Библиотека soteria.ru
Советы для церкви
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 19386 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 36. Дисциплина и воспитание наших детей
Господствующее влияние мира заключается в том, чтобы позволять юным следовать естественным побуждениям своего ума. И если дети необузданны, родители утверждают, что они исправятся потом, когда им исполнится шестнадцать или восемнадцать лет, что они сами все поймут, оставят дурные привычки и станут в конце концов полезными людьми. Какое заблуждение! Годами родители позволяют врагу засевать почву сердца, молча наблюдают, как возрастают неправедные принципы, и во многих случаях труд, затраченный на то, чтобы исправить эту почву, будет бесполезен. Сатана — ловкий, настойчивый работник, это наш смертельный враг. Всякий раз, когда в разговоре с молодыми ко вреду их с ваших уст срывается необдуманное слово, будь то лесть или легкомысленные замечание, дающее им повод смотреть на грех с меньшим отвращением, сатана мгновенно пользуется этой возможностью и удобряет свои греховные насаждения, которые быстро укореняются и приносят обильный урожай. Некоторые родители допускают, чтобы их дети приобретали дурные привычки, но ведь след от них может остаться на всю их жизнь. Данный грех лежит на родителях. Дети же могут изображать из себя христиан, но благодать еще не произвела определенной работы над их сердцами, жизнь их еще не полностью изменилась, прежние привычки заметны во всем, что они делают, и у них навсегда останется тот характер, который позволили им сформировать их родители. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 403).
Родители должны управлять своими детьми, подчинять себе и направлять их желания, иначе Бог непременно истребит таких детей в день Своего страшного гнева, а родители, не сдерживавшие своих детей, не будут оправданы. Особенно это относится к служителям Божьим, которые обязаны руководить своими семьями, воспитывая в них покорность. Я видела, что до тех пор, пока они не могут хорошо управлять своим собственным домом, они не готовы судить или принимать решения в делах Церкви. Служители обязаны сначала навести порядок в собственном доме, а потом уже высказывать свои суждения и оказывать влияние на церковь. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 119).
Каждого сына и дочь необходимо призвать к ответу, если вечером их нет дома. Родителям следует знать, в каком обществе находятся их дети и в чьем доме они проводят свои вечера. (Свидетельства для Церкви, т. 3, стр. 651).
Дети имеют притязания, которые их родители должны признавать и уважать. Они имеют право на такое образование и воспитание, которое сделает их полезными, уважаемыми и любимыми членами общества здесь, способными жить в чистом и святом обществе в будущем. Молодых нужно учить, что их нынешнее и будущее благополучие в значительной мере зависит от склонностей, которые они приобретут в детстве и юности. (Христианский дом, стр. 306).
Люди, на словах благоговеющие перед Библией и следующие ее учениям, во многих отношениях не выполняют ее требований. Воспитывая своих детей, они больше руководствуются собственной извращенной природой, чем открытой им волей Божьей. Такое пренебрежение долгом приводит к потере многих тысяч душ. Библия излагает принципы правильного воспитания детей. Если бы родители уважали требования Божьи, то сегодня на арену жизни выходила бы совсем другая молодежь. Но родители, утверждающие, что читают Библию и следуют ей, поступают прямо противоположно ее наставлениям. Мы слышим скорбные и горькие жалобы отцов и матерей, которые оплакивают поведение своих детей, совсем не осознавая, что они сами навлекают на себя эти скорби и страдания и своей ложной любовью губят души детей. Они не понимают своих обязанностей, данных им Богом, — с самого раннего детства воспитать в детях правильные привычки. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 313).
Дети, если они христиане, поставят любовь и одобрение своих богобоязненных родителей выше любых мирских благ. Они будут любить и почитать своих родителей. И главной заботой их жизни станет желание сделать родителей счастливыми. В это мятежное время дети, не приученные к дисциплине и не получившие правильных наставлений, не имеют достаточного чувства долга по отношению к своим родителям. Часто случается, что чем больше родители делают для своих детей, тем меньше благодарности получают с их стороны и тем меньше дети уважают родителей.
Родители в значительной степени держат в собственных руках будущее счастье детей. Им ниспослана важная работа по формированию их характера, ибо наставления, полученные в детстве, останутся с ними в течение всей их жизни. Родители сеют семя, которое прорастает и приносит либо добрый, либо дурной плод. Они могут готовить своих сыновей и дочерей для счастья или для беды. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 392, 393).
