Библиотека soteria.ru
Советы для церкви
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 19383 Все тексты автора Елена Уайт
Дар пророчества и Елена Уайт
Приготовление к встрече со Христом
Все адвентисты седьмого дня с надеждой ожидают того момента, когда Иисус Христос возвратится, чтобы взять их в небесный город, который Он ушел для них приготовить. Там не будет больше греха и разочарования, несчастий и бедности, болезни и смерти. Когда апостол Иоанн размышлял над теми привилегиями, которыми будут удостоены спасенные, он воскликнул: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими… Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Ин. 3:1, 2).
Желание Господа состоит в том, чтобы дети Божьи были похожи на Иисуса Христа, пребывали в Нем, были подобны Ему. С момента сотворения Господь планировал, чтобы человечество развивало в себе Божественные черты характера. Для достижения этой цели наши прародители в саду Едемском имели чудесную возможность общаться с Иисусом Христом лично, лицом к лицу. Но после грехопадения Адам и Ева утратили эту возможность и привилегию.
Но, для того чтобы человечество не утратило Божье руководство, Господь предпринял другую попытку. Из среды детей Божьих Он воздвигнул пророков. Бог объявил Израилю: «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12:6).
Бог заинтересован в том, чтобы люди были информированы и осведомлены и понимали не только то, что происходит вокруг них в данный момент, но также знали, что их ожидает. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Это то, что отличает «сынов света» (1 Фес. 5:5) от людей мирских, не знающих Бога.
Служение пророка подразумевает намного больше, чем простое предупреждение. Пророк Моисей, автор Пятикнижия, написал очень мало о том, что произойдет в будущем. Его служение было более обширным и ответственным. Пророк Осия так описывает служение Моисея: «Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял Его» (Ос. 12:13).
Никто из людей не может назначить или выбрать пророка, как и человек по своему собственному желанию не может стать пророком. Выбор пророка целиком принадлежит Богу. Время от времени Бог избирал верных мужчин или женщин быть вестниками воли Божьей. Пророки, мужчины или женщины, избранные Богом, были каналом общения человека с Богом. Они провозглашали или записывали то, что повелевал им Господь в святом видении. Драгоценное, важное Слово Божье содержалось в вести пророков. Посредством служения пророков человечеству раскрывалась суть многовековой борьбы между Христом и Его ангелами и дьяволом и его ангелами. Служение пророков ведет нас к пониманию этой борьбы в последнее время, важности исполнения Его воли и преобразования своего характера.
Апостолы, авторы заключительных книг Библии, в своих посланиях дали полное описание событий последнего времени. Апостол Павел пишет об «опасном времени», апостол Петр повествует о глумящихся, ходящих на поводу у похоти своей и вопрошающих: «Где исполнение обещанного Второго пришествия?» В это время Церковь будет переживать великие трудности. Иоанн видел, как «дракон вступил в брань с прочими от семени ее». Он отождествляет верный остаток с соблюдающими заповеди Божьи (Откр. 12:17). Верный остаток составляет Церковь, исполняющую волю Божью. Эта Церковь последнего времени будет иметь «Свидетельство Иисуса», которое есть «дух пророчества» (Откр. 19:10). Апостол Павел утверждает, что Церковь, ожидающая Второе пришествие Христа, не будет иметь недостатка в дарах (см. 1 Кор. 1:7, 8). Она будет обильно благословлена свидетельством Христа.
Очевидно, что Господь планировал наделить Церковь последнего времени особым даром пророчества. Как разумно, что и в последнее время Он обращается к Своим детям через Своих служителей-пророков в сложное время, так же, как Он это делал на протяжении многих веков в прошлом.
Когда «церковь остатка», Церковь адвентистов седьмого дня, начала свое существование в середине 19-го века, многие услышали голос, говорящий: «Господь показал мне в святом видении». Это не было бахвальством или хвастовством, это были слова семнадцатилетней девушки, которую Господь призвал на особое служение и наделил ее даром пророчества. На протяжении семидесяти лет верного посвященного служения этот голос наставлял, вел, указывал, управлял и давал советы. И этот голос слышен и сегодня благодаря изданным трудам Его истинной служительницы, вестницы Его воли, Елены Уайт.
Видение о великой борьбе между Христом и сатаной
Небольшое помещение школы, которое находилось в восточной части Америки, было переполнено. Здесь проходило траурное служение по поводу смерти молодого человека, которое совершал пастор Джеймс Уайт. По окончании проповеди Елена Уайт почувствовала побуждение обратиться к скорбящим. Она поднялась, начала свою речь и замолчала. Все внимательно смотрели на нее, ожидая продолжения речи. Они были озадачены троекратным восклицанием госпожи Уайт: «Слава Богу!», которое она произносила каждый раз с особым выражением и ударением. Елена Уайт находилась в состоянии видения.
Пастор Уайт сказал присутствующим, что Е. Уайт находится в состоянии видения. Джеймс Уайт объяснил народу, что Елена Уайт получала видения с семнадцати лет. Он рассказал, что во время видений глаза ее открыты, как будто сосредоточены на чем-то, но, несмотря на это, она совершенно отстранена от происходящего вокруг нее и знает, что происходит. В своем обращении к народу он ссылался на Книгу Чисел 24:4, 16, где написано: «Говорит слышащий слова Божий, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его».
Он также поведал собравшимся о том, что во время видений Елена Уайт не дышит. Затем он обратился к Книге пророка Даниила (10:17). и прочитал опыт Даниила, который тот пережил во время видения: «Ибо во мне нет силы и дыхание замерло во мне». Затем Джеймс Уайт пригласил желающих подойти к Елене и удостовериться в правдивости своих слов. Он всегда позволял людям так поступать и был очень доволен, когда среди собравшихся были врачи, которые могли наблюдать за Еленой Уайт во время видения.
Подойдя поближе, люди видели, что госпожа Уайт была бездыханной, но при этом биение сердца было нормальным, и цвет лица не менялся. Для того чтобы убедиться в ее бездыханности, предпринимались разные методы. К лицу Елены Уайт подносили зеркало, но на нем не проявлялось никаких признаков ее дыхания, оно оставалось абсолютно сухим. Затем к ее лицу подносили горящую свечу, но пламя оставалось недвижимым и горело ровным пламенем. Все находящиеся могли убедиться, что Елена действительно не дышала. Она ходила по комнате, грациозно двигала руками в такт тому, что ей было показано. Подобно Даниилу, вначале она была обессилена, но затем наполнялась сверхчеловеческой силой. (См. Дан. 10:7, 8, 18, 19).
На протяжении двух часов Елена Уайт находилась в состоянии видения. В течение всего этого времени она была бездыханной. Затем, когда видение закончилось, она сделала глубокий вдох, спустя минуту — еще один, и затем нормальное дыхание возобновилось. В это же время она начинала осознавать и понимать происходящее вокруг.
Марфа Амадон, которая была частой свидетельницей состояния Е. Уайт во время видений, описывала его так:
«Во время видений глаза Елены Уайт были открыты. Она не дышала. Но она грациозно двигала руками, плечами и кистями рук, выражая то, что ей было показано. Было невозможно кому-нибудь двигать ее руками или кистями ее рук. Часто она произносила отдельные слова или короткие выражения относительно того, что она видела.
Первым словом в видении было «слава!», которое она сначала произносила с обычной силой, а затем тише, как будто оно доносилось издалека. Иногда это повторялось.
Во время видения не происходило ничего волнительного, ничего не вызывало страха. Была тихая, торжественная обстановка.
Когда видение заканчивалось, утрачивая сияние небесного света, она как бы снова возвращалась на землю, и при первом вдохе она протяжно произносила: «Т-Е-М-Н-О», После видения она чувствовала себя уставшей и слабой».
Но вернемся к видению, которое длилось на протяжении двух часов в помещении небольшой школы. Об этом видении Елена Уайт позже писала: «Большинство из того, что мне было показано в этом видении, я уже видела десять лет тому назад. Это было видение о борьбе между Христом и сатаной. Мне было дано повеление это записать».
