Библиотека soteria.ru
Советы для церкви
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 19386 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 37. Христианское воспитание
Мы быстро приближаемся к последнему кризису в истории этого мира, и поэтому нам важно понимать, что образование, предлагаемое нашими школами, должно отличаться от образования, получаемого в школах этого мира. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 56).
Наши представления о воспитании слишком поверхностны и ограниченны. Весьма и весьма насущным в связи с этим представляется расширение сферы наших знаний в этой области, установка более высоких целей. Правильное воспитание вбирает в себя намного больше, чем просто определенный курс обучения. Это значительнее, чем только подготовка к жизни. Воспитание должно охватывать все стороны человеческой личности и определять всю жизнь человека. Правильное воспитание предполагает гармоничное развитие физических, умственных способностей человека с ранних лет его жизни, а также духовное развитие. Правильное воспитание подготавливает каждого к радостному служению в этом мире и еще более отрадному и высокому служению в жизни вечной. (Воспитание, стр. 13).
Воспитание и искупление — в высочайшем смысле одинаковые понятия, так как в воспитании, как и в искуплении, «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (Воспитание, стр. 30).
Великое назначение получаемого образования и воспитания состоит в том, чтобы вновь привести человека в гармонию с Богом, дабы его духовная природа была возвышена и облагорожена, и он снова мог отражать образ Творца. Эта работа настолько важна, что Спаситель оставил небесные дворы и лично пришел на землю, чтобы научить людей тому, как приготовить себя к жизни высшей. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 49).
Весьма легко уклониться к мирским планам, методам и обычаям и совсем не думать о времени, в которое мы живем, или о великой работе, которую необходимо совершить, а ведь именно так делали люди во дни Ноя. Существует постоянная опасность, что наши учителя будут заострять свое внимание на одних и тех же темах, как это делали иудеи, сообразуясь с обычаями, привычками и традициями, которых Бог не устанавливал. Многие упорно и настойчиво цепляются за старые обычаи и любят разбираться в том, что не является жизненно важным, как будто их спасение зависит от второстепенных вещей. Поступая таким образом, они пренебрегают особой Божьей работой и дают учащимся несовершенное, неправильное образование. (Свидетельства для Церкви, т. 6, стр. 150, 151).
Нам нужны мужчины и женщины, которые имели бы качества, необходимые для работы в церквах и для обучения нашей молодежи особому служению, благодаря которому души смогут увидеть Христа. Организованные нами школы должны ставить перед собой эту цель и не следовать примеру школ, организованных другими конфессиями, или мирских школ и колледжей. Им надлежит преследовать гораздо более высокие цели, они не должны порождать или поощрять безбожие и неверие. Учащихся нужно учить практическому христианству, а наивысшим и самым важным учебником в этих школах должна считаться Библия. (Основы христианского воспитания, стр. 231).
Обязанность церкви
Ночью я находилась в большом собрании, где все присутствующие обсуждали проблемы образования. Многие высказывали возражения против изменения системы образования, существовавшей многие десятилетия. Некто, бывший долгое время нашим Наставником, разговаривал с людьми. Он сказал: «Вопрос образования должен интересовать все общество адвентистов седьмого дня. Решения о характере нашей школьной работы нельзя полностью оставлять на усмотрение директоров и учителей». (Свидетельства для Церкви, т. 6, стр. 162).
Церковь призвана выполнять особую работу, касающуюся образования и воспитания ее детей, дабы они, посещая школу или другие наши учреждения, не подвергались влиянию людей с испорченными наклонностями. Мир полон беззакония, ибо не принимает во внимание требования Божьи. Города становятся похожи на Содом, и наши дети ежедневно сталкиваются со многими пороками. Те из них, кто посещают общественные школы, часто общаются с совершенно заброшенными детьми, которых обучает и воспитывает не школа, а улица. Сердца молодых весьма восприимчивы, и если они находятся в дурном окружении, то сатана постарается использовать заброшенных, уличных детей, чтобы оказывать плохое влияние на хорошо воспитанных ребят. Таким образом, прежде чем родители, соблюдающие субботу, узнают о совершившемся зле, уроки порочности будут уже усвоены детьми и растлят их души.
