Раздел 4. Учитель и его труд

Самая высокая из всех наук

Ограниченный ум не может представить себе, насколько [89] важно в любом виде миссионерской работы проповедовать Иисуса Христа, и притом распятого. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Указанное должно стать содержанием нашей работы. Дело образования — самая высокая из всех наук; если кто-то полагает, что способен преподавать в субботней или в общеобразовательной школе, пусть прежде научится иметь страх Божий, который есть начало мудрости (Принципы христианского воспитания, с. 272).

Подбор учителей

Предлагаемое детям и молодежи обучение не должно носить поверхностный характер. Учителям, поскольку они стоят на защите истины, надо, используя все силы, высоко поднять знамя. Ничего худшего нельзя сделать для субботней школы, чем поручить работу в ней молодым людям, не [90] имеющим серьезного положительного религиозного опыта… Не опускайте планку качества в субботней школе. Ваши дети должны иметь своими учителями таких людей, пример и влияние которых будут для них благословением, а не проклятием. В учителе они должны постоянно видеть образец высокого осознания добродетели, чистоты и святости, характерной для христианского образа жизни. Детские представления о нем не должны быть путаными; не допускайте неблагоразумного или невежественного отношения к этим вопросам. Ни в устной, ни в письменной форме не поощряйте людей, недостойных с точки зрения нравственности, особенно если в прошлом им недоставало совести и честности. Такие люди могут быть сообразительными, остроумными и способными, но если их сердца не наполнены Божьим Духом, а характеры лишены целостности, то своим влиянием они будут вести вниз, а не вверх к небесам, и вообще их влияние останется вредным, где бы эти люди ни находились и чем бы они ни занимались.

Мы крайне нуждаемся в людях, гнушающихся греха и ненавидящих несправедливость, способных внутренним видением определять нужды Божьего дела и работать преданно, бескорыстно, заинтересованно, растворив свое «я» в Иисусе. Нам нужны люди, которых мог бы одобрить сам Бог, имеющие практическую набожность и обостренную совесть, быстро реагирующие на возникающую опасность; это должны быть люди, которым чуждо самовозвеличивание и стремление спрятать уродство души под покровом набожности; которые, чувствуя слабость своего характера, предадут свои беспомощные души в руки Иисуса Христа. Кто самоуверен и считает, что его поведение безупречно, тот обычно демонстрирует весьма несовершенную работу. Сказано апостолом: «Когда я немощен, тогда силен». Ощущая свою слабость, он верой ухватился за Иисуса Христа и Его благодать…

Каждый работник субботней школы, перешедший из смерти в жизнь благодаря преобразующей благодатной силе Христа, откроет в своем сердце глубинное движение Божьего Духа. Кто пытается руководить другими и делает вид, будто направляет души на путь святости, тогда как его собственная жизнь отмечена любовью к удовольствиям, гордыней и хвастовством, тот раб неверный. Жизнь подобных людей никак не согласуется с их внешним исповеданием, их влияние оскорбительно для Бога. Они нуждаются в решительном обращении. Их сердца настолько заполнены хламом, что в них не осталось места для облагораживающей, возвышенной истины. Храм их души нуждается в санитарной обработке: очищении и дезинфекции, ибо сатана, а не Бог обитает в их сердце.

Очень важно проявлять осторожность, приглашая мужчин и женщин на ответственные посты. Вам следует иметь некоторые сведения об их прошлом и о характере, который сформировался у них к моменту поступления на работу. Будет лучше, если вы удвоите свои классы, доверив их богобоязненным работникам, а не станете увеличивать число преподавателей, влияние которых не соответствует святому характеру исповедуемой нами истины, ибо оно будет деморализируюшим для учащихся (Советы по работе субботней школы, с. 22-26).

Важнейшие качества учителя

Если ваша обязанность — набирать учителей, остерегайтесь [92] привлекать тех, кто не соответствует предъявляемым требованиям и не сможет оказывать положительное влияние. Как ведет себя учитель? Пунктуален ли он? Насколько он чистоплотен и опрятен? На все следует обратить внимание, так как это важные для учителя качества. Как он может требовать от учащихся овладения самыми необходимыми навыками, если у них перед глазами нет примера пунктуальности, аккуратности, собранности и порядка? Если учитель отсутствует на своем рабочем месте, учащиеся развлекаются, предоставленные сами себе, а учитель, запыхавшись, влетает в класс, при этом изрядно опоздав, каким будет его влияние? Конечно, кроме привычки к беспорядку и расхлябанности такой учитель ничего больше в детях не воспитает (там лее, с. 95, 96).

Уравновешенный ум и характер

Учитель, преподающий любой предмет, должен иметь здравый ум и уравновешенный характер. Не доверяйте эту работу молодым мужчинам и женщинам, не имеющим представления о том, как обращаться с человеческими душами. Они так мало знают о сдерживающей власти благодати над сердцем и характером, что им нужно переучиваться, усваивая совершенно новые уроки христианской жизни. Они никогда не учились подчинять свою душу и характер Иисусу Христу и пленять свои помыслы Ему в послушание.

В процессе работы с детьми и молодежью приходится иметь дело с самыми разными характерами… Многие дети [93] дома не получили надлежащей подготовки, им не уделяли достаточно внимания. Одним разрешали делать все, что им заблагорассудится, к другим придирались, из-за чего они падали духом. Слишком мало приятного и радостного ощущали они в отношении к себе, слишком мало одобрительных слов слышали. Недостатки родителей передались по наследству детям, к тому же на формирование детских характеров нежелательным образом сказалось воспитание таких далеко не идеальных родителей, руководством для которых часто является не любовь к детям, а эгоизм и раздражительность. Материал, из которого возводился фундамент характера ребенка, был недоброкачественным.

Не существует более важной работы, чем воспитание и обучение этих детей и молодежи. Учителям, работающим на данном участке виноградника Господа, необходимо сначала научиться владеть собой, держать свой нрав и чувства под контролем, в подчинении у Святого Духа Божьего. Им надо доказать, что они имеют не односторонний опыт, а здравый ум и уравновешенный характер, и поэтому им можно доверять как добросовестным христианам, которые и сами учатся у главного Учителя (Принципы христианского воспитания, с. 266, 267).

