Библиотека soteria.ru
Советы по работе Субботней школы
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 5459 Все тексты автора Елена Уайт
Раздел 6. Главные принципы управления
Стремиться к цели
Формальное обустройство субботней школы, а на него [151] подчас тратится время, весьма необходимое для более важных дел, не должно загораживать ту цель, ради которой и создается субботняя школа. Нам следует всякий раз с осторожностью подходить к методам работы и формальностям, уводящим в сторону от истинной цели, для достижения которой мы трудимся. Существует опасность превращения организации в заорганизированность, из-за чего субботняя школа становится скучной, между тем как она должна, напротив, служить отдыху, восстановлению сил, быть благом.
Чистота и простота субботней школы не должна потонуть в бескрайнем разнообразии форм, тогда невозможно будет уделить достаточно внимания религиозным интересам. Красота и успех школы — в ее простоте и самозабвенном служении Богу. Ничего нельзя сделать без исполнения порядка и соблюдения правил, но повышенное внимание к ним может отодвинуть на задний план более серьезные и важные обязанности. С учениками следует меньше говорить о внешних приготовлениях и системе, и гораздо больше о том, что касается спасения души. Это должно стать ведущим принципом работы школы.
Опасность формализма
Старая-престарая история о Христовой любви, повторяемая [152] учителями и директором субботней школы, будет иметь такую силу, которая убедит и обратит души, если в сердце живет любовь.
Если Христовы любовь и нежность коснулись вашего сердца, вы сможете работать на благо ваших учеников. Необходимо всегда помнить о простоте Евангелия. С помощью свыше мы можем добросовестно трудиться для Господа. Следует постоянно указывать учащимся на тот факт, что без работы сердца все наши усилия окажутся напрасными.
Каждое движение учителей и директоров школы должно демонстрировать любовь и привязанность. Формализм следует заменить искренним усердием и энергией. Вся атмосфера в школе должна быть пропитана Христовой любовью, и тогда ученики научатся относиться к такой любви как к самому совершенному методу обучения. Суровости или придирчивости нет места ни в субботней, ни в общеобразовательной школе. Сердца учителей, а также всех, кто играет главную роль в школе, должны быть далеки от этого.
Гордиться следует не формами работы школы, не формальным проведением мероприятий, а тем добрым, что делается в процессе обращения душ к Иисусу Христу. Можно сделать машины, которые исполнят любую команду человека, работая с абсолютной точностью, но в них не будет души. Так и школа, в которой возобладает формализм, похожа на безжизненный мрамор. Когда все, связанные со школой, осознают ответственность своей работы и понимают, что трудятся не только ради этой жизни, но и ради вечности, тогда в каждом отделении [153] школы утвердятся порядок и гармония (Советы по работе субботней школы, с. 89, 90).
Формализм — зло
Зло происходит не от организации, а от абсолютизации роли этой организации и от умаления жизненно важного благочестия. Когда форма и машинальный подход превалируют и простую работу превращают в сложную путем громоздкого планирования, тогда и возникает зло, а прилагаемые усилия приносят несоразмерно малые плоды. На самом деле организация преследует противоположную цель, и разрушение организации подобно сносу всего построенного здания. Вредные результаты видны как в работе субботней школы, так и в работе миссионерского общества, и появились они вследствие преувеличения роли формальной организации и забвения живого опыта. Школа претерпела много воображаемых усовершенствований, но они несли на себе печать человеческую, а не Божью. В субботнюю школу на должность администраторов и учителей были приняты бездуховные люди, не питающие к ней живого интереса; а между тем любое дело можно привести в порядок только с помощью Святого Духа…
Положение вещей было бы иным, если бы нашлись люди, целиком посвятившие себя Богу и затем отдавшие свои таланты работе в субботней школе, непрерывно углубляющие познания и совершенствующие образование, чтобы учить других лучшим методам, которые следует применять [154] в этой работе. Но в любом случае работникам субботней школы не пристало искать методы, с помощью которых можно делать шоу, тратить время на театральные постановки и музыкальные представления, ибо от этого никто не получает пользы. Что проку в том, что детей учат готовить речи для торжественных мероприятий? Их необходимо вести ко Христу, и вместо того чтобы тратить время, деньги и силы на показные выступления, следует направить все усилия на сбор жатвенных снопов.
Кажется, многие полагали, что главное в работе субботней школы — это организовать занятия и муштровать учеников так, чтобы они действовали в строгом соответствии с определенным набором форм и установлений; и стоит только набрать учителей, как работа в школе пойдет сама собой. Часто на учительские должности принимают людей, которые не могут вести души ко Христу, так как они сами не дорожат Им; а люди, не ценящие душу так, чтобы работать, как это угодно Христу, будут отгонять от Него желающих прийти к Нему. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто (обратите внимание на эти слова) не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Учителя, не чувствующие своей ответственности за дело обращения учеников к Иисусу, станут равнодушными к истине и легкомысленными; тогда атмосфера, которой они окружают свои души, начнет прогонять людей от Христа. А, имея такой преподавательский состав, школа будет постоянно сталкиваться с трудностями, ибо когда учителя преподают, не испытывая никакого интереса к работе, ученики проникнутся тем же духом (Принципыхристианского воспитания, с. 253, 254).
Работникам субботней школы надо посвятить себя Богу
[155] В субботней школе должны работать люди, посвятившие себя Богу, то есть мужчины и женщины, имеющие твердую веру и дружелюбное отношение к людям, пылкие духом и интересующиеся всем, что касается Христова дела. Им надо трудиться беззаветно, вкладывая в работу все свои силы, каких бы жертв она ни требовала; необходимо положить себя на алтарь и с сильным воплем и слезами молить Бога об обращении молодежи, находящейся под их опекой. Пусть желающие работать для Бога в субботней школе распнут свои эгоистичные стремления и ничего не делают по любопрению и тщеславию, но по смиренномудрию почитают один другого высшим себя. Пусть самым большим честолюбивым стремлением работника субботней школы будет желание научить молодежь выполнять свой долг богобоязненно и просто.
