Кто ввел празднование первого дня недели вместо седьмого?

При Подробном исследовании Св. Писания оказалось, что наш Господь Иисус Христос и Его верные последователи хранили субботу и никогда не издавали, закона или повеления, чтобы праздновать первый день недели. Если же мы желаем узнать, кто издал такой закон, то обратимся к истории:

История Христианской Церкви свидетельствует, что празднование этого дня установила католическая церковь при помощи римских императоров. В подтверждение сказанного мы приведем содержание некоторых из этих законов.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН был издан императором Константином 7-го марта 321 года по Р. Хр., который гласит так: „Все судьи, городское население и всякого рода ремесленники должны покоится в досточтимый день солнца. Однако земледельцы пусть безпрепятственно работают в поле и винограднике, потому что случается, что в иной день бывает слишком неудачно вверять зерна борозде, или виноград яме; иначе удобный момент уйдет и люди утратят удобное время, дарованное небом». (Неандер. История церкви, том II. стр. 28.)

Константин сделал это не на основании христианских побуждений, или веры в воскресение Иисуса Христа (о чем не сказано ни слова в его законе о праздновании), а с политической целью, чтобы примирить своих подданных, как язычников, так и христиан в праздновании первого дня недели. Константин в продолжение всей своей жизни удерживал за собой высшую в языческой иерархии должность „Понтифекс Максимум», это значит главный жрец, или языческий первосвященник. Он продолжил участвовать во всех общественных обрядах язычества и провозглашал Аполлона своим особым покровителем (Аполлон, Феб в греч. мифологии бог солнца; покровитель искусства). Членом же христианской церкви он не состоял до самой своей смерти. В таком свете представляет нам История Хр. Церкви того, кто первый дал повеление праздновать первый день недели, т, е. досточтимый день солнца. Отсюда можно заключить, что он скорее сделал это с целью удовлетворения своих старых языческих побуждений, нежели из христианского чувства. Христос не нуждается в том, чтобы языческий император предписал христианам соблюдать то, чего Он сам не повелевал. Господь говорит: „Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Иоан. 14, 15. Если же мы будем отвергать данную Им заповедь „Помни день субботний, чтобы святить его», а будем соблюдать досточтимый язычниками день солнца „Сандей», то этим мы не окажем любви ко Христу.

СЛЕДУЮЩЕЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ о праздновании первого дня недели было сделано на Лаодикийском Соборе в 364 г. по Р. Хр. Оно гласит так: „Христиане не должны иудействовать, покоясь в субботу, но должны работать в этот день и вместо него чтить день Господень, в который по возможности должны покоиться. Если же все-таки найдутся такие, которые будут иудействовать (т. е. праздновать субботу) то да будет им анафема». (29 канон Лаод. собора 364 г. по Р. Христова).

Это постановление свидетельствует о том, что еще в то время многие христиан» соблюдали субботу, иначе не было бы нужды в издании такого закона. Затем в этом постановлении собор своевольно называет первый день недели днем Господним, в то время как Св. Писание приписывает это название субботе. Ис. 58, 13. Тут заметна также резкая противоположность духу и учению апостолов, которые подвергали анафеме, т. е. отлучению тех, кто нарушал заповеди Божий, а на соборе постановлено предавать анафеме тех, кто их старался соблюдать. Это показывает, что уже в то время хр. церковь, находясь в союзе с царями земными, отступила от пути правды и пошла беззаконным путем.

К тому же приведем свидетельство Евсевия, одного из отцов католической церкви: „Все обязанности и все, что было связано с празднованием субботы, мы перенесли на воскресенье». Слово „мы» включает и его сообщника в этом деле, папу Сильвестра, епископа римского.

Удивительно то, что эти соборные постановления появляются лишь в четвертом столетии, и хотя некоторые ссылаются на отцов церкви, заявлявших о праздновании первого дня недели уже во втором столетии, то все-же никто не может указать на то, что до них, или ими самими было сделано такое постановление. Они это делали по своим соображениям, а не по воле или заповеди Божией. Подобным же образом вошли в христианство и другие языческие обычаи и обряды, о которых Христос и апостолы ничего не говорили, и которые противоположны учению Спасителя. Это также отмечено на страницах Истории Хр. Церкви.

