XII. Предметы святилища и служение в нем символизируют истину для настоящего времени

«Итак, братья святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа» (Евр.3:1).

Во дворе храма богини Кали, который находится в городе Калькутта (Индия), я наблюдал, как верующие индусы приносят козлов в жертву своей богине. Индус приводил к священнику черного козленка, платил ему одну рупию, чтобы тот отрезал у животного голову и принес ее в жертву божеству. Мужчины и женщины, стоявшие рядом, быстро подходили к жертве, окунали пальцы в горячую кровь жертвенного животного и, прикладывая их к языку и ко лбу, возносили свои молитвы.

«Так поступали наши отцы и деды» Почему целые тысячи поклоняющихся богине Кали приносят в жертву маленьких ягнят и спешат прикоснуться к их крови? Те, кому я задавал этот вопрос, не могли дать вразумительного ответа.

«Так поступали наши отцы и деды, так поступаем и мы»,- отвечали они с некоторой растерянностью.

«Быть может, вы согрешили и кровь животного может как-то искупить ваши проступки?» — подсказал я.

Их лица оживились. «Именно так,- отвечали они. — Но откуда вам известна наша религия?» Эта беседа представила мне возможность рассказать сынам и дочерям древней Индии историю ветхозаветных жертвоприношений в святилище и затем рассказать им про Иисуса Христа, Агнца Божьего.

Чудный рассказ о святилище! Насколько мне известно, Адвентисты седьмого дня являются единственной христианской церковью, которая в этих символических обрядах древнего Израиля, избранного народа Божьего, увидела прекрасные истины плана спасения. Исключительно важным, воистину уникальным учением, которым Адвентисты седьмого дня обогатили всемирное христианское богословие, является наше учение о двух святилищах — земном и небесном.

С самого начала адвентистского движения мы возвещаем миру о том, что «истинное святилище, прообразом которого было земное святилище, есть храм Божий на небесах, о котором Павел говорит в Евр. 8 гл. и далее, и в котором Господь Иисус служит как наш великий Первосвященник. Священническое служение нашего Господа является сущностью прообразного служения иудейских священников Ветхого завета.

Что это небесное святилище должно быть очищено в конце 2300 вечеров и утр. по Дан. 8:14 (Церк. пор., 35).

Мы продолжаем верить

Церковь Адвентистов седьмого дня продолжает верить в великие истины, представленные в этих символах спасения. Своих взглядов мы не изменили. Истина о святилище продолжает оставаться истиной для настоящего времени так же, как она была истиной 23 октября 1844 г., когда Господь впервые открыл ее Хираму Эдсону, находившемуся на поле вблизи Порт-Гибсона.

В книге Исход с 25 по 40 гл. исследователь Библии найдет Божье наставление Моисею, как построить земное святилище: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). Цель построения святилища состояла в том, чтобы наглядным образом представить взаимоотношения человека с Богом, Небесным Отцом.

В течение нескольких столетий израильский народ находился в египетском рабстве. Поэтому в их сознании и личной жизни была необходимость глубоко запечатлеть представление, как именно служить истинному Богу.

Необходимость наглядных пособий Человек согрешил и поэтому нуждался в очищении и примирении. Любящий Небесный Отец помог ему уразуметь этот важный, невидимый процесс очищения и примирения, который происходит на небе. Представить наглядную картину, которая помогла бы грешнику постичь великий план искупления, рожденный в сердце Божьем, могущий спасти его от гибели,- в этом была острая нужда. исповедание и прощение, вера и примирение с Богом, а также возрастание в святости — все это было наглядно представлено в ежедневном и годовом служении земного святилища.

«Боже! Свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш!» (Псал. 76:14). С помощью жертвоприношений, курящегося фимиама и молитв люди познавали, каким образом можно восстановить свои нарушенные отношения с Богом, чтобы впредь быть с Ним в радостном, постоянном общении. Прошлые, настоящие и будущие нужды грешников — все было учтено, ничто не забыто. Служение в святилище наглядным и чудным образом показывает, как Бог заботится о духовных нуждах человека.