В видениях, данных Елене Уайт, она ощущала себя частью событий, происходящих вокруг нее. Вначале ей казалось, что она на небе и видит падение Люцифера. Затем она была свидетелем сотворения мира и видела наших прародителей в их доме, в Едеме. Затем ей было показано их искушение змеем, грехопадение и потерю рая. В кратком изложении вся библейская история прошла перед взором Е. Уайт. Она видела пережитые опыты патриархов и пророков Израиля. Она была свидетелем жизни и смерти нашего Спасителя Иисуса Христа, Его вознесения на небо, где Он исполняет служение нашего Первосвященника до настоящего времени.
Затем ей было показано, как апостолы распространяли весть Евангелия по всему миру. Вслед за этим пред ней предстала эпоха темного средневековья. Затем в видении она увидела движение Реформации. Ей было показано, как благородные мужчины и женщины, рискуя жизнью, отстаивали истину. Затем она была перенесена в судное время, которое началось в 1844 году и продолжается до сего времени. Пред ней предстали картины будущего, она увидела Иисуса Христа, грядущего на облаках, она стала свидетельницей новой эры и нового неба и земли.
После этого яркого видения она возвратилась домой и принялась за описание увиденного. Полгода спустя в свет вышла небольшая книга (219 страниц). под названием «Великая борьба между Христом и Его ангелами и сатаной и его ангелами».
Эта небольшая книга была встречена с большим энтузиазмом. В ней ярко, понятно и доступно описывался план сатаны, его намерения ввести церковь в заблуждение во время последней битвы. Адвентисты были преисполнены благодарностью Богу, Который даровал им дар пророчества и обращался ним со Своей особенной вестью. Господь никогда не оставлял Свой народ, как и обещал.
Описание великой борьбы, кратко представленное в небольшом издании «Духовных даров», было переиздано в «Ранних произведениях», и сегодня его можно найти именно в этой книге.
Время шло, Церковь увеличивалась, и Господь в последующих видениях раскрывал Е. Уайт величайшие подробности великой борьбы. Елена Уайт в 1870- 1884 годах переписала историю великой борьбы. Это было четырехтомное издание под названием «Дух пророчества». «История спасения» представляет самые важные темы, описанные в этой книге. Эта книга, изданная на разных языках, повествует людям разных национальностей и народностей о том, что было показано Е. Уайт в видении о великой борьбе. Позже, в пяти томах «Конфликта веков» — «Патриархи и пророки», «Пророки и цари», «Желание веков», «Деяния апостолов» и «Великая борьба» — Елена Уайт представляет в мельчайших подробностях полную историю вековой борьбы между добром и злом.
Эти книги, повествование в которых идет параллельно библейскому тексту от творения до христианской эры, несут свет и ободрение. Они помогают Церкви адвентистов седьмого дня быть «сынами света», «детьми дня». В этом мы видим исполнение пророчества: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Описывая, каким образом она получает свет, Елена Уайт говорила: «Автору этих страниц Святым Духом были показаны картины многовековой борьбы между добром и злом. Время от времени мне было позволено работать, описывая многовековую борьбу между Христом, Князем жизни, Начальником нашего спасения, и сатаной, князем зла, первопричиной греха, первым нарушителем Божьего святого закона… Дух Святой раскрыл моему разуму великие истины Своего Слова, события прошлого и будущего, и мне было поручено донести эти истины до сознания других, к кому это относилось, — отметить историю противостояния в прошлом и особенно осветить стремительно приближающуюся борьбу будущего».
Каким образом Бог посылал свет пророку
Как мы уже видели, Господь сказал народу израильскому, что Он будет общаться со Своим народом через пророков. Он сказал: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним».
Мы уже говорили, что видение о великой борьбе от 1858 года сопровождалось определенными физическими проявлениями. Кто-то может задать вполне логичный вопрос: «Почему видение было дано именно таким образом?»
Несомненно, это было сделано для того, чтобы укрепить веру, даровать уверенность в том, что истинно Сам Господь обращался к пророку. Елена Уайт редко говорила о своем состоянии во время видения, но однажды она сказала: «Видения были даны таким образом, чтобы укрепить веру, и в последнее время мы имели уверенность в Духе пророчества».
Служение Е. Уайт все более распространялось, и появилась возможность проверить его истинность по плодам. «По плодам их узнаете их». Но для созревания плодов необходимо время, и Господь вначале дает доказательства, которые помогают людям верить.
Впрочем, не все полученные видения были даны во время общественных собраний и в сопровождении физических проявлений. Господь также обещал посылать видения во сне (см. Чис. 12:16). Это пророческие сны, подобно тем, какие были даны Даниилу. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела» (Дан. 7:1).
Рассказывая о том, что ему было показано, Даниил не раз повторял: «Я видел это в ночном видении». Подобно Даниилу, Елена Уайт также часто получала видения в ночное время, когда ее разум отдыхал. Во вступительных статьях к ее трудам часто встречается выражение: «В ночном видении мне было ясно представлено». Господь неоднократно обращался к пророку через пророческие сны. В связи с этим возникает вопрос, в чем заключается разница между пророческим сном, ночным видением и сном обычным. Е. Уайт в 1868 году ответила на этот вопрос так:
«Конечно, многие сны бывают по причине множества забот, которые не имеют ничего общего с Духом Божьим. Есть также ложные сны, как и ложные видения, внушенные духом сатаны. Но сны, данные Господом, приравниваются в Слове Божьем к видениям и являются такими же истинными плодами Духа пророчества, как и видения. Такие сны, если принять во внимание людей, имевших их, и обстоятельства, при которых они были даны, сами в себе содержат доказательство их истинности».
Однажды, в более поздний период жизни Е. Уайт, ее сын Уильям по просьбе интересующихся людей обратился к матери с вопросом: «Мама, ты часто говоришь о вещах, показанных тебе в ночных снах. Ты говоришь о снах, в которых к тебе приходит свет. Нам всем снятся сны. Откуда ты знаешь, что именно Господь обращается к тебе в снах, о которых ты часто говоришь?».
Она отвечала: «Дело в том, что в ночных видениях рядом со мной находится тот же ангел-вестник, который сопровождает меня в дневных видениях». Небесное существо, о котором говорит Е. Уайт, часто названо в ее трудах «ангелом», «моим путеводителем», «моим наставником» и пр.
В сознании вестницы Господней не было замешательства, непонимания или путаницы. Без всякого сомнения, откровения, полученные в ночные часы в определенных обстоятельствах, были откровением от Бога.
Иногда видения были даны Е. Уайт во время молитвы, публичного выступления или во время, когда она писала. Окружающие ничего не подозревали, разве что только отмечали небольшую паузу в ее молитве или проповеди. Однажды она писала: «Во время утренней молитвы я утратила ощущение того, что происходило вокруг меня. Я услышала весть, относящуюся к великому собранию, вероятно, к Генеральной конференции».
За время своего служения, на протяжении семидесяти лет, Е. Уайт получила множество видений. Самое длительное видение продолжалось около четырех часов, и самое короткое длилось всего несколько мгновений. Обычные же видения длились около получаса или немногим дольше. Но невозможно найти единственный принцип, по которому Господь обращался к Своей вестнице, как и писал апостол Павел: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евр. 1:1).
Свет приходил к пророку в видении, но пророк ничего не записывал во время самого видения. Работа пророка — это не просто механическая работа. За исключением некоторых случаев, пророку никогда не давалось видение, которое можно было записать слово в слово. И ангел не водил рукой пророка, когда он его записывал. Пророк использовал свой разум, просвещенный видением, и произносил или записывал слова для передачи видения так, чтобы оно стало понятным для слушающих или читающих.
У нас может возникнуть вопрос, как пророк получал весть, которую он должен был донести до сознания людей. Точно так же, как нет никакого правила или закономерности в том, как и когда Господь посылает видения, так и нет никакого правила или закономерности и в том, как пророк получает видения. Но каждый раз это было живым опытом, который производил неизгладимое впечатление на пророка. Е. Уайт писала: «Часто мое внимание направлено на сцены, происходящие на земле. Иногда я переношусь далеко в будущее и наблюдаю то, что должно произойти. Затем я как бы возвращаюсь в прошлое и наблюдаю то, что уже происходило».
