Библиотека soteria.ru
Служители Евангелия
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 7141 Все тексты автора Елена Уайт
Раздел V Служитель на кафедре
«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение».
«Проповедуй слово»
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:1, 2).
В этих прямых и сильных словах ясно обрисован долг служителя Христа. Ему надлежит «проповедовать слово» — не мнения и не предания людей, не ублажающие сказки и не чувственные истории, пробуждающие фантазию и возбуждающие чувства. Служитель должен не возвышать себя, но стоять перед умирающим миром, как если бы он пребывал в присутствии Божьем, и проповедовать Слово. Не должно быть места ни лености, ни легкомыслию, ни заумным истолкованиям; служитель должен говорить искренне и с огромной серьезностью, поскольку он является голосом Божьим, истолковывающим Священное Писание. Служитель обязан пояснять своим слушателям то, что затрагивает их интересы в этой жизни и в жизни вечной.
Братья мои, пребывающие в служении! Стоя перед людьми, говорите о наиболее важном, о том, что будет наставлять их. Учите тем великим практическим истинам, которые необходимо применять в жизни. Учите спасающей силе Иисуса, «в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:14). Стремитесь к тому, чтобы ваши слушатели уразумели силу истины.
[148]
Служители должны представлять верное пророческое слово как основание веры адвентистов седьмого дня. Пророчества Даниила и Откровения следует внимательно исследовать, равно как и связанные с ними слова: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Вновь и вновь мне было показано, что необходимо привлекать внимание всех к двадцать четвертой главе Евангелия от Матфея. Сегодня мы живем в то время, когда исполняются предсказания этой главы. Наши служители и учителя должны изъяснять эти пророчества тем, кого они наставляют. Исключите из своих проповедей вопросы второстепенные, обратив основное внимание на судьбоносные для человека истины.
Время, в котором мы живем, требует непрестанной бдительности, и служителям Божьим необходимо распространять свет относительно вопроса о субботе. Они должны предостерегать жителей мира о том, что вскоре Христос придет в силе и великой славе. Последняя предостерегающая весть для мира должна побуждать людей к осознанию той важности, которую Бог придает Своему Закону. Эту истину следует представлять столь наглядно, чтобы, услышав ее, ни один нарушитель Закона не мог бы оправдаться неспособностью понять важность послушания повелениям Божьим.
Я получила наставление сказать так: соберите из Писания доказательства того, что Бог освятил седьмой день, и пусть эти доказательства читают в собраниях. Тем же, кто не слышал истины, следует показать, что всякий, кто отворачивается от ясно сказанных слов: «Так говорит Господь», должен будет пострадать за последствия своего решения.
Во все века суббота была проверкой верности Богу. «Это —
[149] знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки» (Исх. 31:17), — говорит Господь.
Обращение к священным темам
Ныне Евангелие подвергается нападкам со всех сторон. Никогда еще силы зла не были столь сильны, как в настоящее время. Духи зла объединяются с человеческими усилиями, для того чтобы вести войну против заповедей Божьих. Предания и лжеучения превозносятся выше Писания; разум и наука — выше откровения; человеческие таланты — над поучением Духа; формы и обряды — над животворящей силой благочестия. Вопиющие грехи отделяют людей от Бога. Безбожье быстро входит в моду. «Не хотим, чтоб он царствовал над нами — вот мнение тысяч людей. Служители Божьи должны возвысить свой голос подобно трубе, чтобы показать людям их преступления. Гладкие проповеди, которые мы слышим столь часто, не оставляют глубокого следа в памяти. Они не затрагивают сердца, поскольку люди не слышат ясных и очевидных истин Слова Божьего.
Если бы они заговорили откровенно, многие из так называемых верующих спросили бы: «Какая необходимость говорить так откровенно?» Точно так же они могли бы спросить: «Что заставило Иоанна Крестителя сказать фарисеям: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»» (Мф. 3:7). Зачем он навлек гнев Иродиады, сказав Ироду, что противозаконно жить с женою своего брата? Говоря откровенно, он потерял жизнь. Почему он не мог пройти мимо, не возбуждая гнева Иродиады?
[150]
На такой точке зрения и стояли люди, пока такой подход не подменил верность. Позволяется оставлять грех без порицания. Когда же мы вновь услышим в Церкви голос истинного обличения: «Ты — тот человек»? (См. 2 Цар. 12:7). Не будь эти слова такой редкостью, мы чаще видели бы проявление силы Божьей. Вестники Господа не должны жаловаться на бесплодность своих усилий, пока они не покаются в своей любви к похвале, в своем желании угодить людям, которое побуждает их умалчивать об истине и восклицать «Мир!» в то время, когда Бог не говорит о мире.
Каждому служителю Божьему необходимо осознать святость своей работы и возвышенность своего призвания. Будучи назначенными Богом вестниками, служители несут огромную ответственность. Вместо Христа им надлежит трудиться домостроителями тайн Божьих, ободряя послушных и предостерегая непослушных. Мирские пути не должны иметь для них никакого авторитета. Служителям ни в коем случае нельзя сворачивать с той стези, по которой повелел им идти Иисус. Они должны возрастать в вере, не забывая о том, что они окружены великим множеством свидетелей. Они должны говорить не от себя, но словами, которые повелевает им говорить Тот, Кто могущественнее всех сильных мира сего. «Так говорит Господь» — вот такой должна быть их весть.
Бог призывает людей, которые, подобно Нафану, Илии и Иоанну, понесут Его весть бесстрашно и не опасаясь последствий; которые будут возвещать истину, даже если для этого потребуется пожертвовать всем, что они имеют.
[151]
Подобно острым стрелам
Слова Христа подобны острым стрелам, которые, попадая в цель, поражали сердца Его слушателей. Всякий раз, когда Он обращался к народу — будь то небольшая группа или множество людей, — Его слова оказывали на кого-то спасающее воздействие. Не было случая, чтобы произнесенные Его устами слова были растрачены впустую. Всякое сказанное Им слово возлагало новую ответственность на тех, кто слышал его. И сегодня служители, которые, полагаясь на Бога и обретая в Нем силу, искренне провозглашают последнюю весть милости миру, не должны опасаться того, что усилия их окажутся тщетными. Хотя человеческий глаз и не может видеть, каким путем летит стрела истины, кто может сказать, что она не спешила к цели и не поразила души слушавших? Хотя никогда еще человеческому слуху не удавалось услышать крик раненой души, истина все же в безмолвии находила свой путь к сердцу. Бог обращается к человеку, и в день последнего отчета Его верные служители будут стоять с плодом искупительной благодати, чтобы воздать честь Христу.