Многие семьи, желая дать образование своим детям, переезжают в места, где основываются наши крупные школы, но им было бы лучше служить Господу, оставаясь на прежних местах жительства. Им надо побуждать церковь, членами которой они являются, основывать церковную школу, и уже в ее стенах их дети могли бы получить всестороннее практическое христианское образование. Было бы гораздо лучше для родителей, детей и для дела Божьего, если бы они остались в меньших церквах, где нужна их помощь, вместо того чтобы переезжать в более крупные церкви, где по причине того, что они никому не нужны, они будут подвергаться постоянному искушению впасть в духовную бездеятельность.
Всюду, где есть хотя бы несколько человек, соблюдающих субботу, родителям надо объединить свои усилия и предусмотреть место для дневной школы, где их дети могли бы получить образование. Им следует нанять учителя-христианина, который как посвященный миссионер будет воспитывать детей таким образом, чтобы из них также вырастали миссионеры. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 173, 174).
Мы имеем торжественный, священный договор с Богом воспитывать наших детей для Него, а не для мира, учить их вверять себя не миру, но любви и страху Божьему и соблюдать Его заповеди. Детям надо внушить, что они созданы по образу Творца и что Христос является Примером, которому они обязаны следовать. Самое серьезное внимание должно быть уделено образованию, которое даст познание спасения и преобразует жизнь и характер по Божественному подобию. (Свидетельства для Церкви, т. 6, стр. 126).
Бог желает, чтобы для восполнения нехватки работников в разных странах создавались образовательные центры, где подающие надежду студенты могли бы научиться практическим отраслям знания и библейским истинам. Когда эти люди будут принимать участие в работе, они придадут положительный характер делу настоящей истины на новых полях. Они пробудят интерес среди неверующих и будут помогать освобождению души от рабства греха. Самых лучших учителей надо посылать в разные страны, где планируется создание школ для христианского образования. (Свидетельства для Церкви, т. 6, стр. 137).
Как Церковь и как отдельные верующие, если мы хотим сохранить ясность суждения, нам необходимо предпринять больше усилий для обучения нашей молодежи, дабы они могли лучше подготовиться к труду в различных отраслях того великого дела, которое вверено в наши руки. Мы должны составлять мудрые планы, дабы укрепить, дисциплинировать и облагородить изобретательный ум тех, кто обладает талантами, чтобы служение Христово не остановилось из-за недостатка умелых работников, ревностно и верно исполняющих свое дело. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 43).
Моральная поддержка наших учреждений
Отцам и матерям надо сотрудничать с учителем, ревностно трудясь для обращения своих детей. Пусть они стараются в своем доме поддерживать неослабный, свежий и здоровый духовный интерес и воспитывать детей в учении и наставлении Господнем. Они должны ежедневно посвящать часть времени занятиям и учиться вместе со своими детьми. Так они могут сделать время образования полезным и приятным, и их уверенность в этом методе будет возрастать по мере того, как они будут стремиться спасти своих детей. (Свидетельства для Церкви, т. 6, стр. 199).
Некоторые учащиеся возвращаются домой с жалобами и ропотом, а родители и члены Церкви внимательно выслушивают их преувеличенные, односторонние рассказы. Им было бы неплохо вспомнить, что у каждой медали есть две стороны, но вместо этого родители позволяют таким искаженным сообщениям становиться барьером между ними и колледжем. Затем они начинают выражать страхи, сомнения и подозрения относительно того, как осуществляется руководство колледжем. Такое влияние причиняет большой вред. Выражение недовольства распространяется подобно заразной болезни, и произведенное на людей впечатление бывает очень трудно изгладить. С каждым повтором история обрастает все более невероятными подробностями, пока не раздувается до гигантских размеров, тогда как расследование показывает, что в действительности преподаватели или профессора не допустили никакого промаха. Они просто выполняли свой долг по наведению порядка в учебном заведении, следя за соблюдением всех правил; если бы они этого не делали, то нравственная атмосфера в колледже могла бы стать невыносимой.