Елена Уайт наблюдала за происходящим как очевидец. Различные события были представлены ее взору, и это производило на нее яркое впечатление.
Иногда события представлялись ей таким образом, что она как бы являлась их участником. Она испытывала сильнейшие переживания, и это производило на нее незабываемое впечатление. Ее первое видение, которое приведено в первой главе нашего издания, было дано ей именно так.
Иногда видения были даны Е. Уайт таким образом, что ей казалось, что она присутствовала на собраниях, в общественных домах или учреждениях, находящихся на определенном расстоянии от того места, где она находилась. Все происходящее открывалось перед ней настолько явно и ярко, что она могла в мельчайших подробностях описать все, что происходило, и было сказано разными людьми. Однажды во время видения госпожа Уайт как бы была перенесена в одно из медицинских учреждений. Она явно ощущала, как посещала различные комнаты, и видела воочию все происходящее. Позже она описывала: «Несерьезные разговоры, пустые шутки, бессмысленный смех больно ранили уши… Я была неприятно удивлена, когда увидела баловство и потакание, была свидетелем пустых, завистливых разговоров, которые приводили небесных ангелов в замешательство».
Затем перед вестницей Господней было представлено такое же учреждение, но состояние его отличалось. Она была проведена в комнаты, «откуда доносились слова молитвы. Как приятны были эти звуки!» Позже на основании этого кажущегося посещения и слов ангела, который сопровождал ее по различным комнатам, было написано наставление по организации работы медицинского учреждения.
Часто перед Еленой Уайт представали видения, наполненные символами. Описанное ниже видение взято из личного предостережения, данного одному руководящему работнику, который был в опасности. «Я видела вас в образе генерала, сидящего на коне и держащего знамя. Кто-то подошел и забрал из ваших рук знамя, на котором было написано „Заповеди Божьи и вера Иисуса», и оно было втоптано в грязь».
Случалось также, что Е. Уайт были представлены разные контрастные сюжеты. Одно видение показывало, что произойдет, если следовать одному определенному правилу или рекомендации, другое — если следовать другому плану или рекомендации. Великолепной иллюстрацией этого может быть случай с выбором места для фабрики здорового питания в Лома-Линде, в восточной части США. Управляющий со своими помощниками планировали возвести большое здание возле главного корпуса санатория. В это время госпожа Уайт находилась дома за сотни километров от Лома-Линды. Ночью ей было дано два видения. О первом она писала:
«Мне было показано большое здание, предназначенное для производства продуктов питания. Недалеко от пекарни находилось несколько зданий поменьше. Находясь поблизости, я слышала громкие голоса людей, споривших о работе, которая должна быть выполнена. Между работниками не было единства, и повсюду наблюдался беспорядок».
Затем она увидела встревоженного и обеспокоенного управляющего, который старался урезонить работников и добиться согласия между ними. Потом она увидела пациентов, стоявших на прекрасной территории, примыкающей к санаторию. Они слышали ругань работников и выражали свое сожаление в связи с тем, «что в таком прекрасном месте и так близко от учреждения по уходу за больными будут производить продукты питания. У некоторых это вызывало недовольство… После этого Некто появился на месте событий и сказал: „Все это было показано тебе как наглядный урок, чтобы ты могла видеть последствия выполнения некоторых планов…»».
Потом вся картина изменилась. Она увидела здание пекарни «на некотором расстоянии от корпусов санатория, на дороге, ведущей к железнодорожному пути». Работа совершалась в кротости и в согласии с Божьим планом. Через несколько часов после видения Елена Уайт написала письмо сотрудникам Лома-Линды. Это было решающим фактором в принятии решения, где строить фабрику по производству продуктов питания. Если бы они не прислушались к рекомендации Е. Уайт и следовали своему плану, то впоследствии мы бы имели большие затруднения со строительством больших коммерческих зданий рядом с санаторием. Таким образом, мы можем видеть, что вестница Божья получала наставления различными путями через видения в дневное или ночное время.
В результате просвещения разума пророк обретает способность в устной или письменной форме передавать полученную весть людям. При передаче вести Е. Уайт находилась под водительством Святого Духа, но при этом она не находилась под Его механическим контролем. Ей было предоставлено право выбирать слова, при помощи которых она передавала полученную весть. В ранние годы своего служения она заявила следующее:
«Несмотря на то, что я нахожусь в зависимости от Духа Божьего при записи моих видений, как и при получении их, тем не менее слова, которые я использую при описании увиденного, являются моими собственными, за исключением тех слов, которые сказаны мне ангелом и которые я всегда привожу как прямую речь».
Подобно некоторым библейским авторам, иногда Елена Уайт, под водительством Святого Духа, использовала язык других авторов, если ей нравились их выражения и формулировки.
Жизнь и служение Елены Уайт
Елена Г. Хармон и ее сестра-близнец родились 26 ноября 1827 года в Горхэме, шт. Мэн, в северо-восточной части США. В возрасте девяти лет с Еленой произошел несчастный случай: ее одноклассница бросила ей в лицо камень. В результате удара она получила несколько серьезных травм, по причине которых она долгое время болела и впоследствии не смогла продолжать обучение в школе.
В возрасте одиннадцати лет она отдала свое сердце Господу. В четырнадцать лет она приняла крещение в море через полное погружение и стала членом методистской церкви. Вместе с другими членами своей семьи она посещала адвентистские богослужения в Портленде, шт. Мэн, приняв учение о скором Втором пришествии Иисуса Христа, проповедуемое Уильямом Миллером и его соратниками.
Однажды декабрьским утром, во время молитвы с другими четырьмя женщинами, на Елене почил Святой Дух. Вначале она утратила ощущение происходящего вокруг, затем она увидела в образном откровении путешествие адвентистского народа к Божьему Граду и награду верным. Молодая семнадцатилетняя девушка, дрожа от страха и волнения, рассказала группе верующих в Портленде об этом видении. Затем она стала рассказывать об этом видении верующим близлежащих городов и селений. В августе 1846 года Елена Хармон вступила в брак с молодежным служителем адвентистской церкви Джеймсом Уайтом. На протяжении последующих тридцати пяти лет ее жизнь была тесно переплетена с ее мужем. Вплоть до самой его смерти, 6 августа 1881 года, они вдвоем совершали длительные поездки по территории США, проповедовали и писали, планировали и строили, занимались организаторской и административной работой.
Время показало, какой прочный фундамент был заложен супругами Уайт и их соратниками, какими мудрыми строителями они были. Они вели церковь, соблюдающую субботний день, к открытию издательского служения в 1849-1850 годах, способствовали становлению церковной организации и системы финансирования во второй половине 1850-х годов. Кульминацией стала организация Генеральной Конференции 1863 году. 1866 год известен как год начала медицинского служения, семидесятые годы — как начало работы системы образования. План проведения ежегодных лагерных собраний был разработан и принят в 1868 году, а в 1874 году Церковь адвентистов седьмого дня отправила первых миссионеров на служение за границу.
Весь этот процесс преобразования шел под руководством устных или письменных рекомендаций, которые Господь ниспосылал через Елену Уайт.
Большинство из ранних материалов было записано в виде личных писем или в статьях наших первых регулярных изданий «Истины для настоящего времени». Так происходило до 1851 года, пока Е. Уайт не выпустила свое первое издание, озаглавленное «Очерки из христианского опыта и видения Е. Уайт».
Начиная с 1855 года, выходила в свет серия пронумерованных буклетов под общим названием «Свидетельства для Церкви». Это были вести, инструкции и рекомендации, которые время от времени Господь посылал Своему народу. Позже, в 1885 году эти буклеты с дополнительными комментариями были переизданы в четырех томах. Затем в 1889-1909 годах были изданы девять томов рекомендаций, инструкций и требований, которые известны сегодня как «Свидетельства для Церкви».
В семье Уайт родилось четверо детей. Старший сын, Генри, прожил всего 16 лет; младший сын, Герберт, умер в возрасте трех месяцев. Два средних сына, Эдсон и Уильям, дожили до зрелых лет. Оба принимали активное участие в работе Церкви адвентистов седьмого дня.