Более всего субботняя школа нуждается не в разнообразных мероприятиях, а в познании духовных истин. Как же необходимо работникам субботней школы крещение Святым Духом, чтобы стать истинными миссионерами для Бога! Им следует учиться максимально напрягать ум, чтобы совершенствовать свое знание библейской истины. Учителям субботней школы надо ежедневно молиться о Божественном просвещении, которое позволило бы открывать молодым умам сокровища Священного Слова. Почему бы не смириться перед Господом и не позволить [156] Святому Духу проявляться в вашем характере и вашей работе? Уж слишком много благодушия в работниках субботних школ, слишком много формализма и рутины в их — деятельности, а все это имеет свойство уводить душу в сторону от Источника живой воды (Советы по работе субботней школы, с. 73, 74).
Подготовка к работе в субботней школе
В нашей среде мало образованных талантливых людей, и у нас нет специалистов, достаточно подготовленных, чтобы управлять нашей субботней школой и церквами. Многие из братьев, знающих истину, все же не понимают ее настолько, чтобы уметь отстаивать свою точку зрения при ее изложении. Они не готовы проповедовать истину так, чтобы людям открылся ее священный возвышенный характер. Они нуждаются не в большей свободе действий, а в более основательной подготовке. Никто не в состоянии предвидеть все, что ему, возможно, придется делать. Работник школы может оказаться в таких ситуациях, где от него потребуются проницательность и продуманная аргументация, а потому не что иное, как честь Христа диктует нам необходимость увеличить число хорошо подготовленных работников; таким работникам скорее удастся донести истину ясно и разумно, ведь представлять ее следует в манере, максимально свободной от недостатков (Принципы христианского воспитания, с. 256, 257).
Зависимость от Бога
Субботняя школа не соответствует замыслу Господа о ней, ибо слишком большие надежды возлагаются на форму [157] и организацию, лишенную животворящей силы Божьей, необходимой для обращения душ, за которые умер Христос. Этот порядок вещей должен быть изменен, если наша субботняя школа стремится к той цели, ради которой существует… Когда директора и учителя будут целиком отдавать себя Богу, они научатся не только принимать решения, но и выполнять их. Как только работники субботней и общеобразовательной школ займутся порученным делом с полным осознанием своей зависимости от Бога, тотчас к их человеческим усилиям присоединится благодать Христова, ниспосланная Им свыше. Важно, чтобы каждый работник понимал: убеждение и обращение душ является результатом соединения человеческого труда с Божественной силой.
Служение по приобретению душ
Полное посвящение души Богу должно в равной степени отличать и учителей, и директоров субботних школ, а также служителей, проповедующих с кафедры, ибо и те, и другие одинаково заняты работой приведения душ ко Христу. Каждый на своем месте обязан трудиться для заблуждающихся и не раскаявшихся грешников так, как работал Христос, в духе любви. Именно такую работу хотел бы видеть в субботней школе Христос… Ангелы Божьи, видящие лицо Отца Небесного, наблюдают за детьми и юношеством, которых вы как живые посредники Бога учите пути спасения. Подумайте об этом, учителя и директора, на вас взирают небесные ангелы, когда вы выполняете работу, по характеру которой будут судить о вашей верности или неверности Христу [158].
При поддержке Святого Духа
Руководителями и учителями субботней школы должны быть люди верующие, избавившиеся от своего привычного безразличия. Нельзя преподавать бесценные уроки истины в скучной, безжизненной манере; к человеческим усилиям, направляемым на обращение душ ко Христу, необходимо посредством ежедневного общения с Господом прибавлять живительную силу, энергию пребывания под яркими лучами Солнца Праведности. Работники субботней школы должны постоянно думать о Христе, чтобы их мысли и побуждения носили духовный характер, а манера и методы преподавания были продиктованы Святым Духом. Святой Дух в своем наивысшем проявлении по отношению к людям даст им возможность использовать всю свою энергию, так как Бог побуждает их желать и делать то, что Ему благоугодно.
«Без Меня, —говорит Христос, — вы не можете делать ничего! Работник не останется без поддержки. Дух Божий дан ему для того, чтобы он мог исполнять то, что благоугодно Богу, не заботясь о плоти и об ублажении ее вожделений. Итак, учитель, руководствуйся Святым Духом. Как Дух Божий притягивает сердца детей и молодых людей, так и ты притягивай к себе детей и юношество любовью и нежностью, побуждая и прося их отдавать свои сердца Богу.
Дети и молодежь — собственность Христа, ибо Он заплатил за них бесконечно дорогую цену. Иисус любит малышей, Он с сочувствием и жалостью смотрит на молодых, поскольку знает, как будет стараться сатана увести их на [159] широкую дорогу, делая все, чтобы она заманчиво выглядела в неискушенных глазах. Иисус же просит ангелов взять неопытные души под особую опеку и присматривать за ними все время, пока они находятся у себя дома, в общеобразовательной или субботней школе. Святой Дух ведет непрерывную борьбу за души молодых, стараясь привести их к Богу; и служащий Ему вместе с Ним будет чувствовать лежащую на нем ответственность честно трудиться на ниве обращения душ ко Христу (Советы по работе субботней школы, с. 41-44).
Необходима непоколебимая верность
Такая терпеливая, молитвенная и всепобеждающая верность, которой отличались эти святые Бога (Халев, Анна и Тавифа) редка, но без нее Церковь не может преуспевать. Она необходима в церкви, в субботней школе и в обществе (там же, с. 109).
Успешное сотрудничество
Работники субботней школы нуждаются в особом наполнении Духом Христовым. Они не могут быть соработ-никами Христа, пока Он верой не вселится в их сердца… Необходимы более решительные усилия во всем, что касается воспитания в детях религиозной культуры. Руководители и учителя должны стремиться к полной гармонии, сотрудничая с родителями и учениками. Пусть каждый работник обретет мудрость и такт, чтобы целенаправленно и организованно выполнять ту работу, которую требует Бог. Мы должны развивать в себе такт и острую проницательность и не упускать возможности делать добро, наилучшим| [160] образом используя данную возможность (там же, с. 20).
Работа Святого Духа — главный фактор успеха
Чтобы быть настоящими наставниками, способными будить мысль и восстанавливать в памяти учеников все, чему они их учили, преподаватели и учителя субботней школы нуждаются в руководстве и наставлении Святого ‘ Духа. Именно Святой Дух вызывает в памяти проповедующих истину о Спасителе мира, понятные, четкие образы слов и деяний Христа, чтобы они могли максимально возвысить образ Христа в глазах своих учеников. Помощь Святого Духа необходима и при создании субботней школы, тогда ответственные посты директоров, администраторов и учителей займут не случайные, а Божьи люди.