Вестница Божья так описывает ежедневное служение в святилище и его цель: «Каждое утро и вечер на жертвеннике сжигался однолетний агнец с соответствующими хлебными приношениями, символизируя, таким образом, ежедневное посвящение народа Господу и их постоянную зависимость от искупительной крови Христа.

Бог особенным образом подчеркнул, что всякое жертвоприношение, принесенное для служения во святилище, должно быть «без порока» (Исх. 12:5), (ПП, 352). Этот непорочный агнец прообразно изображал Иисуса Христа Агнца Божьего и Спасителя мира. Каждое утреннее богослужение запечатлевало в сознании детей Божьих необходимость посвящения Ему как народа. Они были Его Собственным народом, избранным для того, чтобы иметь с Ним особые отношения, каких не мог иметь никакой другой народ. Эта особая связь с Ним должна была поддерживаться ежедневно.

Многие из важных пунктов учения церкви Адвентистов седьмого дня уходят своими корнями в служение во святилище. А позднее эти истины Слова Божьего нашли более полное разъяснение в Писаниях апостолов.

Жизнь — только по милости Христа, ходатайствующего в небесном святилище В основе адвентистской вести лежит учение о том, что грешник может получить спасение от греха только через Христа. Грех приносит смерть. Жизнь вечная есть дар Божий через Иисуса Христа. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл. 6:23).

Эта истина была наглядно представлена в жертвоприношениях, совершаемых в святилище: «И возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют козу в жертву всесожжения.

И возьмет священник крови ее перстом своим, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника» (Лев. 4:29-30).

Когда грешник видел свежую, горячую кровь, струившуюся по бокам жертвенника, он вспоминал, что возмездие за грех — смерть. На жертвеннике умирало жертвенное животное вместо грешника. Оком веры нарушитель закона Божьего взирал на Спасителя, Который придет и умрет вместо него. Кающийся грешник верил, что Агнец Божий однажды будет заклан. Своей смертью Он уплатит за наказание, которое должен нести грешник за нарушение закона Божьего.

«Работа священника в ежедневном служении состояла в том, чтоб приносить Богу кровь жертвы за грех, а также и фимиам курения вместе с молитвами Израиля. Так сделал и Христос, принесши Отцу Свою кровь за грешника и представляя пред Ним с драгоценным благоуханием Своей Собственной праведности молитвы согрешивших» (ВБ, 420-421). Обратим внимание на то, что в служении, происходившем в святилище, «благоухание Его Собственной праведности» играло весьма важную роль.

Когда священник представал пред Господом, облако фимиама защищало его от смерти.

«И положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом» (Лев. 16:13).

«Жертвы, приносимые грешником, должны были быть без порока.

«Если же будет на нем порок, хромота или слепота, то не приносите его в жертву Господу» (Втор.15:21). Эта непорочная жертва изображала совершенную жизнь Христа, Голгофского Агнца, которая вменялась грешнику, желавшему получить прощение грехов, в которых он раскаивался.

В Лев. 22:24-25 сказано, что неполноценную жертву нельзя было приносить.

Оком веры кающийся грешник должен был видеть в каждой жертве совершенную праведность Того, Кто однажды придет и умрет вместо него.

Раскаяние во святилище

Входя вместе с жертвой в святилище, грешник должен был искренно раскаяться, сознаться в своем преступлении против Бога и почувствовать нужду в прощении.

Исповедуя свой грех над головою ягненка, он в своем сердце переживал глубокую печаль за соделанные грехи.

После этого он получал прощение.

«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил; и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют козу в жертву за грех на месте, где закаляют жертву всесожжения. И возьмет священник крови ее перстом своим и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника; и весь тук ее отделит, подобно как отделяется тук из жертвы мирной, и сожжет его священник на жертвеннике в приятное благоухание Господу; и так очистит его священник, и прощено будет ему» (Лев. 4:27-31).

Закон Божий и святилище Десять заповедей Божьих, открывающих грех (см. Римл. 3:20), занимали в святилище центральное место. «И положи крышку на ковчег сверху, а в ковчег положи откровения, которые я дал тебе» (Исх. 25:21).

