XXII. Бог нелицеприятен

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26).

Одним из самых волнующих нравственных вопросов, который стоял перед американцами в 1840 годах, был вопрос относительно рабства, которое продолжало часто совершенно безнаказанно существовать во многих местах США. Адвентисты седьмого дня, появившиеся в это время на арене истории и проповедовавшие вечное Евангелие, естественно, не могли обойти молчанием этого вопроса.

Здесь не могло быть никакой «золотой середины», никакого нейтралитета: верующие должны были стать либо за рабство, либо решительно выступить против него. Иосиф Бейтс был, например, убежденным сторонником отмены рабства. таким же был и Джон Келлог, отец доктора Джона Харвея Келлога. У обоих Келлогов, отца и сына, также как и у Джона Беингтона, первого председателя Ген. конференции, вера в то, что все рабы должны быть освобождены, была настолько сильной, что они построили на своих фермах, главным образом в штатах Мичиган и Нью-Йорк, специальные станции «подземной дороги», по которой они тайным образом отправляли рабов на свободу в Канаду. У Беингтона такая станция отправления продолжала действовать даже в тот период, когда он был председателем Ген. конференции.

Адвентисты пришли к выводу, что для существования рабства нет никакого морального оправдания, и что сегрегация людей по внешним признакам (одним из которых является различие в цвете кожи) не имеет ни исторического, ни религиозного основания.

В 1619 г. образовался нечестивый союз между алчными и беспринципными правителями некоторых западно-африканских стран, португальскими и испанскими судовладельческими работорговцами и эксплуататорами. Об этой ужасной торговле рабами, которая стала восприниматься многими как позорное и недостойное ремесло, с. Уайт более 100 лет назад писала такие слова: «В нашей просвещенной стране все еще существует система, позволяющая одной части людей порабощать другую часть, низводя миллионы людей до уровня животных. Подобного греха мы не находим даже в языческих странах» (СЦ, 1, 259).

Ее последующие слова показывают, что она строго обличала тех членов церкви, которые стояли на стороне рабовладельцев.

Отношение к рабству «Немногие, среди соблюдающих субботу, сочувствуют рабовладельцам. Приняв истину, они, однако, не расстались со всеми своими заблуждениями, которые должны были оставить.

Им необходимо более тщательно омыться в источнике истины. Некоторые пришли в церковь с прежними политическими предубеждениями, которые противоречат принципам истины… Христос умер за всех людей, как за черных, так и за белых. Бог рассматривает человека как свободное нравственное существо, будь он белый или черный… Все люди принадлежат одному Хозяину — своему Творцу» (СЦ, 1, 358).

Она решительно выступала против того, чтобы верующие прямым или косвенным участием в делах страны каким-либо образом содействовали укреплению рабства, что в наши дни может показаться некоторым неповиновением гражданским властям.

«Если законы человеческие,- писала она,- противоречат Слову и закону Божьему, то мы должны повиноваться последнему, не взирая на все последствия. Мы не должны исполнять законов нашей страны, требующих от нас возвращения раба его господину. И при этом мы не должны избегать последствий за нарушение такого закона.

Каждый из нас должен помнить, что раб не является и не может быть чьей-либо собственностью» (СЦ, 1, 201-202).

«Бог нелицеприятен»

Из рассказов первых Адвентистов видно, что они следовали словам ап. Петра в том, что Бог нелицеприятен, что во всяком народе Он имеет тех, которые повинуются и служат Ему, и что «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли».

Еще до того, как Адвентисты седьмого дня стали отдельной организацией, в религиозном движении Миллеритов было немало чернокожих верующих, которые были не только ревностны, но и хорошо знакомы с учением о скором пришествии Христа. Среди них, по крайней мере, было три проповедника негра, которые совершали важную евангельскую работу, наставляя верующих в истине и приобретая новые души.

Одним из выдающихся проповедников того времени был Вильям Грант Стилл, возглавлявший организацию по освобождению негров из рабства в Филадельфии. Однажды он отправился в Нью-Йорк, чтобы услышать проповеди Вильяма Миллера. Его проповеди произвели на него столь сильное впечатление, что впоследствии в своих воспоминаниях он говорит об «отце Миллере» как о серьезном проповеднике и о своем убеждении (под впечатлением его проповедей), о том, что «Христос должен прийти», чтобы положить конец алчному и жестокому рабству.

Рассказ о падении звезд из уст очевидца Другим видным американцем, бывшим прежде рабом, который также проявлял интерес к религиозному движению, вызванному проповедями Миллера, был Фредерик Дуглас.

