Библиотека soteria.ru
Советы по работе Субботней школы
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 5459 Все тексты автора Елена Уайт
Раздел 2. Школа изучения Библии
Исследуйте Священное Писание
Ни один человек в мире, какого бы пола и возраста он [17] ни был, не может достичь совершенства, пренебрегая изучением Слова Божьего. Кропотливо и внимательно читая Слово Божье, мы тем самым выполняем наказ Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне». Исследование Священного Писания дает ученику возможность, что называется с близкого расстояния наблюдать Божественный Образец, ибо оно свидетельствует о Христе. Чтобы подражать Образцу, на Него необходимо частом внимательно смотреть. Тот, кто знакомится с историей Спасителя, постоянно обнаруживает в своем характере дефекты; его несходство со Христом столь велико, что человек понимает: нельзя быть последователем Христа, не изменив своей жизни коренным образом. Но, желая походить на свой великий Идеал, человек продолжает изучение, он постигает Образ и Дух своего возлюбленного Господа, а постигая, меняется. «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…» (Евр.12:2).
Слово Божье, обращенное к сердцу, имеет силу животворящую, и какое бы оправдание не придумывал человек, пренебрегающий изучением этого Слова, он таким образом во многих отношениях пренебрегает и требованиями Бога. Характер этого человека деформируется, его слова и поступки становятся поношением для истины. Апостол Павел говорит нам: «Все Писание богодухновенно и полезно для на- [18] учения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16, 17). Один из пророков Бога восклицает: «В мыслях моих возгорелся огонь» (Пс.38:4). Если бы христиане серьезно исследовали Писания, то много больше сердец пламенело бы от открываемых в них живых истин. И надежда христиан обретала бы все более ясные очертания, благодаря драгоценным Божьим обетованиям, поскольку они, как драгоценные жемчужины, разбросаны по всей Священной Книге. Созерцание жизненного пути патриархов, пророков, мужей веры, возлюбивших Бога, живших в страхе Божьем и ходивших с Ним, вселит в сердца христиан тот же дух, который вдохновлял и этих достойных людей. Размышление о добродетели и благочестии святых мужей древности будет способствовать тому, что дух, воодушевлявший их, зажжет огонь любви и святой пыл в сердцах тех, кто хочет походить на них характером.
Не пропускайте занятий субботней школы
Ученик субботней школы должен с такой же серьезностью относиться к усвоению знаний из Священных Писаний, с какой он стремится преуспеть в изучении других наук. Если же чему-то и надо уделять меньше внимания, то это текущим урокам. Каждому, исповедующему имя Христа, будь то мужчина, женщина или же ребенок, надо с благоговением воспринять наказ нашего Спасителя относительно изучения Библии.
Миссия учителей субботней школы состоит в том, чтобы преподавать Священное Писание, а не в том, чтобы вновь и вновь повторять, как попугаи, давно слышанное [19] от кого-то, но самими до конца не осознанное. «…Они свидетельствует о Мне…» — о Спасителе, в Котором сосредоточены все наши надежды на вечную жизнь. Если преподаватели сами не исполнены духом истины и любви к тому знанию, что открывается в Слове Божьем, то как они могут в привлекательном свете изложить эту истину своим подопечным?
Христос молился о своих учениках так: «Освяти их истиной Твоей: Слово Твое есть истина». Если нам предстоит очиститься через постижение истины, содержащейся в Слове Божьем, то мы должны иметь правильное понимание Его воли, открывающейся для нас в Писании. Мы обязаны изучать Священные Писания не просто пробегая глазами строки, повторяя главу за главой, без стремления проникнуть в смысл прочитанного, но докапываться до самоцветов истины, которые обогатят наш ум и укрепят душу против козней и искушений главного обманщика.
Мелочные оправдания нерадивости
Весьма неубедительны причины, которыми родители объясняют нежелание преподавать Библию своим детям. Они ведь сами не знакомятся основательно со Священным Писанием. Отцы, да и матери тоже, под любым предлогом отказываются духовно укреплять свой ум. Они не ищут прежде всего Царства Божьего и Его правды, но ставят временное выше духовного и вечного. Забвение Бога и пренебрежение Его Словом — таков пример, который подают родители детям, формируя их ум в соответствии с мирскими мерками, а не с тем высоким стандартом, на который указал Христос.
Отцы не все, конечно, предпочитают транжирить многие [20] часы, предаваясь развлечениям, мирским разговорам и тем самым изгоняя Бога из ума и сердца. Между тем насколько полезнее было бы для них, став преданными учениками Христа, углубиться в изучение Священных Писаний, чтобы приготовиться ко всякому доброму делу и уметь толково объяснять Слово Божье, данное нам в качестве компаса в нашем странствовании к берегам вечности.
От матерей часто слышны сетования на то, что у них нет времени учить детей и наставлять их в Слове Божьем. Но те же матери находят время на мирские украшения, на поиск и изготовление всевозможных нарядов со складочками, оборочками, сложными строчками и тратят на это много сил. Их платья и платья их детей привлекают взгляд обилием ненужных украшений и роскошью. Внутренней же красотой ума и культурой души они пренебрегают, находя это второстепенным по сравнению с модной одеждой. Гоняясь за модой и соблюдая светские обычаи, матери и Дети лишают свой ум духовной пиши.
Вся семья должна объединиться в изучении Библии
Отцы и матери, мы призываем вас вернуться к давно пренебрегаемым вами обязанностям. Изучайте Священное Писание сами, помогайте своим детям изучать Священное Слово. Если вы сторонились этого в прошлом, то усердствуйте теперь. Не надейтесь, что дети сами освоят Библию, читайте ее вместе с ними, преподавайте самым простым способом то, что уже знаете сами, и одновременно оставайтесь прилежными учениками школы Христовой. Твердо решите для себя, что этой работой нельзя пренебрегать. Матери, одевайтесь сами и одевайте ваших детей в скромные одежды, чистые и [21] опрятные, без лишних, бросающихся в глаза украшений. Когда же вы научитесь этому, когда вы будете одеваться достаточно скромно, тогда не сможете оправдаться, будто вы являетесь новичками, не знающими Писаний. Исполняйте указание Христа: «Исследуйте Писания», тогда вы и сами духовно укрепитесь и сможете обучить своих детей так, что они пойдут в субботнюю школу достаточно подготовленными».
Многие юноши и девушки утверждают, что у них нет времени делать уроки. Но чем же они занимаются? Некоторые используют каждую свободную минуту, чтобы заработать несколько лишних центов. Между тем они могли бы сэкономить больше денег, чем зарабатывают дополнительной работой, если бы затраченное на нее время посвящали изучению Библии и практическому применению ее уроков. Они обходились бы без ненужных украшений и развлечений, но сохраняли бы бодрость ума для понимания тайны благочестия. «Начало мудрости — страх Господень». Но эти молодые люди, называющие себя христианами, идут на поводу у своих наклонностей, потворствуют плотским желаниям, а испытательный срок, данный им Богом для знакомства с бесценными истинами Библии, они посвящают чтению придуманных людьми историй.
