уровень умственного развития, ни богословская подготовка. Яркие лучи Солнца праведности должны осветить сердце работника и очистить его жизнь прежде, чем исходящий от престола Божьего свет сможет через него воссиять для пребывающих во тьме.
В течение этой ночи множество сцен прошло перед моим взором. Стало очевидным и ясным многое, относящееся к той работе, которую нам надлежит совершить ради Учителя, нашего Господа Иисуса Христа. Слова были произнесены Имеющим власть, и я попытаюсь повторить ограниченным человеческим языком данные мне наставления относительно той работы, которую нам надлежит сделать. Небесный Вестник сказал следующее.
Служение ослабляется тем, что должности проповедников занимают люди, не имеющие должной подготовки для
[95]
этой работы. Многие совершили ошибку, получив удостоверения служителя. Им придется взяться за ту работу, к которой они приспособлены лучше, нежели к проповедованию Слова Божьего. Эти люди живут от десятины, но усилия их недостаточны, и не следует им больше платить из этих средств. Во многих отношениях служение утрачивает свой священный характер.
Призываемые на служение Слова должны быть истинными и самоотверженными тружениками. Богу необходимы работники, которые осознают, что от них требуется приложение максимальных усилий; служители, вкладывающие в работу свой ум, энергию, рассудительность, способности и качества, свойственные характеру Христа. Спасение людей — обширнейшая работа, требующая использования всех способностей и всех даров благодати. Участвующие в ней должны непрестанно повышать свою эффективность. Работники Божьи должны ревностно стремиться к укреплению своих сил, осознавая, что без непрестанного возрастания в благодати они ослабеют. Они должны стремиться к большим и большим результатам в работе. Если наши служители понимают свой труд именно таким образом, то плодов не придется ожидать долго. Многие будут приобретены для истины.
Выше самых высоких человеческих устремлений Божий идеал для Его детей. Благочестие, богоподобие — вот цель, к которой следует стремиться. Перед учащимся здесь открывается путь постоянного прогресса. У него есть цель для достижения, образец для подражания, который включает в себя все доброе, чистое и благородное. Он добьется значительных успехов в достижении истинного знания во всех сферах (Воспитание, с. 18).
[96]
Работа книгоноши как воспитание для служения
Один из наилучших путей, который могут избрать молодые люди, чтобы подготовиться к служению, лежит в области литературного евангелизма. Пусть они идут в города и селения, распространяя книги, содержащие истину для нашего времени. В этой работе они обретут возможность делиться Словом жизни, и посеянные ими семена прорастут и принесут плоды. Встречаясь с людьми и представляя им наши издания, молодые люди обретут такой опыт, который они не смогли бы обрести, проповедуя.
Когда молодые люди приступают к работе на поприще литературного евангелиста в ревностном стремлении спасать своих ближних, результатом их трудов будет жатва, собранная для Господа. После этого они могут приступать к миссионерскому служению, провозглашать истину для нашего времени, пребывая в непрестанной молитве о большем свете и о водительстве Духа, чтобы знать, как своевременно служить словом для тех, кто нуждается в нем. Этим молодым людям следует использовать всякую возможность для того, чтобы творить добрые дела, памятуя, что они выполняют данное Господом поручение.
Все те, кто ищет возможности для истинного служения и готов безраздельно отдать себя Богу, обретут в работе книгоноши возможность говорить по самым разнообразным предметам, относящимся к будущей нетленной жизни. Приобретенный таким образом опыт будет иметь величайшую ценность для работников, готовящих себя к служению. Именно водительство Святого Духа подготавливает работников — как мужчин, так и женщин — к тому, чтобы стать
[97]
пастырями стада Божьего. Сама мысль о том, что Сам Христос ступает вместе с ними, вызывает чувство святого благоговения и радости, которое будет сопровождать этих работников в самых тяжких их невзгодах и испытаниях. Они научатся молиться во время работы. Они воспитают в себе терпение, доброту, любезность и стремление приносить пользу. Они выработают в себе истинно христианскую любезность, памятуя о том, что Христу, их Соработнику, не могут быть любезны резкие, недобрые слова или чувства. Речь их очистится. Сила слова будет восприниматься как дар, который дается для выполнения возвышенной и святой работы.