Его рассказ о падении звезд почти целое столетие проводится в Адвентистских книгах как самый авторитетный источник. Вот его личный рассказ о падении звезд в тот день: «Я отправился из Балтимора в Сант-Майкс в марте 1833 г. Я хорошо помню тот год, потому что в том году… мне пришлось увидеть странное явление, когда небо, казалось, было усыпано звездным фейерверком.

Я с благоговением и страхом наблюдал это великолепное зрелище. Воздушное пространство было заполнено вестниками, сходящими с неба.

Эту величественную сцену я наблюдал на рассвете дня.

Мне казалось, что она является предвестником пришествия Сына Человеческого, и я уже был готов встретить Его как своего Друга и Избавителя. Я читал раньше о том, что «звезды падут с неба», и теперь я видел их падение.

Душа моя была потрясена… Я направил свой истомленный взор к небу в ожидании покоя, которого я не нашел на земле» (В рабстве и на свободе, 186-187).

Дух Святой ясно открыл этому рабу истину о втором пришествии Христа, и он увидел в этом пришествии ответ на все затруднительные проблемы своей жизни.

Его дочь Розетта Дуглас Спрейг, вероятно, под влиянием рассказа своего отца о падении звезд впоследствии стала адвентисткой седьмого дня. Несмотря на то, что некоторые члены этой известной семьи высмеивали ее за это, она до конца своих дней оставалась верной церкви АСД.

Чернокожий пророк в Адвентистской церкви

Как уже было сказано, что Бог не смотрит на лица. В этом еще раз убедились многие, когда Бог избрал чернокожего, чтобы даровать ему пророческий дар для адвентистского общества. Вильям Фой, известный в ранней адвентистской литературе как мулат, имел видение в 1842 и в 1844 г., относящееся к адвентистскому движению.

Он жил в Новой Англии. Еще будучи молодым человеком, он принял Христа как своего личного Спасителя. Через некоторое время, как об этом свидетельствуют архивные данные, он стал членом Фривиллской баптистской церкви. Но, по непонятному стечению обстоятельств, он в 1842 г. стал готовиться в служители англиканской церкви.

В то время он имел два видения, относящиеся к скорому пришествию Христа и событиям последних дней.

До этого, хотя он был глубоко верующим человеком, он, по собственному признанию, «противился учению о скором пришествии Иисуса». Но после видения он присоединился к миллеритам и стал всюду возвещать о том, что Христос скоро придет в наш мир. Свое первое видение Фой имел 18 января 1842 г., когда он находился в Бостонском молитвенном собрании. Присутствовавшие засвидетельствовали, что он был в видении два с половиной часа. В брошюре, где рассказывается об этом событии, есть заключение врача, который исследовал Фоя во время видения и не нашел в нем никаких признаков жизни, за исключением слабого сердцебиения. Сам Фой признавал, что его дыхание прекратилось.

В своем втором видении, которое он имел 4 февраля 1842 г., он видел множество живых и тех, которые воскресали из мертвых. Они соединились вместе для получения награды святых. Ему было повелено рассказать всем об этом видении, чтобы предостеречь мужчин и женщин от грядущего гнева Божьего.

Узнав о том, что миллериты неодобрительно относятся к тем, кто публично выступает со своими откровениями как полученными от Бога, Фой медлил более подробно рассказывать о том, что он видел и слышал. Кроме того, по его словам, ему было хорошо известно о предрассудках в народе по отношению к людям с его цветом кожи. Он начал говорить, и у него исчез всякий страх. Он свободно рассказывал собравшимся о том, что он видел в видении.

С этого времени Фой стал путешествовать, всюду возвещая весть, которую он получил в видении. Его слушали массы людей в собраниях различных церквей. Однажды, когда он рассказывал свое видение в Портланде (штат Мэн), на собрании присутствовала Е. Гармон (Уайт). В то время она была еще девушкой. По словам брата Лофборо, Фой имел еще одно видение в 1844 г. приблизительно в то время, когда ожидали второго пришествия Христа.

В этом видении он видел три платформы, очевидно, относящиеся к развитию адвентистского движения после 1844 г. Это видение было для него непонятным, так как он ожидал пришествия Господа в октябре. Оставаясь в недоумении, он перестал выступать публично. Вскоре после этого он умер.

Многие свидетельствовали, что видения Фоя «подлинное проявление Духа Божьего». В одном из своих интервью (это было в 1912 г., за три года до ее смерти), Е. Уайт рассказывала о том, как она однажды беседовала с Фоем.

Эта встреча с ним произошла в собрании, на котором она рассказывала свои ранние видения. Он сказал ей, что ее видение точно такое же, как видел он.