Никто не может подсчитать потери от попытки проповедовать, не имея на то одобрения от Святого Духа. В каждой общине есть колеблющиеся, есть люди, почти принявшие решение всецело принадлежать Богу. Принимаются решения; но слишком часто случается, что проповедь служителя не имеет ни силы, ни духа. Он не обращается непосредственно к тем, кто колеблется.
В наш век нравственной тьмы сухой теории недостаточно для того, чтобы пробудить души. Необходимо, чтобы служители имели живую связь с Богом. Слушающие должны видеть, что служитель верит в то, что он проповедует. Живые истины, произнесенные устами человека Божьего, заставят грешников затрепетать, а осужденных — воскликнуть: «Господь есть мой Бог! Я твердо решил быть всецело на Его стороне».
Божий вестник никогда не должен останавливаться в своем стремлении обрести больший свет и большую силу.
[152]
Пребывая среди уныния и тьмы, он должен неустанно трудиться, молиться и надеяться, исполнившись решимости обрести глубокое знание Писания, не имея недостатка ни в каком даровании. Пока есть возможность облагодетельствовать хоть одну душу, служитель должен идти вперед с постоянно обновляющимся мужеством в своей работе. До тех пор, пока Иисус говорит: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5) пока венец праведности ожидает победившего, пока наш Ходатай выступает за грешника, служители Христа должны трудиться с надеждой, неустанной энергией и твердой верой.
Те, кто принимает на себя ответственность возвещать людям Слово, исходящее из уст Божьих, отвечают и за то влияние, которое они оказывают на своих слушателей. Если это подлинно Божьи люди, они будут осознавать, что цель проповеди заключается не в том, чтобы развлечь собравшихся. Проповедь направлена не на то, чтобы дать какие-то сведения или убедить разум.
Проповедь Слова должна обращаться к разуму, она должна содержать сведения, но это еще далеко не все. Чтобы воздействовать на людей, слова служителя должны достигать их сердец. Служителю не следует включать в свою проповедь забавные истории. Его задача состоит в том, чтобы понять величайшие нужды и чаяния человеческой души. Стоя перед собранием, служитель должен помнить о том, что среди его слушателей есть люди, тяжело преодолевающие свои сомнения, пребывающие в отчаянии, почти утратившие надежду; люди, преследуемые искушением, ведущие тяжелую битву с врагом рода человеческого. Проповедник должен умолять Спасителя дать ему такие слова, которые укрепят этих людей в их борьбе со злом.
[153]
Преломляя хлеб жизни
Многие из тех, ради кого трудятся наши служители, пребывают в невежестве относительно библейских истин и требований Божьих, поэтому простейшие наставления о практическом благочестии являются для них полным откровением. Эти люди нуждаются в познании истины, поэтому служитель не должен думать, будто его труды ради них состоят в удовлетворении любопытства слушающих. Нет, ему надлежит преломлять хлеб жизни для этих погибающих от голода душ. Его проповедь всегда должна помогать слушателям более полно понимать, что же им необходимо делать, чтобы спастись.
Сегодня необходимо помочь осознать людям, в чем заключаются их самые насущные потребности и какие испытания они проходят сейчас. Служитель может вознестись в своей проповеди до недосягаемых высот, используя поэтические описания и витиеватые обороты, которые приятны для слуха и питают воображение, но они не затрагивают жизненный опыт и повседневные нужды. Служитель может полагать, что своим витиеватым красноречием он накормил стадо Божье; его слушатели могут считать, что никогда еще истина не выражалась столь прекрасными словами. Но если проследить путь от причины к следствию того возбуждения чувств, которое вызвано этими велеречивыми речами, то окажется, что, хотя кое-какие истины и были представлены, подобного рода проповеди не укрепляют слушающих в тех повседневных жизненных битвах, которые им приходится вести.
Тот, кто ставит в своей проповеди на первое место красноречие, побуждает людей забыть ту истину, которая вкраплена в его ораторское искусство. Когда утихнут эмоции, обнаружится, что Слово Божье не проникло в разум и
[154]
слушатели не продвинулись вперед в его понимании. Люди могут вспоминать с восхищением красноречие служителя, но они не приблизились к моменту принятия решения. Они обсуждают проповедь так же, как обсуждали бы пьесу, а служителя — как актера. Люди могут вновь прийти, чтобы послушать подобного же рода проповедь, но уйдут они с нетронутыми сердцами, так и не получив необходимой духовной пищи.
Не цветистые проповеди нам нужны, не поток слов, не имеющих смысла. Наши служители должны проповедовать так, чтобы это помогало людям постичь жизненно важные истины. Братья мои, не забирайтесь в такие высоты, куда простые люди не могут последовать за вами, — а если бы и смогли, то не обрели бы ни помощи, ни благословения. Учите тем простым урокам, что даны Христом. Расскажите о Его исполненной самоотверженности и жертвенности жизни, о Его смирении и смерти, о Его воскресении и вознесении, о Его ходатайстве за грешников в небесных дворах. Во всякой общине есть люди, на которых воздействует Дух Господень. Помогите им понять, что такое истина; преломите для них хлеб жизни; обратите их внимание на жизненно важные вопросы.
Сейчас можно слышать множество голосов, проповедующих заблуждения. Возвысьте свой голос, защищая истину. Рассказывайте о том, что можно уподобить зеленым пастбищам для стада Божьего. Не уводите своих слушателей на пустынные пути, которые не приближают их к источнику живой воды. Представляйте истину такой, какова она есть в Иисусе, делая предельно ясными требования Закона и Евангелия. Представляйте Христа как путь, истину и жизнь. Расскажите о силе Иисуса спасти всех приходящих к Нему. Иисус Христос — Вождь нашего спасения — ходатайствует за Свой народ, но не как проситель, стремящийся побудить Своего Отца к состраданию, но как победитель,
[155]
имеющий все права на трофеи Своей победы. Он способен даровать полное спасение всем, кто приходит к Богу через Него. Эту мысль необходимо донести до слушателей с предельной ясностью.