Плохо, если управление школой находится в руках одного человека, так как он будет навязывать школе свой образ мыслей и свои идеи; в школе должны работать люди, способные подавать свежие мысли и стимулировать процесс ее духовного развития. Можно руководителем школы назначить человека с большим опытом добросовестного служения Богу, но при этом следует учитывать не личные предпочтения учителей или учеников, а ту пользу, которую принесет школе данное назначение. Когда уже очевидно, что школа выиграет от смены руководителя и появления работников, которым знакома сердечная боль о душах, тогда [161] пусть ничто не помешает этой смене. Люди, для которых не карьера является главным делом, даже будучи смещенными с должности в результате такой перестановки, охотно возьмутся за любую другую работу, способствующую духовному росту и развитию учащихся субботней школы. У пожилых и опытных работников сформировалось представление о том, что именно поможет продвижению дела Божьего, поэтому людям молодым следует брать пример со старших братьев во Христе, которые доказали свое добросовестное отношение к делу, и на этом примере учиться мудрости и такту, без которых невозможно добиться успеха, сопутствующего всякой хорошей работе…
Важные вопросы
В чем причина того, что в Церкви много людей не утвердившихся, не укоренившихся, не обосновавшихся в истине? Почему в Церкви можно встретить людей, бредущих в потемках и не видящих света; людей, чьи свидетельства вялы, холодны и исполнены ропота? Почему находятся такие, кто, похоже, готов свернуть на окольный и запретный путь, кто всегда имеет в запасе жалобную историю об искушении и неудачах? Ощущают ли члены Церкви свою ответственность? Присматривают ли пасторы и пресвитеры Церкви за слабыми и блуждающими? Понимают ли они, что колеблющиеся рискуют потерять свою душу? Пытались ли вы, как словом, так и личным примером, поставить заблуждающихся на твердую Скалу? Понимают ли учителя и администраторы субботней школы, что смысл их работы состоит в том, чтобы направлять стопы молодых на безопасные пути и что им нельзя считаться со своими эгоистическими желаниями, если они хотят вести души к Господу? Каждая сфера нашей деятельности нуждается в решительной перестройке.
Жизнедающая сила
Замечательные возможности остаются неиспользованными в работе субботней школы. Позвольте людям самых разных дарований заняться ею и в страхе Божьем делать все, что в их силах, спасая молодежь. Не позволяйте тем, кто привык трудиться формально, бездушно, сосредоточивать в своих руках все руководство школой — они будут регламентировать ее жизнь, насаждая педантичное следование определенным обычаям, многочисленным правилам, от которых школа начнет задыхаться и коснеть. Порядок в школе необходим, как необходимо знание правил и инструкций, но гораздо более мы нуждаемся в духовном знании. Нам нужны жизнетворные силы, горячий энтузиазм, подлинная живость, чтобы в школе царила атмосфера истинной набожности и чистоты и наблюдался религиозный рост, чтобы страх Божий пронизывал всю субботнюю школу, а руководители не удовлетворялись мертвым, формальным процессом, но использовали бы максимум средств, способствующих превращению школы в самое благородное, самое перспективное учебное заведение в мире. Желать этого и стремиться к этому должен каждый работник субботней школы.
Требуются настоящие руководители
Возглавлять субботнюю школу должны люди, обладающие хорошей интуицией, умеющие с помощью Святого [163] Духа Божьего разгадывать людские характеры и понимающие различные фазы их становления, проявляющие такт и мудрость в обращении с разными типами людей. Многие могут занять должность директора и номинально считаться им, но нужны люди, которые станут руководителями по существу. Многие в состоянии выполнять формальные функции директора достаточно умно, но они не способны внушить мужество и надежду, разбудить мысль, мобилизовать энергию и так оживить субботнюю школу, чтобы она превратилась в развивающуюся, растущую силу и этот процесс стал необратимым.
Огромное поле деятельности открывается также и перед учителями; им надо стараться найти такие способы работы, которые помогали бы направлять и стимулировать развитие детских умов и сердец. Многие учителя просто недальновидны, по отношению к молодежи они выбирают такую линию поведения, которая не только не обещает хороших результатов, но, напротив, вместо прогресса порождает упадок. А что более всего необходимо как работникам, так и ученикам, так это наполнение Святым Духом; чтобы не осуществлялось судорожных реформ, а был устойчивый рост в благодати, необходимо непрерывное развитие духовных сил и духовной жизни (там же, с. 91-94).
Недееспособность из-за отсутствия истинного руководства
Наши субботние школы слишком поверхностны. Руководителям необходимо вспахивать более глубокие борозды, им нужно вкладывать в выполняемое дело больше [164] мысли и больше труда. Им нужно быть более прилежными учениками Библии и иметь более глубокий религиозный опыт, чтобы знать, как приводить субботнюю школу в соответствие с порядком, установленным Господом, и как вести детей и юношество к Спасителю. Вот одно из направлений нашей работы, теряющее эффективность из-за нехватки квалифицированных, проницательных людей, ощущающих свою подотчетность Богу в том, что касается использования своих сил не ради удовлетворения собственного тщеславия, но для делания добра (там же, с. 111).
Машинальная и бездуховная работа
Мы должны поднять нашу работу на более высокий уровень. Пусть Дух Христов наполнит жизнью души церковных работников. Тогда планы и методы работы будут соответствовать ее цели — приведению душ к Иисусу Христу. В наших больших церквах, где много детей и молодежи, существует опасность такой организации работы субботней школы, при которой последняя превратится в простую формальность, в отлаженный, но бездуховный механизм. В ней не будет Христа (там же, с. 14).
