Раздел 3. Средство приобретения душ для Христа

[60]

Высшая цель

Целью работы субботней школы надо сделать обращение [61] душ ко Христу. Если субботняя школа не ведет детей и юношество ко Христу, значит, это плохая школа, пусть даже она имеет безупречную организацию и оснащена наилучшим образом. Ибо если детей не привлекают ко Христу, то под влиянием формальной религии они становятся все более и более невосприимчивыми. Учителю надо прийти на помощь детям и постучать в сердца тех, кто нуждается в его помощи. Если ученики ответят на обращение Святого Духа и откроют свои сердца, чтобы Иисус мог войти в них, Он, в свою очередь, откроет их разум. Работа учителя — простая работа, но если она выполняется в Духе Иисуса, то Дух Божий придает ей глубину и эффективность.

Большое место в деятельности учителя субботней школы должна занимать индивидуальная работа. Необходимость такой работы пока еще недостаточно признана и не оценена по достоинству. Учителю, сердце которого исполнено благодарности за любовь Бога, открывшуюся его душе, следует нежно и не покладая рук работать с учениками, добиваясь их обращения к Богу.

Личное спасение, затем служение

Какие доказательства того, что субботняя школа не [62] является пустой формальностью, мы можем представить миру? Нашу работу будут судить по ее результатам. Ее будут оценивать по характеру и работе учеников. На христианскую молодежь в субботней школе следует возложить определенные обязанности, чтобы, выполняя их, она могла развивать свои способности и обретать духовную силу. Сначала позвольте молодым людям отдать себя Богу, а затем организуйте работу так, чтобы их первым опытом был опыт помощи ближним. Этот опыт приведет в действие их способности и обеспечит им возможность научиться составлять планы и выполнять их на благо своих товарищей.

Пусть молодые ищут общения с теми, кто нуждается в помощи, ищут не для пустых разговоров, но чтобы демонстрировать христианский характер, трудиться вместе с Богом, завоевывая души тех, кто еще не посвятил себя Богу…

Усердие, соразмерное с преимуществами

Прискорбно, но в своих усилиях помочь молодежи мы весьма отстали от требований нашего долга. У нас есть великий свет, но нет усердия и серьезных усилий, как нет и пылкости духа, соразмерной с теми преимуществами, которыми мы пользуемся. Нам надо подняться над мертвящей атмосферой неверия, окружающей нас, и приблизиться к Богу, чтобы и Он мог приблизиться к нам.

Мы должны воспитывать молодежь так, чтобы она училась работать во имя спасения душ; и, готовя молодежь для этой работы, мы сами будем учиться работать результативнее, [63] становясь умелыми посредниками Бога в деле обращения наших учеников. Мы обязаны проникнуться духом серьезного труда и ухватиться за Христа, потому что наш успех только в Нем. Нам следует раздвинуть рамки своего мышления, дабы иметь правильное представление обо всем, что относится к понятию вечной жизни. Наши сердца должны смягчиться и покориться через принятие благодати Христовой, чтобы мы смогли стать настоящими воспитателями.

Пусть руководители субботней школы и учителя спросят себя: «Верю ли я Слову Божьему? Отдаю ли я себя Тому, Кто отдал Свою жизнь за меня, приняв жестокую смерть на кресте, чтобы я не погиб, но имел жизнь вечную? Верим ли мы, что Иисус притягивает к Себе души всех, кто вокруг нас, даже живущих без покаяния и не отвечающих на Его призыв?» Затем в смиренном покаянии пусть они скажут: «Господь, я буду привлекать к Тебе людей, используя всю силу своего влияния. Я верю, что только Ты Один животворящей силой Святого Духа коснешься сердца и усмиришь его» (Советы по работе субботней школы, с. 47-50).

Важнейший урок

Если молодые и сильные люди будут изучать Библию, напрягая для этого все свои способности, они наполнят ум ценными знаниями, которые, как свет, будут светить и тем, кто рядом с ними. Субботняя школа должна быть таким местом, где преуспевшие в овладении Божественным знанием могли бы вносить свежие идеи, укрепляя веру Божьего народа.

Когда все, называющие себя христианами, станут христианами [64] и в своих помыслах и поступках, субботняя школа не будет просто формальным служением. Тогда все учителя поймут урок, который Иисус преподал Никодиму, и начнут, в свою очередь, сами преподавать этот урок, особо подчеркивая его важность для человеческой судьбы. Иисус сказал начальнику иудейскому: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Человек не может своим умом постигнуть суть Небесного Царства и ясно представить себе его духовную природу — для этого надо родиться свыше. Тем самым Христос говорил Никодиму: «Ты нуждаешься не столько в учености, сколько во внутреннем обновлении. Не удовлетворение твоего любопытства тебе нужно, а новое сердце. И пока такая перемена не произойдет, обновив все внутри, не будет никакой спасительной пользы для тебя в том, что Я буду обсуждать с тобой Мой авторитет, Мою работу, Мою миссию с ее небесными полномочиями».

