XXIII. Религиозная свобода продолжает оставаться под вопросом

«Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу» (Матф. 22:21).

«Религиозная свобода, — говорил реформатор XVI столетия Беза,- это самое дьявольское учение, потому что, фактически, она подталкивает каждого из нас двигаться в ад собственным путем» (Роланд Вейнтон «Тернистый путь религиозной свободы», 114).

АСД 1800-х годов, равно как и нынешние Адвентисты, с таким мнением решительно не согласны. Каждый человек на сей земле имеет право верить или не верить в Бога, принять или отвергнуть условия спасения и поступать так, как ему представляется правильным.

Это одно из основных понятий о религиозной свободе, которого Адвентисты придерживаются много лет.

Как Бог всегда Один и Тот же и никогда не изменяется, так и свойства Его характера. Поэтому послушание Его воле путем принуждения не угодно Ему. Обращаясь к нам, Иисус говорит: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3:20). «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои» (Иоан. 14:15). Сатана — зачинщик всякого насилия Дьявол добивается послушания всегда с помощью силы.

О бесе, которым был одержим один человек в стране Гадаринской, написано так: «Потому что он долгое время мучил его так, что его связывали цепями и узами, оберегая его, но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лук. 8:29).

Сколько христиан всех веков с печалью свидетельствовали о себе, говоря: «Ибо не понимаю, что делаю, потому что не делаю то, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Римл. 7:15).

«Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Римл. 7:23).

Насилием будет отличаться и образ действий сатаны во время заключительных событий в истории мира. «И он сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя или число имени его» (Откр. 13:16-17).

Последнее испытание, с которым встретится народ Божий, прообразно исполнилось в седьмом веке до Р. Х. Это произошло на поле Деир, где Навуходоносор повелел поставить большой золотой истукан. «Все, кто не падет и не поклонится истукану, будут брошены в печь, раскаленную огнем,- так гласило повеление. Трое иудейских юношей, Седрах, Мисах и Авденаго не повиновались этому царскому указу, не пали ниц пред истуканом, как было повелено. Отвечая на угрозы царя предать их смерти, они ответили: «Бог наш,Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:17-18).

Бог еще и сегодня силен избавить тех, кто верен Ему при всех обстоятельствах жизни. Бог никого не принуждает АСД хорошо знакомы с тем, что произошло с иудейскими юношами, об их чудном избавлении из огненной печи.

Другая сторона этого события не так хорошо известна нам, но, тем не менее, весьма значительная, свидетельствует о том, что Богу угодно только добровольное послушание. Поздравив тех юношей с избавлением, царь повелел: «Чтобы из всякого народа, племени, языка, кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски и дом его обращен в развалины, ибо нет иного Бога, Который мог бы так спасать» (Дан. 3:29).

Но одобрил ли Бог это повеление, заставляющее всех поклониться Ему как истинному Богу? Быть может, насилие, поддерживающее истину вообще, угодно Богу, а поддерживающее ложь и обман — неугодно Ему? Нет, всякое насилие противоречит характеру Божьему, а значит, не угодно Ему. Такого мнения, в частности, придерживалась и Е. Уайт, которая о повелении царя писала так: «Это было справедливо со стороны царя — сделать всенародное признание и возвеличить небесного Бога превыше других Богов, но, принуждая своих подчиненных сделать то же, Навуходоносор нарушил права как монарх.

Он не имел ни гражданского, ни морального права угрожать людям смертью, если они не будут поклоняться Богу, как и тогда, когда он бросил в огонь тех, кто отказался поклониться золотому истукану. Бог никогда не принуждает людей повиноваться Ему.

Он предоставляет каждому человеку право сделать свободный выбор, кому он желает служить» (ПЦ, 510-511).

Наши предшественники, первые адвентисты, имели личные причины твердо отстаивать религиозную свободу.

