Кажущиеся противоречия ап. Павла относительно закона и субботы.

Многие верующие ссылаются на некоторые места из посл. Ап. Павла, якобы говорящие за отмене всех десяти заповедей вообще и субботы в. частности. Наш долг остановиться и вникнуть а смысл этих неудобовразумительных мест, как их называет Ап. Петр. 2 Петра 3, 16.

Одно из этих мест мы приводим из посл. ЕФес. 2. 15. „Упразднив вражду плотню Своею, а закон заповедей учением….» Вот видите, говорят, сам Aп. Павел пишет, что заповеди упразднены и их больше не нужно придерживаться. Однако такое заключение очень поверхностно и неправильно, ибо в этом же послании Ап. Павел упоминает в 4-ой главе о восьмой н девятой заповедях, а в 6-ой главе говорит о соблюдении пятой заповеди. И если бы во 2-ой главе 15, он имел ввиду те же заповеди, то противоречил бы самому себе, говоря в начале своего послания об упразднении, а в конце о соблюдении заповедей. Но Ап. Павел не противоречит себе, если внимательно разобраться в его посланиях. Когда он пишет об упразднении, то имеет ввиду заповеди обрядного закона, как о том говорит греч. перевод: „Упразднив вражду т. е. закон приказов, заключавшийся в уставах, уничтожил через тело свое». Когда же Ал. Павел пишет о соблюдении и святости закона, то он имеет ввиду закон нравственный, десять заповедей, который остался без изменения.

Для более явного понимания .истинного смысла некоторых текстов из Павловых посланий, нам необходимо внимательно исследовать вопрос о законе или, вернее, о законах.

Как известно, у народа Израильского было два закона, сопряженных с религиозной жизнью народа. Во-первых: закон морально-нравственный, десять заповедей, написанный Самим Богом и положенный в ковчег по повелению Божию. Во-вторых: закон церемониальный т. е. обрядовый, насчитывающий более 600 различных постановлений и обрядовых заповедей. Этот закон был написан Моисеем в книгу и положен одесную ковчега. Втор. 10, 1—5; 31, 24—26. Об обрядовом законе Ал. Павел упоминает, как о книге закона и рукописании, которое было против нас. Об этом можно читать в посл. Гал. 3,:10; Кол. 2, 14. Этот закон, включавший в себе предписания о жертвоприношениях, был тенью будущих благ, как о том сказано в Евр. 10. 1—9. И после того, как Христос принес Себя в жертву, не было нужды приносить жертвы по обрядовому закону. Евр.10,8. Выражение „Отменяет первое, чтобы поставить второе» в Евр. 10, 9 имеет ввиду отменение жертвоприношений и заменение их жертвою Христа, а не отменение нравственного закона.

К неправильному заключению приходят многие также и при чтении текста Евв 7,18 где сказано: „Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по, причине ея немощи и безполезности». Тот, кто хочет понять, о какой заповеди здесь идет речь, должен прочесть пару стихов выше в этой же главе и тогда будет знать, что An. Павел говорит об отменении заповеди, согласно которой священниками могли быть лица только из колена Левия. „Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает священник иной. Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей». Евр. 7, 14—16. Тут An. Павел называет обрядовый закон законом заповеди плотской, а нравственный закон он называет духовным. Рим. 7, 12. 14. А потому не будем и мы смешивать этих двух законов, но разграничим их по примеру Ал. Павла.

Немало сомнений и недоумении возникает у некоторых, вследствие недопонимания места Писания из Посл. 2 Кор.3,6-9. „0н дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что Сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисея по причине славы лица его преходящей,— то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания». Прежде всего заметим, что тут не идет оечь об устранении десяти заповедей; а только о служении, которое совершалось вследствие нарушения их. Для ясности приведем текст из посл. к Римл. 7, 9. 10. „Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила к смерти». Это говорит за то, что каждый нарушитель заповеди подлежал осуждению и смерти за свой грех. В Ветхом Завете был порядок таков: каждый, преступивший заповедь по неведению, должен был принести жертву за грех и убить ее для своего очищения. Лев. 4, 27—29. Все же остальные жертвы: волов, коз или овец,— должен был убивать священник. 2 Парал. 35, 10—12. Если же кто произвольно грешил, то таковой предавался смерти. Числа 15, 30. 31. Таким образом, беспрерывное пролитие крови животных за грехи людей и наказание смертью произвольно согрешивших и было, в сущности, служение осуждения и смерти, о котором Ал. Павел пишет во 2 Корин. 3 главы.