От приобретенной однажды привычки трудно избавиться, но это может и должен сделать каждый, кто хочет жить в вечности. Увлеченное чтение всякого рода беллетристики способствует разрушению разума. Воображение становится больным; сентиментальность овладевает разумом; появляется смутное беспокойство, тяга к нездоровой умственной пище, все время выводящая человека [22] из равновесия. Чтение романов и, как следствие, построение воздушных замков, душевное томление и любовная сентиментальность приводит к тому, что тысячи людей попадают в психиатрические лечебницы. Библия — вот Книга книг. Она дает вам жизнь и здоровье, успокаивает нервы, укрепляет ум и указывает твёрдые жизненные ориентиры.
Копайте глубже в поисках самоцветов истины
Ученику субботней школы надо серьезно относиться к занятиям, глубоко копать и с превеликой тщательностью отыскивать драгоценные жемчужины истины, сокрытые в еженедельных уроках. Ему не следует пренебрегать имеющимися у него преимуществами и возможностями для приобретения глубоких познаний Священного Писания. Бог хочет, чтобы люди, считающие себя Его последователями, имели на вооружении арсенал библейских доктрин, изложенных в Его Слове. А где и когда еще представится такая возможность получить знания, как не в юности и не в субботней школе? Родителям ни в коем случае нельзя занимать безразличную позицию в этом вопросе (Ревъю энд Геральд, 28 ноября 1878 г.).
Сравнивайте текст с текстом
«Исследуйте Писания» — таков был наказ Учителя. Много потеряли те, кто не исполнял этот завет. Когда мы исследуем Слово Божье, ангелы находятся рядом с нами и направляют яркие лучи света на его священные страницы. Священное Писание обращается к человеку, который властен выбирать между правильным и неправильным; говоря с ним, оно предостерегает, укоряет, умоляет [23] и воодушевляет его. Необходимо упражнять ум в постижении величественных истин Слова Божьего, иначе с ослабевает. Мы можем найти истину в различных публикациях, но недостаточно полагаться только на мысли других людей. Мы должны самостоятельно исследовать и постигать основы нашей веры, сравнивая текст с текстом. Возьмите в руки Библию и на коленях умоляйте Бога просветить ваш разум. Если бы мы постоянно усердно и молитвенно изучали Библию, то каждый день видели бы прекрасную истину в новом, чистом и ярком свете (Ревью энд Геральд, 4 марта 1884 г).
Библия написана для обыкновенных людей
Всем детям Божьим надо разбираться в Священном Писании и уметь на примере исполнившихся пророчеств показать, на каком этапе истории этого мира мы находимся. Библия была написана и для простых людей, и для ученых, она доступна пониманию всех людей. В ней четко обозначены великие истины, лежащие в основе долга каждого человека по отношению к своим ближним и к своему Творцу; и тем людям, кто действительно хочет познать истину, невозможно ошибиться. Стоя на перекрестке дорог, трудно выбрать одну, по которой действительно стоит пойти. Но нам не нужно терзаться в сомнениях, наша дорога ясна. Истина — вот наш проводник: она подобна облачному столпу днем и огненному столпу ночью.
Противоречивые мнения о содержании библейского учения — а таких весьма много — появляются не вследствие якобы имеющихся в самой Книге неясностей, а из-за слепоты и предубежденности некоторых ее толкователей. [24] Люди игнорируют простые утверждения Библии, предпочитая плоды своего извращенного ума. Гордясь своими интеллектуальными достижениями, они не замечают простых истин, оставляют источник живой воды и пьют из отравленного потока заблуждений (Ревъю энд Геральд, 21 января 1885 г.).
Читайте Библию вместо беллетристики
И молодые, и пожилые братья и сестры пренебрегают Библией. Она не является предметом пристального изучения законом их жизни, как должно бы быть. Особенно в таком пренебрежении виноваты молодые люди. Многие из них готовы (и находят для этого много времени) читать любую другую книгу. Но Слово, которое свидетельствует о вечной жизни, не перечитывается и не изучается ежедневно… Молодые внимательно читают всякую непотребную литературу, в то время как Библия заброшена… Я видела, что все должны иметь этот фундамент своего упования, дабы укрепить свои души для предстоящей суровой борьбы (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 135. Далее — Свидетельства).
Главное — проникнуться исследовательским духом
«А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен; притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» [25] (2 Тим. 3:14-17).
Много еще драгоценных истин могло бы открыться людям в наше опасное и мрачное время, но ведь сатана задался целью помешать проникновению света истины в человеческие сердца. Если мы хотим воспринять посланный нам свет, то должны продемонстрировать желание и стремление прилежно изучать Слово Божье. Драгоценные истины, долгое время находившиеся во мраке, непременно откроются и предстанут в таком свете, который выявит их священное достоинство, ибо Бог могущественно прославит Свое Слово и оно явится людям в невиданном доселе свете. Но питающие любовь к истине должны напрячь все свои силы, чтобы понять глубины Слова, а затем прославить Бога, благословлять и просвещать Его народ. Вам следует приступать к изучению Священного Писания со смиренным сердцем, покоренным благодатью Бога; быть готовыми принять каждый луч Божественного света и идти путем святости.
В духе учащегося
Изучая Священные Писания, не пытайтесь толковать их тексты таким образом, чтобы подогнать их под свои предвзятые идеи, но подойдите к пониманию основополагающих принципов веры Христовой как верные Его ученики. Подходите к Слову Божьему с живым интересом, горячей молитвой, познавая, что есть истина; имейте дух Нафанаила, который настойчиво вопрошал Господа, желая [26] познать истину. Свет озарит каждого добросовестного искателя истины, как озарил он Нафанаила. Иисус увидел его под смоковницей склонившимся в молитве, и когда Нафанаил все еще просил дать ему света, подошел гонец и позвал его, чтобы отвести к источнику всего света.
«Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» Предубеждение и неверие заговорили в сердце Нафанаила, но Филипп не пытался спорить с ним. «Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства! Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты — Сын Божий; Ты — Царь Израилев» (Ин.1:45-49).
Как легко оказалось убедить Нафанаила! И с каким удовольствием взирал Иисус на его искреннюю, простодушную веру! «Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:50, 51). Бог никогда не поощряет неверие, подозрение или сомнение. Когда Он говорит, Его Слово надо признавать и исполнять в каждодневных делах. А узнает [27] человек голос свыше в том случае, если его сердце поддерживает живую связь с Богом.
Следует избегать полемики
Хотя для того, чтобы бесценная истина была обнаружена и вынесена на свет, необходимо тщательное исследование Слова Божьего, в наших размышлениях об уроках субботней школы нами не должен владеть дух противоборства. Христову благодать надо проявлять всем, кто, стремясь понять Слово Божье, выносит на обсуждение такие места из текста, по поводу которых могут возникнуть различные мнения. Дабы каждый мог познать для себя, что есть истина, необходимо всем дать свободу открыто исследовать истину. Среди учеников субботней школы должен царить дух исследования, и тогда наиболее зрелые из них поймут разные доказательства, увлекутся поисками новых лучей света и смогут оценить все, что Бог ниспосылает Своему народу. Господь, желающий дать Своему народу свет, никогда не явит его, если не увидит старательного изучения Слова истины.