Многие из них были исключены из церквей за веру во второе пришествие Христа. Тяжело переживая несправедливое подавление их голоса веры, они решили твердо защищать свободу совести как внутри церкви, так и вне ее. Ущемление религиозной свободы Другой причиной твердого отстаивания Адвентистами религиозной свободы является данное им пророческое видение.

С помощью пророчества (которое есть светильник, сияющий в темном месте) они увидели день, когда свобода будет отнята у них, когда традиционно свободные страны сделаются местом заключения святых.

Адвентисты на протяжении многих лет исследуют вопрос относительно состояния религиозной свободы, особенно в пророческом плане.

В 1908 году брат Колгорд в журнале «Свобода» перечислил исполнение целого ряда пророческих признаков. Он назвал их «некоторые из числа наиболее заметных ступеней, ведущих к образованию союза церкви и государства».

Он начал с 1811 года. «Первая петиция, представленная конгрессу относительно законов, запрещающих доставку писем и газет в воскресные дни.

7. 1864 г. — основание постоянной организации. «Национальный реформационный союз», который занимается составлением религиозных поправок к Конституции Соединенных Штатов.

9. 1884 г. (11 декабря) — «Первое предложение реформаторской церкви вступить в союз с католиками…

13. 1888 г. (21 мая) — Внесение сенатором Х. В. Блаиром законопроекта о национальном дне отдыха в воскресенье.

14. 1888 г. (25 мая) — «Поправка Блаира к Конституции в области образования представлена конгрессу.

16. 1888 г. (14 декабря) — «Кардинал Гиббон одобрил движение за введение закона о национальном дне отдыха в воскресенье.

17. 1889 г. (12 ноября) — «Съезд католиков в Балтиморе постановил вступить в союз с протестантами за расширение движения о надлежащем праздновании воскресного дня».

19. 1892 г. (29 февраля) — «Заявление Верховного Суда США о том, что США является «христианской нацией». 20. 1892 г. (июль) — «Конгресс постановляет закрыть всемирную Чикагскую ярмарку не в субботу, а в воскресенье.

25. 1908 г. (14 сент.) — Самуэль Комперс официально провозгласил Американскую федерацию труда сторонником воскресного отдыха, заявив, что «они содействовали установлению празднования воскресенья столько же, если не больше, чем любая другая организация» (Голгорд, «Ступени, ведущие к образованию союза церкви и государства», том 3, стр. 28-29.

Истина, вытесненная заблуждением Указывая на исполнение пророческих ступеней, брат Колгорд имел веские основания.

Е. Г. Уайт, к примеру, писала в 1889 г.: «Христианский мир сегодня развивает свою деятельность в таком направлении, которое неизбежно выдвинет перед всеми народ, соблюдающий заповеди Божьи.

Истина Божья постоянно вытесняется теориями и ложными человеческими учениями. Все чаще и чаще раздаются голоса, требующие поработить совесть тех, кто хочет быть верным Богу. Власти, издающие законы, будут против народа Божьего. Никто из верующих детей Божьих не останется неиспытанным» (СЦ, 5, 546). Говоря о религиозной поправке к Конституции, она назвала ее «ясным, прямым исполнением пророчества» (СЦ, 5, 719).

Далее она добавляет: «Более всего, в чем теперь нуждаются люди,- это в истине для настоящего времени» (СЦ, 5, 719).

И ныне мы отчетливо видим исполнение многих пророчеств. Все больший успех в настоящее время приобретают те проповеди, которые затрагивают вопросы религиозной свободы и истины для настоящего времени.

Проблемы дня Каковы же некоторые из проблем нынешнего времени? @SMALL = Законы о воскресном дне Адвентисты седьмого дня продолжают верить, что законы о воскресном дне являются неподходящими как для государства, так и для церкви.

Во всех этих религиозных и мнимо религиозных законах, начиная с первого закона о воскресном дне, изданном Константином, и кончая самым последним, вызванным энергетическим кризисом, незримо присутствует мысль о преследовании. Суды могут заявлять, что они не имеют ничего общего с религией, но Адвентистам, просвещенным пророческим Словом, этот вопрос ясен.

