Глава 35. Встретимся ли мы вновь с нашими любимыми?

«Когда умрет человек, — спрашивает патриарх Иов, — то будет ли он опять жить?» (Иов 14:14).

Сколько людей задавали этот вопрос на протяжении омытых слезами столетий! Мать, целующая в последний раз свое умершее дитя, ребенок, оплакивающий свое одиночество при утрате родителей, — все задавались вопросом: наступит ли когда-нибудь день воссоединения? В каждом скорбящем сердце жива надежда, что смерть это еще не конец.

«Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена, — говорит Иов. — Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ; и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих» (Иов 14:14,15).

Иов здесь выражает уверенность в том, что Бог, создавший его и сформировавший его характер, как горшечник формирует пальцами своими глину, не забудет человека. Неважно, сколько пройдет при этом лет. Бог будет помнить его и ждать в своем Царстве.

То же прочувствованное всем сердцем убеждение подсказывает ему вот эти драгоценные, врезающиеся в память слова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19:25—27).

В Новом завете мы встречаемся с удивительной уверенностью Иисуса в жизни после смерти. Кто лучше Его мог знать истину? «Наступает время, и настало уже, — говорит Он, — когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе… Не дивитесь сему:

ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,

услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:25—29).

«Воля Пославшего Меня, — заверяет Он Своих учеников, — есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40).

Чтобы доказать свою способность исполнить данное обещание, Он воскресил многих мертвых во время Своего служения, включая дочь Иаира (Мф. 9:25), сына вдовы из Наина (Лк. 7:14) и Лазаря (Ин. 11:43).

Когда люди видели, как умершие возвращались к жизни, они изумлялись и говорили: «Бог посетил народ Свой». И они были правы. Он действительно это сделал. Здесь перед ними предстал Царь любви, и делает он то, что хотел делать больше всего — исцелять больных, хромых, глухих, слепых, и, что самое удивительное, воскрешать мертвых.

Так Он исполнял пророчество, данное Исаией: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам — открытие темницы» (Ис. 61:1).

У Него были ключи от темницы смерти и Он превосходно пользовался ими, чтобы «утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда» (Ис. 61:2—3).

Все это, по сути дела, было лишь предвкушением чего-то гораздо более значительного, что должно было произойти в будущем, в тот великий «последний день», когда Его чудный голос откроет гробницы, пробуждая к жизни умерших праведников.

Своим воскресением из мертвых Он представил неопровержимое свидетельство Своей власти над смертью и возможности воскресения всех праведных при Своем Втором пришествии.

«И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, — писал апостол Павел, — то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как

смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:19—23).

Но в Коринфе находились и такие, которые не верили в жизнь после смерти. Они насмехались над самой идеей воскресения.

Они никак не могли понять, как человеческое тело, полностью разложившееся и истлевшее, может когда-то вновь обрести плоть живую.

Апостол Павел ответил им таким образом:

«Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (ст. 35—44).

Затем он переходит к величественному заключению, в котором силой Божественного вдохновения открывает природу грядущего возвращения к жизни святых Божиих и подчеркивает в этом полную свою уверенность:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»» (1 Кор. 15:51—55).

Несмотря на всю суровость и жестокость нравов в римском обществе, когда жизнь, по сути дела, ничего не стоила, да и смерть не много значила, такая славная перспектива — перспектива вечной жизни после воскресения — вызвала в верующих большой энтузиазм. Здесь также довольно ясно выражена мысль, что, воскрешая к жизни праведных. Бог сохранит природные черты каждой личности.

Что касается Павла, то он говорил об этом постоянно, призывая каждого верующего ожидать «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). Ибо в этот радостный день произойдет невероятное чудо, и все праведные будут взяты в свой вечный дом.

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, — пишет он фессалоникийцам, — дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13—18).

Здесь на самом деле можно обрести утешение в печали, ибо слова Павла о том, что Христос сдержит Свое обещание и вернется, чтобы воскресить мертвых, дополняются достаточно ясной панорамой, объясняющей, как все это произойдет.

Праведные мертвые воскреснут, а живущие праведники будут изменены для встречи с Господом в воздухе.

Все вместе! Родители и дети, братья и сестры, друзья и любимые. Все, кого разлучила жестокая рука смерти, воскресшие из мертвых и преображенные, живые вместе войдут в Царство Божье.

И если Бог говорит «вместе», то можно быть уверенными в том, что мы узнаем друг друга там, на небесах. А почему бы и нет? Каков смысл находиться всем «вместе» и быть чужими друг другу?

Так Бог в Своей нежной любви представлял нам будущее, которое предусмотрел для счастья Своего народа.

Но было бы горько, однако, обнаружить, что преимущество счастливого воссоединения предназначено не для всех. Все могут наслаждаться им. Бог готов предоставить его всем без исключения. Но на это требуется наше согласие. Вот почему только те, кто примет Его дар спасения через Иисуса Христа, смогут получить щедрые благословения, обещанные Им.

Что же касается остальных умерших, то и они воскреснут, но не в то же время (см. Ин. 5:29). Их воскресение произойдет тысячу лет спустя после этого — для встречи с Богом на суде (Откр. 20:5,12).

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (ст. 6).

К этой радостной цели должны стремиться все любящие Бога, жизнь и жаждущие воссоединения со Своими возлюбленными. Так пусть укрепятся сердца их и разум, пока еще длится время благодати и милости Божьей.