Если не проявлять в своем проповедовании осторожности, то человеческие приукрашивания способны скрыть истину. Ни в коем случае нельзя считать, что можно обратить людей с помощью красноречия. Те, кто учит других, должны просить Бога наделить их Своим Духом, что даст им возможность возвышать Христа как единственную надежду грешника. Цветистые речи, приятные сказки или неуместные истории не убеждают грешника в его греховности. Люди слушают их так, как слушали бы красивую песню. Вот та весть, которую должен услышать грешник: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Не ученые проповеди, не красноречивые выступления и не глубокие аргументы побуждают человека принять Евангелие, но его простота и актуальность для тех, кто жаждет хлеба жизни.
Именно воздействие Святого Духа делает служение словом эффективным. Когда через служителя говорит Христос, Святой Дух подготавливает сердца слушателей к принятию слова. Святой Дух не слуга, а управляющая сила. Он позволяет истине воссиять в умах. Он говорит в каждой проповеди, если служитель дает Ему такую возможность. Именно Дух окружает душу святой атмосферой, обращаясь к нераскаявшимся со словами предостережения, указывая им на Того, Кто берет на Себя грех мира.
[156]
Проповедуя Христа
Уже много говорилось о том, что в своих проповедях наши служители основное внимание уделяют закону, но не Иисусу. Такое утверждение нельзя считать совершенно верным, но разве для него нет никаких оснований? Разве не видели мы за кафедрой людей, не обладающих истинным опытом в Божьих вопросах, людей, не принявших праведности Христовой? Многие из наших служителей просто произносят свои проповеди, стремясь наиболее доказательно раскрыть тему и почти не упоминая спасительную силу Искупителя. Их свидетельству недостает спасающей Крови Христа. Их приношение напоминает приношение Каина. Он принес Господу плоды земли, что само по себе в глазах Божьих было приемлемым. Плоды как таковые были хороши; однако приношению недоставало того, что делает его воистину ценным — крови закланного агнца, олицетворявшего Кровь Христа. Так же обстоит дело и с проповедями без Христа. Они не доходят до сердца; они не пробуждают в душе вопроса: «Что надлежит мне сделать, чтобы спастись?»
Из всех тех, кто считают себя христианами, адвентисты седьмого дня должны быть первыми в возвышении Христа перед миром. Провозглашение трехангельской вести требует изложения истины о субботе. Эту истину надлежит провозглашать вместе с другими, составляющими эту весть. Но при этом нельзя упускать из виду Христа, этого великого центра притяжения. Именно на кресте Христовом встречаются милосердие и истина, праведность и мир заключают друг друга в объятия. Грешника необходимо побудить взирать на Голгофу; с простой верой ребенка он должен
[157]
довериться достоинствам Спасителя, принять Его праведность и уверовать в Его милосердие.
Любовь Божья
Благодаря Божьей любви сокровища благодати Христовой раскрываются перед Церковью и миром. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Какая же это чудная, непостижимая любовь, что побудила Христа умереть за нас, когда мы были еще грешниками! И насколько же велика потеря, когда тот, кто понимает настоятельные требования закона, не признает того, что где преизобилует грех, там благодать Христова преизобилует еще больше!
Когда закон представляется в истинном свете, он раскрывает любовь Божью. Но нет ничего удивительного, если даже истина не заставляет сердца растаять, когда ее представляют в холодном и безжизненном виде. Неудивительно, если обетования Божьи не укрепляют веру, когда ни служители, ни работники не раскрывают взаимоотношений между Иисусом и законом.
Некоторые из тех, кто трудятся в деле Божьем, спешат обрушиться с осуждениями на грешника; при этом любовь Отца, позволившего Своему Сыну умереть за род человеческий, остается на втором плане. Учителю истины необходимо раскрыть перед грешником, Каков же Бог в действительности, что Он, как Отец, с неугасающей любовью ждет возвращения блудного сына. Он желает принять его не с гневным осуждением, но приготовив пир для празднования его возвращения. О, если бы все мы могли научиться приобретать души так, как это делал Господь!
Бог побуждает разум перейти от убежденности, порожденной рассуждением, к убежденности более глубокой, высокой, чистой и славной. Зачастую человеческая логика почти заслоняет тот свет, который по воле Божьей должен
[158]
сиять чистыми лучами, убеждая людей в том, что Господь природы достоин всяческой хвалы и славы, поскольку Он есть Творец всего сущего.
Есть служители, которые ошибочно строят свои проповеди всецело на аргументации. Некоторые люди слушают теорию истины, и на них производят впечатление приведенные доказательства. Затем, если представить .Христа как Спасителя мира, посеянное зерно может прорасти и принести плоды во славу Божью. Однако зачастую бывает так, что людям не показывают Голгофский крест. Может быть, случится так, что для кого-то эта проповедь будет последней, и тогда утраченная возможность окажется утраченной навсегда. Если бы наряду с теорией истины в проповеди провозглашались Христос и Его искупительная любовь, то эти люди могли бы оказаться на Его стороне.
Путь ко Христу
Людей, жаждущих найти путь ко Христу, больше, чем мы думаем. Проповедующим последнюю весть милосердия следует помнить о необходимости возвышать Христа как прибежище грешника. Есть служители, полагающие, что нет необходимости проповедовать покаяние и веру. Эти работники исходят из того, что слушающие их знакомы с Евангелием и что необходимо обратиться к вопросам иного порядка, для того чтобы привлечь внимание аудитории. Однако есть множество людей, прискорбно невежественных относительно плана спасения. Для них наставление, касающееся этого первостепенной важности вопроса более необходимо, чем какая-либо иная тема.
Теоретические проповеди важны, поскольку позволяют людям охватить взглядом всю цепь истины, объединенную, звено за звеном, в совершенное целое. Но не должно быть ни единой проповеди, которая не возвещала бы о Христе, и притом распятом, как основании Евангелия. Служители достигли
[159]
бы многих сердец, если бы сосредоточивали больше внимания на практическом благочестии. Когда истина провозглашается в новых полях, часто случается так, что большинство проповедей носят в основном теоретический характер. Люди не знают, как относиться к тому, что они слышат. Многие ощущают силу истины и стремятся утвердиться на прочном основании. В таком случае было бы уместным, прежде всего, внедрить в сознание религию Христа. Будет большим упущением, если собрание закончено, а эта практическая работа не проведена.