Мир полон всякого рода отступлений, способных ввести в заблуждение, и очень важно, чтобы и ученики, и учителя не сомневались в своем знании истины. Необходимо, чтобы мы чтили Слово Божье и узнавали Его голос в живых глаголах, чтобы мы следовали Его указаниям и жили в соответствии с каждым словом, исходящим из уст Бога. Исполняющие волю Бога узнают о том или ином учении, [28] от Бога ли оно, ибо никакой обман не омрачит их разум.
Бог призывает всех — и молодых и старых — заняться прилежным исследованием Его Слова, чтобы им открылись сверкающие алмазы истины. Неважно, кто вы — служители или рядовые члены церкви, учителя или ученики, всех Он приглашает заняться одним делом, то есть изучением Библии.
Чудесный свет будет и впредь исходить от Слова Божьего, и да не осмелится никто диктовать, что следует и чего не следует доводить до сведения людей из тех просвещающих вестей, которые Он им направляет. Поступать так значит угашать Дух Божий. Никто не в праве, какое бы авторитетное положение он ни занимал, скрывать свет от людей. Никто не в праве лениться, изучая сущность вести, данной от имени Господа Его народу. Никто не может занимать позицию безразличия и самоуверенности и говорить: «Я знаю, что есть истина. Меня устраивает мое положение. Я сделал свои ставки и не сдвинусь с места ни при каких обстоятельствах. Я не буду слушать этого проповедника, потому что его проповедь не содержит истины». Наиболее известные церкви потому и остались в полутьме, что следовали подобным путем, и до них не дошли небесные вести.
Взращивайте в себе постоянную готовность учиться
Бог призывает работников субботней школы, занимающих ответственные посты, побороть в себе весь свой эгоизм,[29] самоуверенность и неуважение к чужому мнению. Натолкнувшись на непонятную вам весть, приложите имеющиеся силы, чтобы правильно услышать все, предлагаемое вестником, сравнивайте текст с текстом и выясняйте, находит ли эта весть подтверждение в Слове Божьем. Если вы считаете, что господствующие мнения не имеют в своем основании Слова Божьего, а занимаемую вами позицию в отношении данного вопроса нельзя оспорить, тогда приводите свои убедительные доводы, ибо от соприкосновения с заблуждением ваша позиция не пошатнется. Нет добродетели или мужества, если вы ведете непрерывную борьбу в темноте, закрывая глаза, чтобы не видеть, затыкая уши, чтобы не слышать, ожесточая свое сердце в невежестве и неверии, чтобы, чего доброго, не унизить себя признанием того факта, что некоторые стороны истины стали вам понятнее.
Бежать от рассмотрения истины — не тот способ, с помощью которого можно выполнить наказ Спасителя постоянно исследовать Писание. Разве можно назвать поиском скрытого сокровища такое положение, когда вы считаете грудой мусора результаты кропотливого чужого труда, не подвергая их тщательному исследованию? А вдруг в коллекции идей, вами сразу забракованной, все же есть драгоценные самоцветы истины? Неужели люди почти еще ничего не знающие, будут избегать всякой встречи, на которой им может представиться возможность исследовать вести, почерпнутые другими людьми в ходе такой работы? Избегать просто потому, что считают, будто взгляды проповедников истины могут не совпадать с их собственным пониманием истины? Именно так поступали евреи во дни [30] Христа, мы же предупреждены не поступать подобным образом и не идти за теми, кто охотнее выбирает тьму, нежели свет, потому что, уходя от живого Бога, евреи подчинялись этому неверию в своих злых сердцах. Среди тех, кто вообразил себя всезнающими, нет слишком старых или слишком умных, чтобы им нельзя было поучиться у самых смиренных посланников живого Бога (Советы по работе субботней школы, с. 62-66).
Учитель должен учиться сам
«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тим. 2:22, 23). Желающие стать учителями детей и наставниками молодежи и быть к тому же хорошими работниками на ниве Божьей должны многому, очень многому учиться, приобретая как теоретические знания, так и практические навыки, чтобы успешно трудиться для Бога. Они должны возрастать в благодати и в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, стремясь достичь полного возраста Христова. Возрастание в благодати есть свидетельство того, что вы пребываете во Христе, подобно ветке, растущей на лозе. Если вы будете пребывать в Нем, то сможете ясно, полно и глубоко постичь духовную истину, ибо о духовном надобно судить духовно.
«Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (/ Ин. 2:14). Бог призывает молодых мужчин и женщин наилучшим образом использовать вверенные им способности. Ему угодно, [31] чтобы вы развивали у себя трудолюбие, привычку учиться, максимально используя таланты, которые Он доверил вам. Бог примет ваше служение и развитие ваших талантов, но Он не может смотреть с одобрением на вялую, половинчатую работу. Любая сфера деятельности на ниве Божьей требует абсолютного напряжения способностей, полного использования любой доступной вам помощи, чтобы вы направляли свои самые благородные порывы на распространение истины. Возвышенный, священный характер этой работы требует приложения наивысших интеллектуальных и духовных сил. Только соблюдение указанного требования позволит должным образом представить истину тем, кто сидит во тьме и тени смертной.
Если вы призваны быть учителем в какой-либо области работы на ниве Божьей, то вы также призваны оставаться учеником в школе Христа. Беря на себя священную ответственность учить других, вы одновременно обязуетесь досконально изучать каждый предмет, который собираетесь преподавать. Если вы в субботней школе раскрываете перед своими учениками тему, взятую из Слова Божьего, то вам надо так доходчиво преподнести основания вашей веры, чтобы ваши ученики убедились в ее истинности. Вам следует усердно искать в Слове Божьем свидетельства, подкрепляющие вести, которые Бог направляет Церкви, сравнивать их друг с другом, чтобы знать, что есть истина, и уметь наставить на путь праведности надеющихся на вас.
Слушать, сохраняя беспристрастность
Если вас просят выслушать обоснование доктрины, которую вы не понимаете, не высказывайте своей отрицательной точки зрения до тех пор, пока не подвергнете это [32] обоснование тщательному исследованию и не убедитесь, обратившись для этого к Слову Божьему, в его непоследовательности и недостаточной аргументации. Если бы мне представилась возможность, я выступила бы перед всеми учениками субботней школы по всей стране и, возвысив свой голос, обратилась бы к ним с серьезным призывом идти к Слову Божьему в поисках истины и света. У Бога есть чудесный свет, который может стать доступным для Его народа прямо сейчас, поэтому вам в своих исследованиях надлежит серьезно стремиться достичь цели не меньшей, чем глубокое постижение каждого пункта истины, иначе в день Господень вы окажетесь среди тех, кто не жил всяким словом, исходящим из уст Бога.