Но это служение смерти было упразднено, когда Христос отдал Себя на смерть и в жертву за грехи всех и за преступников сделался Ходатаем. Ис. 53, 1. Церковь Христова не должна подвергать наказанию и смерти грешников, а должна указывать на путь покаяния во грехах, на милость и любовь Божию в Иисусе Христе, а также на путь возрождения чрез Духа Святого. Деян. З, 19. Иоан. 3, 3—5. Тех же, кто отступает от веры и живут во грехах, церковь должна увещевать, и если покаются, простить, а если нет, то исключить из своей среды. Матф. 15, 18. Преступники же и нарушители закона должны быть судимы светской властью, а не церковью, как о том сказано в Рим. 13, 1—4.

Служение духа не означает уничтожение или нарушение закона Божия, а, наоборот, более совершенное исполнение его. Это ясно видно из слов Спасителя к женщине, осужденной к смерти за прелюбодеяние, которой Он сказал: „… и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Иоан. 8, 11. Господь не допустил здесь совершения служения смерти, т. е. убиение этой женщины, а помиловал ее и повелел уже больше не грешить, не нарушать закона Божия. Служение духа более славно, потому что церковь не имеет никакого дела с осуждением и наказанием грешников, а лишь призывает к покаянию и оправданию в Иисусе Христе.

В смысле возражения против закона Божия приводится также текст из посл. к Римл. 3. 20. „Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех». Здесь говорится о том, о чем речь была уже выше. Закон не в состоянии оправдать виновного, ибо он только обнаруживает преступление и осуждает за сделанный грех. Согласно выражению в посл. Иакова 1, 23—25, закон уподобляется зеркалу, в котором мы можем увидеть себя запятнанными и нечистыми. Но ведь зеркало не в состоянии очистить нас или смыть наши пятна. Так и в законе Божием мы можем увидеть себя грешными и виновными, но чтобы очиститься и оправдаться, нам необходимо в вере обратиться ко Христу, и Его кровь очистить нас от всякого греха. 1 Иоан. 1, 7. Итак, Ап. Павел писал не против закона, но против неправильного понимания цели и назначения закон? Божия и против ложной надежды оправдаться делами закона. В том же смысле он пишет и в Рим. 10, 4: „Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего». Слово „конец» не сказано здесь в смысле уничтожения закона, а в смысле назначения и цели его. При том мы не можем придти к концу, если не имеем начала. В данном же случае, началом является закон, обнаруживающий грех и показывающий нужду в спасении и оправдании, которое обретается во Христу чрез веру: Слово „к праведности» указывает на необходимость послушания закону, ибо не может считаться праведным тот человек, который бы постоянно нарушал ту или иную заповедь Божию. Чтобы люди не подумали, что Ап. Павел говорил об отменеии закона Божия, он сделал такое заключение: „Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Рим. 3, 31. Не будем же и мы, верующие во Христа, отрицать закона Божия, но утверждать его верою в жизни нашей.

Казалось бы, что приведенных и разобранных текстов вполне достаточно, чтобы понять взгляды Ап. Павла о законе и Евангелии, все же мы остановимся еще на одном, а именно Рим. 6,14. „Грех не должен господствовать над вами, ибо вы не под законом, но под благодатью». Очень часто этот текст употребляется многими в подобном же превратном смысле, как и предыдущее. „Нам не нужно исполнять закона», говорят они, „ибо мы не под законом, но под благодатью». Но такое понимание опровергается последующим стихом той главы. „Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом; а под благодатью? Никак!» Быть под благодатью, это значит не грешить, а не грешить значит быть исполнителем закона. Ибо написано: „Всякий делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие». Значит нарушитель закона т. е. тот, кто крадет, поклоняется кумирам, не почитает родителей, не хранит субботы и т. д., тот и находится под законом, или вернее под осуждением закона, ибо такому закон говорит: не кради; не поклоняйся и не служи кумирам; почитай родителей; помни день субботний и т. д. Тот же, кто нарушал заповеди Божий, но раскаялся и стремится с помощью Господа их соблюдать, тот уже не под законом но под благодатью.

Благодать — это незаслуженная милость по отношению к кающемуся грешнику, но ее может лишиться. Каждый, впадающий в новое преступление. Это подобно Тому, как если бы освободили преступника из тюрьмы по милости, по манифесту, а он, вышедши оттуда, начал бы повторять дела, за которые уже раз был осужден; его, конечно, опять осудят и посадят в тюрьму. В подобной опасности осуждения находится всякий, кто думает, что он может нарушать ту или иную заповедь, находясь под благодатию Божией.

