Библиотека soteria.ru
Советы для церкви
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 19386 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 29. Восстановление сил
Давайте никогда не будем забывать о том, что Иисус является источником радости. Ему не доставляют удовольствия страдания людей, но Он любит видеть их счастливыми. В зоне досягаемости христиан находится множество источников счастья, и они с безошибочной точностью могут сказать, что эти удовольствия законны и справедливы. Они могут наслаждаться такими развлечениями, которые не развращают ум и не портят душу, которые не разочаруют и не окажут печального влияния, приводящего к потере самоуважения или к сознанию собственной никчемности. Если они пригласят с собой Иисуса и будут поддерживать молитвенный дух, то будут находиться в полной безопасности.
Всякое развлечение, в котором вы участвуете, с верой испрашивая на него Божье благословение, не будет опасным. Но всякое увеселение, которое делает вас неспособными к тайной молитве, к приношению молитвы на алтарь или к участию в молитвенном собрании, является действительно опасным.
Мы принадлежим к тому классу людей, которые верят, что нашим каждодневным преимуществом является прославление Бога в своей жизни на земле, что мы живем в этом мире не только для того, чтобы развлекаться и угождать себе. Мы находимся здесь для того, чтобы приносить пользу людям и быть благословением для общества; и если мы допустим, чтобы нашими умами овладели низкие мысли, которые владеют многими, ищущими лишь тщетного и безрассудного, то как мы можем быть полезными нашему роду и поколению? Как мы можем быть благословением для общества, в котором живем? Мы не должны наивно потворствовать всякому развлечению, которое может сделать нас неспособными с большей верностью исполнять свои повседневные обязанности.
Есть множество вещей, которые справедливы сами по себе, но, извращенные сатаной, становятся сетью для неосторожных.
В развлечениях весьма необходимо проявлять воздержание, как и во всех других занятиях. И характер этих развлечений нужно внимательно и тщательно взвешивать. Каждый молодой человек должен задать себе вопрос: как будут влиять эти развлечения на мое физическое, умственное и моральное состояние? Не ослепят ли они мой ум настолько, что я забуду Бога? Не затмит ли это для меня Его славу? (Христианский дом, стр. 512-514).
Преимущество и долг христиан — стараться освежить свой дух и укрепить свое тело посредством безобидных развлечений, стремясь использовать свои физические и умственные силы для» славы Божьей. Наши развлечения не должны быть нездоровой, лишенной смысла веселостью, похожей на абсурд. Мы можем проводить наш досуг так, чтобы он приносил пользу и возвышал тех, с кем мы общаемся. (Христианский дом, стр. 493).
Время, потраченное на физические занятия, не пропадает даром. Для хорошей работы всех органов необходимы соответствующие упражнения. Когда мозг постоянно работает, а другие части организма бездействуют, происходит потеря и физических, и умственных сил. Человек теряет здоровый тонус, ум утрачивает живость, и в результате появляется болезненная возбудимость.
Тот, кто занят учебой, должен отдыхать. Ум нельзя заставлять постоянно напряженно работать, потому что этот тонко настроенный механизм может выйти из строя. Точно так же, как разум, тело нуждается в упражнениях. (Христианский дом, стр. 494, 495).
Досуг, доступный как богатым, так и бедным
Молодежь не может быть такой же степенной и уравновешенной, как пожилые люди, а дети — такими же сдержанными, как их родители. Осуждая греховные развлечения, что вполне справедливо, пусть родители, учителя и воспитатели молодежи предложат им вместо этого невинные развлечения, которые не исковеркают и не развратят их нравственно. Не навязывайте молодым людям строгих правил и ограничений, которые вынудят их чувствовать себя притесняемыми и побудят сломя голову рваться на путь безумия и разрушения. Держите бразды правления твердой, доброй, любящей рукой, направляя, контролируя их мысли и намерения, но с такой нежностью, мудростью и любовью, чтобы они еще знали, что вы имеете для них в виду наивысшее благо. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 335).
