Раздел IV. Библия в вашей семье

Глава 21. Брак может быть счастливым

Брак является самым древним установлением, так как берет свое начало в Едемском саду от дней сотворения. Бог Сам сочетал первую брачную пару.

В шестой день творческой недели, превратив мир в весьма удобный дом для жениха и будущей невесты. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26).

Так Он и сделал. В Священном Писании говорится далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27).

Как совершилось это чудо, рассказывается в следующей главе, из которой мы узнаем, что после сотворения Адама Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (ст. 21—24).

Очень часто многие не обращают должного внимания на эту великолепную сцену. Люди обычно усмехаются, читая рассказ о «ребре», словно это старая легенда или же глупая басня. Но как много они теряют!

На первый взгляд, действия Бога могут показаться странными. Сотворив землю посредством повеления: «Да явится суша»; создав леса: «Да произрастит земля зелень»; наполнив океаны рыбой: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую»; почему не сказать следом: «Да явится женщина»?

Почему Он этого не сделал? Зачем, создав Адама, это самое чудесное существо в удивительном новом мире, Он извлек из его совершенного тела ребро, чтобы из него сделать ему спутницу на всю жизнь?

Вероятно, для этого у Бога была какая-то веская причина. И она на самом деле была. Бог хотел, чтобы человек с самого начала понял, что его жена — это истинно часть его самого, и поступать с ней следует так, как поступаешь с самим собой.

В Библии говорится, что Бог сотворил Еву в качестве «помощницы» Адаму. Она должна была находиться постоянно рядом с ним, всячески помогать ему, вместе с ним работать, планировать будущее и делить радость жизни. Она должна была стать образцом, нелегкой живой моделью (конечно, не в ущерб своей индивидуальности), предшественницей таких помощниц мужчины.

Но для того, чтобы до конца понять всю значимость первого брака, еще раз внимательно всмотритесь в него. Обратите внимание на творческую работу Бога. Посмотрите, как Он все это сделал.

Вот Адам крепко спит. Бог извлекает из его тела ребро. И делает это с великим искусством и величайшей мудростью. Затем Он создает женщину.

Точно так, как он «сформировал» мужчину из «праха земного», наделив его разумом, прекрасным здоровым телом, способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать, думать, помнить, анализировать (что до сих пор остается чудом для медицины), теперь Он с равным прилежанием приступает к изваянию той, которой суждено стать матерью всего рода человеческого.

Какими совершенными делает Бог черты ее лица, ее длинные, волнистые волосы. С какой любовью и старанием вкладывает в ее ум и сердце всю нежность, мягкость, терпение и сострадательную любовь — все те качества, которые Он хочет видеть в каждой будущей матери!

На это у Него не уходит много времени. Вот уже перед Ним предстает самое прекрасное создание всего творения; ее глаза сияют радостью жизни, а нежная улыбка, озаряющая ее лицо, придает ему невыразимую, несравненную красоту.

Медленно, грациозно она делает свои первые шаги, когда Бог «приводит ее к человеку».

Она взирает на фигуру спящего существа, «Что же это такое?» — удивляется она.

Адам открывает глаза и бросает взгляд вверх, на нее. Перед ним стоит существо настолько прекрасное, настолько изысканное, благородное и милое, что ему даже не верится в реальность видения.

Это — любовь с первого взгляда. Тут же, в одно мгновение оба они осознают, что принадлежат друг другу. Взявшись за руки, они уходят прочь, получив благословение от своего Создателя.

Перечитывая эту дорогую для нас старую историю, мы вспоминаем о главной цели, которую преследовал здесь Бог. Она состояла, в том, чтобы осчастливить двух людей. Когда Он соединил мужчину и женщину, то сделал это с самыми добрыми намерениями. Он знал, что только в совместной жизни могут они насладиться всеми ее самыми лучшими благословениями.

Нельзя выпускать из вида и тот факт, что именно Христос сочетал первую брачную пару (см. Послание к Колоссянам 1:16). Таким образом, это был первый христианский брак, и этот факт наполняет особым значением Его рассуждения о браке.

Однажды фарисеи приступили к Нему, задав коварный вопрос: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Иисус так ответил им: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?… посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:3—6).

Здесь, как и в других случаях. Он, отвечая своим противникам, утверждал основополагающую истину. В данном случае Иисус напоминал, что брак является Божественным установлением, призванным соединить двух человек навечно.

Здесь Он коснулся первого из пяти жизненно важных условий счастливого брака.

1. Любой ценой старайтесь сохранить единство. «И будут Два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть».

Очевидно, таким был благодатный замысел Божественного Зодчего, учредившего брак, выражавшийся в том, чтобы мужчина и женщина объединились не только юридически, но во всей полноте отношений.

При венчании два сердца должны быть положены на алтарь, ярко пылающий огнем Божественной любви, и здесь они должны слиться, сплавиться и превратиться в священный инструмент для Бога, чтобы стать более крепким, более действенным и продолжительным союзом, которого не достичь человеку, если он один.

