Библиотека soteria.ru
Служители Евангелия
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 7141 Все тексты автора Елена Уайт
Раздел VII Помощники в евангельской работе
«Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это?»
Изучение Библии
Для того чтобы успешно трудиться в деле спасения душ, служители должны быть как усердными исследователями Библии, так и людьми молитвы. Те, кто пытается поучать Слову Божьему других, а сам при этом его изучением пренебрегает, — совершают грех. Действительно ли истины, с которыми они имеют дело, обладают огромной силой? В таком случае обращаться с ними следует умело. Библейские идеи следует излагать ясно и сильно. Из всех живущих на земле людей провозглашающие весть для нашего времени должны лучше всех понимать Библию и хорошо знать основания своей веры. Тот, кто не обладает познанием Слова жизни, не имеет права пытаться наставлять других относительно пути к небесам.
Библия — основа нашей веры и вероучения. Ничто другое не обладает такой способностью заряжать разум энергией и укреплять интеллект, как изучение Слова Божьего. Нет иной книги, которая могла бы так возвышать мысли или обострять все наши способности, как глубокие, облагораживающие истины Библии. Если бы Слово Божье изучалось надлежащим образом, люди обладали бы широтой ума, благородством характера и постоянством целей, которые мы редко видим в наше время.
Тысячам работников, которые служат с кафедры, недостает важнейших качеств ума и характера в силу того, что
[250]
они пренебрегают усердным исследованием Писания. Они удовлетворяются поверхностным знанием истин Слова Божьего, предпочитая продвигаться вперед с большими потерями, чем усердно искать скрытые сокровища.
Псалмопевец возвещает: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). А Павел писал Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16,17).
Жизнь Бога, дарующая жизнь миру, явлена в Его слове. Именно Своим словом Иисус исцелял больных и изгонял бесов. Своим словом Иисус успокаивал бушующее море и воскрешал умерших; и люди свидетельствовали, что слово Его обладало силой. Спаситель возвещал слово Божье, как Он передавал его всем ветхозаветным авторам. Вся Библия есть раскрытие нам Христа. Она — наш единственный источник силы.
Слово это не делает человека пассивным. Оно раскрывает перед вдумчивым исследователем возможности для активности. Оно не оставляет человека в неуверенности и бесцельности, но дает ему самую высокую из всех возможных целей — приобретение душ для Христа. Оно предоставляет человеку светильник, освещающий путь к небесам. Слово Божье повествует о неисследованных и неисчислимых богатствах.
Слово Божье есть мерило характера. Давая нам Свое слово, Бог передал в наше владение все истины, которые необходимы для спасения. Тысячи людей черпали воду из этих колодцев жизни, но запасы ее не уменьшаются. Тысячи познавали Господа и, обретя Его, преображались по Его
[251]
образу. Но исследователи не исчерпали все эти величественные и святые темы. Тысячи и тысячи людей могут подключиться к работе по исследованию тайн спасения.
Когда работник изучает жизнь Христа, размышляя о характере Его миссии, всякое новое исследование раскроет нечто еще более глубокое и захватывающее — нечто еще не изученное. Предмет исследования неисчерпаем. Изучение воплощения Христа, Его искупительной жертвы и посреднической работы способно дать пищу разуму усердного ученика до скончания времени. И, взирая на небеса с их неисчисленными годами, он воскликнет: «Великая благочестия тайна» (2 Тим. 3:16).
Мы говорим о вести первого ангела, о вести второго ангела и думаем, что имеем определенное понимание вести третьего ангела. Но до тех пор, пока мы удовлетворяемся ограниченным знанием, мы лишаем себя способности получить более ясное представление об истине. Тот, кто распространяет Слово жизни, должен находить время, чтобы изучать Библию и исследовать собственное сердце. Если служитель пренебрегает этим, он не узнает, как служить нуждающимся душам. Прилежный и смиренный ученик, стремящийся усердной молитвой и исследованием познать истину такой, какова она в Иисусе, непременно будет вознагражден. Он обращается за помощью не к идеям человеческих авторов, но черпает ее из Источника премудрости и знания. И под водительством святых ангелов он обретет ясное понимание истины.
Не могуществом и не силою человеческой надлежит внушать
[252]
эту истину умам, «но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Не темперамент и не красноречие проповедующего Слово дает успех его работе. Павел может насаждать, Аполлос — поливать, но взращивает Бог. Именно близость служителя к Богу и послушание Божественной воле дают успех его трудам.
Сердце, которое принимает Слово Божье, нельзя уподобить испаряющемуся пруду или протекающей емкости, откуда уходит драгоценная влага. Его можно сравнить с горным потоком, который питают неиссякающие ключи. Их прохладные, сверкающие воды устремляются вниз по скалам, даруя свежесть уставшему, жаждущему и обремененному.
Знакомство с истинами Писания наделит учителя истины качествами, позволяющими ему называться представителем Христа. Дух учения Спасителя придаст силу и направление его наставлению и его молитвам. Его наставления не будут узкими и безжизненными; он не будет повторять вновь и вновь одну и ту же проповедь, ибо разум служителя будет открыт для непрестанного просвещения Святым Духом. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, — сказал Христос, — имеет жизнь вечную». «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною». «Дух животворит… слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:54, 57, 63).
Когда слуги Божьи познают истинное значение этих слов, их служение обретет элементы вечной жизни. Не будет более скучных и безжизненных проповедей. Основы евангельских истин будут представлены в новом свете. Появятся свежее восприятие истины, ясность и сила, очевидные всем.
[253]
Если те, на кого направлено это служение, откликнутся на воздействие Святого Духа, они ощутят бодрящую силу новой жизни. Огонь любви Божьей зажжется в них. Их чувства обострятся и обретут способность увидеть красоту и величие истины.
Служитель, для которого Слово Божье является постоянным спутником в жизни, будет непрестанно открывать в истине новую красоту. Дух Божий снизойдет на него, и Бог будет работать через него, помогая другим. Святой Дух наполнит разум и сердце этого служителя надеждой, мужеством и библейскими образами, и все это будет передаваться людям, которых он наставляет.
В Библии мы имеем безошибочное наставление Божье. Если практически выполнять ее поучения, они подготовят человека к выполнению любых обязанностей. Библия — голос Божий, ежедневно обращающийся к душе… Работа Святого Духа заключается в том, чтобы просветить помутненное разумение, смягчить себялюбивое, каменное сердце, смирить мятежного грешника и спасти его от губительного влияния мира. Вот как молился Христос за Своих учеников: «Освяти их истиной Твоею: слово Твое есть истина». Меч Духа, которым является Слово Божье, пронзает сердце грешника, разрезая его на части. Когда истина повторяется, не оказывая на сердце самого говорящего своего святого влияния, то она не будет иметь никакой силы и над слушателями, но будет отвергнута как заблуждение. В этом случае ответственность за утрату душ несет сам проповедник (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 441).
[254]
Тайная молитва
Имеют место как семейная молитва, так и общественная;
но именно тайное общение с Богом поддерживает в нас духовную жизнь. Пребывая на горе с Богом, Моисей видел образец того прекрасного здания, которому предстояло стать местом пребывания славы Божьей. На горе с Богом — в тайном месте встречи — надлежит нам созерцать Его славный идеал для человечества. Это дает нам возможность так воспитать свой характер, чтобы для нас исполнилось следующее обетование: «(Я) вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16).
Занимаясь повседневным трудом, мы должны направлять душу к небесам в молитве. Эти молчаливые прошения возносятся подобно курению перед престолом благодати; и враг приходит в замешательство. Невозможно победить христианина, сердечные помыслы которого сосредоточены на Боге. Никакие уловки зла не способны поколебать его мир. Все обетования Слова Божьего, вся сила Божественной благодати, все возможности Всевышнего использованы для обеспечения спасения этого верующего. Именно так ходил Енох с Богом. И Бог был с ним, помогая ему всякий раз, когда в этом возникала нужда.
Служители Христа должны бережно относиться к молитве. Они со всей смелостью могут приходить к престолу благодати, вздымая святые руки без гнева либо сомнения. С верою они могут просить Отца Небесного о мудрости и благодати, дабы знать им, как трудиться, как находить доступ к умам.
Молитва — это дыхание души. Это тайна духовной силы. Ее невозможно заменить никакими иными средствами
[255]
благодати. Она сохраняет здоровье души. Молитва позволяет сердцу непосредственно общаться с Источником жизни, укрепляя мышцы и сочленения религиозного опыта. Стоит пренебречь молитвой или молиться нерегулярно, лишь тогда, когда это представляется вам удобным, и вы утратите связь с Богом; духовные способности утратят свою энергию, а религиозный опыт — здоровье и жизненную силу.
Лишь на алтаре Божьем можем мы зажечь свою свечу Божественным огнем. Лишь Божественный свет обнаружит всю незначительность и неполноту человеческих способностей, дав нам ясное представление о совершенстве и чистоте Христа. Лишь приняв Христа, мы обретаем желание уподобиться Ему. Лишь увидев Его праведность, мы жаждем и сами иметь ее. Лишь в том случае, если мы в искренней молитве просим Бога об исполнении самых заветных своих сердечных желаний. Он делает это.