Человек, который трудится для Господа, научится тому, как следует представлять Того, Кто трудится вместе с ним. Этому невидимому Святому Богу работник будет оказывать уважение и почтение, поскольку он несет иго Христа и постигает Его чистые и святые пути. Те, кто имеет веру в этого Божественного Помощника, будут внутренне развиваться. Дух дарует им силу облекать весть истины в священную красоту (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 322).
Стремитесь, молодые люди, познать Господа, и вы узнаете, что «как утренняя заря — явление Его» (Ос. 6:3). Стремитесь совершенствоваться непрестанно. Ревностно ищите тесных отношений с Искупителем. Живите верою во Христа. Делайте ту работу, которую Он совершал. Живите для спасения тех, ради кого Он пожертвовал Своей жизнью. Всячески пытайтесь помочь тем, с кем вы вступаете в общение… Беседуйте со своим Старшим Братом, Который будет постепенно, совет за советом совершенствовать ваше образование. Вы станете успешными работниками, поддерживая тесное общение с Тем, Кто предложил Себя в жертву ради спасения погибающего мира (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 416).
[98]
Исследование Библии как необходимое условие для успеха в работе
Те молодые люди, которые намереваются посвятить себя служению или уже сделали это, должны ознакомиться самым полным образом с пророческой историей и всеми уроками, которые преподает нам Христос. Активно используя свой ум, вы наделяете его силой, широтой и остротой. Ум должен работать, иначе он ослабеет. Необходимо тренировать его думать, думать постоянно, а иначе он в значительной степени утратит свою силу. Молодой служитель должен находить ответы на те сложные вопросы, с которыми он сталкивается при исследовании Слова Божьего. Тоща ум его будет в постоянной готовности. Усердно исследуя великие истины, которые открывает ему Писание, молодой служитель научится произносить проповеди, несущие в себе прямую и определенную весть и помогающие слушающим избрать верный путь.
Служитель, пытающийся поучать истине, имея лишь поверхностное знание Слова Божьего, печалит Святого Духа. Однако тот, кто начинает с малого знания и говорит лишь о том, что он знает, стремясь одновременно приобрести большее знание, обретет способность выполнять более серьезную работу. Чем больше света накопит работник в собственной душе, тем больше этого небесного света он сможет уделить другим людям.
Слабости нет места в служении. Та весть истины, которую мы несем, всемогуща. Есть, однако, множество служителей, которые не ставят перед своим разумом задачу исследовать глубины Божественного. Если в своем служении эти работники хотят обрести силу и опыт, который позволит им помогать другим, они должны преодолеть леность
[99]
своего мышления. Если служители будут ревностно и всем сердцем предаваться исследованию Писания, они обретут новую силу. Божественное соединяется с человеческими усилиями, когда душа стремится к Богу. И тогда жаждущее сердце сможет сказать: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Пс. 61:6).
Служители, которые хотят добиться успеха в спасении людей, должны ревностно изучать Библию и усердно молиться. Грешно пренебрегать изучением Слова, пытаясь в то же время учить ему других. Люди, которые осознают ценность каждого спасенного человека, понимают, что ставки слишком высоки, чтобы позволить себе проявлять беспечность относительно продвижения в познании истины. Они стремятся к бастиону истины, где можно обрести мудрость, знание и силу для того, чтобы совершать работу, угодную Богу. Они не предадутся отдыху, не получив на это одобрения свыше.
Сделав Слово Божье своим постоянным спутником в жизни, работник обретает все большие способности к труду. Непрестанно совершенствуясь в познании, он может все лучше и лучше представлять Христа. Такой служитель укрепляется в вере и способен представить неверующим доказательства полноты благодати и любви Христовой. Разум его подобен сокровищнице, из которой можно извлекать то, в чем нуждаются другие. Благодаря работе Святого Духа истина запечатлевается в разуме служителя, в чем благословение как тех, кому он сообщает истину, так и тех, перед кем ему предстоит однажды держать ответ. Тот, кто находится на этом пути, обретает подготовку для служения и право получить награду, обещанную обращающим многих к праведности.