Родители должны быть единомысленны
Дети — очень чуткие, любящие и легко ранимые существа. Их можно легко обрадовать и также расстроить. Мягко и с любовью воспитывая детей при помощи нежных слов и действий, матери могут крепко привязать их к себе. Но они совершают большую ошибку, проявляя суровость и строгость к детям. Чтобы в семье был порядок, необходимо вести себя ровно, спокойно и бесстрастно управлять делами. Спокойно говорите то, что вы хотите сказать, действуйте осмотрительно и не уклоняйтесь на деле от того, что вы высказали. (Свидетельства для Церкви, т. 3, стр. 532).
Родителям не следует забывать свои детские годы, то, как они стремились тогда к сочувствию и любви и какими несчастными себя ощущали, когда их бранили и разговаривали с ними раздраженно. Им надо снова помолодеть в душе и постараться понять нужды и потребности детей. Однако родителям следует не только с любовью, но и с достаточной твердостью требовать от своих детей послушания. Слово родителей должно безоговорочно исполняться. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 388).
Непостоянство в управлении семьей приносит большой вред, и это фактически так же плохо, как и отсутствие руководства вообще. Часто задают вопрос: почему дети религиозных родителей так часто бывают упрямыми, непокорными и недисциплинированными? Причина кроется в домашнем воспитании. Слишком часто родители разобщены в руководстве своей семьей.
Если родители не сходятся во мнениях, то пусть они избегают присутствия своих детей, пока не будет достигнуто понимание.
Если родители едины в принципах воспитания, то ребенок поймет, что от него требуется. Но если отец словом или взглядом показывает, что не одобряет действий матери, если он думает, что она слишком строга, и считает, что должен противопоставить суровости ласку и снисхождение, то это пагубно для ребенка. Скоро их чадо поймет, что может поступать, как ему нравится. Родители, которые совершают этот грех против своих детей, несут ответственность за гибель их душ. (Христианский дом, стр. 310-315).
Родителям следует прежде всего научиться контролировать самих себя, и только тогда они смогут успешнее контролировать своих детей. Всякий раз, когда родители теряют контроль над собой, говорят и действуют раздраженно, они грешат против Бога. Они должны прежде урезонить своих детей, понятно объяснить им их ошибки, показать им их грех и внушить, что они грешат не только против родителей, но и против Бога. Со смиренным сердцем, полным сострадания и скорби о своих заблудших детях, молитесь с ними прежде, чем наказывать их. Тогда ваше наказание не вызовет у детей чувства ненависти к вам. Они будут любить вас. Дети увидят, что вы наказываете их не потому, что они вам мешают, и не для того, чтобы выместить на них свою досаду, а из чувства долга, для их же пользы, дабы не позволить им возрастать во грехе. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 398).
Опасность чрезмерной суровости
Во многих семьях детей вроде бы неплохо обучают и дисциплинируют, но когда рушится та система правил, к которой они привыкли, дети оказываются неспособными самостоятельно мыслить, действовать или принимать решения.
Если не приучать молодых самостоятельно мыслить и действовать настолько, насколько позволяют их дарования и склад ума, чтобы таким способом и дальше развивать их мышление, чувство собственного достоинства и уверенность в своих способностях, то даже при самом строгом воспитании они останутся слабы как в умственном, так и в нравственном отношении. И когда им придется самостоятельно жить и действовать в этом мире, они вновь и вновь продемонстрируют, что их воспитывали скорее как животных, но не как людей. Вместо того чтобы направлять их волю, родители и учителя жесткими мерами принуждали их к подчинению.
Родители и учителя, гордящиеся тем, что полностью управляли умом и волей отданных на их попечение мальчиков и девочек, перестали бы хвалиться, если бы проследили будущую жизнь детей, которых они принуждали к послушанию силой или страхом. Такие дети почти совсем не готовы выполнять суровый долг в этой жизни. Когда подобная молодежь выходит из-под опеки родителей и учителей и ей приходится думать и действовать самостоятельно, она почти во всех случаях идет кривыми путями и уступает искушениям. Молодые люди не добиваются успеха, и те же недостатки прослеживаются в их духовной жизни. Если бы открыть наставникам детей и молодежи будущие плоды их ошибочных методов воспитания, они бы изменили их. Учителя, стремящиеся к полному контролю над волей своих учеников, не добиваются больших успехов, хотя какое-то время может казаться, что им многое удается.
