Библиотека soteria.ru
Советы для церкви
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 19383 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 6. Освященная жизнь
Наш Спаситель притязает на все наше естество; Он требует, чтобы все наши святейшие помыслы, наша самая чистая и крепкая привязанность принадлежали Ему. Если мы — причастники Божеского естества, то в сердцах наших и из уст наших всегда будет звучать Ему хвала. Наше единственное спасение — всецело предаться Ему и постоянно возрастать в благодати и познании истины. (Освященная жизнь, стр. 95). Освящение, о котором идет речь в Священном Писании, относится ко всему человеческому естеству — духу, душе и телу. О том, каковым оно должно быть на самом деле, пишет апостол Павел. Он молится, чтобы фессалоникийская церковь получила это великое благословение: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
В религиозном мире существуют свои представления об освящении, которые не соответствуют действительности и опасны в своем воздействии на людей. Во многих случаях те, кто считают себя освященными, на самом деле далеки от этого состояния. Их освящение — одни только слова и пустое богослужение.
Они оставляют в стороне разум и суждение и полагаются только на чувства, основывая свои притязания на освященность на эмоциях, которые они какое-то время испытывали. Они своенравны и упрямы в своих настойчивых притязаниях на святость, они многословны, но драгоценного плода в подтверждение святости не приносят. Эти якобы освященные люди не только сами впадают в заблуждение, но и оказывают влияние на ближних, уводя от истины многих из тех, кто искренне желает сообразовать свою волю с волей Божьей. Они то и дело слышат: «Меня ведет Бог! Меня наставляет Бог! Я живу без греха!» Многие, кому доводится соприкоснуться с этим духом, сталкиваются с чем-то мрачным, загадочным, чего они не в силах постичь. Но в этом духе нет ничего от Христа, нашего единственного истинного Образца. (Освященная жизнь, стр. 7-10).
Освящение — это процесс. По словам Петра, оно состоит в целом ряде последовательных шагов: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1:5-8). «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (ст. 10, 11).
Таков путь, следуя которым мы можем быть уверены, что никогда не упадем. Те, кто идет по этому пути, приобретая христианские добродетели, имеет заверение, что Бог преумножит их, наделив их дарами Святого Духа. (Освященная жизнь, стр. 94, 95).
Освящение — это дело не одной минуты, не одного часа или даже дня. Это постоянное возрастание в благодати. Мы не знаем, какая борьба ожидает нас на следующий день. Сатана живет и действует, и нам надо каждый день искренне взывать к Богу о помощи и силе, чтобы сопротивляться ему. Пока сатана царствует, нам придется обуздывать свое «я», преодолевать преграды, и нет конца этой работе, нет такого рубежа, до которого мы можем дойти и сказать, что уже полностью всего достигли…
Жизнь христианина — это постоянный путь вперед. Иисус, как Плавильщик, очищает Свой народ; когда в нем в совершенстве отразится Его образ, все будут совершенны, святы и готовы к жизни на небесах. От христианина требуется великая работа. Слово Божье наставляет нас очистить себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем. Из этого ясно видно, на чем надо сосредоточить свои усилия. Христианин должен быть постоянно занят этим важным делом. Каждая ветвь на родительской лозе должна черпать из нее жизнь и силу, чтобы приносить плод. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 340).
Пусть никто не обольщает себя верой в то, что Бог будет прощать и благословлять их, пока они попирают одно из Его требований. Намеренное потворство известному греху заставляет замолчать голос свидетельства Святого Духа и разделяет душу с Богом. Какого бы пика ни достигали религиозные чувства человека, Христос не может пребывать в сердце, пренебрегающем Божьим законом. Бог почтит только тех, кто почитает Его Самого. (Освященная жизнь, стр. 92).
Павел писал: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23). Он не увещевал своих братьев устремляться к цели, которой они были бы не в силах достичь; он не молился о том, чтобы они получили благословения, которые Бог не желал им давать. Он знал, что все, кто будет удостоен встречи со Христом в мире, должны обладать чистым и святым характером. (См. 1 Кор. 9:25-27; 1 Кор. 6:19, 20).