Внимательное прочтение трудов по нашему вероучению, изучение аргументов, вышедших из-под пера других людей, представляют собой превосходную и важную подготовку. Все это, однако, не в состоянии наделить разум
[100]
воистину великой силой. Библия представляет собой наилучшую Книгу в мире, если вы желаете максимально развить способности своего ума. Ее исследование испытывает разум, укрепляет память и оттачивает остроту мышления больше, чем изучение всех тех предметов, которые входят в человеческую философию. Великие темы, которые она представляет, величественная простота в изложении этих тем, свет, проливаемый на великие жизненные вопросы, — все это несет в себе силу и энергию для понимающего.
В той великой борьбе, которая происходит перед нашими глазами, тот, кто желает быть верным Христу, должен иметь понимание более глубокое, нежели знание человеческих мнений и учений. Вот что мне хотелось бы сказать служителям, как молодым, так и старым: ревностно оберегайте те часы, которые вы выделили для молитвы, исследования Библии и самоисследования. Определите для себя время, которое вы ежедневно сможете уделить исследованию Священного Писания и общению с Богом. Таким образом вы укрепите духовную силу и обретете благоволение Божье. Лишь Он может дать вам благородные устремления; лишь Он способен сформировать ваш характер согласно Божественному Образцу. Стремитесь приблизиться к Нему в искренней молитве, и Он наполнит ваше сердце высокими и святыми целями, глубокой и искренней жаждой обрести чистоту и ясность мысли.
Обрести истинное знание Библии можно лишь через содействие Духа, Которым Слово Божье было дано. Для того же, чтобы обрести это знание, мы должны жить Словом, повинуясь всем данным в нем Божьим повелениям. Мы можем рассчитывать на все его обетования. Жизнь, предписываемая Библией, — это именно та жизнь, которой через силу Слова Божьего мы и должны жить. Исследование Библии принесет истинную пользу лишь в том случае, если воспринимать ее именно так (Воспитание, с. 189).
Совместный труд опытных служителей и молодых
[101]
Во время своей подготовки к служению молодые люди должны трудиться в тесном контакте с более опытными служителями. Те, кто обогатился опытом в процессе активного служения, должны взять молодых неопытных работников с собой на поле жатвы и научить тому, как успешно трудиться в деле обращения людей. С добротой и вниманием эти опытные работники должны помогать молодым подготовиться к работе, на которую Господь может призвать их. Молодые же люди, проходящие обучение, должны с уважением прислушиваться к наставлениям своих учителей, с почтением относиться к их верности и не забывать о том, что годы, проведенные в труде, наделили этих людей мудростью.
Петр дал мудрое наставление для руководителей церквей и конференций, выразив его такими словами: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (2 Петр. 5:2-5).
Пусть опытные работники будут педагогами, повинуясь при этом установленным Богом правилам. Молодые же должны почитать за честь возможность учиться под руководством опытных работников. Пусть молодые несут всякое бремя, которое позволяют им нести опыт и молодость. Именно так Илия обучал молодежь Израиля в школах про-
[102]
роков. И сегодня наши молодые люди должны проходить подготовку на той же основе. Невозможно дать совет относительно того, какие именно обязанности могут исполнять молодые в каждом конкретном случае. Очевидно, однако, что опытные работники должны ревностно наставить их, научив непрестанно взирать на Того, Кто есть начальник и совершитель нашей веры.
Апостол Павел понимал всю важность подготовки молодых работников. Завершив миссионерское путешествие, Павел и Варнава повернули свои стопы вспять и посетили основанные ими церкви, подбирая людей, которых можно было подготовить к работе по провозглашению Евангелия.
Павел воспринимал воспитание молодежи для Евангельского служения как часть своей работы. Он брал молодых в свои миссионерские путешествия, давая тем самым возможность обрести такой опыт, который позднее позволил им занять ответственное положение в Церкви. Пребывая вдалеке от молодых служителей, Павел все же поддерживал связь с ними. Его письма, обращенные к Тимофею и Титу, свидетельствуют о том, насколько глубоким было его пожелание успеха им. «И что слышал от меня при многих свидетелях, — писал он, — то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2).
