Библиотека soteria.ru
Советы для церкви
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 19388 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 33. Критика и ее последствия
Христианам нужно быть осторожными в выборе слов и никогда не передавать нехорошие слухи о человеке от одного из своих друзей другому, особенно если они видят, что между ними нет единства мнений. Жестоко на что-то намекать и о чем-то наушничать, как будто вам много известно о друге или знакомом, а остальные о нем ничего не знают. Всякого рода намеки быстро распространяются и создают более неблагоприятные впечатления, чем если просто, откровенно и без преувеличений рассказать факты. Какой вред наносят Церкви Христа подобные разговоры! Непоследовательное, неосторожное поведение ее членов делает Церковь слабой. Члены одной и той же общины иногда поступают вероломно по отношению друг к другу, хотя виновные вовсе не собирались причинять какое бы то ни было зло. Большой вред наносит отсутствие мудрости и осмотрительности в выборе тем для разговора. Нужно беседовать о духовном и Божественном, но все происходит как раз наоборот. Если общение с друзьями-христианами посвящено главным образом умственному и духовному совершенствованию, то никому впоследствии не придется об этом сожалеть и у всех останутся только приятные воспоминания о такой беседе. Но если драгоценное время тратится на легкомысленные и пустые разговоры, на разбор жизни и характера других людей, то дружеская беседа окажется источником зла и ваше влияние будет подобно запаху смертоносному на смерть. (Свидетельства для Церкви, т. 2, стр. 186, 187).
Думайте хорошо обо всех людях
Когда мы без возражения выслушиваем поношение на нашего брата, то тем самым присоединяемся к этому поношению. На вопрос: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» Псалмопевец отвечает: «Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» (Пс. 14:1-3).
Сколько сплетен можно было бы предотвратить, если бы каждый человек помнил, что люди, охотно сообщающие ему о чужих недостатках и промахах, точно так же будут при любом удобном случае всем рассказывать и о его промахах. Нам нужно стремиться думать обо всех людях хорошо, особенно о наших братьях, если только обстоятельства не вынудят нас думать иначе. Нам не следует поспешно подхватывать худые слухи и принимать их на веру. Слухи часто являются следствием зависти или недоразумений, или же они могут быть результатом преувеличения или частичного сокрытия фактов. Стоит только один раз дать место ревнивым подозрениям и зависти, и эти чувства начнут распространяться, подобно сорнякам. Если брат уклоняется с прямого пути, самое время доказать свою подлинную заинтересованность в его духовном благополучии. По-доброму подойдите к нему, помолитесь с ним и за него, помня при этом ту безграничную цену, какую Христос заплатил за его искупление. Таким образом вы сможете спасти душу от смерти и покрыть множество грехов.
Один взгляд, одно слово и даже интонация голоса могут быть исполнены вероломства и впиваться, подобно острой стреле, в какое-нибудь чуткое сердце, нанося ему неизлечимые раны. Таким образом тень сомнения или поношение могут быть брошены на того, через кого Бог хотел бы совершить доброе дело. Авторитет такого человека подрывается, и польза, которую он приносит делу Божьему, заметно снижается. Среди некоторых видов животных наблюдается такое явление: если один из их числа ранен и падает, на него сразу же набрасываются его сородичи и разрывают на части. Тот же самый дух жестокости живет в сердцах многих людей, называющих себя христианами. Они проявляют фарисейскую ревность и готовы побить камнями тех, кто в действительности менее виновен, чем они. Есть и такие, кто указывает на промахи и ошибки ближних, надеясь отвлечь внимание от своих собственных или прослыть великими ревнителями о Боге и Церкви. (Свидетельства для Церкви, т. 5, стр. 58, 59).
Время, потраченное на критику побуждений и действий слуг Христа, лучше было бы проводить в молитве. Если бы те, кто выискивает недостатки, знали правду о людях, в которых они их якобы находят, то зачастую их мнение совершенно изменилось бы. Было бы гораздо лучше, если бы каждый вместо критики и осуждения других сказал: «Мне надо совершать свое собственное спасение. Если я сотрудничаю с Тем, Кто
хочет спасти мою душу, то обязан прилежно блюсти себя. Я должен удалить всякое зло из своей жизни и стать новым творением во Христе. Мне необходимо преодолеть всякий недостаток. И, вместо того чтобы лишать силы братьев, борющихся против зла, я смогу укреплять их ободряющими словами». (Свидетельства для Церкви, т. 8, стр. 83, 84).