Часто они бывают слишком холодны и сдержанны, не проявляют никакого сочувствия к ученикам, а только командуют ими. Такая манера воспитания не завоюет сердца детей и учеников. Если бы преподаватели приблизили к себе учеников, показали им, что любят их, и проявили интерес ко всем их занятиям и даже увлечениям, сами становясь порой как бы детьми среди детей, то сделали бы своих воспитанников очень счастливыми и завоевали бы их любовь, доверие и уважение. Тогда дети намного охотнее признавали бы авторитет родителей и учителей.
С другой стороны, молодым нельзя позволять думать и действовать совершенно независимо от родителей и учителей. Детей надо учить с уважением относиться к суждению опытных людей и подчиняться руководству родителей и учителей. Их надо воспитывать таким образом, чтобы они мыслили так же, как их родители и учителя, и наставлять так, чтобы они вполне сознательно прислушивались к совету старших. В этом случае, когда дети выйдут из-под опеки своих родителей и учителей, их характер не будет подобен трости, ветром колеблемой. (Свидетельства для Церкви, т. 3, стр. 132-135).
Позволять детям расти невеждами — это грех
Некоторые родители, не сумевшие дать детям религиозного образования, пренебрегают также и обучением детей в школе. Но ни тем, ни другим не следует пренебрегать. Сознание детей деятельно, и если оно не поглощено физическим трудом или не занято учебой, оно открыто для дурного влияния. Родители согрешат, если их дети вырастут невеждами. Им следует снабжать детей полезными и интересными книгами, учить их трудиться, выделять время для физического труда, а также для чтения и обучения. Родители должны стремиться облагораживать мысли своих детей и развивать их умственные способности. Разум, предоставленный сам себе и лишенный необходимых упражнений, чаще всего формируется низким, похотливым и испорченным. Сатана использует этот удобный случай и заполняет праздные умы своими мерзкими мыслями. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 398, 399).
Труд матери начинается с младенческого возраста ее ребенка. Ей следует подчинять себе волю и нрав ребенка и учить его послушанию. Когда малыш подрастает, не следует расслабляться. Каждая мать должна находить время убеждать своих детей, исправлять их ошибки и терпеливо направлять их на путь праведный. Родителям-христианам следует твердо знать, что они наставляют и готовят своих сыновей и дочерей быть детьми Божьими. Наставления, полученные в детстве, влияют на весь религиозный опыт человека и формируют его характер. Если воля ребенка не подчинена воле родителей, если он им не послушен, в дальнейшем учить его будет чрезвычайно сложно. Какая жестокая борьба, какие конфликты сопровождают подчинение строптивой воли требованиям Бога! Родители, пренебрегающие этим важным трудом, совершают великую ошибку и грешат против своих несчастных детей и против Бога. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 390, 391).
Родители, если вы не дадите своим детям правильного воспитания, дать которое поручил вам Бог, то вы ответите перед Ним за последствия. Печальные последствия проявят себя в полной мере. Как чертополох, растущий свободно в поле, приносит обильный урожай себе подобных, так и грехи, являющиеся следствием вашей халатности, погубят всех, оказавшихся в сфере их влияния. (Воспитание детей, стр. 115).
Проклятие Божье обязательно постигнет неверных родителей. Они не только сеют тернии, которые будут ранить их самих в этой жизни, но им придется ответить за свою неверность, когда начнется небесный суд. Многие дети восстанут в день суда и осудят родителей за то, что те не сдерживали их дурных порывов, и обвинят их в своей гибели. Ложное сочувствие и слепая любовь заставляют родителей оправдывать проступки детей, не обращать на них внимания и не исправлять их. В результате дети гибнут, и кровь их будет взыскана с неверных родителей. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 219).
Вред от праздности
Мне было показано, что зачастую грех проистекает от праздности. Люди, которые заняты активным умственным и физическим трудом, не имеют времени обращать внимание на каждое искушение, предлагаемое врагом, но праздные руки и умы всегда готовы подпасть под контроль сатаны. Сознание, не занятое должным образом, останавливается на неподобающих вещах. Родители обязаны учить своих детей, что праздность — это грех. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 395).
Самый верный способ сделать детей несчастными — это освободить их от всякого бремени, позволить им вести пустую, бесцельную жизнь, не заставлять их делать ничего или предоставлять заниматься только тем, что им нравится. Детские умы очень восприимчивые и живые, поэтому если детей не занимать тем, что хорошо и полезно, то они неизбежно обратятся к тому, что плохо. Это справедливо, что им необходим отдых. Но также справедливо, что их нужно приучать работать, регулярно посвящать часы физическому труду, а также чтению и занятиям. Следите за тем, чтобы их занятия соответствовали их возрасту и чтобы они черпали свои знания из полезных и интересных книг. (Христианский дом, стр. 284).