Одежда и манеры

Каждому учителю субботней школы следует быть последователем Христа, и не надо приглашать на должность преподавателей этой школы тех, кто ничем не проявил себя как ученик Христа, кто своим упорядоченным образом жизни не доказал, что он христианин, ибо нужно, чтобы сначала кто-то научил их основополагающим принципам любви к Богу и богобоязненности. Христос говорил [94]: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). В таком случае чего стоит работа учителя, ничего на своем собственном опыте не узнавшего о силе Христа? Было бы большой ошибкой предлагать такому учителю руководство классом в субботней школе, но еще большей ошибкой было бы пригласить учителя, своими манерами и одеждой отрекающегося от Спасителя, слугой Которого он себя называет, чтобы он оказывал на учеников плохое влияние.

Сердца преподавателей субботней школы должны быть согреты и укреплены истиной Божьей, ведь преподаватели являются не только слушателями, но и исполнителями Слова. Им надо получать пищу от Христа, как ветви впитывают сок от лозы. Небесная благодать должна ложиться на них росой, чтобы их сердца уподоблялись лилиям, которые, появившись из бутона, распускаются и начинают источать приятный аромат, как цветы в саду Бога. Учителям надо быть прилежными исследователями Слова Божьего и всячески доказывать тот факт, что они ежедневно занимаются в школе Христа и поэтому в состоянии преподносить другим свет, полученный от Великого Учителя и Света миру.

Учителя обязаны чувствовать возложенную на них ответственность и использовать любую возможность для самосовершенствования, чтобы достичь наивысшего мастерства в работе, результатом которой будет спасение душ. И учителям, и ученикам необходимо осознавать важность трудолюбия и настойчивости при изучении Слова Божьего. Им надо постоянно общаться с Богом, и тогда они не попадут во власть мелких соблазнов, а леность и апатия будут успешно преодолены. Христианские работники не имеют права позволять себе праздность или потворство своим желаниям и удовольствиям (Советы по работе субботней школы, с. 54, 55).

Представитель истинной религии

Истинно обращенный работник субботней школы не пойдет на поводу у светских традиций и обычаев, но будет поддерживать в себе нравственную чистоту. Он явит пример, соответствующий его внешнему исповеданию, пример отделившегося от мира человека, не разделяющего светского духа и образа жизни. Ничто не заставит его отклониться от твердо намеченной цели — быть единым целым с Христом или хотя бы на йоту отступить от своей позиции преданности Богу в угоду гордыне, эгоистичной погоне за удовольствиями, склонности или любви ко всему показному, ко всему, что удовлетворяется ценой больших денежных трат. Нет, истинно обращенный работник будет образцом в духе, манерах и одежде.

Работник субботней школы! Будешь ли ты стремиться к идеалам Христа или к мирским идеалам? Скажешь ли ты: «Я подниму крест и пойду за Иисусом Христом»? Будешь ли ты у Него учиться такту в убеждении, серьезности в наставлении и служить наглядным примером возвышенных принципов истины, демонстрируя в жизни и в характере все, что сделала для тебя религия Христа? Не следует ли всем нам прислушаться к наставлению апостола: «Положитесь на Господа Иисуса Христа… попечения о плоти не превращайте в похоти».

Очевидна необходимость того, чтобы молодежи была представлена подлинная религия. Такая религия докажет свою жизнеспособность и всепроникающее влияние. Она возникает из искренней набожности, непрерывно развивается, сопровождается ощущением радости и постоянного обновления. Ее-то и должна видеть молодежь, если мы хотим привести ее ко Христу. Такого рода религия наложит свой Божественный отпечаток на душу, и исповедующие ее обновятся душой и телом.

Воспитатели и учителя наших субботних и общеобразовательных школ, попытайтесь исповедовать такую религию один год вашей жизни, стараясь приблизиться к идеалам Христа, и посмотрите, сможете ли вы сказать: «Замечательно потрудился для нас Господь, ибо много душ, словно драгоценных снопов в небесную житницу, было доставлено Учителю» (там же, с. 45, 46).

Самопроверка

Господь хотел бы, чтобы учителя субботней школы сами себя проверяли, любят ли они Бога. Каждый, делающий Божье дело, в жизни своей неоднократно подвергнется проверке, которую, испытывая его характер, пошлет ему Бог. Учителям надо непрерывно учиться, стремясь к более высокому и глубокому разумению, к правильному суждению о святых вещах. Очень опасно, когда учителя становятся самоуверенными и настолько проникаются чувством важности и самомнением, что не хотят видеть собственных недостатков. Мышление таких учителей коснеет, они останавливаются в духовном развитии, не развивают навыки, но все более и более сосредотачиваются на собственном «я». Они не допускают Иисуса в свое сердце и в свои переживания. Между тем учителю следует развивать способности, [97] речь, стараться говорить отчетливо, работать над дикцией. Умственные способности также должны развиваться: учитель, не имеющий ясного, стройного мировоззрения, не может не то что объяснить, но даже понять основы нашего вероучения. Если учителя не отличают такие качества, как искренняя набожность, чистота, самоотречение, готовность переносить неудобства, он не пригоден для этой огромной и важной работы. Долг каждого учителя — основательно проверить свои силы и дух и понять свое истинное место пред Богом…

Пример учителя

Если человек, берущий на себя обязанности учителя, не имеет для этого достаточной подготовки, но чувствует ответственность своего положения, он сделает все, чтобы хорошо научиться новой профессии. Он будет воспитывать в себе благоговение, жизнерадостность и твердость. Поведение учителя должно способствовать воспитанию учащихся в серьезном и почтительном отношении к Богу. Когда вы преподносите ученикам теоретический материал, вы можете говорить просто и доступно, но когда речь идет о Боге, о Христе, о Его страданиях и воскресении, т.е. о том, что является реальным для вас, ваш слог должен возвышать умы учеников высоко над земным миром и заставлять их чувствовать близкое присутствие Бесконечного.

Субботняя школа — не место для учеников, скользящих по поверхности, рассуждающих поспешно и легкомысленно о вечных испытующих истинах, которые выше небес и шире миров. В поведении класса отразится характер учителя в тех его проявлениях, которые ученики наблюдают изо дня в день. Если учащиеся грубы и не видят в этом ничего плохого, если они не почтительны, значит, тому есть причина, и следует серьезно разобраться, в чем или в ком она заключена.

Богобоязненный, но жизнерадостный

Учитель может испытывать благоговейный страх перед Богом и тем не менее оставаться жизнерадостным. Ему надо избавиться от внешней легкомысленности и исследовать Божьи глубины. Подчеркнутое, показное выражение чувств к Богу будет неестественным. Пусть у учащихся создается впечатление, что религия — это реальность, что ее нужно желать, ибо она каждому несет мир, покой и счастье. Пусть религия ни в коем случае не ассоциируется у них с холодным безразличием. Пусть мир и слава Христова присутствия в душе заставляют лицо отражать Его любовь, а губы — произносить слова благодарности и хвалы.