По просьбе Генеральной конференции летом 1885 года Е. Уайт отправилась в Европу. Там она провела два года, укрепляя и наставляя развивающееся служение на континенте. Поселившись в Базеле, Швейцария, она совершала длительные путешествия по южной, центральной и северной Европе, посещая основные церковные мероприятия и собрания.
Спустя четыре года по возвращении в Соединенные Штаты, Елена Уайт в возрасте шестидесяти трех лет, опять же по просьбе Генеральной конференции, отправилась в Австралию. Там она совершала свое служение на протяжении девяти лет, оказывая содействие в становлении и развитии работы, особенно в области образования и медицины. В 1900 году она возвратилась в г. Сент-Хелена, шт. Калифорния, где жила до самой смерти (1915 г).
На протяжении всего семидесятилетнего служения (шестьдесят лет в Америке и десять лет за границей)., Е. Уайт получила около двух тысяч видений, которые служили неоценимой помощью и поддержкой отдельным личностям, церквам, общественным собраниям, сессиям Генеральной конференции и во всех сферах многогранного развития этого движения. Ее задача в представлении посылаемых Богом вестей всегда выполнялась безукоризненно.
Ее труды содержат около 100 000 страниц. Весть из-под ее пера достигала людей посредством личного общения, статей в еженедельном церковном издании и ее многочисленных книг. Объектами ее внимания были библейские повествования, ежедневный христианский опыт, здоровье, воспитание, евангелизация и другие практические темы. Многие книги Е. Уайт переведены на ведущие языки мира и изданы и проданы миллионными тиражами. Книга «Путь ко Христу» в период с 1892 по 1990 год издана и продана тиражом примерно 50 000 000 экземпляров на 127 языках мира.
В 1909 году в возрасте восьмидесяти одного года Елена Уайт пересекла континент для того, чтобы в последний раз присутствовать на очередной сессии Генеральной конференции. Последние шесть лет своей жизни она посвятила литературной работе для завершения своих трудов. Незадолго до смерти она написала такие слова: «Суждено мне прожить дольше или нет, мои письменные труды будут звучать постоянно, и их воздействие будет продолжаться до конца этого мира».
С непоколебимой смелостью, с полной уверенностью в своем Спасителе она почила в Господе 16 июля 1915 года в своем доме в Калифорнии и была погребена рядом с членами своей семьи, мужем и сыновьями, на кладбище на Дубовом холме в Батл-Крике, шт. Мичиган.
Окружающие высоко ценили и уважали Елену Уайт. Для семьи она была примерной матерью, для сотрудников, членов Церкви она была искренним, неутомимым и посвященным тружеником. Она никогда не занимала никакой должности в Церкви, но для себя и для окружающих она была «вестницей Господней», несущей весть от Господа для Своего народа. Она никогда не ставила себя в пример другим, никогда не использовала свой дар для улучшения финансового положения или для своей популярности. Ее жизнь и все, что у нее было, она посвятила на служение делу Божьему.
После ее смерти редактор известного еженедельного журнала «Независимость» 23 августа 1915 года поместил статью по поводу кончины Е. Уайт. В заключение он написал: «Она была абсолютно уверена в данных ей откровениях. И она вела жизнь, достойную этих откровений. Она никогда не гордилась своей духовностью, не искала сомнительной выгоды. Она жила жизнью и совершала труд достойной пророчицы».
За несколько лет до своей смерти она создала Совет попечителей, состоявший из церковных руководителей. По ее воле Совет попечителей был наделен ответственностью за сохранность ее трудов и за их дальнейшую публикацию. Эта организация поощряет издание книг Духа пророчества на английском и других языках. Она также ответственна за издание многочисленных компиляций периодических статей или рукописей в соответствии с волей Е. Уайт. Издание этой книги одобрено Советом попечителей.
Госпожа Е. Уайт по свидетельствам знавших ее людей
Узнав о необычном даре, которым обладала вестница Божья, некоторые задаются вопросом: что за человек была Е. Уайт? Были ли у нее проблемы, подобные нашим? Была она богатой или бедной? Улыбалась ли она когда-нибудь?
Елена Уайт была заботливой матерью. Она была аккуратной хозяйкой, которая часто приглашала и угощала членов церкви у себя дома. Она была услужливой соседкой. Она была любезной и приятной женщиной, благородной в своих манерах и тоне голоса. В ее жизни не было места показной, безрадостной, скучной религии. В общении с ней каждый чувствовал себя комфортно. Вероятно, лучший способ познакомиться с Е. Уайт — посетить ее дом в 1859 году, когда она стала вести свой дневник.
Мы узнаем, что семья Уайт жила на окраине Батл-Крика, в небольшом особняке, расположенном на большом участке земли. Вокруг их особняка был большой сад с фруктовыми деревьями, место, где сыновья могли играть и работать; также у них было подсобное хозяйство, корова, несколько кур и место для игр детей. В то время Е. Уайт был тридцать один год, а Джеймсу — тридцать шесть. У них было три сына — четырех, девяти и двенадцати лет.
Мы найдем в доме молодую, добрую христианку, которая помогала Е. Уайт по хозяйству, поскольку сама Е. Уайт часто бывала в отъездах, а когда была дома, то часто занималась литературной деятельностью или проповедью. Но при этом она не снимала с себя ответственности за приготовление еды, уборку, стирку, пошив и ремонт одежды. В некоторые дни можно было увидеть ее в издательстве, где у нее была возможность работать в тишине, в другое время мы могли бы встретить ее в саду или на огороде высаживающей овощи или обменивающейся цветами с соседкой. Она заботилась о своем доме и хотела сделать так, чтобы их дом стал для семьи самым лучшим и желанным местом.
Е. Уайт была очень экономной и знающей хозяйкой. Ее соседи-адвентисты всегда были рады ходить с ней за покупками, поскольку она знала толк в вещах и продуктах. Мать Елены Уайт была очень практичной женщиной, и она научила очень многому свою дочь. Она заметила, что некачественные товары в употреблении становятся намного дороже, чем дорогая, качественная вещь. Субботний день был организован таким образом, что он был самым интересным и желанным днем для детей. Конечно, по субботам семья Уайт посещала богослужения. И если Елена и Джеймс не проповедовали, то вся семья сидела вместе во время служения. Во время обеда к столу подавали несколько блюд, которые не готовились в течение недели. Затем, после обеда, если была благоприятная погода, Елена Уайт с детьми шли на прогулку в лес или к реке. Во время прогулки они наблюдали великолепие природы и все то, что Господь создал чудесным образом. Если же шел дождь или было слишком холодно для прогулок, Елена Уайт собирала детей возле камина и читала им различные истории, часто собственные подборки, таким образом уводя детей в путешествие. Многие из этих историй были впоследствии опубликованы, чтобы и другие родители могли подобным образом проводить время со своими детьми.
В это время Е. Уайт чувствовала себя не очень хорошо и часто в течение дня ощущала слабость. Но это не мешало ей выполнять домашние обязанности или Божью работу. Спустя несколько лет, в 1863 году, ей было дано видение относительно здоровья и ухода за больными. Ей было показано, какую необходимо носить одежду, какую еду употреблять в пищу, необходимость физических упражнений и отдыха, а также важность доверия Богу в сохранности здорового, крепкого организма.
Полученный от Господа свет относительно диеты и вредности мясной пищи был прямо противоположен собственному мнению Е. Уайт, считавшей мясную пищу необходимой для здоровья и крепости. После этого видения, просветившего ум Е. Уайт, она дала указание девушке, помогавшей ей готовить пищу для семьи, готовить простые цельные блюда, приготовленные из цельной пшеницы, овощей, орехов, молока, сливок и яиц. На столе всегда было изобилие фруктов. В это время семья Уайт поняла необходимость и важность вегетарианской диеты. В 1894 году Е. Уайт полностью удалила мясную пищу со своего стола. Санитарная реформа была великим благословением для семьи Уайт, так же как и для тысяч адвентистских семей по всему миру.