Вопросы, имеющие принципиальное значение, но ставшие непонятными вследствие невнимательного прочтения Слова Божьего, надо подвергать всестороннему рассмотрению. Изучение Библии требует максимальной мобилизации умственных сил и самых посвященных способностей. Когда церкви открывается новый свет, опасно загораживаться от него. Если вы отказываетесь слушать только потому, что имеете предубеждения против вести или вестника, то вряд ли Бог простит вас. Ваше осуждение того, чего вы не слышали или не понимаете, не возвысит вашу мудрость в глазах людей, беспристрастных в своем исследовании истины. Отзываться презрительно о тех, кого Бог прислал для возвещения истины, это глупость и безумие. Если молодые люди пытаются получить необходимое образование, чтобы трудиться на Его ниве, им следует познать путь Господа и жить, следуя каждому слову, исходящему из Его уст. Они не вправе считать, будто вся истина уже открыта и что у Бесконечного нет больше света для Его народа. Закоснев в этом мнении, они рискуют пройти мимо драгоценных камней истины, которые непременно будут открыты, когда люди направят свое внимание на разработку богатого рудника слова Божьего.
Личное исследование
Вступившим на учительское поприще или призванным занять какое-либо иное ответственное положение не следует довольствоваться результатами чужих исследований, но необходимо постигать истину самостоятельно. Если они не выработают у себя привычку самостоятельного изучения различных аспектов истины, то станут поверхностно относиться как к жизни, так и к познаниям. Можно и нужно ценить мнение своих собратьев и коллег, но не надо полагаться только на них и не иметь собственных определенных идей. Вам надо подвергать анализу истины, в которые вас призывают верить, подвергать до тех пор, пока вы не убедитесь в их непогрешимости. Вы многое теряете, не сверяя каждый элемент вашей веры с законом и со свидетельством, ибо вы не разумеете и не цените истину как таковую. О, если бы вся молодежь могла оценить данную ей Богом привилегию! В том и заключается Его воля, чтобы вы приходили к Источнику всего света и получали просвещение от Его Духа (ибо свет этот будет дан любому смиренному и кроткому искателю истины), и тогда открылось бы всем, что Дух и Слово не противоречат друг другу, и вы поняли бы, что познали истину. Какую уверенность сообщает это знание! Вы можете, обладая им, говорить в полный голос, провозглашая ту истину, в подлинности которой убедились, зная, что вы не хитросплетенным басням последовали (там же, с. 58-61).
Обетование об излитии большего света
Новый свет всегда будет проливаться на Слово Божье, предназначенное тем, кто поддерживает живую связь с Солнцем Праведности. Пусть никто не думает, что вся истина уже открыта. Усердный, исполненный молитвы искатель истины заметит прекрасные лучи света, которые вскоре придут от Слова Божьего. Много еще драгоценных камней истины разбросано, их нужно собрать и передать в собственность Остатку народа Божьего. Однако свет дается не просто для укрепления Церкви, но для просвещения пребывающих во тьме. Народ Божий должен и впредь возвещать совершенства Того, Кто призвал его из тьмы в Свой чудесный свет. Христос сказал о своем народе: «Вы свет миру», а назначение света — сиять, освещать и удалять тьму.
О, пусть учителя и ученики будут такими, какими хотел их видеть Господь, когда отдавал Свою жизнь ради того, чтобы они стали сыновьями и дочерьми Бога и заслужили венец бессмертной славы! (Там же, с. 53, 54).
Новый смысл знакомых текстов
Как только искатель истины, одержимый искренним желанием узнать, «что говорит Господь», раскроет Библию, чтобы с благоговением прочитать изреченное Богом, на [35] него снизойдут свет и благодать и он усмотрит чудесные вещи в Законе Божьем. Он будет воспринимать Закон Иеговы не как рабские цепи, но как благородные заповеди Всеведущего и Сострадающего. Он поспешит выполнить Его требования. Дух Божий откроет новые великие истины, которые веками оставались незамеченными и неоцененными, и знакомые тексты засверкают гранями нового смысла. Каждую страницу озарит Дух истины. Библия более не является тайной за семью печатями. Открываются самые драгоценные истины, заинтересованное ухо слышит живые глаголы, и в людях пробуждается и начинает свою Работу совесть (там же, с. 30).
Отклонение от библейских ориентиров
Многие люди так мало знают о своей Библии, что проявляют неустойчивость в вере. Они убирают старые ориентиры и попадают в бурный водоворот заблуждений и лжеучений. То, что ошибочно называется наукой, размывает основание христианских принципов, и люди, когда-то пребывавшие вере, уклоняются от библейских ориентиров и порывают свои отношения с Богом, хотя как и прежде претендуют на право называться Его детьми (Ревью энд Геральд, 29 декабря 1896 г.).
Молодежь, способная противостоять ереси
Уроки Библии, преподаваемые в наших школах, имеют значение гораздо большее того, что им теперь придают. Теперешним [36] детям в недалеком будущем придется столкнуться с ересью и небылицами, которые умножаются в христианском мире. Наставления для молодежи должны отличаться простотой и, что очень важно, глубиной и доскональностью. Нашу работу надо поставить так, чтобы она выдержала испытание судного дня. В наш век молодежь обязана по благодати Христовой сопротивляться злу, насаждаемому в обществе, и побеждать его. У молодых людей будет возможность употребить все приобретенные ими знания и влияние, но для того, чтобы остановить поток зла, захлестывающий все вокруг, им понадобится мудрость свыше. Велико число заблуждающихся и приверженцев небиблейских доктрин. Все устройство мира ведет их к тому, чтобы они забыли Бога и презрели Его требования. Закон Божий попирают ноги нечестивых. Каждый юноша и каждая девушка в ответе перед Богом за те возможности, которые Он им предоставляет, и за бесценный свет, идущий к ним со страниц Священного Писания (Советы по работе субботней школы, с. 22).
Заслон перед искушением
Следует проявлять живую, растущую заинтересованность в обогащении ума библейскими истинами. Приобретенные в результате такой заинтересованности познания, словно барьер, оградят душу. И осаждаемый соблазнами будет твердо уповать на Иисуса, через познание призвавшего их к славе и святости (там же, с. 12).
Божественная помощь тем, кто ищет истину
Изучив одну сторону Божьей истины, следует переходить к изучению другой, и так далее, ибо истина неисчерпаема, и ее постижение должно вызывать живейший интерес и у учителей, и у учеников, чтобы им познавать все, сказанное Богом. На протяжении многих лет голос Божий [37] говорил нам: «Не успокаивайтесь, действуйте, дерзайте». Исследуйте каждое положение истины, чтобы уметь самостоятельно отличить истину от заблуждения. Не мешайте учащимся заниматься самостоятельным поиском и постигать глубины Божьи. Пусть они совершают эту работу в Духе Христа. Не сдерживайте энтузиазм учащихся какими бы то ни было ограничениями.
Поиск истины в Священном Писании требует большого смирения ума и сердечного раскаяния, а также серьезного стремления к Богу. Смиренным духом в их поиске будут помогать ангелы Божьи (там же, с. 55, 56).