Из этих примеров видно, что с первых дней адвентистского движения руководители церкви АСД активно участвовали в борьбе против рабства, и что Бог использовал чернокожих мужчин и женщин как Свои орудия для возвещения последней евангельской вести миру.

Недавно предпринятые усилия для единства и процветания церкви В последние годы церковь на Ежегодных совещаниях приняла ряд мер, одобренных Генеральной конференцией, которые рассчитаны на то, чтобы сплотить между собой верующих из различных колен, языков и народов в одно гармоничное общество.

Я думаю, что для читателей настоящей книги будет полезно рассмотреть эти советы и указания церкви в области человеческих взаимоотношений с тем, чтобы мы как народ могли «сплотить свои ряды». Если мы сумеем добиться этого единства, которое Бог желает видеть в Своем народе в эти последние дни, тогда семья детей Божьих на этой земле вскоре станет небесной семьей.

На Ежегодном церковном совете, состоявшемся в 1961 г. в Вашингтоне, Комитет Северо-Американского дивизиона принял несколько важных решений в области человеческих взаимоотношений. Было решено учредить Комитеты человеческих отношений на уровне Генеральной конференции и на уровне уний.

Были также рекомендованы местные отделы, которые должны вести разъяснительную и воспитательную работу.

Согласно постановлению дивизионного Комитета, прием работников во все наши учреждения должен осуществляться на основании способностей и опыта, независимо от их расовой принадлежности.

На том же Ежегодном Церковном совете 1961 года полный состав Комитета Ген. конференции предпринял еще более конкретные шаги с тем, чтобы еще теснее объединить между собой верующих различных национальностей и рас.

Взаимоотношения верующих в церкви АСД «Церковь АСД есть всемирная церковь.

АСД имеют поручение от Бога возвестить Евангелие каждому языку и народу. Они верят, что все люди произошли от одной крови и одинаково предназначены для вечности в Небесном Царстве.

Позиция нашей церкви по этим основным принципам, касающимся расовых и национальных взаимоотношений, уже много десятилетий назад ясно изложена в адвентистской литературе.

Наши взгляды в расовом вопросе отражены в следующих выдержках Духа пророчества: «Бог не признает никакого различия в отношении национальности, расы или касты. Он — Творец всего человечества. Все люди принадлежат к одной семье как на основании творения, так и искупления. Христос пришел уничтожить всякую стену разделения, открыть каждое отделение храма, чтобы каждая душа могла свободно прийти к Богу… Во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного. Все соединены между собой посредством Его драгоценной крови» (НУХ, 386).

«Библейская религия не признает ни кастовых различий, ни различия по цвету кожи.

Для нее не имеет ни какого значения ни положение в обществе, ни богатство, ни мирская слава» (СЦ, 9, 223).

«Таким путем Христос прилагал все усилия к тому, чтобы показать ученикам, что в Царстве Бога не существует никаких территориальных ограничений, нет каст или же привилегированных классов, но что они должны идти ко всем народам, неся им весть спасения о любви Спасителя» (ДА, стр. 20).

«Когда изольется Св. Дух, тогда будет одержана победа человеколюбия над предрассудками и люди будут стремиться спасти погибающих. Их разум будет направлять Сам Бог.

Сердце человеческое будет способно любить так, как любил Христос.

И на различие в цвете кожи люди будут смотреть совсем иначе, чем теперь. Способность любить, как Христос любил, возвысит мысли человека, окружая его чистой, небесной, неэгоистичной атмосферой» (СЦ, 9, 209).

«Это истины так ясно провозглашенные в Св. Писании, положили начало рассвету нового дня для нашей земли. Они разрушили стену разделения между враждующими народами, нациями и людьми. Больше не должно быть ни расовых, ни кастовых, ни каких-либо других различий. Избранные Божьи стали единым народом, всемирной расой, новым человечеством. Их отличительной чертой стали: любовь, милосердие и уважение ко всем людям, всеобщая любовь и долг ко всем людям. Христиане, движимые чувством сострадания, смотрят на погибающий мир с глубокой тревогой, потому что Бог есть Отец всякого народа и все люди — братья.

«Мы убеждены, что отрицание Бога в любом виде, как Отца всего человечества и братства всех людей на земле, лишает всемирное адвентистское движение его живой движущей силы и угасит, как ничто другое, дух молитвы: «Авва Отче»…

Поэтому мы вновь подчеркиваем, что целью нашей адвентистской организации остаются эти основные принципы всемирной Божьей церкви».

Руководители церкви пришли к выводу, что дух прежних рекомендаций должен быть полностью претворен в жизнь, и с этой целью на Осеннем Церковном Совете 1965 г. была принята еще одна рекомендация.