Вестники Божьи должны стремиться пребывать с Ним, если желают иметь успех в своей работе. Рассказывают об одной старой женщине из Ланкашира, которая слушала, как ее соседи пытаются объяснить, отчего их служитель работает столь успешно. Они говорили о его одаренности, о его манере говорить, о его поведении. «Нет, — сказала старушка, — я скажу вам, в чем дело. Человек, о котором вы говорите, близок к Всевышнему».
Когда люди посвящены, подобно Илии, и когда они имеют такую же веру, какую имел он. Бог открывает Себя, как Он открыл Себя Илии. Когда человек просит Господа, подобно Иакову, результат будет такой же, как и у Иакова. Сила снизойдет от Бога в ответ на молитву веры.
Поскольку жизнь Иисуса была исполнена доверия к Отцу и поддерживалась постоянным общением с Ним, Его
[256]
служение было непоколебимым и безошибочным. Ежедневно искушаемый, постоянно испытывающий противодействие со стороны сильных мира сего, Христос знал, что Он должен укреплять Свое человеческое естество молитвой. Чтобы быть благословением для людей, Он должен общаться с Богом, получая от Него энергию, настойчивость и твердость.
Спаситель любил Свое уединение на горе, когда Он общался со Своим Отцом. Днем Он ревностно трудился, чтобы спасти людей от погибели. Он исцелял больных, утешал скорбящих, возвращал умерших к жизни, давал надежду и радость отчаявшимся. После того, как дневные труды Его завершались, Иисус каждый вечер удалялся от городской суеты и склонялся в молитве перед Своим Отцом. Зачастую всю ночь Он излагал Отцу Свои прошения. Но Он возвращался после этих бесед отдохнувший, исполненный рвения и готовый к выполнению Своего долга и к любым испытаниям.
Служители Христа испытывают на себе искушения и яростные удары сатаны. Все это пережил Тот, Кто не знал греха. В час мучительных душевных страданий Он обращался к Своему Отцу. Будучи Сам источником благословений и силы. Он мог исцелять больных и воскрешать мертвых. Он мог приказать буре, и она повиновалась Ему, однако Он молился, часто с сильным плачем и со слезами. Он молился о Своих учениках и о Себе, отождествляя таким образом Себя с человечеством. Он был могущественным просителем. Будучи Князем жизни. Он обладал силой, находясь в единстве с Богом, и побеждал.
Служители, являющиеся истинными представителями Христа, — это мужи молитвы. С неослабевающим усердием и верой они будут молить Бога дать им силы и мужество для служения и освятить их уста прикосновением живого
[257]
угля, чтобы они познали, как говорить людям Его слово.
Молитва — это раскрытие своего сердца перед Богом как перед Другом. Взором веры молящийся распознает Бога, находящегося так близко, и сможет обрести драгоценные доказательства Божественной любви и заботы о нем. Молитва, которую возносил Нафанаил, исходила из искреннего сердца и была услышана Господом, и он получил ответ. Господь читает сердца всех людей, и «молитва праведных благоугодна Ему» (Притч. 15:8). Он не замедлит услышать тех, кто открывает Ему свое сердце, не возвышая себя, а искренне чувствуя свою слабость и недостойность.
Существует нужда в молитве — сердечной, горячей, искроенной, отчаянной молитве — такой молитве, какую возносил Давид, восклицая: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» «Я возжелал повелений твоих». «Жажду спасения Твоего». «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс. 41:2; 118:40, 174; 83:3).
Те, кто наиболее эффективно учат истине и проповедуют, в смирении сердца уповают и полагаются на Бога и жаждут Его водительства и Его благодати. Бодрствовать, молиться и трудиться — вот девиз христианина. Жизнь истинного христианина — это жизнь постоянной молитвы. Он знает, что света и силы одного дня недостаточно для борьбы и испытаний дня грядущего. Сатана непрестанно меняет свои искушения. Каждый день мы будем попадать в различные обстоятельства; и всякий раз, когда мы окажемся в новой для нас ситуации, нас будут окружать доселе
[258]
неведомые нам опасности. И лишь только благодаря силе и благодати, обретенным с неба, мы можем иметь надежду противостоять искушениям и исполнить возложенные на нас обязанности.
Как прекрасно, что мы можем молиться действенными молитвами; что недостойные, ошибающиеся смертные люди обладают силой возносить свои просьбы и чаяния Богу. Чего большего может еще пожелать человек, чем это — быть связанным с Безграничным Богом? Слабый, греховный человек имеет привилегию общаться со своим Создателем. Мы можем возносить слова, которые достигают престола Властелина Вселенной. Мы можем разговаривать с Иисусом, где бы мы ни находились, и Он говорит: «Я одесную тебя» (см. Пс. 15:8)
Мы можем общаться с Богом в своем сердце; мы можем находиться в тесном общении со Христом как со своим Другом. Занимаясь своими повседневными делами, мы можем открыть самое сокровенное желание своего сердца, не слышимое ни одному человеческому уху; однако вышедшее из нашего сердца слово не ослабеет в тишине и не пропадет. Ничто не в силах заглушить желание души. Оно поднимается над уличным шумом, над грохотом машин. Мы обращаемся в молитве к Самому Богу, и Он слышит нашу молитву.
Итак, просите. Просите, и получите. Просите о смирении, мудрости, мужестве, возрастании в вере. На каждую искреннюю молитву придет ответ. Он может не прийти именно в таком виде, в каком мы желаем его получить, или же именно тогда, когда нам хочется, чтобы он пришел; но он придет именно таким образом и как раз в то время, когда мы более всего нуждаемся в нем. На молитвы, которые вы возносите в одиночестве, в изнурении, в испытаниях. Бог не всегда отвечает так, как вы того ожидаете, но всегда Его ответ приносит вам благо.
[259]
Вера
Величайшие победы, обретенные в деле Божьем, являются результатом не тяжеловесных аргументов, обширных благоприятных условий, широкого влияния либо изобилия средств. Нет, они обретаются в потаенной комнате, где происходит личное общение с Богом, когда искренней, горячей, отчаянной верой человек хватается за могучую руку Божью.
Истинная вера и истинная молитва — как они сильны! Они подобны двум рукам, которыми молящийся хватается за силу Безграничной Любви. Вера — это доверие Богу, сознание того, что Он любит нас и знает, что для нас лучше всего. Таким образом, вместо того чтобы мы шли своим путем, она приводит нас к выбору Его пути. Вместо нашего невежества она принимает Его мудрость; вместо нашей слабости — Его силу, вместо нашей греховности — Его праведность. Наша жизнь и мы сами уже принадлежим Ему. Вера признает, что мы принадлежим Ему, и принимает благословения, исходящие из этого. Вера дает понимание того, что честность, истина, нравственная чистота являются секретами подлинного успеха в жизни. Именно вера делает нас обладателями этих качеств. Каждое доброе побуждение или стремление является даром от Бога. Вера получает от Бога жизнь, которая лишь одна может стать причиной истинного роста и эффективности в служении.
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (2 Ин. 5:4). Именно вера делает нас способными взглянуть за пределы настоящего, с его заботами и проблемами, и увидеть великое грядущее, где все, вызывающее сегодня у нас вопросы и недоумение, станет ясно. Вера видит Иисуса, Который стоит как наш Посредник одесную Бога. Вера видит обители, которые Христос ушел приготовить любящим Его. Вера видит одежду и венец, приготовленные для победите-
[260]
ля, и слышит песнь искупленных.
Совершенная вера, полное подчинение себя Богу, упование в простоте сердца на обетования Его Слова — все это должно быть частью духовной жизни каждого служителя Церкви. Только тогда, когда в духовной жизни служителя присутствует все это, он может сделать предмет веры ясным и доступным для понимания сомневающихся и скептически настроенных.
Вера — это не чувство. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Истинная вера не имеет абсолютно ничего общего с самонадеянностью. Лишь обладающий истинной верой находится в безопасности от самонадеянности, ибо самонадеянность — это сатанинская подделка веры.
Вера с полным правом ожидает исполнения Божьих обетовании и приносит плод послушания. Самонадеянность также ожидает исполнения обетовании, но использует их так, как это делал сатана, — для оправдания своих преступлений. Вера привела бы наших прародителей к доверию Божьей любви и к повиновению Его повелениям. Самонадеянность привела их к нарушению Божьего Закона. Они считали, что Его величайшая любовь спасет их от последствий их греха. Вера не заявляет свои права на благосклонность Неба, не исполняя при этом условий, на которых дается Божественная милость. Основание истинной веры покоится на обетованиях и положениях Священного Писания.
Разговаривать на духовные темы от случая к случаю, молиться, не ощущая при этом душевного голода и без живой веры, бессмысленно, ибо ни к чему не приводит. Номинальная вера во Христа, принимающая Его лишь как Спасителя мира, никогда не в силах принести исцеление душе. Вера «ко спасению» — это не просто согласие с истиной на уровне интеллекта. Тот, кто полагает вначале обрести полное познание, а потом только проявить веру в практической жизни, не может получить Божье благословение.