Служение без душевной отдачи
Многие из называющих себя христианами верят Слову Божьему не более чем наполовину. Вместо того чтобы заниматься его серьезным изучением, они тратят драгоценное время на чтение романов и всяких вымышленных историй. Понимать Слово Божье только умом недостаточно, чтобы повлиять на жизненные привычки, так как образ жизни зависит от состояния сердца. Преподав уроки внешнего откровения, учителя субботней школы тем самым положили начало своей работе, и им следует продолжать ее, пока не станет очевидным, что небесные заповеди запечатлелись не только в сознании ученика, но и в его сердце (там же, с. 57, 58).
Молитвенное изучение
В процессе изучения Священного Писания нам следует напрягать все силы своего ума, поставив перед собой задачу [38] максимально, как только доступно смертному, постичь глубины Божьи. Но вместе с тем нам не следует забывать, что восприимчивость и детское послушание составляют истинный дух учащегося. Трудности в понимании Священного Писания невозможно преодолеть, опираясь на методы решения философских проблем. Самоуверенность, с которой столь многие вторгаются в сферу науки, неприемлема, когда приступаешь к изучению Библии; последнее предполагает молитвенную зависимость от Бога и искреннее желание познать Его волю. Отправляясь за знаниями к Сущему, мы должны смирить свой дух и приготовиться слушать и принимать знание от Учителя. В противном случае злые ангелы ослепят наш разум и ожесточат наше сердце до такой степени, что истина не произведет на нас никакого впечатления.
В Священном Писании есть немало таких текстов, которые ученые мужи объявляют таинственными или пропускают как маловажные, но прошедшие обучение в школе Христа находят в них утешение и совет. Почему многим богословам недостает более глубокого понимания Слова Божьего? Одна из причин состоит в том, что они закрывают глаза на истины, которыми не хотят руководствоваться в своей жизни. Проникновение в сущность библейской истины зависит не столько от исследовательских способностей разума, сколько от его целеустремленности и серьезной тяги к праведности.
Никогда не приступайте к чтению Библии без молитвы. Только Святой Дух даст нам почувствовать важность простых для понимания вещей и удержать от искажения тех истин, освоение которых дается с трудом. Задача небесных ангелов — так подготовить наше сердце, чтобы мы [39] постигали смысл Слова Божьего, пленялись его красотой, получали назидание от его предостережений и вдохновлялись и укреплялись его обетованиями. Нам следует присоединиться к просьбе псалмопевца: «Открой мои очи, и я увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Искушения часто кажутся непреодолимыми, потому что, пренебрегая молитвой и чтением Библии, искушаемый сразу не в состоянии вспомнить обещанное Богом и встретить сатану во всеоружии библейских истин. Но рядом с теми, кто охотно берет уроки Божественного, находятся ангелы, они-то и помогут им в случае крайней необходимости вспомнить нужные истины (там же, с. 121, 122).
Как Бог передает знания
День за днем Иисус учился, черпая знания из живой и неживой природы. Он, Творец всего сущего, по Чьему властному слову появились холмы и долины, реки и деревья, был теперь Сыном Человеческим и постигал науку, которую собственной рукой начертал на листьях, цветах и деревьях. Притчи, к которым, преподавая уроки истины, Иисус охотно прибегал в период Своего служения, показывают, сколь открыт был Его Дух свежему влиянию природы и с каким удовольствием Он в те годы, о которых умалчивает Священное Писание, извлекал уроки духовности из всего, что окружало Его в повседневной жизни. Значение Слова и дел Бога открывалось Иисусу постепенно, по мере того, как Он размышлял, стараясь, как, наверное, стараются все юноши, понять причину вещей.
Каждый ребенок может получать знания так, как это [40] делал Иисус, из произведений природы и со страниц Святого Слова Божьего. Ангелы приблизятся к нам, видя наши старания познакомиться с Небесным Отцом, наш ум укрепится, характер возвысится и очистится, и наше сходство со Спасителем усилится. Лицезрел красоту и величие природы, в приливе чувств мы обращаемся к Богу; когда сердце трепещет, а дух пребывает в смятении, душа оживает, вступая в контакт с Бесконечным, через Его чудесные творения. Общение с Богом посредством смиренной молитвы развивает и укрепляет умственные и моральные способности, а постоянные размышления о священном увеличивают духовный потенциал. Кто посвящает свою душу, тело и дух Богу и очищает свои помыслы, подчиняясь Закону Божьему, тот будет ощущать постоянный приток новых физических и умственных сил. Его сердце устремится к Богу, и в искренней молитве он будет просить Бога придать ясность его восприятию, чтобы уметь различить дея-ния Святого Духа. Не мы должны пользоваться Святых Духом, а Святой Дух использует нас, формируя и оттачивая каждую нашу способность.
Как подготовиться к грядущим испытаниям
Слугам Христовым нет нужды заранее готовить речь, чтобы выступить с ней на суде, пред которым они предстанут за свою веру. Их приготовление должно совершаться постепенно, день за днем. От года к году им надо складывать в своих сердцах, словно сокровище, бесценные истины Божьего Слова, впитывать в себя учение Христа, в молитвах укреплять свою веру, и тогда, когда они окажутся [41] перед лицом испытаний, Святой Дух оживит в их памяти именно те истины, которые дойдут до сердца людей, пришедших их послушать.
В самый нужный момент Бог высветит в их памяти знания, добытые в ходе кропотливого исследования Священного Писания. Но не могут рассчитывать на помощь Святого Духа те, кто отказался наполнять свой разум драгоценными истинами, избегал знакомства со словами Христа и никогда не испытывал на себе силу Его благодати в трудный час. Они должны ежедневно с беззаветной любовью служить Богу и затем только уповать на Него (там же, с. 105-107).
Ежедневное изучение Библии
Субботняя школа предоставляет родителям и детям прекрасную возможность изучать Слово Божье. Но чтобы сполна извлечь пользу из занятий в субботней школе, и родителям, и детям надо посвящать свое время работе над библейскими уроками, стараясь хорошо усвоить изложенные в них факты, а также духовные истины, для преподавания которых эти факты предназначены. Нам следует внушать молодым умам, как важно предельно полно постигать смысл каждого изучаемого текста Писания.
Родители, каждый день находите немного времени, чтобы вместе с детьми повторять урок субботней школы. Если понадобится, откажитесь от визита к друзьям; но не [42] жертвуйте часом, отведенным для изучения Священной истории. И родители, и дети только выиграют от таких занятий. Старайтесь заучивать наизусть наиболее важные отрывки из текста Священного Писания, связанные с уроком, воспринимая это не как обязанность, а как привилегию. Хотя на первых порах память может и подводить, но по мере упражнения она будет развиваться, так что спустя некоторое время вы начнете получать удовольствие от такого способа хранения бесценных слов истины. А, став привычным, запоминание наизусть окажет вам незаменимую помощь в вашем религиозном росте.