Есть другие виды досуга, благоприятно сказывающиеся на состоянии ума и тела. Просвещенный, разборчивый человек найдет себе множество достаточно безобидных и даже назидательных развлечений. Досуг на свежем воздухе, созерцание Божьих дел в природе принесут наивысшую пользу. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 653).
Никакой отдых не принесет столь обильного благословения для детей и молодежи, как время, когда они делают что-нибудь для общего блага. По своей природе молодые люди энергичны и восприимчивы и сразу же отзываются на предложения. (Воспитание, стр. 212).
Богом было предусмотрено, чтобы каждый человек, богат он или беден, мог с радостью вкушать то удовольствие, которое заключается в формировании чистых мыслей и бескорыстных поступков, произнесении сочувственных по отношению к другим слов и совершении добрых дел. Люди, в жизни которых воплощается такое служение, сияют Христовым светом и наполняют радостью сердца тех, чья жизнь отягощена многими печалями. (Свидетельства для Церкви, т. 9, стр. 57).
В нашем мире нужно сделать много необходимых, полезных вещей, так что некогда тратить время на удовольствия и развлечения. Организм приобретет навыки и силу при целенаправленном и разумном использовании, в совершении добра, при тщательном обдумывании и составлении планов. Все это поможет людям развивать способности ума и физическое здоровье, чтобы использовать на практике свои Богом данные таланты, благодаря которым они могут прославлять Бога. (Христианский дом, стр. 509).
Я не осуждаю простых упражнений и игр с мячом, но при всей своей простоте они могут привести к переутомлению.
Мое сердце всегда сжимается, когда я представляю себе последствия этих развлечений. Они приводят к трате средств, которые следовало бы израсходовать на то, чтобы нести свет истины душам, гибнущим без Христа. Увеселения и трата средств на угождение себе, что постепенно приводит к гордости, а также занятия подобными играми ради удовольствия развивают привязанность к тому, что не способствует совершенствованию христианского характера. (Христианский дом, стр. 499).
Общение и здоровые привычки
Молодые люди, оказывающиеся в обществе друг друга, могут превратить свои дружеские связи в благословение или в проклятье. Они могут назидать, благословлять и укреплять друг друга, совершенствуясь в своих познаниях, манерах и нравах, или же оказывать разлагающее влияние, если станут беспечными и неверными.
Иисус будет помощником всем, уповающим на Него. Для тех, кто связан со Христом, счастье вполне доступно. Они идут путем, по которому ведет их Спаситель, и ради Него они распинают свое «я» со всеми его страстями и похотями. Такие люди строят свои надежды на Христе, и земные бури бессильны столкнуть их с этого надежного фундамента.
Юноши и девушки, от вас самих зависит, станете ли вы надежными, порядочными и полезными людьми, на которых можно положиться. Вы должны быть готовы всегда, при любых обстоятельствах решительно встать на сторону правды. Мы не сможем взять с собой на небо свои вредные привычки; если мы не победим их здесь, на земле, они изгонят нас из обителей праведных. Когда мы начнем бороться с плохими привычками, они окажут самое ожесточенное сопротивление, но если продолжать энергично и настойчиво воинствовать, их можно победить.
Чтобы выработать хорошие навыки, мы должны искать общества духовных и нравственно чистых людей. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 655).
Если бы юношей и девушек можно было убедить общаться и дружить только с чистыми, вдумчивыми и приятными людьми, последствия были бы самыми благоприятными. Если они выбирают себе спутников, боящихся Господа, то их пример будет вести к истине, святости и исполнению долга. По-настоящему христианская жизнь — это сила к добру. С другой стороны, те, кто общается с мужчинами и женщинами сомнительной репутации и столь же сомнительных нравственных устоев, руководствующимися недобрыми принципами и ведущими себя предосудительно, вскоре пойдут тем же путем. Плотское, невозрожденное сердце влечет человека вниз по наклонной. Общающийся со скептиком вскоре начинает сомневаться; избирающий своим спутником порочных неизбежно сам станет таким же. Ходить на совет нечестивых — это первый шаг к тому, чтобы встать на путь грешных и сидеть в собрании развратителей.