[261]
Недостаточно знать о Христе; мы должны верить в Него. Единственная вера, которая принесет нам благословение, — это вера, принимающая Христа личным Спасителем; вера, которая наделяет верующего Его заслугами. Для многих вера — это мнение. Однако спасающая вера — это обоюдное действие, которым принявшие Христа объединяются с Богом в отношениях завета. Подлинная вера — это практическая жизнь человека. Живая вера означает возрастание сил, безраздельное доверие, благодаря которым душа обретает способность побеждать.
Вера принимает Бога Таким, Каким Он представлен в Его Слове, не настаивая на понимании значения тяжелых переживаний, которые случаются в жизни. Но у многих очень мало веры. Они всегда чего-то боятся и о чем-то беспокоятся. Каждый день их окружают со всех сторон знаки Божьей любви, однако они не замечают этих благословений. А встречающиеся им трудности, вместо того чтобы приближать к Господу, разделяют их с Ним, пробуждая в них беспокойство и ропот.
Разве можно быть настолько неверующим? Ведь Иисус — их Друг. Все небо заинтересовано в их благополучии, а их страх и ропот огорчают Святого Духа. Мы должны верить не потому, что мы видим или чувствуем, что Бог слышит нас. Мы должны доверять Его обетованиям. Когда мы верой приходим к Нему, мы должны верить, что всякое прошение, всякая мольба проникают в сердце Христа. Ниспрашивая Его о благословении, мы должны верить, что мы получаем его, и благодарить Его за то, что получили его. Затем мы должны исполнять наши обязанности, будучи уверены в том, что благословение будет послано как раз тогда, когда мы более всего будем в нем нуждаться. Когда мы научимся делать это, мы станем осознавать,
[262]
что наши молитвы не остаются без ответа. Бог сделает для нас «несравненно больше», «по богатству славы Своей» и «по действию державной силы Его» (Еф. 3:20, 16; 1:19).
Часто христианская жизнь окружена опасностями, и исполнение своего христианского долга порой кажется невозможным. Воображение рисует в сознании картину неминуемой катастрофы впереди и рабства и смерти позади. Однако Божий голос говорит ясно: иди вперед. Давайте повиноваться этому повелению, даже если наш взор не в силах проникнуть во тьму. Препятствия, мешающие нашему продвижению вперед, никогда не исчезнут, если мы будем нерешительны и пессимистично настроены. Те, кто не торопится повиноваться до тех пор, пока исчезнут все неясности, и неопределенности и уже не будет опасности потерпеть неудачу, не будут повиноваться никогда. Вера смотрит поверх трудностей; она ухватывается за невидимое, за Всемогущего, и поэтому она не окажется в безвыходной ситуации. Вера — это значит крепко держаться за руку Христа в любой ситуации.
Тому, кто трудится для Бога, необходима сильная вера. Внешние обстоятельства могут казаться угрожающими, но в самый мрачный час сквозь тьму пробивается луч света. Сила тех, кто пребывает в вере, любви и служении Богу, будет обновляться изо дня в день. Их служение будет отмечено пониманием воли Бесконечного, чтобы, осуществляя Его намерения, не ошибаться. Пусть эти работники до конца сохранят начатую в них жизнь, исполненную уверенности, помня о том, что свет Божьей истины непременно воссияет среди тьмы, окутавшей наш мир.
В служении Богу не должно быть никакого уныния. Вера посвященного работника должна выстоять при всех, даже при самых тяжких испытаниях. Бог силен наделить Своих
[263]
работников всей необходимой им силой, и Он желает сделать это и при этом дать им мудрость, необходимую им для разнообразной повседневной деятельности. Он превзойдет все ожидания тех, кто доверился Ему всецело.
Иисус не призывает нас следовать за Ним, чтобы потом бросить нас. Если мы подчиняем свою жизнь служению Ему, мы никогда не попадем в ситуацию, не предусмотренную Им заранее. В какой бы ситуации мы ни оказались, у нас есть Пастырь, указывающий нам путь. Какие бы ни были наши затруднения, у нас есть надежный Советник; какими бы ни были наши печали и одиночество, какими бы тяжелыми ни были потери родных или близких нам людей, рядом с нами всегда сострадающий Друг. Если по своему неведению мы допускаем ошибки, Христос не оставляет нас. И мы слышим Его ясный и отчетливый голос, говорящий: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). «Он избавит нищего, вопиющего иугнетенного, у которого нет помощника» (Пс. 71:12).
«Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3′). Рука Всемогущего простерта, чтобы вести нас неуклонно вперед. Идите вперед, говорит Господь, Я пошлю вам помощь. Ты просишь, для того чтобы прославилось Мое имя, и ты получишь. Те, кто ожидают, что тебя вот-вот постигнет неудача, увидят славный триумф Моего Слова. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).
Бог никогда не оставляет мир без людей, способных различать добро и зло, праведность и нечестие. У Него есть люди, которым Он поручил быть на передовой сражения в наиболее ответственное и критическое время.
[264]
Мужество
Божьи слуги не должны легко поддаваться унынию из-за трудностей или противодействия. Провозглашающие весть третьего ангела должны бесстрашно стоять на своих постах, несмотря на злословия и клевету, подвизаясь добрым подвигом веры и противостоя врагу тем же оружием, что и Христос, — «так написано». В тяжелейшее время, которое в недалеком будущем им предстоит пережить. Божьи слуги встретят точно такое же ожесточение сердец, точно такую же безжалостную решимость, точно такую же нескрываемую ненависть, какие встречали Христос и апостолы.
Всем, кто в тот «день злый» (Еф. 6:13) желает верно служить Богу по велению совести, необходимо мужество, непоколебимость и знание Бога и Его Слова, ибо верных Богу будут преследовать, их побуждения будут ставить под сомнение, их самые благородные усилия будут неверно истолковывать, а имена проклинать.
Сатана будет действовать, используя всю свою обольстительную силу, с тем чтобы повлиять на сердца, затуманить понимание, представить зло добром, а добро — злом. Чем сильнее и чище вера Божьего народа и чем тверже его решимость повиноваться Ему, тем яростнее сатана будет пытаться возбудить против него гнев тех, которые, считая себя праведными, попирают Божий Закон. Потребуется самое сильное доверие, самая несгибаемая целеустремленность, для того чтобы подвизаться за веру, однажды преданную святым.
Вестники креста должны вооружиться бодрствованием и молитвой и с верой и мужеством продвигаться вперед,
[265]
трудясь при всех обстоятельствах во имя Иисуса. Они должны иметь уверенность в Том, Кто ведет их; ибо нас ожидают скорбные времена. Суды Божьи повсюду обрушиваются на землю. Бедствия быстро следуют одно за другим. Бог вскоре восстанет, чтобы сокрушить землю и наказать нечестивых за их нечестие. Тогда Он вступится за Свой народ и заботливо оградит от зла и бед. Он распрострет Свои мышцы вечные, которыми Он защитит его от всего, что может причинить ему вред
.
«Мужайтесь в Господе»
По прошествии дня ожидаемого Второго пришествия Иисуса Христа в 1844 году несколько братьев и сестер собрались вместе. Все были очень удручены пережитым мучительным разочарованием. Вдруг в помещение, где они находились, вошел мужчина, громко восклицая: «Мужайтесь в Господе, собратья, мужайтесь в Господе!» Он вновь и вновь повторял эти слова, пока лица всех собравшихся не просияли и все их голоса объединились в восхвалении Бога.
Сегодня я обращаюсь к каждому работнику Божьему:
«Мужайся в Господе!» Я постоянно с 1844 года провозглашала истину для настоящего времени, и сегодня эта истина для меня дороже, чем когда-либо прежде.
Некоторые всегда сосредоточивают внимание на неприятных и обескураживающих обстоятельствах, и это является причиной того, что ими овладевает уныние. Они забывают, что все небо желает сделать их каналами, через которые небесные благословения будут изливаться на мир, и что Господь Иисус — это неиссякаемая сокровищница, из которой все люди могут черпать силу и мужество. Не нужно унывать и терзаться мыслями о будущем. Бог никогда не допустит, чтобы зловещая тень сатаны омрачала наш путь.
[266]
Враг всячески стремится скрыть свет, сияющий от Солнца праведности. Но наша вера должна пронзить эту тень.
Богу требуются бодрые духом работники, которых не в силах смутить и лишить мужества неблагоприятные обстоятельства и враждебное противодействие. Господь ведет нас, и мы можем мужественно идти вперед, будучи уверены в том, что Он будет с нами, как и в прошлом, когда мы трудились, будучи немощными, но руководимые силой Святого Духа.
Христу служили ангелы, однако их присутствие не делало Его жизнь легкой и свободной от искушений. Он, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Если служители, занимаясь работой, которую Господь поручил им, переносят испытания, затруднения и искушения, должны ли они разочаровываться? Отрекутся ли они от своей веры из-за того, что их труд не всегда приносит те результаты, которые им более всего хочется увидеть? Истинные работники Божьи не станут унывать при виде открывающегося перед ними поля деятельности, какой бы трудной ни представлялась им предстоящая работа. Уклонение от трудностей, ропот во время тяжелых испытаний делают работников Божьих слабыми и неработоспособными.