Если бы родители поставили себя на место преподавателей и поняли, как им нелегко поддерживать дисциплину и управлять учебным заведением, в котором обучаются сотни учащихся всех сословий и самого разного склада ума, то, хорошенько подумав об этом, они бы по-другому смотрели на все эти вещи. Им следует принять во внимание, что некоторых детей совершенно не воспитывают дома. Поскольку их все время баловали и никогда не приучали к послушанию, то было бы полезно для их же блага отлучить их на время от неблагоразумных родителей и подвергнуть самым суровым ограничениям и муштре, как солдат в армии. Если что-то не предпринять для этих детей, которых неверные Богу родители так печально запустили, Иисус никогда не сможет принять их; если их не подчинить жесткой дисциплине и своевременно не обуздать, они окажутся совершенно непригодными для этой жизни и не будут иметь участия в будущей. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 428,429).
Многие отцы и матери заблуждаются, не желая поддерживать усилия верного учителя. Молодежь и дети с их незрелым восприятием и неразвитым суждением не всегда способны понять все намерения и методы учителя. Тем не менее, когда они сообщают дома о том, что было сказано и сделано в школе, родители начинают обсуждать все это в семейном кругу и безудержно критиковать образ действий учителя. И таким образом дети усваивают уроки, которые им будет очень трудно забыть. Всякий раз, когда их подвергают непривычным для них ограничениям или требуют от них приложить больше усилий в учебе, они обращаются к своим неразумным родителям за сочувствием и поблажками. В результате родители взращивают у них дух возмущения и недовольства, школа в целом страдает от этого разлагающего влияния и труд учителя становится еще более обременительным. Но самый большой ущерб претерпевают жертвы родительской недальновидности. Изъяны характера, которые можно было бы исправить надлежащим воспитанием, остаются при них и с годами усугубляются, нанося ущерб, порой непоправимый, их полезности для дела Божьего. (Основы христианского воспитания, стр. 64,65).
Учителя, ведомые Богом
Господь сотрудничает с каждым посвященным учителем, и ради его собственного блага ему следует понимать это. Наставники, которые пребывают под руководством Божьим, получают от Святого Духа благодать и истину и свет, чтобы передавать их детям. Им оказана честь трудиться под руководством величайшего Учителя, Которого когда-либо знал мир, и им никак не к лицу проявлять недобрый дух, произнося резкие раздражительные слова! Поступая так, они увековечат в детях свои собственные недостатки.
Через Своего Духа Бог будет общаться с душой. Исследуя Слово, молитесь: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Когда учитель будет в молитве полагаться на Бога, тогда Дух Христа снизойдет на него и Бог посредством Святого Духа будет влиять через него на разум учащегося. Святой Дух наполнит разум и сердце надеждой, мужеством и библейскими образами, которые он затем передаст учащемуся. Слова истины обретут такую широту и полноту значения, о котором он никогда не помышлял. Красота и достоинство Слова Божьего оказывают преобразующее влияние на ум и характер людей; искры небесной любви коснутся сердец детей и вдохновят их на добрые дела. Мы сможем привести ко Христу сотни и тысячи детей, если будем трудиться ради них. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 171, 172).
Прежде чем человек сможет стать действительно мудрым, ему необходимо осознать свою зависимость от Бога и исполниться Его мудростью. Бог является источником как умственных, так и духовных сил. Величайшие мужи, которые достигли так называемых удивительных высот в земных науках, не могут сравниться с возлюбленным Иоанном или с апостолом Павлом. Высочайший уровень развития личности достигается только тогда, когда умственные силы соединяются с духовными. Тех, кто сделает это, Бог сможет принять как Своих соработников в деле формирования ума. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 66).
Наиболее важная работа, которую сегодня необходимо совершить нашим образовательным учреждениям, заключается в том, чтобы подать миру пример, который прославит Бога. Святым ангелам поручено управлять этой работой через людей, и каждая ее составляющая должна быть отмечена высоким качеством и нести печать Божественного одобрения. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 57).