Венчание должно стать местом свидания на перекрестке жизни, где встречаются два путешественника, и, соединив руки, разум и сердце, уверенно устремляются к общей благородной цели, к святой цели.

Бракосочетание должно стать началом долгой совместной жизни, когда необходимо вместе размышлять, вместе строить планы, вместе надеяться. Вместе молиться. Такое прекрасное единение должно пронизывать каждый этап жизни, начиная с венчания и до конца жизненного пути.

Не без веской причины в обряд венчания включено Божественное обязательство: «я обещаю любить тебя… при хороших и плохих обстоятельствах, в бедности и богатстве, в здравии и болезни, любить и заботиться, пока смерть не разлучит нас». Эта клятва основана на опыте шести тысячелетий. И она является жизненно важной для счастливого брака. Поистине трагично, что многие женихи и невесты произносят эти слова небрежно, бездумно, не осознавая до конца всей торжественности и серьезности даваемого обещания!

Драгоценное единство брака следует хранить с величайшим усердием. О нем никогда не следует говорить в шутливом тоне. Брак имеет слишком большую ценность, чтобы забавляться плотскими шутками на сей счет. Сколько людей пожалели о том, что когда-то сделали первый намек на расставание! Но было уже поздно.

Оградите это жизненно важное единство защитными стенами любви. Словами любви. Делами любви. Взаимной внимательностью. Взаимной терпимостью. Взаимным

прощением. А прежде всего решитесь, по возможности, всегда быть вместе. Таким путем обретается счастье.

2. Сохраняйте тайну. С того момента, когда у молодых начинается медовый месяц, они должны прийти к решительному выводу, что существуют такие вещи, о которых никто на свете кроме них не должен знать. С того момента, как супруги принадлежат друг другу, они должны хранить между собой свои самые сокровенные тайны.

Ничто так не способствует сохранению единства, чем твердое намерение — ограничить все личные дела стенами семьи. Им место здесь. Здесь они должны храниться. До них никому другому нет дела. Даже близким родственникам или старым друзьям.

Каждый семейный дом — если хотите, чтобы он был прочным и долговечным, — должен стать священной крепостью, куда нет доступа ни любопытным взглядам, ни досужим языкам.

Взаимное доверие, укрепленное подобным образом, будет с годами расти. Никакое влияние со стороны не вызовет ненужных подозрений и не внесет в их взаимоотношения тень сомнения.

Таким путем обретается счастье.

3. Сразу же устраняйте недоразумения. У двух людей с различным происхождением и воспитанием, иногда даже разных национальностей и языков, неизбежно возникает определенное недопонимание. Наивно думать, что все обстоит иначе. Эти моменты, естественно, возникают при любом браке. Но нельзя допускать, чтобы такое недопонимание превращалось в длительные ссоры и размолвки. В Библии сказано, что их нужно улаживать ‘в тот же день, когда они возникают, — до наступления ночи. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Этот совет особенно хорош для супружеских пар.

Взаимное согласие может наступить только после того, как одна из сторон откажется от той позиции, которую она заняла в пылу спора, либо произнесет фразу «Прости меня», прости за недоброе слово или поступок. Такое поведение разумно. Не допускайте, чтобы недопонимание вылилось в

открытую враждебность. Трудно определить цену мелким обидам, которые лелеются в душе и вовремя не разрешаются. Дорога к каждому суду, к залу для развода усыпана обломками таких обид.

При начале любой ссоры прочитайте эти слова, обладающие успокоительным воздействием: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1—3).

Таким путем обретается счастье.

4. Пусть во всем преобладает любовь. В этом — разрешение всех самых трудных вопросов жизни: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов», — писал апостол Петр (1 Петр. 4:8).

Никогда не позволяйте любви умереть. Поддерживайте ее, несмотря на все сказанное или сделанное. Пусть будет она «усердной», и тогда рано или поздно она покроет все грехи. Душевные раны затянутся, ошибки, нетерпимость и зло простятся.

Если дать любви шанс, то она восторжествует. И так будет всегда.

Таков главный смысл послания апостола Павла к Ефесянам: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь;

потому что мы члены тела Его» (Еф. 5:25—30).

Трудно найти более понятные и полезные слова: мужья должны любить своих жен той же бескорыстной жертвенной любовью, которую проявил Христос к Своей церкви. Жены должны отвечать тем же.

Если такая любовь лежит в основе брака и постоянно поддерживает его, может ли он оказаться неудачным?

Таким путем обретается счастье.

5. Пусть всем руководит Бог. Освященный Богом брак никогда не распадается. Если и муж, и жена с радостью ставят Бога на первое место во всем, ищут Его руководства во всех своих делах, то последствием этого будет согласие и довольство. Единство в служении, единство в посвящении и единство жертвенности сделает для сохранения прочности брака больше, чем что-либо другое.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш брак оказался долговечным, разделите свой христианский опыт. Молитесь вместе. Вместе читайте Библию. Вместе ходите в церковь. Скажите вместе с Иисусом Навином: «А я и дом мой будем служить Господу» (Ис. Нав. 24:15).

И в этом обретается счастье.