Истинный христианин не станет задумываться о последствиях. Он не станет задаваться вопросом: а что обо мне подумают люди, если я поступлю так? Или: как это повлияет на мое будущее в этом мире, если я поступлю этак? Самое горячее желание детей Божьих — узнать, что ждет от них Бог, как своими делами прославить Господа. Господь сделал все необходимое, чтобы сердца и жизни всех Его последователей были под властью Божественной благодати и они были горящими и сияющими светильниками в этом мире. (Освященная жизнь, стр. 26, 39).
Свидетельства подлинного освящения
Спаситель был светом мира, но мир не познал Его. Он постоянно творил дела милосердия, озаряя светом путь для всех людей; и все же Он не впечатлил тех, с кем общался, Своей беспримерной добродетелью, Своими самоотречением, самопожертвованием и человеколюбием. У иудеев такая жизнь не вызывала восхищения. Они считали Его религию никчемной, потому что она не соответствовала их критериям благочестия. Они решили, что Христос не религиозен по духу или по характеру, потому что их религия состояла во внешних проявлениях, в молитвах напоказ, в показной благотворительности. Самый драгоценный плод освящения — это кротость. Когда эта добродетель господствует в душе, она преобразовывает характер. Такой человек старается всегда угождать Богу и подчиняет свою волю Божьей.
Самоотречение, самопожертвование, человеколюбие, доброта, любовь, терпение, стойкость и христианская вера — вот каждодневные плоды, которые приносят те, кто воистину соединены с Богом. Их дела могут и не стать достоянием гласности, но они ежедневно борются со злом и одерживают драгоценные победы над искушением и нечестием. Они обновляют священные обеты и терпеливо выполняют их силой, обретенной в ревностной молитве. Пылкий энтузиаст не замечает трудностей, с которыми борются эти безмолвные работники; но око Того, Кто знает тайны сердца, замечает и смотрит с одобрением на все усилия, которые они прилагают в смирении и кротости. Для того чтобы в характере человека выявилось чистое золото любви и веры, ему нужно пережить трудные времена. Когда на Церковь обрушиваются испытания и трудности, истинные последователи Христа утверждаются в непоколебимом рвении и любви.
Всякий, кто оказывается в сфере его [истинно религиозного человека] влияния, постигает красоту и благоухание его христианской жизни, тогда как сам он не осознает эти качества, ибо они находятся в гармонии с его привычками и наклонностями. Он молится о Божественном свете и любит ходить в этом свете. Пища и питие его — творить волю его Небесного Отца. Его жизнь сокрыта со Христом в Боге; и однако же он не хвалится этим и даже как будто не осознает это. Бог улыбается этим кротким и смиренным людям, которые идут по стопам своего Господа. Они привлекают к себе ангелов, и те любят сопровождать их на пути. Мимо них проходят, не удостаивая своим вниманием, те, кто почитают себя достигшими больших высот и кто любит выставлять напоказ свои добрые дела, но небесные ангелы склоняются над ними с любовью и окружают их, как огненная стена. (Освященная жизнь, стр. 11-15).
Даниил — образец освященной жизни
Жизнь Даниила — это богодухновенная иллюстрация, наглядно показывающая, что такое освященный характер. В ней заключен урок для всех, и особенно для молодежи. Строгое следование требованиям Божьим полезно для здоровья души и тела. Чтобы достичь наибольших нравственных и интеллектуальных высот, нужно искать мудрости и силы у Бога и блюсти строгую умеренность во всех сферах жизни. (Освященная жизнь, стр. 23). Чем более непорочных было поведение Даниила, тем больше ненависти он вызывал у своих врагов. Они преисполнялись ярости, потому что не могли отыскать в его характере или в том, как он исполняет свои обязанности, ничего, за что можно было бы уцепиться. «И эти люди сказали: не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его» (Дан. 6:5).
Какой урок здесь для всех христиан! Острые глаза завистников наблюдали за Даниилом изо дня в день; их взгляды становились пристальнее от ненависти; и все же ни единым словом, ни единым поступком в своей жизни он не дал им повода для обвинений. И при этом он не притязал на святость; он поступал гораздо лучше — вел посвященную жизнь, храня верность Богу.
