Библиотека soteria.ru
Советы для церкви
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 19386 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 40. Пища, которую мы едим
Наш организм строится из пищи, которую мы потребляем. Ткани его постоянно разрушаются. Жизненный процесс каждого органа включает в себя расход энергии, который восполняет питание. Любой орган тела требует свою долю питательных веществ. Мозгу нужно дать его порцию, костям, мускулам и нервам необходима своя доля. Это удивительный процесс, в ходе которого пища способствует преобразованию крови; кровь же в свою очередь используется для построения различных частей тела, но этот процесс протекает непрерывно, поддерживая жизнь и силы каждого нерва, мускула и ткани.
Следует выбирать продукты, богатые элементами, необходимыми для подкрепления организма. Аппетит здесь ненадежный советчик. Из-за неправильных привычек в еде аппетит стал извращенным. Он требует еды, ухудшающей здоровье и вызывающей слабость, а не силу. Обычаи, принятые в обществе, тоже не могут быть для нас надежными ориентирами. Преобладающие повсюду болезни и страдания в значительной степени обусловлены широко распространенными заблуждениями относительно питания.
Но не всякая пища, полезная сама по себе, в равной степени отвечает нашим нуждам во всех обстоятельствах. В выборе еды следует проявлять осторожность. Наша еда должна соответствовать времени года, климату, в котором мы живем, и роду наших занятий. Некоторые продукты, пригодные для использования в одно время года или в одном климате, не подходят для другого. Таким же образом людям различных профессий нужна различная пища. Часто еда, способная принести пользу людям физического труда, не подходит людям сидячих профессий или интенсивного умственного труда. Бог дал нам достаточное разнообразие здоровых продуктов, и каждому человеку необходимо выбрать из них те, что опыт и здравый смысл подсказывают ему как наиболее отвечающие его собственным потребностям. (Служение исцеления, стр. 295-297).
Изначальный Божий замысел
Чтобы знать, какие продукты являются наилучшими, мы должны изучить первоначальный Божий план о том, чем питаться человеку. Тот, Кто сотворил человека, и Кто понимает его потребности, указал Адаму перечень продуктов: «Вот, — сказал Он, — Я дал вам всякую траву, сеющую семя… и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Оставив Едем, чтобы добывать себе пропитание, обрабатывая землю, находящуюся под проклятием греха, человек получил разрешение есть также полевую траву (см. Быт. 3:18).
Злаки, фрукты, орехи и овощи составляют набор продуктов, избранных для нас нашим Творцом. Эти продукты, приготовленные, насколько возможно, просто и естественно, являются наиболее здоровой и питательной пищей. Они обеспечивают силу, выносливость и ясность интеллекта, чему не способствует более сложная и возбуждающая пища. (Служение исцеления, стр. 295, 296).
Чтобы поддерживать здоровье, необходимо в достаточной мере питаться хорошей, калорийной пищей. При разумном подходе пищу, наиболее полезную для здоровья, можно найти почти везде. Различные продукты из риса, пшеницы, кукурузы и овса посылаются за границу повсеместно, не являются редкостью также бобы, горох и чечевица. Приготовленные с местными или привезенными фруктами и разнообразными овощами, какие выращивают в каждой местности, блюда из этих круп позволяют составить полноценный рацион без употребления мясных продуктов.
Везде, где по умеренным ценам можно приобрести такие сушеные фрукты, как изюм, чернослив, яблоки, груши, персики и абрикосы, их можно использовать как один из главных элементов питания и в гораздо больших количествах, чем это принято, с наибольшей пользой для здоровья каждого человека, независимо от того, каким трудом он занимается. (Служение исцеления, стр. 299).
Кулинарное искусство
Приготовление пищи — это не обыденная наука, но едва ли не самая главная в практической жизни. Кулинарии необходимо научиться всем женщинам, и ее следует преподавать таким образом, чтобы принести пользу беднейшим классам общества. Чтобы приготовить еду аппетитную и в то же время простую и питательную, требуется умение и мастерство. Поварам следует знать, как приготовить простую пищу простым способом и в соответствии с принципами здоровья, чтобы она была приятна на вкус и вследствие простоты приготовления максимально полезна. (Служение исцеления, стр. 302, 303).
Давайте предпримем разумные шаги и попробуем упростить свое питание. В Своем мудром провидении наш Небесный Отец сделал так, чтобы в каждом краю или стране производились продукты питания, содержащие все необходимое для нормальной жизнедеятельности нашего организма. Из таких продуктов можно приготовить полезные, аппетитные блюда. (Основы здорового питания, стр. 94).