Божественный свет сияет на лицах тех, кто находится в постоянном общении с Богом. Дети терпеть не могут уныние и печаль. Их сердца откликаются на приподнятое настроение, жизнерадостность и любовь. Будучи твердым и решительным, учитель не должен быть суровым, требовательным диктатором. Ему необходим авторитет, основанный на чувстве собственного достоинства, без этого его деятельность не будет успешной. Дети быстро замечают слабость или изъян в характере учителя. Большую роль играет и стиль поведения. Слова, произнесенные учителем, не будут способствовать правильному формированию детских характеров, если в характере самого учителя дети не увидят должного образца. Ваш правильный христианский характер, проявляющийся в каждодневной жизни, окажет на формирование характера учеников гораздо большее влияние, [99] нежели ваши поучения и многократно повторяемые уроки. По воле Бога все мы, представители человечества, словно нити в огромном полотне, связаны между собой, поэтому бессознательно перенимаем друг у друга манеры, обычаи и привычки. И упаси Бог, если хотя бы один из этих малых будет лишен опеки и сойдет с тропы, проложенной для всех, искупленных Господом. Пусть учителя отличает практическое благочестие, благодаря которому в нем проявятся характер Иисуса и Его любовь.

Субботняя школа — не развлекательное мероприятие, где дети смеются и забавляются, хотя при правильной организации работы в ней найдется место и для развлечений. В субботней школе дети и подростки получают образование, здесь их пониманию открывается Библия, строка за строкой, заповедь за заповедью, частица за частицей. Здесь на детей должен проливаться свет истины. Не все из преподающих в классах субботней школы отвечают требованиям, предъявляемым этой должности. Пусть каждый учитель живет с тем ощущением, что должен быть лучше осведомлен о своих учениках, должен лучше ориентироваться в самых совершенных методах преподавания, и когда он сделает все, что в его силах, ему придется еще много поработать (там же, с. 95-98).

Влияние учителя

Не что иное, как характер и опыт определяют наше влияние на окружающих. Чтобы убедить других в силе Христовой благодати, мы должны в собственном сердце и в [100] своей жизни ощутить ее действие. Евангелие, нами проповедуемое во имя спасения душ, должно быть именно тем Евангелием, посредством которого спасаются наши собственные души. Только ч срез живую веру в Христа как личного Спасителя можно наше влияние сделать заметным и в скептически настроенном мире. Если мы хотим вытащить грешников из губительного потока, то должны иметь под ногами твердую скалу, Иисуса Христа.

Признак христианства — это не внешняя примета, не ношение креста или венца; это то, в чем проявляется союз Бога с человеком. Наблюдая, как под действием Его благодати преобразуется характер человека, мир должен убедиться, что действительно Бог послал Своего Сына спасти его. Никакое другое влияние, которым подвергается человеческая душа, не обладает такой действенной силой, как влияние бескорыстного служения людям. Любящий и достойный любви христианин — вот самый мощный аргумент в защиту Евангелия (там же, с. 115, 116).

Не теряйте терпения в работе со своенравными

Помните, что вам не дано читать сердца. Вы не знаете мотивов, лежащих в основе неправильных, на ваш взгляд, действий. Есть много людей, не получивших должного воспитания; их характеры изломаны, они черствы и неразговорчивы и кажутся во всех отношениях непорядочными. Но благодать Христа может преобразовать их. Ни в коем случае не отталкивайте таких людей, никогда не говорите: «Ты разочаровал меня, я больше не буду помогать тебе». Такие слова могут повергнуть человека в уныние и отчаяние. Несколько слов, сказанных необдуманно, в раздражении, хотя, по нашему мнению, заслуженных, могут порвать нити влияния, которыми следует привязывать их сердца к нашим.

Последовательные действия, терпеливая снисходительность, невозмутимый дух, не поддающийся ни на какие провокации, — вот что является решающим аргументом и самым торжественным призывом. Помните, что имевшиеся у вас возможности и преимущества на долю других не выпали, и всегда оставайтесь мудрым, заботливым, мягким учителем.

Желая, чтобы на воске остался четкий и глубокий след, вы ведь не опускаете печать торопливым и резким движением, а осторожно ставите ее на податливый воск и равномерно надавливаете до тех пор, пока воск окончательно не затвердеет. Подобным образом обращайтесь и с человеческими душами. Секрет эффективности христианского влияния — в его постоянстве, а оно зависит от твердости и настойчивости, с которыми вы демонстрируете характер Христа. Помогайте оступившимся, рассказывая им о том, что сами пережили. Опишите, как терпение, доброта и отзывчивость ваших друзей и коллег возвращали вам мужество и надежду в тот период, когда вы совершали серьезные ошибки.

До судного дня вы не узнаете о плодах доброго, внимательного отношения к непостоянным, неразумным, недостойным. Сталкиваясь с неблагодарностью и неисполнением священных обязанностей, мы загораемся желанием выразить свое презрение или негодование. Этого-то и ждут провинившиеся, они готовы к этому. А добрая терпимость застает их врасплох и часто пробуждает в них положительные импульсы, стремление к благородной жизни (там же, с. 116, 117).

Терпимость к другим

Все наши житейские связи требуют от нас проявления [102] самообладания, снисхождения и сочувствия. Мы так сильно отличаемся друг от друга характерами, привычками, образованием, что расходимся и во взглядах на вещи. Мы судим по-разному. Наше понимание истины, наше представление об образе жизни не во всех отношениях одинаковы. Нет и двух людей, имеющих одинаковый опыт. Одному выпали одни испытания, другому — другие. Обязанности, которые один человек считает легкими, для другого являются самыми тяжелыми и сложными.

Человеческая природа так хрупка, так невежественна, так склонна к заблуждению, что каждый должен быть осторожным в своей оценке другого человека. Мы мало знаем о том, как наши поступки сказываются на жизненном опыте ближних наших. То, что мы делаем или говорим, может казаться нам малозначительным, между тем, если бы у нас открылись глаза, мы увидели бы, что сказанное или сделанное нами имеет самые серьезные последствия для добра или для зла (там же, с. 117).