Бывает так, что убедительность представленных свидетельств побуждает людей принять решение в пользу истины, по сути, не обратившись. Работу служителя нельзя считать завершенной до тех пор, пока он не убедил своих слушателей в необходимости измениться внутренне. В каждой проповеди должны звучать обращенные к людям пламенные призывы оставить свои грехи и обратиться ко Христу. Необходимо осуждать распространенные в наши дни грехи и попустительство им, превознося при этом практическое благочестие. Ощущая собственным сердцем значимость произносимых им слов, истинный служитель не может скрыть своей тревоги за души тех, ради кого он трудится.
О, если бы иметь слова, достаточно сильные, чтобы произвести желаемое впечатление на моих соработников по евангельской работе! Братья мои! Вы имеете дело со словами, дарующими жизнь! Вы имеете дело с умами, способными достичь в своем развитии высочайшего уровня. Христос распятый, Христос воскресший, Христос, вознесшийся на небеса, Христос грядущий — вот истины, которым надлежит в такой степени смягчать, радовать и наполнять разум служителя, чтобы он делился ими с людьми в любви и совершенной искренности. И тогда слушатели будут видеть не служителя, но явленного перед ними Иисуса.
Возвышайте Иисуса, наставляющие людей, возвышай-
[160]
те Его в проповеди, в пении, в молитве. Все ваши силы должны быть направлены на то, чтобы указывать смущенным, озадаченным и заблудшим на «Агнца Божьего». Возвышайте Его, воскресшего Спасителя, говорите всем, слушающим вас: «Придите к Тому, Кто «возлюбил нас и предал Себя за нас»» (Еф. 5:2). Пусть наука спасения станет основой каждой проповеди, темой каждой песни. Пусть она звучит в каждом прошении. Не привносите в свою проповедь ничего, чтобы дополнить Христа, мудрость и силу Божью. Проповедуйте Слово жизни, представляющее Иисуса как упование всякого кающегося и крепость всякого верующего. Покажите путь к миру мятущемуся и утратившему надежду. Раскройте благодать и совершенную полноту Спасителя.
Есть лишь один путь, ведущий из тьмы до самого престола Божьего, — путь веры. В этом пути нет мглы и неуверенности. Это не тропа, проложенная ограниченным человеческим разумом, человеческими руками и тяжким трудом каждого, по ней прошедшего. Доступ к ней нельзя завоевать делами покаяния.
Подготовленный для нас Богом путь настолько полон, настолько совершенен, что человек не в состоянии что-либо добавить к его совершенству, какие бы труды он ни прилагал. Дорога эта достаточно широка, чтобы принять самого ожесточившегося сердцем грешника, если он искренне раскается; но при этом настолько узка, что нет на ней места для греха. Это тропа, которую проложил для Своих искупленных Господь.
[161]
Праведность по вере
Воистину драгоценна мысль о том, что мы наделены праведностью Христа не за какие-то наши достоинства, но в качестве свободного дара от Бога. Враг Бога и человека не желает, чтобы эта истина свободно раскрывалась перед людьми, ибо он знает, что если люди получат ее во всей полноте, власть его рухнет. Пока сатана имеет возможность управлять умами, погружая в сомнение, неверие и тьму тех, кто претендует называться детьми Божьими, он может побеждать их искушением.
Необходимо поощрять простую веру, которая принимает Бога на основании Его Слова. Народ Божий должен иметь веру, наделенную Божественной силой; «ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас. Божий дар» (Еф. 2:8). Уверовавшие в то, что Бог ради Христа прощает их грехи, не должны, поддавшись искушению, останавливаться в своей благой битве веры. Вере их надлежит крепнуть до тех пределов, пока сама их христианская жизнь, равно как и дела их, возвестит: «Кровь Иисуса… очищает нас от всякого греха» (2 Ин. 1:7).
Имея дух и силу трехангельской вести, мы должны проповедовать Закон и Евангелие одновременно, ибо они неразделимы. Подобно тому как исходящая снизу сила заставляет сынов противления пренебрегать Законом Божьим и попирать истину о том, что Христос есть наша праведность, сила свыше воздействует на сердца верных, побуждая их возвышать Закон и возносить Иисуса как совершенного
[162]
Спасителя. До тех пор, пока народ Божий в своем опыте не будет руководствоваться Божественной силой, ложные теории и идеи будут завоевывать умы, многие в своей жизни и далее будут пренебрегать Христом и Его праведностью, а вера их будет лишена силы и жизни.
Служители должны представлять Христа в Его полноте как в церквах, так и в новых полях, чтобы слушатели имели осознанную веру. Необходимо наставлять людей в том, что Христос — спасение их и праведность. Известная цель сатаны заключается в том, чтобы препятствовать людям уверовать во Христа как в свою единственную надежду; ибо Кровь Христа, которая очищает от всякого греха, действенна лишь для тех, кто уверовал в ее достоинства и кто приносит ее пред Отцом, подобно тому как это сделал Авель в своем приношении.
Приношение Каина оскорбляло Бога, поскольку в этом приношении не было Христа. Основу нашей вести составляют не только заповеди Божьи, но и вера Иисуса. Яркий свет изливается на наш путь сегодня, и ведет он нас к большей вере в Иисуса. Мы должны принять каждый луч этого света и ходить в нем, чтобы это не было нашим осуждением на суде. Важность наших обязательств и обязанностей возрастает по мере того, как мы обретаем более ясное понимание истины. Свет выявляет и осуждает все заблуждения, которые были скрыты во тьме. Как только человек обретает свет, жизнь его и характер должны таким же образом измениться, чтобы соответствовать этому свету. Грехам, которые были некогда грехами неведения из-за слепоты ума, нельзя более попустительствовать, поскольку отныне они вменяются в вину. Получая больше света, люди должны этим светом преображаться, возвышаться и очищаться; иначе они станут еще более извращенными и упрямыми, чем до того, как пришел свет.
[163]
Наставление евангелисту
Дорогой брат!
…Я имею для тебя весть от Господа: будь доброжелателен в словах и мягок в поступках. Постоянно следи за собой, ибо у тебя есть наклонность к суровости, и властности, и поспешности в словах. Господь обращается к тебе, говоря: «Бодрствуй и молись, чтобы не впасть тебе в искушение». Резкие слова огорчают Господа; неразумные слова наносят вред. Мне велено сказать тебе: будь мягок в своей речи; следи за своими словами; пусть не будет грубости ни в твоих высказываниях, ни в жестах. Пусть все твои поступки и слова несут в себе благоухание христоподобия. Не допускай, чтобы естественные наклонности характера мешали твоей работе и портили ее. Ты призван помогать искушаемым и укреплять их. Не проявляй эгоизма поспешностью своих слов. Христос отдал Свою жизнь за стадо и ради всех тех, для кого ты трудишься. Не допускай, чтобы твои слова направили души по неверному пути. В служителе Христовом должен отражаться характер Иисуса.