Многие не готовят пищу надлежащим образом, ибо не считают это своей обязанностью. Пища должна быть простой, здоровой и легкой, в ее приготовлении не рекомендуется использовать животные жиры, сливочное масло или мясо. Умение должно сочетаться с простотой. Поэтому женщины должны читать эту книгу и использовать советы, данные в ней. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 681).
Фрукты, зерновые и овощи, приготовленные просто, без всякого рода приправ и животных жиров, составляют, вместе с молоком или сметаной, самый здоровый рацион питания. (Советы по здоровому образу жизни, стр. 115).
Зерновые и фрукты, приготовленные без жира и как можно более естественно, — вот наиболее приемлемая пища для тех, кто утверждает, что готовится к переселению на Небо. (Свидетельства для Церкви, т. 2, стр. 352).
Обычно в пищу употребляют слишком много сладкого. Пирожные, сладкие пудинги, кондитерские изделия, желе, джемы являются серьезной причиной несварения пищи в желудке. Особенно вредны сладкие кремы и пудинги, в которых молоко, яйца и сахар являются главными составляющими. По этой причине следует избегать обильного совместного употребления молока и сахара. (Служение исцеления, стр. 302).
Чем меньше человек употребляет сахара, тем меньше трудностей он будет испытывать из-за жаркого климата. (Основы здорового питания, стр. 95).
Молоко при употреблении следует тщательно стерилизовать. Соблюдение этой предосторожности уменьшит опасность заразиться какой-нибудь болезнью от употребления молока. (Служение исцеления, стр. 302).
Возможно, настанет время, когда уже будет небезопасно употреблять молоко. Но если корова здорова и молоко тщательно стерилизуется, тогда нет необходимости прежде срока создавать «время скорби». (Основы здорового питания, стр. 357).
Сильно приправленная пища
Приправы и пряности, которые так часто используют в пищу люди в миру, нарушают работу органов пищеварения. (Основы здорового питания, стр. 339).
В наш стремительный век чем менее возбуждающей является пища, тем лучше. Приправы вредны по своей природе. Горчица, перец, специи, соления и подобные им продукты раздражают желудок, горячат кровь и загрязняют ее. Изображение воспаленного желудка алкоголика часто приводится для иллюстрации последствий употребления спиртных напитков. Подобное воспаление вызывает и употребление раздражающих приправ. Вскоре обычная еда уже не удовлетворяет аппетит. Организм чувствует потребность, даже страстное желание чего-нибудь более возбуждающего. (Служение исцеления, стр. 325).
Некоторые настолько извратили свой аппетит, потворствуя ему во всем, что уже не способны испытывать удовольствие от пищи, если не могут получить того блюда, которого им сейчас хочется. Желудок людей, употребляющих различные приправы и блюда со специями, работает только под этим обжигающим бичом: их организм не принимает невозбуждающую пищу. (Основы здорового питания, стр. 340).
Приправы сначала раздражают нежную оболочку желудка, а затем и притупляют естественную чувствительность этого хрупкого покрытия. Они горячат кровь, пробуждают животные наклонности, ослабляя при этом нравственные и интеллектуальные силы. Человек становится рабом низких страстей. Мать должна научиться готовить своей семье простые, но питательные блюда. (Советы по здоровому образу жизни, стр. 114).
Регулярные приемы пищи
После того как вы поели в свое обычное время, предоставьте желудку пятичасовой отдых. До следующего приема пищи ни один кусочек пищи не должен попасть в ваш желудок. В этот промежуток времени желудок переварит полученное и только потом сможет справиться со следующей порцией. (Основы здорового питания, стр. 179).
Регулярность в питании нужно тщательно соблюдать. Ничего не следует есть в промежутках между I приемами пищи, никаких кондитерских изделий, орехов, фруктов или какой бы то ни было другой пищи. Нерегулярность в питании снижает тонус пищеварительных органов, плохо влияет на здоровье и настроение. Дети садятся за стол и не получают удовольствия от полезной пищи, поскольку их аппетит требует того, что вредно для них. (Служение исцеления, стр. 384).
Когда мы ложимся отдыхать, желудок уже должен завершить свою работу, чтобы также, как другие органы тела, наслаждаться отдыхом. Для людей, ведущих сидячий образ жизни, поздний ужин особенно вреден.