Пусть молодые люди, желающие выработать у себя хороший характер, выбирают вдумчивых товарищей, с серьезным складом ума, тяготеющих к религии.
Рассчитавшие все издержки и желающие строить для вечности должны использовать для своего здания хорошие строительные материалы. Если они берут гнилую древесину, если мирятся с недостатками своего характера, то их строение обречено на разрушение. Пусть каждый следит за тем, как он строит. Буря искушения обрушится на здание, и если оно не будет построено крепко и прочно, из доброкачественных материалов, то не выдержит проверки.
Доброе имя драгоценнее золота. Молодежь склонна общаться с теми, кто не имеет высоких идеалов и нравственных принципов. Но какую радость можно испытать от дружбы с людьми, находящимися на низком интеллектуальном, эмоциональном и нравственном уровне? У части людей явно испорченные вкусы и развращенные нравы, и все, кто выбирает дружбу с ними, следуют их примеру. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 587, 588).
Вы можете думать, что в первом шаге на пути к легкомысленному веселью и удовольствиям нет никакой опасности и что, когда вы пожелаете вернуться на благоразумный путь, у вас это получится так же просто, как и до того, как вы поддались искушению. Но это не так. Выбрав себе нечестивых друзей, многие шаг за шагом сошли с пути добродетели и погрузились в пучину непослушания и разложения, в которой прежде и мысли не допускали утонуть. (Советы родителям, учителям и студентам, стр. 224).
Не думайте, что Бог хочет лишить нас всего того, что может сделать нас счастливыми. Он требует, чтобы мы оставили все то, что не служит для нашего блага и не принесет нам счастья. (Христианский дом, стр. 502).
Полный покой и самоугождение
Молодым людям необходимо помнить, что они несут ответственность за все предоставленные им преимущества, отвечают за расходование своего времени и должны будут дать строгий отчет об использовании своих способностей. Они могут спросить: «Что же, нам надо совсем отказаться от развлечений и досуга? Неужели мы должны только работать, работать и работать, живя однообразной жизнью?» (Советы родителям, учителям и студентам, стр. 337).
На некоторое время бывает крайне необходимо отвлечься от изнурительного физического труда, чтобы затем снова работать, прилагая значительные усилия и добиваясь больших успехов. Но в полном покое нет надобности; он не скажется наилучшим образом на физическом состоянии молодых людей. Даже когда они устают от какой-то работы, им не надо транжирить драгоценные минуты. Они могут заняться каким-нибудь не столь утомительным, но полезным делом, чтобы быть благословением для своей матери и сестер. Облегчая груз их забот и беря на себя самое тяжелое бремя, они смогут чередовать работу и развлечения, которые не будут противоречить принципам, но сделают их по-настоящему счастливыми. Тогда молодые люди будут тратить время не на пустые и эгоистичные забавы, а на добрые и полезные дела. Они научатся постоянно находить какую-то перемену в занятиях и отдыхать за полезным делом. Тогда они не станут расходовать время впустую, но каждую минуту будут приносить кому-то пользу. (Свидетельства для Церкви, т. 3, стр. 223).
Многие заявляют о том, что для сохранения физического здоровья человеку нужно развлекаться так, как ему нравится. Справедливо, что перемена необходима для лучшего развития тела, потому что благодаря ей происходит восстановление и укрепление ума и тела; но эта цель не достигается через потворство глупым развлечениям и пренебрежение каждодневными обязанностями, которые молодежь должна выполнять. (Христианский дом, стр. 508).
Среди самых опасных увеселений следует упомянуть театр. Он отнюдь не школа нравственности и добродетели, как это нередко утверждается, но настоящий рассадник разврата. Эти развлечения служат к утверждению и закреплению порочных привычек и греховных наклонностей. Низкопробные песенки, непристойные жесты, выражения и позы бередят воображение и портят нравы. Каждый молодой человек, привыкший посещать подобные представления, будет развращен в принципе. Нет в нашей стране влияния, более способного отравить воображение, истребить религиозные понятия и подавить склонность к умиротворяющим удовольствиям и трезвому восприятию жизни, чем театральные увеселения. Любовь к подобного рода сценам растет с каждым посещением театра, как и тяга к одурманивающим напиткам возрастает по мере их употребления. Единственное спасение — держаться подальше от театра, цирка и прочих сомнительных развлечений. (Советы родителям, учителям и студентам, стр. 334, 335).