Как воспряла бы субботняя школа, если бы то время, которое тратится впустую и — что хуже всего — убивается на сплетни, на лелеяние гордыни, на потворство аппетиту, с тем же рвением посвящалось изучению Библии! Но когда родители больше озабочены одеждой для своих детей, а не тем, как заполнить их ум истинами, содержащимися в Слове Божьем, тогда дети и сами скоро научатся относиться к одежде и внешности как к чему-то более важному, нежели к истинам, связанным с их спасением…
Изучая Библию всей семьей, делайте это систематически. Пренебрегайте всем, что носит преходящий характер, оставьте ненужные занятия шитьем и заботу о пропитании, но сделайте все, чтобы душа была накормлена хлебом жизни. Невозможно оценить те добрые плоды, которые приносит всего один час или даже полчаса в день, посвященные изучению Библии в обстановке радостного, непринужденного общения. Позвольте Библии объяснять саму себя: изучая какую-либо тему, выбирайте из текстов Библии и сопоставляйте все, что сказано в ней на данную тему в разное [43] время при различных обстоятельствах. Ни случайные посетители, ни друзья не должны прерывать ваши домашние занятия. Если ваш гость пришел во время урока, пригласите его принять участие в нем. Покажите, что для вас важнее получать знания, изучая Слово Божье, а не мирские удовольствия или выгоду (там же, с. 10, 11).
Закрепление библейского урока в памяти
Невозможно переоценить возможности, предоставляемые субботней школой для интеллектуального развития. Выучивайте пройденный урок не в субботу утром, до начала очередного занятия в классе субботней школы, бегло просматривая конспект, но во второй половине субботнего дня, внимательно перечитывая комментарии, затем в течение всей следующей недели ежедневно обращаясь к ним, находите в повседневной жизни примеры, иллюстрирующие изложенные в них тезисы. В результате такой работы урок закрепится в вашей памяти и ни одна бесценная истина Божьего Слова не затеряется в ней бесследно (Воспитание, с. 251, 252).
Наша ежедневная духовная пища
Нам нужно осознать сказанное Христом: «Плоть не пользует немало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», то есть Святое Слово, принятое и претворенное в повседневную жизнь. Суть духовной жизни в том, что Христос есть свет и жизнь храма души, как кровь есть жизнь для тела. Все изучающие Слово Божье подобны поедающим это Слово, они питаются Христом… Как тело должно ежедневно получать все необходимое для жизни, точно так же и Слово Божье надо ежедневно изучать: его нужно вбирать [44] в себя, переваривать и жить по нему. В нем содержатся все питательные вещества, необходимые для здоровья души. Пренебрежение Словом ведет к голоданию души. По Библии блаженный человек есть тот, кто день и ночь размышляет об истинах Слова Божьего. Все мы должны вкушать Слово Божье с наслаждением. Отношение верующего к Слову — существенный вопрос. Используя Слово для удовлетворения наших духовных потребностей, мы едим листья с древа жизни, предназначенные для исцеления народов. Изучайте Слово, применяйте его на практике, ибо оно — ваша жизнь (Е. Уайт, письмо 4, 1902).
Сотрудничество семьи и субботней школы
Хотя мудрые, терпеливые усилия, предпринимаемые учителем субботней школы, очень важны, миссионерство не должно быть делом только субботней школы и служителей, его корни и основа — в работе, совершаемой в семье. На родителей возложены священная ответственность и долг, и они призваны исполнять свой долг и нести ответственность, боясь Бога и следя за душами своих детей как обязанные дать отчет.
Домашняя миссионерская работа странным образом оказалась в запущении. Родители, имеющие самое веское основание для серьезной христианской заботы о спасении детей, безразличны к своим обязанностям и относятся к нуждам домочадцев легкомысленно. Многие мужчины и женщины переложили ответственность, данную им как родителям Богом, на плечи работника субботней школы или служителя церкви. Но каждому орудию поручено свое [45] Дело, и родители, пренебрегающие своей частью, будут взвешены на небесах и найдены легкими.
В заповеди, изреченной Христом на горе из облачного столпа и обращенной к сынам Израилевым, определен родительский долг; суть его точна и понятна. Заповедь эта Дана нам для наставления и пользы. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И навяжи их в знак на руку твою, и да будут повязкою над глазами твоими» (Втор. 6:6, 8). Что бы израильтяне ни делали, они обязаны были помнить эту заповедь Господа. Образно выражаясь, она должна была быть повязана на их руку, т.е. оказывать влияние на любой их жизненный шаг. Она должна была стать повязкою над их глазами: их мыслям следовало все время возвращаться к истине, заключенной в Божьих заповедях, и руководствоваться ими. «И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих…» (Втор. 6:7, 9).
Учите скромности и смирению
Указание, данное Моисею Сыном Божьим для наставления детей израилевых, также важно и в наши дни; и со-[46] временным родителям следует относиться к нему столь же внимательно, как относился древний народ Божий. Религия должна пронизывать все стороны домашнего уклада, если мы хотим дождаться плодов, которые, по замыслу Бога, увидят те, кто следует Его путем. Гордость, самомнение и дерзость — вот наиболее распространенные черты характера современных детей, и в этих чертах проклятие нашего времени. Когда я на каждом шагу сталкиваюсь со столь нехристианскими, отталкивающими явлениями, а затем вижу, как родители и учителя изо всех сил стараются продемонстрировать способности и умения своих детей и учеников, у меня сжимается сердце, потому что я знаю: курс, которого придерживаются эти взрослые люди, прямо противоположен тому, что проложен Богом.
Родители и учителя, черпающие знания из Библии, думающие и поступающие в соответствии с ее святыми принципами, не заблудятся и не окажутся на окольных или запретных путях. И дома, и в субботней школе дети должны получать самые священные уроки — уроки скромности и смирения. Их следует наставлять в том, что касается высоких требований, предъявляемых Законом Божьим, и ответственности перед Богом. Преподавать следует такие уроки, которые помогут детям стать полезными членами общества в этой жизни и занять достойное место в будущем бессмертном царстве.
«И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей». «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме [47] твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая». Данные слова прямо определяют долг родителей и учителей; и если они будут выполнять свой долг, то непременно увидят лучшие результаты.
Результаты родительской несостоятельности
Как отличалась бы библейская летопись истории Израиля от той, которую мы читаем сейчас, если бы народ, которому так благоволил Господь, исполнил заповедь, изреченную ему из облачного столпа Сыном живого Бога. Но израильтяне не стали следовать данным им наставлениям. Они не смогли внушить своим детям требования Бога, и результаты не замедлили сказаться: Библия рисует нам печальную картину жизни народа, отверженного Богом. Израильтяне настолько презрели мудрость Бога, что когда появился Великий Учитель, Иисус, Спаситель мира, они требовали: «Распни Его!» Условности человеческого общества они чтили более, чем Божьи заповеди. Ложные обычаи и человеческие традиции заняли место чистого учения Божьего. К тому, что должно стать частью их бытия, они отнеслись как к чему-то незначительному и малоценному.