Религиозное обучение, санкционированное государством

В период 1800 годов религиозные круги приняли решение внести в Конституцию США религиозную поправку.

В числе их предложений был также Национальный закон о воскресном дне.

В ответ на это, АСД создали Отдел религиозной свободы, который начал печатать журнал, посвященный взаимоотношениям церкви и государства. Кроме того, они стали посылать на заседания Конгресса своих представителей с тем, чтобы противодействовать ущемлению религиозной свободы.

Через выступления на страницах журналов «Американский страж» и затем «Свобода» Адвентисты старались убедить государственных деятелей в незыблемости принципов религиозной свободы, которая лучше всего может быть гарантирована отделением церкви от государства.

Е. Уайт писала издателю Джоунсу в апреле 1893 г. из Новой Зеландии такие слова: «Внедрение Библии для изучения в общеобразовательных школах силой закона несправедливо и ничем не оправдано.

Церковь не имеет никакого права силой навязывать что-либо миру».

В то же время она выражала свою озабоченность «по поводу того, что наши братья в этом вопросе могут зайти слишком далеко и представить нас пред миром в неверном свете». Она предостерегала, что «сопротивление закону, предусматривающему изучение Библии в общеобразовательных школах, будет обращено нашими врагами против нас же, если мы дадим этому хотя бы малейший повод.

«Очень важно,- писала она,- в процессе противодействия в таком хорошем деле, как введение Библии в общеобразовательных школах, чтобы мы, как народ, проявили величайшую осторожность и не дали врагам повода спровоцировать себя, чем они смогут воспользоваться против нас, как народа, во время надвигающегося кризиса» (ЕГУ, Письмо 44, 1893 г.).

За последние несколько лет предложены буквально сотни религиозных поправок к Конституции США. Они преследуют в основном одну цель: Утвердить санкционированное государством религиозное обучение в общеобразовательных школах.

Но АСД продолжает считать, что одобрение государством религиозного обучения противоречит как духу Конституции, так и истинным принципам религии.

Один из сенаторов, не согласный с религиозными поправками к Конституции, сказал, что трудно вообще предвидеть такие последствия, которые будет иметь уже первая поправка. Да, трудно, но Адвентистам седьмого дня не трудно, потому, что они хорошо знакомы со словами пророчества.

«Кесареву — кесарево, а Божье — Богу» — по-прежнему остается в силе

Другим важным вопросом, по которому Адвентисты имеют неизменную точку зрения, является отделение церкви от государства.

Е. Уайт писала: «Гражданская власть и власть Божья отделены друг от друга, поэтому Иисус учил, говоря: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу» (Страж 1/5, 1906 г.).

Уже много лет Адвентисты следуют этому мудрому принципу. В первом же номере «Американского Стража», нашего первого журнала, посвященного вопросам религиозной свободы, была ясно изложена наша точка зрения: «Наш журнал посвящен защите американских учреждений, сохранению американской Конституции в неизменном виде той части, где речь идет о религии, а также отстаивание гражданских и религиозных прав человека. Мы всегда будем выступать против того, что будет иметь тенденцию к объединению церкви с государством на словах или на деле» (Американ. страж, янв.

1886 г., стр. 8).

Журнал «Свобода» по сей день регулярно публикует нашу Декларацию принципов следующего содержания: «Мы верим в религиозную свободу и считаем, что это преимущество, данное Богом, осуществляется лучше всего тогда, когда церковь отделена от государства.

Мы рассматриваем гражданскую власть как божественное установление, призванное быть на страже естественных прав человека и регулировать гражданские отношения. В этом ей должно быть оказано доброхотное повиновение. Мы верим в естественное и неотъемлемое право каждого человека иметь свободу совести: быть верующим или неверующим, исповедовать, проводить в жизнь и распространять свои религиозные убеждения или изменять их согласно голосу своей совести или понятий, считая, что все это составляет сущность религиозной свободы; но при осуществлении своего права каждый должен уважать права других.