Эта черта работы Павла преподает современным служителям важный урок. Опытные работники делают благородное дело, когда, вместо того чтобы пытаться нести все бремена самим, они готовят людей более молодых и перекладывают эти бремена на их плечи. Бог желает, чтобы те, кто обогатился опытом в Его деле, готовили молодых людей для Его служения.
Прислушиваясь к идеям и мнениям своего руководителя, молодой работник должен все же сохранять свою индивидуальность. Молодой человек не должен растворять эту
[103]
индивидуальность в том, кто его наставляет, до такой степени, чтобы не осмеливаться высказывать собственные суждения и делать лишь то, что ему говорят, независимо оттого, считает ли он это правильным или нет. Молодой человек обладает привилегией самостоятельно учиться у великого Учителя. Если же человек, с которым он работает, идет путем, не соответствующим указаниям Господа, молодой служитель не должен обращаться к кому-то постороннему, но должен подойти непосредственно к своему начальнику и изложить ему вопрос, свободно высказав свое мнение. Таким образом ученик может сделать благое дело для своего учителя. Ему следует честно исполнить свой долг. Бог сочтет ученика виновным, если он попустительствует неверным путям, независимо от того, насколько важен пост того человека, который избирает неверный путь.
Необходимо поощрять сотрудничество молодых служителей с пожилыми и опытными работниками. Это даст возможность молодежи черпать знания и силы от верных тружеников, которые пережили множество сложных ситуаций и с которыми, посредством свидетельств Святого Духа, Бог неоднократно общался, указывая им правильный путь и осуждая неверный. Если возникают трудные ситуации, подвергающие испытанию веру народа Божьего, этим ветеранам Его дела надлежит обращаться к примерам прошлого, когда точно так же истина ставилась под сомнение и предпринимались попытки внедрить чуждые нам суждения, исходящие не от Бога. Сегодня сатана изыскивает возможности лишить нас тех вех, что указывают путь к истине, — тех памятников, что установлены вдоль дороги. И мы нуждаемся в опыте тех ветеранов, которые поставили свой дом на прочном основании, которые в чести и бесчестии твердо стояли в истине.
[104]
Молодой служитель
Молодые люди должны приступать к служению как соработники у Иисуса, следуя примеру Его исполненной самоотверженности и жертвенности жизни. К ним относятся сказанные Господом слова: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17:19). Если молодые люди предадут себя Богу, Он использует их в качестве орудия, помогающего выполнить Его план спасения людей. Приступающий к служению молодой человек должен твердо уяснить для себя сущность своего призвания и исполниться решимости отдавать время, силы и способности своей работе, полностью осознавая при этом те условия, на которых он служит Искупителю.
Ветераны уходят, и молодежь должна быть готова занять освободившиеся места, чтобы весть провозглашалась непрерывно. Борьба против зла должна вестись с неослабевающей силой. Молодым и сильным надлежит идти в окутанные мглою места на земле, чтобы призывать погибающих к покаянию. Но прежде всего им следует очистить храм своей души от всякой нечистоты, дабы в сердце их мог воцариться Христос.
«Вникай»
Слова Павла, сказанные Тимофею, обращены в каждому молодому человеку, приступающему к служению: «Вникай в себя и в учение» (2 Тим. 4:16). Прежде всего давайте обратимся к первой части этого наставления. В самую первую очередь вам надлежит предать себя Господу, чтобы Он очистил и освятил вас. Благочестивый пример будет говорить в пользу истины намного убедительнее, чем самые красноречивые слова, не подкрепленные добропорядочной жизнью. Поправьте светильники своей души и заправьте
[105]
их елеем Духа. Учитесь у Христа той благости, той чистоте мышления, которые позволят вам обрести успех в работе. Учитесь у Него тому, что означает — трудиться ради тех, за кого Иисус отдал Свою жизнь.