Завистливый человек не способен увидеть доброе в других
Мы не должны позволять нашим затруднениям и разочарованиям разъедать наши души и делать нас раздражительными и нетерпеливыми. Оставим в стороне раздоры, недоброжелательность и злословие, дабы нам не оскорбить Бога. Брат мой, если ты откроешь свое сердце зависти и греховным подозрениям, Святой Дух не сможет пребывать с тобой. Ищи полноты, которая во Христе. Трудись так, как трудился Он. Пусть каждая мысль, слово и дело являют Его. Ты нуждаешься в ежедневном крещении любви, которая во времена апостолов всех их объединила. Эта любовь принесет здоровье телу, уму и душе. Окружи свою душу атмосферой, укрепляющей духовную жизнь. Взращивай веру, надежду, мужество и любовь. Пусть мир Божий правит в твоем сердце. (Свидетельства для Церкви, т. 8, стр. 191).
Зависть — это не просто испорченность нрава, но самое настоящее душевное расстройство, приводящее в беспорядок все другие способности. Она зародилась в сатане. Он пожелал быть первым на небе, но поскольку не смог заполучить всю ту власть и славу, к которой стремился, то восстал против Божьего правления. Он позавидовал нашим прародителям, искусил их грехом и, таким образом, погубил их и весь род человеческий.
Завистливый человек закрывает глаза на хорошие качества и благородные поступки ближних. Он всегда готов принижать и представлять в ложном свете то, что по сути своей является превосходным. Люди часто исповедуют и оставляют другие свои промахи, но от завистливого человека едва ли можно ожидать, что он признает себя таковым. Поскольку позавидовать человеку — значит признать его превосходство, гордыня не допустит никаких уступок. Если предпринимается попытка убедить завистливого человека в его грехе, он еще больше ожесточается против того, кому он завидует, и чаще всего остается неисправимым.
Завистливый человек распространяет ядовитую атмосферу всюду, где бы он ни находился, разлучая друзей и возбуждая ненависть и восстание против Бога и человека. Он хочет, чтобы о нем думали как можно лучше и считали его великим, но не предпринимает при этом героических, самоотверженных усилий для самостоятельного достижения возвышенных целей, а остается в своем прежнем состоянии и умаляет заслуги ближних.
О языке, который находит удовольствие в сеянии раздоров, о болтливом языке, который шепчет: «Скажи мне, а я передам дальше», апостол Иаков говорит, что он воспламеняется от геенны. Во все стороны от него разлетаются горящие искры. Заботит ли переносчика сплетен то, что он бесчестит невинного? Он не прекратит свое злое дело, даже если разрушает надежду и подрывает мужество в людях, уже идущих ко дну под бременем сомнений. Ему есть дело только до того, чтобы удовлетворять свое пристрастие к сплетням. Даже люди, называющие себя христианами, закрывают глаза на все, что чисто, что честно, благородно и прекрасно, но трепетно собирают все предосудительное и неприятное, дабы потом поведать об этом миру. (Свидетельства для Церкви, т. 5, стр. 56, 57).
Зависть и выискивание чужих ошибок
Мне больно говорить о том, что у многих членов Церкви неуправляемые, злые, лживые, коварные и клевещущие языки. В Церкви много сплетен, нахального вмешательства в чужие дела, лукавых вопросов. Одни любители посплетничать руководствуются любопытством, другие — ревностью, а многие — ненавистью против тех, через кого Бог обличил их. Все эти неприглядные явления действуют и производят разделения. Некоторые верующие скрывают свои подлинные чувства, а другие охотно разглашают все, что им известно о другом человеке, или даже то, в чем они его только подозревают.
Я видела, что в настоящий момент в Церкви действует дух вероломства и клятвопреступления, он обращает истину в ложь, добро во зло и невиновность в преступление. Сатана ликует по поводу состояния тех, кто называет себя Божьим народом. Многие, пренебрегая спасением собственной души, не упускают возможности критиковать и судить ближних. У всех есть недостатки в характере, и не так уж трудно отыскать что-то такое, чем можно испортить репутацию человека, если руководствоваться ревностью и завистью. «Теперь, — говорят эти самозваные судьи, — мы располагаем фактами. Мы предъявим им обвинение, от которого не удастся отвертеться». Они ожидают подходящего момента, а затем нагромождают массу сплетен и выносят на свет самые пикантные подробности.