После видения о санитарной реформе и принятия простых методов по уходу за больными супругов Уайт часто приглашали посетить больных и поухаживать за ними. Господь обильно благословлял их усилия. Часто больных помещали в дом Е. Уайт, и там за ними ухаживали до полного выздоровления.
Е. Уайт получала огромное удовольствие во время отдыха, когда ей удавалось пойти в горы или остановиться у водоема. Однажды, когда она жила в северной Калифорнии, недалеко от «Пасифик-Пресс», она получила приглашение от этого издательства выехать вместе с ними на отдых для восстановления здоровья. Е. Уайт с радостью согласилась. Муж ее в это время находился в служебной командировке, но ее семья и помощники воспользовались этой возможностью. Позже в письме мужу она описывала опыты, пережитые во время этого мероприятия.
После простого обеда на берегу, приготовленного из цельных продуктов, группа отправилась на прогулку по реке. Погода была приятной, капитан был членом церкви. Затем поступило предложение совершить прогулку в открытом океане. Описывая это событие, Е. Уайт писала: «Волны высоко вздымались, и наша лодка грациозно поднималась и опускалась. Я была в приподнятом настроении, но у меня не было слов, чтобы поделиться этим с другими. Это было великолепно. Мелкие брызги разлетались над нами. Ветер был достаточно силен за Золотыми воротами, и я в своей жизни не наблюдала и не переживала ничего подобного!»
Затем она заметила наблюдательный взгляд капитана и его команду, в любой миг готовую повиноваться его приказам, и прокомментировала:
«Господь держит ветры в Своей руке. Он управляет водами. Мы — просто небольшая пылинка посреди глубокого водного пространства Тихого океана: ангелы с небес посланы сопровождать это маленькое парусное судно, которое плывет посреди волн. О, как велики дела Господа! Как сложно нам их понять! Одним лишь Его взглядом держатся небеса и моря!»
Елена Уайт рано поняла и приняла необходимость радостного расположения духа. Однажды она спросила: «Видели ли вы меня когда-нибудь мрачной, унылой, недовольной? Я имею веру, которая запрещает это. Неправильное представление об истинном идеале христианского характера и христианском служении приводит к такому результату… Искреннее, усердное служение Иисусу рождает радостную религию. Тот, кто идет рядом с Христом, не будет хмурым».
При других обстоятельствах она писала: «Иногда считают, что жизнерадостность несовместима с достоинством христианского характера, но это ошибка. Небо — это полнота радости…» Она заметила, что если вы улыбнетесь, то получите улыбку в ответ, если скажете доброе слово, то доброе слово получите в ответ. Однако в жизни Е. Уайт было немало переживаний и страданий. Такой сложный период в жизни она пережила вскоре после того, как переехала в Австралию для поддержания работы на этом континенте. Она болела около года и очень сильно страдала. Почти все это время она была прикована к постели, но при этом спать могла всего несколько часов за ночь. Об этом она писала одному из своих друзей:
«Когда я впервые почувствовала себя абсолютно беспомощной, я глубоко сожалела о том, что я пересекла океан. Почему я не в Америке? Почему это произошло со мной здесь, в этой стране? Снова и снова я плакала, уткнув лицо в подушку. Но я недолго потворствовала себе, наслаждаясь плачем. Я сказала себе: Елена Г. Уайт, что это значит? Не поехала ли ты в Австралию потому, что это был твой долг — идти туда, куда направит тебя Генеральная конференция? Не так ли ты всегда поступала? Да, — ответила я. Так почему же ты чувствуешь себя такой обескураженной и несчастной? Не является ли это разрушительной работой дьявола? Да, я уверена в этом!
Я быстро вытерла слезы и сказала: довольно! Я не буду больше смотреть на черную полосу моей жизни. Я посвящаю свою жизнь на служение Тому, Кто умер за меня.
Я доверилась Господу. И на протяжении девяти месяцев болезни мною никогда более не овладевало чувство угнетенности или отчаяния. Теперь я смотрю на это как на часть Божьего плана для блага людей здесь, в Австралии, и для блага людей в Америке, и также для моего блага. Я не могу объяснить, как и почему, но я уверена в этом. И я счастлива в моем страдании. Я доверяю моему Небесному Отцу, я не сомневаюсь в Его любви».
Последние пятнадцать лет своей жизни Е. Уайт прожила в своем доме в штате Калифорния. Она становилась все старше, но проявляла интерес к работе в подсобном хозяйстве и заинтересованность в благополучии своих сотрудников, помощников и их семей. Мы часто находим ее за письменной работой, за которую она принималась вскоре после полуночи. Если погода была благоприятной и ее работа позволяла ей, она с большим удовольствием совершала конные прогулки, часто останавливаясь поговорить с женщинами, которых она видела в саду или на крыльце дома, мимо которого проезжала. Часто ей встречались семьи, которые нуждались в пище или одежде. Тогда она возвращалась домой, брала необходимое и снова отправлялась туда, где была нужда. Многие годы после ее смерти жители окрестных селений вспоминали седовласую маленькую женщину, которая с большой любовью рассказывала об Иисусе.
Она вела простую жизнь без излишеств и роскоши. Она была членом Церкви адвентистов седьмого дня, верившей в заслуги своего воскресшего Спасителя и добросовестно выполнявшей ту задачу, которую Господь доверил ей. Таким образом, имея полную уверенность в сердце, она обрела полноту жизни и уверенный христианский опыт.
Вести, которые изменили жизни многих
Один евангелист проводил серию встреч в Бушнеле, шт. Мичиган. К сожалению, вскоре после крещения он оставил людей, так и не утвердив их в вести, которую им преподал. Многие почувствовали разочарование и начали возвращаться к своим старым губительным привычкам. В конечном итоге церковь стала такой маленькой, что оставшиеся 10-12 человек решили, что нет никакого смысла в ее дальнейшем существовании. Решение было принято, и вот, после, как они думали, последней встречи, пришла почта. Среди прочих писем был номер журнала «Ревью энд Геральд». В разделе путевых заметок было сообщение, что Елена и Джеймс Уайт намерены прибыть в Бушнел для встречи с местными членами церкви 20 июля 1867 года. Всего лишь через неделю. Находившиеся в церкви отправили детей за теми, кто уже успел уйти и был на пути домой. Вскоре после краткого совещания было принято решение, что необходимо приготовить место в близлежащей роще для встречи с супругами Уайт и пригласить на встречу соседей и знакомых и обязательно отступивших членов церкви.
В субботнее утро 20 июля супруги Уайт прибыли в рощу, где их ожидали 60 человек. Пастор Джеймс Уайт проповедовал с утра. После обеда Е. Уайт поднялась для проповеди, но после того, как она прочла библейский текст, она выглядела озадаченной. Без дальнейших комментариев она закрыла Библию и обратилась к собравшимся лично.
«Я стою перед вами в этот час и вижу людей, которые были показаны мне в видении два года тому назад. Вглядываясь в ваши лица, я вспоминаю ту весть, которая была дана мне от Бога для каждого из вас.
Вот там, у сосны, стоит брат. Я не знаю его имени, поскольку мы не знакомы, но лицо его мне знакомо. И я очень хорошо помню его опыт». Затем она рассказала ему о его отступлении. Она закончила свое обращение словами ободрения и поддержки, она посоветовала ему возвратиться в церковь и продолжать свой путь вместе с народом Божьим.
Затем Елена Уайт обратилась в женщине, сидевшей в другой части рощи. «Сестра, которая сидит рядом с сестрой Мэйнард из церкви Гринвилл, я не могу назвать вас по имени, поскольку мне не было оно названо, но два года назад мне были показаны ваши обстоятельства. И мне известен ваш опыт». Затем она высказала слова ободрения этой сестре.
Потом она обратилась к брату, сидевшему у дуба. «Я также не знакома с вами и не знаю вашего имени, но ваши обстоятельства известны мне». Затем она рассказала о его сокровенном и поведала об опыте.