Самосовершенствование

Вокруг молодежи так много плохих людей, так много обмана, что велика потребность в словах учителя, его позиции и стиле поведения, отражающих только возвышенное и истинное. Дети быстро распознают наигранные чувства, любую другую слабость или изъян. Учитель может снискать уважение со стороны своих учеников не иначе, как демонстрируя своим собственным характером те принципы, которые он старается преподать им… [103] Но профессиональная пригодность учителя зависит не столько от числа имеющихся у него достоинств, сколько от того уровня, к достижению которого он стремится. Настоящий учитель не довольствуется банальными мыслями, праздным умом или рассеянностью. Он постоянно ищет более высоких целей и более священных методов. Его жизнь — это непрерывный рост. Для такого учителя характерны свежесть, живая энергия, оживляющая и вдохновляющая его учеников…

Нужны учителя, умеющие быстро заметить возможность сделать добро и воспользоваться этой возможностью; учителя, энтузиазм которых дополняется и другими достоинствами; способные контролировать и склонные «учить»; умеющие вдохновить мысль, разбудить энергию и придать мужество и жизнелюбие.

Преимущества учителя могут быть ограниченными, например, он не обладает большим литературным даром, однако, если он искренне любит свою работу и сознает ее величие , если он готов к самосовершенствованию и хочет трудиться серьезно и упорно, то сумеет понять нужды своих учеников и, проникаясь любящим духом, воодушевит их следовать за собою. Он все время будет вести их вперед и выше.

Находящиеся под опекой учителя дети и молодые люди весьма отличаются друг от друга характерами, привычками и воспитанием. Некоторые не имеют определенной цели или твердых принципов. В них нужно разбудить осознание собственного долга и возможностей…

Того, кто видит перспективы и преимущества своей работы, не испугают никакие препятствия на пути к самосовершенствованию. [104] Такой учитель не пожалеет никаких сил ради достижения высшего уровня мастерства. Он сам будет стремиться стать образцом для своих учеников (там же, с. 118, 119).

Условия для развития способностей

Мы должны иметь преданных делу учителей, превыше всего любящих Бога, а также своих ближних, как самих себя. Господь создал оптимальные условия для того, чтобы учителя от субботы к субботе оттачивали свое мастерство, чтобы они ставили точные цели своей работы: как временные, так и вечные. Нам нужны учащиеся, обладающие живой набожностью, не с дешевым поверхностным, но глубоким внутренним опытом, являющимся следствием ежедневного обучения в школе Христа. Они нужны для того, чтобы поделиться с товарищами теми драгоценными уроками, которые они сами усвоили в общении с Христом.

Кому достаточно придерживаться сухого распорядка, кто довольствуется выполнением скучных обязанностей, те не достигнут цели и не справятся с работой учителя субботней школы; но если занятые в столь важной сфере Божьего дела являются христианами в полном смысле этого слова, выполняют данную им Богом работу с благоговением, работают с любовью к душам тех, за кого умер Христос, они обязательно станут соработниками у Бога.

Учителя должны служить примером

Учителям надо подавать молодежи правильный пример того, какими должны быть дух, манеры и одежда. Им [105] следует одеваться просто, дух же их должен быть кроток, как у ребенка, и вместе с тем чист и возвышен, ибо они находятся у Бога на виду, чтобы представлять своим ученикам характер Христа. В духе преданности Богу, с нежностью в сердце учителям надо наблюдать за своими подопечными, не забывая о словах Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Учителям всегда надо помнить, что без участия Святого Духа душе не откроются проблески Божественного; пока они работают в Духе Христа, этот небесный посланец внушает их разуму Божественную истину; в них всегда должно присутствовать сознание того, что ангелы помогают им, что у них под ногами твердая почва; если эти условия соблюдать, тогда работа в субботней школе станет гораздо более эффективной. Учителя не лишились бы духовной благодати и силы, если бы ощущали Божественное присутствие; они понимали бы, что являются только человеческими посредниками, через которых Христос передает Свой небесный свет. Их усилия преисполнились бы серьезности и энергии, и они знали бы, что Святой Дух помогает их немощам (там же, с. 41-43).

Христос, а не человек должен служить образцом

Пусть учитель субботней школы не следует примеру тех, кто не возрастает в познании Господа нашего и Спасителя [106] Иисуса Христа, даже если такой пример им подан служителями, проповедующими с кафедры. Кто хочет, чтобы его считали соработником Бога, тот не должен подражать тону, манерам или идеям какого-нибудь другого человека. Он обязан учиться у Бога и впитывать Божественную мудрость. Бог в равной мере наделил каждого из вас способностью мыслить, и, в соответствии со своими способностями, вам надо отдать свои таланты торгующим. Господь не желает, чтобы Его работник был всего лишь тенью человека, которым он восхищается. Учитель должен возрастать в меру полного возраста Христова, а не ставить перед собой в качестве мерила простого заблуждающегося смертного. Вам надо «возрастать в благодати», а где можно найти благодать? Только во Христе, в этом Божественном Эталоне.

И пусть каждый всматривается в Христа и копирует Божественный Образец. Пусть каждый работник максимально напрягает свои силы, чтобы работать в соответствии с Божественным замыслом. Пусть он учится в школе Христа, и, наставляя других, проявляет мудрость. Люди, заботу о которых доверили учителю субботней школы, будут нуждаться в мудрости и опыте, т. е. в том, что Бог может дать последователю Христа. Пусть учитель научится Христовой кротости и смирению сердца, чтобы стать настоящим учителем и завоевывать для Христа своих учеников, и чтобы они, в свою очередь, стали верными миссионерами на великом поле жатвы (там же, с. 76, 77).

Любовь как побуждающая сила

В целом в нашу работу по обращению душ мы вкладываем слишком мало сострадания. Мы не уговариваем, не добиваемся расположения, не увлекаем, а ведь это необходимо, чтобы души примирились с Богом, и этого Он требует от нас. Если мы будем проповедовать истину такой, какова она во Христе, к религии не будут относиться как к нудной работе, а почитать ее радостью: пусть учителя вносят в эту работу солнечный свет и благодарность, пусть отдают ей сердца, полные нежности и Христоподобного сочувствия, пусть они заражают сердца учеников духом бескорыстной любви, ибо это есть дух, пронизывающий небеса. Так не следует ли работникам субботней школы избавляться от своей гордыни и эгоизма и становиться усердными и искренними исполнителями Слова? «Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Подлинная вера не сомневается во Христе и порождает безоговорочное подчинение, согласие идти за Ним, куда бы Он ни шел. Когда в результате целенаправленных усилий все это исполнится, много душ обратятся к Богу, много драгоценных снопов будет принесено Господину.

Родителям и учителям надо стараться внушить детям с самого раннего детства важность спасения. Они обязаны наставлять детей, что Бог — их Небесный Отец, что Его любовь к ним выражается в даре Его единородного Сына и что Спаситель мира явил Свою любовь к ним, придя в наш мир принять смерть ради нашей жизни. Если эти уроки преподавать с любовью и нежностью, они оставят неизгладимое впечатление в умах и сердцах молодежи. Как образы и предметы, оказавшись в луче солнечного света, отражаются от поверхности зеркала, так эти темы зеркально [108] отражаются в умах, когда их освещает любовь ко Христу (там же, с. 100, 101).