«Вникай» прежде всего в себя, а затем в учение. Не допускайте, чтобы грех ожесточил ваши сердца. Обращайте самое пристальное внимание на свои манеры и привычки. Сопоставьте их со Словом Божьим, а затем удалите из своей жизни все дурные наклонности и привычки. Преклонив колени пред Богом, умоляйте Его дать вам верное понимание Его Слова. Удостоверьтесь в том, что вы тверды в знании истинного вероучения. Тогда, встретив несогласных, вам не придется опираться лишь на свои силы — ангел Божий будет на вашей стороне, помогая найти верный ответ на любой вопрос, который вам могут задать. Вам следует ежедневно пребывать в тесном общении с Иисусом, и тогда ваши слова и пример будут оказывать действенное и благотворное влияние.
Не может быть оправдания невежеству
Некоторые из приступающих к служению работников не ощущают того бремени, которое возлагает на них эта работа. У них неверное представление о тех качествах, которыми должен обладать служитель. Эти люди полагают, что достаточно иметь самые малые познания в науках или в Писании, чтобы стать пригодным для служения. Некоторые из тех, кто преподает истину для настоящего времени, обладают столь незначительными познаниями в Библии, что им трудно по памяти верно процитировать текст из Писания. Столь неуклюжие попытки на ощупь продвинуться вперед — это грех перед Богом. Такие люди искажают Писание, пытаясь приписывать Библии утверждения, которых в ней нет.
Бытует мнение, будто образование или глубокое знание Писания не имеют особого значения, если человек имеет Духа. Бог, однако, никогда не посылает Своего Духа в одобрение невежества. Он может сочувствовать и благословлять
[106]
людей, чье положение не позволяет им получить образование, — и Он делает это. Иногда Всевышний нисходит, позволяя силе Его свершаться в их немощи. Но долг этих людей заключается в том, чтобы изучать Его Слово. Недостаточное познание в науках не может служить извинением для пренебрежения исследованием Библии, ибо вдохновенные слова столь очевидны, что понять их может и человек необразованный.
Плата за гостеприимство
Молодые служители должны приносить пользу всюду. Нельзя пребывать в праздности, если ты находишься в гостях. Следует всячески стремиться отплатить за гостеприимство. Здесь присутствуют взаимные обязательства; если служитель пользуется гостеприимством своих друзей, его долг состоит в том, чтобы ответить на их доброту благопристойным и разумным поведением. Вполне возможно, что принимающему вас приходится много трудиться. Проявляя свою доброжелательность, стремясь оказывать уместную помощь другим, служитель зачастую может найти доступ к сердцу этих людей и открыть пути для принятия ими истины.
Непригоден для служения тот, кто склонен к праздности и, я бы сказала, к физической лености. Молодые люди, которые готовят себя к тому, чтобы вступить на путь служения, должны привыкать к тяжелой физической работе. Это поможет им привыкнуть к усердному размышлению.
Молодым людям необходимо определить для себя те вехи, которыми им следует руководствоваться в чрезвычайных обстоятельствах. Когда наступит кризис, который требует хорошей физической подготовки и ясного, сильного,
[107]
здравого мышления; когда необходимо будет выполнить трудную работу, в которой важна каждая мелочь; когда возникнут препятствия, преодолеть которые возможно лишь с помощью дарованной свыше мудрости, — тогда молодой человек, научившийся преодолевать трудности усердной работой, сможет в полной мере соответствовать своему призванию служителя.
Твердость как необходимое качество
В Послании Павла к Тимофею содержится множество уроков, которые должны быть усвоены молодыми служителями. Пребывая в преклонных годах, апостол убеждал молодого работника в необходимости стоять твердо в вере. «По сей причине напоминаю тебе, — писал он, — взгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием (Христовым) силою Бога».
Павел назидал Тимофею помнить о том, что он призван «званием святым» провозглашать силу Иисуса Христа, «разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие, для которого, — говорил Павел, — я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:6-72).