Знать и нести истину другим

Урок, который Христос преподал Никодиму, важен для каждого учителя, для каждого работника субботней школы, для каждого молодого человека и даже для ребенка. Несомненно, знакомство с основами нашей веры важно, но обретение практического опыта того, что значит «родиться свыше», еще важнее. Чего решительно не хватает в работе субботней школы, так это света жизни. Во всех видах служения нам нужны братья и сестры, которые у ног [65] Иисуса познали, что есть истина и как представлять ее другим. Для миссии воспитателей нашей молодежи в субботней школе требуются святые люди, смиренномудрые, живущие во Христе.

Первоочередная необходимость

Никодим пришел к Господу, намереваясь вступить с Ним в длительную дискуссию по вопросам второстепенной важности, но Иисус обнажил перед ним ключевые принципы истины и показал, что первое, в чем Никодим нуждается, это смирение сердца, дух, открытый для научения, новое сердце; если он хочет войти в Царство Божье, то должен родиться вновь. Разве занимающие ответственные посты в субботней школе не почувствовали бы раздражения и беспокойства, если бы я сказала, что хотя они и не являются начальниками в Израиле, им все же надо родиться свыше? Никодим удивился тому, что Христос разговаривал с ним, никак не обнаруживая уважения к его положению, он не был готов принять истину и ответил Христу словами, полными иронии. Никодим сказал Ему: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин.3:4). Никодим показал, а это свойственно и многим из нас, что плотский человек не принимает того, что от Духа Божьего. В плотском человеке ничто не откликается на духовное, ибо духовное следует разуметь духовно. Но, хотя Никодим и не понял [66] Его слов, Иисус не проявил нетерпения и не был обескуражен, но постарался изложить истину наиболее доступным путем. Убедительно, со спокойным достоинством Иисус повторил Свои слова, чтобы Никодим убедился в их Божественной истине: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше»» (Ин. 3:5-7).

Как живой источник

Каждый истинный христианин — живой источник, непрерывно получающий подпитку из неиссякающих потоков благодати, всегда свежий и постоянно освежающий всех, находящихся вокруг него. Сотрудничающие с Богом проявляют миссионерский дух, ибо они непрерывно получают, дабы непрерывно отдавать другим свет и благословение Небес. Открывающие свои сердца, чтобы обильно получить, смогут и отдавать обильно.

(Этот параграф взят из статьи «Работник субботней школы», август 1892г., был опущен в «Советах по работе субботней школы»).

Печально осознавать, как много формальной и ненужной работы делается в субботней школе и как мало свидетельств того, что в душах и учителей, и учеников происходит нравственное преобразование! Когда работа Духа Божьего будет оставлять след в самом сердце, тогда найдется много тех, кто прежде всего ищет Царства Божьего и правды Его, тогда земные дела займут надлежащее им, подчиненное место и небесное станет главенствовать над всеми другими чувствами [67] детей Божьих (Советы по работе субботней школы, с. 72). («Работник субботней школы», август 1892 г.).

Что более всего нужно делу Божьему?

Каков религиозный опыт работников субботней школы? Свет истины светит в умах и сердцах учителей и учеников, светит и доходит до тех, кто еще не со Христом. Нужно передать спасительную весть людям, еще не открывшим своего сердца для принятия небесного подарка. Истина должна быть настойчиво предложена вниманию людей безразличных. Если бы все осознали свой долг по отношению к душам, за которых умер Христос, каким бы высоким был интерес к любому средству спасения душ! Как мало бы мы думали о своих эгоистических устремлениях, своем внешнем виде и развлечениях! Как мало денег мы тратили бы на увеселения и собственные удовольствия, если бы понимали важность вложения денежных средств в Божье дело, для которого важна каждая копейка, сэкономленная на текущих нуждах.

Молитесь, чтобы Святой Дух вселился в ваши сердца, и тогда вы возьмете на себя Христово иго, и понесете Его бремя, и полностью приобщитесь к Иисусу. Наш взор слишком узок, и нам нужно смотреть шире, чтобы осознать все потребности дела Христова.