Качества, необходимые школьному учителю
Назначьте на должность директора школы сильного человека, чтобы крепкое физическое здоровье служило ему хорошим подспорьем в нелегком труде воспитателя. Такой человек должен обладать необходимыми навыками, чтобы воспитывать в учениках привычку к порядку, аккуратности и трудолюбию. Чем бы вы ни занимались, делайте свою работу тщательно и основательно. Если вы будете прилежными в преподавании основ знания, тогда многие из ваших студентов смогут отправиться прямо на поля, совершая труд книгонош и евангелистов. Не следует думать, что все работники должны иметь углубленное образование. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 213, 214).
Выбирая учителей, нам следует принимать все меры предосторожности, сознавая, что это столь же серьезное дело, как и выбор людей для служения. Отбор должны производить умудренные люди, способные разбираться в характерах, так как нам необходимы самые лучшие таланты, чтобы воспитывать и формировать умы молодых и успешно проводить работу во многих направлениях. В этом главная задача учителей, работающих в наших церковных школах. Никто из людей, обладающих примитивным или ограниченным умом, не должен руководить ни одной из этих школ. Не ставьте над детьми молодых и неопытных учителей, у которых нет руководящих способностей, так как их усилия могут привести к хаосу. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 174, 175).
Не стоит принимать на работу учителя, если он не засвидетельствовал на деле и в испытании, что любит Бога и боится Его оскорбить. Если учителя учатся у Бога, если они ежедневно посещают уроки в школе Христа, то они будут трудиться по Его примеру. Они будут побеждать со Христом, ибо велика ценность каждого ребенка и каждого молодого человека. (Основы христианского воспитания, стр. 260).
Привычкам и принципам учителя нужно придавать большее значение, чем даже его профессиональной квалификации. Дабы оказывать положительное влияние на учащихся, он должен в совершенстве владеть собой и его сердце должно быть преисполнено любви к ученикам, которая будет видна в его взглядах, словах и делах. (Основы христианского воспитания, стр. 19).
Преподаватель всегда должен вести себя, как благородный христианин. Ему всегда нужно быть для своих учеников другом и советчиком. Если бы все наши люди — преподаватели, служители и рядовые члены — развивали в себе дух христианской вежливости, они бы гораздо быстрее находили доступ к сердцам и намного больше людей испытывали бы побуждение исследовать и принять истину. Когда каждый учитель, забывая о себе, начнет проявлять чувство глубокой заинтересованности в успехе и процветании своих учеников, понимая, что они являются Божьей собственностью и что ему предстоит дать отчет за то влияние, которое он оказывал на их ум и характер, тогда у нас появится такое учебное заведение, в котором будет приятно находиться ангелам. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 93,94).
Нашим церковным школам нужны учителя, имеющие высокие моральные качества, такт и терпение, ходящие с Богом и воздерживающиеся от зла во всех его проявлениях, здравые в вере. Таким людям можно доверять.
Преступно ставить над маленькими детьми учителей, гордых и лишенных чувства любви. Учитель подобного склада причинит великое зло детям, характеры которых быстро формируются. Если учителя непокорны Богу, если они не имеют любви к детям, находящимся под их руководством, или если они оказывают лицеприятие тем, кто угождает им, и проявляют безразличие к менее привлекательным, беспокойным и нервным детям, то их не следует приглашать на работу, потому что в результате их труда души будут потеряны для Христа. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 175, 176).
Если учитель не осознает нужду в молитве и не смирит свое сердце перед Богом, он упустит из виду саму суть образования. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 231).
Едва ли можно переоценить важность физического соответствия учителя, ибо, чем лучше его здоровье, тем лучше будет его труд. Ум не сможет ясно рассуждать и выдерживать нагрузки, если физические силы ослаблены немощью или болезнью. Душевные силы тесно связаны с умственными; однако, если вследствие слабого физического здоровья ум теряет свою силу, тогда путь к высшим чувствам и побуждениям в определенной мере затрудняется и способность учителя отличать добро от зла снижается. Когда у человека плохое здоровье, тогда нелегко проявлять терпение и радость или действовать честно и справедливо. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 177).