Мы убеждены, что всякие законы и мероприятия властей, направленные к объединению церкви с государством, подтачивают основу человеческих прав, скрывают в своей сущности преследование и противоречат лучшим интересам церкви и государства. Поэтому издание таких законов и проведения таких мероприятий не должно входить в функции гражданских властей.

Мы считаем своим долгом использовать все законные и честные средства с тем, чтобы предотвратить издание законов, направленных к объединению церкви и государства, и противодействовать любой тенденции к такому союзу.

Мы убеждены, что все должны пользоваться драгоценными благословениями религиозной свободы.

Во многих частях мира отделение церкви от государства является только мечтой. Церковь и государство общими усилиями всячески подавляют свободу свидетельства. В некоторых странах диктаторские режимы лишают людей элементарных человеческих прав.

Церковь должна засвидетельствовать всем людям во всех странах мира и при всех обстоятельствах, что ее посланники «мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Матф. 10:16). Даже со времени, когда первый адвентистский миссионер Эндрюс начал свою миссионерскую работу в Европе, адвентистская церковь уже имела всемирную евангельскую программу. Евангелие должно охватить всех людей, «и тогда придет конец» (Матф. 24:14).

Помощь властей нашим церковным учреждениям Нередко перед церковью встает вопрос, на который многие затрудняются ответить: может ли церковь принимать от власти различные виды финансовой помощи? В 1894 г. губернатор одной из африканских колоний Сесиль Родес преподнес дар церкви АСД — 12666 акров земли для строительства нашей миссии.

В то же время в США правительство освободило церкви и церковные больницы от уплаты налогов.

Как должна была церковь отнестись к этому? Если она не будет поддерживать никаких отношений с мирскими учреждениями, то это будет означать ее отказ от всякой помощи. Этой позиции придерживались некоторые из руководителей церкви. Другие, напротив, доказывали, что в прошлом Бог использовал государственную власть как орудие в осуществлении Своих планов ко благу церкви.

Поэтому такую возможность нельзя отвергать категорически.

Ошибки некоторых братьев

31 января 1895 г. Е. Уайт писала такие слова: «Мы вступили в серьезный и ответственный период земной истории, период борьбы с заблуждениями, которые будут умножаться с наступлением конца времени. Возможно, мы будем иметь в этом отношении некоторую передышку, но не долго. Передо мной письма, которые я собираюсь отправить с очередной почтой в Батл-Крик. Тамошние братья не все рассматривают с правильной точки зрения.

Они настаивают на том, чтобы наши санатории и молитвенные дома были обложены налогом. Однако это неразумно и неправильно. Их понятия о религиозной свободе смешаны с мыслями, не исходящими от Св. Духа, от чего страдает дело религиозной свободы, которое может быть восстановлено лишь посредством милости и благодати Христа.

Сердца тех, кто защищает это дело, должны быть наполнены Духом Иисуса. Только Великий Врач может дать им бальзам из Галаада. Пусть эти люди с кротостью в сердце, исходящей от Духа Святого, прочтут книгу Неемии; тогда их ложные понятия изменятся, и вместе с ними изменится и их настоящая позиция, которая уступит место здравым принципам. Неемия молился Богу о помощи, и Бог услышал его молитву. Господь побудил языческих царей оказать ему необходимую поддержку. Когда его враги выступали против него, Господь воздействовал на царей, чтобы привести в исполнение Свое намерение и ответить на многие молитвы, воссылаемые к нему за помощью, в которой так нуждался народ…

Что мы можем принимать от мира и что должны отдавать ему «Пока мы находимся в этом мире, и пока Дух Божий работает среди людей, мы должны принимать блага так же, как и отдавать их другим. Мы должны нести миру свет истины, как она представлена в Св. Писании, и принимать от него то, что Бог побуждает его совершать ради Своего дела. Господь продолжает действовать на сердца царей и правителей ради Своего народа, и тем, кого глубоко волнует вопрос религиозной свободы, не следует отвергать блага или отказываться от помощи, которую Бог посылает через посторонних людей для продвижения Своего дела…

Весьма странно, что некоторые из наших братьев считают своим долгом добиваться такого положения, которое способно затормозить поступление средств, могущих быть употребленными на дело Божье.