От одного присутствующего на этом собрании она переходила к следующему, рассказывая о том, что ей было показано в видении два года тому назад. После окончания своего служения, во время которого она не только порицала присутствующих, но и ободряла их, она села на свое место. Один из присутствующих поднялся и сказал: «Я хочу знать, правда ли то, о чем говорила сестра Уайт. Пастор Уайт и его жена никогда не были здесь; они с нами не знакомы. Елена Уайт даже не знает имен большинства из нас. Но она пришла и говорит, что ей было показано о присутствующих здесь два года тому назад. Она говорит о каждом из нас перед многими свидетелями, о сокровенном и о неизвестных для окружающих обстоятельствах. Я хочу знать, все ли то правда, о чем она говорила, или она допустила ошибки?»
Один за другим люди начинали подниматься. Первым поднялся мужчина, который сидел у сосны. Он засвидетельствовал, что Е. Уайт описала так точно все обстоятельства, более точно не смог бы описать их даже он. Он подтвердил свою несговорчивость и упрямство и рассказал о принятом решении возвратиться в церковь и продолжать путь вместе с народом Божьим. Женщина, которая сидела рядом с сестрой Мэйнард из церкви Гринвилл, также засвидетельствовала о том, что Елена Уайт раскрыла ее обстоятельства лучше, чем смогла бы это сделать она сама. Мужчина, который сидел у дуба, также сказал, что Е. Уайт совершенно правильно изложила его обстоятельства. Произошло покаяние. Грех был назван по имени. Дух Святой снизошел на сидящих в роще, и в Бушнеле произошло возрождение.
В следующую субботу пастор Джеймс Уайт вместе с Еленой Уайт снова были в Бушнеле для того, чтобы присутствовать там во время крещения и учреждения церкви.
Господь любил Свих детей в Бушнеле, как Он любит всех тех, кто уповает на Него. Его слова: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3:19). вспомнили многие из присутствующих там. Когда люди увидели свои сердца, как видит их Сам Бог, они поняли свое истинное состояние, у них появилось желание перемен в своей жизни. Это было истинное назначение многих видений, посланных Е. Уайт.
Вскоре после смерти Джеймса Уайта в 1881 году Елена Уайт поселилась недалеко от колледжа Хилдсбург. Несколько девушек-студенток жили в ее доме во время учебы. В то время женщины и девушки носили сетку для волос, чтобы поддерживать опрятной прическу в течение дня. Однажды одна из девушек, проходя мимо комнаты Е. Уайт, увидела там очень хорошую сетку для волос, которая ей очень приглянулась. Подумав, что пропажа сетки не будет обнаружена, девушка взяла ее и положила поверх вещей в своем чемодане. Немного погодя Елена Уайт собралась уходить и не смогла найти свою сетку для волос. Не найдя ее, она вынуждена была пойти без сетки. Вечером, когда вся семья собралась, Е. Уайт поведала о пропаже сетки для волос, но никто не подал виду, что знает о ее местонахождении.
Через день или два Елена Уайт проходила мимо комнаты девушек и услышала голос: «Открой этот чемодан». Это был не ее чемодан, поэтому она не хотела этого делать. Когда повеление повторилось, она узнала голос ангела, который всегда говорил с ней во время видения. Тогда она подошла к чемодану и подняла крышку; сделав это, она поняла, почему ангел был так настойчив: там лежала ее сетка для волос. Когда семья снова вечером собралась вместе, Елена Уайт повторила свой вопрос о сетке, заметив при этом, что сетка не могла сама исчезнуть из комнаты. На ее вопрос никто не ответил, а Елена Уайт не стала продолжать расследование.
Спустя несколько дней Елена Уайт отдыхала после литературной работы. Во время отдыха ей было дано короткое видение. Она увидела, как рука девушки держала сетку для волос над керосиновой лампой. Когда сетка соприкоснулась с пламенем, то вмиг исчезла, ярко вспыхнув. На этом видение закончилось.
Когда в очередной раз семья собралась вместе, Елена Уайт продолжила расследование пропажи своей сетки. Но снова не получила никакого ответа; казалось, никто не понимает, о чем идет речь. Немногим позже Елена Уайт отозвала одну девушку в сторону. Вестница Господня рассказала о голосе, который повелел ей открыть чемодан, о том, что она там увидела после того, как сделала то, что велел ей ангел, и о коротком видении, как сгорела ее сетка. Услышав все это, девушка созналась в том, что она действительно взяла сетку, а затем, боясь разоблачения, сожгла ее. Она искренно раскаялась в содеянном зле перед Е. Уайт и перед Богом.
Мы можем подумать о маловажности этого случая — кражи сетки для волос. Всего лишь сетка для волос! Но главное было в другом — в том, кто совершил эту кражу. Это была молодая девушка, член Церкви адвентистов седьмого дня. Она считала себя вполне благополучной и не видела недостатков своего характера. Она не видела своего эгоизма, который привел ее к краже и обману. Теперь, когда она увидела важность таких, как ей казалось, маловажных вещей, — ибо Господь дал видение Своей вестнице, которая была занята очень важными делами, о пропавшей сетке для волос, — эта молодая девушка начала видеть суть вещей в их истинном свете. Этот опыт стал решающим, поворотным моментом в ее жизни.
Это и было одним из оснований, по причине которых многие видения были даны Е. Уайт. Многие из свидетельств, записанных Е. Уайт, имели достаточно определенное назначение; кроме того, многие из них освещали принципы решения проблем, с которыми сталкивались многие церкви во всем мире. Елена Уайт внесла ясность в назначение и место многих свидетельств в таких словах:
«Написанные Свидетельства не заключают в себе нового света, но ставят перед собой цель — напомнить, возобновить в сознании людей уже открытые в Слове Божьем истины. Долг человека перед Богом и ближними очень ясно и определенно изложен в Слове Божьем, и, тем не менее, только очень немногие повинуются этому свету. Свидетельства — это не дополнительный свет, но Бог через Свидетельства упростил великие истины, уже данные в Его Слове, и избранным Им особенным путем изложил их перед народом, чтобы пробудить его и чтобы никто не остался без света».
Всю свою жизнь Елена Уайт превозносила Слово Божье. В заключение своей первой книги она написала:
«Я рекомендую тебе, дорогой читатель, Слово Божье как руководство в вере и в жизни. Этим Словом мы будем судимы. В этом Слове Бог обещал дать видения в „последние дни», и не ради новых принципов веры, но чтобы утешить Свой народ и исправить тех, кто уклонился от библейской истины».
Видения, о которых можно было не говорить
В ноябре 1890 года проходили очередные встречи Е. Уайт с большим количеством людей, собравшихся ее послушать. Вестница Господня, по своему обыкновению, проповедовала и делала публичные официальные заявления. После очередной встречи она почувствовала себя очень слабой, поскольку в дороге простудилась. Оставшись одна в своей комнате, она подумала о том, чтобы излить душу пред Господом, умоляя Его даровать ей силы и здоровье. Она склонилась у стула, и, по ее собственным словам, произошло следующее:
«Я не произнесла еще ни слова, как моя комната наполнилась мягким, серебристым светом и моя боль от растерянности и обескураженности прошла. Меня наполнило чувство удовлетворения и надежды, мира Христова».
Затем ей было дано видение. После этого видения у нее прошло желание отдыхать, ей не хотелось спать. Она была исцеленной и отдохнувшей.
На следующее утро нужно было объявить решение: поедет ли она на следующее место встречи или возвратится домой, в Батл-Крик. А, т. Робинсон, ответственный за служение, и Уильям Уайт, сын Е. Уайт, были приглашены в ее комнату, чтобы узнать о ее решении. Они нашли ее в добром здравии и одетой, готовой отправиться в путь. Она рассказала им о своем исцелении и о видении. Она сказала: «Я хочу сказать вам о том, что было открыто мне ночью. В видении, казалось, я была в Батл-Крике. И ангел-вестник сказал мне: «Следуй за мной». Затем она заколебалась. Дважды она пыталась сказать о том, что было ей показано, но не могла вспомнить. Через несколько дней она описала то, что ей было показано. Это касалось нашего нового религиозного журнала «Американский страж».