Поспешные, властные слова несовместимы с той священной работой, выполнять которую Христос поручил Своим служителям. Сделав своей повседневной привычкой смотреть на Иисуса и научаться от Него, ты обретешь целостный и гармоничный характер. Смягчи свои речи и не допускай слов осуждения. Учись у великого Учителя. Слова сочувствия и доброжелательности подобны хорошему лекарству, которое исцеляет пребывающие в отчаянии души. Знание Слова Божьего, воплощенное в повседневной жизни, станет
[164]
силой для исцеления и утешения. Резкость в речах не принесет благословения ни тебе самому, ни другому человеку.
Брат мой, ты должен быть олицетворением мягкости, терпения и благости Христа. В своих публичных высказываниях следуй порядку, установленному Христом. «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак. 3:17). Бодрствуй и молись, смири всякую, временами прорывающуюся в тебе, суровость. Слова твои могут стать освященными благодаря пребывающей в тебе благодати Христовой. Если братья ведут себя, с твоей точки зрения, недостойно, не обращайся с ними сурово. Временами твои резкие суждения огорчают Господа.
Твоя воля должна быть подчинена воле Господа. Ты нуждаешься в помощи Господа Иисуса. Пусть же с уст твоих слетают лишь чистые, неоскверненные и освященные слова; ибо другие будут следовать твоему духу и примеру, поскольку ты — служитель Евангелия. Всегда будь добр и мягок с детьми…
Достичь Божьего идеала возможно, нужно только принять твердое решение не позволять эгоизму оказывать влияние на твою работу. Осознание того, что ты стремишься уподобиться Христу в духе и в делах, придаст тебе силу, утешение и мужество. Твое преимущество состоит в том, чтобы стать кротким и смиренным сердцем; и тогда ангелы Божьи будут трудиться вместе с тобой в евангельской работе. Христос умер, чтобы Его жизнь продолжилась в тебе и во всех тех, кто сделал Его своим примером. В силе своего Искупителя ты можешь явить в себе характер Христа и трудиться в мудрости и власти, чтобы кривизна выпрямилась.
Лос-Анджелес, Калифорния, 22 августа 1908 г.
[165]
Практические советы
Формальные проповеди. — Готовя свои проповеди, некоторые служители с такой дотошностью продумывают все ее детали, что не оставляют Господу места, для того чтобы Он мог руководить их разумом. В сущности, все в этой проповеди застыло, все стандартно. Похоже, что служитель просто не в состоянии отойти от разработанного им же плана. Это серьезная ошибка, и, если ее не исправить, она способна сузить кругозор служителя, и ему будет недоставать духовной жизни и энергии точно так же, как недоставало горам Гелвуйским росы и дождя.
Если служитель не в состоянии отойти от однажды установленного им плана проповеди, воздействие ее окажется ненамного большим, чем от простого чтения по листу. Безжизненные, формальные проповеди почти лишены животворной силы Святого Духа, поэтому привычка читать подобного рода проповеди существенно снижает полезность и способности служителя.
Бог желает, чтобы Его работники всецело полагались на Него. Они должны напряженно вслушиваться, стремясь услышать то, что говорит Господь, спрашивая Его: «Каково Твое слово для народа?» Сердца их должны быть открыты, с тем чтобы Бог имел возможность воздействовать на разум. И тоща проповедники обретут способность излагать людям истину, непосредственно поступившую с небес. Святой Дух наделит их мыслями, которые будут способны ответить на нужды слушающих проповедь.
Благоговение. — Мне доводилось слышать, как некоторые служители повествуют о жизни и учении Христа настолько обыденными словами, будто они вспоминают случаи из жизни известных людей. Фактически довольно часто служители говорят о Христе как о таком же человеке, как они сами. Когда я слышу, как об этой священной теме
[166]
рассуждают таким образом, меня охватывает невыразимая печаль. Мне ясно, что, хотя эти люди и называют себя учителями истины, они никогда не имели возвышенного представления о Христе, они никогда не знали Его. Они никогда не обладали той возвышенностью мыслей, которая способна дать ясное понимание о характере Искупителя мира.
Тем, кто обладает верным пониманием характера Христа и Его работы, не грозит самодовольство или самовозвеличение. Слабость и недостаточность их собственных усилий в сравнении с тем, что совершил Сын Божий, побуждает этих служителей быть смиренными, не доверять себе и ведет их к тому, чтобы полагаться на Христа и черпать в Нем силы, необходимые для работы. Обыкновение сосредоточивать свое внимание на Христе и Его совершенно достаточных заслугах способствует росту веры, обостряет способности духовного видения, укрепляет желание уподобиться Ему и наполняет молитву искренностью, что делает ее действенной.
Неуместные истории. — Служителям не следует вырабатывать привычку рассказывать в ходе проповеди истории, не относящиеся к ее теме. Они отвлекают разум от силы той истины, которая представляется в проповеди. Следует неукоснительно следить за тем, чтобы в вашу проповедь не вкрались анекдоты или истории, вызывающие смех или несерьезные мысли. Истину следует облекать в строгие и достойные слова; подобного же рода должны быть и примеры.
Как преодолеть невнимательность. — Зачастую служитель вынужден проповедовать в переполненном и жарком помещении. Слушатели становятся невнимательными, чувства притупляются, и они почти утрачивают способность воспринимать истины, которые им преподносят.
[167]
Если же, вместо того чтобы проповедовать собравшимся, говорящий будет наставлять их, говоря обычным тоном и задавая вопросы, это пробудит разум собравшихся к деятельности, что позволит им более ясно воспринимать все сказанное.
Малые собрания. — Пусть вас не смущает, если послушать проповедь собралось всего лишь несколько человек. Даже если у вас всего лишь два-три слушателя, кто знает, может быть, с одним из них работает Дух Господень? Господь может дать вам весть для одного человека, а тот уже, обратившись, может стать средством для достижения других. Вы ведь не знаете, быть может, результаты ваших трудов умножатся тысячекратно.