Роль Библии в христианском воспитании
Как средство развития мышления Библия является более эффективной, чем любая другая книга или все книги вместе. Величие и обширность ее тем, облагораживающая простота ее изречений, красота ее образов оживляют и возвышают мысли, как ничто другое. Никакое другое учение не может дать столько мыслительной энергии, сколько дает изучение изумительных истин Божественного откровения. Разум, соприкасающийся с мыслями Вечносущего, не может не расширяться и не укрепляться.
Еще большее влияние оказывает сила Библии на развитие нашей духовной природы. Человек, сотворенный для общения с Богом, может обрести настоящую жизнь и гармоничное развитие только в общении с Ним. Созданный для того, чтобы найти в Боге высшую радость, он ни в чем другом не может найти того, что могло бы успокоить страстные желания его сердца, удовлетворить голод и жажду души. Тот, кто искренно и прилежно изучает Слово Божье, стремясь понять его истины, тот соприкасается с его Автором, и для него не существуют более, если он сам того не захочет, ограничения для дальнейшего развития. (Воспитание, стр. 124, 125).
Пусть более важные отрывки из Писания, связанные с уроком, будут запечатлены в памяти не как задание, но как великое преимущество. И если поначалу память будет с изъяном, то со временем она наберет силу благодаря постоянным упражнениям, и вы будете с радостью складывать у себя в сознании драгоценные слова истины. И эта привычка окажет самое благотворное влияние на ваш духовный рост. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 137).
Опасно отдавать детей в школу в слишком раннем возрасте
У природы учились обитатели Едема, Моисей различал Божий почерк в аравийских горах и долинах, а Иисус, когда был ребенком, слушал Божий глас на склонах гор, окружавших Назарет. Наши дети тоже могут общаться с Богом. Видимое открывает невидимое.
Пусть ребенок с ранних лет, насколько это возможно, находится там, где этот чудесный учебник будет перед ним открываться. (Воспитание, стр. 100, 101).
Не отдавайте своих малышей в школу в слишком раннем возрасте. Мать должна проявлять осмотрительность, препоручая формирование души ее ребенка в чужие руки. Родителям надлежит быть первейшими учителями для своих детей, пока те не достигнут восьми- или десятилетнего возраста. Их классной комнатой должен быть открытый воздух, среди цветов и птиц, а их учебником — сокровища природы. Родителям следует открывать перед ними великую книгу природы в той мере, в какой они способны ее постигать. Эти уроки, преподанные в подобном окружении, не скоро будут забыты. (Основы христианского воспитания, стр. 156, 157).
У детей, отправленных в школу в слишком раннем возрасте, опасности подвергается не только физическое и умственное здоровье, они терпят ущерб еще и в нравственном смысле. У них появилась возможность познакомиться с невоспитанными детьми. Они оказались в грубом и жестоком обществе, где лгут, сквернословят, крадут и обманывают и где с удовольствием передают свои порочные знания более юным ученикам. Дети, если их предоставить самим себе, усваивают дурное гораздо быстрее, чем доброе. Дурные привычки более всего соответствуют плотскому сердцу, и то, что они видят и слышат в раннем детстве, глубоко откладывается в их сознании; и злое семя, посеянное в их юных сердцах, пустит корни и станет острыми терниями, ранящими сердца их родителей. (Воспитание детей, стр. 302).
Приучение к повседневным обязанностям
В наше время, как и в дни Израиля, каждый молодой человек должен научиться исполнять обязанности, встречающиеся в повседневной жизни. Каждый должен приобретать какую-либо специальность, посредством которой он мог бы в случае нужды добывать средства на пропитание. Это необходимо не только как ограждение против превратностей, но и как средство физического, умственного и морального воспитания.
В наших школах должно проводиться обучение различным ремеслам. Сюда входит бухгалтерский учет, плотничное дело и все, что связано с фермерским хозяйством. Необходимо сделать соответствующие приготовления для преподавания кузнечного дела, малярного дела, сапожного ремесла, а также для обучения кулинарии, выпеканию хлеба, стирке, штопке, печатанию на машинке и печатному делу. Все наши способности должны быть направлены на обучение этим ремеслам, чтобы студенты вышли отсюда приготовленными к исполнению повседневных обязанностей.