Дети часто с энтузиазмом берутся за какое-то дело, но оно быстро им надоедает или оказывается не по плечу. Тогда они бросают начатое и хватаются за что-то другое. Таким образом, они могут браться за реализацию разных затей, но, испытав небольшое разочарование, отказываться от них. Они переходят от одного рода занятий к другому и ничего не доводят до конца. Родители не должны допускать, чтобы их детьми двигала любовь к переменам. Им вообще нельзя так много заниматься посторонними делами, чтобы совсем не оставалось времени терпеливо воспитывать развивающиеся детские умы. Несколько ободряющих слов или небольшая, но своевременно оказанная помощь поможет детям пережить разочарование, а удовлетворение, которое они испытают, доведя до конца начатое дело, побудит их трудиться еще усерднее. (Свидетельства для Церкви, т. 3, стр. 147, 148).
Избалованные дети слишком многого хотят от родителей, и когда их ожидания не сбываются, они разочаровываются и падают духом. Такой нрав они будут проявлять в течение всей своей жизни, они будут несчастны, требуя от других поддержки и ожидая, что их не только выслушают, но с ними обязательно согласятся. Но если им начнут противоречить, даже когда такие дети повзрослеют, они будут считать себя оскорбленными. Таким образом, избалованные дети с трудом прокладывают себе путь в мире, с трудом несут свой крест, часто ропща и раздражаясь, потому что ничто в жизни их не устраивает. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 392, 393).
Женщина наносит большой вред себе и семье, если одна выполняет всю работу, к примеру, колет дрова или носит воду, в то время как муж и сыновья сидят у камина и проводят время в приятном общении друг с другом. Бог никогда не желал, чтобы жены и матери были рабынями в своих семьях. Многие матери обременены сверх сил, тогда как дети не приучены брать на себя часть работы по дому. В результате мать преждевременно старится и умирает, оставляя детей как раз в тот момент, когда она им больше всего нужна, чтобы направлять их неопытные шаги. Кто виноват в этом?
Мужьям следует делать все возможное, но обязательно освобождать своих жен от непосильного труда и поддерживать в них дух жизнерадостности. Никогда нельзя позволять детям проводить время в праздности, потому что это быстро входит в привычку. (Свидетельства для Церкви, т. 5, стр. 180).
Родители, ведите своих детей ко Христу
У детей может присутствовать желание поступать правильно, они могут стремиться в сердцах своих быть послушными и добрыми к своим родителям или воспитателям, но им нужна помощь и ободрение со стороны взрослых. Они принимают верные решения, но если не укрепить их принципы религией и если на их жизнь не повлияет обновляющая благодать Божья, он не смогут достичь должного уровня.
Родителям надо удвоить усилия по спасению своих детей. Им следует добросовестно наставлять их, не пускать на самотек их учебу и воспитание. Молодых не следует бросать на произвол судьбы, чтобы они сами учились добру и злу, исходя из того предположения, что, дескать, через некоторое время добро все равно победит, а зло утратит свое влияние. На самом деле зло растет быстрее, чем добро.
Родители, вы должны начинать дисциплинировать сознание своих детей, пока они еще юны, чтобы в конце концов они стали добрыми христианами. Делайте только так, чтобы все ваши усилия были направлены для их спасения. Действуйте так, ибо дети поручены вашему попечению, чтобы, подобно драгоценным камням, сиять в Царстве Божьем. Берегитесь, как бы не убаюкать их над гибельной пропастью ошибочными мыслями о том, что они будто бы еще малы, чтобы отвечать за свои поступки, будто бы они еще не доросли до того, чтобы раскаяться в своих грехах и исповедовать Христа.
Родители должны разъяснить и растолковать своим детям план спасения так, чтобы их юные умы могли постичь его. Дети восьми, десяти или двенадцати лет уже достаточно взрослые, чтобы понимать сущность личных отношений с Богом. Процесс обучения детей не должен быть ориентирован на какое-то будущее время, когда они достаточно повзрослеют, чтобы покаяться и уверовать в истину. Если должным образом наставлять детей, они уже с самой ранней юности в состоянии выработать правильное представление о себе как о грешниках и о пути спасения через Христа. Служители же в большинстве случаев слишком равнодушны к спасению детей, они не обращаются конкретно к каждому так, как должно. Золотая возможность повлиять на сознание детей часто остается неиспользованной (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 396-400).