От царя выходит указ. Даниил узнает о замысле его врагов погубить его. Но он не меняет привычного образа действий ни на йоту. Он спокойно исполняет свои обязанности, а в час молитвы отправляется в свою комнату, где открывает окна на Иерусалим и возносит свои прошения Небесному Богу. Поступая таким образом, он бесстрашно заявляет, что никакая земная сила не имеет права вставать между ним и его Богом и диктовать ему, кому и как он должен молиться. Благородный, принципиальный человек! Он являет собой достойный пример христианской смелости и верности. Он обращается к Богу всем сердцем, хотя знает, что за свою преданность может поплатиться жизнью.
«Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» (ст. 16).
Рано утром монарх поспешил к львиному рву и позвал: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» (ст. 20). И тут же раздался голос пророка: «Царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего» (ст. 21-23). Так был избавлен от смерти слуга Божий. И западня, которую его враги приготовили для него, послужила им самим к погибели. По приказу царя они были брошены в ров к львам и в то же мгновение были разорваны на части дикими зверями.
Ближе к концу семидесятилетнего срока вавилонского пленения Даниил стал все больше задумываться над пророчествами Иеремии.
Даниил не кичится собственной праведностью пред Господом. Он не говорит о своей чистоте и святости; напротив, почтенный пророк смиренно отождествляет себя с действительно грешным Израилем. Мудрость, которой наделил его Бог, была настолько же выше мудрости великих мира сего, как свет солнца, сияющего в полуденных небесах, ярче света самой тусклой звезды. И однако же посмотрите, какая молитва льется с уст этого человека, обретшего такое благоволение небес. С глубоким смирением, со слезами и с сокрушенным сердцем он молит Бога за себя и за свой народ. Он раскрывает душу перед Богом, исповедуя свое собственное недостоинство и отдавая дань величию и могуществу Господа.
Не успел Даниил произнести свою молитву, как архангел Гавриил сошел к нему из небесных дворов, чтобы поведать ему, что его прошения услышаны и на них дан ответ. Этому могущественному ангелу было поручено наделить Даниила знанием и разумением — открыть ему тайны грядущих веков. Таким образом, Даниил, горячо желавший познать и понять истину, был удостоен общением с посланными небесами вестником.
В ответ на свою мольбу Даниил получил не только свет и истину, в которых его народ более всего нуждался, но и представление о великих событиях будущего вплоть до пришествия Искупителя мира. Те, кто считают себя освященными, но не имеют желания исследовать Писание или бороться с Богом в молитве за более ясное понимание библейской истины, не знают, что такое истинное освящение.
Даниил разговаривал с Богом. Перед ним отверзлись небеса. Но великая честь, ему оказанная, стала результатом его смирения и ревностного стремления познать истину. Все, кто от всего сердца верит Божьему Слову, будут алкать и жаждать познания Его воли. Бог — источник истины. Он просвещает помраченный разум и наделяет человека силой постигать и понимать истины, Им открываемые.
Великие истины, открытые Искупителем мира, предназначены для тех, кто ищет истину как скрытое сокровище. Даниил достиг глубокой старости. Его жизнь проходила среди великолепия языческих дворцов, его разум был обременен делами великой империи. И все же он отворачивается от всего этого, и повергает свою душу пред Богом, и ищет знания о намерениях Всевышнего. И в ответ на его прошения Бог посылает свет для тех, кто будет жить на Земле в последние дни. С каким же рвением мы должны искать Бога, чтобы Он открыл наш разум для понимания истин, посланных нам с небес.
Даниил был преданным слугой Всевышнего. Его долгая жизнь была отмечена многочисленными благородными деяниями, совершенными в служении его Господу. Чистота его характера и непоколебимая верность сравнимы лишь с его смирением сердца и искренним покаянием пред Богом. Повторяю: жизнь Даниила — это богодухновенная иллюстрация истинного освящения. (Освященная жизнь, стр. 43-52).
Бог испытывает тех, кого ценит
Сам факт нашего призвания переносить испытания доказывает, что Господь Иисус видит в нас нечто очень ценное, которое Он желает развивать. Если бы Христос не видел в нас ничего ценного, чем мы могли бы прославить Его имя, то не тратил бы время на процесс нашего очищения. Мы не обрезываем ежевику и не ухаживаем за ней. Христос не бросает бесполезные камни в Свою печь. Он переплавляет только ценную руду. (Свидетельства для Церкви, т. 7, стр. 214).