Во многих случаях чувство слабости, приводящее к желанию поесть, появляется потому, что пищеварительные органы были слишком сильно перегружены в течение дня. Избавившись от пищи, принятой за один прием, завершив работу по перевариванию обеда, пищеварительные органы нуждаются в покое. По крайней мере пять или шесть часов должно отделять один прием пищи от другого, и кто захочет испытать это, тот обнаружит, что есть два раза в день лучше, чем три. (Служение исцеления, стр. 304).
Обыкновение есть только два раза в день, как правило, приносит пользу здоровью, однако при определенных обстоятельствах людям может потребоваться и третий прием пищи. Но при этом третья трапеза должна быть легкой и состоять из пищи, наиболее легко перевариваемой. (Служение исцеления, стр. 321).
Если те, кто принимают пищу лишь дважды в день, считают, что во второй раз им нужно поесть очень плотно, чтобы обойтись без ужина, то этим они нанесут вред пищеварительным органам. Пусть студенты и ужинают тоже, но без овощей. На вечер им будет достаточно таких легких, хорошо усвояемых блюд, как фрукты и хлеб. (Основы здорового питания, стр. 178).
Еду не следует употреблять очень горячей или очень холодной. Если пища холодная, органы пищеварения тратят силы на ее разогрев, только после этого начинается процесс усвоения. По той же причине вредны холодные напитки, но и обильное употребление горячих напитков также ослабляет желудок. Фактически чем больше жидкости выпито во время еды, тем труднее желудку переварить пищу, потому что жидкость должна всосаться в стенки желудка прежде, чем может начаться процесс пищеварения. Не употребляйте много соли, избегайте солений и пряностей, в изобилии ешьте фрукты, и тогда раздражение пищеварительной системы, вызывающее особо сильное желание пить за едой, заметно ослабнет.
Есть следует медленно, тщательно пережевывая пищу. Необходимо, чтобы слюна как следует смешивалась с пищей и пищеварительные жидкости активно вступали в действие. (Служение исцеления, стр. 305, 306).
Применение принципов здорового образа жизни
В реформе питания заключается истинный здравый смысл. Данный вопрос следует изучить широко и глубоко, и нам не пристало критиковать других за то, что их образ жизни не во всем соответствует нашему. Невозможно создать универсальное правило, чтобы регулировать привычки всех и каждого, и никому не следует считать себя критерием для остальных. Пища, вкусная и полезная для одного человека, может быть невкусной — и даже вредной — для другого. Некоторые люди не могут пить молоко, в то время как другие поправляются, употребляя его. Одни не могут переварить горох и бобы, а для других они оказываются полезными. Для одних хороша более грубая пища из злаков, тогда как другие не в состоянии употреблять ее. (Служение исцеления, стр. 319, 320).
Там, где имеет место потворство вредным привычкам в еде, необходимо безотлагательно изменить образ жизни. Когда случается расстройство желудка в результате неправильного питания или переедания, следует приложить максимум старания, чтобы сберечь оставшиеся жизненно важные силы, устранив все, перегружающее организм. Желудок, быть может, никогда полностью не восстановится, но надлежащее питание предупредит дальнейшее ослабление здоровья, и многие более или менее поправятся.
Сильным людям, занятым активным физическим трудом, нет нужды быть столь же осторожными в количестве и качестве употребляемой ими пищи, чем людям, занятым сидячей работой, но и они имели бы более крепкое здоровье, если бы ограничивали себя в еде и питье.
Кое-кто хочет, чтобы им предписали строгие правила в питании. Один человек не может предложить другому точное и исчерпывающее правило. Каждому человеку следует проявлять благоразумие и самообладание и поступать согласно принципам здорового образа жизни. (Служение исцеления, стр. 308, 310).
Реформа питания должна быть поступательной. Поскольку болезни среди животных прогрессируют, употребление молока и яиц становится все более и более опасным. Следует приложить усилия, чтобы заменить эти продукты другими — здоровыми и недорогими. Нужно повсюду учить людей готовить еду по возможности без молока и яиц и при этом иметь пищу полезную и вкусную.
Бог не прославляется, если мы небрежно относимся к своему телу и неправильно питаем его, делая непригодным для служения Богу. Заботиться о здоровье членов семьи, предлагая им пищу приятную и укрепляющую физические силы, — одна из первых обязанностей домохозяйки. Гораздо лучше иметь недорогую одежду и мебель, чем ограниченный пищевой рацион.
Некоторые матери и отцы семейств ограничивают свою семью в еде, чтобы сберечь продукты для богатого приема гостей. Это неразумно. Угощения для гостей можно приготовить и попроще. Пусть нуждам семьи уделяется первостепенное внимание.