Подбор работников
Женщины-христианки могут оказывать благотворное влияние на молодежь и детей. Способности, которыми их наделил Бог, следует целиком посвятить служению делу Учителя. Многие христианки обладают и проницательностью, и добросовестным отношением к делу, но нуждаются в более тесных связях с Богом. Они будут искать новые методы и способы развития характера и обучения молодежи, находить возможности использовать таланты, [165] данные им Богом. Подбирая время от времени новых сотрудником для работы в школе, исключайте возможность влияния на этот подбор личных предпочтений, но доверяйте ответственные посты тем, кто, по вашему убеждению, любит и боится Бога, кто будет обращаться к Богу за советом. Без любви к Богу и благоговения перед Ним человек, каким бы интеллектом он ни обладал, не станет хорошим работником. Иисус говорит: «Без Меня не можете делать ничего». В вопросах приема на работу новых сотрудников не следует полагаться на выбор, сделанный самими учащимися субботней школы. Частая смена сотрудников обернется пользой для школы, ибо характер одного человека не должен формировать характеры всех других людей. Возможно, этого индивида и отличают некоторые превосходные качества, однако есть у него и слабые стороны. Другой, придя на его место, возможно, проявит умение там, где его не обнаружил прежний работник. Различные характеры и различные достоинства будут способствовать притоку свежих идей, новых направлений мысли, а это очень важно. В первую же очередь выбирайте тех, кто в простоте душевной ступает в истине, кто любит и боится Бога и берет уроки в Его школе. Такие работники поведут учеников вперед и вверх. Ведомые мудрыми учителями, ученики будут питать повышенный интерес к Слову Божьему и глубже постигать Священное Писание. Пусть темой каждого урока станет Христос.
Уроки, которые Христос преподал Своим ученикам, чрезвычайно важны (там же, с. 83, 84).
Советы директорам
Организация работы субботней школы — серьезное дело, и те, в чьих руках находится управление ею, должны действовать мудро и осторожно. Какая прекрасная и важная работа — воздействовать на умы, оставлять правильный отпечаток в памяти, формировать нужный характер! Мудро поступает тот наставник, который стремится разбудить таланты и энергию ученика и избегает нудных поучений и нравоучений.
В разное время я получала письма, авторы которых интересовались обязанностями директора субботней школы. В одном таком письме автор, расстраиваясь по поводу того, что не может пробудить в учителях и учениках более глубокий интерес, сообщал, что тратит много времени на беседы с ними, объясняя все, что им, по его мнению, важно понять, и тем не менее наблюдает ярко выраженное равнодушие. Суть в том, что он не затронул их религиозных чувств. Этому искреннему брату во Христе и всем прочим, испытывающим подобные трудности в работе, я хотела бы ответить так: разберитесь, не на вас ли в большей степени лежит ответственность за отсутствие религиозного интереса.
Избегайте нотаций
Многие руководители берутся за многое, но не умеют воодушевить учащихся делать посильное. Такие руководители нуждаются в простоте и в духовном размышлении. Перед учениками и на педагогическом совете они произносят длинные сухие речи, утомляя своими замечаниями как учителей, так и учеников. Такие выступления совершенно неуместны. Поучение подобных руководителей плохо соотносятся с реальными нуждами школы; так как сами они не имеют духовного сочувствия в своих сердцах, то не могут вызывать сочувствие в сердцах других людей. Они не П671 осознают, что длинными, скучными беседами убивают интерес и любовь к школе…
Когда сердца работников субботней школы начнут взаимодействовать со Христом, когда Он будет пребывать в них живой верой, тогда они не произнесут и половины своих теперешних речей, не обнаружат и доли напыщенности, отличающей некоторых из них теперь; сказанное ими с простой любовью дойдет до сердца, и между ними, учителями, учениками и другими членами церкви установится полное взаимопонимание.
Сила в простоте
Настоящий воспитатель обязательно поведет за собой своих слушателей. Его речи будут короткими, но вескими. Идущие из сердца, они исполнятся сочувствия, тепла и любви к драгоценным душам. Его преимущества как педагога могут быть ограниченными, а природные способности весьма невеликими, но любовь к работе и желание трудиться в смирении позволят ему пробудить глубокий интерес и в учителях, и в учениках. Сердца молодых потянутся к нему. Он будет работать не для формы. Возможно, ему удастся как из учителей, так и из учеников извлекать драгоценные алмазы духовных и интеллектуальных истин, и тогда, обучая других, он и сам будет обучаться. Ученики, не подавленные его фундаментальными познаниями, простыми словами рассказывают о том, какое впечатление на них произвел урок. А в результате — глубокий и живой интерес к школе. Учитель сделал Евангелие Христа благодаря его простоте доступным [168] для понимания учащихся. Сердца учеников растаяли, и теперь он может формировать их по образу своего Учителя.
Живой, острый ум является несомненным достоинством, но сила преподавателя состоит в том, что он сердцем связан со Светом и Жизнью мира. Он будет любить людей и постоянно стараться поднять их на более высокий уровень. Он не из тех, кто вечно винит других, напротив, его сердце исполнено жалости. Он не будет сам себе казаться великим и не станет постоянно искать способа придать значимость своей фигуре, укрепить собственное достоинство; он будет олицетворять собой смирение Иисуса. Он понимает истинность слов Христа: «Без Меня не можете делать ничего». Вот такие учителя крайне необходимы. Бог будет работать с ними. «Научитесь от Меня, — говорит Христос, — ибо Я кроток и смирен сердцем». Многие из тех, кто трудится в субботней школе, нуждаются в Божественном просвещении. Им не хватает духовной проницательности, которая позволила бы понять нужды тех, ради кого они работают.
Избегайте критических и резких замечаний
Директора, никогда не ругайтесь и не жалуйтесь в присутствии учителей или учеников. Если вы хотите добра субботней школе, отложите в сторону кнут и оказывайте такое влияние, которое всех настроит на Божественный лад и заставит прислушиваться к вашему мнению. Составляя планы и инструкции для субботней школы, максимально учитывайте волю учителей и учеников. В некоторых школах царит дух неприязни и осуждения, большое значение придается формальности и разного рода правилам, в то же время такие значимые материи, как сострадание и любовь, упускаются из виду. Пусть все будут жизнерадостными. [169] Если у кого-то пасмурно на душе, тому следует, прежде чем входить в класс субботней школы, отогнать от себя эти тучи. Мать, постоянно посвящающая детей в свои неурядицы и укоряющая их в неблагодарности, не может рассчитывать на их подчинение. То же относится и к вам, директорам субботней школы. Видя, что школа выходит из-под вашего контроля, не кричите об этом на весь мир, ибо ваше влияние таким образом только уменьшится, лучше спокойно пустите в ход такие способы воздействия, которые исправят зло. Думайте и учитесь, как самим наладить хорошую организацию и хорошую дисциплину в школе.