В чем состоит наибольшая потребность, так это в посвященных молодых мужчинах и женщинах, наделенных [68] чувством личной ответственности за успех дела, которые, работая совместно с христианскими организациями, прольют Божественный свет на мир, сидящий во тьме.

Влияние истины

Если истина, заповедь на заповедь и правило на правило, запечатлится в сердце, она произведет должное воздействие на людей. Библия содержит досконально разработанные критерии и нормы поведения, которые Бог дал, чтобы помочь взрослым, молодежи и детям идти к небесам через конфликты земной жизни. Вот молитва Христа: «Освяти их истиною Твоею: Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Какой бы просвещенной благодаря изучению Библии ни была наша молодежь, природа ее такова, что если истина, знанием которой эта молодежь владеет, не применяется в практике повседневной жизни, любая попытка возвысить и облагородить молодежь будет тщетной. На родителях лежит серьезная обязанность помогать учителям субботней школы в их работе.

Есть сердца, которых Господь коснулся Своим Святым Духом. Едва сердце смирилось и подчинилось, Божья благодать тотчас же начинает в душе свою работу; и не остается в сердце места борьбе за верховенство, и гордыня уходит, а рождается такое сильное ощущение любви Христа, побудившей Его отдать Свою жизнь за грешников, что пропадает всякое желание возвышать себя. Обращенный видит, что его Искупитель жил жизнью скромной, и он желает идти по Его стопам. В его сердце пробуждается миссионерский дух; ступая смиренно и осторожно, согласно вере своей, обращенный не остановится, пока не займется работой[69] по приведению душ ко Христу. Он хочет, чтобы каждый познал красоту любви Спасителя (Советы по работе субботней школы, с. 25).

Вопрос для каждого учителя и каждого ученика

Изучая Библию, проявляя бескорыстный интерес к другим людям, делая то, что угодно Спасителю, вы будете возрастать в благодати и в познании нашего Господа и Спасителя. Пусть каждый учитель и каждый ученик спросит себя: «Что я смогу сделать такого, что будет признано добрым служением Тому, Кто умер, чтобы я мог жить?» Учитель дает следующий ответ: «Ищи и спасай погибшее». Вам надо работать так, как работал Христос: терпеливо, с интересом, твердо решив не падать духом, потому что вы работаете для времени и для вечности, веря в то, что Христос может сделать многое с помощью человеческих способностей, посвященных Ему на служение. Есть ли более желанная привилегия, чем трудиться вместе с Богом, наилучшим образом используя данные нам силы для успешного завершения труда?

Когда юноши и девушки станут взращивать в себе такие качества, как рассудительность, благочестие и набожность, тогда их свет будет светить ближним, а Церковь обретет живую силу. Хорошо было бы назначить определенное время для изучения Библии, и пусть на эти занятия обращенная и необращенная молодежь собирается для молитвы и обмена опытами и впечатлениями. Молодым людям надо дать возможность выражать свои чувства. Хорошо [70] было бы также с самого начала выбрать разумного лидера, такого, который мало говорит сам, но, вставляя слово то тут, то там, побуждает других к активной беседе, стремясь помочь молодежи и укрепить ее у истоков ее религиозного опыта. Пусть спустя некоторое время этого руководителя сменит один из учеников, затем другой; так будут воспитываться работники, пользующиеся одобрением Бога (там же, с. 48, 49).

Обетование силы и мудрости

Пусть все истинные, честные христианские работники встречают в своем деле поддержку и знают, что каждый будет вознагражден, как вознаграждены труды его. Работайте, устремив взор на славу Бога. Не отказывайтесь от обязанностей только потому, что сознаете свою слабость и некомпетентность. Если вы свято преданы Богу и кротки духом, Он даст вам силу и мудрость. Пусть не будет таких, кто отказывается работать по своей лености, и пусть никто не рвется вперед, навязывая свои услуги тогда, когда они не требуются.

Долг по отношению к ближним

Пусть каждый истинный работник благодарит Бога за почетную возможность трудиться для Учителя. Не проходите мимо случая делать добро и использовать таланты, данные вам Богом, каждый день ища Его милости, с тем чтобы преуспеть в добрых делах.