Когда те, кто находятся на передовой, увидят, что сатана направляет против них особый удар, они осознают свою нужду в Божьей силе и будут трудиться Его силой. Одерживаемые ими победы не приведут их к сознанию собственной исключительности, а, наоборот, благодаря одержанным с Господом победам они с еще большей уверенностью будут полагаться на Всемогущего. Из их сердец будет исходить горячая признательность Богу, и, когда они будут переносить горе и скорбь, стесняемые врагом, они будут радоваться.
[267]
Время возможностей и ответственности
Настоящее время — это время больших возможностей и священной ответственности. Если Божьи служители остаются верными доверию, оказанному им, велика будет их награда, когда Хозяин скажет им: «Дай отчет в управлении твоем» (Лк. 16:2). Упорный труд, бескорыстное служение, терпение, настойчивые усилия будут вознаграждены в обильной мере. Иисус скажет: «Я уже не называю вас рабами… но Я называю вас друзьями» (см. Ин. 15:15). Господь высказывает одобрение Своему рабу не за то, что тот проделал огромную работу, а за верность во всем, что тот делал. Не достигнутые нами результаты, а побуждения, двигающие нашими поступками, — вот что имеет вес в глазах Божьих. Он ценит превыше всего доброту и верность.
Я умоляю вестников Евангелия Христова никогда не падать духом, никогда не считать самого закоренелого грешника недоступным для Божьей благодати. Казалось бы, безнадежный, с человеческой точки зрения, человек может принять истину и полюбить ее. Тот, кто обращает сердца людей, подобно тому как воды реки поворачивают свое течение, может привести ко Христу самого эгоистичного, самого ожесточенного грехом человека. Есть ли что-либо слишком трудное для Бога? «Слово Мое… — провозглашает Он, — не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).
Те, кто прилагает усилия к тому, чтобы организовать работу на новой территории, часто лишены благоприятных возможностей для успешной работы. Создается впечатление, что именно недостаток таких возможностей и является препятствием для продвижения дела Божьего, но пусть они не теряют веры и мужества. Часто они вынуждены действовать на пределе своих возможностей. Временами
[268]
может казаться, что у них совсем нет шансов для продвижения вперед. Но если они молятся и трудятся с верой. Бог ответит на их прошения, посылая им средства и возможности для продвижения работы вперед. Трудности будут возрастать, служители будут задаваться вопросом, как им совершать то, что должно быть сделано. Порой будущее будет видеться им беспросветным. Пусть же служители принесут Богу данные Им же Самим обетования и благодарят Его зато, что Он сделал. И тогда перед ними откроется путь, и они обретут новые силы для совершения повседневных обязанностей.
Мало кто понимает значение слов Луки, сказавшего, что когда Павел увидел своих братьев, он «возблагодарил Бога и ободрился» (Деян. 28:15}. Идя рядом с плачущими, сочувствующими ему верующими, которые не стыдились его уз, апостол громко славил Бога. Рассеялись грусть и печаль, угнетавшие его. Христианская жизнь Павла представляла собой непрерывную цепь испытаний, страданий и разочарований, но в тот час он чувствовал себя вполне вознагражденным. С твердой уверенностью и радостным сердцем он продолжил свой путь. Он не жаловался на прошлое и не боялся будущего. Он знал, что его ожидали узы и страдания; но знал он и то, что его дело — избавлять души от куда более страшного рабства, и радовался тому, что страдает за Христа (Деяния апостолов, с. 449).
[269]
Как Бог готовит Своих работников
Бог готовит Своих работников, чтобы они могли выполнять порученные им обязанности. Он желает научить их трудиться более плодотворно. Среди членов нашей Церкви есть люди, которые желают занимать влиятельное положение в общине. Такие люди нуждаются в освящении и покорности. Бог совершает изменение в их жизни. Может быть, Он возлагает на них обязанности, которые не очень им нравятся. Если они желают, чтобы Господь руководил ими. Он даст им благодать и силу исполнять эти обязанности в духе покорности и бескорыстного служения. Таким путем они подготавливаются к ответственному служению, и благодаря этим приобретенным и развитым в практическом служении способностям и навыкам они совершат великую работу.
Некоторых Бог воспитывает, проводя их через разочарования и явные неудачи. Его намерение состоит в том, чтобы они научились преодолевать трудности. Он вдохновляет их решимостью обратить все, что кажется на первый взгляд неудачей, в успех. Очень часто люди молятся и рыдают из-за затруднений и препятствий, возникающих на их пути. Но если они будут до конца хранить начатую в них, исполненную уверенности жизнь. Бог откроет им путь. Успех придет как раз тогда, когда они будут бороться с почти непреодолимыми, на первый взгляд, трудностями; а вместе с успехом придет и величайшая радость.
Монотонная жизнь — не самая благоприятная для духовного роста. Некоторые люди могут достичь наивысшей духовности только посредством изменения привычного уклада жизни. Когда Бог в Своем провидении видит, что для успешного формирования характера Его работника необходимы перемены. Он нарушает спокойное течение его жизни. Он видит, что работнику нужно иметь более тесную связь с Ним, и, чтобы осуществить это, Он разлучает его с
[270]
друзьями и знакомыми. Когда Бог приготавливал Илию к вознесению на небо. Он посылал его то в одно место, то в другое, чтобы пророк не обосновался где-то в одном месте и не стал благодушным и самоуспокоенным и таким путем не лишился бы духовной силы. И, по Божьему замыслу, влияние Илии должно было стать силой для помощи многим душам обрести более широкий, более полезный опыт.
Есть много людей, которые не находят удовлетворения в том, чтобы служить Богу с радостью там, где Он поставил их совершать служение, или же исполнять безропотно доверенное им Богом дело. Нет ничего предосудительного в том, чтобы не довольствоваться тем, каким образом мы исполняем свои обязанности, но мы не должны быть неудовлетворенными самими обязанностями, полагая, что лучше было бы заниматься чем-либо другим. В Своем провидении Бог поручает людям делать то, что будет подобно лекарству для их извращенных умов. Таким путем Он стремится к тому, чтобы они отказались от эгоистичных прихотей, удовлетворяя которые, они становятся неспособными совершать порученное им Богом дело. Если они приемлют и совершают это служение, их разум получит исцеление. Если же они отказываются от него, они останутся наедине со своими проблемами и вынуждены будут бороться сами с собой и с другими людьми.
Пусть те, кому не позволяется покоиться в тишине, но кто постоянно должен находиться в движении, устанавливают свою палатку сегодня вечером в одном месте, а завтра — в другом, помня о том, что Господь ведет их и что таким путем Он помогает им сформировать совершенные характеры. Во всех требующихся от них переменах им следует признавать Бога своим Другом, Путеводителем и Опорой.
[271]
Находите время для общения с Богом
Мне были даны особые наставления относительно наших служителей. Бог не желает, чтобы они стремились разбогатеть. Они не должны заниматься предпринимательством и коммерцией, ибо это препятствует им отдавать свои лучшие силы духовному. Однако они должны получать жалованье, достаточное для содержания себя и своих семей. Они не должны быть загружены настолько, что у них не хватало бы времени уделять внимание духовным нуждам своей семьи, ибо их особая обязанность — воспитать своих детей для Господа.
Совершается огромная ошибка, когда служитель постоянно загружен какими-то делами, ездит то в одно место, то в другое, просиживает допоздна на заседаниях комитетов и советов. Это приводит к усталости и разочарованности. У служителей Церкви должно быть время для отдыха, время, когда они бы могли питаться от Слова Божьего хлебом жизни. У них должно быть время для того, чтобы выпить несколько освежающих глотков утешения из источника живой воды.
Служители и учителя должны всегда помнить о том, что они ответственны перед Богом за то, насколько они посвящают лучшие свои силы и способности на служение. Они не должны браться за то, что противоречит порученной им Богом работе.
Когда служители и учителя, на которых возложено бремя финансовой ответственности, входят в классную комнату или поднимаются на кафедру с уставшей головой и переутомленными нервами, то чего можно ожидать от них, кроме как того, что будет гореть самый обычный огонь, вместо священного огня, зажженного Богом? Напряженные,
[272]
неестественные, импульсивные усилия огорчают слушателей и причиняют боль самому говорящему. У него нет времени искать Господа, нет времени просить с верой помазания от Духа Святого…
Мне повелено сказать моим собратьям-служителям: если вы желаете иметь обильные сокровища на небе, вы должны поддерживать тесное, доверительное общение с Богом. Если вы не будете делать этого, в ваших сердцах не будет Святого Духа, подобно тому как не было росы и дождя на холмах Гелвуйских. Когда вы спешите делать одно дело за другим, когда у вас так много дел и забот, что не находится времени для разговора с Богом, как вы можете рассчитывать получать силу с неба для совершаемого вами служения?
Причина, из-за которой проповеди многих наших служителей безынтересны, однообразны и безжизненны, состоит в том, что они позволяют самым разнообразным мирским делам занимать их время и внимание. Если не происходит постоянного возрастания в благодати, у вас не будет что сказать в нужный момент. Поговорите со своим сердцем, а затем побеседуйте с Богом. Если вы не будете делать этого, ваши усилия и старания будут бесплодными. А причина этому — спешка и суета, пагубно отражающиеся на духовной жизни.