Бог не поручил им в этом вопросе вступать в спор со светскими властями. Удерживающая рука Божья еще не отнята от земли» (СЦ, 200-203).

Союз церкви с миром ради ее материальных и духовных преимуществ на деле ослабляет ее позиции О взаимоотношениях церкви и государства Е. Уайт писала и такие слова: «Мы никогда не должны вступать в союз с людьми мира сего ради получения от него материальной помощи» (СЦ, 9, 238). Она упоминает о «печальных результатах, которые так часто наблюдались в истории церкви со дней Константина и до настоящего времени в стремлении созидать церковь с помощью государства и в обращении ее к светской власти для поддержания Евангелия Того, Кто сказал: «Мое царство не от мира сего». Какой бы незначительной ни была связь церкви с государством, даже с целью приблизить мир к церкви, в действительности же это только приблизит церковь к миру» (ВБ, 297).

На протяжении многих лет Ген. конференция позволяла каждому дивизионному комитету решать вопросы, касающиеся предоставления нам государственной помощи и всякой другой поддержки так, как Дух Св. подсказывает в каждом отдельном случае. Границы между церковью и государством, к сожалению, бывают не всегда четкими.

В связи с этим Е. Уайт пишет: «Есть истины для этой страны (Австралии), являющиеся новыми и неожиданными… Говоря о воскресном вопросе или о союзе церкви и государства, следует поступать осмотрительно.

Прямая и определенная проповедь на эту тему, как в Америке, здесь не будет соответствовать» (Ев. 227).

Не всегда и не всякая помощь от общественных и государственных учреждений является благословением Признавая, что ограниченная помощь со стороны государства не противоречит ни Писанию, ни Конституции, Адвентистские руководители, тем не менее, даже в такой стране, как Америка, подходят к этому вопросу весьма осторожно. Как уже подчеркивалось, АСД-народ пророчества. Согласно же пророчеству, в США должен возникнуть союз, который будет отвергать религиозные свободы. Адвентисты убеждены, что церковь созидается чаще и лучше всего тогда, когда ее учреждения получают финансовую поддержку.

Но мы имеем печальные уроки в некоторых странах, где нашим миссионерским школам были предоставлены государственные субсидии.

Не всякая финансовая помощь, представляемая нам властями, является результатом действия Духа Св. на сердца людей и правителей. Нередко сам дьявол ловко подстраивается под голос пророчества с тем, чтобы ставить на пути церкви различные преграды. Декларация Ежегодного Совета церкви, принятая в 1972 г.

Тенденции, которые в последнее время стали заметными в самих США, призывают нас к осторожности.

В 1972 г. на Ежегодном церковном Совете, который состоялся в городе Мехико, Административный Комитет Северо-Американского дивизиона принял декларацию, основанную на следующих принципах: «В изменяющемся мире нам необходимо не упускать из виду неизменные принципы, управляющие взаимоотношением между человеком и его Творцом, между церковью и государством, а также учиться применять эти принципы к каждой конкретной ситуации. Согласно убеждению АСД, эти принципы следующие:

1. «Бог, Творец всего сущего, установил определенные отношения, которые должны сохраниться между Ним и человеком, между церковью и государством…

2. Бог наделил человека разумом, средствами познания Его намерений и воли, нравственным восприятием и совестью лично определить свою участь, а также ответственностью перед своим Творцом за то, как он использует эти данные ему способности. Первейший и наивысший долг человека — знать волю Божью и сотрудничать с Богом.