Не смотрите на пустые кресла; не позволяйте вашей вере и мужеству ослабеть, но размышляйте о том, что делает Бог для того, чтобы принести Свою истину миру. Помните о том, что вы работаете совместно с небесными существами, которые никогда не терпят неудачи. Говорите с той же ревностью, верой и интересом, как если бы вас пришли послушать тысячи людей.
Одним дождливым утром служитель пришел в церковь для того, чтобы говорить проповедь, и обнаружил, что там присутствует лишь один человек. Но, не желая разочаровывать своего единственного слушателя, служитель проповедовал для него ревностно и заинтересованно. Этот человек обратился и стал миссионером, а в результате его трудов тысячи услышали Благую весть о спасении.
Краткие проповеди. — Весть для нашего времени необходимо провозглашать не длинными, скучными проповедями, но в виде кратких и конкретных бесед. Слишком
[168]
длинные проповеди лишают выступающего сил, а слушателей — терпения. Если же выступающий полагает, что весть его важна, ему необходимо проявить особую осторожность, чтобы не переутомить своих слушателей физически, дав им больше, чем они в состоянии запомнить.
Обсудив какую-то тему один раз, не думайте, что ваши слушатели запомнят все, что вы сказали. Всегда опасно поспешно перескакивать с одной темы на другую. Преподайте краткие уроки простым, доступным языком, а затем почаще повторяйте их. Краткие проповеди запоминаются куда лучше, чем длинные. Нашим евангелистам следует помнить, что предметы, о которых они говорят, для кого-то из слушателей могут оказаться новыми. Поэтому следует вновь и вновь повторять важнейшие положения.
Непосредственность. — Многие проповедники тратят свое время и силы на длительные вступления и оправдания. Кое-кому требуется почти полчаса на извинения. Таким образом впустую растрачивается время, и когда выступающие подходят непосредственно к своему предмету, пытаясь закрепить проповедуемые ими истины в умах слушателей, те уже устали и не в состоянии оценить их силу.
Вместо извинений за свое намерение выступить перед собранием служитель должен начать так, будто ему доподлинно известно, что он несет весть от Бога. Важнейшие положения истины евангелист должен излагать настолько ясно, чтобы они уподобились вехам, не заметить которые невозможно.
Зачастую много времени бесплодно затрачивается на разъяснение положений не столь уж важных, того, что понятно и без доказательств. Важнейшие пункты истины не-
[169]
обходимо излагать столь ясно и убедительно, насколько этого можно добиться средствами языка и доказательств.
Сосредоточенность внимания. — Некоторые служители излишне сосредоточивают свое внимание на каком-то одном пункте. В определенной степени можно приветствовать способность сосредоточиваться на одном, отстранившись от всего остального. Однако служители, использующие все силы своего ума на развитие одной линии рассуждения, зачастую упускают все другие. В разговоре они становятся скучными, утомляя собеседника. Письму их недостает свободного, легкого стиля. Выступая публично, такие работники не в состоянии отвлечься от одной темы — они развивают ее все дальше и дальше, все больше и больше углубляясь в этот вопрос. Увлекшись собственным рассказом, они являют глубокие знания по теме, но очень немногие в состоянии следить за нитью их рассуждений.
Есть опасность, что такие люди посеют семена истины столь глубоко, что лезвие плуга так и не сможет вынести их на поверхность. Даже наиважнейшие и очевидные истины, ясные и простые сами по себе, можно выразить настолько многословно, что они станут туманными и запутанными.
Простота.- Аргументированные доказательства хороши на своем месте, однако куда большего можно достичь простыми объяснениями Слова Божьего. Свои уроки Христос пояснял примерами столь ясными, что их легко могли понять даже самые невежественные люди. Иисус не прибегал к длинным и трудным словам в Своих проповедях. Он пользовался простым языком, доступным для понимания простыми людьми. Христос развивал предмет, о котором Он рассуждал, лишь настолько, насколько люди были способны понять Его.
Служители должны излагать истину ясно и просто. Среди
[170]
их слушателей много таких, для которых ясное объяснение является обязательным условием для обращения. Огромные массы людей куда больше невежественны в вопросах истины, чем это может показаться. Среди выпускников колледжей, красноречивых ораторов, государственных деятелей, людей, занимающих высокое и ответственное положение, много таких, кто обратил все силы своего разума на другие вопросы, оставив в пренебрежении проблемы величайшей важности. Когда подобные люди составляют большую часть общины, проповедник зачастую всеми силами стремится сделать свою проповедь интеллектуальной и не раскрывает перед собранием Христа. Служителю не удается показать, что грех есть нарушение закона. Он не показывает план спасения во всей его очевидности. А ведь служитель мог бы воистину глубоко затронуть сердца слушателей, указав им на Христа распятого, чтобы принести доступное всем искупление.
Духовное возрождение. — Когда Господь работает через Свои человеческие орудия, когда сила свыше воздействует на людей, сатана побуждает своих приспешников кричать: «Фанатизм!», предостерегая людей не впадать в крайности. Давайте задумаемся над тем, как рождается такой крик. Если и встречаются поддельные монеты, это никоим образом не снижает ценности настоящих. Хотя бывают неискреннее возрождение и неискренние обращения, это вовсе не означает, что ко всякому возрождению следует относиться с подозрением. Не будем уподобляться фарисеям, говорившим с презрением: «Он принимает грешников» (Лк. 15:2).
Жизнь Христа убедительно показывает нам, что не стоит усмехаться над Его работой по обращению душ.
Подтверждения обновляющей благодати Христовой в грешных
[171]
людях вызывают ликование у ангелов. Однако зачастую по причине неверия эту работу называют проявлением фанатизма, а о вестнике, посредством которого Бог совершает Свою работу, говорят, что он проявляет рвение не по знаниям.
Субботние богослужения. — Проповедник, назначенный проводить субботнее богослужение, должен хорошо подумать, как ему привлечь интерес слушателей к истинам Слова. Далеко не всегда ему следует говорить проповедь столь длинную, что она не оставит собравшимся времени на то, чтобы исповедовать Христа. Зачастую проповедь нужно сделать короткой, чтобы люди могли выразить свою благодарность Богу. Вознесение хвалы прославляет имя Господа. На каждом собрании детей Божьих ангелы небесные слушают хвалу, возносимую Всевышнему в свидетельстве, пении и молитве.