Служители и учителя, пусть ваша жизнь благоухает обильной духовной благодатью. Не сводите ее до обыденного уровня, смешивая ее с повседневными мирскими делами. Стремитесь вперед, к Небу. Очищайте себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:7).
Нам необходимо каждый день переживать опыт обращения. Наши молитвы должны быть более горячими и страстными, и тогда они станут более действенными. Все сильнее и сильнее должна становиться наша уверенность в том, что Дух Божий будет с нами, очищая и освящая нас, и мы будем цвести и возвышаться, подобно кедру на Ливане (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 250-252.
[273]
Наша величайшая нужда
«Будете Мне свидетелями» Эти слова Иисуса Христа нисколько не утратили своей силы. Нашему Спасителю нужны верные свидетели в наше время религиозного формализма — но как мало даже среди называющих себя посланниками Христа тех, кто исполнен искреннего желания и стремления лично свидетельствовать о своем Господе! Многие могут рассказать о том, что совершили великие люди прошлых поколений, как они пренебрегали опасностями, как они страдали и радовались. Они становятся красноречивыми, раскрывая силу Евангелия, сделавшего других способными радоваться в тяжелейшей борьбе и твердо противостоять яростным искушениям. Однако, приводя с такой убедительностью примеры веры других христиан как свидетелей Иисуса, они в то же время не имеют своих свежих, современных опытов, которыми они могли бы поделиться.
Служители Христа, что вы можете сказать о себе? Какие душевные борения, пережитые вами, принесли пользу окружающим вас людям и прославили Бога? Вы называете себя посланниками, провозглашающими последнюю величественную весть Божьей милости нашему миру, но каков ваш личный опыт в познании истины и каким образом он отразился на вашем сердце? Свидетельствует ли о Христе ваш характер? Способны ли вы говорить об очищающем, облагораживающем, освящающем влиянии истины, какова она есть в Иисусе? Что вы видели, что вы познали о силе Христа? Именно к такому свидетельствованию призывает нас Господь, и из-за недостатка такого свидетельствования страдают наши общины.
Без живой веры во Христа как личного Спасителя невозможно,
[274]
находясь в этом скептическом мире, показать окружающим людям силу и привлекательность вашей веры. Если вы желаете вытаскивать грешников из стремительно текущего потока, то ваши ноги не должны стоять на скользком месте.
Мы нуждаемся постоянно в свежем, новом откровении Христа в повседневном опыте веры, который приводит нас в единство и гармонию с Его учением. Высокие и святые достижения вполне нам доступны. Постоянное возрастание в познании и добродетели является Божьим намерением относительно нас. Его Закон — это эхо Его голоса, приглашающего всех: «Поднимись выше, будь святым, будь еще святее». Каждый день мы можем возрастать в совершенствовании своего христианского характера.
Совершающие служение Господу нуждаются в намного более высоком, глубоком, широком опыте веры, чем многие даже могут себе представить. Многие из тех, кто уже являются членами огромной Божьей семьи, очень мало знают о том, что означает взирать на Его славу и изменяться от славы в славу. Многие имеют весьма расплывчатое представление о совершенстве Христа, но их сердца трепещут от радости. Они жаждут более полного, более глубокого ощущения любви Спасителя. Пусть же они лелеют каждое стремление своей души жить в гармонии с Богом.
Дух Святой работает с теми, кто добровольно поддается Его влиянию, формирует характер тех, кто желает этого, преобразует тех, кто открывает свое сердце для этого. Проводите время в размышлениях о духовном, проводите больше времени в общении с Богом и в изучении Его Слова, и это приведет к очищению ваших характеров и их совершенствованию. Вы увидели лишь первые лучи восходящей зари Его славы. Продолжая познавать Господа, вы увидите, что «стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4:18).
[275]
Самоисследование
В поведении служителей есть много такого, что они в силах улучшить. Многие понимают и видят свои недостатки, однако создается впечатление, что они не представляют себе, какое влияние на людей они оказывают. Совершая какие-то поступки, они вполне осознают, где они поступили хорошо, а где — нет, но беда в том, что они не задумываются и забывают об этом, и как следствие ничего в их жизни не изменяется.
Пусть служители Церкви возьмут себе за правило в конце каждого дня тщательно обдумывать и анализировать все происшедшее с ними за прошедший день, для того чтобы лучше познакомиться со своими жизненными привычками.
Благодаря пристальному исследованию каждого события или детали повседневной жизни они лучше поймут свои побуждения и принципы, которыми они руководствуются. Этот повседневный анализ своих поступков с целью увидеть, осуждает ли нас наша совесть или нет, необходим всем, кто желает достичь совершенства христианского характера. При пристальном рассмотрении окажется, что многие поступки, которые принято считать хорошими, и даже благотворительные дела были продиктованы неправильными побуждениями.
Многим аплодируют за добродетели, которыми они на самом деле не обладают. Испытывающий сердца взвешивает их побуждения, и часто дела, которым рукоплещут люди, записываются Им как проистекающие из эгоизма и низкого лицемерия. Все поступки нашей жизни, как восхитительные и достойные хвалы, так и заслуживающие порицания, Испытывающий сердца судит согласно побуждениям, вызвавшим их.
Многие не считают нужным взглянуть на себя в зеркало, которое открывает недостатки характера, и поэтому если те служители, которые совершают ошибки и неискренние поступки, не замечают и не осознают своих пороков и грехов, то их недостатки и грехи становятся очевидными для окружающих их людей. Отвратительный грех эгоизма свойствен
[276]
в огромной степени даже некоторым из называющих себя посвященными делу Божьему. Если бы они сравнили свои характеры с Его требованиями, особенно с величайшим мерилом — святым Божьим Законом, то при серьезном честном исследовании убедились бы в том, что они крайне нуждаются в исправлении. Но некоторые не желают вглядываться настолько глубоко, чтобы увидеть греховность своего сердца. У них множество всевозможных недостатков, однако они продолжают добровольно пребывать в неведении относительно своей виновности.
Тот, кто хорошо понимает свой характер, кто знает о том, с каким грехом он не в силах бороться и какому искушению он не в силах противостоять, не должен без всякой на то необходимости подвергать себя опасности и приглашать искушение, ступая на территорию врага. Если случится так, что ради исполнения своих обязанностей ему придется оказаться в неблагоприятных обстоятельствах, он получит особую помощь от Бога и таким путем сможет во всеоружии вступить в бой с врагом.
Познание себя спасет многих от множества тяжелых искушений и многих сохранит от бесславных поражений. Для того чтобы глубже познать себя, очень важно, чтобы мы искренне исследовали побуждения и принципы своего поведения, сравнивая наши поступки с тем, что говорит Слово Божье.
[277]
Самосовершенствование
Служители Церкви, проработавшие много лет и имеющие богатый опыт, должны считать своим долгом как находящиеся на службе у Бога идти вперед, возрастая и совершенствуясь день ото дня, постоянно становясь все более и более эффективными в своем служении и непрестанно открывая людям что-то новое. Каждое новое усилие, направленное на распространение Евангелия, должно быть лучше предыдущего во всех отношениях. С каждым годом они должны развивать в себе все большее благочестие, более кроткий и чуткий дух, большую духовность и более основательные .познания библейской истины. Чем больше их возраст и опыт практической работы, тем ближе они должны быть способны подходить к человеческим сердцам, имея более полное представление об их нуждах (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 270).
Ленивым нечего делать в служении Богу. Ему нужны вдумчивые, добрые, усердные и любящие людей работники. Активные усилия принесут огромную пользу нашим проповедникам. Праздность является доказательством порочности. Каждая умственная способность, каждая наша кость, каждый наш мускул показывают, что по Божьему замыслу все данные нам способности должны использоваться, а не находиться в пассивном состоянии… У людей, которые без всякой необходимости проводят дневные часы в постели, нет ощущения ценности драгоценных золотых минут…
Люди, не имеющие привычки делать все быстро и тщательно, должны завести для себя расписание, которое поможет им стать организованными и собранными. Джордж Вашингтон был в состоянии делать огромное количество дел благодаря своей пунктуальности и организованности. На каждом документе у него стояла дата, и он лежал там, где ему положено было лежать, и Дж. Вашингтон
[278]
никогда не терял времени на поиски затерявшегося документа.
Мужи Божьи должны быть прилежными в учебе, усердными в приобретении знаний, никогда не позволяя себе проводить время впустую. Благодаря настойчивым усилиям они могут подняться почти до любых высот как христиане, как люди, обладающие подлинной силой и влиянием. Но некоторые никогда не достигнут высот ни за кафедрой, ни в делах из-за неопределенности поставленной цели и вошедшей в привычку несобранности, приобретенной еще в молодые годы. Небрежность и невнимательность проглядывают во всем, за что они берутся.
Стремительные порывы от случая к случаю недостаточны для того, чтобы в характере этих любящих праздность людей произошло коренное изменение. Это может произойти лишь благодаря терпеливому постоянству в совершении добра. Деловые люди могут добиться успеха, лишь имея четкий распорядок дня: регулярное время подъема, молитвы, еды и отдыха. Если четкий распорядок и организованность так важны в мирских делах, то насколько более они важны в деле Божьем!