Детская наблюдательность
Был такой директор субботней школы, который, обращаясь по какому-то поводу к учащимся субботней школы, произнес очень сухую, многословную и неинтересную речь. Одна мать спросила свою десятилетнюю дочь, понравилось ли ей выступление. Маленькая девочка ответила: «Он все говорил, говорил, но так ничего и не сказал». Так вот, я думаю, нам не хотелось бы услышать подобные мнения о нашей работе. Мы хотим, чтобы уровень подготовки работников субботней школы поднялся как можно выше, тогда мы сможем добиваться успеха, обучая других тому, чему научились сами (там же, с. 111, 112).
Пунктуальность
Печальный недостаток многих заключается в том, что они всегда опаздывают к началу занятий в субботней школе. Они очень щепетильны во всем, касающемся их лично-[170] го времени, не позволяют себе потерять ни часа, ни минуты; но долго спать в субботу утром позволяют себе вполне, забывая, что при этом тратится впустую значительная часть Господнего времени. Ведь суббота — один день из семи, который принадлежит Господу, и Господь требует, чтобы мы посвящали его Ему. Поступая так, эти люди обкрадывают Бога. Отсюда отставание во всем, отсюда суматоха в доме и, в конечном счете, опоздание всей семьи на урок субботней школы, а может быть, и на богослужение. Так неужели мы не в состоянии просыпаться вместе с петухами и возносить Богу хвалу и благодарение? Попробуйте же, братья и сестры. С вечера сделайте все нужные приготовления и придите в субботнюю школу или в церковь вовремя, этим вы не только окажете услугу единоверцам, но в изобилии получите благословение для себя («Наставник молодежи», 19 марта 1879г.).
Пунктуальность и решительность в деле Божьем чрезвычайно важны (Свидетельства, т. 3, с. 500).
Начинайте в назначенный час
Не следует превращать конференцию или молитвенное собрание в утомительное мероприятие. По возможности, всем надо являться в назначенный час; не надо ждать опаздывающих хоть на полчаса, хоть всего на 15 минут. Если присутствуют только двое, они могут претендовать на обетование. Собрание необходимо по возможности начинать вовремя, сколько бы человек, много или мало, на нем ни присутствовало («Ревью энд Геральд», 30 мая 1871 г.).
Работа с учениками, в поведении которых наблюдаются отклонения
Работая в субботней школе, мы призваны иметь дело с [171] теми, кто ошибается, впадает в грех и заблуждение. Христос в Своем Слове дал нам простые уроки того, как поступать с заблудшими, но многие не применяют эти уроки в жизни. Они не штудировали их и не хранили бережно в своем сердце, чтобы Святой Дух мог просветить затемненное сознание, расплавить и сокрушить окаменевшее сердце и учителя, и ученика. Святой Дух сделает сердце восприимчивым, сочувствующим и избавит его от гордыни и эгоизма.
Учителю субботней школы надо быть готовым к тому, что ученики будут вести себя дурно и тем самым раздражать его. Но он не имеет права говорить резкие слова и обнаруживать эмоциональную несдержанность, ибо, поступая так, учитель начнет прибегать не к мечу Духа, но к оружию сатаны. Плохое поведение ученика нельзя оставлять без внимания, дурное необходимо исправлять, правила надо строго соблюдать и уважать справедливость, но, признавая все это, учитель должен, беря пример с Господа, сочетать справедливость с милосердием. ‘Пусть он всматривается в Голгофский крест и видит, как в нем соединились справедливость и милость, как встретились друг с другом праведность и мир. Вот так, через Божественную жертву, человек может примириться с Богом. Созерцая Христову любовь, вы смягчитесь сердцем и станете относиться к молодым как к младшим членам семьи Господа. Вы будете помнить о том, что они — собственность Христа, и захотите относиться к ним так же, как отнесся к вам Христос.
Грубое обращение никоим образом не поможет подростку увидеть свои ошибки и исправиться. Пусть школьные правила и инструкции выполняются в духе Христа, и когда необходимо сделать выговор, пусть эта неприятная процедура осуществляется со смешанными чувствами печали и любви. Не думайте, что вам дано открыто порицать ученика и тем самым унижать его перед всей школой. Вы покажете детям дурной пример, а ведь что посеешь, то и пожнешь. Никогда не оглашайте факты плохого поведения какого-либо ученика за пределами того круга, в котором они должны быть известны, ибо, делая так, вы вызовите сочувствие к провинившемуся, поскольку сложится впечатление, будто с ним поступили несправедливо. Выставляя дело нарушителя напоказ, вы отдаете его на растерзание сатаны, и с этого момента он покатится вниз и уже не остановится. Христос долготерпелив по отношению к нам, и мы должны уподобляться Христу. Он не отрекается от нас из-за наших ошибок, но обличает, нежно и с любовью притягивая нас к Себе.
Необходимы мудрость и терпение
Если вы видите, что в данном классе ученика не удается заставить подчиняться требованиям дисциплины, переведите его в другой класс, возможно, другому учителю будет по силам восполнить пробелы в его воспитании. Чего недостает одному учителю, то есть у другого, но если вы завоюете доверие подростка и привяжете его к своему сердцу узами сочувствия и любви, тогда сможете завоевать [173] душу для Христа. Характер своенравного, упрямого, независимого мальчика изменится.