Отцы и матери! Понимаете ли вы всю важность возложенной на вас ответственности? Понимаете ли вы необходимость оберегать своих детей от дурных, развращающих привычек? Разрешайте вашим детям завязывать только такую дружбу, которая будет оказывать доброе влияние на их характер. Не позволяйте им допоздна гулять, если вы не знаете, где они находятся и что делают. Насаждайте в них принципы нравственной чистоты. Если вы до сих пор не учили их по принципу: заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного, то немедленно приступайте к исполнению своего долга. Со всей серьезностью отнеситесь к своим обязанностям и усердно трудитесь для сей жизни и вечности. Пусть не пройдет даже и один день вашей жизни без того, чтобы вы были внимательны по отношению к детям. Скажите им о том, что вы твердо намерены сделать все, что Бог требует от вас. Предложите им участвовать вместе с вами в этих начинаниях. Приложите все усилия к тому, чтобы искупить ошибки прошлого. Не оставайтесь более в теплом состоянии Лаодикийской церкви. Во имя Господа я обращаюсь к каждой семье и прошу ее занять свое истинное надлежащее положение. Трудитесь над преобразованием церкви в вашем собственном доме. (Свидетельства для Церкви, т. 7, стр. 66, 67).
Не пренебрегайте нуждами ума и души
Мне было показано, что богобоязненные родители, перед тем как дисциплинировать своих детей, должны прежде изучить их темперамент и нрав и стремиться удовлетворить их духовные потребности. Некоторые родители внимательно относятся к материальным нуждам своих детей; они добросовестно и с любовью ухаживают за ними во время болезни и полагают, что тем самым исполняют весь свой долг. Но это серьезная ошибка. Работа родителей с этого только началась. Им надо прежде позаботиться о состоянии ума и души детей. Чтобы исцелить душевную рану, необходимо овладеть определенными методами. У детей бывают не менее тяжкие переживания и огорчения, чем у взрослых. Сами родители не всегда бывают в одном и том же расположении духа. Часто они пребывают в недоумении и растерянности, имея ошибочные взгляды и испытывая ложные чувства. Сатана осаждает их, и они поддаются его искушениям. Они говорят раздражительно и таким тоном, что вызывают гнев у своих детей; иногда они становятся излишне требовательными и вспыльчивыми. Бедные дети заражаются тем же духом, и родители бывают не в состоянии помочь им, потому что сами являются причиной несчастья. Иногда кажется, что все идет наперекосяк. Повсюду царит какая-то раздражительность, и все чувствуют себя подавленными и удрученными. Родители во всем обвиняют своих бедных детей, считая их непослушными и неуправляемыми, худшими детьми на свете, тогда как причина неприятностей в них самих.
Некоторые родители поднимают в доме целую бурю, поскольку теряют самообладание. Вместо того чтобы с любовью попросить детей выполнить то или иное поручение, они грубо приказывают им, ворчат на них и часто незаслуженно упрекают в том, в чем дети не виноваты. Родители, подобным отношением к детям вы лишаете их жизнерадостности и честолюбия. Они выполняют ваши поручения не из любви, а потому, что не осмеливаются ослушаться вас. Их сердце не принадлежит вам. Для них всякое дело становится изнурительным трудом, не приносящим никакой радости. При этом они часто забывают следовать вашим указаниям, что еще больше злит вас и, соответственно, наносит еще больший ущерб детским душам. Повторяются придирки, плохое поведение детей выставляется перед ними в ярких красках; в результате детей охватывает уныние и им уже неважно, угодят они взрослым или нет. Детей поражает дух безразличия, и они ищут удовольствия и развлечения вдали от дома, потому что в семье не находят их. Они связываются с плохой компанией и вскоре становятся такими же испорченными, как худшие из детей мирских родителей.
Не выходите к детям хмурой и мрачной. Если они поддадутся искушению, то впоследствии осознают свою ошибку и раскаются — прощайте их так же охотно, как Отец ваш Небесный прощает вас. С любовью наставляйте их, привязывайте к себе сердечным отношением. Это очень важный момент в жизни детей. Окружающая среда будет воздействовать на них и отдалять их от вас, но вы должны противостоять подобному влиянию. Учите их доверять вам свои секреты. Пусть они рассказывают вам на ухо о своих радостях и переживаниях. Поощряя такую откровенность, вы спасете их от многочисленных ловушек, которые сатана расставил на пути детей, рассчитывая на их неопытность. Не будьте излишне строгими и суровыми со своими детьми; вспомните собственное детство и не забывайте о том, что ваши ребята — всего-навсего дети. Не ожидайте, что они будут во всем совершенными, и не старайтесь сделать их в одночасье зрелыми мужчинами и женщинами. Предъявляя к ним такие завышенные требования, вы потеряете доступ к их сердцам и подтолкнете их к чьему-либо нехорошему влиянию. В этом случае детям может быть нанесен урон еще до того, как вы осознаете грозящую опасность. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 384-387).