Что благодать Божия не дает повода грешить, видно еще из посл. Титу 2, 11. „Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Это место Писания еще раз подтверждает, что под благодати» находится тот человек, который побеждает грех И согласует свою жизнь с волей и законом Божиим. Такому Господь, по обетованию Своему, вписывает законы Свои в мысли и сердце, и дает Своего Духа, Который бы помог человеку их исполнить. Еар. 8, 10. Иез. 36, 26. 27.

Таким образом, из всех приведенных мест Писания видно, что Ал. Павел нигде не говорил и не писал об отменении десяти заповедей закона Божия, а, наоборот, пишет, что его нужно соблюдать, как это сказано в 1 Кор. 7, 19. „Обрезание ничто и необрезанне ничто, но все — в соблюдении заповедей Божиих». О себе лично он говорит: „Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием». Рим. 7, 22. И только, по его выражению, „плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да я не могут». Римл. 8, 7.

Теперь посмотрим еще те места, где сказано у Ап. Павла как бы об отменении субботы Господней. Одно из них мы находим в Кол. 2, 16. 17. „Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе».

Прежде всего, заметим, что в Ветхом Завете существовали не только два закона, но также и две субботы. Во-первых: суббота Господня, установленная до грехопадения в раю, и подтвержденная четвертой заповедью, Быт. 2, 1—3. Hex. 20, 8—11, и, во-вторых: суббота обрядовая, установленная позднее. Эту разницу мы заметим при чтении кн. Лев. 23-й главы. В третьем стихе этой главы сказано так: „Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших». Это место выделяет каждый седьмой день недели, называя его субботой Господней. Когда же прочтем стихи 27—32, то узнаем, что обрядовая суббота соблюдалась не в седьмой день недели, а в определенном месяце и числе, и могла выпадать на любой день недели. В подтверждение мы приведем и эти тексты. „Также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши, и приносите жертву Господу. Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу». В отличие от субботы Господней, об обрядовой сказано: „празднуйте субботу вашу». Кроме того, были и другие праздники, которые тоже могли выпадать на какой угодно день недели, и которые также носили название суббот.

О том, что Ал. Павел говорит в. Кол. 2, 16 об обрядной субботе, видно из стиха 17-го, где сказано: „Это есть тень будущего»… День очищения, в Лев. 23, 27—32, который был в определенном месяце и числе, и который носил название субботы, был тенью, то есть прообразом на Христа и очищение от грехов в Его невинной крови и, следовательно, по совершении плана спасения не подлежит исполнению. Седьмой же день недели; суббота Господня не была тенью, ибо дана еще в раю, до грехопадения, и потому ее соблюдение не должно прекратиться ни в сем веке, ни в будущем. Исаии 56, 2; 66, 23.

Тот же смысл заключается и в словах: „Итак, никто да не осуждает вас за пищу…» Это также не относится к пище вообще, но только к той, которая была тенью. А это была несомненно пища пасхального агнца, с пресным хлебом и горькими травами, о чем сказано в кн. Исх. 12-ой главы. Мы же знаем, что это был прообраз на Христа, Агнца Божия, закланного за нас. 1 Кор. 5, б—8.

О тех же днях обрядовых праздников говорит ап. Павел и в посл. к Рим. 14. 5. 6. „Иной отличает день от дня, а другой о всяком дне судит равно… Кто различает дни, для Господа различает; и, кто не различает дней, для Господа не различает»… Тут говорится о днях, которые люди отличали один от другого, как например, фарисей, упоминающий о двух особых днях поста в неделю, или праздничные дни, бывшие прообразом. Но в этих стихах совершенно не говорится о субботнем дне, о том дне, который Сам Бог отличил от всех других дней и, как сказано: „благословил и освятил его». Исх. 20, 11. Что же касается мнения ап. Павла об освященном Босом дне, то он говорит так: „Посему для народа божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Без особых пояснений видно, что в обоих стихах речь идет о седьмом субботнем дне, в который Бог почил от дел Своих. Выражение „остается, субботство», или по-гречески „саббатисмос», указывает на то, что суббота была в прошлом, остается в настоящем времени, и, по свидетельству пр. Исаии 66, 22, 23, останется! без изменения и в будущем. „Ибо как новое Небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и ими ваше. Тогда из месяца в месяца и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть , на поклонение, говорит Господь». .