Простота и доброжелательность

Как важны те уроки, на которых детям и молодежи в простоте Христовой открывается смысл Священного Писания. Пусть учитель оставит дома тяжеловесные, высокопарные слова, а возьмет только самые простые, и их легко воспримут молодые умы.

Но для того, чтобы ваша учительская деятельность была успешна, вам надо нести в субботнюю школу не только простые методы преподавания, но еще доброжелательность и любовь. Дети заметят эти чувства и отзовутся на них. Мужчины и женщины — это просто взрослые дети. Разве мы не реагируем на слова и взгляды, выражающие истинное сочувствие и любовь? Иисус, Божественный Учитель, уверял Своих учеников в Своей любви к ним. Он принял человеческую природу только для того, чтобы показать людям милосердие, любовь и доброту Бога, заботящегося о спасении и счастье Своих чад. Ради этого Он и пошел на смерть, потому что, произнося нежнейшие слова сочувствия, Он радовался, сознавая, что намерен сделать «несравненно» более того, о чем они могли просить. Ежедневно Своими благословенными делами Он показывал, сколь велика Его нежность и любовь к падшему роду. Его сердце было неиссякаемым источником [109] сострадания, из которого страждущее сердце человека могло черпать воду жизни.

Слушая Иисуса, люди изумлялись Его учению — ведь Он учил их как власть имеющий, а не как книжники. Последние много потрудились, чтобы утвердить господство своих теорий, и им приходилось трудиться, обосновывая их и сохраняя влияние на умы людей путем бесконечного повторения всяких небылиц и детских преданий. Самые изощренные модели общественного образования представляли собой, главным образом, монотонные бессмысленные церемонии и повторение приевшихся догм. Учение Христа включало в себя самые весомые идеи и возвышенные истины в наиболее доступной для понимания манере, и «простые люди слушали Его с радостью». Подобный стиль обучения должен найти место и в наших субботних школах. Свет, Божественный свет исходит от Иисуса, чудесного Учителя, и души детей и юношества должны освещаться Божественной славой Его характера и любви. Таким образом, в прекрасной простоте детей можно привести к «Агнцу Божьему, Который берет на Себя грех мира» (там же, с. 39, 40).

Всякий раз предлагать новые темы

Душе надлежит уподобиться сокровищнице, полной драгоценностей. За кафедрой, в субботней школе, на молитвенном собрании и в обществе, ради просвещения окружающих нам следует иметь наготове свежие темы. Нам [110] надо брать пример с Иисуса, безупречного Учителя. Он воспитывал людей тем, что открывал им характер живого Бога. Он говорил: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Вот важная тема для внушения молодым умам, потому что они должны знать об отеческом характере Бога, чтобы учиться подчинять временные интересы вечным. Созерцание характера Бога породит в их сердцах горячее желание поделиться с ближними красотой и силой истины.

Преобразующая сила религии

О, если бы можно было вживить в душу каждого человека, от мала до велика, имеющего дело с человеческим умом, истину, чтобы она проявлялась в духе, слове, характере и в поступках! Освящающая сила истины должна вести каждого, кто преподает в субботней школе или занимает какую-либо должность в одном из наших учреждений, к обретению такого опыта, который позволил бы ему сказать: «Я знаю, в Кого уверовал…» (2 Тим. 1:12). В религии Иисуса Христа есть преобразующая сила, и действие этой силы должно выразиться в гораздо большем нашем смирении, в более серьезной, живой вере, помогая нам стать светом миру. Необходимо унизить свое «я» и возвысить Христа. Отчего это те, кому Бог поручает какую-нибудь работу в Своем нравственном винограднике, так легко возносятся?

Вопросы, проникающие в самое сердце

[111] Почему многие думают, что ответственный пост возвышает человека? Почему они становятся такими самодовольными, ведь на самом деле все люди целиком зависят от искупительной Жертвы? Отчего у некоторых так велик дефицит нежности и так скупа работа сердца? Оттого, что самодовольные не упали на камень и не разбились. Потому-то так слаба вера в Бога, так мало серьезного, сокрушающегося раскаяния, так велик недостаток усиленной молитвы. Было бы здорово, если бы каждый воспитатель спросил себя: «Принимаю ли я Святого Духа с тех пор, как уверовал? Принял ли я Христа как своего личного Спасителя?» И пусть на эти вопросы будет дан самый серьезный ответ.

Дорог каждый момент

Если каждый, кто занят Божьим делом, является христианином, его работа засвидетельствует этот факт. Он будет являть Христа всем, с кем вступит в контакт. Учителя субботней школы не станут тратить время на маловажные вопросы, ибо они осознают, что каждое мгновение дорого, и использовать его следует со всем усердием, трудясь в саду Господнем. Чтобы мы могли оценить каждое мгновение, в сердце должна глубоко запечатлеться работа Христа в небесном святилище, Который внес Свою кровь пред престол Господний, ходатайствуя о нас. Иисус живет вечно, чтобы заступаться за нас, но ни одного бездумно потраченного мгновения нельзя вернуть. Пусть учителя и ученики [112] примут во внимание тот великий факт, что Христос ни на миг не останавливается в Своей важной работе в Небесном святилище; и если вы возьмете на себя Христово иго, если вы поднимите Христову ношу, то начнете заниматься работой сродни той, которой занимается Живой Глава Церкви (там же, с. 85, 86).

Внешность как зеркало характера

Учителя разных классов должны принять в свое сердце каждого ребенка и окружить его вниманием и заботой. Учитель не может выполнить работу для этой жизни и для вечности, не имея тесного контакта с Богом. Иисус сказал: «Исследуйте Писания; ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствует о Мне» (Ин. 5:39). Не поощряйте поверхностности в изучении истины. Делайте каждое положение истины ясным и четким, понятным для детского ума. Не заполняйте головы детей большим количеством материала, преподанного за один раз. Драгоценное Слово Божье должно быть светильником на их тропе и светом для их ног. Запечатлите в сознании детей, что ходить во свете — их преимущество. Это тропа мира, чистоты, святости, проложенная Богом для искупленных. Христос первым ступил на эту тропу; Он — истинный Пастырь; следуя за Ним, дети избегут окольных путей и опасных ловушек. Из Слова Божьего дети обязательно узнают, что все, кто попадет на небеса, должны иметь безупречный характер, в таком случае они и в мире встретятся со своим Господом. У [113] многих детей, юношей и девушек характер написан на лице. В чертах их лица запечатлена история жизни каждого. Истинные работники должны насадить в детских умах представление о прекрасном, чистом, Христоподобном характере, который преобразит их внешность. В чертах лица человека, в чьем сердце живет Христос, можно прочитать чистоту, утонченность, покой и любовь. На других лицах злой характер оставляет свой опознавательный знак, свидетельствующий об эгоизме, хитрости, обмане, фальши, враждебности и зависти. Как трудно истине влиять на сердца и лица обладателей такого характера.

