Раздел V. Библия и ваше здоровье

Глава 25. Более полнокровная жизнь

Как мало сегодня действительно здоровых людей. В ответ на вежливое «Как поживаешь?» обычно следует рассказ о болезнях, недомоганиях, операциях и т. п.

Люди любыми средствами пытаются избавиться от последствий стрессовых ситуаций, переутомления, нервного напряжения, ставших настоящим бичом нашего безумного века. Мы постоянно сталкиваемся с этими толпами «ходячих больных», а все больницы, санатории, клиники и психиатрические лечебницы забиты до отказа пациентами с еще более серьезными диагнозами.

Статистические данные, которые публикуют крупные страховые компании, довершают эту картину. Из этих сводок мы узнаем, как много людей в ближайшие несколько лет обречено на смерть от рака, сердечно-сосудистых и прочих заболеваний.

Несомненно, Бог никогда не хотел, чтобы жизнь была такой безрассудной! Конечно, нет. Библия не оставляет никакого сомнения на сей счет.

Сотворив Адама, Бог наделил его телосложением, рассчитанным на вечную жизнь; при этом он должен был питаться растительными продуктами и плодами дерева жизни. Если бы он не согрешил, у него никогда не портились бы зубы, не выпадали волосы, его глаза сохраняли бы свою привычную зоркость, а сердце продолжало биться вечно. Жизненная сила, испытанная Адамом в первый день его жизни, сопровождала бы его на протяжении всей вечности.

Хотя Бог сказал Адаму после согрешения: «смертью умрешь» (Быт. 2:17), все же понадобилось немало времени, пока его жизненные силы истощились.

Библия говорит, что Адам прожил почти тысячу лет, а точнее, — 930. Его сын Сиф прожил 912 лет. Его внук Енос — 905. Каинан жил 910 лет, Малелеил — 895, Иаред — 962, а Мафусал, ветеран всех долгожителей на земле, прожил 969 лет.

Может быть, все эти цифры вымышленные? Совсем нет. Следует обратить внимание на то, как близко к началу творения жили все эти пионеры человеческого рода, и тогда все сомнения исчезают. Во-первых, их телосложение было совершенным; во-вторых, их не одолевали никакие наследственные болезни, и кроме этого пища, которую они употребляли, отличалась высоким качеством. Овощи и фрукты, составлявшие большую часть их повседневного рациона, росли на земле, которая изобиловала минеральными солями, способствующими укреплению здоровья. Заметим, что и жизнь в те дни была более размеренной, более спокойной. Не было такого напряженного ритма, преждевременно старящего людей сегодня. Вполне возможно, что сердечные и другие заболевания были неизвестны в те отдаленные времена.

Но одно столетие сменялось другим, продолжительность жизни человека постепенно сокращалась. Если Ной прожил 950 лет, то его сын Сим дожил всего до 600, его внук Арфаксад прожил 438 лет, а его правнук Сала только 433 года.

Два поколения спустя Фалек прожил лишь 239 лет, а через четыре поколения после него Фарра умер в возрасте 205 лет (Быт. 11:10—32).

Сын Фарры Авраам прожил 175 лет. Вот как говорит об этом Писание: «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью» (Быт. 25:8). Очевидно, и это время, пятьсот лет спустя после всемирного потопа, средняя продложительность жизни была уже ниже и этой цифры.

Ко времени Давида такой среднестатистический предел оказался равным 70-ти годам: «Дней лет наших семьдесят лет, — писал он, — а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10).

Сегодня, особенно в некоторых слаборазвитых странах, продолжительность жизни еще ниже.

С течением времени чудесный механизм, который Бог запустил в действие при творении, постоянно сокращал срок своей деятельности.

Но не таков был, как мы уже говорили, первоначальный замысел. Он планировал жизнь, а не смерть; здоровье, а не

болезнь; жизнедательную энергию, а не переутомление и страдания.

Когда Бог избрал Израиля как Свой народ. Он с любовью старался показать им, что, несмотря на проклятие греха, они могли бы избежать многих из его прямых последствий. Через Моисея Он открыл им элементарные секреты хорошего крепкого здоровья, показал, как они могут сохранить его, даже если будут жить в неблагоприятных условиях.

Если люди последуют этому доброму совету, — заверял Господь через Моисея, — то сумеют избежать многих скорбей.

«Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).

В другом случае Бог сказал своему народу, что, если будут служить Ему всем сердцем, суждено им наслаждаться добрым здоровьем: «Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни» (Исх. 23:25).

Некоторые из Божественных наставлений относительно здорового образа жизни достойны повторного изучения и в наши дни.