Людям, которых Бог готовит на ответственные посты, Он по милости Своей открывает их тайные пороки, дабы они смогли заглянуть внутрь себя, критически исследовать все намерения и движения своего сердца и выявить всякий грех и неправду. Поступая таким образом, избранные смогут изменить свои привычки и облагородить манеры. По Своему провидению Господь приводит людей в такие места, где Он может проверить их нравственные качества и открыть побуждения и мотивы поступков, чтобы они усовершенствовали хорошие черты и избавились от плохих. Бог хочет, чтобы Его слуги как можно лучше поняли нравственные побуждения своих сердец. С этой целью Он часто допускает ситуации, когда в их жизни возгорается огонь страданий, очищающий их души. «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3:2, 3). (Свидетельства для Церкви, т. 4, стр. 85). Бог ведет Свой народ шаг за шагом. Он ставит его в разные ситуации, чтобы выявить, что лежит у народа на сердце. Некоторые люди переносят одно испытание, но падают на следующем. С каждым последующим шагом Господь посылает все более и более серьезные проверки и испытания для сердца. Когда дети Божьи видят, что сердца их противятся столь прямому призыву, это должно убедить их, что им надо еще кое от чего избавиться, если они не хотят быть извергнутыми из уст Господа. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 187).
Как только мы поймем свою неспособность самостоятельно делать Божье дело и подчинимся Его мудрому руководству, Господь тут же начнет трудиться вместе с нами. Если мы освободим душу от своего «я», Он восполнит все наши нужды. (Свидетельства для Церкви, т. 7, стр. 213).
Советы желающим получить заверение в том, что они приняты Богом
Как узнать, что Бог принял вас? Изучайте Его Слово с молитвой, не променивайте его на другие книги. Эта святая Книга обличает во грехе и ясно открывает путь спасения. Она открывает взору яркую и славную награду, указывает вам на совершенного Спасителя и учит, что только благодаря Его безграничной милости вы можете рассчитывать на спасение.
Не пренебрегайте тайной молитвой, ибо она есть душа религии. Ревностно и пылко молитесь об очищении души. Просите с такой искренностью и неотступностью, как если бы ваша жизнь была в опасности. Оставайтесь в присутствии Бога до тех пор, пока у вас не появится неизреченная жажда спасения и внутреннее убеждение в том, что ваши грехи прощены. (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 163).
Иисус не оставил тебя в неведении об испытаниях и трудностях, с которыми ты сталкиваешься, дабы они не стали для тебя неожиданностью. Он все поведал тебе о них, а кроме того сказал, что ты не должен сокрушаться и падать духом, когда эти испытания придут. Взирай на Иисуса, твоего Искупителя, ободрись и радуйся. Труднее всего переносить испытания, исходящие от наших братьев и близких друзей; но даже их можно переносить с терпением. Иисус не покоится в новом гробу Иосифа. Он воскрес и вознесся на небо, чтобы там ходатайствовать за нас. Мы имеем Спасителя, Который так возлюбил нас, что умер за нас, дабы мы, благодаря Ему, имели надежду, силу и мужество и получили место рядом с Ним на Его престоле. Он может и готов помочь тебе всякий раз, когда ты призываешь Его…
Ты чувствуешь, что не способен выполнить свою ответственную работу? Возблагодари Бога за это. Чем глубже ты сознаешь свою слабость, тем больше будешь склонен искать помощника. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8). Иисус хочет, чтобы ты был радостен и бодр. Он хочет, чтобы ты трудился наилучшим образом, используя способности, данные тебе Богом, и уповал на Господа, чтобы Он помогал тебе и воздвигал тебе помощников для решения сложных задач.
Не воспринимай болезненно недобрую людскую молву. Разве не говорили люди недоброе и об Иисусе? Ты ошибаешься и, возможно, иногда даешь повод для недобрых замечаний, но Иисус никогда не ошибался. Он был чистым, непорочным, неоскверненным. Не рассчитывай, что твоя участь в этой жизни будет лучше той, которую испытал Царь славы. Если твои враги увидят, что они могут причинить тебе душевную боль, они возрадуются, возрадуется и сатана. Смотри на Иисуса и трудись, сосредоточив свой взор на Его славе. Храни свое сердце в любви Божьей. (Свидетельства для Церкви, т. 8, стр. 128).