Христос пришел в этот мир, чтобы своим примером открыть истинную религию и возвысить принципы, которым надлежит править сердцами и поступками людей. Но ложь так крепко опутала тех, кому изначально был дан ярчайший свет, что они уже и не воспринимали его как свет и не были склонны поступаться традицией ради истины. Иудеи отвергли Небесного Учителя, они распяли Господа [48] славы, чтобы сохранить свои обычаи и традиции. Тот же самый дух царит в мире и сегодня. Люди не хотят исследовать истину, боясь, что их прежние традиции рухнут и установится новый порядок вещей. Человечеству свойственно постоянно заблуждаться, и, конечно, люди склонны сильно преувеличивать значение человеческих идей и знаний, не замечая и не оценивая Божественное и вечное.
Учение Христа отвергается
Для непредубежденных слова Христа были как свет с небес. «Никогда никто не говорил так, как этот человек». Захватывающее описание Великим Учителем вечного будущего затмевало реальности этого гибнущего мира. С каким восторгом приняли истину люди, молившиеся о свете! Но гордые и самодовольные отвергли Его весть (Советы по работе субботней школы, с. 35-39).
Родители как воспитатели
Нужно сделать так, чтобы дом не был местом монотонной работы, а стал школой воспитания. Особенно надо дорожить вечерами, чтобы в эти часы наставлять детей на путь праведности. Печально, но сколь много детей лишены такого наставления! Их не готовят дома к пониманию Божьей истины, не учат любить справедливость и творить [49] суд. Детей следует терпеливо наставлять, чтобы они понимали законы, которые управляют ими, и скрытые мотивы своих поступков. Им надлежит развиваться в соответствии с законами небес и ценить истину такой, какова она в Иисусе. Только так они смогут приготовить себя к жизни в обществе ангелов и к тому, чтобы устоять в присутствии дорогого Искупителя.
В каждой человеческой душе можно посеять семена добрых надежд и праведных устремлений, и тогда молодежь узреет красоту в святости. В любом случае в работе с молодежью иногда приходится применять решительные меры, чтобы обучить, развить молодых людей, сделать их безупречными, в высшей степени полезными членами общества. Как мало людей умеют по достоинству оценить те таланты, которыми наделил их Господь! Как мало родителей и воспитателей осознают тот факт, что полноценное развитие разума и сердца возможно только при наличии живой связи с Источником всякой мудрости, силы и святости! Истина бесконечна, и если Дух Божий просвещает и ведет ваш разум, вы будете становиться все сильнее и сильнее, а стезя ваша в конце концов просветлеет до полного дня.
К земле или к небесам
Но хотя мы и обладаем способностью учиться и познавать истину, не будем упускать из виду тот факт, что двигаться можно как вперед, так и назад. Мы можем опускаться, можем и подниматься. Душ, балансирующих между небесами и землей, очень много. Изощренные и обманные влияния уводят их от Бога и всего, что связано с Ним. Не- [50] обходимо, чтобы каждый человек с самого раннего возраста до юности и зрелости находился под чьей-нибудь доброжелательной опекой. Люди, знающие опасность зла и то, какую любовь и интерес питает Бог к каждой человеческой душе, в особенности должны считать наблюдение за душами своей обязанностью и исполнять ее так, как обязанные дать отчет.
Родителям надо заповедовать дому своему ходить после себя путем Господним, как это делал Авраам. Если этого не будет, сатана с радостью возьмет на себя родительскую опеку и научит ребенка по своему усмотрению; увы, сколько уже детей отданы на откуп сатане! Пусть родители выполняют свой долг по отношению к детям, пусть формируют их характеры в соответствии с Божественным Образцом. Пусть родители с живой верой в Бога и с полным доверием к Нему совершают закрепленную за ними часть дела, а Бог будет совершать свою часть, и тогда тысячи детей, блуждающих сейчас по миру без Бога и без надежды, присоединятся к Церкви.
Заботящиеся об обращении молодежи
Когда на родителях и учителях великим бременем будет лежать забота об обращении молодежи к Богу, тогда они постараются постоянно дисциплинировать свой характер, направлять свои вкусы и желания в небесное русло. Каждая душа восприимчива к воспитанию на основе твердых принципов добродетели. Каждая душа может достичь высот, глубин и широт, познавая духовное, и таким образом подготовиться к высшей жизни. Когда родители, делая первые шаги в этом направлении и заботясь единственно о прославлении Бога, будут вырабатывать собственные, как можно более простые и естественные привычки и обычаи в питании, манере одеваться, в образе жизни, тогда в их доме воцарится порядок и дети не останутся без внимания, напротив, родители будут посвящать свое время их воспитанию и развитию.
Влияние, которому подвергаются дети, и круг их общения должны быть самыми положительными. Родители, выполняющие свой родительский долг в благоговейном страхе и в любви к Богу, следят за каждым своим словом, чтобы когда дети станут повторять сказанное ими, не услышать вдруг нечто неприятное. Они будут стараться компенсировать слабость, невежество и недостатки своих детей полноценным нравственным воспитанием, чтобы они выросли сильными и чистыми, с твердыми привычками, которые являются залогом здоровья и счастья. При таком воспитании знания, усваиваемые детьми, только отточат их характер, придав ему гармонию и силу.
Пренебрежение чревато опасностью
Если дети будут предоставлены самим себе в том, что касается их воспитания, они быстро убедятся, что для этого у них есть все возможности. Разум будет впитывать зло из самых разных источников, и, быть может, оно до конца не сотрется и в будущей жизни. Когда родители, пренебрегая своим долгом, не закладывают основы характера у своих детей, не используют прекраснейшие нравственные принципы в качестве основных столбов для этого здания, тогда на их место придет враг Бога и человека и дети вырастут равнодушными к добродетели и к истине. Место у домашнего очага следует сделать самым приятным местом в мире. Что стоит внешнее и искусственное в сравнении с [52] истинным и естественным? Господь дал детям способности, которые необходимо всячески развивать, и делать это обязаны родители и учителя.
Те, кому Бог доверил ответственность за воспитание молодежи, должны сотрудничать с Ним, развивая драгоценные дары ума и сердца молодых людей, создавая условия для приобретения таких знаний, которые будут способствовать росту их сил и которые можно будет взять с собой в будущую бессмертную жизнь…
Дело огромной важности
Лепить и формировать характер ребенка — работа чрезвычайной важности, и самое главное в этой работе — представить детскому уму Христа во всей Его бесподобной любви, чтобы Его образ и неподражаемое обаяние затмили привлекательность мирской жизни. Молодежь должна увидеть не просто теорию, пусть даже и самую логичную, но любящий характер и славу Христа. Ее необходимо научить видеть богатства вечного мира, учить до тех пор, пока она не оживится, не вдохновится и не будет обретена для вечности. Любовь ко Христу должна быть движущей силой в этой работе. Эта любовь побуждает, сдерживает, пленяет (там же, с. 101 — 105).
