Библиотека soteria.ru
Христианское воздержание и библейская гигиена
Елена Уайт
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 5175 Все тексты автора Елена Уайт
Ответственность родителей
В последнее время Бог осветил нас знанием правил здоровья, дабы мы могли избежать многих опасностей, если только мы не будем сторониться этого света.
Дьявол усердно занят совращением людей с помощью удовлетворения обжорства и похотей и тратою времени на бесполезные глупости. Он делает самолюбивую и порочную жизнь соблазнительной, и таким образом вследствие невоздержания, тратятся как телесные, так и душевные силы.
Побежденный этим становится сторонником дьявола, и последний неустанно искушает, мучает, и, в конце концов, совершенно подчиняет его себе.
Родители должны бы сознавать, что в обязанности их входит развивать в детях хороший характер и нравственность, дабы дети были в состоянии противостоять соблазну, и дабы жизнь их служила во благо ближним и в прославление Бога. Вступающие в жизнь с искренним намерением вести правильный образ ее не подвергнутся нравственной испорченности нынешнего века. Матери должны бы пользоваться всяким случаем, чтобы воспитывать детей своих для пользы в мире.
Деятельность матери есть деятельность священная и чрезвычайно важная. Ей следовало бы приучать детей, начиная с самого раннего возраста к самоотвержению и к подчинению самому себе. Жизнь ее в полном смысле слова принадлежит ее детям. Если же неразумные развращенного века принудят ее заниматься обществом, одеждой и удовольствиями, то дети ее лишаются заботливого воспитания.
Многие матери сетуют на всеобщее невоздержание и в то же время не глядят в корень этого зла, начало которого весьма часто за столом в родительском доме.
Как много матерей, называющих самих себя христианками, кормят семейство различными пряностями и лакомствами, вызывающими похоть и ведущими к обжорству. Многие семейства питаются исключительно мясом — пищею, вызывающею в крови жар и золотуху. Случись какое-либо заболевание от этого, -обвиняют Провидение Божие, в самом же деле всему виной неправильный образ жизни.
Я повторяю: начало невоздержания положено за родительским столом, ибо зачастую в доме родительском привыкают к постоянному удовлетворению
невоздержанного аппетита, так что привычка эта становится второю натурою. Тот, кто ест много или нездоровую пищу, не может, ослабив этим свое здоровье, противостоять страстям или соблазну.
Многие родители позволяют детям своим есть и пить в любое время, дабы только сберечь свой труд и терпение, необходимые для приучения детей к самоотречению.
Страсть к еде и удовольствиям увеличивается с годами, и, следовательно, дети, подверженные этим страстям, постепенно еще более подчиняются им. Вступив в общество и начав самостоятельную жизнь, они уже не в состоянии не предаваться соблазну.
Скверные последствия неправильного воспитания и невоздержания обнаруживаются на обжоре, пьянице и курящем.
Внимая печальным жалобам истинных христиан и христианок на ужасные последствия невоздержания, мы невольно вопрошаем: кто воспитал это юношество? Кто укоренил в нем невоздержание? Кто не признал важной ответственности за воспитание характера, необходимого для нынешней жизни?
Представьте себе картину, когда родители и дети сойдутся для последнего отчета! Тысячи детей, ставших жертвами страстей и низких пороков, жизнь которых уподоблялась обломкам разбитого корабля, будут стоять тогда на виду своих родителей, давших им такое воспитание.
Кто же, как не родители, несут ужасную ответственность за это? Разве Господь сотворил детей такими испорченными? — Несомненно нет! Но кто же совершил это ужасное злодеяние? Разве пороки и страсти родителей не унаследованы детьми? Разве дело не докончено в совершенстве теми, которые не воспитывали детей своих по Слову Божьему? Несомненно, что вместе с детьми предстанут перед Богом и родители, чтобы дать Ему последний отчет.
Дьявол неустанно продолжает свое дело. Он не оставляет соблазнять детей именно тем, к чему их воля и сила нравственности менее всего подготовлены.
Он изменяет моды, устраивает общественные развлечения так, что матери жертвуют свое время бесполезным вещам вместо того, чтобы посвятить его на воспитание детей. Наши дети нуждаются именно в таких матерях, которые способны приучить их, начиная уже с колыбели владеть собою, отречься от удовольствий и забыть свое собственное «я».
Евреям было показано, как им следовало воспитывать своих детей, чтобы последние не совращались в идолопоклонство и безбожие язычников. «Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда, идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь» (Втор. И: 18, 19).