Танец Давида, исполненный благоговейной радости пред Господом, многие любители удовольствий приводят в оправдание людных современных танцев, но для такого аргумента нет основания. В наши дни танцы сопряжены с безумием и ночными пирушками. Здоровье и нравственность принесены в жертву удовольствиям. Посетители танцзалов не задумываются о Боге и не благоговеют перед Ним. Молитва или пение псалмов неуместны во время таких сборищ. Следует проявить стойкость в отношении этого испытания. Христиане не должны предаваться удовольствиям, которые ослабляют нашу любовь ко всему святому и умаляют нашу радость служения Богу. При перемещении ковчега музыка и танцы в радостном прославлении Бога не имели ни малейшего сходства с легкомысленным развлечением — современными танцами. Первые служили напоминанием о Боге и прославлением Его святого имени, вторые — это уловки сатаны, толкающего человека к забвению и бесчестью Бога. (Патриархи и пророки, стр. 707).
Молодые в целом ведут себя так, как будто драгоценные часы испытания, когда Бог еще с милостью ожидает грешников, — это сплошной грандиозный праздник, и они родились в этот мир только для того, чтобы развлекаться и ублажать себя непрерывными увеселениями. Сатана прикладывает особые усилия, чтобы заставить их находить радость в мирских развлечениях и забавах, а затем стараться оправдать себя тем, что эти развлечения безвредны, невинны и даже полезны для здоровья. Некоторые врачи пытаются создать впечатление, что преданность Богу плохо сказывается на здоровье. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 501).
Многие охотно участвуют в светских безнравственных увеселениях, запрещенных Словом Божьим. Таким образом они порывают связь с Богом и оказываются в стане любителей мирских удовольствий. Грехи, погубившие жителей допотопного мира, существуют и сегодня, и не только в языческих странах и среди исповедующих традиционное христианство, но и среди тех, кто ожидает пришествия Сына Человеческого. Если бы Бог представил вам эти грехи такими, какими Он их видит, вам стало бы страшно и стыдно. (Свидетельства для Церкви, т. 5, стр. 218).
Тяга к увеселению и приятным развлечениям — это искушение и сеть для Божьего народа, и особенно для молодежи. Сатана постоянно готовит приманки, чтобы отвлечь умы от священного труда по приготовлению к будущим событиям. С помощью мирских людей он повсюду расставляет ловушки для беспечных, побуждая их предаться земным удовольствиям. Существует множество представлений, лекций и прочих развлечений, которые призваны пробудить в людях любовь к миру; а из-за единения с миром слабнет их вера.
Бог не считает любителей удовольствий Своими последователями. Только те, кто отвергает себя и кто живет в трезвости, кротости и святости, являются истинными последователями Иисуса. А таковые не могут предаваться легкомысленной, пустой болтовне, свойственной тем, кто любит этот мир. (Советы родителям, учителям и студентам, стр. 325, 328).
Если вы действительно принадлежите Христу, то будете иметь возможность свидетельствовать о Нем. Вас будут приглашать посетить увеселительные места, и тогда у вас появится возможность засвидетельствовать о вашем Господе. Если вы верны Христу, то не будете придумывать повод для отказа, но ясно и сдержанно заявите, что вы — дитя Божье и что ваши принципы не позволяют вам даже хотя бы раз появляться в таких местах, куда вы не можете пригласить своего Господа. (Христианский дом, стр. 519).
Между группами последователей Христа, практикующими христианский отдых, и мирскими сообществами, жаждущими удовольствий и развлечений, существует явное различие. Вместо молитвы и размышления о Христе и о святых вещах мирские люди лишь глупо смеются и говорят о банальном. Их намерение — весело провести время. Их увеселения начинаются с безрассудства и заканчиваются суетой. (Христианский дом, стр. 512).