Ясные утренние часы многие безо всякой пользы проводят в постели. Эти потерянные драгоценные часы никогда не возвратить; они потеряны для этой жизни и для вечности. Лишь один час, потерянный каждое утро, оборачивается огромной потерей за целый год! Любитель поспать должен помнить об этом и задуматься над тем, как он даст Богу отчет за утраченные благоприятные возможности.
[279]
Использование свободных минут
Служители Церкви должны посвящать время чтению, самоподготовке, размышлениям и молитве. Они должны наполнять свой ум полезными знаниями, заучивая на память отрывки из Священного Писания, прослеживая исполнение библейских пророчеств и постигая уроки, преподанные Христом Своим ученикам. Когда вы отправляетесь в путь на машине или на поезде, возьмите с собой книгу. Используйте каждую минуту для чего-то полезного. Этим вы воздвигнете прочный барьер против тысяч искушений…
Многие потерпели неудачу, потерпели полный провал там, где они могли бы добиться успеха. Они не осознали ответственности совершаемой ими работы. Они принимались за каждое дело так неторопливо, словно еще тысячу лет им предстоит работать ради спасения душ… Дело Божье нуждается не столько в проповедниках, сколько в усердных, настойчивых тружениках для Господа. Лишь Бог может измерить силу человеческого разума. В Его замыслы не входило, чтобы человек довольствовался пребыванием в неведении, а чтобы он овладевал всеми преимуществами просвещенного, развитого ума.
Каждый должен чувствовать, что на нас лежит обязанность достичь максимально возможного интеллектуального развития. Никто не должен испытывать чувство самодовольства по причине своих глубоких познаний, но в то же время все имеют преимущество испытывать удовлетворение от сознания того, что с каждым шагом вперед на пути к большим знаниям они становятся более способными воздавать честь и славу Богу. Они могут черпать из неиссякаемого источника — Источника всей мудрости и знания.
Поступив в школу Христа, учащийся готовится к тому, чтобы, включившись в погоню за знаниями, у него не закружилась голова от высоты, на которую он взбирается. По мере того как он познает одну истину за другой, обретая более ясное и определенное представление о поразительных законах науки и природы, он приходит в восторг, видя изумительные проявления Божьей любви к человеку. Он видит своими глазами совершенство, знание и мудрость Божью,
[280]
простирающуюся за пределы нашего ограниченного мира. По мере того как его разум возрастает, чистые потоки света все более и более изливаются в его душу. Чем больше он пьет из Источника знания, тем чище и счастливее его созерцание Божьей безграничности и тем сильнее его стремление к обретению мудрости, способной постичь глубины Божьи.
Необходимость в культуре мышления
Культура мышления — это то, в чем мы все нуждаемся, и то, что нам надлежит иметь, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым временем, в которое мы живем. Нищета, бедное происхождение и неблагоприятное окружение не должны препятствовать развитию интеллекта…
В процессе обучения трудности будут встречаться постоянно, но никогда не останавливайтесь, поддавшись разочарованию. Исследуйте, изучайте и молитесь; мужественно и решительно противостойте всем трудностям; призовите себе на помощь силу воли и терпение и затем копайте с еще большим усердием до тех пор, пока не найдете жемчужину истины, ясную и прекрасную, и еще более драгоценную из-за того, что ради нее пришлось преодолеть столько трудностей. Итак, не останавливайтесь подолгу на одном вопросе, концентрируя на нем все силы ума и постоянно пытаясь обратить на него внимание других, — возьмите другую тему и тщательно исследуйте ее. Таким путем вашему разумению будут открываться одна тайна за другой. Благодаря такому подходу вы одержите две очень ценные победы — вы не только приобретете полезные знания, но благодаря умственной деятельности возрастет также ваша интеллектуальная сила. Ключ, который подходит для постижения одной истины, может помочь открыть и
[281]
другие прекрасные жемчужины доселе неведомых знаний.
Многие из наших служителей могут представить людям лишь несколько доктринальных тем. Такие же усилия, такое же рвение и старание, благодаря которым они познакомились с этими пунктами истины, помогут им обрести понимание и других истин. Пророчества и другие доктринальные вопросы должны быть основательно поняты всеми служителями. Однако некоторые служители, имеющие большой стаж практической работы, довольствуются тем, что ограничивают себя лишь несколькими темами, ленясь прилежно и с молитвой исследовать Священное Писание, чтобы стать исполинами в понимании библейских доктрин и практических уроков Христа.
Необходимо, чтобы умы всех служителей были наполнены знанием истин Божьего Слова, чтобы они были готовы в любой момент, когда потребуется, вынести из своих сокровищниц новое и старое. Отсутствие усердия и серьезного, кропотливого изучения Библии пагубно отражается на разуме, препятствуя его развитию. Пришло время, когда Христос говорит: идите вперед и развивайте способности, которые Я дал вам.
Мир переполнен заблуждениями и различными выдумками. Постоянно появляется все больше новинок в форме всевозможных увлекательных драм, которые постепенно завладевают сознанием человека; существует множество абсурдных теорий, губительных для нравственного и духовного развития личности. Делу Божьему нужны люди разумные, мыслящие, досконально знающие Священное Писание, чтобы быть готовыми дать должный отпор противникам истины. Нам нельзя одобрять самонадеянность, узость мышления и непоследовательность, несмотря на то, что все это часто скрывается под маской напускного благочестия. Те, чьи сердца испытывают влияние освящающей Божьей силы, будут оказывать убеждающее влияние. Зная о том, что сторонники заблуждений не в силах ни создать, ни уничтожить истину, они могут позволить себе быть спокойными и рассудительными…
Многие, в том числе многие из наших проповедников,
[282]
желают достичь чего-то значительного, не прилагая при этом никаких усилий. Они жаждут совершить нечто великое и полезное и в то же время пренебрегают малыми повседневными обязанностями, исполнение которых было бы для них весьма полезным и помогло бы им стать служителями, подобными Иисусу Христу. Они желают совершать работу, которую исполняют другие, однако им не свойственна дисциплинированность, необходимая для приготовления к этому. Это сильное желание, как со стороны мужчин, так и женщин, приводит к тому, что они с самого начала обрекают себя на неудачу. Они с отвращением отказываются взбираться по лестнице, желая подняться таким образом, чтобы затратить на это как можно меньше усилий (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 411-417).
Я удивлена тем, что, несмотря на то, что мы видим перед собой образцы того, каким человек может быть и чего он может достичь, это не побуждает нас больше подражать добрым делам праведных людей. Не все могут быть выдающимися людьми, однако все могут быть полезными и ответственными и благодаря своей непоколебимой верности могут сделать намного больше добра, чем могут представить себе (там же, с. 399).
Ценность человека определяется не тем, чем он занимается. Она установлена Тем, Кто уплатил цену за каждую душу. Все, в ком пребывает Христос, упование славы, должны в сострадании, простоте и чистоте трудиться рука об руку с Богом. Они — Божья нива. Божье строение.
В сердце, в котором пребывает Божья любовь, будут с каждым днем все более и более заметны черты характера Христова; ибо любовь к Богу и к человеку — это источник
[283]
жизни. Христос — это христианство. Это слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Это осуществление Божьего намерения.
Истинный христианский рост — это движение вверх, к достижению полной меры возраста Христова. Истинная культура, действительное очищение мыслей и образа действий обретаются более успешно благодаря постижению уроков в школе Христа, нежели самыми упорными, самыми вымученными усилиями соблюсти формы и установленные правила, в то время как сердце не находится под водительством Духа Божьего.
Последователю Иисуса надлежит неуклонно совершенствовать свои манеры, привычки, свои духовные силы, свой труд. Это достигается не стремлением обрести лишь внешние, поверхностные достижения и навыки, а взиранием на Иисуса. Происходит преобразование сознания, духа и характера. В школе Христа христианин учится дорожить плодами Его Духа во всей кротости и скромности. Он готовится жить в обществе небесных ангелов.
Тот, чей ум просвещен Словом Божьим, более, чем кто-либо другой, будет осознавать, что он должен с большим прилежанием изучать Библию и естественные науки, ибо его упование и его призвание более ответственно, нежели какое-либо другое. Чем больше человек связан с Источником всякого знания и мудрости, тем большую помощь, как интеллектуальную, так и духовную, он может получить. Познание Бога — очень важное образование, и каждый истинный служитель сделает это знание неизменной целью своей постоянной учебы (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 510).
[284]
Дух Святой
«Когда же приидет Он, Дух истины». Он «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:13, 8).
Проповедь Слова Божьего будет безрезультатной без присутствия и помощи Святого Духа, ибо Этот Дух является единственным действительным Учителем Божественной истины. Лишь когда истина привносится в сердце Духом Святым, она оживит совесть и преобразит жизнь. Служитель может быть в состоянии представить людям букву Слова Божьего, он может быть знаком со всеми его повелениями и обетованиями, однако сеяние им семени евангельской истины не будет успешным, если это семя не будет пробуждено к жизни росой с неба. Без сотрудничества с Духом Божьим никакое образование, никакие преимущества и благоприятные возможности, какими бы большими они ни были, не могут сделать служителя каналом излития Божественного света. Прежде, чем была написана первая книга Нового Завета, прежде, чем была произнесена хотя бы одна проповедь на евангельскую тему после вознесения Христа, Дух Святой снизошел на молящихся учеников. И тогда их враги засвидетельствовали: «Вы наполнили Иерусалим учением вашим» (Деян. 5:28).