Однако, хотя по отношению к ученикам необходимы проявления любви и сочувствия, они не должны быть избирательными, учитель не должен обнаруживать свои пристрастия, это было бы его явной слабостью и вызывало бы у учеников подозрение и ревность. Дети быстро определяют предпочтение учителя, а любимец классного руководителя часто соревнуется с ними в силе, способностях и ловкости. Он может возомнить себя господином; и если Христос не пошлет учителю благодати, тот начнет демонстрировать свою слабость, станет нетерпеливым, придирчивым и суровым. Неформальный лидер класса рано или поздно раскроет свой замысел другим ученикам, и начнется борьба за власть в классе. Если учитель по благодати Божьей сдержан и управляет классом твердой, терпеливой рукой, он подавит бурный дух неподчинения, сохранит самоуважение и вызовет уважение к себе со стороны учеников. Когда же порядок будет восстановлен, настанет время продемонстрировать доброту, мягкость и любовь. Вполне вероятно, «мятеж» будет вспыхивать вновь и вновь, но не спешите обрушить на учеников свой гнев. Не допускайте резкого тона, разговаривая с нарушителями порядка, не лишайте мужества душу, которая ведет борьбу с силой тьмы. Сохраняйте спокойствие, и пусть ваше сердце в молитве обратится к Богу за помощью. Ангелы станут рядом с вами и помогут поднять знамя против врага, тогда, может быть, вы не отринете заблудшего, а наоборот, сможете обратить ко Христу еще одну душу (Советы по работе субботней школы, с. 77-80).
Как заслужить уважение
Да поймут учителя следующее: какая бы трудность ни [174] встретилась на их пути, они должны справляться с нею в духе Христа. Не отвечайте в воинственном духе. Вам придется столкнуться со своеволием, упрямством, ленью и легкомыслием, но при любых обстоятельствах, даже чрезвычайных, проявляйте доброту и любовь, терпением и выдержкой поддерживайте привязанность учеников к вам, и пусть у них всегда будет повод узнать, что ваше единственное желание — делать им добро. Покажите своим подопеч-
ным, что доверяете им. Посетите их на дому, пригласите к себе домой. Пусть они увидят, что вы любите их не только на словах, но и на деле.
Учителю не нужно предъявлять какие-то особые права на собственное достоинство, так как у него нет иного способа завоевать уважение своих учеников, кроме как христианским поведением и проявлением доброты и христианского участия. Учитель обязан учить учеников так, как Христос учил апостолов. Ему надо оставить в их сознании такой след, который не сотрется со временем. Под его влиянием ученикам надо развиваться в соответствии с Божественным Образцом, и если учитель именно таков, то в вечности его труд будет оценен. Учитель должен пробуждать в своих учениках высоконравственные чувства и вселять в них желание откликаться на действие Божественных сил.
Не пытайтесь сломить волю ученика
Люди эгоистичные, раздражительные, деспотичные, грубые и неделикатные, не привыкшие считаться с чувствами окружающих, никогда не должны работать учителями. [175] Они будут оказывать крайне отрицательное влияние на учеников, формируя их в соответствии со своим характером и тем самым увековечивая зло. Люди такого склада попытаются сломить волю мальчика, если он непослушен; но ведь Христос никому не давал права на такое обращение с заблудшими. Проявляя Божественную мудрость, смирение и кротость сердца, учителя смогут руководить волей ученика, направляя его на путь послушания, однако пусть никто не думает, что любовь ученика можно завоевать угрозами. Мы должны работать так, как действовал Христос.
Многие недооценивают серьезность недостатков собственного характера, одновременно целиком признавая вредное влияние таковых в других людях. Повсюду мы встречаем людей, и понятия не имеющих о том, что некоторые черты их характера нуждаются в корректировке. Другие в состоянии видеть неприятные свойства собственной
персоны, но на замечания со стороны реагируют болезненно, считая, что они вызваны несправедливым к ним отношением. Учителю следует внимательно исследовать собственное сердце в свете вечности, чтобы ученики видели в нем такие черты характера, которые он желает видеть в них. Ему следует ежедневно «посещать занятие» в школе Христа, пребывая во Христе, как ветвь произрастает на лозе, чтобы суметь передать ближним то, что сам получил от Христа.
Самодисциплина
Учитель, желающий подчинить учеников дисциплине, сначала должен сам признать дисциплину Христа. Иисус сказал: «Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». В лучах Божественного света [176] вы можете работать так, как работал Христос, ибо Его свет может через вас освещать тропу каждого нераскаявшегося грешника, с которым вы вступаете в контакт. Вы действительно наставляете на путь Божий? Если вы обращенный учитель, вы сможете убеждать, а не принуждать, привлекать, а не отталкивать души тех, за которых умер Христос. Вы будете охранять овец и ягнят Христова стада, охранять и заботиться о них. Если они отобьются от стада, вы не оставите их на погибель, а отправитесь на поиски заблудшего, чтобы спасти его. И все небо будет готово прийти вам на помощь в этом добром деле. Видя ваши усилия, ангелы помогут вам найти ключ к сердцу самого неисправимого и непокорного. Христос в Своей безмерной щедрости ниспошлет вам особую благодать и силу. Тогда вы станете соответствовать званию соработника Бога, объедините свои и Христовы усилия для спасения потерянных, и плоды вашего труда и любви будут видны не только спустя какое-то время, но через целую вечность (там же, с. 80-82).
Помнить свое детство
Отдельные родители — да и учителя тоже — кажется, забывают, что сами когда-то были детьми. Они неприступны, холодны и бессердечны. Где бы им ни доводилось встречаться с молодежью: дома, в общеобразовательной или в субботней школе, в церкви, — везде они сохраняют важный [177] вид, а их постные лица выражают мрачную строгость и укор. Детское веселье или своенравие, неуемная активность молодости не находят оправдания в их глазах. Мелкие проступки воспринимаются как тяжкие грехи. Такое осуждение не имеет ничего общего с дисциплиной Христовой. Воспитанные под осуждением, дети боятся своих родителей или учителей, они не любят их и не доверяют им свои детские переживания. Некоторые из наиболее ценных свойств ума и сердца детей замирают и погибают, словно нежные ростки от порыва ледяного ветра.
Улыбайтесь, родители, улыбайтесь, учителя! Если в вашем сердце печаль, то пусть она никак не отразится на вашем лице. Пусть ваше лицо светится теплым светом любящего, благодарного сердца. Снимите с себя железную маску величия, пойдите навстречу детским потребностям и помогите детям полюбить вас. Вы должны завоевывать их любовь, если хотите, чтобы духовная истина, внушаемая вами, дошла до их сердец (Принципы христианского воспитания, с. 68).
Сила молчания
Желающие контролировать других должны в первую очередь контролировать самих себя. Несдержанность в отношениях с ребенком или юношей только вызовет в них чувство обиды. Когда родитель или учитель выходит из себя и хочет сказать нечто необдуманное, пусть он лучше помолчит. В молчании сокрыта чудесная сила.