«Во сне я присутствовала на нескольких советах, и там я неоднократно слышала, как влиятельные люди сводили речь к тому, что если бы „Американский страж » убрал со своих колонок слова „адвентист седьмого дня» и ничего не говорил о субботе, то великие мира сего стали бы покровительствовать ему; журнал стал бы популярным и совершил бы большую работу. Все выглядело очень заманчиво.
Эти люди не понимали, почему мы не можем объединиться с людьми нерелигиозными и неверующими ради обеспечения большего успеха для„Американского стража «. Я увидела, что у них загорелись глаза и они тут же начали разрабатывать план, как принести „Стражу» популярность и успех».
Е. Уайт видела группу людей, обсуждающих стратегию этого журнала. Во время работы Генеральной конференции в марте 1891 года Елена Уайт была приглашена для ежедневных утренних встреч, которые начинались в половине шестого утра, с сотрудниками конференции; кроме того, она должна была обратиться с официальным заявлением ко всем собравшимся на ГК, которых было более четырех тысяч человек, в субботу после обеда. Вступительным текстом к ее субботней проповеди были слова: «Так да светит свет ваш пред людьми, дабы люди, видя дела ваши, прославляли Отца вашего Небесного». Основной темой ее проповеди был призыв, обращенный к адвентистам седьмого дня, сохранить отличительную особенность их вероисповедания. Во время собрания она трижды пыталась рассказать о видении, полученном в Саламанке, но каждый раз не могла этого сделать. Она просто не могла вспомнить события, происходившие во время того видения. Затем она сказала: «Более подробно я расскажу об этом в другой раз». Она завершила служение в течение часа, и собрание было распущено. Но все присутствующие заметили, что Е. Уайт не могла вспомнить свое видение.
Президент Генеральной конференции подошел к Елене Уайт и спросил, сможет ли она провести утреннее служение.
«Нет, — ответила она, — я очень устала; я уже представила мое свидетельство. Вы должны изменить план на завтрашнее утро». И план изменили. По возвращении домой Е. Уайт объявила домашним, что она не будет присутствовать на утреннем богослужении. Она была очень уставшей и хотела хорошо отдохнуть. Она планировала выспаться в воскресенье. Таким образом, план изменился.
В этот вечер, после окончания сессии Генеральной конференции, небольшая группа людей собралась в помещении «Ревью энд Геральд». На этом собрании были представители издательства, которые выпускали журнал «Американский страж», а также представители Ассоциации религиозной свободы. Они собрались для того, чтобы обсудить и утвердить стратегию журнала «Американский страж». Собравшиеся заперли дверь и приняли решение, что дверь будет закрыта до тех пор, пока не будет вынесено решение.
Около трех часов утра в воскресенье деловое собрание завершилось тупиковым решением. Представители Ассоциации религиозной свободы выдвинули свои требования к издательству «Пасифик Пресс». Они заключались в том, что «Американский страж» не будет использовать на своих страницах термин „адвентист седьмого дня» и ничего не будет говорить о субботе. В противном случае этот журнал более не будет органом Ассоциации религиозной свободы. Это означало смерть журнала. Закончив обсуждение и приняв решение, они открыли дверь, разошлись по домам, легли в постель и уснули.
Но Господь никогда не дремлет и не спит. Он послал Своего вестника к Елене Уайт в три часа ночи. Ангел пробудил Е. Уайт и велел ей присутствовать на утреннем богослужении в половине шестого. Во время этого богослужения она должна будет рассказать о видении, полученном в Саламанке. Она поднялась, оделась, подошла к своему письменному столу, нашли там записи, описывающее это видение. Сцены, увиденные ранее в Саламанке, вновь ясно вырисовались в сознании вестницы Господней. Она сделала необходимые дополнения в свои записи и отправилась в путь.
Служители только закончили молитву, когда заметили Е. Уайт, входящую в храм со свитком в руке. Президент Генеральной конференции, который вел богослужение в то утро, обращаясь к Елене Уайт, сказал:
«Сестра Уайт, мы рады видеть вас с нами в это утро. Есть ли у вас сегодня для нас особая весть?»
«Да, — ответила она, — есть». Она стала перед залом и начала свою речь с того места, на котором вчера остановилась. Она рассказала собравшимся, что сегодня в три часа ночи ее разбудил ангел и велел ей присутствовать на богослужении сегодня утром. Она должна была рассказать о видении, полученном в Саламанке.
«Мне было дано видение. Казалось, я была в Батл-Крике. Я была взята в офис «Ревью энд Геральд», и ангел-вестник сказал мне: «Следуй за мной». Я была взята в комнату, где несколько человек серьезно обсуждали проблему. Там был очень горячий спор». Затем она рассказала, что темой обсуждения была стратегия журнала «Американский страж». Она сказала: «Я видела, как один из присутствовавших там, высоко держа над головой номер «Стража», сказал: „Пока «Американский страж» не удалит со своих страниц статьи о субботе и о Втором пришествии, мы не сможем использовать его как орган Ассоциации религиозной свободы». В течение часа Елена Уайт в подробностях описывала то, что ей было показано в видении за несколько месяцев до этого, и давала советы и рекомендации, основанные на этом видении. Затем она села.
Президент Генеральной конференции не знал, что и подумать. Он ничего не знал о подобном собрании и его решении. Но никому не пришлось долго ожидать объяснений. Один человек, который сидел в зале, встал и сказал:
— Я был на этом собрании минувшей ночью.
— Минувшей ночью?- переспросила Елена Уайт. — Я думала, что это собрание было несколько месяцев тому назад, когда мне дано было видение.
-Я был на этом собрании минувшей ночью, — сказал он. — Это я тот человек, который высоко над головой держал журнал и сделал соответствующее заявление по поводу статей в «Страже». Я сожалею, что занимал неправильную позицию, но я с радостью воспользуюсь случаем, чтобы это исправить.
Он сел.
Встал другой человек. Это был президент Ассоциации религиозной свободы. Обратите внимание на его слова:
— Я также присутствовал на этом собрании. Вечером, после окончания работы Генеральной конференции, мы собрались в моем офисе в здании «Ревью». Разговор был очень серьезный, и мы заперли дверь. Предмет обсуждения вы уже знаете. Мы оставались там до трех часов утра. Если бы я попытался в подробностях описать все, что там происходило, я бы не смог сделать этого более подробно и более точно, чем это сделала Елена Уайт. Теперь я вижу, что ошибался и занимал неверную позицию. Благодаря свидетельству и свету, полученному этим утром, для меня мое заблуждение очевидно. Другие из присутствовавших на этом собрании поднимались и свидетельствовали о том, что Елена Уайт описала собрание и все происходившее там с величайшей точностью. По завершении богослужения была собрана Ассоциация религиозной свободы, и она отменила резолюцию, принятую всего несколько часов тому назад.
Если бы Елена Уайт рассказала о видении в субботу после обеда, как она хотела то сделать, то ожидаемого результата не последовало бы, поскольку упоминаемое собрание еще не состоялось.
Так или иначе, но многие не прислушались к тому совету, который был дан в субботу после обеда. Они думали, что им виднее. Возможно, они размышляли, подобно многим из нас сегодня: «Елена Уайт не понимает», или: «Сегодня мы живем в другом мире», или: «Этот совет был актуален много лет тому назад, а сегодня он устарел». Это те же мысли, которыми сатана искушал наших братьев в 1891 году. Но Господь в Свое время и Своими путями показал, что это Его работа и Он беспокоится о ней и управляет ею. Елена Уайт говорит нам, что Господь «часто позволял событиям развиваться так, что целые нации, семьи или отдельные люди оказывались в кризисе для того, чтобы Его вмешательство было очевидным. В такие моменты все видели, что есть Бог в Израиле, Который утверждает Свой закон и защищает Свой народ».
Свидетельства и читатель
На протяжении семидесяти лет Елена Уайт говорила и записывала то, что ей открывал и показывал Бог. Не раз ее советы давались лично тем, кто нуждался в исправлении, поскольку неверно понимал библейские истины. Много раз им был указан путь, по которому Господь ведет Свой народ. Очень часто Свидетельства касались различных сторон личной, семейной и церковной жизни. Каким образом члены церкви получали эти вести?