В ней говорится о публикации в ведущих церковных журналах и брошюрах статей, излагающих наши «основные принципы, которыми следует руководствоваться во взаимоотношениях между расами». Кроме того, в числе прочих рекомендаций имеет место поощрение всякого рода диалогов о единстве рас, а также обмен в выступлениях за церковными кафедрами.

Рекомендации Комитета человеческих отношений

В целях лучшего взаимопонимания между расами в США мы рекомендуем следующее:

1. «Проводить кампании по вопросу расовых отношений и более широкое распространение информации об успехах в области лучшего взаимопонимания между расами.

2. Отбор и повторная публикация в журнале «Ревью энд Геральд» статей, написанных с. Уайт, о расовых отношениях, где она ясно излагает основные и неизменные принципы, которыми следует руководствоваться в вопросах взаимоотношения между расами.

3. Подготовка кратких статей для опубликования в журнале «Ревью энд Геральд», освещающих положение цветных, при котором они вынуждены были жить 60, 75 лет назад.

В то время с. Уайт писала много статей по национальному вопросу, в которых призывала оказывать внимание и помощь цветным народам, только что избавившимся от рабства. Некоторые из ее высказываний можно сегодня встретить в «Свидетельствах», т. 9, а также в небольшой ее книге «Работа на Юге», которая более не переиздавалась. Следует отметить, что некоторые из вышеприведенных материалов были написаны сугубо с решением определенных вопросов, которые ныне не стоят так остро.

4. Проведение интернациональных встреч на уровне унии или местной конференции, где могут рассматриваться следующие вопросы: а) поощрение обмена выступлений за кафедрой между церквами из негров и белых; б) обсуждение примеров добрых взаимоотношений между расами и исследование моментов, ведущих к таким добрым взаимоотношениям; в) беседы по расовому вопросу на встрече церковных работников, на административных собраниях, в колледжах и других подобных учреждениях.

5. Наша церковь и ее учреждения не только широко открывает двери для работы высококвалифицированных специалистов любой расы или национальности, но и призваны создавать всяческие условия для подготовки таких специалистов.

6. Рекомендация, чтобы работники Генеральной конференции изучили целесообразность включения в «Церковный порядок» формулировок, излагающих мнение церкви по вопросу человеческих взаимоотношений».

Делегаты Ген. конференции, проходившей 17 июня 1970 г. в г. Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси), опубликовали еще одну декларацию, касающуюся человеческих взаимоотношений.

Декларация по человеческим взаимоотношениям

«В лице своих руководителей, а также посредством принятых решений церковь часто излагает свое мнение по расовым взаимоотношениям. Мы полагаем, что в дополнение к нашим основным взглядам по этому вопросу целесообразно и даже необходимо периодически просматривать и проверять мнение церкви в свете следующих положений:

1. Современные нравственные проблемы и нужды человечества.

2. Задача церкви — охватить радостной вестью о любви и о скором пришествии Иисуса Христа народ каждой страны и каждого человека в отдельности. Поэтому мы вновь подчеркиваем значение наших прежних деклараций и стремление развивать в дальнейшем в наших рядах дух братства и христианской любви. Св. Писание учит нас, что перед Богом все люди равны.

Все люди равны между собой, потому что Бог создал их посредством единократного акта творения. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). Кроме того, Бог сотворил человека по образу Своему» (Быт. 1:26).

Все люди равны, так как Бог даровал им спасение посредством единократного акта искупления. После Своего воскресения Христос всех привлекает к Себе, как членов новой человеческой семьи (Гал. 6:15). Христос разрушил всякую стену разделения (Ефес. 2:14), так что «нет более ни иудея, ни еллина, ни раба, ни свободного» (Гал. 3-28).

Люди равны между собой, потому что Бог предлагает им быть членами примирившейся церкви. Отныне все люди имеют общение друг с другом как члены тела Христова (Римл. 12:4). Они примирены между собой как братья, посредством их общей принадлежности к Богу.

Мы, на основании пророчества, уполномочены засвидетельствовать, что перед Богом человечество едино и равно.

«Христос пришел на эту землю с вестью благодати и прощения. Он положил основание для религии, через которую иудеи и язычники, черные и белые, свободные и рабы соединяются в единое братство, признаваемое в очах Божьих абсолютно равным» (СЦ, 7, 225).