Чувства не могут быть показателем освящения
Ощущение счастья или отсутствие радости отнюдь не свидетельствуют о том, освящен человек или нет. Такого понятия, как мгновенное освящение, вообще не существует. Истинное освящение — это каждодневный труд, длящийся всю жизнь. Те, кто каждый день борется с искушениями, преодолевает свои греховные наклонности и ищет святости сердца и жизни, не похваляются собственной святостью. Они алчут и жаждут праведности. Грех видится им крайне грешным. (Освященная жизнь, стр. 10).
Бог не оставляет нас, невзирая на нашу греховность. Порой мы совершаем ошибки, огорчая Его Дух, но когда мы раскаиваемся и приходим к Нему с сокрушенным сердцем, Он не отворачивается от нас. Перед нами стоят препятствия, которые нужно удалить. Мы лелеем обманчивые чувства, гордость, самодостаточность, нетерпение и ропот. Все это разделяет нас с Богом. Нам необходимо исповедовать свои грехи, благодать должна совершить более глубокую работу в сердце. Те, кто немощен и пал духом, могут стать сильными мужами Божьими и совершать благородное служение для своего Господа. Но для этого они должны руководствоваться высокими устремлениями; у них не должно быть эгоистичных побуждений.
Некоторые, похоже, считают, что должны выдержать испытание и доказать Господу, что они преобразились, прежде чем смогут претендовать на Его благословение. Но эти дорогие души могут обратиться за благословением уже сейчас. Они должны получить Его благодать, Духа Христова, Который поможет им избавиться от немощей; иначе они не смогут сформировать в себе христианский характер. Иисус с нетерпением ждет, когда мы придем к Нему такими, какие мы есть, — грешными, беспомощными, нуждающимися в поддержке.
Покаяние, так же как и прощение, это дар Божий, обретаемый через Христа. Под влиянием Святого Духа мы осознаем свою греховность и начинаем испытывать нужду в прощении. Прощение получают лишь сокрушенные сердцем; но именно благодать Божья приводит сердце к покаянию. Бог знает все наши немощи и недостатки, и Он поможет нам. (Сокровищница свидетельств, т. 2, стр. 91-94). Мрак и уныние будут порой надвигаться на душу и грозить поглотить нас, но мы не должны отбрасывать нашу веру. Мы должны не сводить глаз с Иисуса, какие бы чувства нас ни обуревали. Мы должны стремиться верно исполнять все возложенные на нас обязанности и спокойно уповать на Божьи обетования.
Временами глубокое ощущение нашего собственного недостоинства будет наводить ужас на душу, но это еще не значит, что Бог изменился к нам или мы изменились к Богу. Не следует прилагать никаких усилий, чтобы привести свой разум в состояние определенной степени возбуждения. Сегодня мы можем и не ощущать мира и радости, которые были у нас вчера; но мы должны верой ухватиться за руку Христа и довериться Ему во тьме столь же полно, как и во свете.
Верой взирайте на венцы, возложенные на тех, кто победит; внимайте возвышенному пению искупленных: достоин, достоин Агнец закланный и искупивший нас Богу! Постарайтесь воспринять эти сцены как реальность.
Если бы мы позволили нашему разуму больше размышлять о Христе и о небесном мире, то обрели бы могучий стимул и поддержку в наших битвах на стороне Господа. Гордыня и любовь к миру утратят свою власть над нами, когда мы будем созерцать величие этого лучшего мира, который так скоро станет нашим домом. По сравнению с красотой Христа все прелести земные утратят в наших глазах какую-либо ценность.
Хотя Павел и оказался в конце концов в римском застенке и был оторван от света и воздуха небес, лишен возможности активно трудиться на евангельской ниве и со дня на день ожидал смертного приговора, он при всем при этом не поддался сомнениям или унынию. Из этой мрачной темницы разнеслось его предсмертное свидетельство, исполненное величественной веры и дерзновения, которое вдохновляло сердца святых и мучеников во все последующие века. Он дает точное описание результатов того освящения, о котором мы говорили на этих страницах: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:6-8). (Освященная жизнь, стр. 89-96).