Поскольку Божье мерило праведности было нарушено, то смерть, как наказание за нарушение (Римл. 6:23), требовала отныне смерти преступника. Смерть жертвы в святилище символизировала посредническую смерть Христа, которой Он однажды умрет и, таким образом, исполнит требования закона. Верой грешник принимал смерть Христа, и его грехи прощались.

Седьмой день — суббота, согласно четвертой заповеди десятисловного закона, играла в служении святилища весьма важную роль (см. Лев. 24:5-9).

Духовные дары и святилище

Бог открывал Свою волю Своему народу в период Израиля через урим и туммим, которые первосвященник носил на наперснике судном во время служения.

«На наперстнике судном возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лицо Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицом Господним» (Исх. 28:30). «И будет он обращаться к Елиазару священнику и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество» (Числ. 27:21). Это непосредственное общение Бога и Его народа изображало общение, которое Он имел через пророков. Дар пророчества был среди народа Божьего во дни Израиля, как он есть и сегодня.

Участь нечестивых и святилище Из слов 72 Псалма видно, что псалмист, входя во святилище, хорошо мог представить себе участь нечестивых: «И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои?..

И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище и не уразумел конца их.

Так на скользких путях поставил Ты их и низвергнешь их в пропасть» (Псал. 72:12-18).

Во время служения во святилище тук жертвы отделялся от тела и сжигался на жертвеннике. «А тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике» (Лев. 16:25, см. также гл. 3:14-17).

Псалмист сравнивает окончательное истребление нераскаявшихся грешников с этим сжиганием тука: «А нечестивые погибнут и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (Псал. 37:20).

В служении, которое совершалось в святилище, символически было представлено не только спасение праведных, но и предсказано истребление нечестивых. Интересно отметить, что это наказание нераскаявшихся грешников огнем есть последнее, окончательное их истребление, как об этом учили Адвентисты седьмого дня от самого начала и учат так ныне: «Они исчезнут, в дыме исчезнут».

Обитель спасенных и святилище Адвентисты седьмого дня уже давно учат тому, что свою награду праведные обретут не в заоблачных высотах, где они якобы будут бесконечно витать в виде бесплотных духов и играть на арфах.

Мы верим тому, что написано в Библии — в ней говорится о реальном небе, в котором будут обитать реальные люди.

Земля была проклята из-за греха (Быт. 3:17). Но это проклятие будет снято через пролитие крови.

«Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровию пролившего ее» (Числ. 35:33).

Во время служения в святилище кровь жертвы всесожжений выливалась на землю, проклятую грехом (Лев. 4:7. 18:25, 30). Она прообразно указывала на то время, когда земля вернется в свое первоначальное чистое состояние в результате жертвы Христа, принесенной ради человека. Кровь Христа не только очищает человека от его греховного состояния, но и очистит всю землю, которая однажды воспримет свою первоначальную красоту. Служение в святилище помогает нам лучше усвоить эту важную истину.

Второе пришествие Христа и святилище

В день очищения, после того, как исповеданные грехи народа возлагались на козла отпущения и его уводили в пустыню, первосвященник, окончив работу в святилище, снимал с себя первосвященнические одежды и входил во двор скинии для ее очищения.

«И, совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла и исповедует над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И войдет Аарон в скинию собрания и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище, и оставит их там и омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои и выйдет и совершит всесожжение за народ и очистит себя и народ, а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике. И тот, кто отводил козла для отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан» (Лев. 16:20-26).

Так и Христос, по окончании времени благодати, завершив Свою работу во Святом святых снимет с Себя первосвященнические одежды и объявит, говоря: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11).

Таким образом, Иисус прообразно войдет во двор, т. е. вступит на нашу землю, чтобы очистить ее от всякой скверны. При Своем втором пришествии Иисус будет одет не в посреднические одежды первосвященника, а в одежды царские.

«На одежде Его и на бедре написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:16).

Христос — Священник и Царь

В служении, происходящем в святилище, Христос прообразно представлен как пророк, Священник и Царь.