Для студенток есть много видов деятельности, для которых должны быть созданы условия, чтобы они могли получить всестороннее и практическое образование. Их нужно учить портному делу и садоводству. Нужно ухаживать за цветами и сажать клубнику. Таким образом, обучаясь полезному труду, они в то же время будут иметь возможность для здоровых упражнений на свежем воздухе. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 307-312).
Необходимо особенно подчеркивать, какое влияние оказывают наши мысли на состояние всего организма и как наше самочувствие действует на мышление. Электрическая энергия мозга, развиваемая умственной деятельностью, обеспечивает жизнеспособность всему организму и является важнейшим фактором в противостоянии болезни.
В Библии записана истина, точно отражающая взаимосвязь нашего физиологического состояния и духовного. Эту истину нам нужно всегда помнить: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». (Воспитание, стр. 197).
Чтобы дети и подростки были здоровы, жизнерадостны, полны жизненной энергии, чтобы у них хорошо развивались мышцы и мозг, им надо как можно чаще бывать на свежем воздухе и иметь четкий план занятий и отдыха. Дети и подростки, все время сидящие за школьными партами, прикованные к учебникам, никогда не разовьют крепкого телосложения. Умственные занятия без соответствующих физических нагрузок приводят к тому, что кровь приливает к мозгу и кровообращение нарушается. Мозг хорошо снабжается кровью, а конечности — плохо. Для занятий надо отвести определенные часы, а остальное время отводить физическому труду и досугу на свежем воздухе. Если навыки детей в питании, одежде и сне соответствуют законам природы, они смогут получить хорошее образование, не жертвуя при этом здоровьем ума и тела. (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 83).
Величие труда
Нужно помочь детям и подросткам постичь истинное достоинство труда. Обратите их внимание на то, что Бог Сам постоянно трудится. Все в природе выполняет изначально предначертанную ему работу. Действием наполнено все творение, и чтобы исполнить предназначенную нам миссию, мы тоже должны трудиться. (Воспитание, стр. 214).
Физический труд, соединенный с осознанием его полезности, это урок практической жизни, который тем приятнее, что готовит и воспитывает разум и тело для исполнения Божьих замыслов в самых разных сферах служения. (Основы христианского воспитания, стр. 229).
Никто из нас не должен стыдиться работы, какой бы незначительной и унизительной она ни казалась. Труд облагораживает. Все, кто работает головой или руками, — это труженики. И все точно так же исполняют свой долг и отдают должное своей религии, когда стирают белье или моют посуду в столовой, как и тогда, когда приходят на богослужение. Пока руки заняты самым простым и скромным трудом, разум может воспарять к горнему и облагораживаться благодаря чистым и возвышенным размышлениям. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 590).
Часто основной причиной пренебрежительного отношения к физическому труду является небрежное, бездушное к нему отношение. Зачастую люди трудятся по необходимости, не вкладывая в труд свою душу, не испытывая при этом ни чувства собственного достоинства, ни уважения со стороны окружающих. Обучение труду может исправить этот недостаток — сформируются такие качества, как аккуратность, тщательность, тактичность, организованность, стремление экономить время и обдумывать каждый свой шаг. Учащиеся должны не только получить знания по методике труда, но в них должно быть заложено стремление к постоянному совершенствованию. Их целью должно быть стремление доводить свою работу до такого совершенства, какого способны достичь человеческий ум и руки. (Воспитание, стр. 222).
Это грех — позволять детям расти в праздности. Пусть они упражняют члены своего тела и мышцы, даже если это будет утомлять их. Если они не перетруждаются, то как может усталость повредить им больше, чем вам? Существует разница между усталостью и изнеможением. Детям нужно чаще, чем взрослым, менять занятия и отдыхать; но они могут начинать учиться работать с самых ранних лет, и им будет радостно сознавать, что они становятся полезными людьми. Их сон будет сладок после здорового труда, и они восстановят свои силы, чтобы работать на следующий день. (Христианский дом, стр. 289).