Развитие характера

Особое внимание нам нужно теперь уделить развитию характера. В вас должны быть те же мысли, что и в Иисусе Христе, мысли, которые поднимут и облагородят работников субботней школы всех рангов, от самого высокого до самого низкого, так что Иисусу не стыдно будет назвать их Своими работниками. Христос предоставил в распоряжение Своим детям всю духовную культуру. Если Иисус пребывает в душе, сердце наполняется святыми милостями Его Духа, и, как следствие этого, преображается внешность. Если вы хотите, чтобы красота и привлекательность были отличительными чертами вашего характера, начертайте Божественный закон на своем сердце и исполняйте его в жизни (там же, с. 20-22).

Практическая направленность уроков

Пусть учителя всем своим сердцем и всей душой вникают в содержание урока. Пусть они составят планы занятий, так чтобы придать им практическую направленность [114] и пробудить интерес в умах и сердцах детей, находящихся под их опекой. Пусть школьники находят приложение своей энергии в решении проблем библейской истины. Учителя могут организовать эту работу так, что занятия не будут сухими и неинтересными.

Учителя относятся к занятиям в субботней школе не так серьезно, как следовало бы. Им надо приблизиться к сердцам учащихся, проявляя гибкость, сочувствие, терпение и решительные усилия, чтобы заинтересовать каждого учащегося вопросами спасения души. Эти занятия должны во всех отношениях стать такими, какими они угодны Господу, — то есть временем, предназначенным для глубокого обличения во грехе, для реформации сердца. Организованная должным образом работа, в которой применяются умение и методы, достойные Христа, убедит души и породите них вопрос: «Что мне сделать, чтобы спастись?» (Там же, с. 12,13).

Помощники учителя

Отдельные попытки вызвать у детей интерес к религиозному образованию имели место, но их недостаточно. Следует занятия в субботней школе сделать более интересными. В последние годы общеобразовательные школы в значительной степени усовершенствовали свои методы преподавания. Предметные уроки, наглядные пособия и доски используются для того, чтобы трудный материал сделать понятным для юного ума. Точно так же можно упростить и сделать исключительно интересной для активных детских умов и изучаемую библейскую истину.

На родителей, вступить в контакт с которыми не удается никаким другим способом, можно воздействовать через [115] их детей. Учителя субботней школы должны наставлять истине детей, а они, в свою очередь, принесут ее в семейный круг. Но, кажется, важность этого направления работы понимают лишь немногие преподаватели. Методы обучения, успешно используемые в общеобразовательных школах, можно с теми же результатами применять в субботней школе, сделав их инструментами приведения детей к Иисусу и воспитания их в духе библейской истины. Такой подход принесет гораздо больше пользы, чем религиозное волнение, носящее эмоциональный характер, ибо оно проходит так же быстро, как и появляется.

Следует всячески лелеять любовь ко Христу. Работа, которую, как мы полагаем, необходимо сделать перед пришествием Христа, требует большей веры. Как можно больше самоотверженного, жертвенного труда прилагайте в правильном направлении. Нужно вдумчиво, молитвенно изучать самые результативные приемы обучения и тщательно разрабатывать планы. Среди нас есть умы, способные изобретать и внедрять свое изобретение в практику, стоит только привести их в действие. Целенаправленные и продуманные усилия могли бы дать великие результаты (там же, с. 9).

Выявление ошибок

Субботняя школа, при правильной организации ее работы , является одним из тех важных средств, которыми Бог пользуется для приведения душ к постижению истины. Плохо спланирован тот урок, в течение которого говорит только учитель; его задача — расположить учеников к увлекательной беседе, и тогда они расскажут все, что знают. В завершении занятий несколько точных, кратких замечаний или иллюстраций учителя будут способствовать тому, чтобы материал прочно отложился в памяти учеников. Ни [116] при каких обстоятельствах учителя не должны механически преподносить материал, затем садиться, предоставляя детям возможность смотреть по сторонам, шептаться и играть, что мы подчас наблюдаем. Такое преподавание бесполезно, а зачастую и вредно. Если учитель как следует приготовился к уроку, он может извлечь пользу из каждого момента. Активные детские умы должны постоянно работать. Из детей надо вытягивать их мнения, а учитель может соглашаться с ними или исправлять их, в зависимости от ситуации. Но учитель не имеет права говорить: «Я закончил», потом садиться и молчать до конца урока. Нет такого понятия: «Пройти весь урок» (там же, с. 18,19).

Духовная леность

Кое-где на учительские должности субботней школы приглашают людей, не имеющих ни малейшей склонности к преподаванию. Эти люди не испытывают серьезной любви к душам детей. Они сами даже наполовину не понимают практические стороны истины. Как же в таком случае они могут вести детей и юношество к живому Источнику? Пусть учителя сами в полной мере напьются воды спасения, тогда ангелы Божьи начнут служить им, и они узнают, какого курса, согласно желанию Господа, должны придерживаться, чтобы обратить драгоценную молодежь к вере в Христа. Этот курс требует такой воли и настойчивости и такого духа, какой был у Иакова, когда тот боролся в молитве: «Я не отпущу Тебя, пока Ты меня не благословишь». Божье благословение, лежащее на учителях, не может не отразиться на их подопечных. Ни в коем случае не отдавайте молодежь на попечение людям, духовно ленивым, не имеющим высоких, святых устремлений, ибо тогда [117] и учителей, и учеников будет отличать один и тот же дух безразличия, фарисейства, формы без силы (там же, с. 13).

Полемика в классе

Уроки в субботней школе следует проводить так, чтобы их свет проникал во все уголки сердца и разума. Чтобы такое стало возможным, учителя должны находиться под . влиянием Святого Духа, ведь только тогда будет подавлен весь их эгоизм, они не произнесут ни одного поспешного слова, не совершат ни одного необдуманного поступка, а благодать Божья проявит себя в том, что будет руководить человеческими усилиями, предпринимаемыми для спасения душ. Именно эту великую цель обязаны поставить перед собой учителя субботней школы. Не следует превращать субботнюю школу в арену борьбы мнений; школа не место демонстрации различий во взглядах. Пусть такого рода занятия останутся за стенами школы, а внутри нее должна царить гармония. Если выдвигаются идеи, сомнительные с точки зрения учащихся, не допускайте возникновения воинственного духа и последующих дискуссий и споров (там же, с. 51, 52).