Историей подтверждается и то, что первые христиане не праздновали первого дня недели. Первое свидетельство о прекращении мирских занятий в воскресение встречается у Тертулиана. (Ист. Церк. Дж. Робертсона, стр. 156.) А последний жил от 160—230 г, по Р. Хр. Следовательно этот день еще не был праздничным, если христиане занимались обычными делами в этот день.

На слеующей. странице той же истории сказано, что отдельные случаи празднования воскресного дня на востоке относятся к четвертому столетию.

Уместно здесь также свидетельство протестантского историка В. Домвил, который говорит так: „Ни один церковный писатель первых трех веков не приписывает ни Христу, ни Его апостолам установления о почитании воскресного дня», стр. 6. 7. „Прошли столетия христианской эры, прежде чем начали чтить воскресенье как субботу», стр. 291.

В дальнейшем сообщается, что в 386 г. римский император Феодосии издал более строгий закон, по которому в первый день недели воспрещались все работы как в городах, так и в селах. (Неандер Ист. Ц. том III. стр. 421.)

Наконец, в шестом столетии вводятся телесные наказания и денежные взыскания за нарушение установленного людьми праздничного дня. Эти постановления мы дословно цитируем из той же Ист. Хр. Ц. Дж. Роберт-сона стр. 734. том I. „В церкви постепенно вводилось более строгое соблюдение воскресного дня. Против всякого нарушения святости дня были установлены наказания. Так собор Нарбонский от 579 года присудил одного свободного человека к уплате шести солидов, и одного крепостного к ста ударам. Ина, король Вессексий (688—725) постановляет, что если крепостной человек будет работать в день Господень по приказанию господина, то он должен быть свободен,— если же по собственной воле, то должен заплатить штраф, или потерпеть на собственной шкуре. Собор Бергамстедский от 696 г. постановляет, что свободный человек, нарушающий покой священного дня, должен подвергнуться особому денежному штрафу…

„С целью усиления соблюдения воскресного дня делались указания на авторитет предполагаемых откровений. Такова именно была цель письма, которое будто бы ниспало с неба в 788 г., и уничтожение которого Карл Великий предписывал в своем капитуляре от следующего года; тот же самый благочестивый обман, или нечто вроде этого, употребляли и в Англии».

В детали этих постановлений входить нет надобности, ибо они сами за себя говорят, что церковь, ушедшая уже раньше с христианского пути, теперь переходила в более грубое состояние, применяя наказание к тем, кто отказывался подчиняться ее своевольным требованиям. Из приведенных исторических фактов каждый может легко понять, какими противоположными духу и учению Христа мерами вводилось празднование первого дня недели.

Ко всему сказанному, мы могли бы привести целый ряд цитат из католического доктринального катехизиса, где также говорится, что празднование воскресенья основано на предании и авторитете католической церкви, а не на Библии; но мы ограничимся одной только выдержкой из газеты „Католик Миррор» за сентябрь 1893 г. где говорится так: „За тысячи лет до существования какого-либо протестанта, католическая церковь, единственно силою своего божественного призвания, перенесла празднование субботнего дня с седьмого на первый день недели. Библия говорит: „Помни день субботний, чтобы святить его». Католическая же церковь объявляет: „Нет, силой божественной власти я отменяю эту заповедь и повелеваю святить первый день недели». И что мы видим: в покорном послушании весь цивилизованный мир преклоняется пред святейшей католической церковью. Она заставила людей не только праздновать первый день недели, абсолютно воспрещая делание в оный какой-либо работы, но и воспретила постановлением Лаодикийского собора 364 года всякое воздержание от работ в седьмой, субботний день, грозя ослушникам церковным проклятием, отлучением и конфискацией имущества». (От. Интрайт).

Отсюда видно, что католическая церковь в лице своих представителей не только не оспаривает, но даже гордится тем фактом, что ею введен этот праздник. Совершено это, конечно, не силой божественной власти, как говорит Интрайт, а при помощи римских императоров, как о том свидетельствует история христианской церкви.