Молитва и общественное богослужение должны стать временем для оказания особой помощи и ободрения нуждающихся. Каждый должен почитать за честь принять участие в богослужении. Хорошо, если у каждого, кто носит имя христианина, найдется что-то сказать на общественном богослужении. Свидетельства должны быть краткими и направленными на помощь другим людям. Ничто так не убивает молитвенный дух, как человек, который занимает двадцать — тридцать минут на длинное свидетельство. Подобное свидетельство способно погубить духовную атмосферу собрания.
[172]
Тщательность в манерах и одежде
Служитель должен помнить о том, что его поведение за кафедрой, его поза, его манера говорить, его одежда способны произвести благоприятное либо неблагоприятное впечатление на слушателей. Служителю следует воспитать в себе любезность и высокую культуру поведения, научиться держаться со спокойным достоинством, соответствующим его высокому призванию. Ему следует быть серьезным, благочестивым, но при этом кротким. Резкость и грубость непозволительны и в обычных жизненных занятиях, а уж тем более недопустимы они в работе служителя. Внешний вид проповедника должен соответствовать тем святым истинам, которые он проповедует. Его слова должны быть во всех отношениях искренними и взвешенными.
Никто не дает права служителю вести себя за кафедрой подобно театральному исполнителю, жесты и поведение которого производят лишь внешний эффект. Служитель не актер, но учитель истины. Несдержанные, неподобающие действия не придают силы излагаемым истинам; напротив, они отвращают людей от взвешенного суждения и правильных взглядов.
Служитель, который учится у Христа, всегда осознает, что он является вестником Божьим, имеющим от Него поручение совершать работу, влияние которой будет ощущаться в вечности. Служитель ни в коем случае не должен ставить своей целью привлечение внимания к себе, к своим познаниям и способностям. Его задача состоит в том, чтобы привести грешников к покаянию, указывать им — как словами, так и примером — на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Служителю следует говорить как
[173]
человеку, облеченному властью и авторитетом от Бога. Проповеди его должны отличаться искренностью, рвением и убедительностью, которые побудят грешника искать убежища во Христе.
Важным обстоятельством является продуманность в одежде. Манера служителя одеваться должна соответствовать высокому достоинству его положения. Некоторым служителям это не удается. Иногда они одеваются не только без должного вкуса и неуместно для своего положения, но и сама одежда их выглядит неопрятной и неаккуратной.
Внешний вид тех, кто трудится во славу Бога Небесного, способен принести честь или бесчестье Тому, Чья рука движет этим миром и Кто дает нам жизнь и здоровье. Он дал особое наставление Моисею относительно всего, связанного со служением в скинии, указав, какую одежду надлежит носить тем, кому предстоит служить перед Ним. «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия» (Исх. 28:2) — вот наставление, данное Моисею. Все то, что связано с одеянием и манерами священников, должно было наделять их ощущением святости Бога, святости богопоклонения и чистоты, необходимой для того, чтобы войти в Его присутствие.
Священникам не позволялось входить в святилище, имея на ногах обувь, поскольку налипшая на нее грязь могла осквернить святое место. Им надлежало оставить обувь во дворе, перед тем как войти в святилище. Кроме того, священники должны были омыть свои руки и ноги перед служением в скинии или у жертвенника всесожжения. Таким образом народу постоянно внушалось, что всякая скверна должна быть удалена от тех, кто вступает в
[174]
присутствие Божье. Служитель, небрежный в одежде, огорчает Бога, а у его слушателей создается впечатление, что в своей работе он не видит ничего священного, что выделяло бы ее из обыденных занятий. Но это еще не все. Вместо того чтобы показывать слушателям важность пристойности и вкуса в одежде, такой служитель подает им пример небрежности и неаккуратности, которому некоторые не замедлят последовать.
Бог ожидает, что Его служители своими манерами и одеждой будут надлежащим образом олицетворять принципы истины и святость своей работы. Они должны подавать пример, который поможет людям достичь более высокого стандарта.
Люди имеют возможность заглушить в себе голос Духа Божьего — право выбора оставлено за ними. Им предоставлена свобода действий. Люди могут проявить послушание благодаря имени нашего Искупителя и Его благодати, а могут проявить непослушание, осознавая последствия этого.
Человек ответствен за принятие или отвержение священной и вечной истины. Дух Божий постоянно увещевает, а люди принимают решение за или против истины. Как важно в этом случае, чтобы не было необходимости раскаиваться ни в одном совершённом поступке, особенно посланникам Христа, действующим от Его имени!
[175]
Общественная молитва
Общественная молитва должна быть краткой и конкретной. Бог не требует от нас длительных прошений, делающих молитву скучной. Христос не понуждал Своих учеников к утомительным церемониям и длинным молитвам. «Когда молишься, — говорил Он, — не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6:5).
Фарисеи устанавливали особые часы для молитвы; и когда, как это часто случалось, они в это время находились вне дома, они останавливались, где бы ни находились — это могла быть улица, рынок, толпа спешащих людей, — и громким голосом повторяли свои формальные молитвы. Подобная молитва, произносившаяся исключительно с целью самовозвеличения, вызывала безусловное осуждение у Иисуса. Однако Он не отрицал публичной молитвы; ибо Он Сам молился и с учениками, и совместно с множеством людей. Но Иисус подчеркивал Своим ученикам мысль о том, что их общественная молитва должна быть краткой.
Несколько минут — достаточно продолжительное время для любой обычной общественной молитвы. Бывают случаи, когда молитва особым образом составлена Святым Духом. Томящаяся душа жаждет Бога и стремится к Нему, дух борется, подобно Иакову, и не обретет покоя, пока не увидит особого проявления силы Божьей. В подобных случаях молитва большей продолжительности может оказаться уместной.
Мы слышим множество утомительных молитв, более напоминающих лекции, которые читаются Господу, нежели
[176]
обращенные к Нему просьбы. Будет лучше, если те, кто произносят подобные молитвы, ограничатся той, что Христос научил Своих учеников. Длинные молитвы утомляют слушателей и никоим образом не подготавливают их к последующему наставлению.
В собраниях можно часто слышать длинные, утомительные молитвы именно из-за пренебрежения тайной молитвой. Служителям не следует пытаться замаливать длительным прошением пренебрежение своими обязанностями на протяжении недели, в надежде загладить свою вину и успокоить совесть. Подобные молитвы часто сводят духовность других людей до низкого уровня.