Нельзя пренебрегать родным языком
В каждой области знаний можно найти цель, к которой следует стремиться, гораздо более значительную, чем просто стремление получить те или иные знания или специальность. Возьмите, к примеру, язык. Важнее уметь правильно и легко говорить и писать на родном языке, чем владеть иностранными языками, живыми или мертвыми; но никакое обучение, достигнутое путем усвоения грамматических правил, не может сравниться по важности с тем владением языка, какого желает Бог. Этим в огромной степени обусловлено жизненное благополучие или проклятие. (Воспитание, стр. 234).
Труды скептиков, запрещенные Богом
Разве замысел Господа заключается в том, чтобы разум наших детей и молодежи заполнялся ошибочными рассуждениями, неверными принципами и сатанинской софистикой? Следует ли предлагать вниманию учащихся языческие и безбожные идеи как ценное дополнение к имеющимся у них запасам знаний? Труды самого мыслящего скептика — это труды ума, продавшегося на службу врагу. Могут ли те, кто называет себя реформаторами и кто стремится вести детей и молодежь по правильному пути, по которому следует идти искупленным Господом,
предположить, что Бог желает, чтобы они предлагали молодежи для изучения то, что исказит Его характер и представит Его в ложном свете? Стоит ли представлять мнения скептиков и высказывания распутных людей как нечто заслуживающее внимания учащихся только потому, что они принадлежат перу тех, кого мир почитает за великих мыслителей? Должны ли те, кто исповедует веру в Бога, собирать высказывания и мнения этих неосвященных авторов и сберегать их подобно драгоценным камням в сокровищнице своего разума? Ни в коем случае! (Советы родителям, учителям и учащимся, стр. 25, 26).
Результаты христианского воспитания
Подобно тому как дети пели во дворах храма: «Осанна; благословен Грядущий во имя Господне», так и в эти последние дни будут возноситься голоса детей, возвещающие последнюю весть предостережения гибнущему миру. Когда небесные силы увидят, что людям уже не разрешают проповедовать истину, тогда Дух Божий сойдет на детей и они начнут совершать дело возвещения истины, которое старшие работники не смогут выполнить, ибо путь их будет загражден.
Наши церковные школы предопределены Богом, чтобы готовить детей к этой великой работе. Здесь дети должны обучаться особым истинам для этого времени и практической миссионерской работе. Их необходимо призвать в армию работников, чтобы они помогали больным и страдающим. Дети могут принимать участие в медицинской миссионерской работе и своими стараниями способствовать ее продвижению. Их вклад может быть малым, но даже небольшая помощь и слабые усилия приобретут многие души для истины. Благодаря им Божья весть и Его спасающая целебная сила будут открыты всем народам. Пусть же в таком случае церковь несет бремя за агнцев стада. Пусть дети получают образование и подготовку, чтобы совершать служение для Бога, ибо они — наследие от Господа.
Если правильно организовать церковные школы, они станут средством возвышения принципов истины в тех местах, где они созданы, потому что дети, получающие христианское образование, станут свидетелями Христа. Подобно тому как Иисус в храме раскрыл тайны, которые священники и начальники не могли понять, так и в заключительной работе на этой земле дети, правильно образованные, в простоте будут говорить слова, вызывающие удивление у людей, говорящих теперь о «высшем образовании». (Свидетельства для Церкви, т. 6, стр. 202,203).
Мне было показано, что наш колледж был задуман Богом для того, чтобы совершать великое дело спасения душ. Таланты и способности каждого отдельного ученика могут наиболее полно развиться и приносить реальную пользу лишь тогда, когда они полностью подчинятся руководству Духа Божьего. Религиозные принципы и предписания — это первые шаги в овладении знаниями, и они лежат в основе истинного образования. Знание и наука должны быть оживотворены Духом Божьим, чтобы служить самым благородным целям. Только христианин способен правильно пользоваться своими знаниями. Чтобы полностью оценить значение науки, ее нужно рассматривать с религиозной точки зрения.
Сердце, облагороженное благодатью Божьей, способно постичь истинную ценность образования. Качества Бога, явленные в Его творениях, могут быть по достоинству оценены лишь теми, кто знает Творца. Чтобы вести молодых людей к Источнику истины, Агнцу Божьему, Который берет на Себя грехи мира, преподаватели должны быть не только знакомы с теорией истины, но и на личном опыте знать путь к святости. Знание становится силой, когда оно соединено с истинным благочестием. (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 427).