Неиспользованные в прошлом возможности совершать [71] добро могут повергнуть вас во прах и заставить внимательно следить за тем, как бы не упустить возможность стать благословением для других. Сколько раз уже приходил час, когда нужно было потрудиться, но работника не оказывалось на вверенном ему посту! Можно было бы сказать такие слова, которые помогли бы слабым душам и укрепили бы их для борьбы с искушением, но они так и не были сказаны. Можно было бы продуманно и целенаправленно приложить личные усилия и спасти чью-то душу от смерти, покрыв множество грехов, но не нашлось того, кто эти усилия приложил бы. Нерадивым придется в день Божий держать ответ за свою нерадивость. Драгоценна кровь Христа, очищающая нас от всякого греха. Осознание искупительной любви Христа должно побудить нас хвататься за любую возможность творить добро. Каждая такая возможность чрезвычайно дорога, если используется во славу Бога. Кто гонится за земными богатствами, тот непрерывно и внимательно следит, как бы получить желаемое. Труженикам же Христа надо с неменьшим рвением вести души к Нему. Они могут быть соработниками Христа, если, следуя Его примеру, будут делать доброе всем, попадающим в сферу их влияния.

Ради Христа, пусть учителями и ведущими работниками в субботней школе будут благочестивые и богобоязненные люди, любящие Бога и понимающие всю ответственность Своего положения: ведь они — блюстители душ и обязаны будут дать отчет Богу за влияние, оказываемое ими на своих подопечных.

Вера в обещанное Богом

Необходимо, чтобы наша вера усиливалась, иначе [72] мы не сможем преобразовываться в Божественный образ, любить Бога и подчиняться Его требованиям. Пусть искренняя непритворная молитва сойдет с наших уст: «Господи, умножь во мне веру, дай мне Твое Божественное просвещение, ибо без Твоей помощи я не могу ничего делать». Придите в смирении и преклонитесь пред Богом, раскройте перед Господом свои Библии, найдите содержащиеся в них Божественные обетования и стройте на них свое упование. Заключите завет с Богом о том, что вы будете соответствовать Его требованиям, скажите Ему, что все равно будете верить, не имея никаких других оснований, кроме данных обетовании. В этих словах нет самонадеянности, однако если вы не начнете усердно работать, не будете серьезными и твердыми, сатана перехватит инициативу, и вы останетесь в неверии и темноте.

Слова и обетования Бога служат единственным основанием нашей веры. Примите Слово Божье как истину, как живой голос, звучащий для вас, и добросовестно выполняйте каждое Его требование. Господь верен Своим обетованиям. Он поддержит усилия директоров и учителей субботних школ. Благословения, которые мы получаем от Бога, ограничены слабостью нашей веры, Бог не отказывается нам дарить; Он — неиссякающий источник силы. Мы должны культивировать кротость и святость в своем сердце. Многочисленные доказательства Его любви и милосердия мы можем видеть ежедневно, если будем ежедневно, в полном самоотречении прикладывать усилия к тому, чтобы делать добро ближним. Я умоляю работников субботней школы как верных воинов Иисуса Христа надеть все Божьи доспехи и доказать Ему свою преданность. Бог вознаградит любую работу, если она делается во славу Его (там лее, с. 26-29).

Занятия должны быть одухотворены

[73] Чтобы исполнить волю Бога и познать Его учение, мы должны исследовать Его Слово, отдавая этому занятию все вверенные нам способности. Нам надо быть усердными в молитве и пылкими в простом, искреннем служении Богу. Учителям субботней школы необходимо алкать и жаждать Божественной истины, чтобы передать ее Дух своим подопечным и побудить своих учеников искать истину, как спрятанное сокровище. Никуда не годится такой стиль работы субботней школы, который сделает учеников лицемерами, ибо он не в интересах истинной религии. Пусть в субботней школе больше внимания уделяется поискам Бога, а не формальной стороне дела; надо, чтобы в ней чувствовался Дух Господень. Завышенные претензии любого рода неуместны в работе субботней школы, а формальное функционирование школы не представляет собой ценности, если Дух Божий не смягчает и не формирует сердца учителей и учеников (там же, с. 76).

Индивидуальный подход в процессе обучения

В работе каждого настоящего учителя личный элемент играет важную роль. Христос, уча народ, работал с людьми индивидуально. Своих двенадцать учеников Он учил не иначе, как с помощью личного контакта и общения с каждым. Свои самые ценные наставления Он давал именно конфиденциально, часто единственному слушателю. Почтенному раввину во время ночной беседы на Масличной горе, презираемой всеми женщине у колодца, близ города Сихарь, Христос открыл свои самые богатые сокровища, [74] ибо в этих слушателях Он обнаружил впечатлительные сердца, открытый ум и восприимчивый дух. Даже толпа, так часто следовавшая за Христом по пятам, не была для Него безликой человеческой массой. Он говорил, обращаясь непосредственно к каждому и взывая к его разуму и сердцу. Он наблюдал за лицами Своих слушателей, видел, как они начинали светиться изнутри, замечал быстрые ответные взгляды, говорившие Ему, что истина дошла до души; и в Его сердце, отвечая этим взглядам, звенела струна сочувственной радости…