Учителю надо быть готовым встретиться с порочными наклонностями и упрямыми сердцами. Но, имея с ними дело, он никогда не должен забывать, что когда-то сам был ребенком и не отличался послушанием. Даже теперь, обладая всеми преимуществами возраста, образования и опыта, [178] он часто ошибается и нуждается в прощении и терпеливом к себе отношении. Воспитывая юношество, ему следует всегда помнить, что его подопечные имеют такие же склонности ко греху, как и он сам. Молодым всему приходится учиться, но одним делать это гораздо труднее, чем другим. Работая с отстающим учеником, учителю надо проявлять терпение, не осуждать его невежество, но использовать любую возможность, чтобы поддержать и поощрить его. По отношению к чувствительным, нервным ученикам учителю следует проявлять мягкость. Сознание собственного несовершенства должно непрерывно подталкивать его к проявлению сочувствия и терпения в общении с теми, кто борется с трудностями.
Заповедь Спасителя «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» должна стать правилом для всех, кто подвизается в деле воспитания детей и юношества. Они — младшие в семье Господа, но как и мы, они унаследовали благодать жизни. Эту Христову заповедь нужно свято соблюдать в отношениях с самыми непонятливыми, самыми юными, самыми неумелыми и даже с самыми порочными и непослушными…
Распростертые объятья Христа
Божественный Учитель с терпением относится к заблудшим, невзирая на всю их греховность. Его любовь не остывает, Его усилия, направленные на то, чтобы обратить их в веру, не прекращаются. С распростертыми объятиями Он ждет грешных, мятежных и даже вероотступников, что бы вновь и вновь привечать их. Его сердце сжимается при виде того, как беспомощен маленький ребенок, ставший жертвой грубого обращения. Крик человеческого страдания, достигнув Его слуха, никогда не остается без внимания. Хотя в Его глазах ценны все, наиболее острое сочувствие [179]и любовь к себе вызывают у Него грубые, замкнутые, упрямые, ибо Он идет от причины к следствию. Кто легче всего поддается искушению и более всех склонен грешить, тот является предметом Его особой тревоги и заботы.
Каждому родителю и каждому учителю надо воспитывать в себе душевные качества Того, Кто воспринимает беды обездоленных, страдающих и искушаемых как свои собственные. Ему следует быть тем, кто имеет «сострадание к невежественным и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощами». Иисус относится к нам гораздо лучше, чем мы того заслуживаем; так же как Он относится к нам, мы должны относиться к окружающим нас людям. Линия поведения родителя или учителя не может считаться оправданной, если она не совпадает с той, которую избрал бы Спаситель в подобных обстоятельствах (Советы по работе субботней школы, с. 119-121).
Необходимость дисциплины и порядка
В субботней школе следует поддерживать дисциплину и порядок. Дети, посещающие эту школу, обязаны ценить привилегии, которыми пользуются, и соблюдать школьные правила (там же, с. 7, 8).
Если Христос верой вселился в сердце учителя, грех кажется ему отвратительным. Питая любовь, нежность и доброту к своим подопечным, учитель вместе с тем будет ощущать, что как верный слуга он должен поддерживать дисциплину и порядок в своем классе [180]. Если он дорожит истиной, любовь к Спасителю обнаруживается и в его словах, и в его манерах. Слово Божье для него не мертвая буква; он будет служить не только языком, но и сердцем (там же, с. 25, 26).
Сохраняйте самообладание
Ученики вашего класса могут быть распущенными, упрямыми и быстрыми на проказы, они могут подвергать ваше терпение жестокому испытанию, тем не менее их сердца — та почва, в которую вы можете бросать Божественные семена, и они прорастут добром. Если учитель не проникнется Божьим Духом, он разочаруется, потеряет самообладание и может случиться так, что суровым выговором, поспешным словом он перекроет все каналы своего влияния. Тогда его усилия потерпят крах (там же, с. 44).
Бесполезность упреков, обвинений и раздражения
Если ваши ученики озорники и непоседы, бесполезно делать им выговоры, обвинять их и сердиться на них. Помните: вы должны быть терпеливым соработником Бога, поскольку все небо заинтересовано в той работе, которую вы выполняете, а любой аспект Божьей работы предполагает нелегкий труд души. «Укрепитесь и будьте мужественны…» Спросите у своего Господина, Который подвергся унижению и претерпел крестную смерть, каких поступков Он ожидает от вас. Возьмите с собой все вверенные вам таланты и отдайте их торгующим. По благодати Божьей вы сможете выполнить для Господа бесценную работу. В вашем распоряжении все богатство ресурсов Божьих. Молитвой и верой вы сможете взяться за Божьи обетования и с их помощью восполнять свои потребности.
Смягчающая сила любви
Посвятите самих себя и все, что у вас есть, на служение Тому, Кто возлюбил вас и отдал Себя за вас. Иисус говорит: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». Эти слова важно помнить как работникам субботней школы, так и служителям. Сейчас открывается блестящая возможность посеять драгоценные семена, которые дадут всходы и принесут плоды в жизнь вечную. Сейчас у вас есть возможность стать запахом живительным на жизнь, ибо когда вы сможете поведать ближним истину, обретенную дорогой ценой, она будет нести в себе животворящую силу, которая произведет впечатление на сердца и приведет их ко Христу. Когда Иисус влечет к Себе и Его единомышленники трудятся с Ним заодно, каким поистине каменным должно быть то сердце, которое не проникнется Божьей любовью и не смягчится ее силой (там же, с. 69, 70).
Соревнования и призы
Субботним утром (Маршаллтаун, Айова, лагерное собрание, 16 августа 1884 г.) большая группа детей и взрослых собралась вместе для проведения занятий субботней школы. Занятия вскоре начались, и все, кроме нескольких человек, выбравших места вне палатки, распределились по классам. Но и эти немногие не были предоставлены самим себе; назначили учителей и сформировали два или три класса по интересам. Все трудились, словно пчелы; везде — в палатке и за ее пределами был слышен гул голосов. Работа в этой субботней школе была поставлена [182] хорошо, занятия проводилась регулярно и, на мой взгляд, были очень интересными?.