Кроме того, католическая церковь осмелилась внести и другие изменения в закон Божий. Так при чтении десяти заповедей Божиих в Библии и сравнении их с катехизисом оказывается, что вторая заповедь, воспрещающая поклонение кумирам и всякого рода изображениям, там совершенно отсутствует. Четвертая заповедь в корне изменена, а десятая разделена надвое.

Это явно противобожественные действия, когда человек осмеливается нарушать и изменять то, о чем Сам Господь сказал „Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих». Псалом 88, 35.

О такого рода беззаконных действиях было предсказано еще у древнего пр. Даниила в 7 гл. 25. „И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон…» Слово „закон» здесь не относится к законам светским, которые менялись и которые всегда можно изменить до известной степени. Но тут идет речь о неизменном законе Божием, который смертный и грешный человек пытается изменить. А равно, когда говорится о праздничном времени, так не о том, которое люди установили, но о том, которое Бог назначил в Своей заповеди.

Сообразно этому ап. Павел давал предостережение верующим в таких словах: „Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели… Ибо тайна беззакония уже в действии,… И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». 2 Фесс. 2, 3. 7. 8. Несомненно, что и здесь идет речь о тех же беззаконных действиях и отступлении от пути правды Божией, которое зарождалось уже во дни апостолов и нашло свое место в среде христиан в последующее время.

После всех приведенных библейских, исторических и пророческих данных о происхождении празднования субботы и первого дня недели, можно сделать такое заключение: Суббота установлена Богом чрез Иисуса Христа еще при сотворении мира. Быт. 2, 1—3. Кол 1, 14—16. Господь благословил и освятил седьмой субботний день; в Св. Писании этот день называется: „святая суббота Господня». Исх. 16, 23. 20, 8, 11; „снятый день Мой» отрадою „святым днем Господним». Ис. 58, 13. Господь воспретил заниматься обычными делами в этот день. Исх. 20, 9. Этот день предназначен для священных собраний и покоя от трудов. Лев. 23, 3. Господь называет блаженным человека, „который хранит субботу от осквернения». Ис. 56, 2. Христос, Апостолы и первые христиане хранили субботу Господню». Луки 4, 16; 23, 56; Деян. 17, 2; 18, 1—4; 16, 13; 13, 42—44. Суббота остается без изменения для христианина в настоящее время и останется для соблюдения и на новой земле. Евр. 4, 9. 10; Исаии 66, 22. 23.

Что же касается первого дня недели, то нигде в Св. Писании не сказано ни о том, (что его нужно праздновать, ни о том, как его нужно праздновать. Этому дню не дано никакого священного названия в Библии. Нельзя также прочесть: „Бог благословил и освятил первый день недели». Нигде в Слове Божием не сказано, что нельзя работать в этот день. Не назван он также днем покоя. Не сказано и о том, чтобы Христос отменил заповедь о субботе и повелел праздновать первый день недели. Не сделали этого также и апостолы. На основании же истории удалось установить, что это сделала отступившая от Христа церковь при помощи светской власти. Следовательно, празднование первого дня недели, т. е. досточтимого язычниками дня солнца, есть установление и заповедь человеческая, и при том вопреки воле и заповеди Божией. Апостолы в свое время сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Деян. 5, 29. А что мы с тобой скажем, любезный читатель?

В свое время Христос сказал Иудеям: „…хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Устраняя Слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. … Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня уча учениям, заповедям человеческим». Map. 7. 6. 7. 9. 13. Не относятся ли эти слова Господни. Также и к нам, христианам, отвергнувшим заповедь Божию „Помни день субботний…» и придерживающимся предания, установления человеческого? Слово „тщетно чтут Меня» показывают, что Господь не принимает чести от людей, если это не по Его воле. Это подтверждает место Писания от Иоанна 5, 41. 42. „Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу». „Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки». 1 Иоан. 5, 3. Никоим образом невозможно проявить любви к Богу, без того, чтобы не исполнять Его заповеди. „Итак любовь есть исполнение закона». Римл. 13, 10.