3. Отношение человека к своему ближнему основано на принципе бескорыстной любви, выраженной в словах: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Исполнение этого принципа связано с признанием за другими равных прав пред Богом и с прямой ответственностью пред Ним за наше обращение с ближними.

4. Церковь — установленная Богом организация, призванная возвестить Его волю всем людям, помочь им воссоздать в их сердце и жизни Его образ и соединить своих членов в братском общении, поклонении и служении.

5. Гражданская власть учреждена Богом. Ее обязанность, которую возложил на нее Бог,- сохранять законные права человека и создавать для всех людей надлежащие условия, в которых они могли бы достигать цели, предназначенной для них Творцом.

6. Ввиду того, что гражданская власть учреждена Богом, все люди обязаны оказывать ей почтение и доброхотное повиновение в той мере, в какой ее требования не противоречат требованиям Божьим. Другими словами, каждый человек должен «отдавать кесарево кесарю, а Божье — Богу», проявлять активное, личное участие и заинтересованность в общественном благе и быть примерным гражданином.

7. Двойной долг человека — по отношению к кесарю, с одной стороны, и по отношению к Богу — с другой, предполагает две отличные друг от друга сферы действия, включающие в себя как функции власти, так и функции судопроизводства. Бог даровал гражданской власти право и авторитет производить суд над земными делами, удерживая за собой право и авторитет производить суд над совестью человека.

В интересах церкви и государства, гражданская власть должна держаться в вопросах религии строгого нейтралитета — не навязывать какой-либо религии и не ограничивать законных прав отдельной личности или церкви.

8. Религиозная свобода состоит в неотъемлемом праве верить и служить Богу в соответствии с голосом своей совести, без какого-то бы ни было принуждения или ограничения; претворять в жизнь и распространять свои убеждения без какого-либо вмешательства или угрозы наказания, обязуясь при этом ни в чем не нарушать прав других».

Декларация, принятая Ежегодным Советом церкви на основе этих принципов, гласит: «На основании изложенных нами принципов, мы считаем, что наибольшая гарантия сохранения и развития религиозной свободы достигается посредством отделения церкви от государства, как об этом сказано в Конституции и в Билле о правах человека.

Мы признаем тот факт, что церковь и государство могут служить гражданам, каждая в своей сфере, и что некоторые из их функций совпадают. Религиозные учреждения имеют право принимать от государства вознаграждения за оказанные им услуги. Кроме того, церковь и ее учреждения, ни в чем не поступаясь своими убеждениями, может принимать от государства некоторые привилегия, как например, освобождение от налогов, а также противопожарную охрану.

Церковь признает за своими членами право принимать от государства в виду услуг со стороны общественного здравоохранения и школьной администрации, которая, например, организует завтраки для детей и т. д. Сотрудничество же церкви с государством в других сферах рассматривается особо, как сказано ниже: «Школы Адвентистов Седьмого дня предназначены исключительно для того, чтобы воспитать в молодых людях христианские убеждения и дать им такую путевку в жизнь, чтобы отныне они были известны всем как последовательные христиане и примерные граждане. Нужно следить за тем, чтобы никакие причины не могли отвлечь эти школы от той цели, ради которой они созданы, равно как и затем, чтобы они не потеряли своей чистоты посредством какого-либо компромисса с миром, о чем более полно сказано в заявлении о взглядах АСД относительно высшего образования. Позиция церкви заключается в том, что религиозная свобода наилучшим образом достигается и поддерживается, когда принцип отделения церкви и государства не нарушается.

Директивы

Во избежание того, чтобы адвентистские колледжи и университеты не оказались в таком сотрудничестве с властью, которое могло бы компрометировать церковь, были разработаны и утверждены специальные директивы.