Где бы ни был Павел — перед злобствующими фарисеями или римскими правителями; перед разъяренной толпой в Листре или перед осужденными грешниками в македонской темнице; увещевал ли он пребывавших в растерянности моряков потерпевшего крушение корабля
[108]
или стоял в одиночестве перед Нероном, защищая свою жизнь, — никогда он не стыдился того дела, которому служил. Единственная великая цель христианской жизни Павла заключалась в том, чтобы служить Тому, Чье имя некогда наполняло его чувством презрения. И ни противодействие, ни преследования не могли заставить его свернуть с пути к этой цели. Окрепшая в трудах и очистившаяся жертвой, вера Павла поддерживала и укрепляла его. «Итак укрепляйся, сын мой, — продолжал Павел, — в благодати Христом Иисусом. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:1-3).
Истинный служитель Божий не будет уклоняться от тягот и ответственности. Из Источника, Который непременно поддержит искренне стремящихся к Божественной силе, служитель черпает силы, позволяющие ему противодействовать искушению и преодолевать его, выполняя возложенные на него Богом обязанности. Природа полученной им благодати расширяет способность работника знать Бога и Его Сына. В душе не гаснет страстное желание верно служить Спасителю. Продвигаясь вперед по христианской стезе, служитель «укрепляется в благодати Христом Иисусом». Эта благодать дает ему возможность быть верным свидетелем того, что он слышал. Истинный служитель не пренебрегает тем знанием, которое он получает от Бога, но передает это знание верным, которые, в свою очередь, учат других.
В своем последнем письме к Тимофею Павел представил перед молодым работником высокий идеал, очертив те обязанности, которые возложены на него — служителя
[109]
Христа. «Старайся представить себя Богу достойным, — писал апостол, — делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».
«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2:15, 22- 25). -Деяния апостолов, с. 499-502.
Для дополнительного изучения
Молодые люди в служении
«Свидетельства для Церкви», т. 6, с. 135.
Молодым предстоит нести бремя
«Свидетельства для Церкви», т 2, с. 128.
«Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 362—367.
«Свидетельства для Церкви», т. 5. с. 580—586
«Свидетельства для Церкви», т 6, с. 133—136.
«Свидетельства для Церкви», т. 7. с. 280—282
«Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 28, 29.
«Деяния апостолов», с 572—577.
Обучение для миссионерской работы
«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 556.
«Свидетельства для Церкви». т. 3, с. 551.
Молодые люди в миссионерской работе
«Свидетельства для Церкви», т. 4. с. 437—449. 603—607.
«Свидетельства для Церкви», т. 5. с. 580—586.
Тренировка речи
«Свидетельства для Церкви», т 2. с. 672.
«Воспитание», с 199
«Наглядные уроки Христа», с. 335, 336
«Советы», с. 237—247
«Старайся представить себя достойным»
«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 528, 529
«Служение исцеления», с. 497—502.
[110]
Работа книгоноши как воспитание для служения
«Свидетельства для Церкви», т. 4, с 603. 604.
«Свидетельства для Церкви», т. 6, с. 321—325. 329—340.
Исследование Библии как необходимое условие для успеха в работе
«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 499, 500.
«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 9—15, 545, 546.
«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 573—580.
«Свидетельства для Церкви». т. 6, с. 131—133
«Свидетельства для Церкви». т. 8. с. 319—325.
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 390. 391.
«Служение исцеления», с. 409—466.
«Наглядные уроки Христа», с. 107—114. 124—134.
«Советы», с. 421—463, 510.
Совместный труд опытных служителей и молодых
«Свидетельства для Церкви», т 1, с. 443,444.
«Свидетельства для Церкви». т. 5, с. 585.
«Свидетельства для Церкви», т. 6, с. 415
«Свидетельства для Церкви», т. 7, с. 180 (индивидуальность).
«Деяния апостолов», с 573, 574.
Молодой служитель
«Свидетельства для Церкви», т 2, с. 504, 505, 569, 650.
«Свидетельства для Церкви», т 3, с. 209—211, 308, 551. 558
«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 269, 442—449.
«Деяния апостолов», с. 202, 203, 352—358, 498—508.
[111]