«Во Христе Иисусе мы составляем один народ. Произнося имя «Отче наш», мы признаем себя детьми небесного Отца. Принципы Его божественной истины соединяют нас сердечными узами в единое общество, хотя среди нас могут быть люди богатые и бедные, именитые и простые… В нашем служении Богу нет и не может быть никакого различия между богатыми и бедными, черными и белыми. Все предрассудки должны исчезнуть навсегда. Мы имеем одинаковый доступ к Богу как члены всемирной единой братской церкви» (ЕГУ, Ревью, 24 окт. 1899 г.). «Мы свидетельствуем, что с самого возникновения человеческого общества страх и ненависть, гордость и подозрение, жестокость и угнетение были и остаются орудием подавления одного человека другим и одной расы против другой и брат против брата.

Мы свидетельствуем, что человеческая жестокость по отношению к ближнему в наши дни проявляется главным образом в том, что между людьми проходит деление по национальному и расовому признаку или по цвету кожи.

Мы свидетельствуем, что такое явление наблюдается не только вне церкви, среди тех же людей, которых мы стремимся охватить евангельской вестью, но иногда и среди братьев по вере.

В наших сердцах еще нередко гнездятся невежество, подозрение и презрение.

Мы свидетельствуем, что предубеждение и дискриминация — это грех.

Они губят как тех, кто является их жертвой, так и тех, от кого они исходят.

Далее мы свидетельствуем, что нередко у нас недостает еще духа прощения и примирения, что нередко наши усилия еще не только далеки от достижения возвышенного христианского идеала, но и совершенно недостаточны для того, чтобы могли исправиться. Поэтому мы торжественно обещаем трудиться во всех областях жизни так, чтобы осуществились принципы, воплощенные в жизни и учении Христа.

Церковь АСД должна стать зрелищем для всего мира и показать всем, что из уверовавших обращенных людей Христос может создать истинное братство людей, в котором все равны друг пред другом и все стремятся к единой цели. Настало время, когда церковь остатка должна явить раздробленному и антагоничному миру свое христианское лицо, что она есть церковь, способная объединить людей в истинное братство во Христе. Поэтому решили:

1. В своих проповедях и учении мы ставим перед собой особые цели и задачи, направленные на то, чтобы воспитать в членах нашей церкви правильное понятие о взаимоотношениях людей и наций.

В связи с этим нам необходимо: а) стремиться к более ясному изложению учения Св. Писания, рассеивая всякое неверное мнение о якобы имеющемся библейском основании для дискриминации; б) с благоговением и молитвой исследовать литературу, повествующую о возникновении нашего движения, чтобы самим убедиться в мужественной позиции, которую отстаивали наши первые духовные вожди, исходившие из того, что все люди равны между собой и во Христе составляют один народ; в) помочь людям понять истину, что различия среди нас отнюдь не свидетельствуют о врожденном превосходстве одного народа над другим, а говорят о том, что каждый народ имеет свою особую культуру, которую он может использовать в своем служении Богу; г) знакомить приближенных, готовящихся к крещению, с тем, что они вступают в церковь АСД, церковь остатка, согласно пророчества, присоединиться к которой Библия призывает людей всякого племени, языка и народа; д) в целях лучшего взаимопонимания и общения братьев различных национальностей, организовать семинары, кружки и производить обмен выступлениями из-за кафедры с определенными программами, приводящими к правильному пониманию расовых отношений.

2. В области образования, медицины, книгопечатания и в других областях мы не можем отступать от целей и задач, направленных на воспитание истинного равноправия среди людей: а) долг каждой общины, находящейся под водительством Христа и благодатью Божьей и принадлежащей к всемирной адвентистской семье, возвещать, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему». Такого человека, какого бы он цвета кожи или национальности ни был, мы приветствуем как нашего брата, гостя, члена, сотрудника или руководителя.

3. В своей личной и общественной жизни мы обещаем совершать служение примирения.

И молимся о том, чтобы: а) полностью освободиться от всякого рода предубеждения, гордости, презрения по отношению к любому народу на основании цвета кожи, национального происхождения, экономических обстоятельств или религии; б) научить любить и почитать каждого человека, так как Христос любит и чтит его; в) быть активными сотрудниками церкви Божьей в этом мире, совершая работу исцеления, примирения и духовного обновления среди всех людей».

«Господи, объедини нас воедино!» Церковь АСД от всех других людей должна отличаться тем, что ее члены должны быть соединены между собой любовью Христа и любовью друг ко другу. Эта любовь, подобная любви Христа, должна подняться выше всяких национальных, расовых и культурных преград, которые так разделяют и тревожат современный мир.

Бог призывает нас иметь истинное единство во Христе Иисусе и не только в учении, но и во всех сферах нашей церковной жизни. Пусть же любовь Христа объединит всех нас!