Некоторые из них, например, гласят, что ни одно учреждение не имеет права обращаться даже за материальной помощью без предварительного согласия вышестоящих церковных руководителей и церковно-государственной комиссии, специально созданной для этой цели.

Вопросы, относительно которых церковь необходимо периодически информировать В декларации далее сказано: «Чтобы создать в церкви, по возможности, наилучшую атмосферу доверия, руководители церкви должны: 1) полностью информировать членов церкви относительно основных принципов отделения церкви от государства, действий церкви в этом вопросе, а также относительно директив, имеющих цель сохранить чистоту церковных учреждений; 2) периодически докладывать о финансовом и другом виде сотрудничества церковных учреждений с властью, а также 3) информировать церковь относительно вопросов, связанных с принятием помощи от государства.

Ежегодный контроль за деятельностью Адвентистских учебных заведений Все церковно-учетные книги учебных заведений должны ежегодно подвергаться тщательной проверке, а результаты проверки должны быть представлены Совету церкви.

«В целях сохранения нашими школами в их сотрудничестве с властями и частными организациями евангельской чистоты», было решено «каждый заем, субсидию или другую финансовую привилегию принимать не иначе, как с согласия соответствующего церковного отдела или в духе учения АСД о высшем образовании».

Учение АСД о взаимоотношениях

Адвентистских школ и церкви ясно выражено в следующих словах: «На основании евангельского поручения, наши школы призваны выполнять благородную задачу — нести весть Евангелия всему миру» (стр. 6).

«Конечная цель высшего образования АСД, в которое входит исследование природы, происхождение мира, человека и познания истинных ценностей, заключается в том, чтобы сделать учащихся тем, чем они должны быть,- детьми Божьими, а также воспитать в них радость служения в этом мире, которая в мире грядущем еще более увеличится» (стр. 22). Далее говорится о намерении церкви установить постоянный контроль за «избранием опекунов и найме учителей: принимать на работу следует только таковых, которые добровольно поддерживают наше учение» (стр. 39). «Прием на работу в школы Адвентистов седьмого дня проводится не на основе национальной принадлежности, а на основе религиозных убеждений. Все учителя наших школ призваны нести христианское свидетельство» (стр. 42).

Такое направление нашей деятельности в области образования несет с собой благословение. Многим читателям, по-видимому, понравилась статья, где выражены следующие слова декана одного из Адвентистских университетов: «Наш университет,- сказал он,- скорее откажется от любой государственной помощи, чем согласится на ущемление своих прав в вопросе избрания преподавательского состава».

Затруднения в наш сложный век Некоторые из нас желают, чтобы церковь избегала какого бы то ни было сотрудничества с государством, даже в таком, казалось бы безобидном вопросе, как получение финансовой помощи.

Но желаем ли мы этого или нет, а государственная власть старается принимать все более и более деятельное участие в образовании. И многие учащиеся наших высших школ учатся у нас потому, что получают от государства займы и пожертвования. В то же время надо сказать, что взаимоотношения между церковью и государством становятся все более сложными и опасными.

Адвентисты помнят, что Бог действует на сердца царей и правителей во благо Своего народа.

Но они не забывают и о том благословении, какое принесло миру отделение церкви от государства. Они ничуть не обольщают себя заманчивой перспективой получения долгосрочной финансовой помощи от государства, помня о том, что «начертание зверя необходимо рассматривать в некотором виде, как имеющее отношение к каждому учреждению и к каждой личности» (Рукопись 6, 1889 г., стр. 6). Следует заметить, что начертание зверя в этом пророчестве связано с экономическим принуждением. Взгляды Адвентистов относительно религиозной свободы неизменны На протяжении многих лет взгляды Адвентистов относительно религиозной свободы остаются такими же неизменными, как и Сам Бог, от Которого эти взгляды исходят. Как и в прошлом, Адвентисты седьмого дня продолжают быть ревностными защитниками религиозной свободы.