Не наказывайте ребенка в гневе
Если ваши дети проявили непослушание, их следует наказать. Прежде чем приступить к наказанию, уединитесь, попросите Господа смягчить и покорить сердца ваших детей и дать вам мудрость правильно поступить в конкретном случае. Я не знаю ни единого случая, когда бы этот метод подвел. Вы не поможете ребенку понять духовное, если сердце кипит гневом.
Вы должны исправлять ваших детей в любви. Не позволяйте им своевольничать, не дожидайтесь, пока вы выйдете из себя и накажите их. Такое поведение только способствует злу, а не исправляет его.
Проявлять раздражение к ошибающемуся ребенку — значит увеличивать зло. Подобное отношение вызывает в ребенке худшие страсти и побуждает его чувствовать, что вы о нем не заботитесь. Он говорит сам себе, что вы не поступили бы с ним так, если бы по-настоящему заботились о нем.
Неужели вы думаете, что Бог не обращает внимания на то, как вы обращаетесь с детьми? Он знает, какими благословенными могли бы быть результаты, если бы, исправляя, вы стремились приобрести, а не оттолкнуть. (Воспитание детей, стр. 244, 245).
Важность неукоснительной честности с детьми
Родители обязаны быть образцом правдивости и свой пример ежедневно запечатлевать в сердце ребенка. Во всех жизненных делах родителями должен управлять неизменный принцип, особенно при воспитании и обучении детей. «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его».
Мать, если ей недостает проницательности и она не подчиняется Божьему водительству, может воспитать своих детей только обманщиками и лицемерами. Эти взлелеянные черты характера способны так укорениться, что ложь станет столь же естественной для них, как дыхание. Притворство будет приниматься за искренность и неподдельность.
Родители, никогда не кривите душой, никогда не лгите и не подавайте плохого примера. Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли честными, будьте честны сами. Будьте искренни и постоянны. Нельзя даже на йоту уклоняться от правды. Поскольку матери привыкли уходить от прямого ответа и быть нечестными, дети следуют их примеру.
Очень важно, чтобы во всех мелочах жизни матери проявлялась честность. Важно также учить мальчиков и девочек ни в малейшей степени не кривить душой и никого не обманывать. (Воспитание детей, стр. 151, 152).
Важность воспитания характера
Бог поручил родителям работу по формированию характера их детей по Божественному образцу. Посредством Его благодати они могут решить эту задачу, но от родителей потребуется терпеливое, старательное усилие, а также твердость и решительность, чтобы руководить волей и сдерживать страсти. Поле, оставшееся без ухода, произведет только тернии и колючки. Желающий получить хороший урожай вначале должен приготовить почву, посеять семя, затем рыхлить и удобрять землю вокруг молодых ростков, выдергивать сорняки, и лишь после стольких трудов прекрасные растения зацветут и обильно вознаградят человека за заботу и труд. Формирование характера — самая важная работа, когда-либо доверенная человеку, и никогда прежде тщательное исследование этого вопроса не было столь важным, как в наше время. Ни одному из предыдущих поколений не приходилось решать такие важные задачи, никогда прежде молодые люди не подвергались большим опасностям, чем сегодня. (Воспитание детей, стр. 169).
Крепость характера складывается из двух качеств — силы воли и самообладания. Многие молодые люди ошибочно принимают взрывные, необузданные страсти за силу характера, но истина заключается в том, что человек, которым управляют страсти, на самом деле слаб. Настоящее величие и благородство человека измеряется силой чувств, которые он подавляет и усмиряет, а не силой чувств, владеющих им. Самый могучий человек — это тот, кто, будучи легко ранимым и чувствительным к оскорблениям, тем не менее обуздывает свои страсти и прощает своих врагов. Такие люди — истинные герои.
У многих молодых людей настолько скудные представления о своем будущем, что они навсегда остаются духовными карликами и ограниченными людьми, тогда как если бы они использовали данные им от Бога способности, то могли бы развить благородный характер и завоевывать души для Христа своим примером и влиянием. Знание — это сила; но большой интеллектуальный потенциал без сердечной доброты — это сила ко злу.