1. Осторожность в выборе пищи

«…Чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которые можно есть, от животных, которых есть не должно» (Лев. 11:47). Некоторые продукты хороши для употребления их в пищу, а другие — нет. Чтобы чувствовать себя здоровыми, надо обратить внимание на питание — фундаментальная истина, о которой мир все время забывает.

2. Соблюдение требований гигиены

Чистота играет большое значение в вопросе здоровья. Откройте Библию. Страдающие инфекционными болезнями — как и те, кто находился в контакте с ними, — содержались в карантине, соблюдая определенные правила (Чис. 5:2). Особые наставления были даны относительно прокаженных (Лев. 13:1—59). Мясо, пролежавшее более трех суток — тогда, естественно, не было холодильников, — следовало предавать огню (7:17). Зараженные предметы подлежали уничтожению

(7:19). Таким образом, все эти требования находились в полном соответствии с современными медицинскими правилами.

3. Нравственная чистота

Седьмая заповедь Закона Божьего — «не прелюбодействуй», ко всему прочему, ставила своей целью и уберечь людей от отвратительных физических последствий злоупотребления одной из самых священных функций нашего тела. По сути, заболевание — это следствие нарушения заповеди.

4. Гармоничное сочетание труда и отдыха

Непрерывный труд преждевременно старит людей. Постоянный же отдых превращает их в ленивцев и способствует нравственному вырождению. Чтобы наслаждаться счастливой, здоровой жизнью, работа и отдых должны находиться в совершенной гармонии. Бог предписал шесть дней трудиться и в седьмой — отдыхать. «Помни день субботний, чтобы святить его», — сказал Он. — Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх. 20:8—10).

Ничто не могло способствовать в большей степени полному благополучию, как соблюдение этого доброго совета. Если следовать ему, то не только тело получит желанный отдых. Систематически прерывая труд, можно с большой для себя пользой предаваться размышлениям о делах Божьих. Духовный подъем, переживаемый в течение каждого седьмого дня, был и остается целебным фактором в жизни и приносит бесчисленные благословения.

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13,14).

До тех пор, пока народ Израильский прислушивался к доброму совету, люди наслаждались обещанными благословениями. Одно время они обладали удивительно

крепким здоровьем, о чем в Библии говорится: «И не было в коленах их болящего» (Пс. 104:37). К сожалению, их верность Богу оказалась недолговечной, и вскоре болезни вновь начали одолевать их.

Когда Сын Божий лично посетил наш мир. Его повсюду окружали больные и умирающие. Повсюду, где бы Он ни появлялся, за Ним следовали люди, умолявшие Его восстановить их здоровье. Слепые страстно желали видеть, глухие мечтали слышать, калеки нуждались в силе, чтобы ходить. Увидев эту массу страждущих людей. Он «сжалился над ними» (Мф. 9:36). И в этом нет ничего удивительного! Ведь Он был Творцом человека и теперь пришел, чтобы посмотреть, к каким печальным результатам привел его грех. Не заботясь о Своих удобствах или покое, «Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян. 10:38). Уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия, Он исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).

Всем этим страдающим людям Он принес вдохновенную весть о том, что новая, лучшая жизнь вполне им доступна. «Я пришел для того, — говорил Он, — чтоб имели жизнь и имели с избытком» ( Ин. 10:10). Разве люди не нуждались в хорошем здоровье? Разве они не нуждались в силе? Не нуждались в душевном мире? Разве не стремились они к большей жизнеспособности? Вся сущность их прошений заключалась именно в этом. И Христос, отвечая на их нужды, сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28).

Покой! И не просто покой, но и жизнь. Жизнь более изобильная, более полнокровная, чем вы когда-либо помышляли.

Но для такой жизни нужно выполнить определенные условия. Люди должны быть готовы «больше не грешить» (Ин. 8:11). Они должны обратиться к Богу и соблюдать Его заповеди. Тогда разрешатся все проблемы. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей», — сказал Он им (Ин. 15,10). И в этом глубокий смысл — стержень нашего здоровья.

Основополагающие принципы здоровья, счастливой жизни сегодня те же, что и во все времена. Бог не изменился. Его сочувствие и сострадание к нам такие же, как и к людям, испытывавшим нужду и страдания в Галилее много веков тому назад.

Вот почему, если мы хотим жить более полнокровной жизнью, предложенной Богом, уже сегодня нам следует сделать первый шаг. Отдадим Ему наше сердце, оставим все известные нам нарушения Его закона и с помощью Его благодати будем стремиться жить в полном согласии с открытой Им волей.