Неразумная экономия, условности и противоестественные обычаи часто мешают проявлению гостеприимства там, где оно необходимо и может стать благословением. Должен быть такой постоянный запас продуктов для стола, чтобы неожиданного гостя можно было принять, не обременяя домохозяйку излишними хлопотами.
Внимательно обдумайте систему питания. Рассмотрите все причины и следствия. Развивайте в себе самоконтроль. Пусть вашим аппетитом руководит здравый смысл. Никогда не злоупотребляйте едой, перегружая желудок, но и не лишайте себя вкусной, полезной, отвечающей требованиям здоровья пищи.
Кто правильно понимает законы здоровья и руководствуется принципом, тот будет остерегаться крайностей, избегая как потакания своим слабостям, так и ненужных ограничений. Они выбирают пищу не просто для удовлетворения аппетита, но для формирования организма. Они стремятся сохранить свои силы в лучшем состоянии для самого высокого служения Богу и людям. Они ограничивают свой аппетит здравым смыслом и сознанием и вознаграждаются за это здоровьем тела и ума. Они не навязывают окружающим своих взглядов в оскорбительной для них форме, но их пример является свидетельством в пользу истинных принципов. Эти люди имеют широкое влияние к добру. (Служение исцеления, стр. 310-325).
Нам не следует готовить на субботу больше еды или делать меню более разнообразным, чем в другие дни. Напротив, в этот день еда должна быть проще и есть следует меньше, чтобы ум оставался ясным и бодрым для восприятия духовного.
В субботу следует избегать приготовления пищи; но это не означает, что нужно есть все холодное. В ненастье пищу, приготовленную накануне, следует подогреть. И пусть ваш завтрак, обед и ужин, оставаясь простым, станет вкусным и привлекательным. В семьях, где есть дети, в субботу особенно хорошо подать к столу что-нибудь такое, что будет восприниматься как угощение, что-то такое, чего в семье не едят каждый день. (Служение исцеления, стр. 307).
Власть над аппетитом и страстями
Одно из самых сильных искушений, с которым приходится сталкиваться людям, — это искушение испорченным аппетитом, то есть чревоугодием. Между нашим мозгом и телом существует загадочная и чудесная взаимосвязь. Они влияют друг на друга. Первым делом нашей жизни должно быть поддержание телесного здоровья, чтобы все части тела, этого живого механизма, функционировали согласованно. Пренебрегать своим телом — значит пренебрегать разумом. Дети Божьи не смогут прославить своего Создателя слабоумием или телесной немощью. Приносить здоровье в жертву извращенным вкусам — значит наносить вред органам чувств. Те, кто предается какому-либо невоздержанию в еде или питье, разбазаривают свои физические силы и ослабляют нравственные устои. Они получат возмездие, которое явится следствием нарушения законов природы. (Свидетельства для Церкви, т. 2, стр. 485,486).
Многие теряют способность трудиться умственно и физически из-за переедания и удовлетворения страстей и похотей. Животные наклонности укрепляются, а духовно-нравственная природа слабеет. Когда все мы будем стоять вокруг великого белого престола, какие факты из жизни многих людей тогда откроются! Они увидят,’ каких высот могли бы достичь, если бы не извращали данных Богом способностей. Там они поймут, какие интеллектуальные вершины могли бы покорить, если бы отдали Богу все физические и нравственные силы, которые Он им доверил. Испытывая мучительные угрызения совести, они захотят заново прожить свою жизнь. (Свидетельства для Церкви, т. 5, стр. 28).
Каждый истинный христианин должен будет обуздывать свои страсти и аппетит. Если он не освободился от рабства аппетиту, то не может оставаться истинным, послушным рабом Христовым. Сильнее всего потворство страстям и аппетиту нейтрализует воздействие истины на сердце. Дух и сила истины не смогут освятить душу человека, его тело и дух, если аппетит и страсти господствуют над ним. (Свидетельства для Церкви, т. 3, стр. 569, 570).
Великая цель, ради которой Христос вытерпел тот длительный пост в пустыне, заключалась в том, чтобы преподать нам урок самоотречения и воздержания. Эта работа должна начаться с нашего стола и решительно осуществляться во всех областях жизни и деятельности. Спаситель мира спустился с небес, чтобы помочь человеку преодолеть слабость и чтобы он, приняв силу, которую Иисус принес ему, преодолел чревоугодие и другие страсти и одержал победу над любым искушением. (Свидетельства для Церкви, т. 3, стр. 488).