Бог наделил нас многими умственными и нравственными способностями, но человек в значительной мере сам формирует свой характер. Каждый день возводится это здание. Слово Божье наставляет нас смотреть, как мы строим, и проявлять осторожность, дабы наш дом имел основание на вечной Скале. Наступает время, когда выявится дело каждого, каково оно есть. Сейчас самое время всем развивать данные Богом способности, формировать цельный характер для этой земной жизни и для более возвышенной будущей жизни.
Каждый наш поступок, каким бы незначительным он ни казался, оказывает влияние на развитие характера. Добрый характер драгоценнее земного имущества, и его формирование — самое благородное дело, которым люди могут заниматься.
Характер, формирующийся под влиянием обстоятельств, изменчив, непостоянен и крайне противоречив. У людей с таким характером нет возвышенных целей в жизни. Они не оказывают облагораживающего влияния на окружающих, ведут бесцельную жизнь и не имеют духовной силы.
Небольшой отрезок жизни, отпущенный нам здесь, на земле, нужно использовать максимально мудро. Бог хочет, чтобы Его Церковь была живой, трудящейся и преданной Ему. Но наш народ в целом как тело далек сейчас от этого идеала. Богу нужны сильные, мужественные души, деятельные и живые христиане, следующие за истинным Эталоном и оказывающие решительное влияние в пользу Бога и правды. Господь доверил нам самые важные и торжественные истины, и нам необходимо продемонстрировать всему миру то могучее влияние, которое они оказывают на нашу жизнь и характер. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 656, 657).
Личный опыт
Некоторые матери непостоянны в своем отношении к детям. Они то потакают их любому желанию, нанося им вред, то наотрез отказывают в невинных удовольствиях, способных сделать ребенка очень счастливым. Поступая так, матери не подражают Христу, ибо Христос любил детей, Он понимал их переживания, сочувствовал им в их испытаниях и разделял с ними их радость. (Служение исцеления. С.389, 390).
Когда дети будут просить разрешения пойти в какую-то компанию или принять участие в каком-то увеселительном мероприятии или развлечении, скажите им: «Я не могу позволить вам идти туда, дети; садитесь здесь, и я скажу вам, почему. Я совершаю дело для вечности и для Бога. Бог дал мне вас и доверил вас моему попечению. Для вас я занимаю место Бога, дети мои, поэтому я должна следить за вами, ведь я обязана дать отчет в день Господний. Разве вы хотите, чтобы против имени вашей матери в небесных книгах было записано, что она не исполнила свой долг в отношении своих детей и позволила врагу войти и занять место, которое должна занимать она? Дети, я хочу рассказать вам о правильном пути, и после этого, если вы отвернетесь от своей матери и ступите на путь зла, то ваша мать останется чиста, но вы должны будете страдать за свои грехи».
Так я говорила со своими детьми, и прежде, чем я успевала закончить, у них выступали слезы и они говорили: «Ты не помолишься за нас?» И я никогда не отказывалась молиться за них. Я преклоняла колени рядом с ними, и мы вместе молились. После этого я уходила и всю ночь, пока на небе не появлялось солнце, молила Бога, чтобы Он разрушил чары врага и я могла одержать победу. Хотя это и стоило мне ночного бдения, все же я чувствовала себя щедро вознагражденной, когда дети обвивали руками мою шею и говорили: «О, мамочка, мы так рады, что ты не позволила нам идти туда, куда мы собирались. Теперь мы видим, что это было неправильное решение».
Родители, так должны поступать и вы, как если бы это являлось вашим намерением. Вы должны исполнять это, если хотите сберечь своих детей для Божьего Царства. (Христианский дом, стр. 528, 529).
Вы никогда не сможете дать молодежи в этой стране, как и в прочих, правильное воспитание, если не удалите ее подальше от крупных городов. Обычаи и нравы, царящие в городах, делают разум молодых людей непригодным для восприятия истины. (Основы христианского воспитания, стр. 312).