Чтение материала урока с места

В некоторых школах, к моему великому сожалению, преобладает традиция читать урок вслух прямо с места. Такого не должно быть, да и не нужно. Время, которое часто тратится бесцельно и даже греховно, следует посвящать изучению Священного Писания. Нет такой причины [118], по которой учителям или ученикам можно учить уроки субботней школы менее тщательно, нежели уроки школы общеобразовательной. Их следует учить даже лучше, потому что в них рассматриваются темы, бесконечно более важные. Пренебрежение в этом деле огорчительно для Бога (там же, с. 10).

Поверхностный подход

Каждый учитель субботней школы должен ощущать себя посланником Бога. Он обязан использовать свое свободное время и свои способности для овладения знанием Слова Божьего, чтобы передавать его своим ученикам. Учителя, если они не учатся, рано или поздно утратят свою профессиональную пригодность. Для успешной работы им необходимы свежие идеи, новые, умные планы, проявление такта. Учительство должно быть их призванием.

Преподавателю не следует сковывать себя повторением стандартных фраз; вместе с тем он должен в совершенстве знать и фразы, и идеи урока. Каждому учителю, прежде чем он предстанет перед классом, необходимо иметь в голове четкий план того, что он намеревается делать в данный день или в данном случае. Декламировать перед классом выученный наизусть урок не значит преподавать его, для этого вам потребуются простые слова, а также просто и ясно сформулированные идеи. Следите затем, чтобы ученики понимали вас. Если они не в состоянии понять ваши мысли, ваш труд напрасен. Не скользите по поверхности, но вникайте в суть. Библия есть устав и учебник жизни. Здравая теория должна вступить в реальный контакт с умами и сердцами учащихся, тогда она принесет плоды, потому [119] что результатом ваших трудов явится здравая жизнь (там же, с. 24).

Длинные, занудные замечания

Преподаватели обязаны избегать скучных замечаний. Замечания короткие и по существу скорее попадут в цель. Если нужно сказать многое, компенсируйте краткость частотой. Несколько важных слов, произносимых время от времени во время урока, принесут больше пользы, чем те же слова, сказанные все сразу. Длинные проповеди утомительны для слабого детского ума. Как переедание отягощает желудок и уменьшает аппетит, вызывая даже отвращение к пище, так и обильные речи вызывают у детей просто отвращение к духовному наставлению. Умы людей могут пресытиться пространными речами. Для церкви и особенно для молодежи надо трудиться по принципу: правило на правило, заповедь на заповедь, тут немного и там немного. Предоставляйте умам время на переваривание тех истин, которыми вы их питаете. Детей нужно тянуть к небесам, но не рывками, а медленно и мягко (там же, с. 107).

Что значит быть соработниками Бога

«Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2:6-8).

Если в учителе субботней школы нет искренней набожности, [120] если он пренебрегает ежедневным общением с Богом, стиль преподавания такого учителя можно назвать сухим и скучным. Слова его будут бессильны достичь сердец его учеников.

Быть соработниками Бога означает нечто гораздо большее, чем просто посещать субботнюю школу, присутствовать на богослужениях в церкви, участвовать в преподавательской работе и свидетельствовать о Христе во время публичных религиозных мероприятий.

Быть соработниками Бога — значит ощущать, как сердце рвется из груди, страстно желая спасти грешные души, за которых умер Христос. Это значит, что все ваши мысли только о работе, что вы все время думаете о том, как сделать учебный процесс интересней, что вы изобретаете способы, как с помощью всех ваших способностей двигаться в том же направлении, что и Христос, т. е. привлекать души на служение Богу и привязывать их к Нему узами Его беспредельной любви.

Труд, испорченный непосвященными учителями

Соработники Бога не ощущают желания уклониться от выполнения священных обязанностей; более того, они рады переносить тяжелый труд, терпеть лишения и укоры. Они готовы встретить отпор, хотя выдержать такое тяжело и унизительно для человеческой гордости. Но соработники Бога будут помнить, что Иисус терпел позор, оскорбления, неприятие и смерть, дабы спасти погибших. Любая часть многообразного труда на поле жатвы означает жертву и самоотречение. Иными словами, время, расходуемое [121] на дела маловажные, надо тратить на изучение Священного Писания, ибо оно необходимо, чтобы знать, как достичь успеха в работе, выполнять которую вам предписано. Это значит, что вы должны познать Дух Божий. Это значит, что вы должны усердно молиться и серьезно размышлять о том, как использовать все возможности своей личности и эффективно продвигать Божье дело.

Вы являетесь работниками Бога, которым поручено строить Его царство на земле, и вам надлежит вносить свой вклад в дело спасения душ, за которых Христос заплатил Своей кровью. Можно ли тогда считать тот факт несущественным, что вы преподаете в субботней школе, не приготовив сердце к такой чрезвычайно важной работе? Многие из тех, кто берется преподавать, питают слабый интерес к данному делу и вредят этому священному труду своими непосвященными усилиями (там же, с. 67, 68).

Искушение показать себя •

Работая на любой ступени, как в начальных, так и в старших классах, учителям надо постоянно обращаться к великому источнику света за мудростью, благодатью и за силами, нужными для воздействия на сердца учащихся; нужно пить из этого источника, чтобы разумно обращаться с теми, кто выкуплен кровью Христа. Каждому учителю следует быть смиренным последователем Того, Кто Сам кроток и смирен сердцем. Учителю надо учиться или работать не ради того, чтобы его считали превосходным специалистом или необычайно одаренной личностью, но чтобы вести души ко Христу. В ходе работы учитель будет время [122] от времени испытывать соблазн внести в работу элемент своего «я», но от этого его деятельность только пострадает, потому что результатом такого вторжения станут его сухие, пространные комментарии, не способные заинтересовать детей или обогатить их ум (там же, с. 35).

Работая с максимальной отдачей

Господу угодно, чтобы в субботней школе работали учителя, готовые полностью посвятить себя этому делу, развивать и упражнять свои способности и совершенствовать уже достигнутое. Господь желал бы иметь в Своей Церкви работающих христиан, ибо работник испытывает меньше соблазнов по сравнению с бездельником. Истинно верующие во Христа станут сотрудниками Бога. Его Дух будет руководить ими, их чувства очистятся, страсти попадут под контроль, и все это замечательным образом скажется на их жизни, послужит умножению славы Бога, ибо искренне верующие в Христа будут отражать Его свет (там же, с. 53).