Жена должна бы исполнять определенные ей Богом обязанности помощницы мужа. Свет нуждается в матерях, — матерях не по имени только, а во всех отношениях. Справедливо говоря, обязанности матери более священны, чем обязанности отца. Женщина должна бы ценить свое сушенное призвание и в силе и страхе Божием приняться за исполнение своих обязанностей в жизни.
Она должна была приготовить своих детей к пользе в мире и к будущей небесной родине. Она должна бы стремиться, чтобы образ жизни ее служил детям хорошим примером. Словом и делом она должна бы руководить и учить детей жертвовать жизнью своею во благо ближним.
Главным утешением ее забот и трудов будет сознание, что дети, правильно воспитанные, будут владеть душевным украшением — смиренным и кротким нравом и служить светочем Господним.
Умоляю вас, христианки-матери, цените вашу ответственность и учитесь ей не только для того, чтобы жить, а чтобы жить во славу Божию. Христос жил не для удовольствия, а принял образ раба, чтобы в примере Своем указать нам, как нам сделаться членами небесной семьи и детьми Царя Небесного. Но при каких же условиях достижимо это? «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17, 18).
Самоунижение Христово было до того глубокое, что Он, единый с Богом, принял на Себя вид раба. Родиною Его был Назарет — город, безбожие которого стало поговоркой. Родители Его были бедняками. Занятием Его было плотничье ремесло, и трудами рук Своих Он служил поддержкой семейству.
В продолжении тридцати лет Он беспрекословно подчинялся воле родительской. Жизнь Христа указывает на нашу обязанность не избегать труда и забот о своих родителях. Ученикам Своим Иисус говорил, что Царствие Его не от мира сего, в котором стремятся только лишь к возвышению. Он поучал их кротости и самоотвержению на пользу ближним. В унижении Своем Он сравнивал Себя с людьми, дабы они, следуя Ему, могли достигнуть до высшей жизни.
Но, однако, немногие уразумели это унижение Христово. Люди мира стремятся возвыситься пред другими. Иисус же Христос, Сын Божий, унижением Своим возвысил людей. Истинный христианин последует Ему.
О, если бы нынешние матери оценили святость своего призвания и не стремились бы соперничать с богатыми, а, искренно исполняя свои обязанности, искали бы славы Божией! Если бы в детях укореняли истинные правила воздержания, то тогда не было бы и необходимости в обществах воздержания.
Постоянство характера и нравственность держали бы власть в руках своих, и соблазн был бы побежден могуществом Христа.
Действительно, трудно отвыкнуть от старых привычек. Дьявол невоздержания необыкновенно силен, и победа над ним не легка. Вследствие этого, родителям следовало бы начать борьбу с ним еще в доме своем, а именно: приучением детей к воздержанию, и тогда только можно было бы надеяться на успешное окончание этой борьбы.
Вы, матери, несомненно будете вознаграждены, если только употребите дорогое время, дарованное вам Богом, на воспитание характера детей и на приучение их к воздержанию к пище и питье.
Следить за состоянием телесного здоровья и нравственностью детей и за тем, чтобы нервы их не пострадали от чего-либо, — священная обязанность родителей. Отцам и матерям следовало бы уразуметь законы жизни, так как в противном случае дети могут быть направлены на неверный путь.
Пища влияет как на телесное, так и на нравственное здоровье. Как осторожны должны бы быть матери в выборе для семейства пищи здоровой, не ослабляющей пищеварение, не раздражающей нервы, и с какою осторожностью следовало бы им следить, чтобы дети не забывали поучений их.
Дьявол, отлично сознавая свое бессилие перед душами, не поддающимися соблазну еды, всеми силами старается привить в них эту страсть.
Нездоровая пища отупляет сознание и разум и ослабляет чувствительность. Состояние разума, отупленного до нечувствительности, нисколько не уменьшает виновности грешника. Так как душевное здоровье зависит от нормального состояния тела, то ввиду сего следовало бы избегать употребления пряностей и возбудительных средств. Однако же, нам известно, что многие христиане курят табак. Они жалуются на зло невоздержания и в то же время, говоря о вреде пьянства, заражают воздух табачным дымом. Они не отвыкают от курения ранее окончательного убеждения во вреде этого удовольствия.
Вот еще более ясное доказательство. Чай и кофе вызывают страсть к более сильно действующим возбудительным средствам, и едва ли в семействах, пьющих эти напитки, царит во всем воздержание.
Принимаются ли такими семействами меры к восстановлению здоровья и благополучия? Истинный христианин не поддается соблазну страстей и пороков; не будучи свободен от оков обжорства, он не может быть верным и послушным слугою Иисуса Христа. Удовлетворением страстей и желаний отвлекают сердце от истины. Духу и силе истины невозможно наделить человека телесною и душевною святостью, если последний подчинен безнравственным желаниям.