Условия, на которых даны Божьи обетования
Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование принадлежит в равной мере как Его первым ученикам, так и нам. Но как и все остальные обетования, оно дано на определенных условиях. Многие говорят, что верят в Божьи обетования, и претендуют на их исполнение в Своей жизни. Они говорят о Христе и Святом Духе, однако никакой для себя пользы они не получают, поскольку не
[285]
подчинили свои души руководству Святого Духа.
Мы не можем использовать Дух Святой. Дух Святой должен использовать нас. Посредством Духа Святого Бог действует в Своем народе, производя «и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Однако многие не покоряются Его водительству. Они желают поступать по своему усмотрению. Этим они лишают себя небесного дара. Лишь те, кто в смирении сердца полагается на Бога и уповает на Его водительство и благодать, получают дар Святого Духа. Это обетованное благословение, получаемое через веру, приносит в результате все остальные благословения. Оно дается по богатству благодати Христовой, и Он готов одарить им каждого, по мере того, кто сколько в состоянии принять.
Наделение Духом Святым — это наделение жизнью Христа. Лишь те, кто таким путем учится у Бога, только те, в ком действует Дух Святой и в чьей жизни явлена жизнь Христа, могут выступать истинными представителями Спасителя.
Дух Святой как воспитатель
Бог принимает людей такими, каковы они есть, и готовит их к служению, если они добровольно покоряются Ему. Дух Божий, принятый в душу, пробуждает все ее способности. Под водительством Духа Святого ум, который безраздельно посвящен Богу, гармонично развивается и получает новые силы для постижения и исполнения Божьих повелений. Слабый, нерешительный характер преобразуется в сильный и непреклонный. Постоянное посвящение устанавливает настолько близкие взаимоотношения между Иисусом и Его учениками, что христианин уподобляется в
[286]
характере своему Учителю. Он приобретает более ясный и широкий кругозор. Он становится более проницательным, его суждения становятся более взвешенными. Он настолько преображается животворящей силой Солнца праведности, что становится способным принести много плода для славы Божьей.
Христос обещал, что Святой Дух будет пребывать с теми, кто борется за победу над грехом, чтобы продемонстрировать силу Божьего могущества, наделяя человека сверхъестественной силой и открывая несведующим тайны Царства Божьего. Какую пользу может принести нам то, что Единородный Божий Сын смирил Себя, перенес искушения коварного врага и умер, праведник за неправедных, если бы Дух Святой не был дан в качестве постоянной, действующей, обновляющей силы, чтобы совершить в жизни каждого, принявшего Христа, то, что совершил Искупитель мира?
Дух Святой сделал учеников способными возвысить лишь Господа и руководил пером писателей Нового Завета, чтобы письменное повествование о том, что говорил и делал Христос, стало известным всему миру. Сегодня Этот же самый Дух действует постоянно, стремясь привлечь внимание людей к великой жертве, совершенной на Голгофском кресте, чтобы открыть миру Божью любовь к человеку и показать осужденной душе обетования, данные в Священном Писании.
Именно Дух Святой освещает покрытые мраком умы яркими лучами Солнца праведности; зажигает человеческие сердца, пробуждая их к осознанию вечных истин; являет человеческому разуму великий образец праведности и обличает во грехе; вдохновляет веру в Того, Кто один лишь
[287]
силен спасти от греха; преобразует характер, освобождая человека от привязанности к временному и тленному и концентрируя его сознание на вечном наследии. Дух Святой пересотворяет, очищает и освящает людей, делая их полноправными членами Царской семьи, детьми Небесного Царя.
Результат принятия Духа Святого
Когда человек полностью опустошил себя, когда все ложные божества изгнаны из его души, образовавшийся вакуум заполняет Дух Христа. Таким путем человек обретает веру, очищающую душу от скверны. Он теперь повинуется Духу, прислушивается Его повелений. Он уже не полагается на себя. Христос теперь для него все и во всем. С кротостью он принимает истину, которая постоянно все более и более открывается его разуму, и воздает Господу всю славу, говоря: «А нам Бог открыл это Духом Своим». «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (2 Кор. 2:10, 72).
Дух, открывающий человеку истину, также производит в нем плоды праведности. Христос пребывает в нем, являясь «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Такой человек — ветвь истинной виноградной Лозы и приносит обильные грозди плодов для славы Божьей. Какой же плод он приносит? Плод Духа — «любовь», не ненависть; «радость», а не недовольство и ропот; «мир», а не раздражительность, беспокойство и постоянное ожидание всевозможных бед и несчастий. Это «долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23).
Те, кто обладают этим Духом, являются усердными соработниками
[288]
Божьими, небесные существа сотрудничают с ними, и в их жизни проявляется дух той вести, которую они несут. Они говорят веские слова, и из сокровищницы их сердец, как и у Христа, исходят чистые и святые побуждения.
Весть, которую мы призваны нести, — это весть, провозглашая которую нет необходимости смущаться. Ее сторонники не должны стремиться скрывать ее, утаивать ее происхождение и назначение. Как люди, давшие Богу торжественное обещание и получившие поручение быть вестниками Христа и домостроителями тайн благодати, мы обязаны верно возвещать всю волю Божью.
Мы не должны умалять те особые истины, которые отделили нас от этого мира и сделали нас теми, кем мы ныне являемся, ибо эти истины имеют прямое отношение к вечной участи человека. Бог дал нам свет относительно происходящих ныне событий, и мы должны через проповедь Словом и через наши публикации провозглашать миру истину. Но лишь тогда, когда жизнь Христа будет явлена в жизни человека, когда в душе живут принципы Божьей любви, наши слова принесут плод. Любовь Христова является силой вести о Боге, когда-либо выходившей из человеческих уст.
[289]
Приближаясь к концу
Уходят в вечность один день за другим, приближая нас к окончанию времени благодати. Как никогда прежде, мы должны молиться о том, чтобы Дух Святой в более обильной мере изливался на нас, мы должны с надеждой ожидать, что освящающее влияние Святого Духа сойдет и на наших служителей, чтобы те, для кого они трудятся, могли узнать, что эти люди были с Иисусом и научились от Него.
Мы нуждаемся в духовном видении, чтобы видеть замыслы врага и как верным стражам предупреждать об опасности. Мы нуждаемся в силе свыше, чтобы понять, насколько это доступно человеческому разуму, великие христианские истины и исходящие из них вечные принципы.
Те, кто находится под влиянием Духа Божьего, будут не фанатичными, а спокойными и целеустремленными, свободными от крайностей во взглядах, словах или поступках.
Среди огромного количества различных обольстительных учений Дух Божий будет путеводителем для тех, кто не противился явным доказательствам в пользу истины, заглушая все остальные голоса, кроме голоса, исходящего от Того, Кто есть истина.
Мы живем в последние дни, когда люди принимают самые немыслимые заблуждения и охотно верят им, в то время как истина находится в пренебрежении и забвении. Служители и все люди ответственны перед Богом за открытый им свет. Он призывает нас усердно трудиться над собиранием жемчужин истины и вставлять их в оправу Евангелия. Они должны сиять во всей своей Божественной красоте среди нравственной тьмы этого мира. Это не может произойти без помощи Духа Святого, но с Его помощью мы можем сделать все. Когда мы наделены Духом Святым, мы верой соединяемся с Безграничной Силой. Ничто, приходящее от Бога, не пропадает. Спаситель мира посылает человеку Свою весть, чтобы рассеять тьму заблуждений. Работа Духа Святого неизмеримо велика. Именно из этого источника тот, кто трудится для Бога, черпает силу и умение.
[290]
Развитие и служение
Христианская жизнь представляет собой нечто большее, чем многие полагают. Она не заключается лишь в доброте, терпении, кротости и великодушии. Эти добродетели очень важны, но помимо них необходимы такие качества, как мужество, сила, энергичность и стойкость. Путь, указанный Христом, узок. Это путь самоотречения. Стать на этот путь и идти по нему, преодолевая трудности и разочарования, могут лишь сильные духом люди.
Нужны стойкие люди, люди, которые не станут дожидаться, пока их путь выровняется и исчезнут все препятствия; люди, которые вдохнут свежие силы в слабеющие усилия удрученных работников; люди, чьи сердца горят христианской любовью и чьи руки сильны трудиться для Господа.
Некоторые из тех, кто занят в миссионерском служении, слабы, безвольны, немощны и легко поддаются унынию. Им недостает решительности. У них нет тех положительных черт характера, которые дают силу сделать что-то, — духа и энергии, зажигающих энтузиазм. Те, кто желает добиться успеха, должны быть мужественными и оптимистичными. Они должны развивать в себе не только пассивные, но и активные добродетели. Их кроткий ответ должен отвращать гнев, но при этом они должны обладать мужеством героя противостоять злу. Вместе с милосердием, которое все переносит, они нуждаются в силе характера, которая сделает их влияние несомненной положительной силой.