Такой же интерес к личности, такое же внимание к индивидуальному развитию требуются сегодня в деле образования. Многие молодые люди, не подающие, как порой кажется, никаких надежд, на самом деле богато одарены талантами, которые они никак не используют. Их способности, скрытые для посторонних глаз, дремлют, потому что воспитателям этих молодых людей недостает проницательности. Во многих девочках или мальчиках, внешне непривлекательных, подобных грубо отесанным камням, можно обнаружить ценный материал, который выдержит любое испытание на прочность, будь то жара, ураган или давление извне. Истинный воспитатель, не теряя из виду того, кем могут стать его ученики, определяет ценность материала, с которым работает. Он проявит личный интерес к каждому ученику и постарается развить все его задатки. Он будет поощрять любую, даже самую несовершенную попытку соответствовать справедливым требованиям (Воспитание, с. 231, 232).

Роль учителя в классе

Нужно, чтобы учителями были обращенные мужчины и женщины, знающие, что значит «бороться с Богом», и не [75] успокаивающиеся, пока не обратят сердца детей к любви Бога, благодарению и прославлению Его. Кто в субботней школе будет всерьез заниматься душами учеников? Кто будет с каждым учеником работать отдельно, беседовать и молиться, обращаться лично к каждому, призывая его отдать свое сердце Иисусу, чтобы обращение стало сладостным благоуханием для Него? Когда мы мысленно обозреваем огромное поле учительской работы и видим, как мало эта работа ценится, наш дух стенает и нам хочется воскликнуть: «Кто возьмет на себя эти тяжелые обязанности и будет наблюдать за душами как обязанный дать отчет?» Мы представители Христа на Земле. Как мы выполняем свою миссию? Представители Христа будут пребывать в каждодневном общении с Ним. Они будут тщательно отбирать слова, они приправят свои речи благодатью, сердца их наполнятся любовью, а искренние, осмысленные, настойчивые усилия будут направлены на спасение душ, за которых умер Христос. Пусть все, максимально используя имеющиеся для этого возможности, работают во имя спасения наших дорогих детей, юношей и девушек, чтобы в скором времени с радостью отнести на свой счет слова Иисуса: «Хорошо, добрый и верный раб!.. Войди в радость господина твоего». Какая радость имеется в виду? Это радость лицезреть искупленных святых, спасшихся кровью Иисуса Христа благодаря их посредничеству (Советы по работе субботней школы, с. 15).

Посещение на дому

Учителя и работники, занятые в каждом отделе и классе субботней школы, я обращаюсь к вам в благоговении перед Богом и говорю следующее: если у вас не будет живой связи с Богом, если вы будете редко преклонять пред Ним колени в горячей молитве, то не сможете выполнять свою работу, руководствуясь высшей мудростью, не сможете при- [76] водить души ко Христу. Божий работник должен быть одет в одежду смирения. Господь признает и благословит смиренного работника, имеющего дух, открытый к научению, почтительную любовь к истине и к праведности, узнает и благословит этого работника, где бы он ни находился. Если вы отвечаете именно этим качествам, то будете заботиться о своих учениках, прилагая особые усилия к их спасению. Вы приблизитесь к ним с любовью и сочувствием, посещая их на дому, узнавая их истинное настроение в беседе об их опыте знакомства с Божественным, и вы понесете их на руках вашей веры к престолу Отца (там же, с. 68, 69).

«Паси агнцев»

Обратившись к Петру, Спаситель сначала велел ему: «Паси агнцев Моих» (Ин. 21:15), затем заповедовал ему: «Паси овец Моих» (Ин. 21:16, 17). Эти слова Христа обращены ко всем Его рабам: «Пасите овец Моих». Когда Иисус увещевал Своих учеников не отталкивать детей, Он обращался ко всем ученикам всех времен. Его любовь к детям и забота о них — прекрасный пример для Его последователей. Если бы учителя субботней школы питали именно такую любовь, какую и следует питать к этим агнцам стада, они привели бы в овчарню Христа еще большее их количество. При каждом удобном случае повторяйте детям рассказ о любви Христовой. В каждой проповеди оставляйте местечко для наставления детей. В них слуга Христов может найти верных друзей, а его слова станут для них, как «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах» (Притч. 25:11) (там же, с. 113).