Спасение душ — высшая цель

Обязанности учителя важны и священны, но в его работе нет ничего более важного, чем окружить молодых людей нежной, любящей заботой, чтобы они увидели в лице учителя своего друга. Однажды завоевав их доверие, вы сможете в дальнейшем без труда руководить ими, контролировать и обучать их. В своей жизни нам надо руководствоваться святыми мотивами и христианскими принципами. Спасение наших учеников — важнейшая задача, выполнение которой [123] доверено богобоязненному учителю. Он — работник Христа, и его особые, решительные усилия должны быть направлены на спасение душ от погибели и на приведение их к Иисусу Христу. Бог потребует этого от учителей. Каждому надо жить благочестивой жизнью, блюсти себя в чистоте, старательно выполнять каждую свою обязанность. Если сердце наполнено Божьей любовью, чувства очистятся, а это самое главное; молитвы станут пылкими, и учитель будет давать добросовестные предостережения. А не будет этого — и души ваших подопечных окажутся в опасности. Лучше меньше времени отводить длинным речам или глубоким исследованиям, а больше заниматься этими, часто пренебрегаемыми обязанностями.

Настойчивость будет вознаграждена

Учителя могут столкнуться с таким явлением, когда, вопреки их усилиям, у некоторых их подопечных начнет вырабатываться беспринципный характер. Во многих случаях такие ученики нравственно неустойчивы вследствие дурного примера и отсутствия дисциплинирующего влияния со стороны родителей. В результате учителям, делающим все, что в их силах, не удается привести этих молодых людей к жизни, исполненной чистоты и святости; учителя, вложившие столько терпеливых усилий, труда и горячих молитв, приучая их к порядку, будут разочарованы теми, на кого они возлагали такие большие надежды. И ко всему прочему на них обрушатся родительские упреки, будто у них, учителей, не хватило сил нейтрализовать влияние родительского примера и неумелого воспитания. Исполнив свой долг, учитель получит в награду вот такое разочарование. Но он обязан работать дальше, полагаясь на помощь Бога, стоя мужественно на посту и трудясь с верой. Другие ученики будут спасены для Бога, и они, в свою очередь, употребят свое влияние для спасения товарищей. Пусть все служители, учителя субботней школы и преподаватели наших колледжей всеми своими помыслами, сердцем и душой объединят свои силы для спасения нашей молодежи от гибели (Принципы христианского воспитания, с. 116, 117).

Возвеличивайте Христа

Евангелие, если его правильно представляют люди, называющие себя христианами, есть сила и мудрость Бога. Образ распятого за наши грехи Христа должен смирить перед Богом каждую душу в ее самооценке. Христос, восставший из мертвых и восшедший на небеса, наш живой Заступник перед Богом — вот наука спасения, которой нам нужно учиться и обучать наших детей и молодежь. Сказал Христос: «За них Я посвящаю Себя, чтобы они были святы». Вот работа, которая испокон веков лежит на каждом учителе. В этом деле нельзя трудиться спустя рукава, и даже обучение детей в общеобразовательных школах требует огромной Христовой благодати и усмирения своего «я». Людям, раздражительным по натуре, легко возбудимым, привыкшим всех осуждать и плохо думать об окружающих, следует подыскать какую-нибудь другую работу, когда ни одна из неприятных черт характера не будет так пагубно отражаться на детях и юношестве, ибо они стоили Богу слишком дорого. Бог видит в ребенке еще не сформировавшегося взрослого, обладающего силами и способностями; эти будущие мужчины и женщины, если их правильно формировать и вести, с помощью небесной мудрости станут посредниками Бога. Через них сможет действовать [125] Божественное влияние, делая их соработниками Бога. Резкие слова и постоянные порицания сбивают ребенка с толку, но никоим образом не способствуют его перевоспитанию. Воздерживайтесь от обидных слов. Подчините свое настроение контролю Иисуса Христа, и тогда вы научитесь жалеть и понимать тех, кто оказался под вашим влиянием (Советы по работе субботней школы, с. 87, 88).

Приводите ко Христу целые классы

Как Божьим работникам нам необходимо иметь в себе больше от Иисуса и меньше от своего «я». Нам следует больше заботиться о душах и ежедневно молиться о том, чтобы Бог дал нам силы и мудрости для субботы. Учителя, чаще встречайтесь со своими классами, молитесь с учениками и учите их молиться. Пусть сердце смягчится, а молитвы будут короткими, простыми, но искренними. Будьте немногословны, но тщательно подбирайте слова; пусть ваши ученики узнают из ваших речей и на вашем примере, что Божья истина должна укорениться в их сердцах, в противном случае они не выдержат проверки искушением. Мы жаждем видеть, как целые классы обращаются к Богу и растут полезными членами Божьей Церкви (там же, с. 19, 20).

Не позволяйте себе всю неделю тратить свои силы и энергию на мирские, преходящие вещи и оставаться без энергии и нравственной силы, необходимой для Христова служения в субботу. Есть серьезная работа, которую нужно выполнять прямо сейчас. Мы не можем ни минуты потратить для своих корыстных целей. Пусть все, нами исполняемое, делается во славу Бога. Не прекращайте работу до тех пор, пока каждый ребенок в вашем классе не усвоит знания о спасающей благодати Христа (там же, с. 14).

Высшая радость

Для тех, кто определен в субботней школе на должность учителя, открывается огромное поле деятельности по возделыванию почвы, посеву семян и жатвы созревающих колосьев. Что может дать большее удовлетворение, чем сотрудничество с Богом в деле воспитания детей и молодежи, обучения их любви к Богу и выполнению его заповедей? Ведите ваших учеников из общеобразовательной и субботней школ к Иисусу. Что может принести вам большую радость, чем видеть детей и молодежь, следующих за Христом, этим великим Пастырем, Который зовет, а овцы и ягнята слышат Его голос и идут за Ним? Как много солнечного света способно пролить на душу заинтересованного, преданного работника знание того, что его упорный, терпеливый труд не пропал для Бога; возможность видеть свет радости в душах своих учеников, радости от того, что Христос простил их грехи? Существует ли для соработника Бога большее удовлетворение, чем видеть детей и молодежь, воспринимающих Дух Божий в подлинном благородстве характера, в восстановлении нравственного образа Божьего; видеть детей, ищущих мир, исходящий от Князя мира? (Принципы христианского воспитания, с. 271).