Прежде чём подняться на кафедру, служитель должен обратиться к Богу в своей комнате, установив с Ним тесную связь. Там он может вознести свою жаждущую душу к Богу и освежиться росой благодати. Затем, получив помазание от Святого Духа и ощущая ответственность за души, проповедник не распустит собрание, не представив перед ним Иисуса Христа — единственное прибежище для грешника. Осознавая, что он, возможно, более не увидит этих слушателей, служитель найдет такие слова, которые дойдут до самого сердца. И Господь, Который знает сердца людей, дарует эти слова и поможет ему сказать их в нужный момент и действенно.
Благоговение в молитве
Кое-кто полагает, что молитва, возносимая к Богу обычным тоном, которым мы разговариваем с другими людьми, является знаком смиренности. Они оскверняют Его имя, постоянно упоминая в молитве — без всякой на то нужды и неуместно обращение «Боже Всевышний» — благоговейные, святые слова, которые позволительно произносить лишь смиренным голосом и с чувством преклонения.
Высокопарный язык неуместен в молитве, независимо
[177]
от того, произносится ли прошение за кафедрой, в семейном кругу или в личной молитве. Тот, кто произносит общественную молитву, в особенности должен использовать простые слова, чтобы слушающие могли понимать сказанное и присоединиться к прошению.
Именно исходящая из сердца молитва веры будет услышана на небесах и ответ на нее будет получен на земле. Бог понимает нужды людей. Он знает наши желания еще до того, как мы обращаемся к Нему с просьбой. Бог видит, как наша душа борется с сомнением и искушением. Он замечает искренность молящегося. Он примет смирение и скорбь души. «А вот, на кого Я призрю, — возвещает Он, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).
Мы имеем преимущество молиться с уверенностью, ибо Дух Святой облечет наши прошения в нужные слова. В простоте нам следует излагать свои нужды Господу и полагаться на Его обетования с такой верой, чтобы собрание почувствовало, что мы научились преуспевать с Богом в молитве. Для собравшихся будет ободрением поверить в то, что Господь присутствует в собрании. И тогда они раскроют свои сердца для получения Его благословений. Вера людей в нашу искренность возрастет, и они с готовностью будут слушать наставление служителя.
Наши молитвы должны быть исполнены нежности и любви. В своем стремлении обрести более глубокое и широкое понимание любви Спасителя мы будем просить Бога умудрить нас. Именно сейчас есть особая нужда в пробуждающих душу молитвах и проповедях. Конец всему близок. О, если бы мы как следует понимали необходимость искать Господа всем сердцем! Тогда бы мы нашли Его.
[178]
Да научит Бог Свой народ тому, как следует молиться! Учителям наших школ и служителям наших церквей следует ежедневно учиться в школе Христа. Тогда они будут молиться ревностно, просьбы их будут услышаны, а ответ получен. Тогда слово будет провозглашаться в силе.
Наше положение во время молитвы
Как на общественном богослужении, так и в личной молитве мы имеем преимущество преклонить колени перед Господом, вознося к Нему свои прошения. Иисус, наш Пример, «преклонив колена, молился» (Лк. 22:41). О Его учениках говорится, что и они «преклонив колена, молились» (Деян. 9:40; 20:36; 21:5). Павел возвещал: «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 3:14). Ездра преклонял колени, исповедуя перед Богом грехи Израиля (см. Езд. 9:5). Даниил «три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его» (Дан. 6:10).
Истинное благоговение перед Богом вдохновляется ощущением Его бесконечного величия и осознанием Его присутствия. Всякое сердце проникнется этим благоговением, ощущая Невидимого. Час и место молитвы священны, поскольку в ней присутствует Бог. Благоговение, проявляемое в нашем положении и жестах, усилит это ощущение святости. «Свято и страшно имя Его!» — возвещает псалмопевец (77с. 110:9). Ангелы закрывают лица свои, произнося это имя. С каким же тогда трепетом надлежит нам, падшим и грешным, произносить его своими устами!
И молодому, и старому полезно помнить слова Писания, которые показывают, как следует относиться к месту, отмеченному особым присутствием Божьим. «сними обувь твою
[179]
с ног твоих, — повелел Бог Моисею у горящего куста, — ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Узрев ангелов, Иаков воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!.. это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:16,17).
«А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:20).
Монотонные, напоминающие проповедь молитвы нежелательны и неуместны в собрании. Краткая молитва, вознесенная горячо и с верою, смягчит сердца слушателей; во время же длинной молитвы слушающие с нетерпением ожидают, когда же она кончится. Если бы служитель, произносящий такую молитву, уединясь в своей комнате, искал тесного общения с Богом до тех пор, пока не ощутил, что вера его способна соответствовать обетованию «Молись, и воздается тебе», он был бы более конкретен в своей общественной молитве, обращаясь ревностно и в вере с прошением даровать благодать для себя и слушающих его.
[180]
Для дополнительного изучения
«Проповедуй слово»
« Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 252, 257.
«Свидетельства для Церкви», т. 5, с 299, 300.
«Наглядные уроки Христа», с. 39—43, 124—134.
Преломляя хлеб жизни
«Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 237.
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 366—371.
«Наглядные уроки Христа», с. 231.
Проповедуя Христа
«Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 214—216.
«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 313—316, 374, 375.
«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 158—161, 539, 540.
«Деяния апостолов», с. 201—220.
Праведность по вере
«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 294, 295
«Воспитание», с. 76. 77.
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с 300,306—314.
«Наглядные уроки Христа», с. 128. 307—318.
«Путь ко Христу», с 67—69.
«Деяния апостолов», с. 505—507.
Наставление евангелисту
«Свидетельства для Церкви», т. 3. с 507, 508.
«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 486
«Воспитание», с. 291—295.
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 253, 254.
«Наглядные уроки Христа», с. 235. 236.
«Деяния апостолов», с. 515, 516.
Практические советы
Краткие проповеди
«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 117, 118, 672.
«Свидетельства для Церкви», т 3, с 419
Неуместные истории
«Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 241.
Простота
«Наглядные уроки Христа», с 231,232.
Благоговение
«Воспитание», с. 242—244.
Малые собрания
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 183—194.
Субботние богослужения
«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 256
Тщательность в манерах и одежде
«Свидетельства для Церкви», т. 1, с 648, 649.
Общественная молитва
«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 616, 617.
«Свидетельства для Церкви», т. 5. с. 201. 202.
«Наглядные уроки Христа», с. 150—152.
[181]