Родители нуждаются в Божьем водительстве
Вы не можете безнаказанно пренебрегать правильным воспитанием своих детей. Их порочные характеры будут свидетельствовать о вашей неверности. Пороки, на которые вы не обращаете внимания и не стремитесь исправлять — грубые, резкие манеры, неуважение и непослушание, праздность и невнимательность, вошедшие в привычку, — опозорят ваше имя и наполнят вашу жизнь горестью. Судьба ваших детей во многом зависит от вас. Если вы не выполните свой долг, то они могут оказаться в рядах врага и стать его приспешниками в деле истребления заблудших душ; с другой стороны, если вы будете добросовестно воспитывать их, если своей жизнью будете подавать им благочестивый пример, то сможете привести их ко Христу, а они, в свою очередь, повлияют на окружающих, и таким образом многие будут спасены через вас. (Свидетельства для Церкви, т. 7, стр. 66).
Бог рекомендует нам быть простыми с нашими детьми. Мы склонны забывать, что у детей нет нашего преимущества долгих лет обучения. Если малыши не поступают в соответствии с нашими представлениями, мы тут же решаем, что они заслуживают нагоняя. Но это не улучшит дела. Приведите их к Спасителю и все расскажите Ему, а затем верьте, что на них будет покоиться Его благословение. (Воспитание детей, стр. 287).
Детям следует уважать и почитать час молитвы. Перед тем как уйти на работу, вся семья должна собраться, и отец (а в его отсутствие мать). обязаны горячо молиться, чтобы Бог хранил их в течение дня. Придите в смирении, с сердцем, полным нежности, и с осознанием искушений и опасностей, стоящих перед вами и вашими детьми. Верою принесите их к алтарю и вымолите для них защиту Господню. Ангелы-хранители позаботятся о детях, посвященных таким образом Богу. Долг родителей-христиан состоит в том, чтобы утром и вечером ревностной молитвой и стойкой верой создать ограду вокруг своих детей. Они должны терпеливо наставлять их, доброжелательно и неустанно учить, как жить, чтобы угодить Богу. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 397, 398).
Учите своих детей, что у них есть преимущество каждый день получать крещение Святым Духом. Пусть Христос обретет в вас Своих помощников, исполняющих Его намерения. Благодаря молитве возможно получить такой опыт, который увенчает ваше служение своим детям несомненным успехом. (Советы родителям, учителям и студентам, стр. 131).
Невозможно переоценить силу молитвы матери. Та, которая преклоняет колени рядом с сыном и дочерью и с молитвой ведет их через все превратности детства, через опасности юности, не узнает вплоть до суда, какое влияние оказали ее молитвы на жизнь детей. Если мать связана верой с Сыном Божьим, то ее любящая рука может уберечь сына от искушения, сдержать дочь от потворства греху. Когда страсти сражаются за господство в детских сердцах, то сила любви, сдерживающее, ревностное, непреклонное влияние матери может сохранить душу на правильном пути. (Христианский дом, стр. 266).
Честно исполнив свой долг перед детьми, представьте их Богу и просите Его помочь вам. Скажите Ему, что со своей стороны вы сделали все, а затем с верой просите Бога выполнить Его роль в том, что вам не под силу. Просите Его смягчить характер детей, сделать их нежными и мягкими посредством Святого Духа. Он услышит ваши молитвы. Он будет рад ответить на них. Через Свое Слово Он обязал вас исправлять ваших детей, «не отступать перед их криком», и к Его Слову необходимо прислушиваться. (Воспитание детей, стр. 256, 257).
Учите уважению и вежливости
Проявляя уважение к Божьим представителям — служителям, учителям и родителям, призванным говорить и действовать от Его имени, — мы почитаем Его. Бог особенно ценит, когда мы с искренним уважением относимся к пожилым людям. Он говорит о них: «Венец славы — седина, которая находится на пути правды» (Притч. 16:31). Только старики могут рассказать нам о былых сражениях и одержанных победах, о перенесенных тяготах и стойкости перед искушениями. Их седина поведает нам об утомленных, чей отдых близок, о местах, которые скоро будут пустовать. Внушайте детям с вежливостью относиться к ним, и они уровняют путь престарелых своей чуткостью и уважением и достигнут благословения и успеха в своей молодой жизни, так как следовали повелению: «Пред лицом седого вставай, и почитай лицо старца» (Лев. 19:32). (Воспитание стр. 244).
Вежливость также является одним из даров Духа и должна являть себя в жизни каждого человека. Она обладает способностью смягчать сердца людей, которые без нее становятся грубыми и черствыми. Те, кто называют себя последователями Христа, но в то же время проявляют грубость, неучтивость и невежливость, ничему не научились от Него. Их искренность и верность могут быть безупречны, но и эти качества не могут возместить отсутствие доброты и вежливости. (Пророки и цари, стр. 237).