Родители в субботней школе
Субботняя школа предоставляет молодым прекрасные возможности и преимущества. Родителям надо высоко ценить это преимущество и указывать на него своим детям. [53] Если родители сами не проявляют решительного интереса к школе, они не в праве ожидать этого интереса от своих детей. В субботней школе родители могут быть такими же учениками, как и их дети. И родители, и их дети должны стараться постоянно изучать Священное Писание. Другие книги следует читать во вторую очередь по отношению к Слову Божьему. Христос сказал: «Исследуйте Писания; ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствует обо Мне». Каждый из нас должен еще ближе познакомиться с пророчествами и приобрести более глубокие знания практических уроков Христа. Если мы будем просто читать Священные Писания, не испытывая при этом никакого интереса, то не сможем осмыслить заключенные в них истины.
Учите уроки Библии каждый день
Родителям следует изучать Священные Писания вместе со своими детьми. Им надо прежде самим знакомиться с уроками, чтобы затем помогать детям усвоить их. Каждый день необходимо выделять какую-нибудь часть времени для изучения уроков, но не путем механического повторения слов без понимания их смысла, а докапываться до самых основ, усваивая то, что можно извлечь из урока. Вина за равнодушие детей во многих случаях лежит на родителях. Родители равнодушны, и их дети проникаются тем же духом. Если родители будут показывать, какое большое значение они придают занятиям в субботней школе, уделять ей важное место и демонстрировать уважение к ней, дети в большинстве случаев начнут подражать им.
Учите соблюдать субботу
Между родителями и остальными членами семьи не должно быть никаких разногласий относительно того, как проводить субботу: священные часы субботы следует отдавать во славу Бога. Им надо вставать с восходом солнца, чтобы не спеша, не раздражаясь, подготовиться к занятиям в субботней школе. Если накануне были сделаны все необходимые приготовления, то времени на повторение выученного за неделю урока будет в избытке; и родители, и дети отправятся в школу, зная, что они хорошо выучили урок.
Любовь Христа к детям
Дети всегда представляли собой большой интерес для Иисуса. Он вступил в наш мир младенцем, но отнюдь не сформировавшимся зрелым мужчиной. В противном случае у детей не было бы Его примера для подражания. Христос был ребенком, Он имел детский опыт; Он прошел сквозь те же разочарования и обиды, что чувствуют дети; Он знал искушения, которым подвергаются дети и подростки. Но Христос в Своей детской и юношеской жизни был примером для всех детей и подростков. В детстве Он был занят полезными делами, в юности Он плотничал вместе со Своим отцом и подчинялся родителям, уже тогда являя Собой образец всем детям и подросткам. Если бы Христос никогда Сам не был ребенком, сегодняшняя молодежь полагала [55] бы, что Он не может сочувствовать ей. Но Иисус жил их жизнью, и все дети и молодые люди найдут в Нем Того, к Кому можно прийти со всеми своими горестями и разочарованиями и обрести Друга, Который им поможет.
Иисус любит маленьких детей. Когда матери приводили к Иисусу своих детей, Его ученики попытались не допустить их к Нему. Но Иисус упрекнул их, говоря: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). Затем Он собрал всех детей и благословил их Своей любящей рукой. Можно только пожалеть тех родителей и учителей, которым не хватает любви и терпения по отношению к детям, потому что такие родители не обладают умом Христовым. Кто старается привлечь детей к занятиям в субботней школе, тот делает хорошее дело, и Сам Учитель одобрил бы его. Развивающийся ум даже маленьких детей в состоянии понять очень многое из того, что касается учения Христа, и ребенок может научиться любить Его со всей пылкостью детских чувств. Учителям и родителям надо сеять при всех водах; если они будут верны, то пожнут много душ, обращенных к Богу. А когда спасенные души соберутся у великого белого престола с вендами на головах, в белых одеждах, с золотыми арфами в руках, родители и учителя, вложившие в их обращение столько труда, увидят, что их усилия не пропали. Подобный нежнейшей музыке, Божественный голос скажет им: «Хорошо, добрый и верный раб» (Знамения времени, 23 июня 1881 г.).
Как найти время на повторение библейского урока
Многие дети в качестве оправдания за невыученный урок субботней школы ссылаются на отсутствие у них времени. Но если бы они интересовались уроками, то не подготовившихся к ним было бы совсем немного. Одни посвящают все время развлечениям и осмотру достопримечательностей, другие — ненужной отделке платьев, третьи демонстрируют свою внешность, чтобы удовлетворить гордость и тщеславие. Прекрасные драгоценные часы, так расточительно потраченные, принадлежат Богу, и за них люди должны представить Ему отчет. Часы, проведенные в изготовлении бесполезных украшений, в развлечениях и в праздных разговорах, как и любой другой деятельности, будут приведены на суд, (Советы по работе субботней школы, с. 8).
Родители должны помогать детям
Родители обязаны объяснять своим детям законы и предписания Бога, а также пророчества и считать это своим священным долгом. Им следует давать своим детям об-разование дома и самим интересоваться уроками субботней школы. Учась вместе с детьми, родители показывают, что придают важное значение библейским истинам, Представленным в уроках, тем самым помогая воспитать в детях стремление к познанию Библии (там же, с. 111).
Пусть родители, делая свое дело, не только помогают детям в их учебе, но и сами знакомятся с материалом урока. Библия — это наш учебник. Родителям, учителям и ученикам необходимо поближе познакомиться с бесценными истинами, содержащимися как в Ветхом, так и в Новом Завете (там же, с. 14).
Занятия в субботней школе важнее, чем в общеобразовательной
Родителям надо уделять больше внимания тому, как [57] их дети выполняют библейские уроки, значительно больше, чем их занятиям в общеобразовательной школе. Уроки Священного Писания следует готовить еще тщательнее, чем уроки в обычной школе. Если родители и дети не видят необходимости в таком повышенном интересе к субботней школе, тогда детям лучше оставаться дома, поэтому что занятия не станут для них благословением, Родителям и детям надо сотрудничать с директором и учителями субботней школы, показывая тем самым, что они ценят труд, вкладываемый в них. Какое религиозное образование получают дети? Насколько глубоко их знание Священного Писания? Эти вопросы должны волновать родителей (там же, с. 8).
Прилежное изучение Слова Божьего будет обильно вознаграждено
Прилежание трех еврейских учащихся (Даниила и его товарищей), направляемое Богом, было щедро вознаграждено. Они усердно старались овладеть знаниями, и Господь даровал им небесную мудрость. Приобретенные знания помогали юношам в сложных ситуациях. Господь Бог Небесный не станет компенсировать недостатки, являющиеся следствием умственной или духовной лености. Когда представители рода человеческого будут употреблять все свои способности на то, чтобы приобрести знания и стать глубоко мыслящими людьми, когда они как самые главные [58] свидетели Бога и Его истины одержат победу в области исследования основополагающих доктрин, касающихся спасения душ, чтобы восславить Бога Небесного как Бога Всевышнего, тогда даже судьи и цари признают в судах, парламентах и советах, что Бог, Который сотворил небо и землю, — единственный истинный и живой Бог, Создатель христианства, Творец всей истины, учредивший седьмой день — субботу, когда полагал основания земли, когда утренние звезды пели и все сыны Божий ликовали от радости (Принципы христианского воспитания, с. 374, 375).