Не оставляйте детей без внимания

Хотя в области воспитания и религиозного образования [77] молодежи кое-что уже сделано, остается еще достаточно недоработок. Многие дети нуждаются в ободрении и помощи. Пока нет той личной трудовой отдачи, которая требуется в этом деле. Ответственной работой по спасению молодежи пренебрегали не одни только служители Церкви; рядовым членам общин придется отвечать перед Учителем за свое равнодушие и забвение долга.

Господь не прославляется, когда детей обходят стороной и не уделяют им должного внимания. Детей нужно воспитывать, дисциплинировать и терпеливо учить. Мало походя уделять им внимание, мало поддерживать их словом. Дети требуют кропотливого, молитвенного, заботливого труда. Сердце, в котором живут любовь и сочувствие, найдет путь к сердцам тех молодых людей, которые кажутся легкомысленными и безнадежными (там же, с. 114, 115).

Направляйте малое стадо

Руководителям и учителям субботней школы следует часто молиться. Как добрые семена дают хорошие всходы, так своевременно сказанное слово благотворно воздействует на юные умы и направляет стопы малышей по правильному пути. И, напротив, ошибочное слово может направить их на путь разрушения (там же, с. 112).

Собирайте малышей

Собирайте всех, от старого до малого, и ставьте перед ними задачу: разгадывать тайны, занимавшие великие умы [781 и не понятые земными мудрецами. Весомые истины Божьего Слова предназначены для кротких и жаждущих учиться, сидя у ног Божественного Учителя. Иисус возликовал духом от этой мысли и сказал: «Славлю тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей Отче! ибо таково было Твое благоволение».

Не позволяйте закоснелым идеям внедряться в ваши труды или мешать им. «Поле есть мир». Принципы истины открыто и понятно изложены на каждой странице Слова Божьего, однако враг имеет силу ослеплять умы самодовольных так, что даже самые простые и ясные высказывания могут показаться непонятными. Давайте учить истине наших детей. Пусть они вооружатся откровением Слова Божьего. Дайте им возможность рассказывать о том, что написано в Священной Книге истины. Пусть служители, чьи уста опалены углем с небесного алтаря, произносят с кафедры слова жизни, которые западут в сердце и душу тех, кто, обладая мудростью мира, не понимает мудрости свыше.

Вопрос «что есть истина?» следует задавать, вооружившись решительным интересом. Мы должны, выполняя Божью заповедь, идти вперед от света к еще большему свету. Не может быть такого, чтобы воины Христа стояли на месте, беспечные и пассивные. Необходимо непрерывно совершенствоваться. Провидение Божье шаг за шагом ведет [79] нас по пути послушания. Пусть родители и учителя внушают детям, что Господь проверяет их в этой жизни, чтобы узнать, будут ли они с любовью и благоговением повиноваться Ему. Кто не подчинится Христу здесь, не подчинится Ему и в вечном мире. Господь готовит праведников к проживанию в тех небесных обителях, создать которые для любящих Его отправился Иисус (там же, с. 31, 32).

Религиозный опыт детей

Религия помогает детям лучше учиться и добросовестнее выполнять работу. Двенадцатилетняя девочка по-детски просто представляла свидетельство о том, что она — христианка. «Я не любила учиться, я любила играть. В школе я бездельничала, часто пропускала уроки. Теперь я каждый урок учу основательно, чтобы доставить этим удовольствие Богу. В школе я плохо вела себя; когда учителя на меня не смотрели, я веселила одноклассников разными проделками. Теперь я хочу угодить Богу хорошим поведением и соблюдением школьных правил. Дома я была эгоисткой, не любила выполнять поручения и обижалась, когда мама отрывала меня от игры, прося помочь ей по дому. Теперь помочь ей чем-либо и показать свою любовь к ней стало для меня настоящей радостью».

Не учите детей с расчетом на то, что ваша наука пригодится им когда-нибудь в будущем, когда они станут достаточно взрослыми, чтобы раскаяться и поверить в истину. При наличии должного наставления дети весьма юного возраста могут иметь правильное понятие о своем положении [80] грешников и о том, что спасение возможно только через Христа (там же, с. 112).