Силясь доказать свою точку зрения, люди, имеющие от природы необузданную фантазию, рискуют обмануть себя и других. Они собирают чьи-либо неосторожные высказывания, не принимая во внимание тот факт, что слова могут быть сказаны поспешно и не отражать истинных чувств говорящего. Однако эти необдуманные слова, зачастую настолько незначительные, что на них не стоило бы обращать внимания, рассматриваются через увеличительное стекло сатаны. Над ними рассуждают, их повторяют, пока наконец эти «мухи» не превращаются в «слонов». Удалившись от Бога, люди, вынашивающие злые подозрения, становятся источником искушения. Они едва ли сознают силу собственных чувств или последствия своих слов. Осуждая чужие ошибки, они сами совершают еще более серьезные проступки. Последовательность — это драгоценная жемчужина. Разве не обязательно соблюдать закон доброты и благожелательности? Разве Бог уполномочил христиан критиковать и осуждать друг друга? Разве достойно или честно под прикрытием дружбы выведывать чужие секреты, а затем использовать их во вред тому, кто поделился этими секретами? Разве можно назвать христианской любовью собирание всевозможных слухов, раскапывание различных фактов, бросающих тень на чей-то характер, а затем со злорадством использовать их во вред этому человеку? Сатана торжествует, когда ему удается обесчестить или ранить последователя Христа. Он — «обвинитель братьев наших». Неужели христиане будут помогать лукавому в этом деле?
Всевидящее око Божье замечает недостатки и господствующие страсти каждого смертного, однако Он снисходит к нашим ошибкам и сострадает нашим слабостям. Он повелевает Своему народу воспитывать в себе тот же дух нежности и снисходительности. Истинные христиане не ищут радости в разоблачении чужих промахов и недостатков. Они отворачиваются от пороков и нравственного уродства и обращают свой мысленный взор на то, что привлекательно и миловидно. Любое выискивание ошибок у ближнего, слово осуждения или порицания причиняет христианину мучительную боль. (Свидетельства для Церкви, т. 5, стр. 94-96).
Последствия критики церкви и руководителей учреждений
Собирание сплетен и наушничество — один из излюбленных приемов сатаны, с его помощью он сеет разногласия и вражду, разлучает друзей и у многих подрывает веру в истинность наших взглядов. Братья и сестры слишком охотно говорят об ошибках и промахах, которые, как им кажется, совершают другие, в первую очередь те, кто решительно и точно передает обличительные и предостерегающие вести от Бога.
Дети жалобщиков слушают все это и впитывают в себя яд недовольства. Таким образом родители, ослепленные недобрыми чувствами, закрывают все подступы к сердцам своих детей. Как много семей усложняют свою жизнь сомнениями и подозрениями. За обедом они перемывают кости друзьям и подают сплетни в качестве изысканного десерта. Сенсационные «новости» и клевета обходят всех сидящих за столом, и эти, с позволения сказать, новости затем комментируют не только взрослые, но и дети. Тем самым они бесчестят Бога. Иисус сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Следовательно, люди, клевещущие на рабов Христа, злословят Его Самого и отрекаются от Него.
К избранным рабам Божьим не проявляется никакого уважения, а в некоторых случаях их склоняют с полнейшим презрением, и делают это люди, чей долг — поддерживать руки Божьих тружеников. Дети не пропускают мимо ушей неуважительные высказывания своих родителей относительно торжественных предостережений и обличений, исходящих из уст рабов Божьих. Они хорошо понимают презрительный сарказм и нелестные отзывы, время от времени доносящиеся до них, в результате чего священные и вечные интересы в их юных умах смешиваются с обыденными житейскими делами и становятся на один уровень с ними. На кого же работают родители, с самого раннего детства превращающие своих детей в безбожников?! Вот таким образом дети учатся неуважительному отношению к небесному обличению греха и тому, как восставать против этих обличений. Там, где существует данный порок, нельзя ожидать ничего иного, кроме духовного упадка. Отцы и матери, ослепленные врагом, потом удивляются, отчего это их дети так склонны к неверию, почему они сомневаются в библейской истине? Они удивляются тому, что их дети почти не поддаются духовному и нравственному воздействию и не проявляют интереса к религии. Если бы у них было духовное зрение, они бы тотчас обнаружили, что такое плачевное положение дел — результат их семейного влияния и примера, это — порождение их зависти и недоверия к братьям. Вот так в семьях многих христиан по исповеданию дети растут безбожниками.
Многие братья и сестры находят особое удовольствие, обсуждая реальные или воображаемые недостатки тех, кто несет на себе большую ответственность в Божьих учреждениях. Они не удостаивают своим вниманием то доброе, что было сделано, те блага, которые стали результатом самоотверженного труда и непоколебимой преданности делу Божьему, но приковывают все взгляды к какой-либо мнимой оплошности, к какому-то делу, которое, как им представляется, можно было бы сделать лучше и добиться больших результатов. И это они говорят задним числом, когда дело уже совершено и результаты получены. Истина же состоит в том, что если бы данная работа была поручена критиканам, то они либо вообще отказались бы ее выполнять при таких неблагоприятных обстоятельствах, либо сделали бы ее еще хуже тех, кому она была поручена и кто добросовестно шел за открывающимся Божьим провидением.
