Должно ли христианам соблюдать четвертую заповедь?

Уже вначале мы привели тексты из Нового Завета, упоминающие о всех десяти заповедях и о необходимости их соблюдения. А потому в каждом стихе Евангелия, где только говорится о соблюдении заповедей Божиих, говорится и о соблюдении субботнего дня, указанного Богом в четвертой заповеди. И было бы совершенно неправильно признавать обязательным и соблюдать все десять заповедей, как это делают многие, и при том одну из них отвергать и нарушать.

Как христиане, мы должны поступать по примеру Христа и помнить, что Он пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить. Господь Иисус оставил нам наилучший пример соблюдения Им установленной субботы. Об этом читаем в Ев. Луки 4, 16. „И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать». Кроме этого имеются и многие другие места Писания, которые свидетельствуют, что обыкновением Спасителя было ходить в субботний день в синагогу, где Он проповедывал слова вечной жизни и вместе с другими прославлял Своего Отца. И как уже было упомянуто, Господь совершал много чудесных исцелений в субботние дни, что и свидетельствует об особом благословении Божием возложенном на этот освященный Богом день.

В пророчестве и учении Спасителя сказано, что суббота должна была соблюдаться Его последователями и после Его воскресения. Это указание ясно выражено в Матф. 24, 20. „Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу». Христос предвозвестил разрушение Иерусалима и бегство из Иудеи за 40 лет до наступление этого события, (ибо разрушение Иерусалима произошло в 70 года по Р. Хр.) и в продолжение этого времени ученики должны были молиться, чтобы не случилось бегство зимою или в субботу. Говоря о бегстве зимою. Спаситель имел ввиду неблагоприятные для этого климатические условия страны. Известно, что зимою в Палестине снег выпадает очень редко, но за то, начиная с осени, там идут непрерывные холодные дожди. Вследствие этого разливаются ручьи и реки и превращаются в бурные потоки, преграждая путь путешественникам. При таких обстоятельствах не может быть и речи о спасении от врага. Что же касается выражения, чтобы бегство не случилось в субботу, то этими словами Христос подчеркивает святость и нерушимость четвертой заповеди. Субботний день, упоминаемый в Св. Писании более 150-ти раз, есть день покоя и священных собраний детей Божиих; день отрады и обильных благословений Господних; день, который Господь называет Своим и дает чудные обетования соблюдающим его, говоря чрез пророка Исаию: „Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла». „Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это». Ис. 56, 2; 58, 13. 14. Но если бы ученикам Иисуса пришлось бежать в этот день, они невольно нарушили бы заповедь и лишились бы благословений святого дня.

Однако с этим разъяснением некоторые не соглашаются и говорят, что Христос не имел в виду святость субботы, а лишь то обстоятельство, что ворота Иерусалима запирались в субботний день, и что ученики были бы не в состоянии выйти из города. Но это возражение теряет свою силу, если мы прочитаем 16 стих 24 гл. Ев. Матфея, где сказано о бегстве не только находящихся в Иерусалиме, но и во всей Иудее, т. е. из деревень, сел и городов, не имевших стен, а, следовательно, и эапирающихся ворот; И даже если бы это относилось к одним только ученикам, живущим у Иерусалиме, то и тогда это возражение бессильно, потому что ворота Иерусалима не запирались с того времени, как им овладели Римляне в 63 году до Р. Хр. Фарисеи же и законоведы Иудейские установили городской субботний путь, во избежание длинных прогулок за город в этот день. Этот путь определялся в две тысячи локтей, и расстояние отмечалось большими белыми камнями. Один из этих камней, определявших субботний путь, сохранился по настоящее время у г. Гезеры. В Деян, An. 1, 12 говорится, что гора Елеон находилась вблизи Иерусалима на расстоянии субботнего пути. Отсюда видно, что при существовании черты вокруг Иерусалимских стен, определявшей субботний путь, не может быть и речи о невозможности выйти из Иерусалима в день суббот в дни. Следовательно, данное выше объяснение Матф. 24, 20 вполне правильно, ибо оно обосновано на словах самого Господа Иисуса Христа.

Посмотрим теперь, какой день соблюдали апостолы и первые христиане. Для этого приведем несколько текстов из Деяивй Апостолов. „Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний». Деян. 17, 2. Выше мы читали, что обыкновением Спасителя было приходить в субботний день в синагогу, читать и разъяснять Писания. Здесь же мы встречаем Его верного слугу, поступающего так же. Но еще более сильное свидетельство об исполнении четвертой заповеди An. Павлом мы находим в Деян. 18,1—4. Там сказано что он ежедневно работал, „Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев И Блинов». После этого нет никакого сомнения в том, что ап. Павел поступал согласно заповеди — „Шесть дней работай… а день седьмый — суббота Господа Богу твоему». Исх. 20, 8-11.

Что же касается верующих того времени, то и они имели подобное же обыкновение, о чем написано в Деян. 16, 13. „В день же субботний мы вышли к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами». Затем сказано, что Слово Божие возвещалось в субботний день не только Иудеям, но и язычникам. „При выходе их из Иудейской синагоги, язычники просили их говорить о том же в следующую субботу… В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие». Деяния 13, 42. 44.

Таким образом все приведенные свидетельства об исполнении субботы Господней Христом, Апостолами и первыми христианами говорят о том, что и каждому искренно любящему своего Господа христианину необходимо ее соблюдать.