По просьбе собравшихся я выступила примерно с тридцатиминутной речью, в ней я предостерегла их от такой организации работы субботней школы, при которой она вырождается и превращается в пустую формальность. Нам не следует подражать воскресным школам, не надо также поддерживать интерес учащихся вручением всяких призов. Перспектива получения награды породит соперничество, зависть и ревность, а наиболее прилежные и достойные не получат признания. Ученики не должны подсчитывать, сколько стихов они могут выучить и повторить, ибо для честолюбивого ребенка это станет слишком большим напряжением, а у остальных попросту опустятся руки.
Не пытайтесь применять в субботней школе подобные методы, пусть лучше руководители и учителя приложат все усилия к тому, чтобы жизнь в школе стала полнокровной и интересной. То-то было бы благословение, если бы все учили так, как учил Христос! Он не задавался целью привлечь к Себе внимание красноречием или ошеломляющей глубиной чувств. Напротив, Его язык был прост, и мысли Он выражал с величайшей простотой; но Христос говорил с любовью и чувством. Старайтесь в своей манере преподавания максимально походить на Него. Сделайте свои занятия интересными. Пусть будет заметно, что вы тщательно подготовились к уроку и он вам самим чрезвычайно интересен. Не допускайте легкомысленного или поверхностного толкования Священного Писания, но готовьтесь проникнуть в самую суть излагаемого предмета (там же, с. 110, 111).
Субботняя школа и богослужение
Субботняя школа в N, когда туда пришел работать брат Е., стала вызывать большой интерес. Школа так занимала умы молодых, что они забывали о прочих своих религиозных обязанностях. Часто по окончании занятий директор субботней школы, некоторые учителя и довольно большое число учащихся вместе возвращались домой. Возвращались с таким чувством, будто на сегодняшний день они свой долг выполнили и никакие другие обязанности их не тяготят. Когда звонил колокол, оповещая всех о начале богослужения, и христиане, выйдя из домов, направлялись в церковь, то по пути они встречали многих учащихся субботней школы, следовавших в обратном направлении — домой. И какой бы важной ни была тема проповеди, интереса у большей части посещающих субботнюю школу она не пробуждала, и никакого удовольствия для себя в том, чтобы слушать проповедь, посвященную серьезным библейским вопросам, учащиеся не видели. Так как многие дети не посещали богослужение, те немногие, что присутствовали на нем, большой пользы не извлекали из слова изреченного, поскольку воспринимали свое присутствие как скучную обязанность (там же, с. 7).
Субботние школы для небольших групп
Во многих местах можно создавать группы людей, соблюдающих субботу. Зачастую это будут немногочисленные собрания, но их никак нельзя оставлять без внимания, нельзя допускать, чтобы они прекратили свое существование из-за недостатка надлежащих личных усилий и подготовки. Не следует преждевременно отказываться от этой работы. Прежде чем оставить своих подопечных и найти приложение своим силам в другой области миссионерской деятельности, удостоверьтесь, все ли до конца постигли истину, все ли укрепились в вере и проявляют ли новообращенные интерес к любой отрасли работы… [184] Практика миссионерства показывает, что если людям недостает трудолюбия, если их не учат работать, завоевывать сердца, проводить собрания, выполнять свою часть миссионерского труда, то как бы ни был велик талант проповедников, они сведут на нет почти всю работу. Многое предстоит сделать и в субботней школе, в частности, помочь людям осознать их долг, чтобы выполнить его. Бог призывает учащихся работать для Него, и служителям надо направлять их усилия (там же, с. 109).
Субботняя школа на лагерных собраниях
Дорогие братья и сестры, принимающие участие в наших лагерных собраниях, мы хотим обратиться к вам с коротким посланием, посвященным субботней школе. Она представляет собой одно из важных направлений работы, и ее организацию не следует пускать на волю случая или отдавать в случайные руки. Проводить занятия в субботней школе должным образом — значит углублять ту работу, которую выполняет служитель, стоя за кафедрой и проповедуя истину так, чтобы обратить слушателей в веру. И если усилия, приложенные им, подкрепят своим трудом заинтересованные работники субботней школы, то в результате будет сделана масса добра. Но мало организовать субботнюю школу так, чтобы она действовала как хорошо отлаженный механизм. Она должна иметь работников-практиков, учителей, поддерживающих живую связь с Богом, жаждущих учиться самим, отдающих своей работе и время, и нравственную энергию и не успокаивающихся до тех пор, пока они не увидят положительных результатов…
Важно, чтобы занятия в субботней школе во время лагерных[185] собраний проводились организованно, быстро и квалифицированно. Тогда, возвратившись домой, участники собраний придадут работе субботним школам при различных церквах нужное направление. Не позволяйте бизнесу или другим интересам оттеснять на задний план проблемы субботней школы, переводя их в разряд малозначительных (там же, с. 12-14).
О пользе местных институтов
Обучение тому, как наладить работу субботней школы, должно осуществляться, главным образом, в домашних церквах, ибо это позволяет связать ее с конкретными целями и усилиями и добиться более устойчивых результатов. Обучением вовсе не обязательно должны заниматься служители церкви, их надо освободить, чтобы они содействовали духовным интересам общины. Задача служителей — научить других, что делать. Они должны наставлять людей, как прийти к Господу и как вести к Нему других (там же, с. 113, 114).
Совещания работников субботней школы?
Вопрос: Как вы думаете, сестра Уайт, следует ли объединять под эгидой одного мероприятия для работников субботней школы практические занятия по всем конкретным видам работы? В частности, во время лагерных собраний проводить занятия для евангелистов-книгонош, миссионерских работников и занятия в кулинарных школах.
[186] Ответ: Конечно же, нет, лагерные собрания — не место для таких занятий. Они должны проводиться, но в другое время и в другом месте.
Вопрос: Может быть, следует созвать совещание по конкретным направлениям работы субботней школы и в ходе этого совещания рассмотреть все детали работы?
Ответ: Вы правы. И пусть все бремя той или иной конкретной работы несут те, кто ею непосредственно занимается, не заставляя людей, приехавших на лагерные собрания, вникать в ненужные им подробности. В этой области работы у собравшихся нет конкретных обязанностей. Время слишком дорого, чтобы тратить его таким образом (там же, с. 114).