Но эти неуправляемые болтуны обращают свои взоры только на самые неприятные моменты в деле Божьем, подобно тому как лишайник всегда покрывает неровную поверхность скалы. Это духовно ограниченные и ущербные люди, поскольку они тем только и заняты, что обсуждают промахи и недостатки ближних. Они нравственно незрелы, неспособны замечать добрые и благородные поступки, бескорыстные устремления, истинный героизм и самопожертвование. Они не становятся благороднее и чище в своей жизни и надеждах, щедрее и шире во взглядах и планах. Они не развивают у себя ту благотворительность и любовь, которая отличает жизнь христианина. Они каждый день деградируют и становятся все ограниченнее в своих предрассудках и взглядах. Мелочность и низость — их стихия, а создаваемая ими атмосфера отравляет их мир и счастье. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 195, 196).
Всем нашим учреждениям придется сражаться с трудностями. Будут допущены испытания с целью проверить сердца детей Божьих. Когда одно из Божьих орудий попадет в беду, сразу станет видно, в какой степени мы верим в Бога и в Его дело. В такие моменты пусть никто не рассматривает вопросы в самом мрачном свете, пусть никто не высказывает сомнение и неверие. Не критикуйте людей, несущих на себе бремя ответственности. Не отравляйте атмосферу в своей семье критикой в адрес Божьих работников. Родители, допускающие подобную критику в своих семьях, подают дурной пример детям, который не может умудрить их во спасение. Их слова подрывают веру и доверие не только в детях, но в людях старшего возраста. (Свидетельства для Церкви, т. 7, стр. 183).
На управляющих нашими учреждениями возложена самая трудная задача — поддерживать порядок и мудро дисциплинировать молодежь, которая трудится под их надзором. Члены Церкви могут сделать многое, чтобы поддержать их руки. Если молодые люди не желают подчиняться дисциплине и порядку учреждения или, расходясь во мнении со старшими товарищами, упорно хотят все делать по-своему, пусть родители не поддерживают слепо своих детей и не сочувствуют им. Будет лучше, намного лучше, если ваши дети пострадают или даже сойдут в могилу, чем научатся легкомысленно относиться к принципам, лежащим в самом основании их верности истине, своим ближним и Богу. (Свидетельства для Церкви, т. 7, стр. 185).
Самокритика составляет практическую ценность
Если бы все христиане использовали свою способность анализировать для определения того, какие пороки нужно исправить в себе, а не говорили бы о чужих грехах, то сегодня в церкви была бы гораздо более здоровая обстановка. Некоторые верующие могут быть честными, когда это им ничего не стоит, но если хитростью и ловкостью можно достичь большего, тогда о честности и правдивости забывают. Честность и лукавство вместе никогда не уживаются. Со временем либо будут устранены лукавство и хитрость, а истина и честность займут господствующее положение, либо, если хитрость и лукавство поддерживаются, честность будет вскоре забыта. Лукавство и честность никогда не находятся в согласии. Эти элементы не имеют между собой ничего общего. Первый из них — качество, присущее пророку Ваала, второй характеризует истинного пророка Божьего. Когда Господь соберет Свои драгоценные камни, Свое драгоценное достояние, тогда на верных, честных и откровенных будут смотреть с довольством. Ангелы изготовят для них венцы, и на этих венцах, усеянных звездами из самоцветов, будет во всем своем великолепии отражаться свет, который струится от престола Божьего.
Господь испытывает и проверяет Свой народ. Вы можете быть сколь угодно суровы и критичны в отношении собственного порочного характера, но будьте добры, сострадательны и любезны по отношению к ближним. Спрашивайте себя каждый день: здоров ли я духовно или у меня все-таки лукавое сердце? Умоляйте Господа спасти вас от всякого заблуждения по данному поводу. От этого зависят ваши вечные интересы. В то время как многие жаждут почестей, славы и наживы, стремитесь ли вы, мои возлюбленные братья, иметь уверенность в любви Божьей и взывать: кто покажет мне, как сделать верным свое звание и избрание?
Сатана тщательно изучает, какие грехи органически присущи тому или иному человеку, а затем начинает свою работу обольщения и расставления сетей. Мы находимся в гуще искушений, но нам гарантирована победа, если мы будем мужественно подвизаться за Господа. Всем угрожает опасность, но если вы будете смиренно ходить перед Богом и молиться, то выйдете из очищающего горнила дороже чистого золота и даже золота офирского. Но, живя беспечно и без молитвы, вы будете как медь звенящая и кимвал звучащий. (Свидетельства для Церкви, т. 5, стр. 96-98).