Детские сердца самые восприимчивые

Учителям субботней школы необходимо ходить с Богом, ступая осторожно и молитвенно. Они должны трудиться как обязанные дать отчет. Им дана возможность обращать души ко Христу, а чем дольше молодежь остается нераскаявшейся, тем более она утверждается в своем сопротивлении Духу Божьему. Вполне вероятно, что по мере взросления чувствительность к Божественному и восприимчивость святого влияния будет ослабевать. Каждый день сатана трудится, чтобы заковать молодых людей в грех непослушания, опутать духом нераскаяния, и вероятность их обращения в христианство становится все меньше и меньше. И какой же отчет в конце концов дадут равнодушные учителя? Почему нравственные колебания ослепляют душу учителя и вызывают у него нежелание прикладывать должные усилия для обращения в веру бесценных душ детей и юношей? Почему бы ему не позволить Святому Духу создать в душе такую атмосферу, которая рассеяла бы нравственную тьму и сделала бы небесный свет доступным для других? (Там же, с. 44, 45).

Сила Христоподобной нежности

Господь наш Иисус Христос относится с бесконечной нежностью к тем, кого Он искупил ценой Своих страданий во плоти, выкупил, чтобы они не погибли вместе с дьяволом и его ангелами, но чтобы Он мог считать их Своими избранными. Они суть предмет Его любви, Его собственность, и Он взирает на Своих возлюбленных, на тех, кто верит в Него, с несказанной любовью и дает верующим в Него благоухание Своей праведности. Такое управление бесценными агнцами стада, при котором они увидели бы и оценили как свое преимущество возможность целиком положиться на чуткое руководство верных пастырей, требует от последних такта, мудрости, человеческой любви и священной привязанности. Дети Божьи должны проявлять чуткость и нежность Иисуса Христа.

Учитель может привязать детей к своему сердцу Христовой любовью, постоянно присутствующей как сладостное благоухание, как запах живительный на жизнь в храме его души. Учителя, благодаря Христовой благодати, могут стать живым человеческим средством — соработниками Бога — средством просвещения, возвышения, воодушевления и помощи в очищении души от нравственной скверны. И тогда в душе ребенка обязательно обнаружится образ Божий, а Христова благодать преобразит его характер (там же, с. 87).

Благодатная почва для подготовки работников Христа

Христианские учителя и ученики в ответе перед Богом за дарованные им милостивые возможности, ибо они должны трудиться вместе с Богом, решительно свидетельствуя перед лицом земли и неба о силе Божьей спасительной благодати. Успех и влияние тружеников Бога будут прямо пропорциональны их нравственной высоте и чистоте. Истинные христианские учителя разглядят смысл урока, проводимого ими в субботней школе, ведь их разум будет открыт для понимания Благой вести. Они сделают так, чтобы их свет сиял для всех, кого еще не согревают прекрасные лучи истины. Чтобы принимать свет, исходящий от Слова, нужно открыть дверь в свое сердце. Один ученик христианин, принимающий Слово Божье, может стать проводником благословения для своих одноклассников. Он сможет быть полезен другим, если будет терпеливо, доброжелательно и заинтересованно прорабатывать урок с теми, кто не интересуется Божественным, и давать при этом простые и конкретные пояснения. Такого рода работа требует привлечения мудрости свыше, ведь нужно найти ненавязчивый подход к детям, более всего нуждающимся в помощи, и повести их ко Христу, то есть туда, где запросы души могут быть удовлетворены…

Не позволяйте новообращенному молодому человеку вести праздный образ жизни, дайте ему какую-нибудь работу в винограднике Учителя. Предложите ему работу с учетом его способностей; ведь Господь дал работу каждому. Давайте во всем сотрудничать с Господом и пускать в ход любое средство, с помощью которого можно развить способности всех участвующих в работе субботней школы, развить в полезном направлении. Люди мира собираются под знамена двух своих лидеров. Христос, Князь жизни, и сатана, князь тьмы, настойчиво призывают взрослых [83] и молодых на службу. Задача христианского учителя и ученика — приложить все усилия к тому, чтобы ряды последователей Христа непрерывно росли, призывая каждую душу встать под обагренное кровью знамя Князя Еммануила (там же, с. 50, 51).

Роль субботней школы в подготовке миссионеров

Практика миссионерской работы показала, что талант проповедника, как бы велик он ни был, не в состоянии спасти ее от провала, который почти неизбежен, если организационная сторона находится в пренебрежении, если людей не учат работать, проводить собрания, осуществлять свои функции (в миссионерском труде), находить удачный подход к людям. Многое нужно сделать и в работе субботней школы, если мы хотим подготовить людей так, чтобы они осознали свой долг и правильно выполняли его. Господь призывает их работать для Него, а служителям следует направлять их усилия (Свидетельства, т. 5, с. 256).