С самого начала ее служения ответственные лидеры церкви испытывали и проверяли ее работу, чтобы удостовериться в том, что заявленный дар является истинным даром Божьим. Апостол Павел предостерегал: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:20, 21). Труды Елены Уайт были испытаны на основании библейских критериев проверки истинности пророка. По этому поводу она писала следующее: «Это работа является либо Божьей работой, либо не имеет к Нему никакого отношения. Бог ничего не делает в содружестве с сатаной. Моя работа несет печать Божью или же печать врага. Невозможна половинчатость в этом вопросе».
Библия предлагает четыре основных принципа, которым должен соответствовать пророк. Елена Уайт отвечала каждому из них.
1. Весть истинного пророка должна быть в гармонии с Божьим законом и вестью пророков (Ис. 8:20). Труды Е. Уайт возвышают Закон Божий и ведут мужчин и женщин к Библии во всей ее полноте. Она указывает на Библию как на основное руководство веры и практической жизни, как на великий свет, к которому ведет ее «малый свет».
2. Предсказания истинного пророка необходимо рассматривать в контексте условности пророчеств (Иер. 18:7-10; 28:9). Хотя работа сестры Уайт была подобна работе Моисея, который руководил и вел народ, она, тем не менее, сделала множество предсказаний, которые впоследствии непременно сбывались. В начале издательского служения в 1848 году она говорила о том, как это служение охватит весь мир. Сегодня адвентисты седьмого дня издают литературу на 200 языках стоимостью более 100 000 000 долларов США в год.
В 1890 году, когда мир провозгласил, что войны больше не будет, и столетие подходило к своему концу, Елена Уайт писала: «Буря приближается, и мы должны приготовиться к ее ярости… Мы должны видеть беду со всех сторон. Тысячи кораблей будут брошены в пучину морскую и военные эскадры потоплены. Тысячи человеческих жизней будут принесены в жертву». Это пророчество исполнилось во время первой и второй мировых войн.
3. Истинный пророк признает, что Иисус Христос грядет во плоти, что Бог облекся в человеческую плоть (1 Ин. 4:2).
Читая книгу «Желание веков», мы убеждаемся, что труды Е. Уайт соответствуют этому требованию. Обратите внимания на эти слова: «Иисус мог остаться с Отцом в окружении небесной славы, почитаемый небесными ангелами. Однако Он предпочел отдать Свой скипетр в руки Отца и сойти с престола на землю, для того чтобы принести свет ходящим во мраке и вернуть жизнь погибающим.
Почти две тысячи лет назад от престола Божьего раздались полные таинственного смысла слова: „Вот, Я иду». „Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне… Вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10:5-7). Здесь говорится об исполнении того плана, который был задуман от вечности. Христос был готов прийти в наш мир во плоти. Он говорит: „Но тело уготовал Мне». Если бы Он явился во всей славе, которую имел у Отца прежде бытия мира, то мы не смогли бы вынести Его присутствия. Чтобы мы могли созерцать Его и не погибнуть, Его слава была сокрыта. Божественная Его природа была сокрыта в человеческой природе, невидимая слава воплотилась в видимом человеческом образе».
4. Возможно, самым ключевым испытанием на истинность является жизнь пророка, его служение и влияние его учения. Иисус Христос провозгласил: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:15, 16).
Когда мы смотрим на жизнь тех, кто прислушивался и следовал советам Духа пророчества, мы видим положительный результат в их жизни. Когда мы смотрим на церковь, а мы знаем, сколько раз Е. Уайт давала различные советы и рекомендации по организации и решению различных сложных ситуаций, мы видим, что Е. Уайт выдерживает и это испытание.
Гармоничность ее учения и письменных трудов, которые она создавала на протяжении семидесяти лет, также несет положительное свидетельство целостности ее учения.
Практическая проверка подлинности пророка
В подтверждение основных библейских критериев Господь посылает доказательства того, что эта работа совершалась под Его руководством.
1. Своевременность полученной вести. Когда Божий народ находится в нужде, Бог посылает ему весть и восполняет эту нужду, как это было с Е. Уайт, когда ей было дано первое видение.
2. Практичность полученной вести. Информация, полученная Е. Уайт, имела практическую ценность, удовлетворяя практические нужды. Посмотрите, насколько практичны советы, которые дает Е. Уайт относительно повседневной жизни.
3. Высокая духовность передаваемой вести. Темы той или иной вести являются важными и серьезными, они не касаются вопросов незрелого или общего характера, но являются возвышенными и величественными. Вести передаются на возвышенном языке.
4. Методы и способы, какими были посылаемы видения. Как уже было описано ранее, многие видения сопровождались физическими проявлениями. Способы, какими Е. Уайт получала свои видения, были такими же, как и у библейских пророков.
5. Видения являлись реальным опытом и не были лишь впечатлениями. В видениях госпожа Уайт видела, слышала, чувствовала и получала определенные указания от ангелов. Видения не могут рассматриваться как результат возбуждения, игры воображения.
6. Никто из людей не контролировал Е. Уайт. Одному человеку она писала: «Вы думаете, что кто-то имеет влияние на мой разум. Если бы это было так, то мне не могла бы быть доверена Божья работа».
7. Ее работа была признана ее современниками. Членами Церкви, в которой жила и трудилась Е. Уайт, как и многие вне Церкви, признавали ее как «вестницу Господню». Близкие ей люди имели полную убежденность в ее Божественном призвании и работе.
Перечисленные четыре библейских критерия и дополнительные доказательства, приведенные выше, убеждают нас в том, что Е. Уайт выполняла Божью работу, которая, вне всякого сомнения, представляет собой огромную ценность.
Многие книги Е. Уайт содержат советы и рекомендации непреходящей ценности для Церкви. Содержат ли эти свидетельства советы общего плана или частные свидетельства семьям и отдельным людям — они полезны и сегодня. Относительно этого госпожа Уайт писала: «Поскольку предупреждения и наставления, данные в свидетельстве для отдельных случаев, в равной степени применимы ко многим другим людям, имена которых не были названы, мне казалось, что мой долг — опубликовать личные свидетельства на благо Церкви… Я не знаю лучшего способа донести свои взгляды на грозящие всем опасности и заблуждения и на долг всех, любящих Бога и соблюдающих Его заповеди, чем с помощью этих свидетельств». Неверно использовать свидетельства для обвинения члена Церкви, найдя в них некоторые факты. Свидетельства никогда не должны использоваться как инструмент, посредством которого мы принуждаем своего брата или сестру видеть вещи так, как мы их видим. Есть вопросы, которые каждый должен уразуметь лично с Богом».
Советы необходимо изучать для того, чтобы найти основные принципы, которые могут применяться в нашей жизни сегодня. Сердца людей одинаковы во всем мире; проблемы одного часто могут быть такими же, как у другого. «Обличая грехи одних, — писала госпожа Уайт, — Бог надеется исправить многих». «Он выявляет неправду и зло некоторых из них, дабы предостеречь таким образом многих».Перед завершением своей жизни госпожа Уайт дала следующий совет: «Глас Божий постоянно доносился до нас через Святого Духа в предостережениях и наставлениях… Время и испытания не обесценили данных наставлений… Наставления, данные на раннем этане провозглашения нашей вести, не утратили своего значения в эти последние дни».
В настоящий том вошли советы Е. Уайт из ряда ее книг, преимущественно из «Свидетельств для Церкви». В них представлен ряд самых ценных рекомендаций для Церкви, что позволяет в регионах, где церковное членство немногочисленно, издать их одним томом среднего размера. Работа по подборке и систематизации данных советов была осуществлена большим комитетом, работающим под руководством Совета попечителей литературного наследия Елены Г. Уайт, на который была возложена ответственность и забота о трудах Духа пророчества. Подобное собрание материалов в сокращенном виде обусловлено основными практическими принципами и поэтому позволяет включить широкий спектр тем.
«Верьте Господу, Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2 Пар. 20:20).
Совет попечителей литературного наследия Елены Г. Уайт г. Вашингтон 22 июля 1957 года.
Исправлено: Силвер-Спринг, шт. Мэриленд 1 января 1990 года.