Учащиеся должны поддерживать свою школу
Учащиеся, заявляющие о том, что они любят Бога и повинуются истине, должны в такой степени владеть собой и иметь настолько твердые религиозные принципы, чтобы оставаться непреклонными и верными своему долгу даже под давлением искушений и стоять за Иисуса в колледже, в своих комнатах или вообще где бы то ни было. Религия не должна надеваться, подобно мантии, только лишь в доме Божьем, но религиозный принцип должен характеризовать всю жизнь. Пьющие из Источника жизни не будут, подобно мирским людям, тосковать по переменам и развлечениям. В их поведении и характере будет виден покой, мир и счастье, обретенные в Иисусе, поскольку они ежедневно складывают у Его ног свои неурядицы, заботы и проблемы. Они будут всем своим видом свидетельствовать, что можно испытать довольство и даже радость на пути послушания и долга. Они станут оказывать доброе влияние на своих сверстников, которое будет распространяться по всей школе.
Те, кто составляет эту верную армию, будут подкреплять и ободрять преподавателей и профессоров в их усилиях, не одобряя любую разновидность недобросовестности, раздоров и неуважения к правилам и предписаниям колледжа. Они будут оказывать спасающее влияние, и их дела не погибнут в великий день Божий, но последуют за ними в будущую жизнь; влияние их земной жизни будет сказываться на протяжении нескончаемых веков в вечности. Один серьезный, добросовестный и верный молодой человек в школе — это бесценное сокровище. Небесные ангелы смотрят на него с любовью. Его дорогой Спаситель любит его, и в памятной книге неба будет записано каждое праведное дело, каждое отвергнутое искушение, каждое побежденное зло. Таким образом он будет закладывать доброе основание себе на будущее и крепко держаться вечной жизни.
От христианской молодежи во многом зависит сохранность и долговечность учреждений, задуманных Богом в качестве средств продвижения Его дела. Эта серьезная ответственность ложится на современную молодежь, которая выходит сегодня на арену жизни. Никогда еще, ни в одну эпоху результаты деятельности не зависели от одного поколения людей, поэтому так важно, чтобы молодые люди имели все необходимые качества для выполнения великой работы и чтобы Бог смог использовать их в качестве Своих орудий. Их Создатель предъявляет на них Свои права, которые намного важнее всего остального.
Это Бог дал молодым людям жизнь и все физические и умственные дарования, которыми они обладают. Господь даровал им способности, чтобы они мудро использовали их и чтобы им можно было доверить работу, плоды которой будут такими же долговечными, как сама вечность. Он ожидает, что их благодарность за Его ценные дары выразится в том, что они будут надлежащим образом развивать и упражнять свои умственные и нравственные способности. Он дал им эти способности не для забавы и развлечений, не для того, чтобы они злоупотребляли ими, противясь Его воле и Провидению, но чтобы они использовали их для распространения истины и святости в этом мире. Он рассчитывает на их благодарность, почтение и любовь в ответ на Свою непрестанную доброту и бесконечные милости. Он справедливо требует послушания Своим законам и всем мудрым предписаниям, которые будут сдерживать молодежь, оберегать ее от сатанинских козней и вести по пути мира.
Если бы молодые люди поняли, что, соблюдая законы и уставы наших учреждений, они делают лишь то, что улучшит их положение в обществе, облагородит характер, очистит помыслы и умножит их счастье, они бы не восставали против справедливых | правил и здоровых требований и не помогали бы возбуждать подозрения и предрассудки против этих учреждений. Нашей молодежи нужно быть энергичной и верной, чтобы соответствовать предъявляемым к ней требованиям, и это явится гарантией успеха. Необузданный, безрассудный характер многих молодых людей, живущих в наш безумный век, просто удручает. Большая часть вины ложится на их родителей и семейное воспитание. Без страха Божьего никто не сможет стать по-настоящему счастливым. (Свидетельства т. 4, стр. 432-435).