Некоторые не обладают твердостью характера. Их планы и намерения расплывчаты и непоследовательны. От них мало практической пользы для мира. Слабость, нерешительность и непрактичность нужно преодолеть. Истинному
[291]
христианскому характеру присуща твердость и целеустремленность, которую не в силах поколебать никакие неблагоприятные и даже враждебные обстоятельства. Мы должны обладать нравственным стержнем, честностью, которую невозможно взять лестью, подкупить или запугать.
Бог желает, чтобы мы использовали любую представившуюся нам возможность для подготовки к совершению Его работы. Он ожидает, что мы приложим все свои силы для ее осуществления и будем постоянно хранить в наших сердцах чувство священности Божьего дела и чрезвычайной ответственности, возложенной на нас.
Многие люди, подготовленные к тому, чтобы успешно трудиться, совершают очень мало, потому что прилагают мало усилий. Тысячи людей живут так, словно у них нет великой цели, ради которой стоило бы жить, нет высоких стандартов, к которым бы они могли стремиться. Одной из причин этого является их низкая самооценка. Христос уплатил за нас безмерную цену, и Он желает, чтобы мы оценили себя в соответствии с этой уплаченной ценой.
Не довольствуйтесь достижением малого. Мы не такие, какими могли бы быть, какими хочет видеть нас Бог. Бог дал нам умственные способности не для того, чтобы мы оставались пассивными или же чтобы нас влекли земные, корыстные устремления, но для того, чтобы мы могли максимально совершенствовать, оттачивать, освящать, облагораживать эти способности и использовать их в интересах Его Царства…
Помните, что где бы вы ни совершали свое служение, какой бы пост вы ни занимали, отношением к своим обязанностям вы свидетельствуете о своих целях и побуждениях и развиваете свой характер. Что бы вы ни делали, делайте аккуратно, тщательно и основательно, преодолейте в себе наклонность избегать трудностей.
Тот дух и те принципы, которые человек привносит в свой повседневный труд, отразятся на всей его жизни. Те, кто хочет иметь постоянный объем работы и
[292]
фиксированный твердый оклад и при этом желает добиться успеха, не прилагая к этому особых усилий и подготовки, — не являются теми, кого Бог призывает делать Его дело. Люди, которые стремятся как можно меньше тратить свои физические, умственные и нравственные силы, — это не те, на кого Бог может излить Свои обильные благословения. Их пример заразителен. Своекорыстие является их главным побуждением. Те, кого нужно контролировать и кто исполняет лишь свои заранее оговоренные обязанности, не могут быть названы добрыми и верными. Нужны работники, которым присущи энергичность, честность, усердие, желающие делать все, что необходимо сделать.
Многие приносят мало пользы потому, что уклоняются от ответственности из-за страха, что у них ничего не получится. Этим они лишают себя знаний, которые приходят лишь с опытом и которых ни чтение, ни учеба, ни все иные доступные им преимущества не могут дать.
Человек может формировать обстоятельства, однако не следует позволять обстоятельствам формировать человека. Мы должны воспользоваться обстоятельствами как инструментами для работы. Мы должны управлять ими, но нам не следует допускать, чтобы они руководили нами.
Сильные люди — это те, кто, встречая сопротивление, преодолевал в своей жизни препятствия и неблагоприятные обстоятельства. Благодаря тому, что препятствия приводят в действие все силы человека, они могут стать для него несомненными благословениями. И человек обретает уверенность в своих силах. Борьба и затруднения требуют проявления доверия к Богу и той твердости и непоколебимости, которые развивают силу духа.
Христос не ограничивал Свое служение определенным временем. Он не измерял Свою работу часами. Его время, Его сердце. Его душа и сила были отданы на благо человеческого рода. Он, не жалея сил, трудился изо дня в день, а по ночам склонялся в молитве, прося у Отца
[293]
благодати и терпения, чтобы сделать еще больше. С сильным воплем и со слезами Он возносил к Небу Свои прошения о том, чтобы Его человеческая природа обрела новые силы, чтобы Он мог во всеоружии противостать коварному и искусному врагу во всех его обольщениях и укрепиться для выполнения Своей миссии — возвысить род человеческий. Своим соработникам Он говорит: «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15).
«Любовь Христова, — говорит Павел, — объемлет нас» (2 Кор. 5:14). Это был движущий принцип его поведения; это было его неизменной движущей силой. Если, случалось, во время служения его пыл слабел на короткое время, одного лишь взгляда на крест было ему достаточно, чтобы вновь препоясать чресла своего ума и настойчиво идти вперед по пути самоотречения. Трудясь ради своих собратьев, он всецело полагался на проявление безграничной любви в жертве Христа, с ее покоряющей, всеобъемлющей силой.
Как искренно, как трогательно его обращение: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Вы знаете, с какой высоты Он сошел, вы знаете глубину смирения и унижения, в которую Он опустился. Его стопы стали на путь жертвы, и Он не свернул в сторону, до тех пор пока не отдал Свою жизнь. Он не знал отдыха с того времени, как оставил Свой престол, до того момента, как умер на кресте. Его любовь к человеку побуждала Его с радостью идти на все унижения и терпеливо переносить все оскорбления.
Павел увещевает нас: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» и говорит, что в нас «должны
[294]
быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:4-8).
Каждый, кто принимает Христа как своего личного Спасителя, будет стремиться к особой привилегии — служить Богу. Когда человек размышляет над тем, что Небеса сделали для него, его сердце будет тронуто безграничной любовью и восторженной благодарностью. Он желает выразить свою благодарность тем, что посвящает свои способности служению Богу. Он жаждет проявить на деле свою любовь ко Христу и Его искупленным. Он жаждет самоотверженно трудиться изо всех сил.
Истинный соработник Божий будет делать все, что в его силах, ибо, так поступая, он может прославить своего Господа. Он будет поступать честно и справедливо, желая исполнить Божьи повеления. Он будет стремиться совершенствовать все свои способности. Он будет исполнять каждую свою обязанность, как для Самого Бога. Его единственным желанием будет почтить Христа и безупречно служить Ему.
Есть картина, на которой изображен вол, стоящий между плугом и жертвенником. Под картиной надпись: «Готов и для того, и для другого» — готов трудиться на борозде или же быть принесенным в жертву. Это позиция истинного дитяти Божьего — добровольно идти туда, куда призывает нас долг, отречься от себя и пожертвовать собой ради дела Искупителя (Служение исцеления, с. 497-502).
[295]
Для дополнительного изучения
Изучсние Библии
«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 498—506. 566.
«Свидетельства для Церкви», т. 4. с. 498. 499. 526
«Свидетельства для Церкви», т 5, с 575
«Воспитание», с. 123—192
«Наглядные уроки Христа», с. 111—114. 124—134.
Тайная молитва
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 139—141, 362, 363.
«Наглядные уроки Христа». с. 139—180.
«Деяния апостолов», с. 564.
Вера
«Свидетельства для Церкви», т. 1.с. 120. 121.
«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 510—516.
«Свидетельства для Церкви», т. 3, с. 273—293.
«Свидетельства для Церкви», т. 4. с. 443—445.
«Воспитание», с. 105, 106, 118, 119, 150, 151, 253—261.
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 124—131,426—431.
«Служение исцеления», с. 57—72, 196, 198—200. 481.
«Наглядные уроки Христа». с 62—69, 145—149.
Мужество
«Свидетельства для Церкви», т 2, с. 150—152.
«Служение исцеления», с. 196.
«Деяния апостолов», с. 169. 170, 233—242. 393—395, 428—433.
Как Бог готовит Своих работников
«Служение исцеления», с. 469-482.
«Деяния апостолов», с. 17—24.
«Советы родителям, учителям и учащимся», с. 406—410.
Находите время для общения с Богом
«Свидетельства для Церкви», т. 1. с. 434.
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 359—363
«Служение исцеления», с. 508—511.
[296]
Наша величайшая нужда
«Служение исцеления», с. 503—516.
«Деяния апостолов», с. 539—556.
Самоисследование
«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 517. 518, 552.
«Свидетельства для Церкви», т. 4. с. 371.
«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 574.
«Наглядные уроки Христа», с. 158—163.
«Деяния апостолов», с. 118—120.
«Советы родителям, учителям и учащимся», с. 419.
Самосовершенствование
«Свидетельства для Церкви», т. 2. с. 498—522.
«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 270. 443.
«Свидетельства для Церкви», т. 5. с. 265, 266.
«Воспитание», с. 262—271.
«Наглядниые уроки Христа», с. 278—283, 325—365.
«Деяния апостолов», с. 346—358.
«Советы родителям, учителям и учащимся», с. 37, 38, 66, 67, 510.
Дух Святой
«Свидетельства для Церкви», т. 4, с. 378.
«Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 252.
«Свидетельства для Церкви», т. 8, с. 19—23.
«Желание веков» («Христос — надежда мира»), с. 662—680. 818—828.
«Наглядние уроки Христа», с. 124, 134.
«Деяния апостолов», с. 35—56, 189—200.
Развитие и служение
«Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 709, 710.
«Свидетельства для Церкви», т. 9, с. 145—152.
«Наглядные уроки Христа», с. 325—365.
[297]