Подготовка к библейской работе

Открывать людям Библию, ходя из дома в дом с библейскими чтениями, — великий труд, он придает дополнительную пользу деятельности субботней школы и делает очевидным тот факт, что преподавать в ней должны люди, посвятившие себя Богу, понимающие Священное Писание и умеющие правильно преподать Слово истины. Идея проведения библейских чтений, рожденная на небесах, открывает сотням молодых людей возможность заниматься миссионерской деятельностью и выполнять, в частности, важную работу, которая в ином случае была бы невозможна. Открывается доступ к Библии, ее можно принести [84] в любой дом, и ее истины можно предложить совести всякого человека. Много таких людей, которые, подобно благородным верийцам, будут ежедневно изучать Библию самостоятельно, чтобы самим убедиться, действительно ли все обстоит так, как им объясняют во время библейских чтений. Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствует о Мне» (Ин.5:39). Иисус, Спаситель мира, просит людей не просто читать, но «исследовать Священное Писание». Это огромная, важная работа, она поручена нам, и мы получим большую пользу, выполняя ее, ибо следование Христовой заповеди не остается без вознаграждения. Ориентацию на свет, увиденный в Его Слове, Он отметит как акт преданности особыми знаками Своего благорасположения (Советы по работе субботней школы, с. 29, 30).

Уважение к христианам, членам других церквей

В субботней школе недопустимы сухие и бездуховные уроки. Создайте у людей впечатление, что Библия и только Библия есть правило нашей веры, пусть они поймут, что ни высказывания, ни поступки людей не должны быть критерием наших доктрин или действий. Необходимо преподать детям самый серьезный урок, суть которого в том, что они должны быть лишены малейшего эгоизма и нетерпимости. Объясните им, что Христос умер, спасая грешников, и что для людей, исповедующих иную веру, нужно трудиться очень бережно и снисходительно, ибо их души драгоценны в глазах Бога. Ни к кому нельзя относиться [85] с презрением. Не должно быть ни фарисейства, ни самоправедности.

Среди исповедующих иную веру много истинных христиан, с которыми мы соприкасаемся; они живут согласно тому свету, который имеют, и Бог к ним более благосклонен, чем к тем, кто, имея яркий свет, не живет по нему, творя соответствующие деяния.

Дух терпимости

Однажды ученики Христа встретили человека, который делал какое-то дело во имя Христа, и Иоанн, сообщая Иисусу об увиденном, сказал: «Мы… запретили ему, потому что он не ходит с нами», на что Иисус укорил Своих последователей: «…Не запрещайте; ибо, кто не против вас, тот за вас».

Путь, Истина и Жизнь четко проявятся в духе, словах и манерах верующих в Иисуса и учащихся у Него. Родителям и учителям следует подходить к неверующим в истину с благожелательностью, чутким интересом и симпатией. Они ни в коем случае не должны словом или действием ранить душу другого человека, искупленную кровью Христа. Если старшие демонстрируют дух холодный, резкий, бесчувственный, такой же дух будут проявлять и дети, и их характеры могут сформироваться не по Божественному образцу. Мы должны терпеливо воспитывать своих детей так, чтобы они понимали: быть миссионерами — это требование Бога, дабы они стали не эгоистичными, ограниченными и нетерпимыми, а широкими во взглядах и симпатиях. Если все будут работать в любви и обнаруживать [86] христианский такт, то приобретут души и Учитель получит прекрасные снопы.

Стремиться к высоким идеалам

Несомненно одно: в среде адвентистов седьмого Дня, как в церкви, так и в субботней школе, дух любви проявляется слишком слабо. Работники и учащиеся ставят перед собой слишком низкие цели. Всем недостает широких горизонтов, высоких и святых стремлений, чтобы дышать самой чистой атмосферой. Молодым мужчинам и женщинам надлежит, выходя из субботней школы и колледжей, становиться миссионерами Бога. Они нуждаются в самом лучшем образовании и в самой лучшей религиозной подготовке. Им нужна добродетель, исходящая от Бога, и, если к ней приложить рассудительность, она даст им право занимать трудные и ответственные посты. Интеллектуальный и духовный рост должен быть так же заметен, как и развитие физических сил. Молодым надо осознать, что им необходимо быть сильными, развитыми интеллектуально и духовно. Многим не удается обрести такие силы не потому, что у них не хватает способностей, а потому, что они не могут сосредоточиться на достижении поставленной цели и добиваться ее решительно и прилежно. Им следует наилучшим образом использовать имеющиеся у них способности, стать попечителями тех, кто изнурен и обременен, понести их ношу и взять на себя часть их обязанностей. Самое важное во всей миссионерской работе — подготовить работников, которые выйдут на поле и будут проповедовать Евангелие всей твари (там же, с. 32-34).