Мы видим Его облеченным в одежды милосердия и в одежды гнева. Мы видим в Нем Спасителя кающихся грешников и справедливого Судью Израиля, совершающего суд при окончательном истреблении нечестивых. Земное святилище было построено по образу небесного, показанного Моисею на горе. «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25:40).

Внимательное, благоговейное исследование служения, происходившего в земном святилище, открывает нам важную работу, которую Христос как наш Первосвященник (см. Евр.3:1) совершает ради нас в небесном святилище. «Христос,- говорит ап. Павел,- есть Священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2). «Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божье» (Евр. 9:24).

Обряды, совершаемые в земном святилище, были «образами небесного» (Евр. 9:23). «Небесное святилище является центром служения Христа ради человека» (ВБ, 488). И так, как это есть непреложная истина, то каждый Адвентист седьмого дня должен быть знаком с работой, которую Иисус совершает в небесном святилище.

Работа в святилище столь же важна, как и Его подвиг на кресте В связи с этим вестница Господня говорит такие слова: «Ходатайство Христа за человека в небесном святилище составляет такую же неотъемлемую часть в плане спасения, как и Его смерть на кресте» (ВБ, 489).

Признавая эти слова за непреложную истину, мы видим, что посредническая работа Христа так же важна для нашего спасения, как и Его смерть на кресте. Весьма важно, чтобы эта весть о святилище оставалась одним из краеугольных камней божественной истины, проповедуемой нашим народом в эти последние дни.

«Посредством Своей смерти Он начал эту работу, для завершения которой после воскресения Он и вознесся на небо.

Мы должны верой войти за завесу, «куда Предтечею за нас вошел Иисус» (Евр. 6:20). Там отражается свет с Голгофского креста. Там мы можем получить более ясное представление о тайнах искупления. Небо внесло за спасение человека безграничную цену: принесенная Жертва равна абсолютно всем требованиям нарушенного закона Божьего. Иисус открыл путь к престолу Отца, и чрез Его посредническое служение все, чрез веру приходящие к Нему, могут возносить к Богу свои серьезные и искренние желания» (ВБ, 489). Что нам делать? Мы живем теперь в великий день примирения. В прообразном служении, в то время как первосвященник совершал примирение за весь Израиль, все должны были смирить свои души в раскаянии и исповедании грехов перед Богом, чтобы, таким путем, не оказаться истребленными из среды общества. Подобным же образом и все, желающие, чтобы их имена не были изглажены из книги Жизни, должны теперь, в эти немногие остающиеся последние дни испытания искренне раскаяться перед Богом в своих грехах. Необходимо самое глубокое и тщательное исследование сердца.

Легкомысленный, пустой, праздный дух, который имеют так многие последователи Христа, должен быть побежден. Тяжелая борьба ожидает всех тех, кто желает победить злые наклонности своей натуры, стремящейся к власти над ним. Работа приготовления — личное дело каждого в отдельности.

Мы не можем быть спасены группами. Благочестие и преданность одного не могут возместить этот пробел в другом. Хотя все народы предстанут пред Божьим судом, однако Он с такой тщательностью отнесется к разбору дела каждого, как если бы никого другого не было на всей земле, кроме него одного. Каждый должен быть испытан и найден без пятна и порока.

Как торжественны события, связанные с окончательным делом примирения! Как огромны и важны интересы, заключающиеся в них!» (ВБ, 489-490).

Мы продолжаем верить

Мы, Адвентисты седьмого дня, продолжаем верить, что истинное святилище, прообразом которого было земное святилище, есть храм Божий на небесах. Работа, которую Христос совершает там в настоящее время, имеет первостепенное значение для каждого дитяти Божьего. Она занимает жизненно важное, центральное место в великом плане спасения, которое вскоре окончится пришествием Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Эта великая истина рождает в наших сердцах упование. Ап. Павел свое рассуждение о двух святилищах в работе Христа в небесной скинии заканчивает следующими словами: «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божью, получить обещанное, ибо еще немного, очень немного — и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:35-37).